Скрипка Ротшильда, А

Краткое содержание произведений русской и зарубежной литературы

Скрипка Ротшильда, А.П. Чехов

Краткое содержание произведения Скрипка Ротшильда, А.П. Чехов

Произведения русской и зарубежной литературы в кратком изложении

Скрипка Ротшильда, А.П. Чехов

Скрипка Ротшильда, А.П. Чехов.
Содержание «Скрипки Ротшильда» в кратком изложении нескладное, как в большинстве рассказов Чехова. Гробовщик Яков Иванов на прозвище Бронза — житель маленького заштатного городка. Он недовольный всем и всеми в мире, а весьма тем, что его земляки умирают очень редко и он терпит через это ущерб. «Жил он бедно, как обычный мужик, в небольшом старом доме, где была одна лишь комната, и в этой комнате содержались он, Марфа, печь, двуспальная кровать, гроба, верстак и все хозяйство». Мозг семидесятилетнего гробовщика и днем, и ночью грызет невыносимая мысль об огромных убытках, об утраченных возможностях заработать, жить в собственном доме в губернском городе, пользоваться почетом земляков. Он постоянно подсчитывает реальные и выдуманные затраты, и от сумм, которые у него выходят, его бросает в жар, он неистовствует от злобного отчаяния, жажды обогащения. Идея-Фикс об утраченных деньгах выпалили душу старика мужчины, сделали Якова черствым, равнодушным к людям, которых он воспринимает лишь как возможных потребителей его товара — гробов.
Прожив с женой Марфой пятьдесят лет, он «ни разу не приласкал ее, не пожалел, ни разу не догадался купить ей платок или принести из свадьбы чего-то, а лишь кричал на нее, ругал за ущерб, бросался на нее с кулаками, правда, он некогда ее не бил, но все же таки пугал, и она пила лишь воду». Все эти мысли об отношении к жене возникли у самого Якова, когда старая женщина тяжело заболела и ждала насмерть. Смотря на удивительно радостное, даже счастливое лицо, герой вдруг понимает, что для женщины смерть — это утеха, освобождение от бремени невыносимого существования, и он приходит в ужас. Может, впервые, задумавшись о своей судьбе, Яков переживает духовный излом. После смерти Марфы он еще подсчитывает за привычкой и ощущает удовлетворение, которые почти никаких затрат на похороны жены у него не было. Но по возвращении из кладбища его охватывает тоска, мучит жажда, он тяжело дышит и ощущает слабость. Лежа одинокой в доме, он снова упоминает умершую, на которую за все длинные годы общей жизни «не обращал внимания, будто бы она была кошка или собака».
Мысли переходят на все прожитые серые года, и всюду старый видит лишь ущерб. «Жизнь минула без пользы, без любого удовлетворения, пропало ни за понюшку табаку; впереди уже ничего не осталось, а посмотришь назад -там ничего, кроме потерь, и таких страшных, что аж жутко. И чему человек не может жить так, чтобы не было этого ущерба и потерь. Зачем люди всегда делают именно не то, что нужно? Зачем люди вообще мешают жить одно одному? От этого же какие убытки! Какой страшный ущерб! Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы один от другого исполинскую пользу».
Промучившись, ночь, Яков тянется через силу к больнице. Из выражения лица фельдшера он понимает, что ничего уже ему не поможет, что и за ним пришла смерть. «Идя потом домой, он думал, что от смерти будет одна только польза! Не нужно ни есть, ни пить, ни платить налоги, ни обижать людей. От жизни человеку убыток, а от смерти польза. но все же таки оскорбительно и горько: зачем в мире такой странный порядок, что жизнь, которой дается человеку лишь один раз, проходит без пользы?»
Все, связанное с болезнью и смертью Марфы, а потом и Якова, — это одна линия рассказа. Друга возникает из-за того, что у гробовщика, кроме умения хорошо делать «сундуку для последнего покоя», есть еще настоящий талант — он очень хорошо, с душой играет на скрипке. Вместе с местечковым оркестром, в котором большинство музыкантов евреи, он играет на свадьбах.
Но через грубость гробовщика и его ненависть, и пренебрежение к евреям, ему зовут только тогда, когда это позарез необходимо. Особенно противно относится Яков к рыжему, худому, несчастному музыканту со смешным для этого бедняги фамилией Ротшильд (смешным, так как эта фамилия богатейшей в Европе семья банкиров). Высокий на рост, могущественный, как дуб, гробовщик-скрипач к исступлению берет на испуг чахлого флейтиста Ротшильда, который любую мелодию играет жалобно и этим бесит Бронзу. Горько оскорбленный мужчина смешанным ломанным языком издали грозится Якову, от чего становится еще мешнее. Но вся его фигура трагикомическая и вызывает не смех, а жалость. Дрожа от возбуждения и страха, флейтист выкрикивает в адрес Якова:
«Если бы я не уважал вас за талант, то вы бы давно полетели у меня в окошко».
Здесь важно, что бедный музыкант понимает и высоко уважает музыкальное дарование своего зловредного коллеги. В рассказе Яков дважды обижает Ротшильда, натравливает на него собаку, но тот приходит к нему в третий раз, так как никому играть на богатой свадьбе и дирижер послал несчастного за скрипачом. Ротшильд пугливо ждет на новые образа, но умирающий старый, пережив перед смертью духовное прозрение, кротко подзывает музыканта к себе. Он в последний раз импровизирует на своей любимой скрипке какую-то трогательную мелодию, которая в обеих вызывает слезы. Настоящее искусство очищает грешную душу, объединяет в общем светлом чувстве таких разных, вражеских одно одному людей.
«А потом весь день Яков лежал и тосковал. Когда вечером батюшка, исповедуя его, спросил, не помнит ли он за собой какой-либо особый грех, то он, напрягая затихающую память, снова вспомнил несчастное лицо Марфы и бесшабашный вопль жида, которого укусила собака, и сказал едва слышно:
— Скрипку отдайте Ротшильду.
— Хорошо, — ответил батюшка».
И вот Ротшильд, отвергнув флейту, играет теперь на скрипке Якова ту его печальную, щемящую мелодию, а люди охотно слушают музыку и плачут. Почти весь рассказ «Скрипка Ротшильда» — это поток мыслей семидесятилетнего злого и завистливого накопителя, который вдруг под влиянием определенных событий сознает, что потерял собственная и чужая жизни, тоскует, раскаивается и умирает. Вмешательство автора в раздумья, воспоминания, нехитрые философские соображения героя минимальное. Авторское слово, конечно, есть, и при внимательном чтении можно даже заметить кое-что в мыслях Якова Иванова, который глубже и мудрее от него. Но вообще писатель психологически точно показывает трудное, мучительное пробуждение в заскорузлой, почти мертвой душе совести и таких человеческих чувств — жалости, тоски по неосуществленному, раскаяние.

Скрипка Ротшильда, А.П. Чехов

Краткое содержание произведений русской и зарубежной литературы, сочинения по литературе, биографии писателей, анализ произведений.

Анализ рассказа А. П.Чехова «Скрипка Ротшильда».

Что есть человек? В чем смысл, содержание, ценность человеческой жизни? Для чего мы появляемся на свет?
Произведение “Скрипка Ротшильда” — одно из величайших творений А.П. Чехова. Оно оказывает неизгладимое впечатление на читателя. Рассказ сложен для понимания, глубок и психологичен. Первое что вызывает интерес, так это название. Почему “Скрипка Ротшильда”? На самом деле музыкальный инструмент играет важнейшую роль в данном произведении. Скрипка – это не кусок дерева, обтянутый струнами, это душа Якова, его сердце, не обремененное убытками и накопительством. Именно она является доказательством понимания Яковом того, насколько нелепо и глупо он жил, так, что даже смерть казалась ему спасением.
Главный герой рассказа – Яков Матвеевич, простой мужик лет семидесяти, высокий и коренастый, несмотря на пожилой возраст, работал гробовщиком, делал гробы хорошие, прочные. Уличное прозвище у него было почему – то Бронза, жил бедно в небольшой старой избе. Но была у него и некая особенность: он во всем видел убытки. На самом деле данный персонаж вызывает смешанные чувства. Поначалу воспринимаешь его как некого убого человека, зацикленного на доходах, но потом, на протяжении рассказа проникаешься к нему душой, становится его жалко. Я даже задумалась о том, что, наверное, он не всегда был таковым, возможно смерть ребенка сделал его непробиваемым в отношении чувств, ведь его жена рассказывала. Что когда – то он наслаждался жизнью и даже пел песни под вербой. Порой скупость Якова даже пугает в таких ситуациях, как, например, смерть жены. Видя мертвую супругу, он даже не думает о ней, его внимание больше привлекает качество гроба. Который он сделал ей еще при жизни, и то, что похороны обошлись “так честно, благопристойно и дешево и ни для кого не обидно “. Вся жизнь Якова – убыточная жизнь, и он понимает это только тогда, когда ничего не изменишь, не вернешь и не поправишь, когда пора умирать. В этом конфликт характера, трагедия героя рассказа. Именно душа и эволюция характера Якова составляет основной интерес для автора.
Марфа – жена главного персонажа. Нежная, ласковая, она безукоризненно подчиняется мужу, боится его: “… он никогда не бил ее, но все таки пугал, и она всякий раз цепенела от страха”. На протяжении всего рассказа она произносит только две фразы: “Яков! Я умираю! ” и монолог о ”ребеночке с белокурыми волосами ”. Но именно Марфа является отправной точкой в эволюции характера Якова. Она предстает перед читателями в роли мученицы, получившей избавление вместе со смертью, отдых и покой. Несомненно, ее становится жалко из-за осмысления того, что она потратила всю свою жизнь на такого бездушного и холодного человека как Яков. На протяжении тех пятидесяти двух лет, которые она прожила вместе с Бронзой, ему было не до нее, он не обращал на нее внимания. Пренебрежительное отношение Якова к Марфе прослеживается и когда он ведет ее к врачу: “… Извините, все беспокоим вас, Максим Николаич, своими пустяшными делами. Вот, изволите видеть, захворал мой предмет. Подруга жизни, как это говорится, извините за выражение …”. Несмотря на то, что Марфа вызывает искреннюю жалость, она является только второстепенным персонажем произведения, о ее характере говорится мало, она не эволюционирует на протяжении рассказа, умирая уже в начале, ее характер в меньшей степени интересует автора. И тем не менее она принципиально важна для развития сюжета.
Ротшильд – еврей, играющей на флейте в оркестре вместе с Яковом. Автор описывает его как рыжего, тощего жида с целою сетью красных и синих жилок на лице, в насмешку носившего фамилию известной династии банкиров, что более подчеркивало его мелочность и никчемность. Без всякой видимой причины Бронза ненавидел и презирал Ротшильда до такой степени, что даже как-то раз хотел поколотить его. Но за что Бронзе так ненавидеть несчастного еврея? Если бы Ротшильд был богат и успешен, было бы понятно негативное отношение к нему Якова как к более устроившемуся в жизни человеку, тем более еврею, которым свойственна хитрость и расчетливость. Но ненависть Якова к бедняку ничем не обоснована, он дважды за рассказ оскорбляет и пугает Ротшильда, не давшего для этого никакого повода.
Сюжет произведения “Скрипка Ротшильда” очень необычен и интересен. Он сложен для понимания и осмысления. После прочтения остается неприятное послевкусие, как-то тяжело на душе. Жалко главных персонажей, того, что ничего нельзя изменить. Жалко бессмысленно прожитых жизней, ведь показатель того. Как ты прожил свою жизнь, вовсе не деньги, а эмоции, чувства, переживания, то, что ты можешь забрать с собой. Якова же больше интересовали копейки, которых у него никогда не было. Автор подчеркивает то. Что хоть Бронза постоянно считал деньги, заставляя на всем экономить жену, он все равно жил как бедняк.
Рассказ, как и принято, начинается с экспозиции. Автор знакомит нас с главными персонажами, их характерами, взглядами на жизнь. Дальнейшему развитию сюжета способствует смерть Марфы, как раз таки она сподвигает Якова на размышления и переживания по поводу бесцельно прожитой жизни. Не случись бы этого, так и жил бы изо дня в день. Бронза меняется, находит для себя новые приоритеты и ценности, он уже не так часто думает о деньгах. В нем проявляются чувства, такие, как жалость и боль. Он уже не тот бессердечный кусок металла, даже А. П. Чехов в тексте под конец чаще называет его Яковом, а не Бронзой, тем самым подчеркивая внутреннее перевоплощение своего персонажа. На информацию о потенциальном заработке не реагирует: “Не могу…- проговорил Яков, тяжело дыша. – Захворал брат. ”Теперь для него есть намного более важные вещи, а материальные убытки его больше не волнуют.
Далее следует очень сильный и логичный финал. Герой получает все, о чем мечтал и жалел последние дни: настоящая, истинная известность и признание, польза для другого и, наконец, память, которая является родом бессмертия. Ведь даже если люди не знают, что автор музыки Яков, или не слышат мелодию в его собственном исполнении, они все равно получают удовольствие от того, что сотворил Бронза – музыкант, а не черствый гробовщик. Песня любима, она заставляет плакать слушателей, она понятна всем и каждому, и она каждый раз передает те чувства, которые он испытывал, играя ее в первый раз. Его музыка – это символ его души, которая при помощи любимой скрипки раскрывается всем людям, желающим ее увидеть. Передавая скрипку Ротшильду, он передает ему свою душу. Избавившись от лжеубеждений, освободившись от предрассудков, Яков обретает житейскую мудрость, душевное спокойствие. Сочиняя мелодию и передавая ее вместе со скрипкой, как наследство, он оставляет постоянное напоминание о себе, тем самым подтверждая идею бессмертия человеческой души.

60155 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Чехов А.П. / Скрипка Ротшильда / Анализ рассказа А. П.Чехова «Скрипка Ротшильда».

Смотрите также по произведению «Скрипка Ротшильда»:

Анализ рассказа «Скрипка Ротшильда»

Прочитав название рассказа, я сразу представила романтического героя – странствующего музыканта, который живет не ради собственного обогащения, а для своего дела, ради искусства.

Но первая фраза противоречит названию: Чехов досадует на то, что в городке очень редко умирают.

Главный герой, Яков Матвеевич Иванов, по прозвищу Бронза – гробовщик, но это не единственное его занятие, также он играет на скрипке на свадьбах. Думаю, Чехов не случайно подобрал персонажу такое прозвище: Бронза – это не золото и даже не серебро, но в то же время это и не железо.

Когда его жена Марфа умирала, Бронза видел счастливое выражение ее лица. Именно тогда он впервые подумал о том, что никогда не пожалел, не приласкал свою жену; впервые его посетило чувство, похожее на раскаяние. Имя Марфа тоже подобрано не случайно. Марфа – исконно русское женское имя; даже когда произносишь это имя, представляешь себе благородную, верную, покорную мужу женщину. И действительно, Марфа никогда не спорила, не перечила Бронзе, всегда выслушивала его речь об убытках, а когда он приходил со свадеб пьяный, «она всякий раз с благоговением вешала его скрипку на стену и укладывала его спать, и все это молча, с робким, заботливым выражением».

После похорон жены Бронза в первую очередь рад небольшим убыткам, но когда он пришел домой, на него нашла такая тоска. Он вышел прогуляться по городу; вышло так, что всю злобу на себя он переложил на Ротшильда, музыканта из жидовского оркестра. Бронза во время прогулки наткнулся на вербу. Это было именно то дерево, под которым он сидел со своей женой и ребенком, который умер. И сердце его наполнилось такой болью и сожалением о своей впустую прожитой жизни. Вернувшись домой, он взял скрипку и начал играть; только через скрипку он мог выразить ту боль и страдание, которые наполняли его душу.

Единственным, кто слышит эту необыкновенную игру, оказывается Ротшильд. На этот раз Бронза обходится с ним ласково. И на смертном одре Яков оставляет единственную ценную вещь – скрипку Ротшильду.

Последняя фраза показывает, что мелодию, которую играл Бронза, мог сыграть только Ротшильд.

А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»

Характеристика главных героев рассказа Антона Павловича Чехова «Скрипка Ротшильда». Скрипка как отражение печали и грусти Якова Иванова, его страданий и слез. Поучительное содержание данного рассказа, которое показывает, что будет, если жить неправильно.

Рубрика Литература
Вид сочинение
Язык русский
Дата добавления 11.11.2013
Размер файла 11,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Литературный и лексический анализ произведения А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда». Оценка системы персонажей и характеристики героев данного рассказа, семантика их имен, определение проблематики. Сопоставление поздних рассказов А.П. Чехова и Л.Н. Толстого.

контрольная работа [45,4 K], добавлен 14.06.2010

Стихотворение “Волшебная скрипка”-ключевое для всего творчества Гумилёва. Стихотворение это-обращение искушённого поэта к юному, знающему лишь о счастье творчества, не видя оборотной стороны медали. Эту оборотную сторону и показывает искушённый поэт.

сочинение [10,2 K], добавлен 11.12.2007

Конец 70-х годов XIX века — начало журналистской деятельности Антона Павловича Чехова. Юмор и характерная особенность рассказов и героев Антоши Чехонте. Анализ рассказа «Толстый и тонкий». Причины и последствия поездки А.П. Чехова на остров Сахалин.

реферат [42,2 K], добавлен 09.07.2010

Краткий анализ рассказа А.П.Чехова «Крыжовник», характеристика образа главного героя — помещика Николая Иваныча. Конфликт рассказа, его основные мысли и идеи. Выдающиеся цитаты из произведения «Крыжовник». Отношение Чехова к мечте Николая Ивановича.

презентация [858,9 K], добавлен 03.06.2013

Время написания рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой», художественный мир произведения, главные действующие лица и сюжет. Внутренние переживания героев. Цветовая палитра рассказа. Использование Чеховым жестикуляции и кажущихся случайными деталей.

сочинение [7,3 K], добавлен 06.07.2011

Место писателя в русской литературе и особенности его рассказов. Жизненный путь и место писателя в русской литературе. Чехов как мастер рассказа, анализ его рассказов: «В рождественскую ночь», «Хирургия», «Тоска», «Дама с собачкой», «Душечка», «Невеста».

курсовая работа [50,2 K], добавлен 25.02.2010

Детство Антона Павловича Чехова в Таганроге. Годы учебы. Периоды творчества и драматургия. Поездка на остров Сахалин и кругосветное путешествие. Знакомство с деятелями Московского Художественного театра. Создание величайших мировых шедевров Чеховым.

презентация [1,5 M], добавлен 07.11.2011

Изучение жизни и творческой деятельности А.П. Чехова — русского писателя, общепризнанного классика мировой литературы. Отражение черт русского национального характера в творчестве Чехова. История создания рассказа «О любви», его краткое содержание.

презентация [6,5 M], добавлен 24.11.2014

Стихотворение В.В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно. » (1914) — одно из оригинальных и непривычных для солидной публики начала 20 века произведений. Фантастическое и реальное, грубое и нежное, комическое и драматическое — таков мир стихотворения.

сочинение [11,6 K], добавлен 07.02.2008

А.П. Чехов написал рассказ «Палата № 6» в 1892 году. Это время правления императора Александра III . Его правление отличалось подавлением человека государством и обществом. Это подавление и является темой рассказа «Палата № 6».

сочинение [4,9 K], добавлен 26.01.2003

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector