СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В РОМАНЕ НА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Здравствуйте, уважаемая редакция!
Очень благодарна вам за внимание к моим трудам. Хочу предложить подобранный мною дидактический материал к теме «Виды сложных предложений». Не секрет, что учащиеся 9-го класса не очень-то жалуют роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», поэтому, привлекая в качестве дидактического материала отрывки из изучаемого произведения, мы можем еще раз напомнить им известные или слышанные ими строки.

Цели урока:

Знать: виды сложных предложений.
Уметь: определять вид сложного предложения, расставлять в нем знаки препинания, строить схему сложного предложения.
Попутное повторение: личные окончания глагола.
Дополнительное задание для сильных учеников: вспомните место в романе, откуда взят отрывок, найдите соответствующую строфу.

1) Сноснее многих был Евгений хоть он людей, конечно, знал.
2) Мы люб_м слушать иногда страстей чужих язык мятежный и нам он сердце шевелит.
3) А нынче все умы в тумане мораль на нас навод_т сон.

1) Сноснее многих был Евгений, хоть он людей, конечно, знал (II–XIV). (СПП; средство связи – подчинительный союз хоть (уступительный); в придаточной части есть вводное слово конечно.)
2) Мы люб им слушать иногда страстей чужих язык мятежный, и нам он сердце шевелит (II–XVIII). (ССП; средство связи – сочинительный союз и (соединительный).)
3) А нынче все умы в тумане, мораль на нас навод ит сон. (БСП; постановка запятой подчеркивает отсутствие причинно-следственных связей между частями предложения.)

1) Он верил что друзья готовы за честь его принять оковы.
2) В тени хранительной дубравы он разделял ее забавы и детям прочили венцы друзья-соседы их отцы.
3) Пора пришла она влюбилась.

1) И в голос все решили так что он опаснейший чудак.
2) Он сердцем милый был невежда его лелеяла надежда.
3) Им квас как воздух был потребен и за столом у них гостям носили блюды по чинам.

1) Чтоб только время проводить сперва задумал наш Евгений порядок новый учредить.
2) Цель жизни нашей для него была заманчивой загадкой над ней он голову ломал.
3) Я прежде сам его любил но надоел он мне безмерно.

1) Он пел те дальние страны где долго в лоно тишины лились его живые слезы.
2) Ему не нравились пиры бежал он их беседы шумной.
3) Зовут соседа к самовару а Дуня разлива_т чай.

1) Он верил что душа родная соединиться с ним должна.
2) Она поэту подарила младых восторгов первый сон и мысль о ней одушевила его цевницы первый стон.
3) Ей рано нравились романы они ей заменяли все.

1) Она в горелки не играла ей скучен был и звонкий смех и шум их ветреных утех.
2) Ветер ве_т и всход_т постепенно день.
3) Ждала Татьяна с нетерпеньем чтоб трепет сердца в ней затих.

1) Вдали пред ним пестрели и цвели луга и нивы золотые мелькали селы.
2) Он в том покое поселился где деревенский старожил лет сорок с ключницей бранился.
3) Владимир и писал бы оды да Ольга не читала их.

1) Блиста_т речка льдом одета мальчишек радостный народ коньками звучно реж_т лед.
2) Ему и больно и смешно а мать грозит ему в окно.
3) В смятенье Таня торопилась пока звезда еще катилась желанье сердца ей шепнуть.

1) Кокетка суд_т хладнокровно Татьяна люб_т не шутя.
2) Теперь мы в сад перелетим где встретилась Татьяна с ним.
3) Над нею вьется Лель а под подушкою пуховой девичье зеркало лежит.

1) Короче становился день лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась.
2) Ей снится будто бы она идет по снеговой поляне.
3) Онегин руку замахнул и дико он очами брод_т.

1) Ложился на поля туман гусей крикливых караван тянулся к югу.
2) Он молча поклонился ей но как-то взор его очей был чудно нежен.
3) Когда гремел мазурки гром в огромной зале все дрожало.

1) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало.
2) Ее сомнений Мартын Задека не решит но сон зловещий ей сулит печальных много приключений.
3) Заметив что Владимир скрылся Онегин скукой вновь гоним близ Ольги в думу погрузился.

1) Татьяна бедная горит ее постели сон бежит.
2) Они над шахматной доской на стол облокотясь порой сидят задумавшись глубоко и Ленский пешкою ладью берет в рассеянье свою.
3) Тревож_т ее ревнивая тоска как будто хладная рука ей сердце жмет.

1) Встает заря во мгле холодной на нивах шум работ умолк.
2) Все чувства в Ленском помутились и молча он повесил нос.
3) Где жил питомец вдохновенья две сосны корнями срослись.

1) Морозна ночь все небо ясно.
2) Меж гор лежащих полукругом пойдем туда где ручеек, виясь, бежит зеленым лугом.
3) Стада шумят и соловей уж пел в безмолвии ночей.

1) Тоска любви Татьяну гон_т и в сад идет она грустить.
2) Ты в ослепительной надежде блаженство темное зовешь ты негу жизни узнаешь.
3) И Таня вход_т в дом пустой где жил недавно наш герой.

1) Анисья тотчас к ней явилась и дверь пред ними отворилась.
2) Не зна_шь ты кто там в малиновом берете с послом испанским говорит?
3) Улан умел ее пленить улан любим ее душою.

1) Ты пьешь волшебный яд желаний тебя преследуют мечты.
2) Луна обход_т дозором дальний свод небес и соловей во мгле древес напевы звучные завод_т.
3) Она забыла что дома ждут ее давно.

1) Татьяна вид_т с трепетаньем какою мыслью замечаньем бывал Онегин поражен.
2) Теперь у нас дороги плохи мосты забытые гниют.
3) Неутомимы наши тройки и версты, теша праздный взор, в глазах мелькают, как забор.

1) Уселись и возок почтенный скользя ползет за ворота.
2) Как я был доволен когда церквей и колоколен садов чертогов полукруг открылся предо мною вдруг!
3) К ней дамы подвигались ближе старушки улыбались ей.

1) Неотвязчивый лорнет он обраща_т поминутно на ту чей вид напомнил смутно ему забытые черты.
2) В ней сохранился тот же тон был так же тих ее поклон.
3) Любви все возрасты покорны но юным девственным сердцам ее порывы благотворны.

1) Он счастлив если ей накин_т боа пушистый на плечо.
2) В избушке распевая дева прядет и зимних друг ночей трещит лучинка перед ней.
3) Предвижу все вас оскорбит печальной тайны объясненье.

1) Она его не замеча_т как он ни бейся.
2) Мне дорог день мне дорог час.
3) И постепенно в усыпленье и чувств и дум впада_т он а перед ним воображенье свой пестрый мечет фараон.

1) Глаза его читали но мысли были далеко.
2) Он не заботился о том какой у дочки тайный том дремал до утра под подушкой.
3) Вы поступили благородно вы были правы предо мной.

1) Но шпор незапный звон раздался и муж Татьянин показался.
2) Помните ль тот час когда в саду в аллее нас судьба свела?
3) На кляче тощей и косматой сидит форейтор бородатый сбежалась челядь у ворот.

От редакции

Чтобы вам было легче проверить ответы сильных учеников, приводим адреса всех процитированных фрагментов. Предложите ребятам, справившимся с поиском самостоятельно, выписать целиком предложения, которые были частично приведены в карточках, и нарисовать их схемы. Стоит также, разобрав эти примеры на доске, обсудить, насколько пунктуация в различных изданиях романа А.С. Пушкина соответствует современной норме. Имейте в виду, что в разных изданиях пунктуация может не совпадать; в старших классах это стоит сделать предметом отдельного разговора.

№ 1. 1) II–XIV 2) II–XVIII 3) III–XII

№ 2. 1) II–VIII 2) II–XXI 3) III–VII

№ 3. 1) II–IV 2) II–VII 3) II–XXXV

№ 4. 1) II–IV 2) II–VII 3) II–XXIII

№ 5. 1) II–X 2) II–XI 3) II–XII

№ 6. 1) II–VIII 2) II–XXII 3) II–XXIX

№ 7. 1) II–XXVII 2) II–XXVIII 3) III–XI

№ 8. 1) II–I 2) II–III 3) IV–XXXIV

№ 9. 1) IV–XLII 2) V–II 3) V–VI

№ 10. 1) III–XXIV 2) IV–XI 3) V–X

№ 11. 1) IV–XL 2) V–XI 3) V–XX

№ 12. 1) IV–XL 2) V–XXXIV 3) V–XLII

№ 13. 1) IV–XL 2) V–XXIV 3) VI–I

№ 14. 1) IV–XXIII 2) IV–XXVI 3) VI–III

№ 15. 1) IV–XLI 2) VI–XIV 3) VI–XL

№ 16. 1) V–IX 2) VII–VI 3) VII–I

№ 17. 1) III–XVI 2) III–XV 3) VII–XVII

№ 18. 1) VII–XVII 2) VIII–XVII 3) VII–VIII.IX.X

№ 19. 1) III–XV 2) III–XVI 3) VII–XV

№ 20. 1) VII–XXIII 2) VII–XXXIV 3) VII–XXXV

№ 21. 1) VII–XXXII 2) VII–XXXVI 3) VIII–XV

№ 22. 1) VIII–XVII 2) VIII–XVIII 3) VIII–XXIX

№ 23. 1) VIII–XXX 2) IV–XLI 3) VIII – письмо Онегина к Татьяне

№ 24. 1) VIII–XXXI 2) VIII – письмо Онегина к Татьяне 3) VIII–XXXVII

№ 25. 1) VIII–XXXVI 2) II–XXIX 3) VIII–XLIII

Интегрированный урок по теме: «Готовимся к ГИА: сложносочиненное предложение»

Интегрированный урок по теме: « Готовимся к ГИА: сложносочинённые предложения»

Продолжить работу над изучением ССП.

Совершенствовать пунктуационные навыки в предложениях данного типа.

Продолжить работу над подготовкой к ГИА.

Воспитывать интерес к личности и творчеству А.С.Пушкина.

Доброе утро. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами А.С.Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Эти слова произносились не одним поколением людей. Они высечены на гранитном пьедестале памятника Пушкину-лицеисту в саду Царского Села. В этом обращении к друзьям звучит уверенность в том, что люди способны пронести братство и духовное родство через всю жизнь, несмотря на любую горечь судьбы.

Мне приятно считать вас своими друзьями, единомышленниками, которые любят свой язык, хотят его изучать, что сегодня, надеюсь, вы и продемонстрируете на уроке.

Объявление темы, постановка цели урока.

Сегодня у нас с вами урок обобщения знаний по теме «Сложносочинённые предложения». Что же конкретно мы будем делать? Обратимся к ключевым словам. Итак, мы будем

сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

особенности сложносочинённого предложения;

отличие ССП от ПП с однородными членами предложения;

И, наконец, мы вновь будем учиться

— отличать сложносочинённые предложения от других предложений,

— правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Работа в тетрадях.

Откройте тетради и запишите дату 19 октября, тему урока «Сложносочинённые предложения. Обобщение материала».

Ребята, я сегодня неслучайно начала урок со слов А.С.Пушкина. О чем вам говорит дата 19 октября?

— Это дата открытия Царскосельского лицея, где учился А.С.Пушкин.

Верно, поэтому сегодня мы не только будем повторять изученный материал по теме урока, но и непременно обратимся к этой знаменательной дате, важной для нашей культуры.

Повторение видов сложных предложений. Интегрированный урок по теме: « Готовимся к ГИА: сложносочинённые предложения»

Доброе утро. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами А.С.Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Эти слова произносились не одним поколением людей. Они высечены на гранитном пьедестале памятника Пушкину-лицеисту в саду Царского Села. В этом обращении к друзьям звучит уверенность в том, что люди способны пронести братство и духовное родство через всю жизнь, несмотря на любую горечь судьбы.

Мне приятно считать вас своими друзьями, единомышленниками, которые любят свой язык, хотят его изучать, что сегодня, надеюсь, вы и продемонстрируете на уроке.

Объявление темы, постановка цели урока.

Сегодня у нас с вами урок обобщения знаний по теме «Сложносочинённые предложения». Что же конкретно мы будем делать? Обратимся к ключевым словам. Итак, мы будем

сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

особенности сложносочинённого предложения;

отличие ССП от ПП с однородными членами предложения;

И, наконец, мы вновь будем учиться

— отличать сложносочинённые предложения от других предложений,

— правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Работа в тетрадях.

Откройте тетради и запишите дату 19 октября, тему урока «Сложносочинённые предложения. Обобщение материала».

Ребята, я сегодня неслучайно начала урок со слов А.С.Пушкина. О чем вам говорит дата 19 октября?

— Это дата открытия Царскосельского лицея, где учился А.С.Пушкин.

Верно, поэтому сегодня мы не только будем повторять изученный материал по теме урока, но и непременно обратимся к этой знаменательной дате, важной для нашей культуры.

Повторение видов сложных предложений.

Какие значения вносят в ССП различные союзы ?

Различные группы сочинительных союзов вносят в предложение и различное значение. ССП с соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно выражают противопоставление и реже – сопоставление. Разделительные союзы вносят в ССП значение чередования, несовместимости явлений.

— Делаем главный вывод. Какова роль сочинительных союзов в ССП?

Они служат основным средством связей, именно от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП.

Знаки препинания при ССП

— Когда в ССП ставится тире?

— Когда в ССП ставится точка с запятой?

— Когда в ССП ставится запятая?

— А когда не ставится запятая в ССП?

(Рассмотрение таблицы: «Отсутствие запятой в сложносочинённых предложениях»)

1. Использование интерактивной доски при повторении ССП.

2. Вспомним алгоритм выполнения задания ГИА по русскому языку, которое проверяет ваши знания по теме ССП.

Прочитай внимательно задание, обрати внимание на ключевые слова.

Найди сочинительные союзы.

Определи вид предложения по наличию основ (простое или сложное)

Обрати внимание на знаки препинания.

Посмотри, что связывают сочинительные союзы.

1. Индивидуальная работа с карточками. Задание: выписать из произведений А.С. Пушкина (тексты на карточках) ССП, обозначить грамматическую основу.

2. Знакомство с ученическим проектом «Синтаксические конструкции в творчестве А.С. Пушкина». Обсуждение проекта.

Практическая часть урока.

Учитель. Первой цели урока мы уже достигли. Для решения остальных обратимся к графическому диктанту на материале истории открытия уникального учебного заведения, которое заканчивал Пушкин.

19 октября 1811 года в Царском Селе тридцать мальчишек сели за парты и стали одноклассниками. (ПП с однородными сказуемыми)

Их величали «первый курс Царскосельского Лицея», и они могли считать себя и школьниками, и студентами. (ССП)

Еще более года назад царь Александр I подписал проект, составленный всесильным в ту пору министром Михаилом Сперанским, о создании в двадцати верстах от столицы особого учебного заведения. ( ПП с обособленным определением)

Там небольшое число дворянских детей должно получать наилучшее образование, а потом наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении России. (ПП с однородными сказуемыми)

Замыслы крупного государственного деятеля Сперанского шли далеко, и он возлагал большие надежды на это закрытое учреждение. (ССП)

Царь Александр одно время поддерживал и поощрял эти прогрессивные идеи, но «прекрасное начало» имело невзрачное продолжение. (ССП)

Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра I, его семьи и самых знатных людей Российского государства. (ПП с однородными дополнениями)

По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором, а по другую находились профессора. (ССП)

За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором, и перед ними торжественную речь произнесли директор Лицея В. Малиновский и профессор Куницин. (ССП)

После торжественной церемонии мальчиков повели на обед, а гости осмотрели помещения Лицея. (ССП)

Учитель. Это торжественное событие произошло много лет назад. День 19 октября вошел в нашу культуру как день открытия Царскосельского Лицея. Этот день стал символом духовного единения не только первых воспитанников Лицея и других его выпусков, но и всех людей последующих поколений, вплоть до нашего времени, кто разделяет ценности свободы, братства, просвещения.

Многие лицеисты, как и А. С.Пушкин, вспоминали годы обучения в Лицее, посвящали этому времени произведения. А другие поколения обращались к этой теме, вспоминая жизнь гения русской литературы А.С. Пушкина.

Следующий вид работы – осложнённое списывание познакомит нас с некоторыми высказываниями. Запишите вид работы. Задание: вставьте недостающие знаки препинания и пропущенные буквы, объясните свой выбор. (Комментирование задания сопровождается слайдами с портретами поэтов)

Среди св…тых во…поминаний
Я с детских лет …десь во…р…стал
А глухо между тем поток народной брани
Уж бесновался и р…птал.

Шесть лет промчалось как мечтанье

В объятьях сла…кой т…шины
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!

Смуглый отрок бродил по а…еям
У озёрных грустил берегов
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.»
( Анна Ахматова)

Учитель. Да, много лет прошло с тех пор, но ничего не забылось, и сегодня мы вспомним, с чего всё начиналось…

Я предлагаю вам познакомиться с текстом, автор которого вспоминает о первом приезде ребят, среди которых был и Саша Пушкин, в учебное заведение, где они проживут шесть лет. Текст на экране, на столах. Запишите вид работы: Работа с текстом

Работа с частичным анализом текста.

1 . С утра девятого октября 1811 года возле директорского дома началось оживление.2. Со стуком подъезжали кареты, и из них степенно выходили мальчики- подростки в сопровождении родных. 3. Лица детей были грустны и растерянны, а лица взрослых торжественно серьезны. 4. Они приехали не в гости.5. Это начали съезжаться будущие воспитанники Царскосельского лицея. 6. Кто привез Александра Пушкина – неизвестно. 7. Встречал приезжающих сам директор – Василий Федорович Малиновский. 8. Было ему уже за сорок, и его открытое лицо с благородными чертами говорило об уме и доброте. 9. Держался он и скромно, и просто, и приветливо. 10. Он прекрасно понимал, что творилось в душе привезенных к нему мальчиков, и старался их успокоить.11. «Новобранцы» прибывали по одному.12. Сопровождающие не задерживались, не желая продлевать тягостные минуты расставания и помня пословицу «Долгие проводы – лишние слезы».13. Родные уехали, а воспитанники остались с гувернерами и инспектором.14. После вечернего чая всех повели переодеваться и мальчики преобразились. 15.На каждом был синий двубортный сюртук со стоячим красным воротничком, с красным кантом на манжетах, блестящими гладкими пуговицами, синий суконный жилет, длинные прямые панталоны синего сукна, полусапожки.16. Мальчики бросились к зеркалу, разглядывали друг друга, вертелись. 17. Одни уже воображали себя министрами, а другие просто наслаждались своим парадным видом. 18. Довольны были все.

2. Беседа по тексту.

Задания к тексту.

Как можно озаглавить текст?

Найдите в тексте сложные предложения. Укажите их номера. (2,3,6,8,10,13,14,17)

Укажите ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами. Объясните пунктуацию.(9, 12)

Определите вид 14 предложения. ССП с общим второстепенным членом.

Почему в нем не стоит запятая перед союзом И?

Подберите синоним к слову новобранцы (новички).

Выпишите из 1 абзаца слово, написание которого соответствует правилу: « В кратких именах прилагательных пишется столько же –н-, сколько и в полных».

Готовясь к ГИА , мы с вами учимся писать сочинения – рассуждения на разные темы. Подумайте над вопросом: какую функцию выполняют запятые в ССП и в простых предложениях с однородными членами. (Разделительную)

Приведите примеры таких предложений в данном тексте.

Сформулируйте и запишите ответ на вопрос: Какую роль играют запятые в ССП и в простом предложении с однородными членами, аргументировав свой ответ примерами из данного текста.

Запятые между предикативными частями в ССП выполняют разделительную функцию: они отделяют одну часть от другой (2, 3 предложения). Ту же роль они играют и в простом предложении с однородными членами (предложения 9, 16).

Запишите домашнее задание:

Написать сочинение-рассуждение на тему: Какую роль сыграл Царскосельский Лицей в жизни и творчестве А.С.Пушкина? Составить схемы ССП.

Наш урок подходит к концу. Давайте вместе выясним, смогли мы выполнить поставленные в начале урока цели:

-особенности сложносочинённого предложения;

-чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

Мы весь урок учились

— отличать сложносочинённые предложения от других предложений,

— правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

И, наконец, мы вспомнили

некоторые важные события из жизни А.С.Пушкина, с чьим творчеством мы продолжим своё знакомство на уроках литературы.

Спасибо вам за урок, закончить который я хочу теми же словами, что и в начале:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Ведь он даёт нам возможность общаться, узнавать новое, совершенствоваться, творить! Надеюсь, что и наша школа оставит в вашей душе такие же светлые воспоминания, как Царскосельский Лицей у своих воспитанников.

Сложносочиненные предложения из произведений пушкина

Королевство Нидерландов — одно из самых прогрессивных государств в мире. Эта европейская страна отличается своей свободой и благополучием. Именно в Голландии впервые позволили однополые браки, легализовали легкие наркотические вещества, узаконили проституцию.

Нидерланды считаются государством с высоким уровнем жизни, благоприятными условиями для ведения своего дела и современной политической деятельностью. Именно поэтому так распространена иммиграция в Голландию из России.

Хорошая заработная плата, обучение в престижных европейских ВУЗах — вот что привлекает граждан других стран остаться в Нидерландах. Большое количество людей интересует то, Нидерландов, какие условия и сроки оформления необходимых бумаг.

Реферат на тему: Полупредикативные единицы в сербском переводе романа М.Е. Салтыкова-Щедрина

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

К тому же неоконченные части сложного предложения свою синтаксическую связь с себе подобными могут передавать и интонацию. Будучи изолированными от остальной части сложного предложения, такие конструкции оказываются и интонационно отличными от предложения. Таким образом, сложные предложения — это структурное и семантическое единство двух или более синтаксических единиц, каждая со своим предикативным центром, складывающееся на основе синтаксической связи.» . « he composi e se e ce as differe from he simple se e ce, is formed by wo or more predica ive li es. . he composi e se e ce reflec s wo or more eleme ary si ua io al eve s viewed as maki g up a u i y. Each predica ive u i i a composi e se e ce makes up a clause i i , so ha a clаuse as par of a composi e se e ce correspo ds o a separa e se e ce as par of a co ex ual seque ce». Сложное предложение, в отличие от простого, состоит из двух и более предикативных единиц. Сложное предложение отражает два или более элементарных события, рассматриваемых как одно целое. Каждая единица предикативной единицы в сложном предложении представляет собой предложение, поэтому это предложение как часть сложного предложения соответствует отдельному предложению, целого текста. Связь между частями сложного предложения осуществляется посредством союзов, указательных слов (местоимений), других специальных слов (наречий, вводных слов и т.п.), структурной неполноты какой-либо части и общая для всех частей предикативной единицы. «Порядок следования предикативной единицы в сложном предложении может быть относительно свободным или закрытым: структуры гибкие, допускающие варианты в порядке расположения предикативной единицы; структуры негибкие, не допускающие перестановки частей без отделения союза или союзного слова от второй части. В связи с этим сложные предложения могут быть: открытой структуры, когда количество предикативной единицы может быть увеличено; закрытой структуры, когда сложные предложения составляют разнородные части». . Классификация сложных предложений определяется средствами связи их предикативной единицей: в зависимости от того, что связывает в одну синтаксическую единицу их предикативные единицы — союзы или интонация, различаются сложные предложения с союзной связью и с бессоюзной. Сложные предложения с союзной частью делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения в зависимости от типа союза: сложносочиненные предложения — с сочинительными союзами. сложноподчиненные предложения — с подчинительными союзами и союзными словами. [Валгина, 1973, с.275; Бабайцева, 1981; сю184; Современный русский язык (под ред. Розенталя, 1979, с. 157-158]. Данная классификация не является единственной. Наряду с союзными и бессоюзными предложениями выделяются предложения с разнотипной связью. . Среди союзных сложных предложений выделяются структуры, которые представляют собой переходный тип между сложносочиненными предложениями и сложноподчиненными предложениями. Это прежде всего предложения с так называемым взаимным подчинением, т.е. предложения, оформленные как сложноподчиненные предложения, но с такими смысловыми отношениями между частями, что практически невозможно выделить в них главную часть и действия, о которых сообщается в обеих частях, происходит почти одновременно, что характерно не для сложноподчиненных предложений, а для сложносочиненных.

Комбинации возможны самые разнообразные: последовательное подчинение комбинируется с однородным соподчинением; с неоднородным соподчинением; с однородным и неоднородным соподчинением одновременно. Возможны две параллельные группы последовательно подчиненных придаточных». Особое внимание следует уделить бессоюзным сложным предложениям. Бессоюзное сложное предложение представляет собой явление синтаксической системы, во многом еще не познанное наукой. В значительной степени это объясняется тем, что долгое время внимание было обращено на факты кодифицированного литературного языка, который отождествлялся с литературным языком вообще. Между тем, сферой бытования бессоюзных сложных предложений является преимущественно разговорный язык. В «Русской грамматике» 1980 года описание бессоюзных сложных предложений «вынесено» за рамки раздела «Сложных предложений», который включает только такие конструкции, в основе которых лежит тот или иной вид формально выраженной (грамматической) связи, т.е. сочинение или подчинение. В бессоюзном сложном предложении смысловые отношения между частями не имеют эксплицитного выражения и должны извлекаться адресатом речи из содержания частей с опорой на фонд общих знаний у слушающего и говорящего. До 50 — х гг., как отмечает В.А. Белошапкова , в науке господствовал взгляд, согласно которому бессоюзные сложные предложения рассматривались не как особая синтаксическая структура, а как предложения с “опущенными” союзами. В связи с этим бессоюзные сложные предложения подводились под типы союзных С 50 — х гг. данный вид предложений был признан особым структурно- семантическим классом сложных предложений. Это повлекло за собой разработку классификации бессоюзных сложных предложений на основе специфики их структуры и семантики. Наибольшую известность получила классификация Н.С. Поспелова. Различаются два основных типа: 1. предложения однородного состава, части которых однотипны в смысловом отношении и одинаково относятся к образуемому ими целому; 2. предложения неоднородного состава, части которых разнотипны в смысловом отношении и представляют разные стороны образуемого ими целого. Но эта классификация не направлена на изучение формальной организации предложения, поэтому приведем ниже классификацию бессоюзных сложных предложений В.А. Белошапковой, в основе которой лежат формальные различия частей данного рода сложных предложений: бессоюзные сложные предложения делятся на предложения открытой структуры, которые входят в сложносочиненные предложения одновременности и следования; закрытой структуры, где нет противопоставления сочинительной и подчинительной связи (недифференцированная синтаксическая связь). 1.3 Сложное предложение в сербском языке. Структуру сложного предложения в сербском языке, как и в русском, составляют функционирующие как единое целое две или более взаимосвязанные предикативные единицы, подобные простым предложениям. Связь между ними в сербском языке выражается союзами, союзными словами или иными лексемами –структурными грамматическими средствами, являющимися аналогами союзов. Существуют некоторые отличия сербского предложения: 1. в предложении обязательно должно присутствовать глагольное сказуемое, выраженное чаще всего связкой ЈЕ: Jугославиjа jе балканска земља. – Югославия – балканская страна. 2. в предложении чаще отсутствует подлежащее, выраженное личными местоимениями единственного и множественного числа: СМО, ТИ.

Наиболее часто употребляется союз ЈЕР. 7. В предложениях следствия в придаточной части выражается следствие того, что было констатировано в главной части. Главное и придаточное соединяются союзами ДА, ТАКО ДА, КАКО, соответствующие русским ТАК ЧТО, ВСЛЕДСТВИЕ ЧЕГО, В СИЛУ ЧЕГО, В СВЯЗИ С ЧЕМ. В ряде сербохорватских грамматик к подобным предложениям относятся также те, которые в главной части содержат корреляты в виде указательных местоимений и местоименных наречий. Однако, наличие коррелятов требует рассматривать данные предложения как одночленные, с нерасчленённой структурой. 8. Предложения цели содержат в придаточной части указание на цель действия главной части. В отличие от русского языка, где в придаточной части глагол – сказуемое стоит в форме прошедшего времени или сослагательного наклонения. Форма сослагательного наклонения употребляется чаще, если придаточное предложение стоит перед главным. 9.В предложениях сравнительно –сопоставительных придаточная часть поясняет главную часть путём сравнения или сопоставления. Придаточная и главная части связаны союзами КАКО, КАО, ШТО, КАО ДА, соответствующие русским: КАК, БУДТО, СЛОВНО, КАК БУДТО, ТОЧНО, ПОДОБНО ТОМУ КАК. Оттенки значений сравнительно – сопоставительных предложений определяются лексическим значением союзов. Союзы КАКО, КАКО ШТО выражают непосредственное сравнение, сходство; союз КАО ДА, указывая на сходство, вносит модальный оттенок предположительности. 10. В уступительном предложении мысль, высказанная в главной части, как бы противоречит тому условию, которое сообщается в придаточном предложении. Союзы МА, КО, МА ШТА придают предложению обобщённо – уступительное значение, указывая, что препятствующее условие придаточной части исчерпано до предела, и тем не менее это не мешает высказанному в главной части. Уступительное значение придают предложению союзные слова, состоящие из сочетания местоименных наречий ГДЕ, КАД и частицы ГОД. Таким образом, средства связи между предикативными единицами сложного предложения в сербском языке такие же, как и в русском, за исключением соединительных союзов ПА, ТЕ , не имеющих своих аналогов в русском языке. В романе «Господа Головлёвы» сложные предложения преобладают, поэтому, исследуя данный текст, мы получаем богатый материал. 2. Глава 2. М.Е.Салтыков — Щедрин. М.Е.Салтыков — Щедрин, писавший под псевдонимом Щедрин — вершина русской сатиры. Главное своеобразие его фигуры в русской литературе заключается в том, что Щедрин был и остаётся в ней крупнейшим писателем социальной критики и обличения. Произведения Щедрина при всём их жанровом многообразии — романы, хроники, повести, рассказы, очерки, пьесы — сливаются в одно огромное художественное полотно, изображающее целое историческое время. «У Щедрина, отличительной чертой личности которого и главной мерой вещей был разум, а главным орудием борьбы с враждебным ему миром — «меч мысли», созданное им обличительное полотно можно назвать «Глуповской комедией», или же, по определению самого писателя, трагедией жизни, находящейся «под игом безумия» Сила и пафос его публицистики обычно не только не наносили ущерба художественности произведений, но идейно углубляли и возвышали их.

Карамзина, «партийность» В.И. Ленина, «образованщина» А.И. Солженицына; иногда авторы подчеркивают, что только вводят не ими придуманное слово в оборот (напр., Е.А. Евтушенко — слово «притерпелость» в одноименной статье); в) авторские новообразования — слова, придуманные писателями для конкретного контекста, по сравнительно продуктивным моделям, но требующие известной доли фантазии — они довольно легко входят в язык, поскольку не противоречат его системе — «головотяпство», «благоглупость» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «заумный» А.Е. Крученых и т.п.; близки к ним «авоська» А.И. Райкина и введенное в язык (а вовсе не придуманное) Ф.М. Достоевским слово «стушеваться», взятое из жаргона чертежников и метафорически переосмысленное; г) системные окказионализмы — слова не потенциальные, образованные по менее продуктивным моделям (чаще всего каламбуры), но вполне предсказуемые и сочиняемые разными людьми независимо друг от друга — напр., «мылодрама» (т.е. «мыльная опера»), «дикоданс» (дикие танцы), «прихватизация» и т.п.; в переводе Н.М

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector