Сатира Маяковского (по стихотворениям «Прозаседавшиеся», «О дряни»)

Владимир Владимирович Маяковский — поэт, который всегда откликался на события современности. Для него не было тем, на которые бы не могла откликнуться поэзия. Все было предметом его внимания, если способствовало процветанию Родины. В двадцатые годы бюрократизм захлестнул чиновничество, и Маяковский откликнулся на это зло стихотворением “Прозаседавшиеся”.

Чуть ночь превратится в рассеет,
вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ в учрежденья.

Сатирическое обобщение, содержащееся в этом произведении, свидетельствовало об остроте политического зрения автора, о его возросшем мастерстве. Сатирическая сила стихотворения Маяковского рождается из органического сплава реалистической жизненной ситуации с гиперболой, гротеском, фантастикой отдельных картин и образов. Обычная картина являющихся на службу в учреждения служащих — и дождь бумаг, из которых выбирают “с сотни — самые важные!” — для очередного заседания. Совещания следуют одно за другим, одно нелепее другого: театральный отдел заседает с главным управлением по конзаводу, цель другого заседания — решение вопроса о “покупке склянки чернил Гупкооперативом”, наконец, уже совершенно невообразимое заседание “А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ко-ма”. Лирический герой, добивающийся аудиенции “со времени она”, искренне возмущен, его охватывает ярость. Он врывается лавиной на очередное заседание:

И вижу:
сидят людей половины.
О дьявольщина!
Где же половина другая?

У героя от этой “страшной картины свихнулся разум”. И вдруг:

…спокойнейший голосок секретаря:
“Она на двух заседаниях сразу.
В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходитсяраздвояться”.

Бессмысленность и беспросветность этой суеты особенно остро и убедительно подчеркивается этой фантастической картиной, возникшей из просторечного оборота “не разорваться же”. Стихотворение заканчивается лирическим выводом, точным и убедительным:

О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!

Близким к тематике этого произведения является и стихотворение “О дряни”. В центре его образ мещанина, втершегося в советское учреждение и заботящегося только о своем благополучии. Характеристика “мрази”, прямо противопоставленной настоящим героям революции, завершается фантастической картиной: будто сам Маркс с портрета поднял возмущенный голос против обывательского быта:

“Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните —
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!”

Тема борьбы с обывательщиной за здоровый социалистический быт поставлена поэтом в целом ряде стихотворений.
Сатира Маяковского — один из важных составных элементов его поэзии. Особенностью ее является лирическая страстность поэта-патриота в разоблачении того, что несовместимо с представлением о высоком звании гражданина, что мешает строить новое Государство.

Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
из-за спины РСФСР
мурло
мещанина.

Остро и беспощадно Маяковский бичует “вечное” зло.

Анализ стихотворения В. Маяковского «О дряни»

В мировой поэзии двадцатого века В. Маяковскому принадлежит особенная, можно сказать, исключительная роль. Он первым из поэтов своей эпохи посвятил талант революционному обновлению жизни, начатому Великим Октябрем. Считая целью поэзии непосредственное участие в строительстве лучшего времени, во имя счастья миллионов, поэт всем своим творчеством стремился к ее достижению. В дооктябрьский период он утверждает пафос решительного отрицания враждебной человеку действительности, саркастическое, гротескное ее изображение. После же свершения революции поэт направил «штык-перо» в сторону ее взглядов. В это время в нем с особой яркостью проявляется талант сатирика.

Сатирические произведения Маяковского 20-х годов поражают своим тематическим разнообразием. Кажется, нет такого отрицательного явления, которое не попало бы под увеличительное стекло поэта- сатирика. Перед нашим взором «целая лента типов тянется»: новый буржуй, кулак, вредитель, хулиган, обыватель, сплетник, ханжа, развратник, пьяница, лодырь, очковтиратель, бракодел, трус, «советский вельможа», взяточник, головотяп. В этот период, с 1920 по 1921 годы, появляется на свет стихотворение «О дряни», обличающее «мурло мещанина» советского времени, которое «вылезло из-за спины РСФСР». Произведение обличает тех, кто:

Намозолив от пятилетнего сидения зады,

Крепкие, как умывальник.

Живут и поныне тише воды.

Это люди, засевшие «во все учрежденья», опутавшие революцию «нитями обывательщины». Символом их, по Маяковскому, становится «оголтелая канареица», которая грозит побить коммунизм, если ей вовремя не свернуть голову. Таких «положительнейших типов» поэт противопоставляет «мещанам без различья классов и сословий», воздавая им хвалу и честь:

Мещанам без различия классов и сословий

Стихотворение «О дряни» — это подлинный образец сатирического таланта поэта. Беспощадный, жестокий смех слышим мы в каждой строчке, развенчивающей «обывательский быт». Мещанин предстает перед нами как «та или иная мразь», рассуждающая, «от самовара разморясь», о низменных человеческих потребностях:

К празднику прибавка –

24 тыщи. Тариф. Эх,

и заведу я себе

Чтоб из штанов выглядывать,

Как коралловый риф!

И об этом рассуждают люди, которые с первого дня советского рождения» должны бы были помогать утверждению коммунизма! Поэт беспощаден к тем, кто новый строй воспринимает лишь как время, к которому нужно, да и можно, приспособиться, получив от этого выгоду и признание в обществе. Он высмеивает тех обывателей, для которых эмблемы с серпом и молотом становится лишь модным элементом одежды в постреволюционный период:

Без серпа и молота не покажешься в свете!

Буду фигурять я

На балу в Реввоенсовете? !

Поэт с ненавистью относится к таким «типам». Чтобы привлечь внимание людей к необходимости ликвидации такой «дряни», он использует фантастичный образ Карла Маркса:

Маркс со стены смотрел, смотрел…

головы канарейкам сверните –

канарейками не был побит!»

Для создания сатирического образа «мещанина» Маяковский использует целый арсенал изобразительно-выразительных средств. Прежде всего это обилие сниженной лексики: «мурло», «зады», «мразь», «дрянь», «заорет», «головы… сверните». Иронию поэта мы чувствуем и в метко употребленных словах с суффиксами субъективной оценки: «спаленки», «галифища», «потолочек».
Неповторимый стиль Маяковскому удалось выработать, безусловно, и за счет неологизмов, употребление которых не стало для него самоцелью, а расценивалось как средство повышения выразительности стиха. Это и его бесподобное «фигурять», и «оголтелая канареица».

Стихотворение имеет своеобразную композицию. Выделение ее в тексте, конечно, условно. Оно начинается с возгласа поэта: «Слава, Слава, Слава героям. »

Возглас резко контрастирует с последующим повествованием «о дряни», то есть о тех, кто героями совсем не назовешь. Уже в самом начале мы чувствуем сатирические нотки и нотки горечи в голосе поэта. Это своеобразный зачин стихотворения. Далее идет экспозиция, в которой Маяковский поясняет нам время и причины появления «обывательщины» в стране Советов. Развитие действия раскрывает во всей абсурдности и неприглядности образ мещанина и его жены – «товарища Нади». Кульминационный момент проявляется в образе Карла Маркса, не выдержавшего бестолковых, праздных рассуждений этих мерзких людишек. Экспрессивная речь основоположника научного коммунизма является развязкой, содержащей призыв к борьбе с антикоммунистическими элементами.
Экспрессивность всего повествования достигается особым построением стиха. Поэт разбивает предложения не по логическим его частям, а выделяя те слова, на которых он хочет заострить внимание. Такие слова поодиночке составляют целую строку:

Из-за спины РСФСР

Подводя итог всему сказанному, я хотел(а) бы выразить свое восхищение поэзией Маяковского. Я не перестаю поражаться силой его таланта, который он целиком и полностью отдал на служение своей стране. Я думаю, что значение его творчества для России непреходяще. В нем он увековечил страницы одного из самых сложных периодов жизни страны, который изменил коренным образом путь ее развития. И ярким примером этого является стихотворение «О дряни».

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

«Прощание», анализ стихотворения Маяковского

«Увидеть Париж – и умереть!» — именно с этой фразой ассоциируется Город Любви у большинства людей. Об этом замечательном европейском городе с его Эйфелевой башней, Елисейскими полями, Версалем и «Мулен Руж» грезят миллионы, его воспевали писатели, поэты, композиторы. Город, ставший «колыбелью революции» — Парижской коммуны, создал свою литературную историю с «Отверженными» Виктора Гюго и «Парижскими тайнами» Эжена Сю.

После Октябрьской революции 1917 года именно Париж стал центром русской эмиграции, а на знаменитом кладбище Сент-Женевьев-де-Буа обрели последнее пристанище известные русские писатели, поэты и музыканты, такие как Иван Бунин, Зинаида Гиппиус, Тэффи, Александр Галич, а также потомки древнейших дворянских фамилий Юсуповых и Шереметьевых.

В 1922-1924 годах Владимир Маяковский совершил несколько поездок в Европу: в Латвию, Германию, Францию. Свои европейские впечатления он передал в стихах и очерках. Парижу посвятил целый цикл – «Разговорчики с Эйфелевой башней». С Парижем связаны и романтические отношения Маяковского. Когда в конце 1922 года роман на стороне возлюбленной поэта Лили Брик едва не привел к разрыву их отношений, своеобразным лекарством стала поездка в Европу. В 1923 году Брики вместе с Маяковским вылетели в Германию, а позже оказались в Париже. Для поэта это была первая зарубежная поездка, он действительно был потрясен красотой и величием французской столицы:

Париж бежит,
провожая меня,
во всей
невозможной красе.

Однако Маяковский, испытывавший постоянное чувство гордости за свою молодую республику, и своему герою не дает шанса «раскваситься сантиментальностью» от разлуки с одним из прекраснейших городов мира. Поэтому герой вполне спокойно «в авто, последний франк разменяв», отправляется на вокзал, чтобы отбыть в следующий город своего заграничного вояжа – Марсель. По этому поводу и было написано в 1925 году стихотворение с говорящим названием «Прощание», об анализе которого и пойдет речь далее.

Нельзя сказать, чтобы герой стихотворения совсем не испытывал грусти, ведь он чувствует, как к глазам подступает «разлуки жижа», то есть слезы. Но не стыдится этих слез, а наоборот, призывает:

… сердце мне
сантиментальностью расквась!

И, казалось бы, вполне логично звучит желание героя:

Многие бы поддержали его в таком желании. Но не нужно забывать, что довольно часто в стихотворениях Маяковского герой неотделим от автора. И сам Маяковский с уверенностью мог повторить: «Я хотел бы жить в Париже». Здесь, в приюте русской эмиграции, он был бы востребован: его помнили еще со времен футуризма и декаданса. Здесь жили поэты и художники, музыканты и артисты – вся богема Серебряного века. Наверняка, Владимир Маяковский мог и в этом окружении стать популярным, но его глубокая вера в справедливость социалистического строя не давала ему возможность жить где-нибудь еще, кроме Советского Союза. Именно этой идеей и завершает свое короткое произведение поэт. Допуская мысль о возможности жизни и смерти в Париже, герой, тем не менее, сам перед собой ставит ограничительное условие. Да, все это было бы возможно,

если 6 не было
такой земли — Москва.

Примечательно, что Москва для него не просто город, не просто столица Советского государства. Москва для него – целая земля со своей новой историей, с новыми законами и традициями. Возможно, подобное отношение сформировалось в связи с идеей Владимира Ильича Ленина, развитой впоследствии Львом Троцким, о построении социализм в отдельно взятой стране.

Таким образом, даже в таком небольшом стихотворении, посвященном пустяковому поводу, — расставанию с Парижем, вновь звучит патриотическая идея о любви к своему Отечеству. Только там, по мысли поэта, возможна настоящая жизнь и настоящая любовь. Спустя три года в «Письме Татьяне Яковлевой» Маяковский повторит эту мысль: он выразит уверенность, что и она когда-нибудь сможет осознать любовь к социалистическому государству, и тогда поэт сможет сказать: «Я все равно тебя когда-нибудь возьму — одну или вдвоем с Парижем».

Стихотворение В. Маяковского «О дряни» (восприятие, анализ, оценка)

Это может быть констатация факта преступления, соединенная с эмоциональной оценкой: «Жители Иланска были потрясены событием, которое произошло И декабря 1971 года. На улице города в 10 часов вечера были зверски убиты двое молодых людей — Подопригора Саша, 16 лет, и Тинько Валерий, 19 лет. Как же это произошло?». Начало выступления с изложения обстоятельств дела вводит присяжных заседателей и слушающих процесс граждан в обстановку происшедшего, вызывает интерес, психологически подготавливает их к правильному восприятию анализа обстоятельств дела. У судей не только вызывает эмоциональное отношение к сообщаемому, но и будит мысль, заставляя еще раз вспомнить все подробности совершения преступления[45]. Нежелательно давать искусственно интригующее вступление; особенно опасно начинать речь в патетическом тоне, потому что удержать этот тон на протяжении всего выступления невозможно. Неудачным является введение к обвинительной речи по делу Кителева, преданного суду за изготовление браги[46]. Почему неудачным? Казалось бы, в нем дана общественно-политическая оценка совершенного деяния, как полагалось в советский период, и этим самым оно логически и психологически подготавливает слушателей к восприятию информации

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: