Смешное и грустное в рассказах А

В произведениях Чехова большое число оттенков комедийного и драматического. Чем больше всматривался писатель в простейшие жизненные ситуации, тем к более неожиданным выводам приходил. Юмористические обстоятельства вдруг оборачивались драмой, а печальные события превращались в фарс. Все это выражено в произведениях Чехова, где, как в жизни, переплетаются смешное и грустное.

Писателю хочется, чтобы люди были людьми и жили как люди. Наверное, поэтому в рассказах Антона Павловича все же больше грустного, чем смешного. Драматизм содержания скрывается за комическими ситуациями, поступками героев, веселыми шутками. Но постепенно радостные интонации уступают место разочарованию.
Рассказ «Смерть чиновника» сначала кажется смешным. Чиновник Червяков чихнул на лысину генерала и замучил «значительное лицо» извинениями. Дождавшись генеральского гнева, «придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и . помер». История эта трагична, так как рисует картину страшного измельчания человека. Ведь Червяков боялся не гнева генерала, а отсутствия какой-либо реакции. Чиновник так привык подчиняться, что не мог понять, почему «сиятельное лицо» «не распекает» его. Также двусмыслен и рассказ «Хамелеон». Поведение Очумелоза вызывает и смех и слезы. Ведь он потому и «хамелеон», что воплощает в себе двуличие мира, в котором любой должен быть бессловесным холопом и одновременно надменным повелителем. Чехов показывает жизнь, которая строится по законам господства и подчинения. По-другому понимать мир люди разучились. Подтверждение этому мы находим и в рассказе «Толстый и тонкий». Встреча двух гимназических товарищей омрачается тем, что у одного из них более рослый чин. При этом «толстый» отнюдь не собирался унижать своего бывшего приятеля. Напротив, он добродушен и от души рад встрече. Но «тонкий», услышав о тайном советнике и двух звездах, «съежился, сгорбился, сузился». На его лице появились необходимые в таких случаях «сладость и почтительная кислота», он отвратительно захихикал и стал прибавлять ко всем словам частицу «с». От такого добровольного холопства «тайного советника стошнило». Так комическая ситуация оборачивается драмой, ведь речь идет об уничтожении человеческого в человеке. Горькие раздумья сменяют улыбку, когда читаешь рассказ «Маска». Перед нами лучшие люди города, съехавшиеся на бал-маскарад. Некто устраивает в читальне клуба дебош, до глубины души возмутивший интеллигенцию. Однако как только хулиган превращается в миллионера, все пытаются загладить свою вину и не знают, чем угодить «почетному гражданину».

На первый взгляд, смешной рассказ «Злоумышленник». Главный герой — безграмотный мужичонка. Его судят за то, что он отвинтил гайку, «коей рельсы прикрепляются к шпалам», чтобы из нее сделать грузила. Весь рассказ — это диалог между «судебным следователем» и «злоумышленником», построенный по законам абсурда. Чехов заставляет нас смеяться над бестолковым, непонятливым мужиком. Но за ним встает вся Россия, забитая и нищая, поэтому хочется уже не смеяться, а плакать.

Больше всего на свете Чехов ненавидел добровольное рабство. К людям-холопам он был беспощаден. Разоблачая их, Чехов пытался спасти человеческие души от измельчания.

Смешное и грустное в произведениях А. П. Чехова

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

Человек — существо чувствительное, эмоциональное: веселится, когда ему хорошо, легко на душе, когда он видит радость других, и печалится, если что-то не ладится, вдруг навалилась беда, если с кем-то случилось несчастье.

Это естественно. Так же естественно, как смеяться над комедией или переживать вместе с героями трагедии. И обычно люди стараются разделить, развести в разные стороны такие понятия, как добро и зло, любовь и ненависть, грустное и смешное. Чем тоньше художник, тем более смешанное, неопределенное чувство возникает при знакомстве с его произведениями.

Так и у А. П. Чехова; смешное у него грустно, а грустное — смешно, в его рассказах, повестях и пьесах огромное количество оттенков комедийного и драматического.

Чехов и его рассказы выступали в роли тех «людей с молоточками», которые стучат в дверь каждого счастливого человека и напоминают, что не перевелись еще на земле ни горе, ни страдания, что много вокруг несчастных, обездоленных, униженных и оскорбленных. Он хочет, чтобы люди были людьми и жили как люди. Наверное, поэтому в рассказах Антона Павловича больше грустного, чем смешного. Драматизм содержания скрывается за комическими ситуациями, поступками героев, веселыми шутками. Но постепенно радостные интонации исчезают, уступая место глухим, тяжелым. И вот уже со всей силой давит на вас, раздирая душу, эта страшная реальность.

Серость, грязь, пошлость, убожество существования отразил Чехов в своих произведениях. С одной стороны, сытость и праздность богатых, с другой — ничтожество и бессилие бедных. И в городе, и в деревне жизнь людей пуста, бессодержательна, бессмысленна. Ни одного порядочного человека вокруг, «сливки общества» в уездном городе — Буркины, Тур-кины, Душечки, даже Беликовы; в столице — Ольги Ивановны и Рябовские; в поместье — Гаевы и Раневские. Лучшие люди умирают в расцвете сил, как Дымов в «Попрыгунье». В этом рассказе Чехов повествует о той части русской интеллигенции, которой он вобхи-щался. В образе доктора соединились и повседневный героизм труда, и нравственная человеческая сила, и благодарная любовь к Родине. С образом Ольги Ивановны связана тема пошлости и бессмысленности обывателей. Посвятив всю жизнь поискам «великого» человека, она так и не нашла его рядом с собой, не поняла красоты и силы Дымова, талант и замечательные душевные качества которого были замечены только после смерти. Такова грустная и трагическая судьба большинства представителей передовой русской интеллигенции.

Чехов видел несправедливость и бесчеловечность современной ему жизни и хотел показать это всем, поэтому в его произведениях можно встретить скорее сатиру и иронию, чем юмор. Но он видел возможность двух подходов к происходящему. Можно увидеть весь кошмар такого существования — и ужаснуться. А можно, «ужаснувшись», высмеять этот мир глупцов и тунеядцев, лицемеров и пошляков, воров и взяточников. Наиболее ярко это сатирическое начало проявилось в «Хамелеоне», «Толстом и тонком», «Рассказе, которому трудно подобрать название» и других.

Острие сатиры Чехова направлено против правящих классов, либеральной интеллигенции, уродливых семейных отношений. Художник нередко использует такие приемы, как гипербола, гротеск. Чрезмерное рвение Пришибеева вмешиваться не в свои дела и всюду наводить свой порядок («Унтер Пришибеев») и страх Червякова перед его превосходительством из рассказа «Смерть чиновника» явно гиперболичны. Однако благодаря этим преувеличениям острее воспринимаются пороки общественной жизни России конца прошлого столетия. Гиперболический характер носит и ошеломляющий эффект, произведенный на семью Тонкого словами Толстого об его чине и орденах.

Внешне смешон рассказ «Злоумышленник». Главный герой его — неграмотный мужичонка. Его судят за то, что он отвинтил гайку, «коей рельсы прикрепляются к шпалам», чтобы из нее сделать грузила. Весь рассказ — это диалог между «судебным следователем» и «злоумышленником». Чехов, мастер диалога, заставляет читателя смеяться над бестолковым, непонятливым мужиком. Но разве он один отвинчивает эти гайки, не помышляя о последствиях? Ведь вся деревня погрязла в нищете и невежестве, забита, бесправна. Чехов обобщает, типизирует образ этого несчастного мужичонки, и за ним встает такая народная беда, такая трагедия, что не смеяться нужно, а скорее плакать.

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

Смешное и грустное в рассказах А. П. Чехова

В произведениях Чехова огромное число оттенков комедийного и драматического. Чем больше всматривался писатель в простейшие жизненные ситуации, тем к более неожиданным выводам приходил. Юмористические обстоятельства вдруг оборачивались драмой, а печальные события превращались в фарс. Все это выражено в произведениях Чехова, где, как в жизни, переплетаются смешное и грустное.
Писателю хочется, чтобы люди были людьми и жили как люди. Наверное, поэтому в рассказах Антона Павловича все же больше грустного, чем смешного. Драматизм содержания скрывается за комическими ситуациями, поступками героев, веселыми шутками. Но постепенно радостные интонации уступают место разочарованию.
Рассказ «Смерть чиновника» сначала кажется смешным. Чиновник Червяков чихнул на лысину генерала и замучил «значительное лицо» извинениями. Дождавшись генеральского гнева, «придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и . помер». История эта трагична, так как рисует картину страшного измельчания человека. Ведь Червяков боялся не гнева генерала, а отсутствия какой-либо реакции. Чиновник так привык подчиняться, что не мог понять, почему «сиятельное лицо» «не распекает» его. Также двусмыслен и рассказ «Хамелеон». Поведение Очумелоза вызывает и смех и слезы. Ведь он потому и «хамелеон», что воплощает в себе двуличие мира, в котором каждый должен быть бессловесным холопом и одновременно надменным повелителем. Чехов показывает жизнь, которая строится по законам господства и подчинения. По-другому воспринимать мир люди разучились. Подтверждение этому мы находим и в рассказе «Толстый и тонкий». Встреча двух гимназических товарищей омрачается тем, что у одного из них более высокий чин. При этом «толстый» вовсе не собирался унижать своего бывшего приятеля. Напротив, он добродушен и искренне рад встрече. Но «тонкий», услышав о тайном советнике и двух звездах, «съежился, сгорбился, сузился». На его лице появились необходимые в таких случаях «сладость и почтительная кислота», он отвратительно захихикал и стал прибавлять ко всем словам частицу «с». От такого добровольного холопства «тайного советника стошнило». Так комическая ситуация оборачивается драмой, ведь речь идет об уничтожении человеческого в человеке. Горькие раздумья сменяют улыбку, когда читаешь рассказ «Маска». Перед нами лучшие люди города, съехавшиеся на бал-маскарад. Некто устраивает в читальне клуба дебош, до глубины души возмутивший интеллигенцию. Однако как только хулиган превращается в миллионера, все пытаются загладить свою вину и не знают, чем угодить «почетному гражданину».
На первый взгляд, смешной рассказ «Злоумышленник». Главный герой — безграмотный мужичонка. Его судят за то, что он отвинтил гайку, «коей рельсы прикрепляются к шпалам», чтобы из нее сделать грузила. Весь рассказ — это диалог между «судебным следователем» и «злоумышленником», построенный по законам абсурда. Чехов заставляет нас смеяться над бестолковым, непонятливым мужиком. Но за ним встает вся Россия, забитая и нищая, поэтому хочется уже не смеяться, а плакать.
Больше всего на свете Чехов ненавидел добровольное рабство. К людям-холопам он был беспощаден. Разоблачая их, Чехов пытался спасти человеческие души от измельчания.

В нашей базе:

Сочинений: 4132
Биографий: 283
Изложений: 432

Сочинение «Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова»

Отличительной чертой многих рассказов А.П. Чехова является то, что ему удается сплести в одно целое смешные и грустные моменты. Писатель умеет скрывать трагические моменты под смешными картинами и ему это удается.

Чехов заставляет смеяться читателей над персонажами, и только потом осознавать трагичность всей ситуации. В рассказе «Смерть чиновника» точно так же переплетается смех и горе, и человек, способный увидеть это различие, прекрасно умеет рассуждать.

Смерть чиновника Червякова И.Д. вроде бы трагична, но в то же время и комична. Последнее событие в жизни Ивана Дмитрича это то, что он чихнул на лысину генерала. В ответ получил множество оскорблений и обидных слов, в итоге не выдержав потрясения от ужасного вопля, он скончался на месте. Комичным выглядит то, что он извиняется пару раз, не находя себе места, чувствует себя виноватым перед таким «высоким» человеком. Генералу неприятно то, что перед ним «корячиться» какой-то ничтожный и маленький человек. Самый грустный момент – Червяков и сам считает себя «ничтожеством». Неужели только статус и положение в обществе определяет сущность человека? Мне это непонятно. Человека человеком делает его душа и добрые помыслы, а не деньги и богатство.

Зря потраченная жизнь Червякова вызывает грусть. Даже его фамилия соответствует его существу. Он сам себе выбрал путь и заранее был обречен.

Все рассказы писателя направлены на поиск истины. Он отлично умел «ловить» события, происходящие на самом деле. Персонажи, вызывающие смех у читателей, взяты из реальной жизни. Как бы трагично это не звучало, но такова суть. Писатель как бы просит людей обратить внимание, извините, на «тупость» людей. Ведь на самом деле, мы, сами того не замечая, становимся персонажами комической игры нашей жизни. Мы куклы, а кукловод спрятался глубоко. Если удастся избавиться от нитей, сковывающих движение, мы сможем вздохнуть глубоко и почувствовать «вкус» жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector