Презентация для проведения уроков литературы по поэме сова «Кому на Руси жить хорошо»

Предложенная презентация предназначена для проведения цикла уроков по литературе в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Целевая аудитория: для 10 класса

Автор: Дворницына Любовь Анатольевна
Место работы: МОУ СОШ №97
Добавил: коростелева

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Подпишитесь на почтовую рассылку Учительского портала и получайте ссылки на новые разработки уроков, презентации, тесты и другие методические материалы на электронную почту. Это бесплатно!

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

© 2007 — 2020 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Система уроков по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образы помещиков.
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Литература 19 века. 9 класс.

Три урока по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Подробный анализ образов помещиков с опорой на первоисточник.

Скачать:

Вложение Размер
sistema_urokov_po_poeme_n.doc 84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система уроков по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образы помещиков.

Тема урока: «Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка Коробочка».

  1. раскрыть характеристику образов помещиков;
  2. научить подмечать новые особенности персонажей, работая с текстом;
  3. выделить главные черты характера, особенности портрета для анализа образа.
  1. развитие навыков характеристики образа;
  1. развитие монологической речи и анализа текста
  1. воспитание интереса к творчеству Н.В. Гоголя

I. Слово учителя .

Закончив экскурсию по городу N вместе с Чичиковым и получив визитные карточки с приглашением от помещиков, мы отправляемся в путь.

Непригляден, беден открывшийся дорожный пейзаж: кочки, ельник, кусты. Типичная картина убожества, нищеты русской провинции. Это подготавливает нас к встрече с жалким, пустым образом жизни помещика Манилова, к которому направляется наш герой. Посмотрите, что написано в его визитной карточке.

бесплодный мечтатель и фантазер – приглашает вас на «сладенькую беседу» в «Храм уединенного размышления» на берегу озера в поместье Маниловка .

II. «Приятная встреча» —

Павла Ивановича с хозяином Маниловки будет проходить по плану:

  1. Описание усадьбы Маниловка.
  2. Авторская характеристика Маниловки.
  3. Манилов и его отношение к другим помещикам

(Ученик рассказывает о Манилове по конспекту, составленному дома по второй главе, зачитывает описание усадьбы, кабинета).

III. Лексическая находка .

Дается лексическая характеристика образа и записывается всеми учащимися в тетрадь:

Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазерство; «сладенькая болтовня». Заискивающие манеры; заманчивая улыбка; человек бесформенный, неопределенный .

IV. Итоги по образу Манилова.

  1. Что же главное в Манилове?

Его бездуховность, убожество, полное отсутствие живых мыслей, стремлений и интересов. Гоголь говорит: «Есть род людей известных под именем: люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

(Это слово стало в нашем быту характеристикой сладеньких болтунов, которые прикрывают пустоту своей души прекрасными фразами).

V. Литературная разминка .

Соседство глав у Гоголя значимо. Показывая различных помещиков, он заставляет нас сопоставлять и находить в них то общее, что причисляет их к «мертвым душам».

(Разминку проводит ученица, подготовившая сообщение о Коробочке).

Читается визитная карточка Коробочки.

Коробочка Настасья Петровна – коллежская секретарша, «дубиноголовая», суеверная и ограниченная – всегда ждет вас в своей деревеньке и готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.

VI. Трудный диалог .

Трудный диалог Коробочки и Чичикова читается учащимися по ролям или прослушивается из аудио книги. (Также можно просмотреть фрагмент из фильма).

VII. Экскурсия в картинную галерею. (Проводят учащиеся).

Я хочу обратить ваше внимание на портреты уже знакомых вам героев поэмы «Мертвые души». Они выполнены известными мастерами кисти П.М. Боклевским и Кукрыниксами.

Петр Михайлович Боклевский (1816 – 1897) – русский живописец, рисовальщик, ученик Брюллова, выполнил серию карикатур и иллюстраций к произведениям Тургенева, Островского, Достоевского.

Боклевский известный иллюстратор «Мертвых душ» Гоголя. Его заслуга заключается в том, что он создал прекрасную галерею образов поэмы.

Перед нами портреты Манилова. Слащавая «сахарная улыбка», прищуренные глазки, губки бантиком, заискивающий наклон головы. Так и просятся слова: «Один только Бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова».

Полной противоположностью Манилову изображена художником Коробочка. Мне кажется, что она похожа на черепаху в тяжелом панцире, из которого торчит маленькая головка, без шеи, с совершенно тупым выражением лица, неподвижным взглядом.

А вот еще один портрет Манилова. Таким его увидели Кукрыниксы.

Кукрыниксы – это псевдоним трех замечательных художников: Куприянова, Крылова и Соколова. Они учились вместе в Московском художественном училище. Всемирную известность получили, создав новый тип политической острой карикатуры. При иллюстрировании произведений Гоголя основную задачу видели в выявлении социального смысла поэмы, раскрытии критического отношения к персонажам, осмеянным великим писателем.

Манилов в изображении Кукрыниксов – «божий одуванчик», расточающий ласковые словечки, приятно улыбающийся. Как вы думаете, какой эпизод проиллюстрировали художники? По-моему, сюда как раз подходит фраза: «Лизанька, — сказал Манилов с жалостливым видом, — Павел Иванович оставляет нас!»

Мы познакомились с двумя уникальными типами помещиков: бесхозяйственным Маниловым, «рыцарем пустоты», праздным мечтателем, живущим в мире своих грез, и «дубинноголовой» Коробочкой, мелкой скопидомкой. Жизнь одного никчемна. Хозяйством он не занимался. Не мудрено, что у такого «хозяина» пусто в кладовой, приказчик и ключница – воры, слуги – «нечистоплотны и пьяницы, вся дворня спит немилосердным образом и повесничает остальное время».

Другая – пародия на живого человека. В противоположность Манилову, Коробочка – домовитая хозяйка. Она – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

IX. Индивидуальные задания на следующий урок .

Подготовить характеристики образов Ноздрева и Собакевича.

X. Аукцион в Маниловке.

Предлагается 5 вопросов (лотов). Стоимость каждого – 2 балла. Кто из покупателей наберет больше баллов, тот получит утешительный приз.

  1. Что было написано на беседке у пруда? («Храм уединенного размышления»).
  2. Как звали жену Манилова? (Лизанька).
  3. Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? (Более 8 лет).
  4. Как звали детей Манилова? (Фемистоклюс, Алкид).
  5. Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова? (Саблю и барабан).

Система уроков по теме «»Помещики-«расточители» и помещики-«накопители» в поэме Н.В, Гоголя «Мёртвые души»»

Разделы: Литература

Система уроков по теме: Помещики – “расточители” и помещики – “накопители” в поэме Н. В. Гоголя “Мёртвые души”.

Урок 1 . “Рыцарь пустоты” Манилов и “скопидомка” Коробочка.

Цель урока:

  1. Раскрыть характеристику образов помещиков.
  2. Научить подмечать новые особенности персонажей, работая с текстом.
  3. Выделить главные черты характера, особенности портрета для анализа образа.

Эпиграф к уроку

…Рабы власти без достоинства и тираны
без сострадания своих крепостных,
высасывающие жизнь и кровь народа…

Боже, как грустна наша Россия.

1. Вступительное слово учителя.

Закончив экскурсию по городу Н. вместе с Чичиковым и получив визитные карточки с приглашенияи от помещиков, мы отправляемся путь.

Непригляден, беден открывающийся дорожный пейзаж: кочки, ельник, кусты. Типичная картина убожества, нищеты русской провинции. Это подготавливает нас к встрече с жалким, пустым образом жизни помещика Манилова, к которому направляется наш герой. Посмотрим, что написано в его визитной карточке.

Помещик Манилов –
Бесплодный мечтатель и фантазёр –
приглашает вас на “сладенькую болтовню”
в “ Храм уединённого размышления” на
берегу озера в поместье Маниловка.

Встреча Павла Ивановича с хозяином Маниловки будет проходить по плану:

  1. Описание усадьбы Маниловка.
  2. Авторская характеристика Манилова.
  3. Манилов и его отношение к другим помещикам.

( Ученик рассказывает о Маниловке по конспекту, составленному дома по второй главе, зачитывая описание усадьбы, кабинета.)

Даётся лексическая характеристика образа и записывается всеми учащимися в тетрадь:

Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазёрство, “сладенькая болтовня”, заискивающие манеры, заманчивая улыбка, человек бесформенный, неопределённый.

( Его бездуховность, убожество, полное отсутствие живых мыслей, стремлений и интересов. Манилов-бесхозяйственный, бесхарактерный, пустой мечтатель. Автор подчёркивает его никчёмность и слащавость. Гоголь, руководствуясь задачей сатирического обличия при изображении человеческого характера, выдвигает на первый план отрицательные черты. Весь уклад жизни, интерьер комнат, окружающие вещи, поступки говорят о том, что Манилов- человек “ так себе, ни то ни сё, ни в городе Багдан, ни в селе Селифан”.)

( Это слово стало в нашем быту характеристикой сладеньких болтунов, которые прикрывают пустоту своей души прекрасными фразами. )

Соседство глав у Гоголя значимо. Показывая помещиков-“ расточителей” и помещиков-“накопителей”, он заставляет нас сопоставлять и находить в них то общее, что причисляет их к “мёртвым душам”.

( Разминку проводит ученица, подготовившая сообщение о Коробочке. )

Читается визитная карточка Коробочки.

Помещица
Коробочка Настасья Петровна –
коллежская секретарша, “дубинноголовая”,
суеверная и ограниченная – всегда ждёт вас в
своей деревеньке и готова продать вам даже
свою душу по выгодной цене.

Трудный диалог Коробочки и Чичикова читается учащимися по ролям. ( или прослушивается на аудиокассете ; если есть фильм, то просматривается фрагмент фильма.

– Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?

( Тупо, непоколебимо, убеждённо Коробочка делает своё дело – продаёт, ест, спит, копит, копит, копит… Характерно, что сама торговля “мертвыми душами” её не смутила: она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отравилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвых душ”. )

– Каково положение крестьян у Коробочки ?

(Деревенька – источник меда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и самими крестьянами – вот “уступила” третьего года протопопу “двух девок по сто рублей каждую” еще одна деталь: девчонка Пелагея из барской дворни лет одиннадцати, посланная Коробочкой показать Селифану дорогу, не знает где право, где лево. Этот ребёнок, наивное, милое существо, но растущее в скотских условиях. Коробочка проявляет беспокойство о девочке, но не более, чем о вещи: “… только ты смотри: не заведи её, у меня уже одну завезли купцы”.)

Вывод: Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.

– Что сделало Коробочку такой ?

(Традиции в условиях патриорхального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все другие стороны жизни, не связанные с накопительством и приобретательством, остались для нее недоступными. Так Гоголь обнажает социальные проблемы: образ Коробочки типичен для застойного крепостнического хозяйства с его бесперспективностью и отсталостью общественных отношений в России в 30-х годах 19 века.)

Я хочу обратить ваше внимание на портреты уже знакомых вам героев поэмы “Мёртвые души”. Они выполнены известными мастерами кисти П.М.Боклевским и Кукрыниксами.

Пётр Михайлович Боклевский (1816-1897)- русский живописец, рисовальщик, ученик К.П.Брюллова, выполнил серию карикатур “ На нынешнюю войну” ( на Крымскую компанию). Им выполнены иллюстрации к произведениям Островского, Тургенева, Достоевского. П.М.Боклевский — известный иллюстратор “Мёртвых душ” Н.В.Гоголя. Его заслуга заключается в том, что он создал галерею образов поэмы как типичных представителей того времени.

Перед нами портрет Манилова. Слащавая, “сахарная” улыбка, прищуренные глазки, губки бантиком, заискивающий наклон головы. Так и просятся слова: “Один только Бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова .”

А вот ещё один портрет Манилова. Таким увидели его Кукрыниксы. Кукрыниксы- это псевдоним трёх художников: Куприянова Михаила Васильевича, Крылова Порфирия Никитича, Соколова Николая Александровича. Они учились вместе в Московском художественном училище (ВХУТЕМАСЕ) ( 1921-1929). Получили всемирную звестность, создав новый тип политически острой карикатуры, иллюстрировали “ 12 стульев”, “Золотого телёнка” Ильфа и Петрова, произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, А.М.Горького. При иллюстрировании поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души” основную задачу видели в выявлении социального смысла поэмы, раскрытии критического отношения к персонажам, осмеянным великим писателем. Какими словами из текста можно озаглавить каждый из рисунков?

Манилов в изображении Кукрыниксов — “божий одуванчик”, расточающий ласковые словечки, приятно улыбающийся.

Полной противоположностью Манилову изображена художником Коробочка. Мне кажется, что она похожа на черепаху в тяжёлом панцире из которого торчит маленькая головка без шеи, с совершенно тупым выражением лица, упрямо неподвижным взглядом.

Боклевский Пётр Михайлович

1. Кто из художников, по вашему мнению, смог наиболее точно приблизиться к персонажу, описанному Гоголем?

10. Обобщение по теме урока.

Мы познакомились с двумя уникальными типами помещиков: бесхозяйственным Маниловым, “рыцарем пустоты”, праздным мечтателем, живущим в мире своих грёз, и “дубинноголовой” Коробочкой, мелочной скопидомкой. Жизнь одного никчёмна. Хозяйством он не занимается. Не мудрено, что у такого “хозяина” пусто в кладовой, приказчик и ключница — воры, слуги — “нечистоплотны и пьяницы”, “вся дворня спит немилосердным образом и повесничает всё остальное время”. Другая — пародия на живого человека. В противоположность Манилову, Коробочка — домовитая хозяйка. Она — воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

Предлагается 5 вопросов, стоимость каждого – 2 балла. Кто из “покупателей” (учащихся) наберёт больше баллов, тот получит дополнительную оценку.

  1. Что написано на беседке у пруда? (Храм уединенного размышления)
  2. Как звали жену Манилова? (Лизанька)
  3. Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? (более 8 лет)
  4. Как звали детей Манилова? (Фемистоклюс и Алкид)
  5. Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова? (саблю и барабан)

Урок-игра по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» Образы помещиков в поэме. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВарвара Яворская

Похожие презентации

Презентация на тему: » Урок-игра по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» Образы помещиков в поэме.» — Транскрипт:

1 Урок-игра по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» Образы помещиков в поэме

2 Класс делится на три команды. Побеждает та, которая набирает наибольшее количество очков. Правила игры

3 Игрокам предлагается 5 разделов по 4 вопроса. В зависимости от степени сложности вопросы оценены баллами от 5 до 20. Сначала вы должны выбирать раздел, затем вопрос. Я зачитываю вопрос, вы все вместе думаете. Отвечает на него та команда, игроки которой первыми подняли руку. Если ответ правильный, то команда получает очки соответственно номиналу вопроса. Если ответ неверный, право ответа переходит следующей команде.

4 Биография Н.В.Гоголя История создания «М.Д.» «Визитная карточка» Знание текста Понимание смысла

5 Где и когда родился Николай Васильевич Гоголь?

6 табло 20 марта 1809 г. Село Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии

7 Какое учебное заведение окончил Н.В. Гоголь ?

8 Гимназию высших искусств- Нежинское училище. Табло

9 Какие таланты раскрылись у Гоголя в годы учебы в Нежинской гимназии?

10 табло Музыкальный дар- игра на скрипке, Живопись – художник- декоратор в театре; Актерское мастерство- особенно удавались женские роли

11 В каком журнале и в каком году было напечатано первое стихотворение Гоголя, как оно называлось?

12 Журнал «Сын Отечества и северный архив» год. Стихотворение «Италия» табло

13 Годы создания произведения. Когда была написана поэма « Мертвые души » ? Назовите этапы работы над произведением.

14 Осенью 1835 года Гоголь в письме к Пушкину сообщает о начавшейся работе над « Мертвыми душами ». 26 сентября 1839 года Гоголь приезжает в Москву с готовой поэмой « Похождения Чичикова, или Мертвые души » (1 том). В январе 1852 года Гоголь сообщает об окончании второго тома. табло

15 Где и когда впервые была опубликована поэма?

16 В мае 1842 года поэма впервые была опубликована в Москве, в университетской типографии. « Мертвые души » стали самой живой, самой важной, самой волнующей новостью- и литературной и общественной табло

17 Какие преобразования в жанровом отношении произошли с « Мертвыми душами » ? Что дает основание говорить о « Мертвых душах » как о поэме? В чем особенность этого жанра?

18 Первоначально был задуман как плутовской, авантюрный роман. В окончательном варианте случилось то, о чем писал Гоголь М.Погодину от 28 ноября 1836: « Если Бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое мое порядочное произведение ». « Мертвые души » — поэма, написанная в прозе – лиро-эпическое произведение, в котором автор стремился воспеть всю Россию, величие ее национального духа. табло

19 Какие понятия вложены в значение « мертвые души » ?

20 Мертвые души – это умершие крепостные крестьяне, которых скупает Чичиков духовно омертвевшие помещики и чиновники вся российская действительность, приводящая к деградации человеческой души дьявольское, злое начало жизни, мешающее человеку. Недаром в своих последних сочинениях Гоголь обращался: « Будьте не мертвые, а живые души ». табло

21 Чья это визитная карточка? Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья.

22 табло Помещик Манилов

23 Кто это? Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, распоротый салоп, поизотрутся,, батюшка, отец мой, святители, страсти, почивали, я чай, маленько повременю, авось, ахти.

24 Помещица Коробочка Настасья Петровна – коллежская секретарша табло

25 3.1.Врун, кутила, скандалист, драчун, картёжник и болтун – с большим удовольствием проиграет вам всё своё состояние в карты, потом выпьет и закусит за ваш счёт в любом трактире. любом трактире «Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так, чтобы слишком молод». слишком молод».

27 Павел Иванович Чичиков табло

28 3.2. Жестокий крепостник, скупой, подозрительный, недоверчивый ко всем – не желает видеть вас в своём имении и не собирается угощать даже прошлогодним куличом. куличом Ненавистник просвещения и медицины. Готов перевешать докторов немцев и французов, которые « выдумали диету, лечить голодом » и « воображают, что и с русским желудком сладят » желудком сладят » 3.3 «Нахожусь не в глуши, а, напротив недалеко от обеих столиц». столиц».

29 Помещик Собакевич Михайло Семёнович

30 Помещик Степан Плюшкин

32 Как звали жену Манилова?

34 Сколько лет прожили в супружестве Маниловы?

35 Более 8 лет табло

36 О чем мечтает Манилов ?

38 Сколько душ и по какой цене приобрел Чичиков у Плюшкина?

40 Что такое «маниловщина»?

41 Маниловщина- общечеловеческое явление, отличительными чертами которого становятся лень, бесплодная и бесполезная мечтательность, сентиментальность, неприспособленность и оторванность от жизни, безразличие к реальности. табло

42 Почему в связи с образом Коробочки фигурирует бесчисленное множество различных птиц и животных? Что означают в фольклоре птицы? С каким земноводным животным имеет внешнее сходство- пресмыкающееся? С какими еще фольклорными образами имеет сходство Коробочка, в чем это проявляется?

43 Птичье- животное окружение помещицы подчеркивает недалёкость и мелочность её интересов. А исследователь Е.А.Смирнова заметила, что « все упоминаемые в связи с Коробочкой птицы прочно связаны в фольклорной традиции с обозначением глупости, бессмысленной хлопотливости, безмозглости — качеств, персонифицированных Гоголем в личности его героини». Внешне она похожа на черепаху в тяжёлом панцире. Фольклорный источник образа Коробочки – баба Яга (А.Синявский), отдельными чертами Коробочка также напоминает ведьм. табло

44 Н.В.Гоголь писал: « Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого ». По какому принципу расположены герои Гоголя? Восстановите последовательность в изображении деградации помещиков в поэме: А) Плюшкин; б) Манилов; в) Собакевич; г) Коробочка; д) Ноздрёв.

45 табло Б Г Д В А Карта путешествия Чичикова

46 Самый загадочный персонаж- Чичиков. Кто он такой? Он способен уподобляться разным героям поэмы В чем видел Гоголь смысл такого воплощения героя?

47 табло Чичиков имеет сходство со всеми пятью помещиками — не только отдельными чертами характера, но и идеалами. Его принимают то за мелкого авантюриста, то за адского соблазнителя, то за «миллионщика», то за чиновника с тайным поручением, то за Наполеона, то за легендарного капитана Копейкина, то за антихриста. Смысл воплощения Чичикова в его многоликости, таланте приспособления к людям и обстоятельствам. В конце поэмы по замыслу Гоголя Чичиков и Манилов (герои падшие глубже других ) должны были возродиться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: