Смысл жизни в произведениях А

Философ и поэт… Мы часто считаем эти понятия противоположными, обозначаем между ними границу. Однако, я считаю, что каждый поэт внутри себя является философом. Творческие личности воспринимают мир духовно, интуитивно, но, в то же время, и аналитически:

Увы, наш круг час от часу редеет;

Кто в гробе спит, кто дальний сиротеет;

Судьба глядит; мы вянем; дни бегут..

Мы близимся к началу своему…

Что же это? Мысль? Чувство? В этом четверостишии содержится и печаль, и скорбь, и мудрость. Здесь у Александра Сергеевича нет противоречия, поэзия и философия едины, они дополняют друг друга. Философские проблемы в лирике великого русского поэта встречаются часто, и все они по-своему оригинально трактованы.

При раскрытии заданной темы нельзя обойти вниманием стихотворение «Пророк». Оно связано с традициями гражданских и философских од Ломоносова и Державина. Поэтическая речь Пушкина выдержана в суровом, возвышенно-ораторском тоне. Несмотря на архаический образ пророка, стихотворение обращено не в глубь веков, а в пушкинскую современность.

Пророк, по представлениям древних, – истолкователь воли божества. Он беспристрастно судил о настоящем и предсказывал будущее. Пророк всегда выступал защитником угнетенных. В его лице в древние времена видели избранника, способного проникать в суть явлений, говорить правду до конца. Пророком может стать только тот, кто «духовной жаждою томим». Он должен обладать, по философии Пушкина, всеведением, всезнанием, то есть высшим знанием законов, управляющих природой и обществом, мудрым и правдивым языком. В момент творческого вдохновения, исполнения пророческой миссии все суетное, мелкое, приземленное должно исчезнуть, умереть, стать прахом. Вот этот трудный процесс превращения простого смертного в грозного глашатая истины запечатлен в стихотворении. Величаво, торжественно передает Пушкин приход высшего знания к пророку:

Моих ушей коснулся он, —

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дальней лозы прозябанье.

Здесь отражена необыкновенная энергия творческого познания, радость всевидящей мудрости. Чувствам пророка стало подвластно все, они превратились в умные чувства, способные легко проникать в сущность мира. Но затем все меняется: человек приносит себя в жертву. В его «уста замерзшие» вложено «жало мудрыя змеи». Дано острое ощущение физической боли. И, наконец, человек лишается «сердца трепетного». Через мучения и страдания герой становится пророком: «Как труп в пустыне я лежал, // И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли…»

Пушкин возвеличивает в стихотворении силу чувства и мысли, направленных на постижение жизни и не боящихся никаких внешних преград, раскрыв образ поэта-пророка, призванного служить людям.

В другом поэтическом творении — «Анчар» — философски обобщена трагедия современного Пушкину человека. Он имел в виду прежде всего российский деспотизм. Сюжет обогащается новым мотивом: теперь уже речь идет об отношениях внутри человеческого общества. Владыка, князь может послать другого человека, раба, на смерть, чтобы утвердить свою власть над «соседами» и обречь их на рабство и гибель. Раб знает, что он послан на смерть, и владыка знает, что он посылает другого человека на смерть. Пушкиным в этом стихотворении осуждено общество, потому что в нем правят антигуманные законы, потому что социальные отношения превращают одного во властителя, действующего сознательно во вред себеподобным, а другого – в послушного раба. В обоих – все человеческое искажено.

В стихотворении «Поэт» автор затрагивает другую философскую тему: определяет свой путь избранника судьбы. Ему дарован талант, чтобы он нес радость людям, самому же поэту суждено одиночество, как плата за вдохновение:

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствую плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Пусть не кажется это преувеличением его заслуг перед людьми, но многим готов поступиться и пожертвовать поэт. Не всегда это делается сознательно, скорее сердцем, Пушкин видит истину и выбирает свой трудный путь интуитивно.

Время каждого из нас ограничено, и любая жизнь рано или поздно оборвется… Что же сделать, чтобы жизнь не оказалась прожитой напрасно? Теме смерти поэт противопоставляет свое творчество. И мы понимаем, что искусство действительно может «обмануть» время:

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит;

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Но всегда сквозит через слова и строфы тема бесполезности всего, разочарования в жизни, единого конца для всех: «Иль в лесу под нож злодею // Попадуся в стороне».

На протяжении всей лирики Пушкина мы чувствуем, что в душе лирического героя идет непримиримая борьба двух начал. Есть ли смысл в нашем существовании, и если есть, то в чем он заключен — такие вопросы решаются в его сознании. Все философские стихи А.С.Пушкина окрашены в теплые тона. Да, в жизни можно найти смысл. Но в то же время поэт делает печальный вывод: «На свете счастья нет…».

«Маша Миронова — мой любимый литературный герой (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)»

Обычно внимание читателей привлекают главные герои литературных произведений — доблестные, отважные, великодушные, готовые к подвигу. Мне же после прочтения повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» больше всего понравилась Маша Миронова.

В начале нашего знакомства с ней мы узнаем от ее матери, что она «трусиха», а от Швабрина — что Маша «совершенная дурочка». Однако проходит совсем немного времени, и Петр Гринев убеждается, что Маша Миронова — девушка «благоразумная и чувствительная». Ее искренность и простота привлекают окружающих. Не остался равнодушным к достоинствам Маши и Гринев.

В дальнейшем мы узнаем, что Маша Миронова — не такая уж и трусиха, как о ней отзывался Швабрин. Ни угрозами, ни силой не удается сломить твердую волю девушки, не желающей стать женой подлеца и предателя. Несчастья и потери, обрушившиеся в одночасье на Машу, закалили ее сердце и душу. Она готова бороться за свою любовь. В душе Маши зародилась великая сила, помогающая ей, ведущая ее сквозь испытания к победе. Вот почему, не колеблясь, девушка решила отправиться в Петербург к самой императрице, чтобы оправдать в ее глазах своего будущего мужа. Она верила в честность Петра даже тогда, когда Гринев-старший краснел при упоминании его имени. И Маша добилась своего — ее открытость, убежденность, милая простота в общении сделали то, что было не под силу никому более.

Маша Миронова кажется мне идеалом женщины — одновременно слабой и сильной, покорной и волевой, чувствительной и умной. Мне бы хотелось быть похожей на эту героиню повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

«Пророк» А. Пушкин

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Дата создания: 1826 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Пророк»

Философская тема поиска смысла жизни характерна для творчества многих литераторов, однако далеко не каждому из них удается четко сформулировать ответ на поставленный вопрос. Для кого-то творчество является одной из возможностей самовыражения, другие видят в своих произведениях кратчайший путь к славе, богатству и уважению.

Рано или поздно любой человек, связанный с литературой, задается вопросом о том, для чего именно он живет, и что хочет сказать своими произведениями. Поэт Александр Пушкин в этом смысле не стал исключением, и тема самоидентификации проходит красной нитью не только в его прозе, но и в поэзии. Наиболее характерным в этом отношении произведением является стихотворение «Пророк», созданное в 1826 году и ставшее своеобразной программой действий не только для Пушкина, но и для многих поэтов последующих поколений. В этом нет ничего удивительного, так как произведение действительно поражает своим величием и метафоричностью. При этом само стихотворение является весьма емким и точным ответом на вопрос о том, в чем именно заключается смысл жизни истинного поэта, и к чему он должен стремиться, создавая свои произведения.

Стихотворение «Пророк» написано Пушкиным в жанре оды, что подчеркивает значимость и весомость данного произведения. Ведь оды создаются лишь в честь самых неординарных событий, которые имеют важное значение для жизни автора или же всего общества. Многие предшественники Пушкина, являясь придворными поэтами, писали оды по случаю коронации либо бракосочетания венценосных особ. Поэтому «Пророк», созданный «высоким штилем» по всем канонам жанра, можно считать своеобразным вызовом, который Александр Пушкин бросил миру, отстаивая свое право быть поэтом. Этим он подчеркнул, что творчество является не только попыткой самовыражения, но и должно иметь конкретную цель, достаточно благородную, чтобы посвятить ее достижению всю свою жизнь.

Стоит отметить, что, подражая древнегреческим поэтам, в «Пророке» Пушкин прибегнул к приему метафоричности, создав удивительное по красоте эпическое произведение, в котором его главный герой, отождествленный с автором, встречается с высшим ангелом. И именно «шестикрылый серафим» указывает ему правильный путь, открывая истинное предназначение поэта, который должен «глаголом жечь сердца людей». Это означает, что любое произведение, которое выходит из-под пера литератора, не имеет права быть никчемным и пустым, с его помощью поэт должен достучаться до сердца и разума каждого читателя, донести ему свои мысли и идеи. Только в этом случае можно говорить о том, что творческий человек состоялся как личность, а его произведения – ну пустое бумагомарательство, а подлинные жемчужины литературы, которые заставляют думать, сопереживать, острее чувствовать и понимать этот сложный и многогранный мир.

Многие современники Пушкина после публикации «Пророка» стали относиться к поэту с некоторой предвзятостью, посчитав, что этим произведением он попытался возвысить себя до уровня литературного бога, который свысока взирает на мир и уверен в своей непогрешимости. На самом деле такое впечатление действительно создается благодаря высокопарному слогу, который Пушкин специально выбрал для этого произведение. Однако смысл стихотворения совсем не в том, чтобы превознести себя, ведь в «Пророке» присутствуют строчки о том, что ангел заставил автора переродиться. Это означает, что Александр Пушкин в полной мере осознает свое несовершенство и стремится к тому, чтобы каждое его произведение стало той самой жемчужиной в литературе. Между тем, человеку, который знает о своих недостатках и может открыто об этом заявить, чуждо чувство высокомерия. Поэтому стихотворение «Пророк» стоит рассматривать в контексте послания будущим литераторам, до которых автор пытается донести простую истину: искусство ради искусства и удовлетворения собственных амбиций так же ничтожно, как и высокопарные оды, восхваляющие самодержцев и отправляющиеся на свалку истории сразу же после их публичного прочтения.

Природа в произведениях Пушкина

Природа в произведениях Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса ” Давно сказано и много раз повторено: природа безучастна. Но тогда почему же она так дивно соединяется с человеческим сердцем, и той возвышенной страстной силой его, которую издавна называют поэзией? Почему так глубоко волнуют и заставляют трепетать душу каждого картины природы, связанные с детством, пылкой отроческой любовью, первыми прозрениями и привязанностями или с теми святынями, что могут озарить всю жизнь не меркнущим светом? Почему в соприкосновении с природой не тускнет смысл, казалось бы, привычных и даже расхожих эпитетов “близкое”, “заветное”, “родное”? И почему понятия Родины сразу же и, прежде всего, вызывают в воображении точные картины дорогих палестин? Когда-то Достоевский сказал: “Красота спасёт мир”. Наша современная действительность нуждается в спасении: в трудных условиях материальной жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых неурядиц, не замкнуться в самом себе. Поэт чутко понимает, что душу можно разбудить только тогда когда человек сможет радоваться каждому мигу жизни, сумеет найти поэзию в любом проявлении земных радостей. Музыка, природа, стихи – это радостно всем. В природе есть своё волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу приобщая её к прекрасному мигу осознания себя частицей всей Вселенной. Пушкин, Лермонтов, Тютчев и многие другие поэты оставили прекрасное наследие. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя. Сейчас, как никогда очень остро стоит вопрос экологии, вопрос – будет ли жизнь на земле, а если будет, то какая. Патриотизм всегда являлся национальной чертой русских поэтов, они могли в незаметной, внешне застенчивой русской природе находить смысл, природа всегда была для них источником вдохновения, источником живительной силы одаренной русской души. Пушкин в своих отступлениях в “Евгении Онегине” даёт чудесное описание природы, его стихи о природе полны любви, грусти об уходящем мгновении. Среди стихов Пушкина видное место принадлежит тем произведениям, где с изумительной силой он рисует картины природы. По мнению многих, литература – это слепок с жизни, но слепок более тонкий, более объективный. Одной из особенности поэта была разносторонность его дарования, хотя много творческих сил Пушкин отдал созданию реалистического пейзажа. Эта лирика была дорога поэту как возможность непосредственно высказать свои мысли, чувства, переживания. Поэтические страницы изображения природы в “Евгении Онегине” просто великолепны. “Как грустно мне твоё явление. Весна, весна Пора любви? Какое томное волнение в моей душе, в моей крови”, — пишет автор. Белинский очень точно заметил, что Пушкин, остро чувствует бег времени, выражает лучший тип русского национального характера своей эпохи. Его душа чужда кастовой изомерии и духовной ограниченности. Богатая духовная жизнь самого Пушкина позволяла ему открывать в природе таящуюся в ней красоту.

Милые сердцу родные картины природы, нарисованные Пушкиным, не забываются никогда, как никогда нельзя забыть детство. Волнуют его строки из “Евгения Онегина”: “Люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор, перед гумном соломы кучи, да пруд под сенью ив густых – раздолье уток молодых”. Из всех времён года Пушкин обожал осень. Он писал: “Из всех времён я рад лишь ей одной”. Несмотря на то, что Пушкин много писал об осени, чудесны его зарисовки в стихах: “Зимний вечер”, “Зимнее утро”, “Зимняя дорога”, “И вновь я посетил ”. В этих скромных внешних зарисовках каждому понятна и мила природа, с которой человек сталкивается на протяжении всей своей жизни. Его стихи “Кто знает край, где небо блещет”, “На холмах Грузии” стали шедеврами не только русской литературы, но и мировой. Ни один русский поэт не может сравниться с Пушкиным по прелести и лёгкости изображения молчаливой красоты природы. Я считаю, что картины природы в его лирике являлись превосходным средством воспитания любви к Родине. Можно любить только ту землю, ту красоту, среди которой родился и вопрос. И хотя на земле не мало экзотических стран с чудесными пальмами и морями, мы только восхищаемся этой природой, но она нам не очень близка. Недаром, когда поэты и писатели покидают Родину, то больше всего они тоскуют по русской природе. В последние годы жизни Пушкин создаёт произведения, наполненные безысходной тоской, глубоким сожалением о прошедших годах. В печальном голосе поэта постоянно присутствуют нотки скорби, разочарования, в его стихах природа грустит вместе с ним. Стихотворение “И вновь я посетил ” очень личное. В каждой строчке пейзажа можно найти одиночество хмурого леса, там даётся трагический пейзаж с угрюмой картиной убогих избушек русской деревни, смерти детей. Настроение стихотворения перекликается с одиночеством самого поэта. В стихотворениях “Туча”, “Осень” та же тема безысходности. Недаром Пушкин любит это время умирания природы: “Октябрь уж поступил, уж рощи отряхают последние листы с нагих своих ветвей”. Кажется, что сама природа грустит вместе с поэтом. В каждой картине Пушкин запечатлевает своё особенное, неуловимое обычным глазом построение. Пейзаж у поэта не бесчувственный образ, он активен, имеет свой символ, свой смысл. В стихотворении “На холмах Грузии” печаль сквозит не только в пейзаже, но и в настроении поэта. Он пишет: “На холмах Грузии лежит ночная мгла ”. В этих строках передана романтическая мечта о волшебном крае. Пушкин изображает мир сильных страстей и чувств. В стихотворении “Деревня” на фоне поэтических зарисовок картин природы показана изнурительная рабская жизнь крепостных. Пушкин восклицает: “О, если б голос мой умел сердце тревожить!”. Он чувствовал себя одиноким парусом в жестокой жизненной буре, но голос его по-прежнему оставался вольным. Один из глубоких ценителей и поклонников творчества Пушкина – А. Горький говорил, что в томике стихов Пушкина он находит “большие мудрости и живой красоты, чем в холодном мерцании звёзд или в молчании пустыни”. В этих словах Горького прекрасно передано основное, что отличает лирику великого русского поэта,- и жизненность, её подлинная человечность.

“Пушкин есть явление чрезвычайное, и может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла”. Эти хорошо известные слова Гоголя хочется ещё раз повторить, ибо в них сказано всё главное – и о национальном своеобразии Пушкина, и о богатстве и силе его поэтического языка, и о высоком нравственном содержании его поэзии. Пушкин был больше, чем поэт. Это был историк, философ, политик, человек, являющий собой эпоху. Поэт был настоящим живописцем природы, он воспринимал её зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта.

Решение поставить спектакль «на свечах» обеспечило трагически-театральный мир булгаковской пьесы, подчинило себе пространственно-масштабный характер мизансцен, организовало «старинно-экзотический» фон для стилизованного действия. При этом общая колористическая гамма видоизменялась в различных эпизодах спектакля в соответствии с драматическим действием, содействуя своим живописно-декоративным качеством каждому отдельному моменту игры. Сцены во дворце сопровождались горением всех свечей, в эпизоде «Кабала святош» зажжены были только нижние ряды, тем самым создавалась атмосфера подвала. «Пушкин, Гоголь, Мольер и прочие великие поэты уже давно одеты, однажды и навсегда, в заношенные мундиры всевозможных традиций, через которые не доберешься до их живой природы. Произведения Шекспира, Шиллера, Пушкина на жаргоне актеров и театральных рабочих называются готическими пьесами; произведения Мольера так и называются мольеровскими. В самом существовании прозвания и в самом обобщении всех в одну общую кличку уже заложено указание на то, что они подведены под общий штамп»,P писал К.PС.PСтаниславский и объяснял причины ненавистной ему театральщины дурным вкусом педагогов, «которые с ранней юности, когда еще так остра впечатлительность, сильна интуиция и свежа память, на всю жизнь портят прелесть первого знакомства с гениями

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: