Система уроков по роману А

СОДЕРЖАНИЕ

Система уроков по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

Учебник Литература 6 класс. Г.С. Меркин, 2012г.
Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина «Литература» 6 класс /Соловьева Ф.Е.,2013 г.

Автор: Петухова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Карпогорская СОШ №118» СП «Веркольская основная школа имени Ф.А. Абрамова»
1. А.С.Пушкин «Дубровский», историческая эпоха в романе, прототипы.
2. Причины ссоры Дубровского и Троекурова.
3. Отец и сын.
4. Владимир Дубровский – офицер, учитель, разбойник.
5. Дубровский и Маша Троекурова.
6. Изложение с элементами сочинения.

Уроки 1-2. А.С.Пушкин «Дубровский», историческая эпоха в романе, прототипы. Причины ссоры Дубровского и Троекурова.

Цель урока: Познакомить учащихся с исторической эпохой романа, историей создания, прототипами, жанром романа, завязкой романа.
Предварительная работа.
Учащиеся дома читали статьи «О романе «Дубровский», «Для Вас, любознательные», главу 1 романа.
Словарь эпохи (учащиеся работают с толковыми словарями и выписывают значения устаревших слов, каждой паре одно слово)
Барин
Губерния
Дворовый
Поручик
Генерал-аншеф
Приказчик
Отъезжее поле
Псари
Стремянной
Холоп
Кучер
Заседатель

Выберите и зачитайте ответы на вопросы:
Какие две темы пересекаются в романе?
Завершен ли роман?
Что такое роман?

Кто был прототипом романа?

Записи в тетради: Тема урока, определение романа.
Вопросы и задания к 1 главе.
Озаглавьте первую главу (Ссора двух баринов, Троекуров и Дубровский и др.)
Подготовьте рассказ об одном из помещиков по плану (ребята работают в парах, каждая пара готовит сообщение по одному пункту, в итоге работы получается сообщение о помещике)
1. Социальное положение
2. Занятия
3. Отношение соседей
4. Отношение к крестьянам
5. Общее в судьбах
6. Качества характера
Кто по вашему мнению виноват в ссоре баринов: Парамошка, Троекуров или Дубровский? Приведите по два аргумента в защиту своей позиции.
Что явилось причиной ссоры помещиков?

Домашнее задание
Прочитать главы 2-5. Озаглавить.
Выписать пословицы из текста романа.

Урок 3. Отец и сын

Цель: познакомить с судьбой отца Дубровского и главным героем романа Владимиром Дубровским.
• Обсуждение заглавий к главам 2-4
• Найдите и зачитайте фразы, характеризующие отношение присутствующих в суде к Дубровскому и Троекурову.
• Как ведут себя в суде главные герои 2-ой главы?
• Подберите антонимы к слову честность? Кому их героев главы присущи данные качества?
• Расскажите, какие качества характера Владимира Дубровского проявляются в следующих эпизодах: (работа выполняется в парах или группах)
Жизнь Дубровского в Петербурге
Возвращение в родной дом
Дубровский и крестьяне
• Какими чертами характера наделены крестьяне Кистеневки?
• Как вы думаете, связано ли название имения Дубровского со словом «кистень» — старинное холодное ударное оружие?

Домашнее задание
Прочитать главы 6-10. Озаглавить.
Нарисовать портрет Владимира Дубровского или иллюстрацию к роману (по желанию).

Урок 4. Владимир Дубровский – офицер, учитель, разбойник

Цель урока: сформировать представление о характере главного героя, безысходности его положения в существующем обществе.
1. Подберите эпитеты к словам офицер, учитель и разбойник и запишите тему урока (на доске записаны слова: доблестный, гвардейский, необыкновенный, благородный)
2. Как можно озаглавить главу шестую? На сюжет романа написана опера Эдуарда Направника «Дубровский». Определите, какому фрагменту текста соответствует фрагмент оперы (С.Лемешев. Ария Дубровского). О чем говорит эпизод спасения кошки?
3. Озаглавьте главу седьмую. Почему разбойники не трогали владения Троекурова?
4. Расскажите, как и почему меняется отношение Маши к французу Дефоржу?
5. Как характеризует Дубровского рассказ Анны Савишны и саморазоблачение перед Спицыным?
6. Как можно озаглавить главу одиннадцатую и где по хронологии она должна быть?
7. Поступок Дубровского – это уход от проблемы или выход из нее? Свое мнение докажите.

Домашнее задание
Прочитать главы 11-19. Озаглавить.
Подготовить подробный пересказ понравившегося эпизода.

Урок 5. Владимир Дубровский и Маша Троекурова

Цель: сформировать представление о том, что при данных обстоятельствах счастье Маши и Владимира было невозможным.
1. Дайте названия главам 11-19.
2. Заполнить таблицу стр. 241 вопрос 10. (работа выполняется в парах, каждая пара заполняет только одну ячейку, далее ребята озвучивают свои работы, а остальные заполняют таблицу)

Дубровский Верейский
Портрет
Поведение в доме Троекуровых
Ключевые эпизоды
Отношение к Маше

3. Почему Маша отказалась бежать с Дубровским?
4. Сравните иллюстрации к сцене «Нападение на свадебный поезд». Что в них общего и что различного? (иллюстрации А.Пахомова, Б.Косульникова, Б.Кустодиева, Д.Шмаринова)
5. Назовите причины поражения Дубровского?
Домашнее задание
Урок 29 в рабочей тетради, задания на выбор учащихся.

Уроки 6. Мастерская творческого письма. Изложение с элементами сочинения

Проверка домашнего задания. Изложение по главе 19, дописать свой вариант финала к незаконченному роману А.С.Пушкина.

Домашнее задание
Переписать изложение на чистовик, стр.242 в учебнике, задания по желанию.

Благородный разбойник (по повести А.С. Пушкина «Дубровский»)

Средняя оценка: 4.4

За свою короткую, но яркую творческую жизнь А.С Пушкин представил нам множество образов благородных романтических героев. Один из них — Владимир Дубровский, персонаж одноименной повести, опубликованной в 1841 г.

Владимир — молодой потомственный дворянин, единственной сын Андрея Гавриловича Дубровского, известного своей добропорядочностью, честностью и неподкупным характером. Волею автора, Владимиру приходится перенести две тяжелые утраты: смерть любимого отца и потерю родового имения. Узнав, что виновником всех бед является помещик Кирила Петрович Троекуров, молодой Дубровский решает любой ценой отомстить ему. Первое, что он делает — уводит своих крепостных, которые по продажному суду перешли к Троекурову, в лес и становится предводителем шайки разбойников.

Первое впечатление о Дубровском может показаться не слишком привлекательным: «он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». Ему было свойственно поведение, характерное для большинства молодых людей его возраста и сословия. Однако, по мере развития сюжета, автор раскрывает такие черты характера Дубровского, которые позволяют говорить о его благородстве, порядочности, ответственности и чести.

Впервые Дубровский проявляет эти качества, подъезжая к родительскому дому: «он смотрел около себя с волнением неописанным». Глубина чувств Владимира проявляется в описании встречи Владимира с отцом и няней Егоровной. Узнав о причине болезни отца и подлости Троекурова, молодой Дубровский решает отмстить обидчику. Но обида не ослепила Владимира: возглавив отряд разбойников, он грабит только тех людей, которые, по его мнению, из-за денег и власти утратили человеческие качества. В свою очередь, Дубровский своими поступками постоянно подтверждает, что для него понятия чести, достоинства, благородства — не пустой звук. Поймав на дороге приказчика с деньгами для гвардейского офицера, он не отобрал эти финансы, а возвратил их обратно. Позже, при встрече с матерью этого офицера, он скажет: «. Дубровский сам был гвардейским офицером, он не захочет обидеть товарища».

О положительных качествах молодого Дубровского говорит и тот факт, что все крепостные отца готовы были сложить за него свои головы. Но, чувствуя ответственность за судьбы вверившихся ему людей и понимая обреченность своего положения, Дубровский в конце повести велит крестьянам разойтись и смириться. В данных обстоятельствах вряд ли существовало лучшее решение, которое он мог предложить своим людям.

Во всех поступках Дубровского видны сила, смелость и бесстрашие. И только при встречах с любимой девушкой, Машей Троекуровой, грозный разбойник становится робким и сдержанным. Любовь для него — чувство чистое, возвышенное. То, что обман и любовь для Дубровского вещи несовместимые еще раз подтверждает его благородство. Чтобы разрешить это противоречие, Владимир признается Маше, кто он на самом деле, оставляя за девушкой право выбора. Более того, в своем стремлении сделать девушку счастливой, не омрачать ее жизни потерей родных, Владимир готов отказаться от своего первоначального намерения.

И хотя автор оставлет читателям возможность самим «дописать» дальнейшую судьбу Владимира, образ «благородного разбойника» Дубровского можно ставить в один ряд с такими вымышленными и реальными людьми, как Робин Гуд, Зорро, Олекса Довбуш и Емельян Пугачев.

Вместе с сочинением «Благородный разбойник (по повести А.С. Пушкина «Дубровский»)» часто ищут

Популярность темы: 116017 | Оценка: 4.4 | Комментарии: 3 | Закладки:

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Дубровский
  • Это сочинение списано 189 568 раз

Романтический «благородный» разбойник – образ, который хорошо известен в мировой литературной практике. Как правило, ими становились отверженные представители дворянского сословия, вероломно обманутые друзьями либо оскорбленные продажным законом.

Пушкинский герой Владимир Дубровский – один из таких «благородных» рыцарей ночи. Но разбойником он стал не сразу. Читателю известно, что этот молодой человек получил воспитание в Кадетском корпусе, затем проходил службу в гвардейском полку города на Неве. Как типичный дворянский сын, не испытывающий недостатка в средствах, он вел обычную жизнь молодого повесы: играл в карты, кутил, влезал в долги, мечтал о богатом приданом при женитьбе. Правда, это лишь внешняя сторона его жизни. Душа его страдала без материнской любви и отцовской ласки. Он почитал своего родителя, любил родной дом, в котором прошли его детские годы.

Старый Дубровский умер, не выдержав моральных издевательств своего «друга» Троекурова, неправдой отобравшего его родовое поместье Кистиневку. Владимир узнал об этом неправедном поступке и поступил как настоящий романтический герой. Он сжег поместье и вместе с преданными ему слугами отправился разбойничать. Его поступок можно объяснить. Владимир не смог оставить ненавистному для него человеку память о самых близких ему людях. Вряд ли случайно Дубровский перед пожаром в Кистиневке «с сильным движением чувства» читает письма матушки.

Владимир Дубровский прекрасно понимал, какая жизнь ожидает его в будущем. Ему грозило нищенское существование. Безысходность толкает его на путь разбоя. Шайка, руководимая им, грабит и сжигает богатые поместья, но Покровское – усадьбу Троекурова – он не трогает, ибо там живет его возлюбленная Маша. Любовь к ней немного гасит гнев, Владимир признается, что он «отказался от мщения, как от безумства». Но остановить разбойничий произвол уже невозможно.

Нападения происходят все чаще. И хотя, проявив исключительное благородство, Дубровский по-прежнему не мстит Троекурову и не убивает князя Верейского, ставшего мужем Маши, но он продолжает неправедный промысел, который становится все более жестоким и дерзким.

Разбойничье «благородство» заканчивается самой настоящей кровавой войной и убийством офицера. Теперь уже Дубровский – убийца, а не защитник и мститель. Сам, понимая это, Владимир распускает свою банду, после чего «грозные грабежи и пожары прекратились».

Объяснить поведение Дубровского можно, а вот оправдать нельзя, ибо одна из христианских заповедей гласит: «не убий». Человека, преступившего эту черту по любой причине, поэтому и называют преступником.

Сочинение на тему «Дубровский» (по произведению А.С. Пушкина «Дубровский»)

«Дубровский» самый нетипичный для творчества А.С.Пушкина роман. От него веет своевольным духом приключений и романтики. Социальные противоречия двигают судьбами героев романа. Мнимая дружба Кирилла Троекурова развалилась, при первом же непослушании более бедного Андрея Дубровского. Разорение и смерть старшего Дубровского лежит на совести Троекурова. Дружба и любовь не соединяют людей стоящих на разных социальных ступенях. Тоже произошло и с отношениями Маши и Владимира- молодого поколения старых друзей. Владимир Дубровский многогранная, неординарная личность. Молодой, амбициозный, гуляка офицер, скромный, романтичный Дефорж, и грозный, самоотверженный разбойник- все эти три личности уживаются в одном Владимире. Герой мститель, который оказывается тонкой лирической натурой.
Маша Троекурова хоть и наивная девушка, все же не лишена социальных предрассудков. Аристократка до мозга костей, она обращает внимание на бедного учителя только после того, как он храбро убивает медведя. Связать свою судьбу с разбойником Дубровским для Маши равносильно смерти. Любовь улетучивается, подобно дружбе отцов столкнувшись социальными рамками. Опоздавший призыв о помощи был вызван уже не любовью, а арестом и обидой.
В конце концов, Дубровский оказывается раненый, брошенный, разочарованный без цели и без надежды. Преодолеть установленный порядок вещей, предрассудки, укоренившиеся в обществе, оказывается не по плечу романтику Дубровскому. Осталось только распустить разбойников и скрыться от правосудия.
Пушкин при жизни не издал роман, даже не дал ему названия. Это говорит о том, что писатель был не удовлетворен работой, не смог найти ответов на серьезные социальные вопросы, которые поднял в произведении.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: