Сергей и марина цветаева

Хронологический обзор жизни и творчества А. И. Цветаевой

Вместечке Трайас (Trayas) в Ницце встреча Нового Года. Чтение «Игрока» Ф. М. Достоевского, 36. Французская Ривьера. Рассказ Б. С. Трухачева о грубости его брата Николая с преподавателем на экзамене. Ответное возмущение А. И. Цветаевой. Первый серьезный разрыв. Возвращение в Варшаву. Вечер в цирке. Из Варшавы Б. С. Трухачев на следующий день отправляется в Москву, А. И. Цветаева остается в Варшаве. В цирке преподносит цветы побежденному атлету. Через несколько дней уезжает в Италию. Рим. Экскурсии с личным гидом в Колизей, Сикстинскую капеллу, в собор св. Петра, в Ватикан, в римские катакомбы. Флоренция, галерея Уффицци. Анастасия ведет подробный дневник мыслей и чувств.

Весна – вновь Французская Ривьера. Встреча с Галей Дьяконовой. В поезде, идущем в Венецию, встреча с итальянцем Луиджи Леви, внезапно вспыхивает сильное взаимное увлечение. Она не исполнит своего обещания встретиться с ним в Венеции. Венеция, Генуя, Нерви. Воспоминания детства. Получает телеграмму от Б. С. Трухачева с предложением обвенчаться (из-за будущего ребенка), а потом – развестись. Париж. Вместе с сестрой Мариной и Сергеем Эфроном в гостинице. Марина дарит ей только что вышедший второй сборник стихов «Волшебный фонарь». Анастасия перечитывает в стихах этого сборника их детство, впервые читает «На катке». В сборнике сестра Ася – героиня ряда стихотворений, таких как «В субботу», «Паром», «Тверская», «Неразлучной в дорогу», «Конькобежцы», «Колыбельная песня Асе». Многие, как и в первом сборнике, написаны от лица двух сестер: «Декабрьская сказка», «На заре», «Под Новый Год», «Слезы». Прогулки по Парижу. На Эйфелевой башне с сестрой и С. Я. Эфроном. А. И. Цветаева покупает и дарит сестре запоздалый свадебный подарок – аметистовое ожерелье. Посещение Лувра. На могиле Марии Башкирцевой.

Конец Великого поста. Возвращение в Москву, в Трехпрудный переулок. Поселяется в комнате М. И. Цветаевой. Объяснение с отцом. «Папа, это уже необходимо!» – сказала она, когда отец говорил о том, что, может быть, не спешить, подождать с браком. Он понял. Она испрашивает благословение.

1 апреля – венчание в воскресенье на Фоминой неделе в церкви села Всехсвятского «Убежище увечных воинов». Присутствуют: Николай Сергеевич и Мария Сергеевна Трухачевы – брат и сестра Б. С. Трухачева, Н. А. Зубков, брат А. И. Цветаевой – Андрей Иванович Цветаев, Н. Е. Мурзо, граф Татищев, друг жениха – Борис Сергеевич Бобылев. Свадебный обед в ресторане «Прага» на Арбате. Новая квартира в Предтеченском переулке на Пресне, наискосок от церкви св. Иоанна Предтечи.

31 мая – А. И. и М. И. Цветаевы, С. Я. Эфрон, Б. С. Трухачев на открытии памятника Императору Александру III близ храма Христа Спасителя. Вслед за этим в тот же день на торжественном открытии Музея изящных искусств имени императора Александра III, созданного Иваном Владимировичем Цветаевым. На церемонии присутствуют: император Николай II, вдова Александра III, царица-мать Мария Федоровна, великие княжны – Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. А. И. Цветаева запомнила в этот день также семью брата отца Дмитрия Владимировича Цветаева, профессоров А. А. Грушка и А. И. Яковлева, А. А. Сидорова, сотрудниц нового музея В. К. Андрееву (Андрееву-Шилейко) и К. М. Алексееву (Малицкую), также – А. А. Адлер, Л. А. Тамбурер, Ю. С. Нечаева-Мальцова и Р. И. Клейна. Торжественный обед в доме в Трехпрудном, устроенный для родных и близких. Берет уроки музыки у композитора Николая Михайловича Зорина.

Лето – А. И. Цветаева и Б. С. Трухачев обживают квартиру на Средней Пресне, в Предтеченском переулке.

Июль – в имении Оболенских, недалеко от Москвы, по приглашению брата – А. И. Цветаева, который снял дачу и пригласил младшую сестру с мужем.

8 августа – Б. С. Трухачев читает А. И. Цветаевой вслух «Мертвые души» Гоголя.

9 августа – рождение сына Андрея. В клинике А. И. Цветаеву навещают И. В. Цветаев, Л. А. Тамбурер. В больничной палате А. И. Цветаева пишет мрачную сказку о сошедшем ночью с пьедестала Пушкине, – «Сон о Пушкине» (рукопись не сохранилась). Из больницы А. И. Цветаева с ребенком едет в маленький особнячок на Собачьей площадке, в Дурновском пер., д. 8, в квартиру, которая достается ей «по наследству» от Марины. (См. в письме Марины Цветаевой – Е. Я. Эфрон от 9 авг. 1912 г.). Крещение сына. Храм Николы на Курьих Ножках – на углу Б. Молчановки и Борисоглебского переулка. Крестный отец – И. В. Цветаев. Охлаждение отношений с мужем.

5 сентября – у М. И. Цветаевой родилась дочь Ариадна, племянница А. И. Цветаевой. Дружба с Б. С. Бобылевым, бывшим на свадьбе Анастасии шафером, студентом-химиком, восторженным юношей. Дружба перерастает в платоническое увлечение. А. И. Цветаева пишет о Б. С. Трухачеве, Б. С. Бобылеве и о себе психологическую повесть. Знакомство с Николаем Николаевичем Мироновым, которому суждено сыграть большую роль в жизни А. И.Цветаевой. Об их первой встрече см.: стихотворение А. И. Цветаевой «Маленький лорд» и главу «Воспоминаний» под названием «Николай Миронов» («Нов. мир», 1995, 6, с. 144–160).

Рождественский карнавал. На нем Анастасия и Марина Цветаевы, Сергей, Елизавета и Вера Эфрон, Е. О. Кириенко-Волошина, Борис Бобылев. Вечер у М. И. Цветаевой и С. Я. Эфрона в их доме в 1-м Казачьем переулке. Анатолий Корнелиевич Виноградов вслух, при Б. С. Трухачеве, читает любовные стихи, посвященные А. И. Цветаевой с обращением «Написавшей мне из Италии» (у него чувство к Анастасии с ее 14-ти лет) (см. Анастасия Цветаева «Родные сени» в книге Анастасии Цветаевой «Неисчерпаемое», М., 1992, с. 161).

Годы жизни Анастасии Цветаевой

Годы жизни Анастасии Цветаевой

Экскурсия по залам музея Уголки цветаевского Крыма Гости цветаевского дома
—Феодосия Цветаевых
—Коктебельские вечера
—Гостиная Цветаевых
—Марина Цветаева
—Анастасия Цветаева
— «Я жила на Бульварной» (АЦ)
—Дом-музей М. и А. Цветаевых
—Феодосия Марины Цветаевой
—Крым в судьбе М. Цветаевой
—Максимилиан Волошин
—Василий Дембовецкий
— —Константин Богаевский
—Литературная гостиная
—Гостевая книга музея
Жизнь и творчество сестёр Литературный мир Цветаевых Музей открытых дверей
—Хронология М. Цветаевой
—Хронология А. Цветаевой
—Биография М. Цветаевой
—Биография А. Цветаевой
—Исследования и публикации
—Воспоминания А. Цветаевой
—Документальные фильмы
—Цветаевские фестивали
—Адрес музея и контакты
—Лента новостей музея
—Открытые фонды музея
—Музейная педагогика
—Ссылки на другие музеи

© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина»

Цветаева

Цветаева Марина Ивановна [26 сентября (9 октября) 1892, Москва — 31 августа 1941, Елабуга], русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.. Родилась в Москве. Родителями Цветаевой были Иван Владимирович Цветаев и Мария Александровна Цветаева (урожденная Мейн). Отец, филолог-классик, профессор, возглавлял кафедру истории и теории искусств Московского университета, был хранителем отделения изящных искусств и классических древностей в Московском Публичном и в Румянцевском музеях. В отце Цветаева ценила преданность собственным стремлениям и подвижнический труд, которые, как утверждала, унаследовала именно от него. Огромное влияние на Марину, на формирование её характера оказывала мать. Она мечтала видеть дочь музыкантом. Несмотря на духовно близкие отношения с матерью, Цветаева ощущала себя в родительском доме одиноко и отчужденно. Юная Марина жила в мире прочитанных книг, возвышенных романтических образов.

Зимнее время года семья проводила в Москве, лето — в городе Тарусе Калужской губернии. Ездили Цветаевы и за границу. В 1903 Цветаева училась во французском интернате в Лозанне (Швейцария), осенью 1904 — весной 1905 обучалась вместе с сестрой в немецком пансионе во Фрейбурге (Германия), летом 1909 одна отправилась в Париж, где слушала курс старинной французской литературы в Сорбонне.

Марина Цветаева начала писать стихи в шестилетнем возрасте, причем не только на русском, но и на французском и немецком языках. В 1906-1907 написала повесть (или рассказ) «Четвертые», в 1906 перевела на русский язык драму французского писателя Э. Ростана «Орленок», посвященную трагической судьбе сына Наполеона (ни повесть, ни перевод драмы не сохранились). В литературе ей были особенно дороги произведения А.С. Пушкина и творения немецких романтиков, переведенные В.А. Жуковским.

В печати произведения Марины Цветаевой появились в 1910, когда она издала на собственные средства свою первую книгу стихов – «Вечерний альбом». «Вечерний альбом» был очень доброжелательно встречен критикой: новизну тона, эмоциональную достоверность книги отметили В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, М.С. Шагинян. Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет». Также на раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (который стал одним из самых близких ее друзей).

Зимой 1910-1911 Волошин пригласил Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию (Асю) провести лето 1911 в Коктебеле, где он жил. Там Цветаева познакомилась с Сергеем Яковлевичем Эфроном. В Сергее Эфроне Цветаева увидела воплощенный идеал благородства, рыцарства и вместе с тем беззащитность. Любовь к Эфрону была для нее и преклонением, и духовным союзом, и почти материнской заботой. Встречу с ним Цветаева восприняла как начало новой, взрослой жизни и как обретение счастья: В январе 1912 произошло венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. 5 сентября у них родилась дочь Ариадна (Аля).

Вторая книга Цветаевой «Волшебный фонарь» (1912) был воспринят как относительная неудача, как повторение оригинальных черт первой книги, лишенное поэтической новизны. Сама Цветаева также чувствовала, что начинает повторяться и, выпуская новый сборник стихов, — «Из двух книг» (1913), она очень строго отбирала тексты: из двухсот тридцати девяти стихотворений, входивших в «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь», были перепечатаны только сорок.

На протяжении 1913-1915 совершается постепенная смена цветаевской поэтической манеры: место трогательно-уютного детского быта занимают эстетизация повседневных деталей (например, в цикле «Подруга», 1914-1915, обращенном к поэтессе С.Я. Парнок), и идеальное, возвышенное изображение старины (стихотворения «Генералам двенадцатого года» (1913) «Бабушке» (1914) и др.). Начиная с этого времени, стихотворения Цветаевой становятся более разнообразными в метрическом и ритмическом отношении (она осваивает дольник и тонический стих, отступает от принципа равноударности строк); поэтический словарь расширяется за счет включения просторечной лексики, подражания слогу народной поэзии и неологизмов. В 1915-1916 складывается индивидуальная поэтическая символика Цветаевой, ее «личная мифология». Эти особенности поэтики сохранятся и в стихотворениях Цветаевой позднейшего времени.

Свойственные Цветаевой демонстративная независимость и резкое неприятие общепринятых представлений и поведенческих норм проявлялись не только в общении с другими людьми, но и в оценках и действиях, относящихся к политике. Первую мировую войну Цветаева восприняла как взрыв ненависти против дорогой с детства ее сердцу Германии. Она откликнулась на войну стихами, резко диссонировавшими с патриотическими и шовинистическими настроениями конца 1914. Февральскую революцию 1917 она приветствовала, как и ее муж, чьи родители (умершие до революции) были революционерами-народовольцами. Октябрьскую революцию восприняла как торжество губительного деспотизма. Известие о ней застало Цветаеву в Крыму, в гостях у Волошина. Вскоре сюда приехал и ее муж. 25 ноября 1917 она выехала из Крыма в Москву, чтобы забрать детей — Алю и маленькую Ирину, родившуюся в апреле этого года. Цветаева намеревалась вернуться с детьми в Коктебель, к Волошину, Сергей Эфрон, вставший на сторону Временного правительства, решил отправиться на Дон, чтобы там продолжить борьбу с большевиками. Вернуться в Крым не удалось: непреодолимые обстоятельства, фронты Гражданской войны разлучили Цветаеву с мужем и с Волошиным. С Волошиным она больше никогда не увиделась. Сергей Эфрон сражался в рядах Белой армии, и оставшаяся в Москве Цветаева не имела о нем никаких известий. В голодной и нищей Москве в 1917-1920 она пишет стихи, воспевающие жертвенный подвиг Белой армии. К концу 1921 эти стихотворения были объединены в сборник «Лебединый стан», подготовленный к изданию. (При жизни Цветаевой сборник напечатан не был, впервые опубликован на Западе в1957). Цветаева публично и дерзко читала эти стихотворения в большевистской Москве.

Она и дети с трудом сводили концы с концами, голодали. В начале зимы 1919-1920 Цветаева отдала дочерей в детский приют в Кунцеве. Вскоре она узнала о тяжелом состоянии дочерей и забрала домой старшую, Алю, к которой была привязана как к другу и которую исступленно любила. Выбор Цветаевой объяснялся и невозможностью прокормить обеих, и равнодушным отношением к Ирине. В начале февраля 1920 Ирина умерла. Ее смерть отражена в стихотворении «Две руки, легко опущенные…» (1920) и в лирическом цикле «Разлука» (1921), обращенном к мужу.

11 июля 1921 она получила письмо от мужа, эвакуировавшегося с остатками Добровольческой армии из Крыма в Константинополь. Вскоре он перебрался в Чехию, в Прагу. После нескольких изнурительных попыток Цветаева получила разрешение на выезд из Советской России и 11 мая 1922 вместе с дочерью Алей покинула родину.

15 мая 1922 Марина Ивановна и Аля приехали в Берлин. Там Цветаева оставалась до конца июля, где подружилась с временно жившим здесь писателем-символистом Андреем Белым. В Берлине она отдает в печать новый сборник стихотворений — «Ремесло» (опубл. в 1923) — и поэму «Царь-Девица». Сергей Эфрон приехал к жене и дочери в Берлин, но вскоре вернулся в Чехию, в Прагу, где учился в Карловом университете и получал стипендию. Цветаева с дочерью приехала к мужу в Прагу 1 августа 1922. В Чехии они провела более четырех лет. 1 февраля 1925 у них родился долгожданный сын, названный Георгием (домашнее имя — Мур). Цветаева его обожала. Стремление сделать всё возможное для счастья и благополучия сына воспринимались взрослевшим Муром отчужденно и эгоистично; вольно и невольно он сыграл трагическую роль в судьбе матери.

В Праге у Цветаевой впервые устанавливаются постоянные отношения с литературными кругами, с издательствами и редакциями журналов. Ее произведения печатались на страницах журналов «Воля России» и «Своими путями», Цветаева выполняла редакторскую работу для альманаха «Ковчег».

В 1924 Цветаева создает «Поэму Горы», завершает «Поэму Конца». В первой отражен роман Цветаевой с русским эмигрантом, знакомым мужа К.Б. Родзевичем, во второй — их окончательный разрыв. Мотивы расставания, одиночества, непонятости постоянны и в лирике Цветаевой этих лет: циклы «Гамлет» (1923, позднее разбит на отдельные стихотворения), «Федра» (1923), «Ариадна» (1923). Жажда и невозможность встречи, союз поэтов как любовный союз, плодом которого станет живое чадо — лейтмотивы цикла «Провода», обращенного к Б.Л. Пастернаку. Символом соединения разлученных становятся телеграфные провода, тянущиеся между Прагой и Москвой.

Поэтический диалог и переписка с Пастернаком, с которым до отъезда из России Цветаева близко знакома не была, стали для Цветаевой в эмиграции дружеским общением и любовью двух духовно родственных поэтов. В трех лирических стихотворениях Пастернака, обращенных к Цветаевой, нет любовных мотивов, это обращения к другу-поэту. Цветаева послужила прототипом Марии Ильиной из пастернаковского романа в стихах «Спекторский». Цветаева, уповая как на чудо, ждала личного свидания с Пастернаком; но когда он с делегацией советских писателей посетил Париж в июне 1935, их встреча обернулась беседой двух духовно и психологически далеких друг от друга людей.

Во второй половине 1925 Цветаева приняла окончательное решение покинуть Чехословакию и переселиться во Францию. Ее поступок объяснялся тяжелым материальным положением семьи; она полагала, что сможет лучше устроить себя и близких в Париже, который тогда становился центром русской литературной эмиграции. 1 ноября 1925 Цветаева с детьми приехала во французскую столицу; к Рождеству туда перебрался и Сергей Эфрон.

В Париже в ноябре 1925 она закончила поэму «Крысолов» на сюжет средневековой легенде о человеке, избавившем немецкий город Гаммельн от крыс, выманив их звуками своей чудесной дудочки; когда скаредные гаммельнские обыватели отказались заплатить ему, он вывел, наигрывая на той же дудочке, их детей и отвел на гору, где их поглотила разверзшаяся земля. Крысолов был опубликован в пражском журнале «Воля России».

Во Франции Цветаева создала еще несколько поэм. Поэма «Новогоднее» (1927) — пространная эпитафия, отклик на смерть немецкого поэта Р.-М. Рильке, с которым она и Пастернак состояли в переписке. Поэма «Воздуха» (1927), — художественное переосмысление беспосадочного перелета через Атлантический океан, совершенного американским авиатором Ч. Линдбергом. Полет летчика у Цветаевой — одновременно символ творческого парения и иносказательное, зашифрованное изображение умирания человека.

Переезд во Францию не облегчил жизнь Цветаевой и ее семьи. Сергей Эфрон, непрактичный и не приспособленный к тяготам жизни, зарабатывал немного. Цветаеву печатали мало, зачастую правили ее тексты. За все парижские годы она смогла выпустить лишь один сборник стихов – «После России» (1928). Эмигрантской литературной среде, преимущественно ориентированной на возрождение и продолжение классической традиции, были чужды эмоциональная экспрессия и гиперболизм Цветаевой, воспринимавшиеся как истеричность. Ведущие эмигрантские критики и литераторы (З.Н. Гиппиус, Г.В. Адамович, Г.В. Иванов и др.) оценивали ее творчество отрицательно. Высокая оценка цветаевских произведений поэтом и критиком В.Ф. Ходасевичем и критиком Д.П. Святополк-Мирским, а также симпатии молодого поколения литераторов не меняли общей ситуации. Неприятие Цветаевой усугублялись ее сложным характером и репутацией мужа (Сергей Эфрон хлопотал с 1931 о советском паспорте, высказывал просоветские симпатии, работал в «Союзе возвращения на родину»). Он стал сотрудничать с советскими спецслужбами. Энтузиазм, с которым Цветаева приветствовала Маяковского, приехавшего в Париж в октябре 1928, было воспринято консервативными эмигрантскими кругами как свидетельство просоветских взглядов самой Цветаевой (на самом деле Цветаева, в отличие от мужа и детей, не питала никаких иллюзий в отношении режима в СССР и просоветски настроена не была).

Во Франции Цветаевой были созданы посвященные поэзии и поэтам циклы «Маяковскому» (1930, отклик на смерть В.В. Маяковского), «Стихи к Пушкину» (1931), «Надгробие» (1935, отклик на трагическую смерть поэта-эмигранта Н.П. Гронского), «Стихи сироте» (1936, обращены к поэту-эмигранту А.С. Штейгеру). Творчество как каторжный труд, как долг и освобождение — мотив цикла «Стол» (1933). Антитеза суетной человеческой жизни и божественных тайн и гармонии природного мира выражена в стихотворениях из цикла «Куст» (1934). В 1930-х Цветаева часто обращалась к прозе: автобиографические сочинения, эссе о Пушкине и его произведениях «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачев».

Во второй половине 1930-х Цветаева испытала глубокий творческий кризис. Она почти перестала писать стихи (одно из немногих исключений — цикл «Стихи к Чехии» (1938-1939) — поэтический протест против захвата Гитлером Чехословакии. Неприятие жизни и времени — лейтмотив нескольких стихотворений, созданных в середине 1930-х. У Цветаевой произошел тяжелый конфликт с дочерью, настаивавшей, вслед за своим отцом, на отъезде в СССР. В сентябре 1937 Сергей Эфрон оказался причастен к политическому убийству бывшего агента советских спецслужб и вскоре был вынужден скрыться и бежать в СССР. Вслед за ним на родину вернулась дочь Ариадна. Цветаева осталась в Париже вдвоем с сыном. Ее долгом и желанием было соединиться с мужем и дочерью и 18 июня 1939 Цветаева с сыном вернулись на родину.

На родине Цветаева с родными первое время жили на государственной даче НКВД предоставленной С. Эфрону. Однако вскоре и Эфрон, и Ариадна были арестованы. После этого Цветаева была вынуждена скитаться. Полгода, прежде чем получить временное (сроком на два года) жилье в Москве, она поселилась вместе с сыном в доме писателей в подмосковном поселке Голицыне. Функционеры Союза писателей отворачивались от нее, как от жены и матери «врагов народа». Подготовленный ею в 1940 сборник стихов напечатан не был. Денег катастрофически не хватало. Вскоре после начала Великой Отечественной войны, 8 августа 1941 Цветаева с сыном эвакуировались из Москвы и оказались в небольшом городке Елабуге. В Елабуге работы так же не было, у Цветаевой произошла ссора с сыном, который, по-видимому, упрекал ее в их тягостном положении. И 31 августа 1941, Марина Цветаева повесилась. Точное место ее захоронения неизвестно.

Марина Цветаева

Марина Цветаева запись закреплена

Виктория Швейцер. Быт и бытиё Марины Цветаевой.

Чудный дом, наш дивный дом в Трехпрудном —
Превратившийся теперь в стихи!
Марина Цветаева
Показать полностью…

Еще и теперь можно найти в самом центре Москвы, между
Бульварным и Садовым кольцом, Трехпрудный переулок — даже
название не изменилось! Пойдите от площади Пушкина по Боль­шой Бронной в сторону Никитских ворот — второй переулок на­право будет Трехпрудный. Он не выходит ни на одну большую улицу, затерялся среди других таких же переулочков. Зато от не­го рукой подать до памятника Пушкину, Тверского бульвара и Никитских, до Патриарших (теперь — Пионерских) прудов. Но не ищите в Трехпрудном старинного, шоколадного цвета особняка, стоявшего когда-то под номером восемь, — больше ше­стидесяти лет дома, где родилась Марина Цветаева, не сущест­вует. Нам осталось описание его, сделанное ее старшей сестрой Ва­лерией:

”В доме одиннадцать комнат, за домом зеленый двор в топо­лях, флигель в семь комнат, каретный сарай, два погреба, сарай со стойлами, отдельная, через двор, кухня и просторная при ней ком­ната, раньше называвшаяся ’’прачечная”. На дворе, между нами и соседями, в глухом палисаднике под деревьями, был крытый ко­лодец с деревянным насосом. От ворот, через весь двор, к дому и кухне шли дощатые мостки.
Летом двор зарастал густой травой, и жаль было видеть, как водовоз, въезжавший во двор со своей бочкой, приминал траву колесами.
Кроме тополей, акаций, во дворе росла и белая сирень возле флигеля и деревцо калины у черного хода.
Жил у нас тогда дворник Лукьян, рязанский мужик, скучав­ший по своей деревне. Он во дворе завел себе уток, топтавшихся у колодца, под крышей сарая построил домики для голубей, и бы­ли они у него совсем ручные, садились ему на плечи.
В те годы флигель наш сдали купеческой семье, имевшей магазины на Тверской. Они держали корову, и пастух по утрам трубил и гнал стадо к Тверской заставе, в Петровский парк*.
У ворот наших стоял столетний серебристый тополь, его тя­желые ветви, поверх забора, висели над улицей.
Вход в дом был со двора. Парадное крыльцо имело полоса­тый тамбур, в белую и красную полоску; темные ступени вели к тяжелой двери с медной ручкой старинного звонка-колокольчика.
В доме лучшими комнатами были просторный, высокий бе­лый зал с пятью большими окнами, рядом с ним, вся в темнокрас­ном, большая гостиная. Дальше кабинет отца с большим, тяжелым письменным столом, большим диваном и книжными полками по стенам. Остальные комнаты были ниже, потому что над ними был еще мезонин, четыре комнаты которого выходили окнами во двор.
С улицы дом казался одноэтажным.. .”

В этом доме родилась и прожила почти двадцать лет, до за­мужества, Марина Цветаева; его она ’’любила и воспела”, по ее собственному выражению; он был самым родным из ее своих мест на свете: дом в Трехпрудном, Таруса, Коктебель.
Трудно представить себе, что такой дом мог находиться в центре большого столичного города меньше ста лет назад; скорее это похоже на помещичью усадьбу.

Фото: Дом Цветаевых в Трехпрудном переулке, 8. В доме в Трехпрудном переулке. Марина Цветаева с близкими ей людьми.

Факты и Лайфхаки

Популярные новости

Они были приговорены к 17 и 16 годам заключения

Этот вопрос давно волнует пользователей Сети

Они считают ее «проектом» правых сил

Недостаток подготовки может стать фатальным для любой страны

© ТОО «Internet Portal Nur» Интернет Портал Нур, 2009-2020

Все права защищены

Республика Казахстан, 050060

г. Алматы, ул. Байзакова, 280 БЦ «Almaty Towers», 6 этаж

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector