Сатира на общество в рассказе Чехова «Хамелеон»

А. П. Чехов — великий русский писатель-реалист, мастер короткого рассказа, обличавший мир пошлости и мещанства. Он поднял на недосягаемую высоту жанр рассказа, новеллы и сказал свое значимое слово в драматургии. Когда читаешь рассказ Чехова «Хамелеон», становится и смешно и грустно. Автор высмеивает в нем все дурное, мешающее людям жить справедливо и честно: лицемерие, грубость, трусость, наглость сильных и заискивание слабых. Полицейский надзиратель Очумелов уверенно чувствует себя в своем городе: везде порядок, «на площади ни души», «нет даже нищих». Заметив беспорядок, Очумелов направляется к сборищу. Оказывается, какая-то собака укусила золотых дел мастера Хрюкина.

Очумелов ругается, что собак так распустили, грозится оштрафовать хозяина собаки, собирается истребить собаку, не стесняется в выражениях, ведет себя по-хамски.

Но как только высказывается предположение, что это собака генерала Жигалова, надзирателя бросает в жар и он мгновенно становится на защиту собаки. Виноватым сразу оказывается Хрюкин, но потом выясняется, что и на самом деле виноват сам « потерпевший »: он ткнул собаке в морду зажженной сигаретой — и собака укусила мучителя. И Очумелов, как хамелеон, меняет свой цвет, приспосабливаясь к окружающей среде, в третий раз меняет свое мнение. Раз собака не генеральская — «нужно проучить!». Очумелов опять меняет свое мнение и возмущается, после того как генеральский повар Прохор сказал, что «этаких у нас отродясь не бывало».

Очумелов снова трусит, когда выясняется, что собака «Генералова брата». Естественно, высший чин не может быть виноватым, виноват теперь Хрюкин, толпа над ним хохочет, а Очумелов грозит: «Я еще доберусь до тебя!» Носителем бездушия, своеволия и беззастенчивого приспособленчества является полицейский надзиратель. Он готов бездумно пресмыкаться перед высшими и помыкать везшими чинами, подличать и выслуживаться. Он, как ящерица-Ямелеон, которая меняет свою окраску в зависимости от изменения окружающей среды, тоже несколько раз превращается: из деспота — в раба, из раба — в деспота. Перед генералом он раболепствует даже заочно. При решении вопроса, чья же это собака, Очумелова бросает то в жар, то в холод. И Хрюкин, и толпа обывателей тоже ведут себя по-хамелеонски — они меняют свое мнение и поведение в зависимости от обстоятельств. Так ярко, как это сделал в своем рассказе А.П.Чехов, никто не осмеял

до него самоуправство и чинопочитание, пресмыкательство низших чинов перед высшими.

Иван Алексеевич Бунин

Этапы жизненного пути И.А. Бунина. Встреча с Чеховым и знакомство с Горьким в Ялте. Объединение видных писателей-реалистов. Путешествия Бунина по Европе и выход новых книг, которыми он завоевал признание, как один из лучших писателей своего времени.

Подобные документы

Детские годы писателя И.А. Бунина, его учеба в гимназии и первые «пробы пера». Женитьба, переезд в Полтаву и очарование землей Малороссии. Путешествия И. Бунина по стpанам Евpопы и на Восток в начале XX в., признание его лучшим писателем своего вpемени.

презентация, добавлен 18.01.2012

Детство и юность Ивана Алексеевича Бунина. Учеба в Елецкой гимназии. Знакомство Бунина с Ваpваpой Владимировной Пащенко. Работа в губернской земской управе. Путешествия по странам Евpопы и на Восток. Завоевание признания на литературном поприще.

презентация, добавлен 16.03.2012

Детские и юношеские годы писателя, обучение в гимназии, работа в редакции газеты. Выход первого сборника его стихов. Знакомство с известными литературными деятелями. Основные произведения. Отрывки из автобиографических заметок. Семья и женщины Бунина.

презентация, добавлен 22.10.2014

Рассмотрение дооктябрьского и эмигрантского периодов в творчестве Ивана Бунина. Публикация первых стихотворений поэта в сборниках «Под открытым небом», «Листопад». Универсализм как отличительная черта автора. Особенности произведений Бунина о любви.

презентация, добавлен 01.04.2012

Исследование жизненного и творческого пути русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. Описания его семьи, детских годов, учебы в гимназии и работы в редакции газеты. Характеристика произведений и лирических стихотворений. Присуждение Нобелевской премии.

презентация, добавлен 17.10.2013

Биография, первые стихи Ивана Бунина. Знакомства с величайшими писателями. Путешествия — одна из жизненных страстей Бунина. Писатель ярко себя проявил как прозаик, поэт и переводчик. Бунин покидает Россию. В 1933г. Бунину присуждена Нобелевская премия.

презентация, добавлен 19.09.2010

Детские годы И.А. Бунина в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии. Работа корректором, статистиком, библиотекарем. Знакомство с Л. Толстым и М. Горьким. Получение высшей премии Академии наук — Пушкинской премии. Эмиграция во Францию.

презентация, добавлен 30.09.2014

Роль Бунина в отечественной литературе XIX-XX в. Мотив родины в творчестве И.А. Бунина. Россия в «Окаянные дни». Мотив потерянной родины в творчестве И.А. Бунина. Первая волна русской эмиграции. Творчество Бунина в период эмиграции.

дипломная работа, добавлен 04.04.2003

Жизнь и творчество русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. Тема природы, философская и любовная лирика в поэзии, ее стиль в русле прочных классических традиций. Деревенская тема в прозе, реалистические образы в рассказах. Этапы творчества писателя.

презентация, добавлен 13.02.2012

История жизни и творчества Ивана Бунина. Общественно-политическая деятельность писателя, ненависть к большевикам и эмиграция во Францию. Мотив трагичности человеческого существования в произведениях. Работа над портретом Чехова и основные экранизации.

Доклад: Чехов А.П.

Чехов Антон Павлович (1860 — 1904)

Родился 17 января (29 н.с.) в Таганроге в семье купеческой, со строгими правилами воспитания. С детских лет Чехов помогал отцу в лавке.

В 1868 поступил в гимназию. Когда вся семья Чеховых переехала в Москву, будущий писатель остался в Таганроге и зарабатывал на жизнь репетиторством, чтобы окончить учение. Окончив гимназию в 1879, уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров — Н. Склифосовского, Г. Захарьина и др.

В 1884, получив звание уездного врача, начал заниматься врачебной практикой. Еще будучи гимназистом, Чехов писал юморески, участвуя в гимназическом журнале. В студенческие годы, чтобы зарабатывать себе на жизнь, сотрудничал в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель» и др., подписываясь разными псевдонимами, но чаще всего Антоша Чехонте, С 1882 писал для петербургского журнала «Осколки», вел обозрение «Осколки московской жизни» (1883 — 85). В 1884 выходит первая книга рассказов Чехова — «Сказки Мельпомены», затем следуют «Пестрые рассказы» (1886), «В сумерках» (1887), «Хмурые люди» (1890). В эти годы писатель испытывает сильное влияние Л. Толстого, которое сказывается в рассказах «Именины», «Скучная история».

Неудовлетворенность своим творчеством, своими знаниями, особенно знанием жизни, подвигает его на решение, удивившее современников, — ехать на остров Сахалин, остров царской каторги и ссылки. Это путешествие было подвигом писателя. Поездка через всю страну, пребывание на Сахалине, изучение жизни каторжан и ссыльных, проведенная Чеховым перепись населения Сахалина — все это оставило глубокий след в его творческом сознании. После возвращения написал книгу «Остров Сахалин» (1893 — 94); отразились сахалинские впечатления и в рассказах «В ссылке» (1892), «Палата N 6». Поездка значительно ухудшила состояние здоровья Чехова, обострился туберкулезный процесс.

В конце 1880 много работал для театра: пьесы «Иванов», «Леший», «Свадьба», водевили «Медведь», «Юбилей» и др.

В 1892 покупает имение Мелихово, где помогает местным крестьянам как врач, строит школы для крестьянских детей, выезжает в губернии, охваченные голодом, участвует во всеобщей переписи населения.

В Мелихово было написано много прекрасных произведений: «Попрыгунья», «Скрипка Ротшильда», «Учитель словесности», «Чайка», «Дядя Ваня» и др. В начале века Чехов создает такие замечательные пьесы, как «Три сестры» и «Вишневый сад». Все пьесы были поставлены на сцене МХАТа.

Основные темы творчества — искания интеллигенции, недовольство обыденным существованием одних, душевная капитуляция перед пошлостью жизни других («Скучная история», 1889; «Дуэль», 1891; «Дом с мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899).

В рассказах «Бабье царство» (1894), «Мужики» (1897), «В овраге» (1900) показал дикость и жестокость деревенской жизни.

Большой силы социально-психологического анализа и художественного обобщения Чехов достиг в рассказах «Палата N 6» (1892), «Человек в футляре» (1898), «Архиерей» (1902), повести «Степь» (1888) и др.

О таинственной связи времен и глубинах человеческого подсознания — «Черный монах», «Студент» (оба 1894).

В пьесах «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904), поставленных на сцене МХТ, создал особую, тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия грядущего и прощания с уходящим веком.

Главный герой Чехова — рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами. Тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетающий юмор и лиризм.

В 1898 Чехов переезжает в Ялту, где построил дом, в котором у него бывали Л. Толстой, М. Горький, И. Бунин, А. Куприн, художник И. Левитан. В 1901 Чехов женился на актрисе МХАТа О. Книппер.

В последние годы писатель был занят подготовкой своего собрания сочинений, вышедшего двумя изданиями (1899 — 1902 и 1903) в издательстве А. Маркса.

В 1904 в связи с резким ухудшением здоровья Чехов поехал для лечения в Германию, на курорт Банденвейлер. Здесь 2 июня (15 н.с.) он скончался. Был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Рассказы А.П.Чехова — темы и герои

Первые рассказы А.П.Чехова появились спустя два года после публикации «Анны Карениной» и одновременно с последним романом Достоевского «Братья Карамазовы».

Проза и драма этого писателя стали достойным завершением реалистической эпохи русской литературы ХХ века

Реализм Чехова — особенности и герои

Реализм Чехова, конечно, связан с понятием типичного. Социальная обстановка, описанная им, характеры, созданные автором, с удивительной точностью воспроизводят историческую обстановку в стране в конце ХХ века.

Прежде всего следует отметить, что в рассказах писателя нет

  • ни исторических лиц,
  • ни особых исторических событий,
  • ни общественных движений,

но есть особая неповторимая чеховская обстановка реальности обыденной жизни. Герои его рассказов — интеллигенты, мещане, крестьяне и создают эту неповторимую атмосферу. Герои Чехова типичны и обыденны, налет обыденности характерен:

  • и для героя рассказа «Моя жизнь», бросившего дом отца-архитектора и ставшего маляром,
  • и для любви героев «Дамы с собачкой»,
  • и для профессора из » Скучной истории».

Сами названия рассказов создают определенный тип. Вспомним, например, «Человека в футляре».

Типичность и индивидуализм

Но в то же время каждый из героев человеческих рассказов индивидуален, неповторим, как неповторима и та обстановка, которая их окружает, и те мысли, которые их мучают. Так герой «Дамы с собачкой» вдруг ощущает, что происшедшее с ним в Ялте по-новому осветило его жизнь. Но когда он вдруг неожиданно для себя говорит о своей любви приятелю

(«Если бы вы знали, с какой очаровательной женщиной я познакомился в Ялте!»),

тот, не расслышав, бросает:

» А давеча вы были правы: осетрина-то с душком.»

Контраст состояния героя и его прежней обыденной жизни и создает индивидуальность ситуации и характера героя. Гуров именно в этот момент смог осознать чувство любви к Анне Сергеевне, с другим человеком это могло произойти совершенно иначе.

Современники Чехова писали:

«… он ничего не прибавляет от себя «( А.Богданович, критик),

«никогда ничего не выдумывает от себя»( Горький),

«точно ты не писатель, а сама природа» ( А.Южин, артист).

Авторская позиция

Тем самым они отмечали присущую писателю объективность повествования. У Чехова нет видимого отношения к героям — любимым и нелюбимым, как у Толстого и Достоевского. Но нельзя говорить о том, что у автора нет определенной позиции, нет отношения к тому, что он изображает.

Чехов всю свою жизнь писателя и гражданина понимал как служение справедливости. Его герои живут в пошлости, которая ненавистна писателю, но сами герои не осуждены создателем, как не осуждает писатель Беликова, хотя сама «беликовщина» ему отвратительна.

Чехов показывает обыденность жизни, подчас с отвращением говорит о современной ему России. Его рассказы неоднозначны.

Вот, например, судьба Дмитрия Старцева («Ионыч»). С одной стороны, история о том, как молодой человек, обуреваемый стремлением служения людям, врач, приезжает в провинциальный город Н., и постепенно становится похожим на идола, и из Дмитрия Старцева получается Ионыч, пересчитывающий деньги, покупающий дома в городе, кричащий на больных. Среда заела, именно среда виновата в таком страшном преображении, жизнь, повседневность оказывают губительное влияние на некогда искреннего и благородного человека. Но, с другой стороны, в самом характере героя писатель видит будущего Ионыча, показывая, как нравится герою считать полученные за день деньги, как постепенно становится привычной фразой «Сколько хлопот однако».

В. Набоков считал, что главная мысль, которую внушают читателю герои чеховских рассказов ( хорошие и плохие) — в том,

что пока в России отсутствует настоящая нравственная, духовная и физическая культура, усилия благороднейших интеллигентов, строящих мосты и школы рядом с вечной распивочной, будут тщетными.

Но усилия эти необходимы, как необходимо

каждому человеку по капельке выдавливать из себя раба.

Именно философия раба отвратительна Чехову. Он смеется над ней, иронизирует как, например, в рассказе » Толстый и тонкий».

Композиционные особенности рассказов Чехова

Общеизвестно, что этот автор — мастер малой формы — рассказа. Недаром именно ему принадлежит афоризм

Композиция ранних рассказов Чехова строится по принципу контраста: противопоставления ожидаемого и ничтожного результата («Толстый и тонкий», «Налим», «Злоумышленник»).

Произведение может строиться и по традиционной схеме как рассказ в рассказе ( «Крыжовник», «Человек в футляре»). Но всегда рассказ строится самым естественным, так, как рассказывают о чем-то главном и важном, не отвлекаясь и слегка приглушенным голосом («Дама с собачкой», «Черный монах»).

Значение детали у Чехова

При этом деталь в произведениях Чехова играет роль не композиционную, а характеризующую: именно деталь создает колорит рассказа.

Например, в «Даме с собачкой» в сцене, когда Гуров и Анна Сергеевна встречаются в театре, но могут говорить только, идя вверх и вниз по лестницам и переходам, на одной из площадок курят двое гимназистов. Традиционно эту деталь можно было бы использовать для развития сюжета (подслушанный разговор, сплетни, осложнение отношений), но автор лишь замечает вместе с героями этих гимназистов и больше ничего. Особенностью композиции чеховской прозы являются открытые концы:

Герои понимают, что дальше жить так, как живут они, невозможно, но, как изменить эту жизнь, не знают.

Точная глубокая характеристика достигается автором отбором и распределением незначительных, но поразительных деталей.

«В любом описании деталь подобрана так, чтобы залить светом все действие» ( В.Набоков).

Чеховский подтекст

Проза Чехова чрезвычайно проста, она лишена словесных изысков, в то же время в описании героев сочетается драматизм и ирония (например, в «Душечке»). Писателя также называют мастером подтекста, он был одним из первых, кто доверил подтексту роль передачи конкретного смысла. В поразительном рассказе Чехова » В овраге» есть образ мошенника-мужа, который присылает жене письма написанные красивым почерком. Это пишет Его друг. Но когда муж попадает на каторгу, оттуда приходят письма, написанные тем же почерком. Значит, этот друг тоже мошенник и тоже отбывает наказание.

Чехов обогатил русскую литературу панорамой обыденной жизни, показал нам бесконечно смешную и грустную Россию, великую страну, которую невозможно не любить и на светлое будущее которой невозможно не надеяться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Название: Чехов А.П.
Раздел: Биографии
Тип: доклад Добавлен 19:51:13 21 августа 2005 Похожие работы
Просмотров: 28470 Комментариев: 169 Оценило: 201 человек Средний балл: 4.1 Оценка: 4 Скачать