Смерть поэта (Лермонтов)

← Моё грядущее в тумане. Смерть поэта («Погиб поэт! — невольник чести…»)
автор Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
Бородино →
См. Стихотворения 1837 . Дата создания: 1837, опубл.: 1856 [1] . Источник: 1. Собр. Лейпциг 1858 2. Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений в 2 томах. — Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1989. — Т. 2. Стихотворения и поэмы. 1837—1841. — С. 7—9. • № 339 (ПСС 1989)

Авторские и издательские редакции текста [ править ]

  • На смерть Пушкина // Собрание стихотворений Пушкина, Рылеева, Лермонтова и других лучших авторов. — Лейпциг, 1858 (дореформенная орфография)
  • Смерть поэта // Полное собрание стихотворений в 2 т., 1989. Т.2
  • Смерть поэта // Полное собрание стихотворений в 2 т., 1989. Т.2 (Ё)

Смерть поэта («Погиб поэт! — невольник чести…»)
Стихотворение. 1837. Беловой автограф с небольшими поправками. 1 л. Ф. 429 (Лермонтов). № 8.


Отмщенья, государь, отмщенья!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.

Погиб поэт! — невольник чести, —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде. и убит!
Убит. К чему теперь рыданья,
10 Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? Веселитесь. он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,

20 Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навёл удар. спасенья нет:
Пустое сердце бьётся ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво. Издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока.
Смеясь, он дерзко презирал

30 Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы,
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал.

‎ И он убит — и взят могилой,
‎ Как тот певец, неведомый, но милый,
‎ Добыча ревности глухой,
‎ Воспетый им с такою чудной силой,
Сражённый, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

40 Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
‎ Он, с юных лет постигнувший людей.

И, прежний сняв венок, — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него,
‎ Но иглы тайные сурово
‎ Язвили славное чело.
Отравлены его последние мгновенья

50 Коварным шепотом насмешливых невежд,
‎ И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
‎ Замолкли звуки чудных песен,
‎ Не раздаваться им опять:
‎ Приют певца угрюм и тесен,
‎ И на устах его печать.

‎ А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки

  • 60 Игрою счастия обиженных родов!
    Вы, жадною толпой стоящие у трона,
    Свободы, Гения и Славы палачи!
    ‎ Таитесь вы под сению закона,
    ‎ Пред вами суд и правда — всё молчи.
    Но есть и божий суд, наперсники разврата!
    ‎ Есть грозный суд: он ждёт;
    ‎ Он недоступен звону злата,
    И мысли и дела он знает наперёд.
    Тогда напрасно вы прибегнете к злословью —
  • 70 Оно вам не поможет вновь,
    И вы не смоете всей вашей черной кровью
    ‎ Поэта праведную кровь!

    29 января — начало февраля 1837

    Другие редакции и варианты [ править ]

    Примечания [ править ]

    1. ↑ Опубл. «Полярная звезда на 1856 г.». Лондон, 1856, кн. 2, без эпиграфа, под загл. «На смерть Пушкина» (дата выхода в свет альм. — 24 или 25 мая 1856 г.).

    • 339. «Полярная звезда на 1856 г.». Лондон, 1856, кн. 2, без эпиграфа, под загл. «На смерть Пушкина» (дата выхода в свет альм. — 24 или 25 мая 1856 г.). — — БЗ. 1858, № 20, под тем же загл., без эпиграфа и без ст. 57—72 (текст идентичен черн. автографу). — — Соч. 1860, т. 1, под тем же загл., без эпиграфа, с ценз. купюрой ст. 61: слово «трона» заменено многоточием (текст ст. 1—56 идентичен черн. автографу). — — ВЕ. 1887, № 1, под загл. «На смерть поэта», по списку, приложенному к делу «О непозволительных стихах, написанных корнетом лейб-гвардии гусарского полка Лермонтовым и о распространении оных губернским секретарем Раевским». — — ПСС-2, т. 1, ст. 1—56 по автографу ГПБ (фонд В. Ф. Одоевского). — — Печ. по автографу ГПБ (ст. 1—56) и по списку ПД (ст. 57—72), приложенному к делу «О непозволительных стихах. », с исправлением ст. 65 по др. авторитетным спискам, как это сделано в Соч. АН, т. 2. Ст. 66 во многих изданиях, начиная с Соч. 1860, т. 1: «Есть грозный судия: он ждет». Подобно Соч. АН, т. 2 этот ст. приводится по копии дела «О непозволительных стихах. », где он читается: «Есть грозный суд: он ждет» (это чтение подтверждается рядом списков, распространявшихся до публикации дела и, надо думать, восходящих к авторскому тексту). Вслед за Собр. соч. М. Ю. Лермонтова (Л., 1979, Т. 1), восстановившем старую традицию, эпиграф в наст. изд. присоединяется к тексту ст-ния. Эпиграф к «Смерти поэта» взят из трагедии французского драматурга Ж. Ротру «Венцеслав» (1648) в неопубликованном русском переводе А. А. Жандра (1789—1873). Высказывалось предположение, что эпиграф появился лишь на суде — для прикрытия острого политического смысла заключительных строк (см.: Боричевский И. Пушкин в борьбе с придворной аристократией // ЛН. 1948. Т. 45/46. С. 348; Андроников. С. 59—61). Однако такое допущение несостоятельно: как раз эпиграф вызвал особое негодование шефа жандармов А. Х. Бенкендорфа. «Вступление к этому сочинению ‹т. е. эпиграф›, — писал он в докладной записке Николаю I от 19 или 20 февр. 1837 г., — дерзко, а конец — бесстыдное вольнодумство, более чем преступное» (Воспоминания. С. 393). И в высших кругах общества эпиграф был воспринят как наиболее криминальная часть текста. «Лермонтов, — вспоминала в 1858 г. Е. П. Ростопчина, — написал. жгучее стихотворение, в котором он обращался прямо к императору, требуя мщения. При всеобщем возбуждении умов этот поступок, столь натуральный в молодом человеке, был перетолкован» (Воспоминания. С. 282). На черн. автографе ЦГАЛИ, тетр. С. А. Рачинского (ст. 1—56) внизу, рядом со строками, посвященными Дантесу, Лермонтов нарисовал профиль, удивительно напоминающий Дантеса (атрибуция А. Н. Маркова; см. воспроизведение автографа на с. 10—11 наст. тома). На беловом автографе ГПБ помета В. Ф. Одоевского: «Стихотворение, которое не могло быть напечатано». Очевидно, ст-ние было передано Одоевскому для «Литературных прибавлений к „Русскому инвалиду“», которые он редактировал с А. А. Краевским. Однако опубликовать «Смерть поэта» было невозможно, ибо даже за краткий некролог (начинающийся словами: «Солнце русской поэзии закатилось. »), написанный Одоевским, Краевскому был сделан строжайший выговор (Висковатов. С. 220).

    Основная часть «Смерти поэта» (ст. 1—56) была, вероятно, написана 28 янв. 1837 г. (дата в деле «О непозволительных стихах. »). Пушкин умер 29 янв., но слухи о его гибели распространялись в Петербурге накануне. В воскресенье 7 февр., после посещения Лермонтова его двоюродным братом — камер-юнкером, чиновником министерства иностранных дел Н. А. Столыпиным, — были написаны заключительные строки, начиная со слов «А вы, надменные потомки. ». Сохранились свидетельства современников о том, что эти строки — ответ Лермонтова на спор со Столыпиным, разделявшим позицию великосветских кругов, которые, оправдывая поведение Дантеса и Геккерна, утверждали, что они «не подлежат ни законам, ни суду русскому» (Воспоминания. С. 390). В своем «объяснении» на суде С. А. Раевский стремился свести смысл заключительных строк к спору со Столыпиным о Дантесе и отвести внимание от их политического содержания: отвечают за гибель Пушкина высшие придворные круги, «жадною толпой стоящие у трона». За девять дней, отделяющих первые 56 строк от заключительной части, произошло много событий, и Лермонтов сумел полнее оценить политический смысл и масштаб национальной трагедии. Теперь он с полным основанием мог назвать высшую знать «наперсниками разврата». Лермонтов узнал о трусливой позиции правительства, распорядившегося тайно похоронить Пушкина, запретившего упоминать о его гибели в печати. По свидетельству П. П. Семенова-Тян-Шанского, Лермонтов побывал у гроба Пушкина в доме поэта на набережной Мойки (это могло быть только 29 янв.). Даже самые близкие друзья покойного до 10—11 февр. не знали о важнейших эпизодах его семейной драмы: оберегая репутацию Натальи Николаевны, Пушкин скрывал многие факты. Это выясняется из писем П. А. Вяземского и др. материалов (см.: Абрамович С. А. Письма П. А. Вяземского о гибели поэта. // ЛГ. 1987, 28 янв.). В события, предшествующие дуэли, автор «Смерти поэта», видимо, был посвящен лицами из пушкинского круга (возможно, В. Ф. Одоевским, А. И. Тургеневым), сослуживцами по лейб-гвардии гусарскому полку, среди которых было много знакомых Пушкина, а также доктором Н. Ф. Арендтом, посещавшим болевшего в это время Лермонтова. Особо следует сказать о поручике Иване Николаевиче Гончарове (брате Натальи Николаевны). Недавно опубликованное его письмо к брату («Лит. Россия». 1986, 21 нояб.) и сделанные Лермонтовым портретные зарисовки Гончарова 1836—1837 гг. (установлено А. Н. Марковым в 1986 г.), свидетельствуют о товарищеских отношениях между ними. Гончаров участвовал в попытке предотвращения дуэли, был в курсе аудиенции в Аничковом дворце 23 нояб. 1836 г.

    По рассказам современников, один из списков ст-ния с надписью «Воззвание к революции» был доставлен царю (Воспоминания. С. 186—187). Николай I в ярости «велел старшему лейб-медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он» (Воспоминания. С. 393). 25 февр. 1837 г. последовало высочайшее повеление о ссылке Лермонтова на Кавказ в Нижегородский драгунский полк и о месячном аресте с последующей ссылкой в Олонецкую губернию С. А. Раевского. Ст-ние «Смерть поэта» разошлось по России во множестве списков и создало его автору репутацию смелого вольнодумца и достойного преемника Пушкина. По силе обличительного пафоса оно намного превзошло ст-ния других поэтов об этой трагедии (см.: Федоров А. В. «Смерть поэта» среди других откликов на гибель Пушкина // «Рус. литература». 1964, № 3. С. 32—45). Необычен характер лермонтовского ст-ния: сочетание элегического и ораторского начал. Отзвуки пушкинских тем и образов придают особую убедительность позиции Лермонтова как наследника пушкинской музы. Ст. 2. «невольник чести» — цитата из поэмы Пушкина «Кавказский пленник»; ст. 4. «Поникнув гордой головой» — реминисценция ст-ния «Поэт»; в ст. 35 «Как тот певец неведомый, но милый» и далее Лермонтов вспоминает о Владимире Ленском (из «Евгения Онегина»); ст. 39 «Зачем от мирных нег и дружбы простодушной» и след. близки к элегии Пушкина «Андрей Шенье» («Зачем от жизни сей, ленивой и простой, Я ринулся туда, где ужас роковой. »). Концовка ст-ния перекликается с «Моей родословной» Пушкина (характеристика новой знати).

    Смерть Пушкина

    Смерть Пушкина наступила 29 января 1837 года в 14 часов 45 минут в городе Санкт-Петербурге, доме №12 на набережной реки Мойки. В ту минуту, когда сердце поэта остановилось, находящийся при нём неотлучно Владимир Иванович Даль (1801-1872) остановил стрелки настенных часов. Эта реликвия по сей день хранится в музее великого русского поэта и прозаика. Причиной печального конца стала дуэль с Жоржем Шарлем Дантесом (1812-1895). Именно пуля, выпущенная из пистолета француза, и оборвала жизненный путь Александра Сергеевича.

    Дуэли Пушкина

    Надо сразу сказать, что Александр Сергеевич Пушкин был завзятым дуэлянтом. С ранних лет будущий великий поэт отличался непростым характером. Чрезмерная гордость, стремление к независимости и юношеская горячность служили причиной ссор с другими молодыми людьми. Заканчивались они часто дуэлями. Впрочем, в то время это было обычным явлением в дворянской среде, несмотря на запреты подобных поединков со стороны государства.

    Фехтовал Александр Сергеевич очень хорошо, был также отличным стрелком. При этом он постоянно совершенствовал своё мастерство владения всеми видами оружия. Поэтому он всегда был достойным соперником в вопросах защиты чести и достоинства. Во время поединка вся запальчивость и горячность Пушкина проходили. Он становился собранным и хладнокровным.

    Все друзья поэта отмечали, что он был дуэлянтом очень высокого класса. Во время поединка всегда стремился стрелять вторым. Дело заключалось в том, что сохранивший свой выстрел соперник имел право подозвать уже выстрелившего к барьеру, а это минимальное расстояние. Человек превращался в неподвижную мишень, которая находилась буквально в двух шагах.

    В первой половине 20-х годов Александр Сергеевич использовал любой подходящий повод для ссоры. Он постоянно создавал конфликтные ситуации, то есть провоцировал поединки. Очень опасной была дуэль с офицером генерального штаба Зубовым в 1821 году. Тот выстрелил первым и промахнулся. Очередь была за Пушкиным, но тот проявил благородство и отказался от выстрела. После этого офицеры помирились.

    В 1822 году имел место поединок с полковником Старовым. Тот также выстрелил первым и получился промах. Пушкин попросил полковника встать у барьера. Он наставил свой пистолет полковнику почти в лоб и спросил: «Довольны ли вы?» Тот ответил, что доволен. Тогда поэт выстрелил в поле, и на этом конфликт был исчерпан.

    Женитьба

    С годами Александр Сергеевич остепенился. Он стал умнее, выдержаннее. Уже не задевал людей остротами и насмешками. В декабре 1828 года состоялось знакомство с москвичкой Натальей Николаевной Гончаровой (1812-1863). Знаменательная встреча произошла в Москве на балу, а в апреле поэт попросил руки молодой девушки. Но мать Натальи была не в восторге от бедного, находящегося в опале жениха. Однако дочь была не против брака, и 6 мая 1830 года состоялась помолвка, что вызвало удовлетворение даже у императора. Венчание состоялось 18 февраля 1831 года в Москве.

    В мае того же года супруги поселились в Царском селе. Вскоре туда приехала императорская чета и познакомилась с супругой поэта. Наталья Николаевна произвела на венценосных особ самое благоприятное впечатление. Осенью 1831 года чета Пушкиных переехала в Петербург. Столичное светское общество по достоинству оценило красоту молодой жены поэта.

    Но чтобы бывать при дворе, Александр Сергеевич должен был иметь хоть какой-то придворный чин. По высочайшему повелению ему присвоили чин камер-юнкера. Это унизило самолюбие поэта. В Табели о рангах камер-юнкер считался низшим придворным чином. Его давали безусым юношам. А Пушкину на то время было 34 года. Состоял он на службе в Министерстве иностранный дел и получал годовое жалование 5 тыс. рублей. Это было очень мало с учётом содержания дома, прислуги и красавицы жены.

    Жорж Шарль Дантес

    Смерть Пушкина напрямую связана с Жоржем Шарлем Дантесом. Родился тот в небогатой французской дворянской семье и правильнее называть его «д’Антесом», но для русского человека привычнее «Дантес». На свет он появился в один год с Натальей Николаевной Гончаровой. Так что они были ровесниками. Бабушка Жоржа по материнской линии была немкой, поэтому в жилах мужчины текла и французская, и немецкая кровь. Внешность у Дантеса была очень эффектная. Высокий рост, атлетическое телосложение, голубые глаза и белокурые волосы. В этом отношении Александр Сергеевич ему проигрывал. Рост у него был 168 см, телосложение худощавое, а лицо не отличалось классическими чертами.

    Во французской армии карьера у Жоржа не сложилась, и он уехал в 1833 году искать счастье в Россию. По пути познакомился с голландским посланником бароном Геккереном. Сумел произвести на него впечатление, и прибыл в столицу империи уже в качестве его протеже. В 1836 году посланник даже усыновил Дантеса, и тот стал бароном Геккереном.

    Это усыновление вызвало в Российской империи удивление. Был жив биологический отец Жоржа, поэтому при дворе прошёл слушок, что Жорж и барон состоят в гомосексуальной связи. Но никакими конкретными фактами это не было подтверждено.

    В России Жоржа произвели в корнеты и зачислили в Кавалергардский полк. Он был общительным, весёлым, остроумным и быстро сделался любимцем у прекрасного пола и товарищей по службе. В то же время, те люди, которые его очень хорошо знали, отмечали тщательно скрываемую расчётливость, наглость и откровенную непорядочность.

    Дантес и Наталья Николаевна

    Знакомство Натальи Николаевны с Дантесом произошло в конце 1834 года. Надо отметить, что жена Пушкина вовсе не была ветреной и легкомысленной красавицей. Женщина очень хорошо играла в шахматы, что указывает на аналитический склад её ума. В то же время она не любила мужа, а лишь испытывала к нему уважение и симпатию. Успех при дворе ей был приятен, а внимание императора Николая I льстило самолюбию.

    Многие исследователи допускают, что у Жоржа и Натальи после знакомства возникло взаимное влечение. Сам же Пушкин на первых порах относился к Дантесу абсолютно нейтрально, никак не выделяя француза из многочисленной когорты поклонников своей жены.

    Однако Наталья Николаевна видимо не отличалась должной сообразительностью, смекалкой и чувством такта. Она часто бывала в светском обществе без мужа, а затем делилась с ним своими впечатлениями и рассказывала об ухаживаниях Дантеса. Думается, что новоиспечённый корнет о таких откровениях не догадывался, иначе он вёл бы себя осторожнее.

    Это породило в душе Александра Сергеевича подозрения, которые переросли в ревность. Усугубило ситуацию анонимное послание, полученное поэтом 4 ноября 1836 года. Представляло оно собой «диплом рогоносца» и было написано на французском языке. В этом пасквиле содержался намёк на связь Натальи Николаевны с императором и Дантесом.

    Пушкин и Дантес

    Трудно сказать, кто мог написать подобное послание, но Александр Сергеевич решил, что это дело рук именно пришлого француза. Немедля, Пушкин послал Дантесу вызов на дуэль. Это вызвало противодействие у друзей поэта и барона Геккерена. Он приехал к разгневанному мужу и уговорил его повременить с дуэлью. А буквально через неделю Жорж сделал предложение Екатерине Николаевне Гончаровой (1809-1843) – родной сестре Натальи Николаевны. Выходило, что француз влюблён не в жену поэта, а в её сестру. Закончилось всё тем, что Александр Сергеевич отозвал свой вызов, и наступило затишье перед бурей.

    10 января 1837 года состоялась свадьба Жоржа Дантеса и Екатерины Николаевны Гончаровой. Русский поэт и француз стали родственниками. Но это событие никак не повлияло на отношение Дантеса к Наталье Николаевне. Ухаживания продолжались. Они усугубились неприглядными шутками в адрес семьи Пушкина. Слухи дошли до поэта и взбесили его. 26 января Александр Сергеевич отправил письмо барону Геккерену. В нём, в грубой форме, было отказано отцу и его приёмному сыну посещать дом поэта.

    Письмо носило оскорбительный характер. Поэтому в тот же день атташе французского посольства заявил Александру Сергеевичу, что уполномочен по поручению Дантеса передать ему вызов на дуэль. Поэт тут же его принял, а «драться» договорились на следующий день.

    Последняя дуэль Пушкина

    Последняя дуэль Пушкина состоялась 27 января 1837 года после 16 часов дня. Поэту было 37 лет, его противнику оставалась неделя до 25 лет. Место дуэли – перелесок близ Комендантской дачи рядом с Чёрной речкой. Секундантом у поэта был его лицейский товарищ подполковник Константин Данзас. Секундантом Дантеса являлся виконт д’Аршиак – сотрудник французского посольства.

    Условия дуэли были следующими: стрелялись с 20 шагов, барьер составлял 10 шагов. Противники должны были идти к барьеру и произвести по одному выстрелу. Дуэльные пистолеты имели пули с диаметром 12 мм. Такой маленький снаряд мог легко нанести смертельное ранение. Снег был глубоким, поэтому секунданты утоптали в нём дорожки, сняли шинели и обозначили ими границы барьера.

    Данзас махнул своей шляпой, и противники пошли к барьеру. Александр Сергеевич шёл быстрее. Он подошёл к барьеру, прицелился, но француз выстрелил раньше. Пуля попала в правую часть живота поэта. Тот упал на шинель Данзаса и, казалось, потерял сознание. Дантес и его секундант подошли к упавшему. Тот поднял голову и заявил, что готов продолжить дуэль.

    Ему дали другой пистолет, так как дуло первого забилось снегом. Жорж Дантес встал возле барьера. При этом он повернулся правым боком. Правую руку согнул в локте, чтобы защитить грудь, а пистолетом прикрыл голову. Александр Сергеевич сел, опёрся на левую руку, прицелился и выстрелил. Выпущенная из пистолета пуля попала в правое предплечье француза. Тот упал, поэт крикнул: «Браво!» – но Жорж поднялся на ноги. Его ранение не было опасным.

    У Александра Сергеевича началось сильное кровотечение. Но дуэлянты не пригласили на поединок врача. Также у них не оказалось ничего под рукой, чтобы наложить на рану повязку. Истекающего кровью поэта доставили на Комендантскую дачу на санях. Здесь раненого переложили в карету, отвезли домой на набережную Мойки, и вызвали врачей.

    После дуэли

    Смерть Пушкина для России стала величайшей трагедией. Но этот печальный факт случился 29 января, а до этого великий поэт жил, что давало родственникам и друзьям надежду на благоприятный исход. Пуля в нескольких местах пробила кишечник и задела крестцовую кость. Александр Сергеевич всё время находился в сознании и мучился от сильной боли.

    28 января поэт простился с женой и детьми. Состояние раненого то улучшалось, то ухудшалось. К концу дня упал пульс, стали остывать руки и ноги. Заострились черты лица, появилась слабость. 29 января Александр Сергеевич начал периодически впадать в забытье. Появились зрительные галлюцинации. Дыхание стало протяжным, руки и ноги остывали всё больше и больше. В 14 часов 45 минут наступила смерть.

    Государь поступил очень порядочно по отношению к смертельно раненому поэту. Он прислал бумагу, в которой прощал Александра Сергеевича и обещал позаботиться о его жене и детях. Погребение состоялось 6 февраля 1837 года на кладбище Святогорского монастыря в родовой усыпальнице Ганнибалов-Пушкиных. В то время это место находилось в Псковской губернии. В настоящее время это Псковская область, а монастырь принадлежит русской православной церкви. Находится он под охраной государства как музей-заповедник А. С. Пушкина.

    После злосчастной дуэли подполковник Данзас был арестован на 2 месяца, после чего отпущен. Он продолжил службу в армии. Нидерландского посла Геккерена отозвали из России. Что же касается Жоржа Дантеса, то его разжаловали в рядовые, лишили приобретённого в России дворянства и выслали заграницу. Он дожил до 83 лет, являлся членом французского сената и утверждал на склоне лет, что смерть Пушкина благоприятно сказалась на его карьере.

    Так закончилось это трагическое событие в истории Российского государства. Но могли ли врачи в то время спасти серьёзно раненого поэта? Специалисты утверждают, что при том уровне медицины это было невозможно. В наши дни шансы на благополучный исход составляют 60%. Это при использовании новейшей медицинской аппаратуры и антибиотиков. Но, к сожалению, а может быть, к счастью, каждый из нас живёт в своё время. Поэтому нам остаётся лишь снять шляпы перед образом великого поэта, который по праву считается гордостью России.

    Трагические последние годы жизни и смерть Александра Пушкина

    Почему жизнеописания великих людей остаются интересны потомкам и поклонникам даже спустя сотни лет после их рождения? Ответ прост – жизнеописание известных ученых, писателей, актеров, художников либо полководцев позволяет узнать их как личность, понять причины и предпосылки переломных моментов в их судьбе.

    Краткие и развернутые, документальные и художественные, жизнеописания всегда находят свою аудиторию.

    Последние годы жизни и смерть Пушкина — тема сегодняшней статьи.

    Трагический период

    1833-34 годы начинают последний, исключительно тяжёлый период жизни Пушкина. Авторитет первого русского поэта сохраняется за ним, но в основном как эхо славы Пушкина-романтика 20-х гг.; глубочайшие же открытия зрелого Пушкина расцениваются публикой, критикой и даже некоторыми друзьями как признаки «упадка». Лишь немногие, в том числе Н. В. Гоголь, понимают их значение. Несмотря на обещание Николая I быть единственным цензором Пушкина, цензура постепенно становится многослойной.

    Рождение детей, светские обязанности требуют больших расходов; займы из государственной казны ставят Пушкина в унизительную зависимость от властей. На просьбы об отставке и о разрешении уехать на время в деревню для поправки имущественных дел царь отвечает угрозой опалы и запрещения доступа в архивы. В конце 1833 Александру Сергеевичу Пушкину присваивают чин камер-юнкера, оскорбительный для его возраста и общественного положения и закрепляющий за поэтом статус мелкого придворного. Вскоре Пушкин обнаруживает, что перлюстрируются его письма. Его репутация вольнодумца и презрение к «новому дворянству» вызывают враждебное отношение к нему высшего света и бюрократической знати, а независимость воззрений, неприятие Пушкиным дешёвого фрондёрства навлекают на него нападки либералов. С начала 30-х гг. его травит реакционная пресса во главе с Ф. В. Булгариным.

    В этот трагический период в центре внимания Александра Сергеевича Пушкина по-прежнему исторические судьбы и современные проблемы страны, народа и общества, пути национальной культуры, философское осмысление жизни и истории. Он готовит материалы для «Истории Петра», размышляет над историей Великой французской революции, историей русской литературы, изучает шедевр древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», стремится влиять на самосознание общества, неоднократно в различных формах напоминает об участи сосланных декабристов.

    В 1836 он начинает издавать журнал «Современник», продолживший на новом этапе традиции прогрессивной русской журналистики, собирает вокруг него лучшие литературные силы, публикует ряд собственных критических и публицистических произведений, отстаивая в условиях реакции передовую общественную и нравственную роль литературы, борясь с отжившими и реакционными эстетическими воззрениями и охранительной прессой. Художественное творчество Александра Сергеевича Пушкина в последние годы идёт в известной мере на убыль, уступая место критической, публицистической, теоретической, исторической работе; поэзия вытесняется прозой: Пушкин пишет философскую повесть «Египетские ночи» (1835), где тема истории смыкается с вопросом о сущности поэтического творчества; возникает ряд замыслов и планов прозаических произведений, а также набросков, многие из которых (например, «Мы проводили вечер на даче», «Цезарь путешествовал. «) замечательны своей внутренней завершённостью, глубиной, лаконизмом, предвосхищением будущего русской прозы.

    Пушкин заканчивает «Капитанскую дочку» (1836), где постановка вопросов русской народной, исторической и государственной жизни сочетается с исследованием нравственной проблемы человеческого поведения в сложных исторических обстоятельствах, философские проблемы судьбы. Связь судьбы с жизненным поведением — тема философского гротеска «Сказка о золотом петушке», последней сказки Пушкина, единственного поэтического плода третьей «болдинской осени» (1834).

    Последние годы

    Стихи последних лет — медитативная лирика нового рода: её интонация повествовательна, философские раздумья лишены поэтических «украшений». Нарастают мотивы глубокой грусти, одиночества непонятого людьми человека, жажда «покоя и воли», мысли о смерти («Пора, мой друг, пора. «, 1834, «Полководец», «Странник», 1835, «Из Пиндемонти», «Когда за городом. «, 1836). Однако и в этот период нет места пессимизму и эгоистическому унынию; в стихотворении «. Вновь я посетил» (1835), в философском цикле лирики 1836 (перекликающемся некоторыми внутренними темами с «Подражаниями Корану» и завершающемся пророческим стихотворением «Я памятник себе воздвиг. » — поэтическим кредо и завещанием Пушкина) господствует тон мужественной трезвости, требовательности к себе, величавого раздумья, поднимающегося над невзгодами жизни и устремленного к высшему смыслу бытия.

    Смерть Пушкина

    В ноябре 1836 Пушкин и некоторые его знакомые получают по почте анонимный пасквиль, оскорбительный для чести жены Александра Сергеевича Пушкина и его самого. В результате обдуманной и коварной светской интриги между Пушкиным и поклонником его жены, французским эмигрантом Ж. Дантесом, 27 января (8 февраля) 1837 в предместье Петербурга, на Чёрной речке, происходит дуэль. Пушкин получает ранение в живот и, стоически перенося в течение двух суток тяжелейшие мучения, умирает. Его квартиру на набережной р. Мойки посещают толпы людей самых разных сословий. В поэтических откликах М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. В. Кольцова и др. находит выражение восприятие народом смерти Пушкина как национальной трагедии. Боясь «шума», правительство строго контролирует печать, объявленное место отпевания умышленно меняется, затем тело тайно, ночью, увозят и спешно хоронят в Святогорском монастыре (ныне поселок Пушкинские Горы Псковской области).

    Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в Яндекс.Дзене и ставить «Понравилось»!

    Михаил Лермонтов
    стихотворение
    «Смерть поэта»

    Отмщенье, государь, отмщенье!
    Паду к ногам твоим:
    Будь справедлив и накажи убийцу,
    Чтоб казнь его в позднейшие века
    Твой правый суд потомству возвестила,
    Чтоб видели злодеи в ней пример.

    Погиб поэт! — невольник чести —
    Пал, оклеветанный молвой,
    С свинцом в груди и жаждой мести,
    Поникнув гордой головой.
    Не вынесла душа поэта
    Позора мелочных обид,
    Восстал он против мнений света
    Один как прежде. и убит!
    Убит. к чему теперь рыданья,
    Пустых похвал ненужный хор,
    И жалкий лепет оправданья?
    Судьбы свершился приговор!
    Не вы ль сперва так злобно гнали
    Его свободный, смелый дар
    И для потехи раздували
    Чуть затаившийся пожар?
    Что ж? веселитесь. — он мучений
    Последних вынести не мог:
    Угас, как светоч, дивный гений,
    Увял торжественный венок.
    Его убийца хладнокровно
    Навел удар. спасенья нет:
    Пустое сердце бьется ровно,
    В руке не дрогнул пистолет.
    И что за диво. издалёка,
    Подобный сотням беглецов,
    На ловлю счастья и чинов
    Заброшен к нам по воле рока;
    Смеясь, он дерзко презирал
    Земли чужой язык и нравы;
    Не мог щадить он нашей славы;
    Не мог понять в сей миг кровавый,
    На что он руку поднимал.

    И он убит — и взят могилой,
    Как тот певец, неведомый, но милый,
    Добыча ревности глухой,
    Воспетый им с такою чудной силой,
    Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

    Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
    Вступил он в этот свет завистливый и душный
    Для сердца вольного и пламенных страстей?
    Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
    Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
    Он, с юных лет постигнувший людей.

    И прежний сняв венок — они венец терновый,
    Увитый лаврами, надели на него:
    Но иглы тайные сурово
    Язвили славное чело;
    Отравлены его последние мгновенья
    Коварным шопотом насмешливых невежд,
    И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
    С досадой тайною обманутых надежд.
    Замолкли звуки чудных песен,
    Не раздаваться им опять:
    Приют певца угрюм и тесен,
    И на устах его печать. —

    А вы, надменные потомки
    Известной подлостью прославленных отцов,
    Пятою рабскою поправшие обломки
    Игрою счастия обиженных родов!
    Вы, жадною толпой стоящие у трона,
    Свободы, Гения и Славы палачи!
    Таитесь вы под сению закона,
    Пред вами суд и правда — всё молчи.
    Но есть и божий суд, наперсники разврата!
    Есть грозный суд: он ждет;
    Он не доступен звону злата,
    И мысли и дела он знает наперед.
    Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
    Оно вам не поможет вновь,
    И вы не смоете всей вашей черной кровью
    Поэта праведную кровь!

    Стихотворение является откликом на смерть А. С. Пушкина; написано в 1837 году.

    Пушкин Александр Сергеевич
    (Великий русский поэт)

    Стихотворение «Смерть поэта» занимает в истории отечественной литературы особое место: это наиболее ранняя по времени и несравненная по поэтической силе обобщающая оценка исторического, всенародного значения Пушкина.

    Стихотворение имело широкий общественный резонанс. Дуэль и смерть Пушкина, клевета и интриги против поэта в кругах придворной аристократии вызвали глубокое возмущение среди передовой части русского общества. Лермонтов выразил эти настроения в мужественных, исполненных поэтической силы стихах, которые разошлись во множестве списков среди современников.

    Однако, в придворных кругах стихотворение было расценено как «бесстыдное вольнодумство, более чем преступное».
    На Лермонтова было заведено дело «О непозволительных стихах. »; в середине февраля 1837 года он был арестован, а уже 25-го стало известно решение Николая I перевести Лермонтова «тем же чином в Нижегородский драгунский полк» (ссылка на Кавказ).

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Короткая справка