Отношение к творчеству Пушкина

Произведения А. С. Пушкина занимают достойное место не только в русской литературе, но и в достижениях мировой культуры в целом. Поэтому важно каждому культурному человеку знать наследие этого великого русского поэта, и выражая свое отношение к его творчеству, не забывать о бережном отношении к достоянию русской культуры.

Отношение к творчеству Пушкина

Мое отношение к творчеству А. С. Пушкина может быть только созвучным с мнением маститых критиков, написавших огромное количество трудов, подтверждающих глубину, философскую и эстетическую наполненность творчества великого классика русской литературы.

Отражение эстетической и философской концепции писателя в творчестве А.С. Пушкина можно проследить на ряде его произведений, относимых к философской лирике: «Погасло дневное светило. », «Элегия», «Подражание Корану», «Свободы сеятель пустынный. », «Вновь я посетил. »,«Памятник».

Философская лирика

В своей философской лирике поэт отходит от поэтики «тезиса», где автор в основе произведения использовал готовую законченную мысль, которую украшал «эпизодами», и показал, что смысл произведения не в однозначности, а в глубине выражаемой мысли.

Михаил Лунин великолепно высказался по этому поводу: «Одни сочинения сообщают мысли, другие заставляют мыслить». Философская лирика Пушкина имеет в своей основе конфликт жизни и смерти, тайну смысла бытия. Это взгляд, брошенный в глубину, придает ей смысл («смысла я в тебе ищу» становится как бы эпиграфом пушкинского отношения к жизни).

В образах движения и застывания явно прослеживается борьба жизни и смерти, которая отражается в вечном конфликте текучего и неподвижного. Что ярко выражают противоположные образы: мертвого движения («топот бледного коня») и устойчивости жизни («нет, весь я не умру»).

О влиянии божественного проявления на свое творчество поэт выразился вполне определенно: «Веленью Божию, о муза, будь послушна…»

Эстетическая концепция

Эстетическая концепция поэта для его современников занимала исключительно высокое положение, он говорил о том, что творцы его времени: «почувствовали, что цель художества есть идеал, а не нравоучение». К своему высочайшему уровню развития идеал приходит в искусстве христианского мира, он получил определение в то время, как «романтический».

Суть романтического искусства выражалась в полном слиянии божественного с человеческой субъективностью, осязаемо реально и вместе с тем существующей во внешней и телесной форме.

В поисках выразительных средств, выражающий идеал, Пушкин говорил, что слово неистощимо, как и человеческий разум: «Если все уже сказано, зачем же вы пишете? чтобы сказать красиво то, что было сказано просто? жалкое занятие! нет, не будем клеветать разума человеческого, неистощимого в соображениях понятий, как язык неистощим в соображении слов».

Свое бережное отношение к русскому языку, как к источнику его вдохновения поэт выразил словами: «…Все готов сберечь я, хоть весь словарь; что слог, то и солдат – Все годны в строй: у нас ведь не парад». Каждый читающий Пушкина ощущает, как каждое слово соотносится со всем языком, поэтому ощущение «бездны пространства» по выражению Гоголя стоит за каждым его словом.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Трагизм судьбы русской литературы XIX века в XX веке: изменения
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbsp«Борьба с Пушкиным» нигилистов и футуристов : причины, течения

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Реферат на тему: Любовная лирика Пушкина

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Ни прежде, ни после я не видела его так добродушно весёлым и любезным’’. На второй день Анна Петровна уезжала. Утром Пушкин пришёл в Тригорское и на прощанье подарил ей отпечатанную главу “ Евгения Онегина ”. В неразрезанных страницах лежал вчетверо сложенный листок почтовой бумаги со стихами.Я помню чудное мгновенье: Шли годы. Бурь порыв мятежный. Душе настало пробужденье. Передо мной явилась ты, Рассеял прежние мечты, И вот опять явилась ты, Как мимолётное виденье, И я забыл твой голос нежный, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты Твои небесные черты. Как гений чистой красоты.В томленьях грусти безнадёжной, В глуши, во мраке заточенья И сердце бьётся в упоенье, В тревогах шумной суеты, Тянулись тихо дни мои, И для него воскресли вновь Звучал мне долго голос нежный, Без божества, без вдохновенья, И божество, и вдохновенье, И снились милые черты. Без слёз, без жизни, без любви. И жизнь, и слёзы, и любовь 6 Перед нами встаёт образ женщины удивительного обаяния, способной внушить чувство самое чистое и глубокое. И если даже образ этот не столько реальный, сколько идеальный, рождённый фантазией поэта, первоосновой его всё же была женщина вполне реальная — Анна Петровна Керн. Стихотворение – это целая “поэма ” о подлинной любви, о её этапах. Первая встреча с Анной Петровной Керн на балу в Петербурге в 1819 году и кратковременное увлечение ею летом 1825 года в селе Михайловском – вот реальная основа стихотворения. Оно чётко делится на три равные части, по две строфы в каждой. Такая композиция организует восприятие стихотворения и придаёт гармоническое единство в целом. Любовь воспринята поэтом как светлая непередаваемая радость, подлинно возвышенное чувство. Даны самые общие контуры пленительного женского облика. Их очень немного: “ голос нежный ”, “милые черты ’’, “ небесные черты”. Дважды повторенные сравнения “ как мимолётное виденье, как гений чистой красоты ” также не придают женскому образу конкретного характера – наоборот, они усиливают впечатление чего – то необычно прекрасного, возвышенного, но лишённого живых, определяющих признаков. Здесь любовь – уже не источник страдания, а источник самой жизни, в которой человеку предстоит испытать и радость, и горе, и тревоги, и несвободу. Что же поможет ему противостоять гонениям судьбы? Конечно, любовь, которая может творить чудеса. Именно таков смысл замечательного пушкинского шедевра. Что испытала Анна Керн в это поистине “чудное мгновение” своей жизни? Мелькнула ли у неё мысль о бессмертии? Скорее всего, нет. Она была счастлива в этот миг. Бесспорно, сердце её переполнилось грустью и волнением; наверное, она догадывалась о том, какую жемчужину держит в руках. Но сумела ли она понять, в чём гениальность этих стихов? Должно быть, она жадно искала там похвал своей красоте, свидетельств восхищения, ведь для неё это было любовное послание. Разглядела ли она, что стихи не только о любви, но и о поэзии, о судьбе поэта? Что “чудное мгновенье”, о котором вспоминает Пушкин, — не только встреча в доме Олениных, но и волнения ранней молодости, блеск петербургских салонов, общение с высокими умами и яркими талантами, с прелестными и благосклонными красавицами – всё то, что ослепило его после лицейского уединения? Жизнь “без слёз”, “ без жизни ”, “без любви ”- это существование поэта вне творчества. “В душе настало пробужденье ”- это о поэтическом вдохновении, посетившем его в Михайловском, в одиночестве.

29 января 1815 года. Лицей. “Я счастлив был! нет, я вчера не был счастлив; поутру я мучился ожиданием, с неописуемым волнением, стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – её не было видно! Наконец, я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице — сладкая минута!” Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался Отрадой тихою, восторгом упивался И где веселья быстрый день? Промчался лётом сновиденья, Увяла прелесть наслажденья, И снова вкруг меня угрюмой скуки тень! В лицее Александр Сергеевич Пушкин пережил свою первую, трепетно- возвышенную любовь, которая принесла ему много страданий. Катенька Бакунина, сестра лицеиста Бакунина, весной и летом жила с матерью в Царском Селе. В неё были влюблены Пушкин, Пущин, Малиновский. По скромности своей, Екатерина Павловна не стремилась кружить головы своим поклонникам и прошла в жизни Пушкина и его лицейских товарищей лёгкою и светлою тенью. О ней думает Пушкин, когда во второй главе “Евгения Онегина” пишет: “Она поэту подарила младых восторгов первый сон, И мысль о ней одушевила его цевницы первый стон”. Екатерине Павловне Пушкин посвятил своё стихотворение “Желание”. (1815 -1816) Медлительно влекутся дни мои, И каждый миг в унылом сердце множит Все горести несчастливой любви И все мечты безумия тревожит. Но я молчу; не слышен ропот мой; Я слёзы лью; мне слёзы утешенье; Моя душа, пленённая тоской, В них горькое находит наслажденье. О жизни час! лети, не жаль тебя, Исчезли в тьме, пустое привиденье; Мне дорого любви моей мученье, — Пускай умру, но пусть умру любя! Это стихотворение передаёт только одну грань любовного чувства – печаль уныния, тоску первой несчастливой любви. Но даже эти страдания и слезы, дороги лирическому герою. Несмотря на то, что любовь причиняет боль, он не хочет избавиться от неё. Значит, даже само страдание любви способно одухотворить жизнь человека – в этом смысл стихотворения. 3 6 сентября. 1823года. Пушкин только что приехал из Кишинёва в Одессу. Здесь он впервые познакомился с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. Она произвела на Пушкина большое впечатление. Граф Соллогуб писал: “Екатерина Ксаверьевна была одной из самых привлекательных женщин своего времени. Всё её существо было проникнуто такою мягкою, очаровательную, женственною грацией, такою привлекательностью, таким неукоснительным щёгольством, что Пушкин и Раевский и многие другие без памяти влюбились в неё”. Она подарила Пушкину на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с сердоликовым восьмиугольным камнем, с надписью на древнееврейском языке. Он носил почти постоянно этот перстень (по поводу которого написал своё стихотворение “Талисман”) и подарил его на смертном одре поэту. Жуковскому. Храни меня, мой талисман, Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья Ты в день печали был мне дан. К Елизавете Ксаверьевне обращены шедевры его лирики “Сожжённое письмо”. Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!. Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет Минуту!. вспыхнули! пылают — лёгкий дым, Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит О провиденье! Свершилось! Тёмные свернулися листы; На лёгком пепле их заветные черты Белеют Грудь моя стеснилась.

Теперь, кажется и на жизнь нечего роптать и старости нечего бояться.” Закрыта последняя страничка поэтического дневника Александра Сергеевича Пушкина. Почему же нас так привлекают эти стихотворения, хотя прошло уже более ста лет с момента их написания? Возможно, многообразием тем, многоликостью души автора, поэтическим языком, и, конечно, огромным чувством любви – одним из самых светлых и прекрасных чувств, испытанных и пережитых поэтом. Оно дарило ему и радость, и восторг, и печаль, и ревность, и грусть. Любовь – это прекрасное животворящее начало жизни, чувство, которое приподнимает человека над обыденностью, созидает его душу по законам красоты, а красота для Пушкина – святыня. Поэт беззащитен перед красотой. Его сердце отзывается на неё восторгом. 10 “Я вас любил ” (Любовная лирика Александра Сергеевича Пушкина) Возникшее в Древней Греции понятие “лирика ’’служило для определения произведений, которые пелись под аккомпанемент лиры. Лирика сама по себе – вид поэзии, в котором с наибольшей полнотой раскрывается внутренний мир человека, сфера душевной жизни поэта. Лирика охватывает множество стихотворных жанров (например, элегия, романс, сонет, песня, стихотворение. Один из глубоких ценителей и поклонников творчества Пушкина — А. М. Горький говорил, что в томике стихов Пушкина он находит “больше мудрости и живой красоты, чем в холодном мерцании звезд или молчании пустыни ”. (М.Горький.О Пушкине. М. – Л., 1937, стр.77) Красота мысли, красота жизни, красота чувства- вот основной смысл и содержание лирики Пушкина. Лирика Пушкина — это чудо русской поэзии. Она сочетает в себе высокую гуманность, глубину мысли, гармоническое совершенство формы. Пушкин в своей лирике создает условный поэтический образ “лирического героя ”, который не полностью отождествляется с автором, но является носителем его мировоззрения, выражает отношение автора к действительности. Всю лирику А. С. Пушкина можно представить как бесконечный роман в стихах, главным предметом изображения которого оказывается внутренний мир лирического героя с его чувствами, переживаниями и стремлениями, будь то порыв страсти, предчувствие любви или разочарования в идеале. В лирических стихах Пушкина с особенной полнотой и вместе с тем со скупой сдержанностью раскрывается личность самого поэта, внутренняя сила и богатство его восприятия жизни. Но Пушкин не замыкался никогда в узкой сфере своих личных впечатлений. Его лирика откликалась на все многообразие действительности, на все голоса окружающего его мира. Н.В. Гоголь писал, что для восприятия художественного богатства лирики Пушкина нужен тонкий вкус: “ Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия: никакого наружного блеска, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт. [ H. B. Гоголь. Собр. соч. в семи томах, т. 6, М, “Художественная литература”, 1967, стр.73. Все творчество Пушкина можно определить как единое многожанровое произведение, сюжетом которого является судьба поэта.

Из глухой псковской усадьбы воображение переносило поэта в далекие страны, в давно минувшие времена, которые он воскрешал с тщательным мастерством великого психолога. Греческий миф в «Прозерпине», Египет в «Клеопатре», французская революция в «Андрэ Шенье», «19 октября 1825 г.», борьба России с Наполеоном, в воспоминании Пушкина крепко связанная с Лицеем, величавая мудрость Востока в «Подражании Корану», в «Разговоре книгопродавца с поэтом» мудрость иная, художественная, в причудливом сочетании с печальной страстностью любовной лирики. Наконец там же, в Михайловском, осенило его высокое духовное вдохновение, выразившееся в «Пророке». Но и это не все, это только часть написанного за два года в деревне. Там Пушкин закончил «Цыган», написал три с лишним главы «Евгения Онегина» и «Графа Нулина». Там и начал и кончил «Бориса Годунова», который вздымается, как Казбек над длинной горной цепью. В разгаре работы над «Годуновым» у Пушкина срывается признание: «Я чувствую, что дух мой созрел окончательно. Я могу творить» (июль 1825 г.)

Философские мотивы лирики А. С. Пушкина.

С именем Александра Сергеевича Пушкина связано рождение новой поэзии. Уже современники обратили внимание на новизну, оригинальность пушкинской лирики.

Ведущими в творчестве поэта являются философские мотивы. Это размышления о смысле жизни, о жизни и смерти, о взаимоотношениях человека и природы, об устройстве мироздания и роли человека в нем. Пушкин пробовал решать проблемы судьбы и влияние ее не только на отдельную личность, но и на весь культурно-исторический процесс.

Основная проблема философской лирики Пушкина — это размышления поэта о смысле жизни. Пушкин выделяет три этапа в человеческой жизни: ранний период — юность, время быстротечное, время свершений, порывов. Период зрелости характеризуется тем, что человек приобретает жизненный опыт, становится способным к компромиссам, пытается избежать ошибок. И последний этап — это старость, когда человек отдается полностью во власть судьбы, спокойно доживает свой век.
Впервые эти взгляды выразились в стихотворении «Телега жизни». Уже само название стихотворения указывает нa то, что Пушкин первым из русских поэтов смог показать взаимосвязь быта и бытия.

Спустя четыре года, в 1823 году, Пушкин написал стихотворение «Три ключа». Это тоже размышления о жизни, но здесь видна эволюция взглядов поэта:

В степи мирской, печальной и безбрежной,

Таинственно пробились три ключа:

Ключ юности, ключ быстрый и мятежный

Кипит, бежит, сверкая и журча.

Кастальский ключ волною вдохновенья

В степи мирской изгнанников поит.

Последний ключ — холодный ключ забвенья,

Он слаще всех жар сердца утолит.

Расцвет философская лирика Пушкина получает в 1830-е годы, в болдинский период. Поэт создает большое количество лирических произведении философского плана, а самое главное — меняется его взгляд на жизнь, мир и человека.

Открывается болдинский период стихотворением «Бесы», в котором выражены размышления поэта о судьбе России и о месте поэта в жизни страны. Стихотворение имеет два плана повествования: реально-бытовой (описание метели) и философский. Автор использует многочисленные символы, которые помогают понять подтекст (ночь, кони, тучи, бесы).

Кульминацией стихотворения является фраза «колокольчик вдруг умолк, кони стали» . Это означает, что Россия остановилась в своем развитии, зашла в тупик, но поэт уверен, то эта остановка временная: «кони снова понеслися. » Стихотворение заканчивается внутренним переживанием героя:

Мчатся бесы, рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне.

Это происходит потому, что поэт не знает, в каком направлении пойдет развитие России.

В стихотворении «Элегия» поэт отказывается от одиозного взгляда на мир. В первой части герой как бы приходит к мысли, что жизнь безрадостна, трудна, и в будущем поэт не видит для себя никаких перспектив. Вторая часть стихотворения опровергает этот вывод. Тем самым Пушкин показывает, что жизнь многомерна, в ней уживаются рядом как положительные, светлые, так и темные, мрачные стороны. Здесь Пушкин излагает свое эстетическое кредо: жить — это, следовательно, мыслить и страдать, развиваться.

Об этом Пушкин размышляет и в «Стихах, сочинённых ночью во время бессонницы». Поэт называет жизнь «мышьей беготней», но в конце стихотворения говорит:

Я понять тебя хочу,

Смысла я в тебе ищу.

В 1833 году Пушкин создает стихотворение «Осень», в котором размышляет о проблемах человека и природы, искусства и жизни, природы поэтического творчества.

Стихотворение начинается с изображения антиномий (противоречий): жизнь в природе угасает, замирает, а лирический герой испытывает прилив творческих сил. Здесь Пушкин проводит важную мысль о том, что человек и природа взаимосвязаны. Более того, природа благотворно влияет на человека. В финале поэт передает процесс рождения стихов, творческий процесс.

В 1835 году Пушкин создает стихотворение «Вновь я посетил». Здесь звучат размышления о законах человеческого бытия, о будущем поэта. Композиционно стихотворение распадается на две части: первая — реальное описание поместья, вторая — философские размышления.

Встреча поэта со старыми соснами и молодой порослью заставляет задуматься о законах бытия. Все старое неизбежно уступает место новому, молодому. Таков непреложный закон жизни, и поэт с грустью принимает его. В финале звучит мысль о бессмертии, лирический герой уверен, что имя его сохранится в памяти потомков.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Философские мотивы лирики А. С. Пушкина.

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Философские мотивы в лирике Пушкина

Любой поэт, живописец, музыкант вправе считать себя в какой‑то мере и философом. Создавая свои произведения, творческая личность соприкасается с иными мирами, неподвластными разуму простого человека.

За пределами земного бытия художник черпает идеи и образы для своих будущих творений. А. С. Пушкин, о котором неслучайно было сказано «Пушкин – это наше все!», был также не чужд в своей поэзии философским размышлениям. Оптимизм, наполняющий практически всю лирику поэта, омрачается порой печальными раздумьями о быстротечности жизни, о тайном

Важнейшая особенность философских воззрений Пушкина заключается в том, что мысль о старости и о конце жизни тесно переплетается с мыслью о любви. В стихотворении «Старик» лирический герой вспоминает свою «весну», когда он был «верным служителем» Амура, и мечтает родиться вновь, но лишь для того, чтобы стать еще более усердным слугою бога любви.

Но ничто не вечно на земле: ни юность, ни любовь. «Печально младость улетит, и с ней увянут жизни розы» – пишет Александр Сергеевич в одной из своих элегий. Предчувствие «безвременной кончины» рано вторгается в лирику

Я мало жил и наслаждался мало …

Но иногда цветы веселья рвал –

Я жизни видел лишь начало …

Многоточия, которыми оканчиваются фразы, словно оборванная жизнь русского гения. Унынием и холодом объято стихотворение «Подражание», где в первой же строфе говорится о смерти: «Я видел смерть; она сидела у тихого порога моего».

Но постепенно юношеское восприятие конца жизни сменяется глубокими раздумьями поэта о смерти как о естественной закономерности, присущей всему живому. Медитативностью и хладнокровным пониманием простого закона Вселенной проникнуто стихотворение 1829 г. «Брожу ли я вдоль улиц шумных …» Взирая на «уединенный дуб», поэт осознает, что «патриарх лесов» переживет его «забвенный век»; а, лаская «милого младенца», он уже думает о неотвратимости расставания и уступает ему «место» «цвести». Бессмертной признается лишь красота «равнодушной природы».

Но не только мотив смерти присущ философским размышлениям Пушкина, но и мотив жизни. Показательно в этом отношении стихотворение «Телега жизни», где молодость, зрелость и старость человека рассматриваются поэтом как три возможности езды. «Утро» жизни – «и мы рады голову сломать» в быстрой скачке, в «полдень» жизни нас уже страшат «и косогоры, и овраги», «под вечер» – мы привыкаем «и дремля едем до ночлега». Символичность нарисованной Пушкиным картины дополняется еще и тем, что не ямщик, а само «время гонит наших лошадей».

Понять смысл этой недолгой, но завораживающей езды – вот основная задача поэта. «Жизни мышья беготня … Что тревожишь ты меня?» – вопрошает Александр Сергеевич в «Стихах, сочиненных ночью во время бессонницы». Ответ был найден лишь в 1836 г. Свое земное предназначение Пушкин видит в том, чтобы пробуждать «добрые чувства» в сердцах людей. Он верит, что пока «в подлунном мире жив будет хоть один пиит», ему не умереть, ведь его душа навсегда останется в «заветной лире» и тем самым победит смерть.

Поэт не ошибся: легкий и живой язык его поэзии позволяет современному читателю любить и ненавидеть, наслаждаться жизнью и философствовать о смерти, предаваться мечтам и пребывать в бесшабашной веселости – и все это именно так, как делал сам Пушкин. Поэт не погиб на дуэли: он уже 200 лет живет среди нас в своих гениальных рассказах, поэмах, сказках и стихах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector