Сказка о — царе Салтане

Царь Салтан, является главным героем сказки Пушкина, созданной писателем на основе рассказа, поведанного поэту его няней.

Идеальный со всех сторон образ Салтана, можно назвать олицетворением мечтаний русского народа, отцом — батюшкой. Этот царь может без всякого труда простоять весь вечер под забором и подслушать разговор трёх барышень, занимающихся прядением.

Читатель понимает, что такой образ может отворить только идеальное государство, которое сравнимо с домашним уютом. А помыслы у царя, самыми лучшими и народными. Три сестры пообещали Салтану самое разнообразное и несбыточное. По своей наивности, он верит, нужно всего лишь пожелать и всё непременно сбудется.

А самая главная мечта о сыне, должна сбыться к концу сентября. Так и происходит. У царя появляется сын, Гвидон, в которого автор воплотил благополучие, сопутствующее реальности. Однако, идеальный образ царя разрушен под влиянием жизненных событий. В царстве начинается долгая война, в которой царь принимает непосредственное участие.

Приехав домой, он оказывается окружён интригой, которая заставляет царя изгнать любимую жену с ребёнком на руках. Но чем сильнее дурманящие рассказы трёх злых женщин о чудесах, тем слабее становится вера царя этим женщинам.

В конце концов, Салтан, движимый любопытством разрывает путы своего безволия и едет на встречу к своей жене и сыну.

То, что он видит, оказывается лучше самых сладких мечтаний. Царь снова обрёл своё счастье и даже больше того, о чём мог мечтать. Справедливость восторжествовала, а злые женщины были изгнаны из царства навсегда.

Сказки Пушкина в детском чтении

А.С. Пушкин (1799-1837) получил воспитание и образование, ориентированные на европейскую культуру, в большей степени — на французское Просвещение. Пушкин постоянно кого-то слушал и записывал сказки, пословицы, поговорки и песни. Няня его была реальной теткой и интересной собеседницей — со здравым смыслом, чувством юмора, добрым нравом. Пережив увлечения разными литературными стилями — классицизмом, романтизмом, усвоив язык и жанры, поэт пошел дальше и открыл более широкую сферу реализма. Одновременно с этим он совершал реформу литературного языка, положив в основу речь современной ему книжной поэзии. Со временем стал нормой разговорного языка. Идеал человека — герой обыкновенный, т.е. человека, чей ум и нравственность образованы желанием прожить свою жизнь с чувством внутренней свободы и чистой совестью, исполнить все, что назначено судьбою не более и не менее. Условие народности литературного произведения — выражение в нем национального духа.

ТЕМА ДЕТСТВА
Детство им воспринималось драматически. Неразрешимое противоречие детства состоит в том, что детская невинность оказывается в плену грешной жизни взрослых. Вся система взрослой жизни направлена против детской души.
Еще детство героев пролетает будто в один миг (царевич в «Гвидоне» вымахал за часы).
В ребенке языческое начало идеально слито с христианским духом, ему ведомы тайны жизни и смерти, язык природы; он сам- воплощение тайны бытия.
Пушкин отказывался сотрудничать в детских журналах и никогда не писал специально для детей.

СКАЗКИ
Это был один из любимых жанров Пушкина. Простонародные сказки Арины Родионовны он ставил в один ряд с «высокими» литературными жанрами.
В круг детского чтения почти сразу после выхода в свет вошли «Сказка о Попе и Балде» (1831), « Сказка о царе Салтане и…т.д»(1831), « С.о рыбаке и рыбке»(1833), «С. о мертвой царевне и 7 богатырях» (1833), «Сказка о золотом петушке»( 1834). Сказка- баллада «Жених»- (1825) и сказка отрывок о медведе «Как весенней теплою порою…» (1830) читаются обычно подростками и взрослыми.

Внимание! Сказки предназначены взрослым, написаны они в пору творческого расцвета Пушкина, одновременно с самыми глубокими и серьезными его произведениями, а это значит, что содержание сказок столь же глубоко и серьезно. В 30-х годах его занимала тема дома: вопросы природы, общества, истории освещались с позиции «домашнего» человека. Поэт использовал особую жанровую форму стихотворной «простонародной» сказки, чтобы включить и народную т.з. на эти вопросы.

В сентябре 1834 –план издания цикла сказок, где расположил их по идеи — дает ключ к пониманию, как общего замысла цикла, так и все по отдельности сказок.
Пушкинские сказки, вошедшие в круг чтения детей, делятся на сказки-поэмы ( о царевне Лебеди, о мертвой царевне) и сказки-новеллы ( о попе, о золотой рыбке, о золотом петушке). Сказки- поэмы заканчиваются счастливо, сказки-новеллы- справедливо, но несчастливо. Добро и зло в ск.-поэмах однозначно, положит. и отриц. герои не вызывают сомнений, а в ск.- новеллах отриц. герои побеждаются силами, несущими или добро или зло. В которые поэмы — внимание сосредоточено на семье, соц. Статус не играет значения. Царь –Салтан, князь Гвидон, царица- мать изображаются как обыкновенные люди с «чувствами добрыми».
В с.-новеллах герои сталкиваются с непобедимыми законами мира, кот. выше, сильнее чел. желаний. Поп, старуха, царь Дадо изображены с социальной стороны, но вместе с тем подчеркнута их личная, психологически- мотивированная слабость. Поп- жалкий старик с «толоконным лбом», старуха- сварливая жадная женщина, царь Дадон- глупец с грузом страшных грехов на совести. Конечное поражение героев объясняется их стремлением возвыситься над другими, подчинить чью-то силу.

«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…» может быть названа сказкой исполнения желаний. Уже в начальном эпизоде три девицы загадывают заветные желания, которые без промедления исполняются. Мечты трех девиц еще не выходят за пределы возможного в обычном мире. Мечты о чудесной белке, о морских витязях, о царевне Лебеди, кажется, не имеют никакого права на исполнение в этом мире. Все дело в том, что князь Гвидон не обычный перец: он богатырь с рождения, наделен даром говорить с природой и жить среди чудес. Чудесный ребенок «растет не по дням, а по часам», уже после дня в бочке, он начинает разговаривать с волною, молит её — а она и..«И послушалась волна..».

Гвидон — воплощение пушкинское образа- Поэта; поэтому и княжество его на чудном острове Буяне, где только и могут быть «дива дивные». Град- народная утопия всеобщего довольства и благополучия, здесь воплощаются любые фантазии. Главный лирический мотив связан с «грустью- тоскою» разлученных отца и сына. Апофеоз радости звучит в конце сказки, когда царь вдруг как чудо получает и жену, и сына, и невестку- диво, а те волшебные чудеса, что видел по дороге- были только «присказками» к настоящей сказке счастливой семьи. В дальнейшем П. изображает счастье как большой дом.
Центральный образ- царевна Лебедь, «чистейший прелести чистейший образец», что явился Пушкину в его невесте Наталье Николаевне. В ней соединились черты белой лебедушки- невесты из свадебных песен, девы-волшебницы и невесты-помощницы. Лебедь- выражение идеи о том, что поэзий повелевает кросота, она есть высший смысл поэзии.

Играются 2 свадьбы. Первый по расчету- сына хотел, второй — по страстной любви Гвидона. Прочная основа брака — не любовная страсть, а более широкое чувство. Для романтич. Произведений характерно двоемирие. Здесь реализуется на реалистичном уровне: не как противопоставление пошлого обыденного мира и мира фантастического, а как гармоничное соединение этих миров, как слиянии Семьи и Поэзии.

«СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ …» продолжает тему семьи, но уже в драматическом ключе. Здесь тоже 2 свадьбы, но еще 3 смерти. Кроме того царевна воскресает силой любви! Вывод: всякий раз речь идет о беспредельной силе человеческих страстей. Следовательно, главный лирический мотив — сильные чувства, страсти (однако в их домашнем, семейном значении).

Традиционный сказочный зачин «В некотором царстве- государстве жили-были царь с царицей..» развернут в целую романтическую балладу о любви и смерти царицы- матери, предваряющую сказку о мертвой царевне. Прием сказки — в сказке играет здесь особую, сложную роль.

После того как «дочка царская пропала» сюжет будет разветвляться, чего не бывает в народной сказке. Действие развивается параллельно. Читатель оказывается то в лесном тереме, то в царицыных покоях.

Религиозные мотивы приобретают важное идейное и композиционное значение. Вопросы жизни и смерти, добра и зла, внешней красоты и духовного совершенства освещены Пушкиным с позиции народной веры.
Истоки истинной красоты таятся в любви.
Назначение истиной красоты- приводить людские души в состояние внутренней гармонии, побежать зло одним своим присутствием. По народным представлениям настоящая красавица- та, на которой дом держится.
Злодейство и красота несовместимы. Красота- внутреннее совершенство, жизнь, исполненная добра- истинная красота, внешняя- отражение внутренней гармонии.

Сказочные произведения Пушкина на примере «Сказки о царе Салтане»

В 1830 году Пушкин начинает писать сказку о медведихе «Как весенней теплою Порой», оставшуюся незавершенной. В 1831 году закончены «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о попе и о работнике его Балде». В 1833 году написаны две сказки! «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». В 1834 году появилась «Сказка о золотом петушке». А. С. Пушкин создает свои сказки на фольклорном материале. «Сказка о попе и о работнике его Балде» близка по сюжету к народной сказке «Батрак Шабарша». Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем В. И. Далем. «Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой «О чудесных детях». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к сюжету народной сказки «Волшебное зеркальце». Обращаясь к устному народному творчеству, А. С. Пушкин видит в нем неисчерпаемые возможности для обновления литературы.

Поэт искал свой путь освоения большой поэтической формы. Он пересматривает все современные эстетические теории, считавшиеся неизменными. Так, сказку Пушкин рассматривает как большой эпический жанр литературы в отличие от многих современных ему писателей, считавших, что это жанр незначительный, мелкий. Живя в Михайловском, в ссылке, поэт писал брату Льву: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Создавая сказки, Пушкин обращается не к какому-то одному сюжету, как делали многие его современники, а собирает и обрабатывает наиболее яркие варианты и мотивы русского и зарубежного фольклора.

Сказки А. С. Пушкина — сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и темным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она была написана в 1831 году и впервые напечатана в 1832 году в третьей части «Стихотворений А. Пушкина». Это была первая сказка Пушкина, появившаяся в печати. Она встретила разноречивые отклики. Далеко не все современники поняли новаторство Пушкина и увидели рождение нового поэтического жанра. Это произведение — не подражание и не переложение народной сказки, а прямой ее наследник не только по внешним признакам, но и по реалистической основе и глубокому социальному содержанию. В нем с самого начала дается тонкое сатирическое снижение образа царя: «Во все время разговора он стоял позадь забора. »

По цензурным условиям А. С. Пушкин не мог откровеннее высмеять высокородного любителя подслушивать. Но в черновой прозаической программе «Сказки о царе Салтане» поэт четко наметил черты его характера: «Царь имел привычку гулять поздно по городу и подслушивать речи своих подданных. Он с приятной улыбкой подошел к меньшой сестре, взял ее за руку и сказал: будь же царицей и роди мне царевича! Потом, обратясь к старшей и средней, сказал он: ты будь у меня при дворе ткачихой, а ты — кухаркой». В сказке отражены многообразные оттенки человеческих чувств:

  • В кухне злится повариха,
  • Плачет у станка ткачиха,
  • И завидуют ей
  • Государевой жене

и раскрываются сложные взаимоотношения между людьми («А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят. »). Действие развертывается динамично, без длительных описаний. Пушкин-сказочник выступил против монотонности поэзии, против стертых ритмико-синтаксических оборотов. Его стих подвижен, передает ритм движения и напряженность событий:

  • Едет с грамотой гонец,
  • И приехал наконец.
  • А ткачиха с поварихой,
  • С сватьей бабой Бабарихой,
  • Обобрать его велят;
  • Допьяна гонца поят
  • И в суму его пустую
  • Суют грамоту другую.

Динамизм и быстрота смены событий свободно и легко уживаются с пейзажными картинами, лаконичными и зримо-красочными:

  • Ветер весело шумит,
  • Судно весело бежит.
  • В синем небе звезды блещут,
  • В синем море волны хлещут;
  • Туча по небу идет,
  • Бочка по морю плывет.
  • Ветер на море гуляет
  • И кораблик подгоняет;
  • Он бежит себе в волнах
  • На раздутых парусах.

Энергична и действенна у Пушкина-сказочника звуковая организация стиха. Значимостью у него обладает каждый звук, то передающий плеск морской волны, то воспроизводящий полет комара или шмеля:

  • Море вздуется бурливо.
  • Закипит, подымет вой,
  • Хлынет на берег пустой,
  • Разольется в шумном беге.
  • Тут он в точку уменьшился,
  • Комаром оборотился,
  • Полетел и запищал.
  • Тут он очень уменьшился,
  • Шмелем князь оборотился,
  • Полетел и зажужжал.

С. Я. Маршак в «Заметках о сказках Пушкина» дает мудрый совет: «Я не думаю, что мы должны объяснять ребенку, какое значение имеют в этих стихах звуки «з» и «ж», характеризующие полет комара и шмеля. Пусть дети чувствуют звуковую окраску стихов, не занимаясь анализом. Но мы-то сами, прежде, чем прочесть стихи детям, должны хорошо услышать все эти «з», «ж», длинное, высокое «и» — в слове «злится» и низкое, гулкое «у» в словах «кружится» и «жужжит».

Пушкин выступает в «Сказке о царе Салтане» как борец за народность языка, или «просторечье», как тогда говорили. Мягко, задушевно звучит речь героев, полная слов с ласкательными суффиксами, характерными для устного народного творчества:

  • «. белочка при всех
  • Золотой грызет орех,
  • Изумрудец вынимает,
  • А скорлупку собирает. »

«Сказка о царе Салтане» завершается не моралистическим выводом, как было у многих других писателей-сказочников, а веселым пиром, славящим торжество добра. Положительные персонажи в длительной борьбе побеждают: князь Гвидон встречается с отцом; ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха посрамлены. Читатели всем сердцем на стороне «светлого мира» сказки, олицетворенного в образах царицы-матери, князя Гвидона, царевны Лебеди. Только образ царя Салта-на вызывает сомнения и раздумья. Вот как говорит об этом К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти»: «Мальчишка с большим увлечением слушал сказку о царе Салтане. Но все время его тревожил вопрос: «Что же такое этот самый Салтан? С одной стороны, он как будто человек симпатичный, а с другой стороны, он уж слишком поддается влиянию злой Бабарихи и ее коварных подруг. Поэтому все время он перебивал рассказчика вопросами об этом непостижимом царе:

  • — А что он — правильный?
  • — А он хороший?»

Подобные сомнения и раздумья — начало активной работы творческого сознания маленького слушателя. Это свидетельство большого воспитательного значения подобных произведений.

«Сказка о царе Салтане»

Царь Салтан, является главным героем сказки Пушкина, созданной писателем на основе рассказа, поведанного поэту его няней.

Идеальный со всех сторон образ Салтана, можно назвать олицетворением мечтаний русского народа, отцом — батюшкой. Этот царь может без всякого труда простоять весь вечер под забором и подслушать разговор трёх барышень, занимающихся прядением.

Читатель понимает, что такой образ может отворить только идеальное государство, которое сравнимо с домашним уютом. А помыслы у царя, самыми лучшими и народными. Три сестры пообещали Салтану самое разнообразное и несбыточное. По своей наивности, он верит, нужно всего лишь пожелать и всё непременно сбудется.

А самая главная мечта о сыне, должна сбыться к концу сентября. Так и происходит. У царя появляется сын, Гвидон, в которого автор воплотил благополучие, сопутствующее реальности. Однако, идеальный образ царя разрушен под влиянием жизненных событий. В царстве начинается долгая война, в которой царь принимает непосредственное участие.

Приехав домой, он оказывается окружён интригой, которая заставляет царя изгнать любимую жену с ребёнком на руках. Но чем сильнее дурманящие рассказы трёх злых женщин о чудесах, тем слабее становится вера царя этим женщинам.

В конце концов, Салтан, движимый любопытством разрывает путы своего безволия и едет на встречу к своей жене и сыну.

То, что он видит, оказывается лучше самых сладких мечтаний. Царь снова обрёл своё счастье и даже больше того, о чём мог мечтать. Справедливость восторжествовала, а злые женщины были изгнаны из царства навсегда.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: