Святые благоверные князья Борис и Глеб

Святые благоверные князья Борис и Глеб

Святые благоверные князья страстотерпцы Борис и Глеб, во святом крещении Роман и Давид память 24/6 июля

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб – первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью.

Новая вера отражалась в душе и жизни их, как в чистой воде луч света. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира, родившимися незадолго до Крещения Руси (не позднее 988 г.). Дети одной матери-христианки, они росли и развивались в благочестии и под влиянием дивных подвигов любви христианской, которыми так цвела жизнь их отца Владимира. Юные князья были не тронуты заразой язычества и любили только назидательные книги, как и их праведный отец.

Борис, старший из братьев, наученный грамоте, брал книги и прилежно читал их, а младший, Глеб, слушал брата со вниманием. Они любили читать Святое Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Борис под их влиянием имел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих. Глеб разделял стремление брата посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру своего отца.

Братья любили его, любили друг друга, и, когда пришлось назначить им уделы, отец назначил Борису – Ростов, Глебу – Муром, чтобы значительные расстояния не разделили любящих братьев. Борис управлял своим княжеством, проявляя мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении православной веры и утверждении благочестивого образа жизни подданных.

Молодой князь прославился как храбрый и искусный воин, именно поэтому незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил с войском против печенегов, слух о приближении которых сильно тревожил больного князя.

Владимир при этом хотел объявить князя Бориса наследником своего престола, минуя не только старшего брата Святополка, но и Ярослава правившего в Новгороде, так опечалившего его старость, отказавшись выплачивать полагающуюся Киеву дань. «Готов на все по твоей воле», ‑ ответил Борис и отправился с войском против печенегов.

Старший брат Святополк не был родным сыном Владимира и в душе оставался язычником с дикими страстями. Он возмущался против отца и против святой веры. Жил он Вышгороде, где легче было за ним наблюдать. Жадный до власти, он видел в Борисе врага, думая, что тот готов оспорить его право на власть.

24 июля 1015 года святой Владимир умер в Вышгороде. Святополк объявил себя великим князем Киевским. Он поспешил задобрить киевлян, раздавал им богатые подарки. Борис же, не встретя печенегов, которые бежали в степи от него, стоял на стоянке близ Переславля на реке Альте. Здесь и застала его весть о смерти отца. Узнав об этом, он сильно огорчился и горько плакал. Окружавшие его воины предложили идти на Киев и силой выгнать Святополка. «Нет, ‑ ответил Борис, – не подниму руку на старшего брата, умер отец мой, пусть он будет мне вместо отца».

Между тем Святополк заручившись поддержкой нескольких известных бояр послал убийц истребить Бориса. Борису дали знать, что его хотят убить. Он же велел поставить шатер и долго молился Богу. Потом призвал священника и велел петь утреню, сам читал шестопсалмие. «Господи, Ты пострадал за грехи наши, удостой меня пострадать за Тебя. Умираю не от врагов, от брата, не поставь ему того в грех». Затем, простясь со всеми, лег на постель. Убийцы ворвались в шатер и ударили его копьем, после, завернув в шатер, повезли еще дышавшее тело Святополку. По приказу брата-зверя два варяга докончили убийство. Тело Бориса тайно привезли в Вышгород и схоронили при церкви св. Василия.

Но Святополку мало было смерти Бориса, он решил убить и Глеба, отправив к нему гонца с приглашением брата в Киев.Глеб поспешил в Киев. Спустившись по Оке в Волгу, плыл до устья Тмы, потом Вогузою до Волочка, где перевезли ладьи в Днепр. На реке Смядынь у Смоленска он получил известие от Ярослава, что отец умер, а брат его Борис убит Святополком.

Глеб оплакивал смерть отца и любимого брата. Убийцы знали, что другого пути у Глеба нет, и поджидали его у Смоленска. Когда люди Глеба увидели убийц, то взялись за оружие, защищая своего князя. Но Глеб приказал оставить его и сойти на берег. Поступая так, он думал, что спасет жизнь свою и своих слуг. Но убийцы закололи Глеба, как агнца кроткого – перерезав ему горло. Тело Глеба было брошено в глухом лесу. Так взошел в вечную обитель юный праведный Глеб 5 сентября 1015 года.

За смертью страдальцев последовали кровавые волнения по всей Руси. Святополк, решивший удержать власть, убил еще одного брата Святослава; вступил в отчаянную борьбу с Ярославом, одновременно отбиваясь от печенегов и поляков. Так продолжалось четыре года.

В 1019 году на реке Альте, где было совершено тяжелое злодеяние, Святополк был разбит Ярославом и сбежал в Польшу. Ярослав же занял киевский престол.

По расспросам очевидцев в Вышгороде Ярославом были отысканы мощи Бориса, а 1020 году охотниками были найдены останки Глеба. Чудное дело! Тело Глеба, пролежавшее пять лет на открытом воздухе, осталось нетленно. Тела Бориса и Глеба были похоронены вместе в Вышгороде, в церкви св. Василия. Скоро у могилы мучеников стали совершатся чудеса и знамения, то увидят ночью огненный столб, то услышат благоговейное пение. Многие люди получали исцеление.

Прославление Бориса и Глеба произошло при Ярославе Мудром в 1021 году 24 июля во время перезахоронения тел. Но официально считается, что канонизированы Борис и Глеб были в 1072 году при князе Изяславе, при перенесении тел в новый построенный для них храм. Произошло это 2 мая, в день, празднуемый сейчас каждый год.В этом храме произошло три чуда. Выздоровел немой с отнявшейся ногой. Стала здоровой рука женщины, которая долгое время не работала. Слепец прозрел.

В чем же состоит подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так без сопротивления погибнуть от рук убийц? Святые мученики Борис Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву христианскому доброделанию. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец».

Святые братья сделали то, что в те времена на Руси было еще ново и непонятно, они показали: за зло нельзя воздавать злом даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить».

Перед смертью святой благоверный князь Борис промолвил: «Слава Тебе, Господи, за все, ибо удостоил меня зависти ради принять сию горькую смерть и претерпеть все ради любви к заповедям Твоим».

Конечно, Борис и Глеб понимали, что сопротивление Святополку неизменно превратит их противостояние в междоусобную войну, в которой будут убиты многие люди. Что это борьба за власть. Поэтому они смиренно приняли смерть, как волю Божью, не противясь. Мы с трудом понимаем ту великую жертвенность и строгое соблюдение христианской веры.

Множество храмов и монастырей посвящены в России святым князьям Борису и Глебу; фресками и иконами святых братьев-страстотерпцев украшены многочисленные храмы Русской Церкви. Мы молимся прося их защиты и молитв о нас грешных пред Господом. Икона святых братьев Бориса и Глеба есть и в нашем храме.

Окончим повествование повторением священной песни, которую пела священномученикам Церковь при Ярославе:

Придите новокрещенны соборы Русские, и увидим как без вины судится Борис завистью брата. Копием пронзили его тело и пролили кровь по наущению дьявола; и Глеб – зарезан ножом, рукою того же брата Святополка и брошен между колодами. Они увенчаны, а тот погиб без следа. Они молят Христа о спасении душ наших.

Мученическою кровию порфиру окропивше светло, украшени предстоите, страдальцы славнии, Царю Безсмертному, и, венцы славы от Него приимше, молитеся стране нашей подати на враги одоление и душам нашим велию милость.

Возсия днесь преславная память ваша, благороднии страстотерпцы Христовы, Романе и Давиде, созывающи нас к похвалению Христа Бога нашего. Тем, притекающе к раце мощей ваших, исцеления дар приемлем молитвами вашими, святии: вы бо божественнии врачеве есте.

ГОДУНОВ Борис Федорович

Годунов умер в разгар борьбы с претендовавшим на русский престол Лжедмитрием 1 (беглым диаконом Григорием Отрепьевым). Возможно, смерть Годунова приблизило напряжение этой борьбы.

«Борису исполнилось 53 года от рождения,- пишет Н. М. Карамзин,- в самых цветущих летах мужества имел он недуги, особенно жестокую подагру, и легко мог, уже стареясь, истощить свои телесные силы душевным страданием. Борис 13 апреля, в час утра, судил и рядил с вельможами в думе, принимал знатных иноземцев, обедал с ними в Золотой палате и, едва встав из-за стола, почувствовал дурноту: кровь хлынула у него из носу, ушей и рта; лилась рекою; врачи, столь им любимые, не могли остановить ее. Он терял память, но успел благословить сына на государство Российское, восприять ангельский образ с именем Боголепа и чрез два часа испустил дух в той же храмине, где пировал с боярами и иноземцами. «

Приводя столь короткий рассказ, историк с горечью говорит о том, что «потомство не знает ничего более о сей кончине, разительной для сердца. Кто не хотел бы видеть и слышать Годунова в последние минуты такой жизни — читать в его взорах и в душе, смятенной внезапным наступлением вечности? Пред ним был трон, венец и могила; супруга, дети, ближние, уже обреченные жертвы судьбы; рабы неблагодарные, уже с готовою изменою в сердце; пред ним и святое знамение христианства: образ того, кто не отвергает, может быть, и позднего раскаяния. » Молчание современников, сожалеет Карамзин, подобно непроницаемой завесе, скрыло подробные обстоятельства смерти царя.

Далее историк говорит о распространенной одно время версии: «Уверяют, что Годунов был самоубийцею, в отчаянии лишив себя жизни ядом; но обстоятельства и род его смерти подтверждают ли истину сего известия? И сей нежный отец семейства, сей человек, сильный духом, мог ли, спасаясь ядом от бедствия, малодушно оставить жену и детей на гибель почти несомнительную? И торжество самозванца [Лжедмитрия] было ли верно, когда войско еще не изменяло царю делом; еще стояло, хоть и без усердия, под его знаменами? Только смерть Бориса решила успех обмана; только изменники, явные и тайные, могли желать, могли ускорить ее — но всего вероятнее, что удар, а не яд прекратил бурные дни Борисовы. «

Другие книги в разделе «Словари. Энциклопедии. Справочники»:

Мир. Человек. Cлово.

Пастырские беседы

Богословская мозаика

Россия. История в лицах

Первые русские святые Борис и Глеб

Летом 1015 года умер князь Владимир. Никто из его окружения не ожидал такой скорой кончины князя. В Киеве воцарилось смятение. Но еще более поразила русский народ гибель его младших сыновей — Бориса Ростовского и Глеба Муромского. Их смерть последовала почти сразу после смерти отца. Это было злодейское убийство. Борис и Глеб пали жертвами преступления, совершенного по приказу их старшего брата Святополка.

Сколько злодейских убийств совершалось и совершается в мире! Борьба за власть унесла жизни многих людей как до, так и после Бориса и Глеба. Однако именно их гибель произвела огромное впечатление на древнерусское общество. Их посмертное почитание в короткие сроки распространилось по всей Руси, опережая церковное прославление.

О жизни братьев до их гибели нам известно немного. Они были самыми младшими из сыновей Владимира и, помимо славянских имен Борис и Глеб, имели христианские имена — Роман и Давид. Но об их последних днях жизни сохранилось более двухсот литературных памятников — житий, сказаний, летописей. Все это свидетельствует о том, что не мирское благочестие, а именно смерть стала причиной их прославления. В чем же народ русский увидел святость двух князей и смысл их христианского подвига?

Известие о смерти отца застала Бориса в походе на печенегов. Одолев врага, он возвращался к Киеву и дорогой узнал о намерении Святополка убить его, как конкурента на киевский престол. Борис решает не противиться брату, несмотря на уговоры дружины, которая после этого оставила его. Борис проводит ночь в своем шатре на молитве, ожидая убийц. Древний автор подробно останавливается на событиях этой ночи.

Борис размышляет о суетности мира и бессмысленности власти. Он напоминает себе об основных христианских добродетелях — смирении и любви. Но всего сильнее переживается Борисом мысль о мученичестве. Он вспоминает страдания святых мучеников Никиты, Вячеслава и Варвары, погибших от руки отца или брата. Утверждаясь в мысли, что вольное мучение есть подражание Христу, Борис дважды повторяет: «Если кровь мою прольет, мученик буду Господу моему». Однако древнерусский автор показывает не только желание Бориса принять мученический венец, но и ярко рисует всю трудность прощания Бориса с жизнью. Не только об умершем отце плачет Борис, но и о своей погибающей юности.

На рассвете сообщники Святополка ворвались в шатер Бориса и пронзили его копьями. Верный слуга, пытавшийся прикрыть князя своим телом, был убит на его груди. Завернув тело Бориса в шатер, на телеге его повезли в Киев. Под городом, увидев, что Борис еще дышит, два варяга добивают его мечами.

Второго брата, Глеба, убийцы настигают на Днепре. Святополк обманом вызывает его в столицу. Предупреждение брата Ярослава не останавливает князя. До последнего момента он не хочет верить в коварство Святополка. Завидев лодки убийц, Глеб «возрадовался душою, желая принять от них целование». Но поняв, что они пришли его убить, Глеб молит их о помиловании «юности своей».

Описание убийства Глеба пронзает сердце читателя острой жалостью. Юноша, почти мальчик, трепещет под ножом убийцы. Ни одна деталь храброго и добровольного принятия своей доли не смягчает ужаса этого убийства. По приказу убийц собственный повар Глеба перерезает ножом ему горло. Предсмертная мольба Глеба оканчивается его уверенностью, что всякий ученик Христов оставляется в мире для страдания, и всякое невинное и вольное страдание в мире есть страдание за имя Христово. Этот дух вольного страдания торжествует и в Глебе над его человеческой слабостью и желанием жить.

Тело князя было брошено на берегу, и лишь через несколько лет найдено Ярославом, который похоронил его рядом с Борисом.

Мученичество святых князей лишено всякого подобия героизма. Это не твердое ожидание смерти и не вызов силам зла, который столь часто слышится в страданиях древних мучеников. Напротив, идея жертвы, отличная от героического мученичества, выступает с особой силой. И подвиг двух юных князей заключался в том, что перед лицом смерти для каждого из них оказалось важным только одно — быть со Христом, быть как Христос. Русская Церковь не делала различия между смертью за веру во Христа и смертью в последовании Христу, особо почитая последнюю.

Подвиг непротивления злу стал национальным русским подвигом, подлинным религиозным открытием русского народа. Через святых страстотерпцев Бориса и Глеба, как через Евангелие, образ кроткого и страдающаго Спасителя вошел в сердце русского народа, как самая заветная его святыня.

Христианская кротость и смирение двух братьев помогали русскому народу в течение веков сохранять терпение и мудрость в самые трудные моменты истории.

3 версии смерти Березовского

Б орис Березовский был удивительной личностью. Нельзя сказать, что это был однозначно плохой или однозначно хороший человек. Точнее будет сказать, что Березовский был очень ярким «дитём» всего нашего времени.

Е го судьба, поступки и действия были концентратом нравов современности. В каждом из ныне живущих есть свой березовский, у кого-то меньше, у кого-то больше. Таковы последствия жизни по законам общества потребления. Мы сами выбрали эту жизнь. И сами выбрали её героев.

П оэтому в этой заметке я не стану давать оценку самому Борису Абрамычу. В этой статье я хочу поговорить о самом незначительном и одновременно самом важном эпизоде его жизни — его смерти. Обсудить её с точки зрения здравомыслящего обывателя, у которого есть своё видение мира.

И так, как и при любой другой смерти, есть три версии:

  • самоубийство,
  • смерть от естественных причин,
  • убийство.

§ 1. Самоубийство

В самоубийство Березовского я не верю. Нет, я вполне допускаю, что оно имело место быть. Но оно не укладывается в моё видение этого мира. Поэтому я в него не верю. Но допускаю, что Березовский мог покончить с собой.

П очему не укладывается?

П росто умные люди, а Березовский, безусловно, был умным человеком, понимают, что самоубийство — не выход из какой-бы то ни было ситуации. Самоубийство — это конец вообще всего. Поэтому умного человека на самоубийство может толкнуть только одна вещь — опороченная честь (или проблемы с совестью). Березовскому всегда было плевать на честь, а уж с совестью он мог договориться, как никто другой. Поэтому самоубийство Березовского и не укладывается в моё видение мира.

§ 2. Смерть от естественных причин

Е стественная смерть — более правдоподобная версия. Березовский в плане физиологии такой же человек, как и все мы. И время над ним властно точно также.

Т ем более, что в последние месяцы ему пришлось столкнуться с очень серьёзными трудностями. Он человек уже не молодой, а стрессы и переживания ещё никому годов не прибавляли. Только тут есть одна закавыка.

Н есмотря на финансовые трудности, Березовский оставался довольно обеспеченным человеком. Уж на хороших-то врачей деньги должны были быть. А с точки зрения обеспеченного человека смерть в 68 лет — это довольно рано.

К тому же внезапная смерть таких людей, как Березовский, редко случается по естественным причинам.

У ж больно серьёзную роль они играют в жизни всей нашей планеты, чтобы внезапно умирать по естественным причинам. Всякое, конечно, бывает. Молния, там, ударила. Или под машину попал. В ванной тоже можно утонуть.

Н о чаще всего если такие люди и умирают, то обязательно с чьей-либо помощью.

П оэтому, с точки зрения здравомыслящего обывателя, будем считать смерть Березовского от естественных причин более вероятной, чем самоубийство, но всё же недостаточно вероятной для полной в ней уверенности.

§ 3. Убийство

Н е нужно быть семи пядей во лбу, чтобы предсказать, что версия смерти Березовского в результате убийства точно будет самой популярной. А уж сколько вариантов этой версии появится! Оставим рассмотрение всех возможных вариантов возможного убийства Березовского специалистам, а сами поговорим о двух наиболее простых и наиболее видимых глазу здравомыслящего обывателя версиях:

  • убийство Березовского спецслужбами России
  • убийство Березовского спецслужбами Великобритании

§ 3.1 Убийство Березовского спецслужбами России

С пецслужбы России Березовского не убивали. Потому что в настоящее время это крайне невыгодно нынешнему российскому руководству, которое отдаёт этим самым спецслужбам приказы. Да, конечно, всякое бывает, но если считать российские спецслужбы единым монолитом, который подчиняется приказам руководства нашей страны, то навряд ли последнее отдавало распоряжение об убийстве Березовского.

П о крайней мере, в настоящее время.

П ричастность российских спецслужб к смерти Березовского сейчас дала бы врагам нынешнего руководства нашей страны отличную возможность сделать из Бориса Абрамовича мученика или знамя. А ведь разрушать легенды намного сложнее, чем создавать. Березовский, который погиб от рук российских спецслужб, для Владимира Путина в тысячу раз опаснее живого Березовского, даже активно гадящего всеми доступными способами.

К тому же, как раз сейчас уровень опасности Березовского для Путина несравнимо ниже, чем несколько лет назад. И если уж и убивать, то значительно раньше.

Т ут мелькали сообщения о том, что, якобы, Путин не убивал Березовского раньше потому, что у последнего был компромат на первого. А вот сейчас Березовский компромат отдал (или лишился его) и поэтому Путин его сразу же и убил. Но живой Березовский без компромата намного менее опасен, чем Березовский мёртвый. Об этом мы говорили выше. Поэтому вряд ли компромат сыграл в этом роль.

§ 3.2 Убийство Березовского спецслужбами Великобритании

А вот спецслужбам Великобритании смерть Березовского могла быть очень выгодна.

П росто так обстоятельства сложились, что именно сейчас мёртвый Березовский для британских спецслужб предпочтительнее живого. Смотрите сами:

  • Когда-то желание Березовского и цели английских спецслужб совпали и последние наняли Бориса Абрамыча для работы по свержению Путина (вот тогда мёртвый Березовский был Путину выгоднее).
  • Прошло много лет, за которые Березовский Путину, конечно, какие-то сложности создал, но не особо критичные. А вот на попытку переворота в конце 2011-го — начале 2012-го годов были сделаны высокие ставки. Была проведена серьёзная подготовка, затрачены большие средства и задействована куча людей. Но Болотная революция провалилась. И Березовский потерял доверие британских спецслужб (может быть они даже уже нашли ему преемника в качестве «резидента»).
  • Березовский потерял не только доверие, но и потратил все свои деньги (может даже одно вытекает из другого). Но когда Березовский с помощью британского суда попробовал восполнить кассу для борьбы с Путиным, британский суд ему этого сделать не дал. Налицо подтверждение тому, что Березовский британским спецслужбам больше не интересен.
  • То есть Березовский остаётся без денег и без поддержки Великобритании. Он теперь вне Большой игры, выведен одной из сторон за её рамки. Но вполне себе может доживать свой век тихой и спокойной жизнью британского пенсионера.
    Но Борис Абрамыч не был бы Борисом Абрамычем если бы не придумал способ вернуться на коня. Я думаю, он решил сменить работодателя. А точнее, сменить сторону в Большой игре.
    Ведь не даром ходили слухи о том, что Березовский ищет возможность вернуться в Россию не в качестве заключённого (а заявление Пескова (пресс-секретарь Путина) о том, что Березовский пару месяцев назад обратился к руководству России с просьбой о возвращении, эти слухи подтверждает). И явно не для того, чтобы доживать свой век тихой и спокойной жизнью российского пенсионера. А смена стороны подразумевает, что с новым работодателем Березовский должен поделиться информацией о старом. Значит, Березовский рассказал бы Путину всю правду о своём сотрудничестве с британскими спецслужбами. После чего самые сочные подробности стали бы известны всему остальному миру.
  • Березовский умирает.

К акая-то уж больно логичная цепочка получается, не правда ли?

В принципе, даже если Березовский и не менял работодателя, а решил вернуться в Россию для жизни простым пенсионером и каким-либо образом договорился об этом с Кремлём (например, обменял компромат на гарантии спокойной жизни), то англичане его всё равно живым бы не выпустили. Слишком интересно Борис Абрамыч на них работал. С выдумкой и энтузиазмом.

В общем, мне кажется, версия смерти Березовского от рук британских спецслужб наиболее логичная. Как сказал бы здравомыслящий обыватель, эта версия максимально вероятная. Потому как слишком многие кусочки пазла в неё укладываются, а заинтересованная сторона слишком чётко обозначена выгодами от смерти Борис Абрамыча.

У меня нет никаких поводов со здравомыслящим обывателем спорить. Я думаю также. Эта версия в мою картину мира укладывается лучше, чем любая другая.

§ 4. Пара выводов

  • Вывод первый. Практически все богатые граждане России, сбежавшие за границу, являются ворами и мошенниками. Они скрываются за рубежом потому, что на Родине им грозит уголовное наказание, а не из-за политического преследования.
  • Вывод второй. Граждане России, сбежавшие в Великобританию, являются врагами не только и не столько Путина, сколько врагами России, как государства. Потому что англичане воюют не с Путиным или Сталиным, они воюют с российским государством. И держат они у себя беглых олигархов не за красивые глазки или политические убеждения, а как инструменты борьбы с государством Россия. Кто бы там что ни говорил.
  • Вывод третий. В современной информационной войне атакующей стороне обязательно нужен «обиженный гражданин» той страны, которую атакуют. Ведь если гадости о стране и её руководстве говорит беглый гражданин, то это борьба с тоталитаризмом, а если иностранец, то это вмешательство во внутренние дела, агрессия и вообще некрасивый ахтунг. «Обиженный гражданин» Березовский умер. Значит, англичане либо уже нашли нового, либо найдут его в самом ближайшем будущем.

§ 5. От себя

К огда я узнал о смерти Березовского, то первым моим ощущением было искреннее удивление. Таким искренним удивление бывает, когда, например, дети осознают, что их родители — обычные люди. В таком удивлении нет ни обиды, ни радости, ни каких-либо других чувств — это чистое, искреннее удивление, как оно есть.

В сю мою сознательную жизнь Березовский являлся неотъемлемой частью истории России и для меня удивительно, что она, оказывается, может продолжаться и без него. Я не знаю, будет она хуже или лучше. Но я точно знаю, что она будет другой.

М ы счастливые люди: мы жили и тогда, и сейчас. Мы видели разную историю нашей России. Видели, чувствовали и проживали.

П рощайте, Борис Абрамыч.

Поделись ссылкой на Seoded.ru с друзьями, знакомыми и собеседниками в соцсетях и на форумах! А сам сайт добавь в закладки ! Так победим.

Поделиться ссылкой на эту страницу в:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: