Пушкин и Северный Кавказ

А. С. Пушкин дважды в своей жизни посещал Северный Кавказ. Время, проведенное здесь, и впечатления, связанные с природой горного края, обычаями и нравами горцев, обстановка сражений за Кавказ, героизм русских солдат отразились в творчестве поэта созданием поэм, лирических стихотворений, прозаических записок, а также в набросках, планах и т. д. Часть произведений была создана на Кавказе, другие — в южной ссылке и в Петербурге.

В книге рассказывается об этом периоде жизни поэта, о людях, с которыми он здесь встречался. Многие из них оставили глубокий след в его творчестве. Автор книги — известный литературовед, его перу принадлежит огромная по масштабу исследовательская работа «Пушкин и его окружение», включающая почти 2500 имен современников Пушкина. Настоящее издание рассчитано на широкий круг читателей.

Кавказ

Категория: Иностранные языки
Тип: Сочинение
Размер: 11.3кб.
скачать

Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, “где люди вольны, как “орлы”: Кавказ называли “Тёплой Сибирью”; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в “настоящем деле”, туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.

В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских “ заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии” с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его стихотворении “Обвал” с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа:

Дробясь о мрачные скалы,

Шумят и пенятся валы,

И надо мной шумят орлы

И блещут средь волнистой мглы

Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму “Кавказский пленник”.

Восторгаясь красотой Кавказа, он писал: “Забуду ли его кремнистые вершины,

Гремучие ключи, увядшие равнины. В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное “ дитя цивилизации”- русский, “европеец” и дитя природы, “дева гор”, живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет исчерпана.

Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова, которого в своё время поразила поэма “Кавказский пленник”. Неудивительно, что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:

И хладен блеск его очей…

В очах навеки догорев,

Таятся, как в пещере лев,

Глубоко в сердце…

Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма “Беглец”, например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов.

Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро “ удар кинжала пресёк несчастного позор”, мать его лишь “ хладно отвернула взор”.

Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе 3-и дня жизни на свободе.

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может он с своих высот

Привет прощальный мне пришлёт…

Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти:

Прекрасен ты, суровый край свободы!

И вы, престолы вечные природы.

Наконец, сам поэт в стихотворении “Кавказ” восклицает:

Как сладкую песню отчизны моей

Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его произведениях мы найдём и описание гор Кавказа, их “громадности” и “воздушности”, их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся жизненные прежние впечатления. Мы найдём описание чеченских аулов и казацких станиц, расположенных в трёхстах саженях друг от друга. Мы узнаем, что издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера.

Но в произведениях Толстого Кавказ предстаёт и как арена исторической драмы, как место удовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть “Кавказский пленник” -произведение простое и ясное. Лёгкое в восприятии, оно даёт ответы на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли быть милосердным к врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за национальной розни перечёркивать гуманные, человеческие отношения.

В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля- свободолюбивого и мужественного Хаджи – Мурата. Непокорённый, он бежал и погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи. Толстой явно сочувствует своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев вызывают осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища, плач вдов, матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любое убийство для него противоестественно.

Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А.С. Пушкин писал:

Кавказа гордые сыны,

Сражались, гибли вы ужасно,

Но не спасла вас наша кровь…

А Лермонтов, как бы в продолжении этой жизни, философски замечает:

Презентация на тему: Кавказ в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю Лермонтова

Кавказ в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова 9 класс

Кавказ в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале»«Монастырь на Казбеке»

?? Определите, какое стихотворение написано А.С.Пушкиным, какое – М.Ю.Лермонтовым ?? Монастырь на КазбекеВысоко над семьею гор,Казбек, твой царственный шатерСияет вечными лучами.Твой монастырь за облаками,Как в небе реющий ковчег,Парит, чуть видный, над горами. Далекий, вожделенный брег!Туда б, сказав прости ущелью,Подняться к вольной вышине!Туда б, в заоблачную келью,В соседство бога скрыться мне. 1829 Крест на скале В теснине Кавказа я знаю скалу,Туда долететь лишь степному орлу,Но крест деревянный чернеет над ней,Гниет он и гнется от бурь и дождей. И много уж лет протекло без следовС тех пор, как он виден с далеких холмов.И каждая кверху подъята рука,Как будто он хочет схватить облака. О если б взойти удалось мне туда,Как я бы молился и плакал тогда;И после я сбросил бы цепь бытияИ с бурею братом назвался бы я! 1830 г.

1. Найти общее в стихотворениях.2. Найти различия в стихотворениях.3. Проанализировать образы и средства их создания. 4. Рассмотреть образ лирического героя.5. Выдвинуть гипотезу об авторстве.6. Обратиться к фактам биографии поэтов.

Общее в стихотворениях Стихи о Кавказе.Композиция: в первой части описывается природа Кавказа, во второй – чувства лирического героя.В основе лежит романтическая антитеза, основанная на образах-символах – противопоставление земного мира («цепь бытия» — «ущелье») и высшего, небесного, горнего мира («скала», «крест», «молился» — «монастырь», «ковчег», «заоблачная келья», Бог).Эти образы придают космический масштаб картине (пространство и время).Лирические герои эмоционально показывают свое неудовлетворение земной жизнью и стремление расстаться с земным миром (пунктуация и употребление глаголов условного наклонения).

Различия в стихотворениях Монастырь на КазбекеВысоко над семьею гор,Казбек, твой царственный шатерСияет вечными лучами.Твой монастырь за облаками,Как в небе реющий ковчег,Парит, чуть видный, над горами. Далекий, вожделенный брег!Туда б, сказав прости ущелью,Подняться к вольной вышине!Туда б, в заоблачную келью,В соседство бога скрыться мне. 1829 В звуковой характеристике ощущается легкость за счет ассонансов.Синтаксис: восклицания и многоточие говорят о радостном стремлении к высоте, вечности, Богу. Лексика: важную роль играют светлые эпитеты («царственный», «вечными», «реющий», «вожделенный», «вольной», «заоблачную»), указывающие на стремление к свободе, которую можно обрести в вечности.Пространство: очень конкретно, «семья гор» (горная цепь), «шатер» Казбека (многогранная форма вершины, покрытая снегом), «монастырь» реет над облаками (облака опускаются ниже вершин и кажется, что монастырь действительно «реет»). Складывается впечатление, что автор видел все это на самом деле.Образы: Казбек, небо – образы высоты, монастырь, Бог – образы духовной высоты, Небо – романтический символ иного мира, монастырь, келья – символы одиночества, отречения от мира, отшельничества, спокойствия.

Различия в стихотворениях Крест на скале В теснине Кавказа я знаю скалу,Туда долететь лишь степному орлу,Но крест деревянный чернеет над ней,Гниет он и гнется от бурь и дождей. И много уж лет протекло без следовС тех пор, как он виден с далеких холмов.И каждая кверху подъята рука,Как будто он хочет схватить облака. О если б взойти удалось мне туда,Как я бы молился и плакал тогда;И после я сбросил бы цепь бытияИ с бурею братом назвался бы я! 1830 г. В звуковой характеристике чувствуется напряжение за счет аллитерации. Синтаксис: междометие «О» и усилительные частицы «как», «и» и конечное восклицание говорят о душевном надрыве лирического героя, о его стремлении покинуть земной мир.Лексика: негативная («чернеет», «гниет и гнется», «схватить», «молился и плакал», «цепь», «бурею»), показывает тяжелую внутреннюю борьбу в душе героя.Пространство: неконкретно, может ли быть скала в теснине (т.е. в ущелье), может ли быть виден крест на скале, которая находится в ущелье, какие могут быть холмы среди Кавказских гор, орел в таком случае должен лететь вниз, а не вверх. Складывается впечатление, что автор видел картину гор давно, ему не важна конкретика, а важен романтический пейзаж.Образы: скала, облака (небо) – образы высоты, цепь бытия – образ земной жизни, молитва, слезы – образ Бога, гниющий крест, брат бури (скорее Демон, чем Бог), буря – образы не божественные, это символы духа противоречия и бунтарства.

Лирический герой (гипотеза) Человек, хорошо знающий Кавказ и его природу, радостно стремящийся подняться к Богу, оставив земной мир.Мятежный романтик, на душе которого нет спокойствия, он ищет бури (как будто в буре есть покой?!), душа его рвется между Демоном и Богом.

Факты биографии 1829 – 29 лет, сватовство к Н.Гончаровой, отъезд на Кавказ (Тифлис, Арзрум), романтическое настроение, воспоминания о пребывании на Кавказе во время южной ссылки. Был в русской армии Паскевича, действовавшей против Турции, война с которой началась в 1828 г. В ходе войны русская армия захватила в северо-восточной части Турции значительную территорию, в том числе старинный армянский город-крепость Арзрум (Эрзерум). Во время путешествия Пушкин вел дорожные записки, легшие в основу очерков.Пушкин так описывает свое свидание с монастырем (старинной церковью Цминда Самеба) в книге «Путешествие в Арзрум», в 5 главе: «Утром, проезжая мимо Казбека, увидел я чудное зрелище. Белые оборванные тучи перетягивались через вершину горы, и уединенный монастырь, озаренный лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками».

Факты биографии 1830г. – 16 лет, поступление в Московский университет, байроновские традиции романтической поэзии (исключительность главного героя, недосказанность сюжета, экзотический колорит). В 10 лет побывал с бабушкой на Кавказе, сильные впечатления: «Горы Кавказские для меня священны»Безответная любовь пятнадцатилетнего поэта к Катеньке Сушковой»Демон» (1829г.) — в центре байронической поэмы — герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне с обществом и попирающий его социальные и нравственные нормы; над ним тяготеет «грех», преступление, обычно облеченное тайной и внешне предстающее как страдание.

М.Ю.Лермонтов и Е.Сушкова (M-lle Souchkoff)В теснине Кавказа я знаю скалу,Туда долететь лишь степному орлу,Но крест деревянный чернеет над ней,Гниет он и гнется от бурь и дождей.И много уж лет протекло без следовС тех пор, как он виден с далеких холмов.И каждая кверху подъята рука,Как будто он хочет схватить облака.О, если б взойти удалось мне туда,Как я бы молился и плакал тогда;И после я сбросил бы цепь бытия,И с бурею братом назвался бы я! Прости, мой друг. как призрак я лечу В далекий край: печали я ищу; Хочу грустить, но лишь не пред тобой. Ты можешь жить, не слыша голос мой; Из всех блаженств, отнятых у меня, Осталось мне одно: видать тебя,Тот взор, что небо жалостью зажгло. Все кончено! — ни бледное чело, Ни пасмурный и недовольный взгляд Ничем, ничем его не омрачат. Меня забыть прекрасной нет труда, — И я тебя забуду навсегда; Я мучусь, если мысль ко мне придет, Что и тебя несчастна убьет, Что некогда с ланит и с уст мечта Как дым слетит, завянет красота, Забьется сердце медленней – свинец Тоски на нем — и что всему конец. Однако ж я желал бы увидать Твой хладный труп, чтобы себе сказать: Чего еще! желанья отняты, Бедняк — теперь совсем, совсем оставлен ты!»

Кавказ в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале»«Монастырь на Казбеке»

Пейзаж в лирике Пушкина

Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзаж. В разные периоды своего творчества Пушкин по-разному изображал природу. На протяжении всего творческого пути функция пейзажа в его лирических произведениях усложнялась.
В лицейские годы Пушкин пробует себя в разных поэтических жанрах и направлениях. В это время его лирика еще во многом подражательна. Подражателен и пейзаж в стихотворениях этого периода. Например, в “Воспоминаниях в Царском Селе” Пушкин рисует оссианический пейзаж, основываясь на традициях средневекового балладного изображения природы. В первой части стихотворения “Деревня” Пушкин, подражая античным авторам, создает идиллический пейзаж.
Находясь в южной ссылке, Пушкин посвятил немало стихотворных строк описанию южной природы. Пока это только крымский морской пейзаж. Позже, побывав на Кавказе, Пушкин создает серию стихотворений с изображением кавказской горной природы. Стихотворения с южным пейзажем связаны в творчестве Пушкина с романтизмом. Пушкин-романтик-восхищался морем, бескрайним пространством, свободной, ни от кого не зависящей стихией. Больше всего он любил морскую бурю, в которой видел романтический бунт:

Взыграйте, ветры, взройте воды,
Разрушьте гибельный оплот.
Где ты, гроза — символ свободы?
Промчись поверх невольных вод.

В стихотворении “Узник” тоже есть романтический пейзаж:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора.
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляет лишь ветер. да я!

Это стихотворение символично, в нем присутствуют все романтические символы свободы: гора, море, орел, ветер. Темница символизирует земное существование человека, тоскующего по романтическому идеалу. Лирический герой романтических стихотворений Пушкина не смог слиться с морской стихией, океаном, не смог стать таким же свободным:

Ты .ждал, ты звал. я был окован.
Вотще рвалась душа моя,
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.

Пушкин прощается с романтическим пейзажем и романтизмом в послании “К морю”.
В любовных стихотворениях Пушкина часто переживания лирического героя связаны с южным пейзажем. В любовной поэзии “На холмах Грузии. ” описание “ночной мглы”, с которого начинается стихотворение, противопоставляется светлой, наполненной любовью речи лирического героя. Романтическая любовь, таинственная страсть в стихотворениях Пушкина изображаются на фоне южной экзотической природы. В стихотворении “Ненастный день потух. ” унылая северная природа противопоставляется яркому южному пейзажу, при изображении которого лирический герой сразу же вспоминает и свою страстную любовь.
После южной ссылки в творчестве Пушкина наблюдается тяготение к реализму. Экзотический крымский пейзаж сменяется реалистическим описанием русской природы. Русский пейзаж в стихотворениях Пушкина можно разделить на осенний и зимний; зимний — на ночной и утренний; осенний — на романтически приподнятый и подчеркнуто стихийный, реалистический.
В стихотворении “Румяный критик мой. ” невзрачный, неприглядный пейзаж иллюстрирует поэтическую позицию Пушкина в творчестве, его отказ от романтизма и утверждение реализма. В “Осени”, наоборот,.мы видим торжественно-романтическое, особенное изображение осени. Это позволяет Пушкину показать свое глубоко личностное восприятие природы, особенно осенней природы. Пушкин так описывает свою “странную” любовь к осени:

Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева
Играет на лице еще багровый цвет,
Она жива еще сегодня, завтра нет.

Пушкин воспринимает осень как гибель, но поэт говорит, что гибель тоже может быть красивой. С увяданием природы осенью пробуждается поэт, его организм приходит в норму, и вместе со здоровьем организма возвращается вдохновение, поэт чувствует прилив сил, его душа просыпается, и он начинает творить:

И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне.

Стихотворения с зимним утренним пейзажем всегда оптимистические, жизнеутверждающие; лирический герои этих стихотворений восхищается красотой природы и радуется жизни:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами.

Ночной зимний пейзаж в стихотворениях Пушкина всегда страшный, мрачный, туманный:

Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий.

В стихотворении “Бесы” пейзаж символичен: дорога — это жизненный путь человека, буря—жизненные потрясения, бесы — человеческие страсти, сбивающие людей с истинного пути. Символический пейзаж мы встречаем и в таких стихотворениях Пушкина, как “Анчар” и “Пророк”. Анчар — это символ зла в мире, а пустыня в “Пророке” символизирует духовную пустоту, духовное перепутье человека.
В последние годы жизни Пушкин пишет все больше стихотворений на философские темы. Пейзаж в этих стихотворениях становится тоже философским, теперь он напрямую связан с философскими размышлениями лирического героя. Проанализируем два стихотворения с философским пейзажем: “Брожу ли я. ” и “Вновь я посетил. ”.
В стихотворении “Брожу ли я. ” мы видим философский конфликт между вечной природой и смертным человеком. Лирический герой размышляет о бренности земного существования человека, о быстротечности жизни, о смерти. Природа выступает здесь как символ красоты, гармонии. Она вечна в своей красоте, в смене времен года. Поколения людей тоже сменяют друг друга, но человек не вечен. Природа безучастна, у ней нет души, а каждый человек — это неповторимая индивидуальность: Лирическому герою стихотворения ничего не остается делать как смириться с естеством природы:

14 пусть у гробового входа
Младая будет .жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Пушкин решает этот философский конфликт между природой и человеком в стихотворении “Вновь я посетил. ”. Спасение человека от забытья смерти Пушкин видит в продолжении рода. В стихотворении “Я памятник себе воздвиг. ” Пушкин говорит о другом способе жить вечно:

Нет. весь я не умру — душа в заветной лире ,;
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жить будет хоть один пиит.

Таким образом, пейзаж в лирике Пушкина проходит сложную эволюцию, он связан непосредственно с различными периодами творчества поэта. В стихотворениях лицейского периода, подражая известным авторам, молодой Пушкин пробует себя в создании идиллического и оссианического пейзажей. В период увлечения поэтом романтическими идеалами пейзаж в стихотворениях тоже превращается в романтический, он часто сливается с описаниями любовных переживаний лирического героя. В Михайловский период Пушкин реалистически изображает русскую природу, утверждая реализм в своем творчестве. В поздней лирике Пушкина пейзаж выполняет символическую и философскую функции, помогая поэту в выражении своей особой философской позиции.

13774 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Пейзаж в лирике Пушкина

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: