Школьник — Н

— Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славных путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так, учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, —

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Анализ стихотворения Некрасова «Школьник»

Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью оттого, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране. Однако поэт до самой смерти верил в силу духа русского народа, считая, что это важное качество рано или поздно позволит простым крестьянам стать настоящими хозяевами жизни и распорядиться тем, что имеют, по совести.

Конечно, Некрасов мог лишь теоретически предполагать, что именно ждет его страну в будущем, однако и мысли не допускал о том, что вчерашний мужик, превратившись в барина, забудет, кто он и откуда родом. К сожалению, реалии оказались куда более прозаическими, и пример тому – наши дни, когда выходцы из народа открестились от своего прошлого, но при этом не смогли сохранить истинные ценности, накопленные предыдущими поколениями. Но в 1856 году, когда поэт написал свое стихотворение «Школьник», до революции оставалось еще без малого полтора столетия. Поэтому данное произведение является своеобразным напутствием всем тем, кто в то непростое время все же решил выбиться в люди и стать хозяином своей жизни.

В центре произведения – оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идет в соседнее село, чтобы сесть за парту приходской школы. Стихотворение построено в форме монолога, в котором автор обращается к своему юному спутнику, хотя и не ждет от него никаких ответов. Скорее, он хочет объяснить случайному собеседнику, что старания его родителей, отдавших последние деньги на обучение сына, не пропадут даром.

Некрасов рисует перед крестьянским мальчишкой достаточно идиллическую картину, которую, тем не менее, подкрепляет фактами, и пророчит незнакомцу большое будущее. Возможно, он сможет повторить путь Ломоносова, этого «архангельского мужика», который «по своей и божьей воле стал разумен и велик».

Автор убежден, что каждому человеку в жизни выпадает шанс изменить свою судьбу, однако далеко не все могут им воспользоваться. Поэтому поэт призывает сельского мальчонку не робеть, так как именно знания открывают перед ним все двери. Не исключено, что его юный собеседник сможет добраться до Москвы и станет учиться в университете, чтобы впоследствии принести своей стране гораздо большую пользу, чем избалованные дворянские отпрыски, которых поэт считает холодными, тупыми и напыщенными.

Действительно, в крепостной России подобные случаи, когда обычный мужик становился выдающимся деятелем науки либо искусства, не являлись редкостью. При всей убогости действующего общественно-политического строя находились меценаты, оказывавшие помощь одаренным сельским детям. Зная это, Некрасов в своем стихотворении признается, что именно по этой причине любит Россию. По его мнению, « не бездарна та природа, не погиб еще тот край», в котором народ так талантлив и усерден в освоении премудростей науки.

Финальное четверостишье этого произведения наполнено пафосом и гордостью за свою страну. При этом всегда реалистичный в творчестве, на этот раз Некрасов позволяет себе предаться мечтам, высказывая надежду о том, что именно за трудолюбивыми и целеустремленными крестьянами будущее. Безусловно, время все расставило на свои места, показав, что среди низших сословий могут рождаться гении, однако в подавляющем большинстве выходцы из крестьян пекутся лишь о собственном благополучии. Равно как и знатные отпрыски вполне могут быть образованными и благородными, хотя в основной своей массе ведут праздный образ жизни. Однако стихотворением «Школьник» автор словно бы стирает грань между сословиями, провозглашая равенство, которое, к сожалению, так и осталось несбыточной мечтой поэта.

Вопросы и ответы к стихотворению Н. А. Некрасова «Школьник»

Перечитаем шестую строфу стихотворе­ния:

В этой строфе говорится о Ломоносове — архангельском мужике, который «по сво­ей и Божьей воле / Стал разумен и ве­лик». В остальных строфах стихотворе­ния говорится о том, что многие судьбы могут сложиться так же, как судьба Ло­моносова.

В двух последних строфах стихотворения есть несколько эпитетов, которые не имеют поясняющих слов. Какие слова, как вам кажется, имел в виду автор?

Выпишем эпитеты: славных, добрых, благородных, сильных любящей ду­шой.

С какими словами могут сочетаться эти эпитеты? Наверное, можно говорить так: славных людей; добрых юношей.

Но какое бы слово мы ни поставили, речь прежде всего идет о будущих ученых из народа.

Какие приметы «невеселой дороги» даны в строках стихотворения?

Приметы этой «невеселой дороги»: «не­бо, ельник да песок».

В стихотворении есть строфа, которая говорит о том, что каждый ученик в свое время знакомится с биографией Ломоносова. Найдите эту строфу. Припомните, когда вы сами узнали об этом славном сыне Русской земли. Что вы сейчас можете расска­зать о знаменитом русском ученом Ломоносове?

Эту строфу мы уже процитировали в от­вете на первый вопрос. Каждый ученик узнает о Ломоносове уже в начальной школе. Но с его трудами по физике, хи­мии, астрономии, русскому языку и лите­ратуре школьники знакомятся в старших классах.

Найдите в стихотворении слова, которые под­черкивают главную мысль — среди русского народа постоянно появляются люди, славные своими де­лами.

Эти слова завершают стихотворение — две последние строфы:

Сначала выпишем просторечные слова из текста стихотворения: дружок, ко­томка, батька, сынишка, издер­жать, четвертачок, на чаек, не ро­бей, свезет, то и знай, не трусь. Материал с сайта //iEssay.ru

Затем расположим их по алфавиту и по­лучим маленький словарик просторечных слов из стихотворения Н. А. Некрасова «Школьник». При желании его можно превратить в толковый словарь. Для этого нужно рядом с каждым словом поместить его толкование: объяснить очень точно, что значит это слово.

Относится ли название стихотворения только к Ломоносову или ко всякому, кто пошел славным путем знаний?

Н. А. Некрасов назвал стихотворение «Школьник», а не «Ломоносов», тем са­мым подчеркнув, что из народа выходит «много славных» людей. Автор был уве­рен, что каждый школьник может дос­тичь высот науки, если приложит к дости­жению этой задачи все свои силы.

Тема: А. Н. Некрасов «Школьник», « В зимние сумерки нянины сказки…» УМК «Школа России» Литературное чтение, 4класс Автор: Малахова Т.С. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемНадежда Шлындина

Похожие презентации

Презентация 4 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Тема: А. Н. Некрасов «Школьник», « В зимние сумерки нянины сказки…» УМК «Школа России» Литературное чтение, 4класс Автор: Малахова Т.С.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Тема: А. Н. Некрасов «Школьник», « В зимние сумерки нянины сказки…» УМК «Школа России» Литературное чтение, 4класс Автор: Малахова Т.С.

3 Некрасов Николай Алексеевич – Русский писатель: поэт критик публицист издатель драматург.

4 Николай Алексеевич Некрасов родился в украинском местечке Немирове Подольской губернии в семье небогатого дворянина. Отец — Алексей Сергеевич Некрасов, служил офицером. Мать — Александра Андреевна Закревская, варшавянка, была прекрасно воспитана.

5 Детство Некрасова прошло в родовом имении отца – в деревне Грешнево (ныне село Некрасово) недалеко от Ярославля Отец поэта был человек грубый, малообразованный. Крестьяне ненавидели его за жестокость, не любила его и семья. Он бил детей, несправедливо обращался с женой. Неприютно, страшно было жить в доме. Алексей Сергеевич Некрасов, отец поэта. Фото 1850-х

6 Первым учителем будущего поэта, привившим ему любовь к литературе, была мать Николая Алексеевича Некрасова.

7 При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: «Барин, барин идет!» как они мгновенно исчезали. Дружба с крестьянскими детьми

8 Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни непосредственное общение с крестьянскими детьми — оказал влияние на его творчество. Речка Самарка около Грешнева

9 О Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я Один по утренним зарям, Когда ещё всё в мире спит, И алый блеск едва скользит По темно-голубым волнам, Я убегал к родной реке. Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и увидел бурлаков, которые брели вдоль реки, «почти пригнувшись головой /К ногам, обвитым бечевой». Они стонали от непосильной работы.Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия. Река Волга в жизни поэта

10 О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски.

11 В 1838 Некрасов уехал в Петербург для определения в дворянский полк. В Петербурге познакомился с группой студентов и, отказавшись исполнить волю отца и выбрать карьеру офицера, решил готовиться к вступительному экзамену, чтобы учиться дальше. В 1839 пытался поступить в Петербургский университет, но экзамен не выдержал.

12 В течение двух лет Некрасов, определившийся вольнослушателем в университет, посещал лекции на филологическом факультете. Средств к существованию не было, так как отец лишил сына всякой поддержки. «Ровно три года», рассказывал Некрасов позднее, «я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь».

13 Несмотря на постоянные лишения он дал себе слово «не умереть на чердаке» и начал литературно- журнальную деятельность: он давал уроки, писал статейки для «Литературного прибавления к Русскому Инвалиду» и для «Литературной Газеты», сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны.

14 Первые стихи были написаны еще в годы учебы в гимназии В печати стихи Некрасова появились в 1838, в 1840 на его собственные средства был опубликован первый сборник стихов «Мечты и звуки», подписанный «Н. Н.». Сборник успеха не имел и после критики В.Г.Белинского в «Отечественных Записках» был уничтожен Некрасовым и стал библиографической редкостью.

15 С 1840 Некрасов начал сотрудничать в театральном журнале «Пантеон. », с в «Литературной газете» и «Отечественных записках». В Некрасов сблизился с кружком В.Г.Белинского. В 1845 и 1846 Некрасов опубликовал несколько альманахов.«Отечественных записках».

16 В Николай Алексеевич Некрасов являлся издателем и фактическим редактором «Современника», на страницах которого печатались произведения лучших и наиболее прогрессивных литераторов того времени.»Современника»,

17 Н.А. Некрасов. Художник Н. Ге В 1866 журнал «Современник» был закрыт и в 1868 Некрасов приобрел право на издание «Отечественных записок»

18 Н.А. Некрасов на охоте. Художник А. Пластов

19 Н.А. Некрасов в период «Последних песен». Художник И. Крамской В начале 1875 Некрасов тяжело заболел. Операция, проведенная знаменитым хирургом Бильротом, приехавшим из Вены, результатов не дала.

20 Н.А. Некрасов. Художник И. Крамской год Умер Николай Алексеевич Некрасов от рака 8 января 1878 (по старому стилю — 27 декабря 1877) в Петербурге.

21 Похороны Н.А. Некрасова. Гравюра К. Крыжановского по рисунку А. Бальдингера год Похороны Н.А.Некрасова, состоявшиеся на кладбище Новодевичьего монастыря, приобрели характер манифестации: несмотря на сильный мороз, до места захоронения тело поэта провожала толпа в несколько тысяч человек.

22 Памятник на могиле Н.А.Некрасова в Санкт-Петербурге

26 — Ну, пошел же, ради бога! Небо, ельник и песок – Невеселая дорога. — Эй, садись ко мне, дружок! Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь. Не стыдися! что за дело? Это многих славный путь.

27 Вижу я в котомке книжку. Так учиться ты идешь. Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош. Знаю: старая дьячиха Отдала четвертачок, Что проезжая купчиха Подарила на чаек.

28 Или, может, ты дворовый Из отпущенных. Ну, что ж! Случай тоже уж не новый – Не робей, не пропадешь!

29 Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик. Не без добрых душ на свете– Кто-нибудь свезет в Москву, Будешь в университете – Сон свершится наяву! Там уж поприще широко: Знай работай, да не трусь. Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!

30 Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай, — Столько добрых, благородных, Сильных любящих душой, Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!

31 1строфа -Как автор описывает дорогу? -Объясните выражение «невесёлая дорога». -Почему автор берёт попутчика? 2строфа -Опишите попутчика. Что значит «едва прикрыта грудь»? -О каком славном человеке идёт речь?

33 3строфа -Что же это за «архангельский мужик»? -Как он стал «разумен и велик»? Докажите текстом. Подберите синонимы и антонимы к словам: славных разумен велик -Приведите примеры великих людей, вышедших из народа.

34 4строфа -Объясните, как вы понимаете 1строчку. -О какой мечте узнаем из этого четверостишья? -Почему учебу сравнивают со сном? -Что такое поприще? -Что следует делать, по мнению поэта, чтобы добиться славы, успеха? 5строфа -Прочитайте, за что автор любит Русь.

35 6строфа -Объясните, как вы понимаете слова «не бездарна та природа…»? -Много ли вышло знаменитых людей из народа? Докажите текстом. -Чем необычно стихотворение? -Прочитайте побудительные предложения. -Докажите текстом, что Н.А. Некрасов любит свою Родину, гордится русским простым народом. -Ответьте на вопрос учебника с. 14. Беседа:

37 Словарная работа Салазки- маленькие деревянные ручные санки Сумерки- полутьма между заходом солнца и наступлением ночи (уст.) предрассветная полутьма

38 1-4строки -Что любила Саша? -Назовите метафору, найдите эпитет. -Какие слова указывают на настроение девочки? -Как няня называет Сашу? Почему? -Прочитайте, как катается девочка. 5-8строки

39 9-12строки -Расстроена ли Саша после падения?Как вы думаете она упала случайно? -Опишите девочку словами автора. -Почему он называет её «голубка»? -Как к этому происшествию относится няня? Докажите текстом. -Как Некрасов относится к героям этого произведения? Почему так решили?

Анализ стихотворения Некрасова «Школьник»

Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью от того, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране. Однако поэт до самой смерти верил в силу духа русского народа, считая, что это важное качество рано или поздно позволит простым крестьянам стать настоящими хозяевами жизни и распорядиться тем, что имеют, по совести.

Конечно, Некрасов мог лишь теоретически предполагать, что именно ждет его страну в будущем, однако и мысли не допускал о том, что вчерашний мужик, превратившись в барина, забудет, кто он и откуда родом. К сожалению, реалии оказались куда более прозаическими, и пример тому – наши дни, когда выходцы из народа открестились от своего прошлого, но при этом не смогли сохранить истинные ценности, накопленные предыдущими поколениями. Но в 1856 году, когда поэт написал свое стихотворение «Школьник», до революции оставалось еще без малого полтора столетия. Поэтому данное произведение является своеобразным напутствием всем тем, кто в то непростое время все же решил выбиться в люди и стать хозяином своей жизни.

В центре произведения – оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идет в соседнее село, чтобы сесть за парту приходской школы. Стихотворение построено в форме монолога, в котором автор обращается к своему юному спутнику, хотя и не ждет от него никаких ответов. Скорее, он хочет объяснить случайному собеседнику, что старания его родителей, отдавших последние деньги на обучение сына, не пропадут даром.

Некрасов рисует перед крестьянским мальчишкой достаточно идиллическую картину, которую, тем не менее, подкрепляет фактами, и пророчит незнакомцу большое будущее. Возможно, он сможет повторить путь Ломоносова, этого «архангельского мужика», который «по своей и божьей воле стал разумен и велик».

Автор убежден, что каждому человеку в жизни выпадает шанс изменить свою судьбу, однако далеко не все могут им воспользоваться. Поэтому поэт призывает сельского мальчонку не робеть, так как именно знания открывают перед ним все двери. Не исключено, что его юный собеседник сможет добраться до Москвы и станет учиться в университете, чтобы впоследствии принести своей стране гораздо большую пользу, чем избалованные дворянские отпрыски, которых поэт считает холодными, тупыми и напыщенными.

Действительно, в крепостной России подобные случаи, когда обычный мужик становился выдающимся деятелем науки либо искусства, не являлись редкостью. При всей убогости действующего общественно-политического строя находились меценаты, оказывавшие помощь одаренным сельским детям. Зная это, Некрасов в своем стихотворении признается, что именно по этой причине любит Россию. По его мнению, «не бездарна та природа, не погиб еще тот край», в котором народ так талантлив и усерден в освоении премудростей науки.

Финальное четверостишье этого произведения наполнено пафосом и гордостью за свою страну. При этом всегда реалистичный в творчестве, на этот раз Некрасов позволяет себе предаться мечтам, высказывая надежду о том, что именно за трудолюбивыми и целеустремленными крестьянами будущее. Безусловно, время все расставило на свои места, показав, что среди низших сословий могут рождаться гении, однако в подавляющем большинстве выходцы из крестьян пекутся лишь о собственном благополучии. Равно как и знатные отпрыски вполне могут быть образованными и благородными, хотя в основной своей массе ведут праздный образ жизни. Однако стихотворением «Школьник» автор словно бы стирает грань между сословиями, провозглашая равенство, которое, к сожалению, так и осталось несбыточной мечтой поэта.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются — это закономерно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector