Топ-5 — лучшие стихи про одиночество

Тема одиночества близка и понятна многим русским поэтам. В этом нет ничего удивительного, так как многие из них при жизни оказались непризнанными, их творчество значительно опережало время, и было оценено по достоинству гораздо позже. Жизнь таких людей оказалась лишенной простых человеческих радостей, самой ценой из которых является общение. Одиночество стало их вторым «я», образом жизни и мыслей. Но, в то же время, помогло создать множество прекрасных и глубоких произведений, заставило острее чувствовать окружающий мир и собственную неприкаянность.

5 место. Для некоторых поэтов одиночество является синонимом отсутствия любви. Именно это чувство дает возможность человеку в полной мере ощущать себя счастливым. Когда любовь уходит, то в душе селится пустота. И даже если тот, кто еще недавно был самым близким и родным человеком, по-прежнему находится рядом, его уже не существует в твоем мире, наполненном печалью и тоской. Именно этим чувствам посвятил свое стихотворение «Одиночество в любви» поэт Дмитрий Мережковский. В его понимании любовь – это вечный поединок, в котором идет борьба за свободу. И тот, кто выходит из него победителем, получает в награду одиночество. «Я жил один, один умру», — пишет поэт, утверждая, что только смерть сможет научить людей любить без оглядки, открыто и по-настоящему.

«Одиночество в любви» Д.Мережковский

Темнеет. В городе чужом
Друг против друга мы сидим,
В холодном сумраке ночном,
Страдаем оба и молчим.

И оба поняли давно,
Как речь бессильна и мертва:
Чем сердце бедное полно,
Того не выразят слова.

Не виноват никто ни в чем:
Кто гордость победить не мог,
Тот будет вечно одинок,
Кто любит, — должен быть рабом.

Стремясь к блаженству и добру,
Влача томительные дни,
Мы все — одни, всегда — одни:
Я жил один, один умру.

На стеклах бледного окна
Потух вечерний полусвет.-
Любить научит смерть одна
Все то, к чему возврата нет.

4 место. В свою очередь, поэт Николай Рубцов олицетворяет одиночество со старостью и смертью. Для него эти понятия весьма близки, так как пожилой человек, друзья которого постепенно уходят из жизни, теряет людей, с которыми его объединяли общие интересы. В итоге в своем стихотворении «Замерзают мои георгины» поэт отмечает, что к концу жизни чувство одиночества и осознание того, что человек никому не нужен, становятся настолько сильными, что на их фоне смерть кажется единственным способом избавления от душевных страданий.

«Посвящение другу» Н.Рубцов

Замерзают мои георгины.
И последние ночи близки.
И на комья желтеющей глины
За ограду летят лепестки…
Нет, меня не порадует — что ты! —
Одинокая странствий звезда.
Пролетели мои самолеты,
Просвистели мои поезда.
Прогудели мои пароходы,
Проскрипели телеги мои, —
Я пришел к тебе в дни непогоды,
Так изволь, хоть водой напои!
Не порвать мне житейские цепи,
Не умчаться, глазами горя,
В пугачевские вольные степи,
Где гуляла душа бунтаря.
Не порвать мне мучительной связи
С долгой осенью нашей земли,
С деревцом у сырой коновязи,
С журавлями в холодной дали…
Но люблю тебя в дни непогоды
И желаю тебе навсегда,
Чтоб гудели твои пароходы,
Чтоб свистели твои поезда!

3 место. Подобные мысли, к слову, были свойственны и поэту Николаю Некрасову, который также считал старость синонимом одиночества. В своем стихотворении «Умру я скоро. Жалкое наследство…» автор пишет о том, что преклонный возраст – это не только мудрость, знания и опыт, но и потери друзей, семьи и всех тех, кто в молодости дарил радость общения. И сожалеет, что к концу жизни остался один, на чужбине, лишенный самого важного – заботы и участия со стороны тех, кого когда-то любил.

«Умру я скоро. Жалкое наследство…» Н.Некрасов

Умру я скоро. Жалкое наследство,
О родина! оставлю я тебе.
Под гнетом роковым провел я детство
И молодость — в мучительной борьбе.
Недолгая нас буря укрепляет,
Хоть ею мы мгновенно смущены,
Но долгая — навеки поселяет
В душе привычки робкой тишины.
На мне года гнетущих впечатлений
Оставили неизгладимый след.
Как мало знал свободных вдохновений,
О родина! печальный твой поэт!
Каких преград не встретил мимоходом
С своей угрюмой музой на пути.
За каплю крови, общую с народом,
И малый труд в заслугу мне сочти!

Не торговал я лирой, но, бывало,
Когда грозил неумолимый рок,
У лиры звук неверный исторгала
Моя рука.. Давно я одинок;
Вначале шел я с дружною семьею,
Но где они, друзья мои, теперь?
Одни давно рассталися со мною,
Перед другими сам я запер дверь;
Те жребием постигнуты жестоким,
А те прешли уже земной предел…
За то, что я остался одиноким,
Что я ни в ком опоры не имел,
Что я, друзей теряя с каждым годом,
Встречал врагов всё больше на пути —
За каплю крови, общую с народом,
Прости меня, о родина! прости!

Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
И бросить хоть единый луч сознанья
На путь, которым бог тебя ведет,
Но, жизнь любя, к ее минутным благам
Прикованный привычкой и средой,
Я к цели шел колеблющимся шагом,
Я для нее не жертвовал собой,
И песнь моя бесследно пролетела,
И до народа не дошла она,
Одна любовь сказаться в ней успела
К тебе, моя родная сторона!
За то, что я, черствея с каждым годом,
Ее умел в душе моей спасти,
За каплю крови, общую с народом,
Мои вины, о родина! прости.

2 место. Поэт Сергей Есенин также посвятил ряд стихов одиночеству, считая, что это состояние свойственно каждому человеку в той или иной мере. У кого-то оно вызывает печаль и разочарование, других же заставляет переосмыслить собственную жизнь и попытаться ее изменить. У Есенина одиночество ассоциируется с осенью – любимой порой года поэта. Однако в стихотворении «Отговорила роща золотая» он сравнивает свое одиночество с природой, которая готовится в зимней спячке. При этом Есенин отмечает, что каждый человек, став взрослым и покинув отчий дом, становится вечным странником и заложником этого чувства, которое заставляет его совершать пустые и необдуманные поступки. А после жалеть об этом и вновь пытаться найти забвение в обществе друзей, вина и женщин.

«Отговорила роща золотая» С.Есенин

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.

1 место. Пожалуй, наиболее часто в своем творчестве к теме одиночества обращался поэт Михаил Лермонтов, для которого подобное состояние души стало привычным и почти естественным. Поэтические образы, создаваемые им, нередко являются одинокими странниками, которые порой и сами не знаю, куда держат свой путь. Однако в стихотворении «Как страшно жизни сей оковы» Лермонтов открыто, без метафорических сравнений, рассуждает на тему одиночества, отмечая, что радость и веселье с человеком готовы разделить многие, а грусть и печаль – никто.

Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье — все готовы:
Никто не хочет грусть делить.

Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как судьбе послушно,
Года уходят, будто сны;

И вновь приходят, с позлащенной,
Но той же старою мечтой,
И вижу гроб уединенный,
Он ждет; что ж медлить над землей?

Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселится,
Чем о рождении моем…

Стихи Лермонтова

Нет более загадочной фигуры в русской литературе, чем Михаил Юрьевич Лермонтов. Литературоведы до сих пор спорят между собой о фактах его биографии, сущности его странного характера, необъяснимых поступках и, конечно, о смысле его стихов. Стихи Лермонтова — вот единственный ключ к разгадке безвременно погибшего поэта.

Ведущей темой лермонтовских стихов является одиночество, и совсем не трудно понять причину этого. Семейные проблемы, ссоры и развод родителей навсегда оставили в маленьком Лермонтове чувство горечи, непонимания, обиды. Он был практически не нужен собственным родителям — он это почувствовал своей детской душой слишком рано и не смог простить. Даже бабушка, которая его взяла на воспитание, не смогла стать его душевным другом, который так был ему нужен в те годы. Действительно, у всех кто-то был: заботливая няня, свободолюбивый воспитатель, понимающий друг. Лермонтов с самого детства был один. Он словно тянулся к этому одиночеству, сознательно отталкивая от себя людей. Неудивительно, что в самом скором времени о нём стали отзываться как о надменном и гордом человеке. А он. Он хотел лишь одного: чтобы его все оставили в покое.

Стихи Лермонтова — доказательство его стремления к покою и свободы от других людей. Лирический герой настолько независим, что это на самом деле почти граничит с гордыней. Он противопоставляет себя обществу в стихах, которые можно назвать исповедью: «Безумец я! Вы правы. » Смысл всей его жизни — центростремительная и неизбежная сила одиночества («И скучно, и грустно. «). Друзей у него нет — соответственно, тем дружбы в его стихах практически не появляется. Светские женщины обходили его стороной, боясь его надменности и колких шуток. Только самые мудрые и тонко чувствующие видели в нём глубокую личность, бездна души которой просто пугала. Так что женщины в его жизни были, и любовная лирика имеет место быть в его творчестве. Однако более ярко просвечивается в стихах тема России.

Лермонтов вопреки насмешкам окружения (он был в детстве и подростком достаточно хилым и физически слабым) записался в драгунский полк и был офицером действующей русской армии на Кавказе. Он видел, как погибают русские солдаты ни за что и в открытую обличал царскую власть в своих обличительных стихах («Прощай, немытая Россия»). Казалось, этот человек не боялся ничего: пули пролетали мимо него, несмотря на его боевую удаль; император не сажал его в казематы, что сделал бы с любым другим, кто написал бы такие строчки. И Лермонтов прекрасно понимал свою роль не принятого в обществе поэта, но нисколько этим не тяготился (стихотворение «Тучи»).

Но не вся Россия была для Лермонтова рабской и тиранской страной: он умел наслаждаться её красотой и находил в этом созерцании настоящее счастье, как, например, в стихотворении «Родина», где он так просто восхищается деревенской Русью с берёзками и обозами. Стилистика лермонтовских стихов настолько разнообразна, но в каждом из них безошибочно угадывается та тоска и грусть, которые были его верными спутницами.

Стихи Лермонтова — это тонкая, натянутая струна его души, которую мало кто мог постичь из его современников и уж точно никто не сможет понять сегодня. Лишь приблизиться, прикоснуться к талантливым строчкам настоящего гения — вот всё, что мы можем.

Стихи Михаила Лермонтова

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь — и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя!- твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.

Самые красивые и самые известные стихи Лермонтова

Наследие большинства талантливых авторов велико, однако лишь некоторые произведения известны миллионам и прочно ассоциируются с именем поэта или прозаика. Стихотворения, рассказы и романы проверяются временем, а в истории остаются лишь самые красивые из них.

Лучшие стихи

Поэзия – вечный спутник человеческой культуры. Есть что-то магическое и завораживающее в стихотворной речи: она музыкальна, лаконична, точна и метафорична. И все-таки, когда мы говорим о красоте, мы имеем в виду не только мелодичность и изысканную образность. Мы имеем в виду еще и глубокую духовность, искренность чувств, точность мысли. И по-настоящему прекрасным стихотворение будет лишь тогда, когда отточенность формы подчеркивает глубину содержания. Тогда и рождаются шедевры, которыми будут восхищаться читатели разных поколений.

Так родились и самые известные стихи Лермонтова. Научиться этому нельзя. Можно сколько угодно изучать приемы, теорию метафоры, можно быть умелым оратором, но стать гениальным поэтом нельзя, если это не заложено природой и Богом.

«На севере диком…» Самый популярный перевод

М. Ю. Лермонтов, несомненно, родился поэтом. В его лучших произведениях всегда есть то «чуть-чуть», которое отличает умелое стихотворение от гениального. Попробуем увидеть это, проанализировав лучшие стихи Лермонтова.

«На севере диком…» более известно под народным названием «Сосна». Российским читателям самые известные стихи Лермонтова знакомы со школы, среди них и это произведение. Оно представляет собой вольный перевод шедевра Г. Гейне. Надо сказать, что Лермонтов был не первым и не последним поэтом, обращавшимся к этому произведению немецкой поэзии. Гейне переводили и Тютчев, и Фет, и З. Гиппиус и многие другие. Л. В. Щерба показал, что уже к концу XIX века было как минимум 39 русских вариантов, а ведь далеко не все были опубликованы, в реальности их существовало, наверное, больше. И все же ни один другой текст не стал таким знаковым для русской культуры. Чем же так подкупают стихи Лермонтова? Самые красивые из них, как и этот, хранят в себе немало загадок.

Странности лермонтовского перевода

Это может показаться странным, но лучшие стихи Лермонтова содержат ошибки. Подкупают нарочитые неточности, которые были допущены поэтом, в результате чего текст перестал быть переводом, а стал самостоятельным – и удивительно лермонтовским – шедевром. Главное то, что в оригинале Гейне пихта (или ель) названа не Fichte (слово женского рода), а Fichtenbaum (слово мужского рода). Это подобно тому, как во многих русских диалектах есть «кедр» и «кедра». Поэтому получается, что некий «он» мечтает о том, что где-то есть прекрасная «она». Перед нами любовная лирика. Так обычно и переводят Гейне, используя слова «кедр» (Тютчев) или даже «дуб» (Фет). Употребив слова «сосна» и «пальма», Лермонтов в корне меняет смысл стихотворения. Это уже не любовная лирика, а философская притча, тоска по призрачному миражу. Отсюда и завораживающая сказка северного сна: сосна «дремлет, качаясь», она укрыта снегом, как ризой, и так далее. У Гейне картина более определенная и более резкая. Лермонтов же создает стихотворение-сказку о человеческом одиночестве: строки удивительно глубокие, проникновенные, красивые. Стихи Лермонтова кажутся очень русскими, несмотря на их иностранное происхождение.

Соответственно, меняется и ритм стихотворения. У Гейне речь идет о неприступной красавице, поэтому и звучание стиха более резкое, хлесткое. Лермонтов же, создавая свою щемящую сказку, использует совершенно другие ритмы. Чередование четырехстопного и трехстопного амфибрахия делает произведение напевным, плавным. В результате рождается совершенно новое стихотворение – тонкое, глубокое и красивое.

Знаменитый «Парус»

Наверное, любой человек в России, когда его попросят назвать самые известные стихи Лермонтова, вспомнит слова «Белеет парус одинокий. ». Они стали воистину культовыми: это и известная песня, и название повести В. Катаева, и постоянные упоминания в стихах других поэтов. Даже ироничная песенка Остапа Бендера из популярного кинофильма отсылает к этому стихотворению: «Белеет мой парус, такой одинокий на фоне больших кораблей». И все сразу вспомнят Лермонтова. И, пожалуй, только специалисты знают, что это не лермонтовская строка. Это строчка из популярного когда-то стихотворения, точнее, фрагмента неоконченной поэмы А. А. Бестужева-Марлинского. Но прижилась она именно в лермонтовском шедевре. «Парус» стал неотъемлемой частью русской культуры. А ведь это юношеское стихотворение — поэту в момент его написания было всего семнадцать лет. Вот уж действительно, гениальности научиться нельзя. Стихотворение пронзительное, музыкальное (недаром стало песней) и в то же время не по-юношески глубокое.

Загадка простоты

На первый взгляд, «Парус» – стихотворение простое и легко понимаемое. Сам парус воспринимается как метафора ищущего, неуспокоенного человека, которому скучно в периоды «штиля» и который «просит бури». В общем, юношеское романтичное стихотворение, почти декларация. Но если бы это было так, «Парус» не остался бы шедевром русской поэзии. В том-то и дело, что самые известные стихи Лермонтова подразумевают еще и второй план, который не всегда легко объяснить, но который безошибочно чувствуется читателем. И именно этот второй план придает тексту Лермонтова пронзительную глубину, именно он делает стихотворение по-настоящему красивым, объемным. Стоит присмотреться к словам – и вся простота исчезает, как призрак.

«Структура красоты»

Каждая строфа стихотворения построена по схеме «картинка – комментарий». «Картинки» меняются по кругу «штиль – буря – штиль». А вот комментарии развиваются по совершенно другой логике. Сначала задается вопрос, потом мы слышим горькое риторическое восклицание, а в конце… Казалось бы, должен быть ответ. Но ответа нет. Парус «просит бури», но буря уже была. И там тоже не было покоя. Там есть «как будто» покой, но не покой на самом деле. И мы понимаем, что искания лирического героя обречены, покоя нет нигде, это иллюзия. И в то же время – в этом парадокс не только «Паруса», но и всего лермонтовского творчества – поиски героя не бессмысленны, человек обречен на вечное стремление к чему-то недостижимому. И он лишь постольку является человеком, поскольку сохраняет в себе этот «дух поиска». В этом и трагизм, и высокий смысл человеческого существования.

Из этой статьи вы узнали, какие стихи Лермонтова самые красивые и почему читатели видят и чувствуют их обаяние. Дело в том, что лермонтовские идеи созвучны очень многим, а проявленные в стихах до зримого уровня слов, мелодики, метафор, они воспринимаются нами по-особенному.

стихи Лермонтова о весне

Красивые, прекрасные и самые лучшие тексты стихов на тему «Весна», «Весна пришла»

Стихи великих русских поэтов, писателей, классиков о весне: Плещеева, Лермонтова, Ф. Тютчева. Школьные стихотворения.

Уже теплее солнце греет,
Стали краше небеса.
Скоро все зазеленеет —
Степи, рощи и леса.

Позабудет бедный горе,
Расцветет душой старик.
В каждом сердце, в каждом взоре
Радость вспыхнет хоть на миг.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector