В чем смысл жизни человека

Жизнь есть тьма, когда нет стремления.
Всякое стремление слепо, когда нет знания.
Всякое знание тщетно, когда нет труда.
Всякий труд бесплоден, когда нет любви.

Джебран Халиль Джебран

«В чем смысл жизни?» — об этом задумывались и греческие философы, и восточные мудрецы, и современные ученые. «Для чего я живу?» — этот вопрос хоть раз задавал себе всякий думающий человек.

Найти ответ на вопрос: «В чем смысл жизни?» — значит, определить ее цель, назначение. В зависимости от того, какую цель Вы преследуете на том или ином жизненном этапе, меняется и смысл Вашей жизни. Если Вы в 25 лет поставили себе задачу заработать как можно больше денег, с каждой новой крупной сделкой растет ощущение, что жизнь полна смысла. Но если через двадцать лет Вы обнаружите, что заработали деньги в ущерб гармонии в семейных отношениях или здоровью, то прошедшие годы будут казаться Вам бессмысленными или, по крайней мере, имевшими смысл лишь частично.

Одно ясно, что жизнь человека должна иметь смысл, т.е. цель, пусть даже и преходящую.

Жизнь без смысла означает, что человек лишен глубокой внутренней мотивации, что делает его слабым. Слабость, отсутствие цели мешают человеку сопротивляться неблагоприятным жизненным ситуациям, взять собственную судьбу в свои руки.

Такой человек становится легко управляемым — отсутствие смысла жизни лишает прочных жизненных критериев. Свои цели и желания человек часто подменяет чужими. В результате страдает его индивидуальность, не проявляются в должной мере способности и таланты.

Психологи отмечают также, что нежелание или невозможность найти смысл жизни лежат в основе многих психических расстройств и болезней, депрессии, неврозов, являются одной из причин самоубийств, преступности, алкоголизма и наркомании.

Поэтому любой человек всегда, осознанно или нет, но стремится найти для себя задачу в поле жизни. Постепенно вся эта карусель преходящих ценностей и желаний приближает человека к ответу на главный вопрос: «В чем смысл Жизни — в чем смысл всех смыслов и цель всех целей?»

Ответ на этот вопрос каждый человек обречен искать сам — как путем интеллектуальных исследований, так и на основе жизненного опыта. Существует даже точка зрения, что смыслом жизни является поиск смысла жизни. Однако, вслед за Махариши Махеш Йоги и другими величайшими мыслителями, мы полагаем, что объективный смысл жизни все же существует. Жизнь человека имеет назначение. И секрет счастья или несчастья человека напрямую связан с тем, в какой степени жизнь его соответствует этому назначению.

Чтобы понять, в чем смысл жизни, определитесь с тем, что такое Жизнь

Находясь внутри объекта, очень трудно понять, для чего он существует, в чем его смысл. Представьте, что Вы ни разу не выходили из дома, в котором родились. Как Вы можете постичь назначение этого дома, если Вам ничего неизвестно о дожде и снеге, жаре и холоде, от которых он призван защитить? Только знание более широкого диапазона реальности позволит Вам ответить на вопрос, для чего же существует дом.

Чтобы узнать, в чем смысл жизни, надо познать диапазон реальности более широкий, чем тот, который мы привыкли считать жизнью. Иными словами, чтобы понять, в чем смысл жизни, определитесь сначала с тем, кто Вы и что такое Жизнь.

По многочисленным социологическим опросам, в наши дни жизни реально угрожают однообразие, стресс и дефицит смысла. Главная причина этой проблемы кроется не столько в окружающем мире: в начальнике, супруге или соседях, — сколько в самом человеке: он утратил связь со своей собственной внутренней природой, но именно в этой природе, как гласят многочисленные источники, заключены огромный неиспользуемый человеком потенциал и подлинная Жизнь.

«Каждое человеческое существо подобно миллионеру, который забыл о своём богатстве и положении и вышел на улицу, чтобы просить милостыню».

Притчи о смысле жизни человека

Притчи – это философские рассказы о смысле жизни, всегда остающиеся отличным средством не только для самопознания, но и для самосовершенствования.

На этом сайте вы сможете ознакомиться с прекрасной коллекцией очаровательных историй, одновременно простых и мудрых, учащих думать и быстро находить лучшие пути преодоления различных трудностей.

Читая притчи важно то, что мы сердцем воспринимаем сокрытую между строк мудрость, задумываемся о смысле жизни, исправлении ее и учимся быть лучше и добрее.

Притчи при желании можно найти в творчестве любого народа, но самыми известными являются евангельские притчи. Например, каждому человеку в любом уголке мира, даже очень далёкому от христианской духовной традиции и Евангелия, известна притча о блудном сыне.

В некоторых притчах авторство не указывается – имена авторов безвозвратно исчезли в песках времени. Но, несмотря на это, авторы этих притчей продолжают жить – жить в мудрости своих творений, становясь безошибочными ориентирами сотен поколений на пути к пониманию Истины.

Расскажите об этой статье. Будем Вам благодарны!

Белокурый мальчонка вприпрыжку бежал рядом с молодой женщиной, все пытаясь ухватиться за ее руку. Та же только одергивала ее, бормоча про себя:

– И где ты только взялся на мою голову? Родился, чтобы мешать мне жить.

– Мама, а когда мы вернемся, ты прочитаешь мне сказку о кузнечике?

– Бедный мальчишка,– сокрушались окружающие, – глупенький не знает, что она ведет его в детдом.

Когда мальчик подрос и смог навещать мать, он старался как можно чаще проводить с ней свое время. Нередко подросток находил мать в пьяном угаре, вызывал скорую, и пока ехали врачи нежно гладил ее руку и целовал грязную щеку:

– Зачем же ты так, мамочка? Потерпи, все будет хорошо.

– Ненормальный ребенок, да просто глупец. Никакого к себе уважения. У той любви для него не хватило, а он бегает, спасает, – недоумевали знакомые.

Мудрые высказывания о смысле жизни и Любви. Мудрые мысли и советы Отцов

В мудрых высказываниях и мыслях святых Отцов обретается если не все, то по крайней мере многое из того, что жизненно необходимо для каждого человека. В них встречаются и возвышенные полеты преисполненные благодати богословской мысли, воспоряющие к самым вершинам Боговедения, и глубокие нравственные назидания, позволяющие нам ориентироваться в сложных перепитиях земного жития, и руководственные начала для той духовной брани, которая неотделима от этого земного жития.

В 1925 году в монастырь Дионисиат пришел один бесноватый. После повечерия он, находясь в своей комнате, начал громко петь и неистово плясать, с шумом ударяя ногами в пол, до изнеможения. Отцы и братия были вынуждены связать ему руки и ноги для принудительного, так сказать, успокоения. Но он разорвал веревки, как будто был связан нитками. После этого один опытный брат связал его новой веревкой. В этот момент демон, обитавший в нем, закричал: «Вяжи меня, монах, и увидишь, что станет с твоими веревками». Действительно, через два часа одержимого увидели свободным, а веревки нашли в саду.

Однажды после такой его пляски до изнеможения старец Виссарион принес ему в кувшине святой воды.

– Иди, Яннаки, дитя мое, попей холодной водички,– сказал он ему.

Тот, тяжело дыша после пляски, с жадностью начал пить. Но с первыми каплями почувствовал, как сам говорил, жжение в горле.

– Тьфу, тьфу, ты попалил меня, монах, ты попалил меня,– сказал он и выплюнул воду. Все были поражены действием благодати, заключенной в святой воде. После ему дали обычной воды, и он выпил ее с алчностью. Целый месяц над ним читали запретительные молитвы, когда же ему стало легче, он уехал.

Однажды его спросили: «Чего ты боишься больше всего: святой воды, антидора или Святых Даров?»

– Если бы вы сохраняли в себе то, чем вы причащаетесь в Церкви, то никто из нас не смог бы вам повредить.

– Почему же, Яннис, ты боишься Божественного причащения?

– Оставь Янниса, не спрашивай его, слушай только меня, что я тебе говорю,– был ответ.– Дай мне сделать один нырок в море, и я тут же окажусь в Афинах!

Источник: Афонский отечник. Архимандрит Иоанникий (Коцонис), 2014 г.

Непридуманные истории из жизни людей

Сейчас, когда повсеместно и навязчиво формируется и пропогандируется новый тип человека — самолюбивого и эгоцентрического, искаженного страстями и самооправданием, — рассказы о светлых и благодатных душах и поучительные современные истории предлагают вернуться нам к первоначальной и первозданной красоте, к подлинному образу человека.

«Из рукописи библиотеки иеромонаха Евфимия Критского:

«Лет пятьдесят назад в каливе Святых Апостолов скита Святой Анны подвизался старец Пахомий из г. Редестус во Фракии со своей братией. Он нам рассказывал, что жил в одной киновии с учителем монахом Захарией, переводчиком «Огласительных поучений» преподобного Феодора Студита. Впоследствии отец Захария приобрел в скиту Малая Анна каливу в честь святого Аввакума. С того времени он подвизался в ней в полном одиночестве до конца своих дней. Живший тогда на Святой Горе митрополит Карпафийский Нил имел обыкновение ежегодно после праздника святого Анастасия в Великой Лавре посещать в пустынях и скитах знакомых ему отцов, и в том числе преподобнейшего сего учителя Захарию. Однако в тот год он решил никого не посещать и по окончанию праздника сразу возвратился на место своего пребывания.

Смысл жизни

Человек, сам того не осознавая, находится в поиске своего места в жизни, смысла своего существования. Если провести исследование, то будет видно, что проблема уходит корнями к истокам цивилизации, а сформировавшиеся модели от начала до наших дней уже давно стали стандартными:

  • смысл жизни есть в получении максимума наслаждений — гедонизм
  • смысл жизни состоит в том, чтобы просто быть счастливым — эвдемонизм
  • смысл жизни связывают с материальными благами и ценностями — прагматизм
  • стремление к пользе и личной выгоде — утилитаризм
  • личное самосовершенствование — перфекционизм
  • служение другим людям, проявление любви к ним, забота — гуманизм
  • общность интересов — корпоративизм
  • и другие прочие модели

То есть обретение смысла жизни — это наполнение своего бытия объективной целью, содержательностью, той или иной идеей. Жизнь такого человека интересна и увлекательна для него самого, и, как правило, полезная в том числе и окружающему миру.

На деле же смысл жизни человека проявляется в процессе его жизнедеятельности — и собирается со множества сфер жизни. Это своеобразный пучок целей и идей. Но ключевой момент в этом всём — самореализация, самовыражение. Если человек не привнёс что-то такое в окружающий мир, что признали другие, что-то полезное, что-то, что важно и для индивида в том числе, он чувствует, что смысл жизни отсутствует, что он потерял нить, заблудился. И, напротив, когда деятельность или какой-то результат полезен другим людям, когда человек с увлечением и с самовыражением вовлечён в какой-то процесс — он уверен в себе, он чувствует эту нить, он может точно ответить на вопрос — есть в его жизни смысл или нет. Он это прекрасно осознает.

С осознанием смысла жизни тесно связано понятие цели. В сознании человека цель выступает образом того будущего состояния действительности, которое отвечает его представлениям, потребностям и идеалам. Цель не тождественна смыслу жизни. Но зачастую цель создаёт в жизни человека пвсевдосмысл жизни, который через какое-то время лопается под напором более важных ценностей — когда человек эволюционирует духовно и выходит на более высокий уровень.

Цель и смысл жизни человека

Но так или иначе цель и смысл жизни — тесно взаимосвязаны. Потому что человек приходит в этот мир с определённой миссией. Ну не может ведь быть все это просто так? Зачем-то же мы все суетимся, радуемся, чувствуем тоску, горе, любовь и счастье? Но цель, которую преследует человек не всегда можно связать со смыслом жизни. Это, безусловно, очень индивидуальное понятие, как и многое вообще в нашей жизни. Ведь цель – это какой-то конечный результат, эта какая-то плоскость, а если говорить о смысле жизни — это уже целое трехмерное измерение, в которое можно поместить бесконечное количество плоскостей. Смысл жизни — это вектор движения. А цель жизни — есть модуль или длина этого вектора. Можно привести тысячи сравнений. Смысл жизни – это поиск некой бесконечно ускользающей Истины, познание Творца. Отсюда столько связи этой проблемы с религиозными течениями.

Смысл жизни человека заключается в том, чтобы он обрёл для себя знание, которое сделает его счастливым.

Доктор аюрведической медицины О. Торсунов

Можно соглашаться, можно спорить — и каждый будет прав, потому что этот вопрос очень индивидуальный и многомерный. Смысл жизни человека обретается со временем, познаётся в радостях и страданиях, через пассивное и активное. Смысл жизни не состоит из какой-то одной проблемы и взгляда — скорее такое зацикливание приведёт к заблуждениям, ошибкам и искажению этого понятия. А если мы сами не способны как-то наполнить свою жизнь смыслом, то за нас это сделают другие, но это будет мнимый смысл жизни, навязанный кем-то или чем-то намеренно или нет. И осознание этого мнимого смысла жизни — уже огромный шаг вперёд.

Все рассуждения и идеи по этому вопросу — глупые, умные, абсурдные, гениальные — верны, ибо каждое мнение является кусочком, элементом огромной мозаики. И это большая работа — собирать эту бесконечную мозаику — но ведь самое главное не только собрать, но и увидеть — что там будет на ней изображено.

Что такое смысл жизни и классическая проблема поиска смысла жизни

Смысл жизни: в чем смысл жизни? Отвечает доктор психологических наук

Смысл жизни: в чем смысл жизни?

Серафим Саровский так определил смысл жизни христианской: «Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого».

Какое место смерть занимает в жизни человека?

О смерти, наверное, написано и сказано практически все, и добавить к этому что-либо трудно. Однако, если мы посмотрим, какое место занимает смерть в жизни человека, в его реальной жизни, повседневных заботах, мыслях, предметах, то увидим, что это место ничтожно мало, значительно меньше, чем какое-нибудь изменение фасона одежды или скандала вокруг рок-звезды. И, как писал один старый автор, самая большая, самая разительная, самая-самая страшная нелогичность в жизни человека — это та, что он не готовится к смерти, не готовится к тому, что в жизни его является самым верным и неизбежным.

Психолог такую ситуацию объяснит довольно просто. Он скажет, что смерть вытесняется из сознания, из психики, и что это вытеснение необходимо и даже полезно, отчасти об этом уже говорил Федор Ефимович Василюк. На самом деле, если мы задумаемся о смерти то, как мы сможем продолжить эту часто суетную жизнь, как мы будем делать все наши дела и делишки?

И, действительно, получается такая коллизия, о которой сегодня говорили, которая идет еще от блаженного Августина: «Пока мы живы, смерти нет, а когда умрем, не будет жизни». Эти состояния разделены, и вопрос в том, как их искать вместе.

Но тем не менее и в психологическом плане смерть встречается с жизнью. Причем она встречается с жизнью не где-то на периферии коллизий психической реальности, а в очень важном, едва ли не центральном месте. Это место — проблема смысла жизни.

Смысл жизни

Для того, чтобы как-то подтвердить эти слова, позволю себе небольшое психологическое отступление. Что есть смысл? Смысл не есть предмет, название, слово, Смысл — это улавливаемое нами, отражаемая связь между предметами. Обычно это связь между предметами и ситуацией меньшей по отношению к ситуации большей. Скажем, понять смысл того, почему вы пришли на эту конференцию, исходя из этой конференции, невозможно. В каждом случае мы должны выйти за границы этой конференции, и тогда окажется, что один, скажем, пришел, чтобы получить знания, другой — чтобы написать диссертацию, третий — себя показать и т. д. То есть в каждом случае мы должны выйти из данной ситуации и войти в контекст ситуации более широкой.

Далее. Каждый смысл возгоняется, восходит по вертикали в некую иерархию, лестницу, потому что ответ, что я пришел себя показать, тут же подразумевает новый вопрос: а ради чего ты хочешь себя показать? И там приходится отвечать: ради того, что я обладаю такой профессией или еще что-то. Вопрос о профессии вновь подразумевает вопрос: а ради чего тебе эта профессия?

И такая возгонка неизбежно ведет к последнему вопросу: ради чего ты живешь?

И вот здесь мы вновь обнаруживаем себя в ситуации: понять смысл жизни, исходя из жизни, из ее контекста и ситуации — нельзя по определению. Потому что по определению: смысл есть отношение меньшего к большему.

Смысл жизни как проблема, как сам вопрос может быть поставлен лишь в том случае, если мы отнесем его к чему-то, что более нашей жизни, что выходит за грань нашей жизни. Именно здесь происходит реальная встреча со смертью.

И эта возгонка подразумевается в нашей жизни, даже когда мы ее и не осуществляем. Подобно тому, как в Римской империи все дороги вели в Рим, все вопросы о смысле, или точнее, о смыслах, разлитых в нашей жизни, так или иначе ведут к этому главному и существенному смыслу жизни.

И последнее, когда мы говорим о смыслах, то речь не идет о некоторых декларациях, которые человек произносит. Речь идет о внутренней субъективной реальности. Смысл — это суверенная территория души. Поэтому смысл нельзя навязать, его нельзя преподать. Истине не обучаются, истина переживается. Это старое положение философов.

Когда происходит встреча со смертью? В онтогенезе, т. е. в ходе индивидуального психического развития это происходит несколько раз. Ведь постановка вопроса о смысле жизни — это вечная по сути дела постановка. Здесь нет какого-то определенного ответа на всю жизнь. Но острота высвечивания этой проблемы приходится на главные, переломные моменты человеческой жизни.

У Маршака есть такое стихотворение «Четыре года без смерти». Он вспоминает, что до четырех лет он был бессмертен, т. е. смерть в это время как бы не присутствовала в его жизни, а в четыре года он вдруг понял, что когда-то умрет, конечно, в бесконечном пространстве-времени, но умрет. Как он горько это переживал, плакал.

Затем смерть появляется в очень важном возрасте — примерно в 9-10 лет. Это вообще довольно таинственный возраст, потому что в эти годы человека очень часто сопровождают тяжелые болезни, выводящие его на грань смерти. Если просмотреть биографии многих людей, то обнаружится, что в этот период жизни многие из них были тяжело больны.

Затем следует подростковый период. Это конечно, наиболее драматический возраст. Главный драматизм подросткового возраста заключается в том, что здесь впервые с полной отчетливостью и ясностью человек понимает свою смертность. В подростковом возрасте появляются первые самоубийства, появляются первые игры с этой гранью. И как мы знаем, подростковый возраст — это наиболее возвышенный, философский возраст, когда человек решает проблемы связанные со всем своим будущим, со всем смысловым содержанием смысла жизни.

Далее, следует выделить кризис, манифестируемый достаточно ярко в 30-летнем возрасте. За ним с периодичностью примерно в 10 лет следуют кризисы смысла жизни 40 лет, 50 лет, и т. д.

Помню запись 51-летнего Толстого в «Исповеди». Он пишет: «две мыши — белая и черная — то и дело подтачивают корни куста, на ветвях которого я вишу над пропастью. Я держусь за ветви жизни, зная, что неминуемо меня пожрет дракон смерти».

Вопрос о смысле жизни

Помимо закономерностей возрастных, есть и структурные закономерности в решении вопроса о смысле жизни. Они теснейшим образом связаны с теми ступенями или структурами смысловой сферы, которые можно наметить.

Можно говорить об эгоцентрическом уровне, когда человек воспринимает себя как единицу, центр, а другие, все окружение выполняет служебную роль в зависимости от того, помогают они его желаниям или нет. Если помогают — они хорошие, если не помогают, то они враги. Смерть здесь воспринимается как конец личного благополучия, как стимулятор эгоцентрической работы. Соответственно смысл жизни рассматривается как увеличение суммы личных достижений вне зависимости от блага других людей.

Смерть такого человека как бы уничтожает его, все становится бессмысленным после его смерти.

Следующий важный уровень — это группоцентрический, где центральной является группа, общность, с которой человек себя идентифицирует. Отношение к другим тесно зависит от того, принадлежит он к этой группе или не принадлежит. Если принадлежит, то другой человек достоин жалости, сожаления, любви, снисхождения. Если не принадлежит, то эти чувства на него могут не распространяться. В этом случае смысл жизни уже выходит за грани смерти человека, и он видится в жизни, благополучии той группы, с которой он себя идентифицирует. Мы все жили в таком мире, где такая центрация была официальной: «забота у нас такая, работа у нас большая — жила бы страна родная, и нету других забот!» «Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей!» И так далее. Здесь главный смысл заключается в том, чтобы жил определенный «кусок» общности. Он может быть разным — от семьи до страны. Он может быть совершенно разным по объему, но психологически — это одно и то же: жили бы «мои», жили бы «мы», «наши», а что касается остальных, то это безразлично.

И, наконец, следующая ступень, которую можно назвать гуманистической, просоциальной. На этой ступени любой другой человек, принадлежит он моей группе или нет, обладает в смысловом восприятии такой же ценностью, как я сам. На этой ступени впервые появляется нравственность, потому что до этого о нравственности мы говорить не можем. Можно говорить о морали: группоцентрической или корпоративной. Но мораль, как известно, есть во всех слоях общества, начиная от преступников и кончая работниками торговли и т. д. Только на уровне нравственного сознания начинает действовать императив Канта или если говорить проще, старое золотое правило этики: поступай с другим так же, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. В качестве примера переживания подобного нравственного состояния можно сослаться на 37-летнего Эйнштейна, который во время тяжелой, угрожающей смертью болезни писал: «Я настолько чувствую связь с другими людьми, что мне все равно, где кончается моя жизнь» отсюда и смысл жизни.

На уровне нравственного сознания смысл жизни более широкий и светлый, чем тот , который присутствует в групповой морали. Он преображает деятельность человека, хотя этот смысл относится ко всему человечеству, он, строго говоря, конечен, поскольку конечно человеческое существование и человечество как таковое также конечно. Другое дело — в каких масштабах и сроках эта конечность заключена.

И, наконец, последняя ступенька, которую можно обозначить, — это ступень духовная или эсхатологическая. На этой ступени человек начинает рассматривать себя как существо, связанное, соотнесенное с духовным миром. Тогда он сам и любой другой человек приобретает не только гуманистическую, общечеловеческую, но и определенную сакральную ценность. Здесь, на этой ступени, устанавливается его личная «формула», связь с духовным миром, личная форма связи с Богом. На этой ступени смерть рассматривается вообще не как конец личного бытия, а как переход от одного состояния жизни к другому, переход от изменений душевно-телесных к изменениям духовно-бестелесным. И по сути на этой ступени и только на этой ступени возможно появление бесконечного смысла жизни, смысла жизни, не уничтожимого фактом физической смерти.

Жизненная коллизия разрешается нахождением смысла жизни только в религии. Поэтому смерть называют козырной картой религии, в частности, постигая нашу культуру, козырной картой христианства. Потому что другие подходы не могут покрыть эту карту.

В заключение я хотел бы вернуться к сомнению, которое было высказано старым автором о том, что стоит ли людям думать о смерти пока они живы. Это сомнение принадлежит многим психологам, которые считают, что мысль о смерти надо вытеснять, поскольку она только мешает жизни. На самом деле то или иное решение вопроса о смысле жизни, которое, как я пытался показать, необходимым образом связано со смертью, играет едва ли не важнейшую роль в организации жизни человека, в организации самых разных проявлений этой жизни.

Если говорить о медицине. Медицина не может существовать вне концепции жизни и смерти. Я позволю себе сказать, что она начинается с этой концепции. Более того, позволю себе высказать утверждение, что если нет этой концепции, то это не медицина вообще, какими бы инструментами она ни обладала. Потому что основы медицины были заложены Гиппократом, его клятвой. В клятве речи нет ни о каких инструментах. В ней речь идет об определенной организации на подобии ордена. Врач — это не профессия наряду с другими типа слесарь-сантехник или инженер. Это особая профессия, в которую должны входить люди с особым сознанием и призванием.

Возьмем любое проявление современной медицины, о которых очень хорошо говорила Валентина Васильевна Николаева, например отношение ребенка к ситуации болезни. Дети в больницах не играют, они замкнуты, они фиксированы на своих родителях, они воспринимают болезнь только как ограничение. Все это целиком относится к советской больнице.

Все это соответствует в лучшем случае уровню группоцентрической морали или группоцентрическому пониманию смысла жизни, потому что в центре советской больницы находится болезнь, а не человек, не ребенок.

Если бы в центре нормальной больницы находился ребенок, то тогда все было бы повернуто по-другому. Потому что задача врача и задача такого рода больницы, где находятся дети, тяжело больные дети, — сделать так, чтобы они там жили, а не просто лечились. Сейчас лечение — центр больничного распорядка, к которому приноравливается жизнь больного ребенка. Нужно повернуть наоборот. В центре — жизнь ребенка, ее смысл. Лечение — это средство, «которое должно пристраиваться » и соответствовать смыслу жизни ребенка.

И такие больницы есть. У нас, правда, я их не видел. Я видел их за границей. В подобной больнице ребенок может жить, общаться со сверстниками, шутить. Он не будет зафиксирован на родителях.

Все эти вопросы являются ключевыми. Если они не будут решаться, если на понимании смысла жизни не будет строиться образование медиков, то тогда мы так и останемся на представлении о человеке как организме, которым надо манипулировать, вырезать его органы, торговать ими или передавать по наследству и т. д.

Понимание смысла жизни, возгонка этого понимания до уровня подлинных духовных ценностей является основанием человеческой медицины.

Серафим Саровский так определил смысл жизни христианской: «Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: