В Малом зале Филармонии пройдет концерт, посвященный 75-летию со дня гибели Марины Цветаевой

Музыкальные приношения поэту, как дань уважения и любви. Сегодня в Малом зале петербургской Филармонии состоится концерт, посвященный 75-летию со дня гибели Марины Цветаевой. Она ушла из жизни в августе 41-го.

Реклама

Вокруг самоубийства выдающейся поэтессы, которую современники называют «самым чрезвычайным гением XX века» до сих пор существует множество домыслов, но главную мысль, которая поселилась в сердцах поклонников таланта Цветаевой, наиболее точно отразил Иосиф Бродский, который написал: «Смерть поэта есть нечто большее, чем человеческая утрата».

Концерт, посвященный памяти Марины Цветаевой, устраивается впервые. В программе творческого вечера прозвучит музыка Дмитрия Шостаковича. Заслуженный артист России Леонид Мозговой прочтет стихи поэта.

Самоубийство Марины Цветаевой

Владеете ли вы информацией о том, какие заболевания есть у ваших учеников?

Да, эта информация доступна всем педагогам школы

Да, но только касаемо детей класса, которым я руковожу

Нет, это конфиденциальная информация

Нет, мне это не нужно

Всего проголосовало: 63

Текущий номер

Каждый из нас приходит к главной формуле жизни, проделав свой путь в тысячу ли

номер 08, от 25 февраля 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Сегодня школьная программа чрезмерно перегружена и не дает ученикам цельного представления о мире и многомерности человека. Академические дисциплины в учебном плане искусственно разделены, а линии отрыва произвольны. Петр Положевец, исполнительный директор Благотворительного фонда «Вклад в будущее», ищет ответ на вопрос, как готовить детей к жизни в постоянно меняющемся мире.

В чем ценность конкурса «Успешная школа»? Что происходит с российским обществом сегодня? Связана ли отставка Ольги Васильевой с критикой проектов ФГОС на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ? На эти и другие вопросы в интервью «Учительской газете» ответил глава комиссии СПЧ по образованию и науке, академик РАО Александр Асмолов.

Уметь планировать свои действия, не упускать детали и видеть главное в огромном потоке информации – важный навык для современного учителя. Без планирования рабочий день превращается в клубок событий, которые пересекаются, мешают друг другу, а иногда и отменяются. Андрей Сиденко делится инструментами, которые помогают ему держать фокус на главных вещах, успевать больше и не опаздывать на важные встречи.

Дети ездят в школу на беспилотных автобусах. Роботы стирают, гладят и складывают белье. Астронавты открывают первую колонию на Марсе. Такова реальность завтрашнего дня. И дети XXI века станут теми, кто воплотит смелые фантазии в жизнь, а учителям предстоит направить умения и таланты подрастающего поколения в нужное русло. Станислав Секретов подготовил обзор книжных новинок, главный герой которых – наше будущее.

Наши приложения

31 августа 2012 года в 13:30

31 августа — день памяти Марины Ивановны Цветаевой

В детстве день 31 августа всегда был радостным и немного тревожным. Начало учебного года, новый этап жизни — каким он будет? Но вот позади учёба в школе и институте, и работа в школе тоже, и последний день лета навсегда остался в сознании как день памяти великого русского поэта Марины Цветаевой. Сначала мы с друзьями помнили эту дату только в душе. Потом, когда открылись цветаевские музеи и зажглись цветаевские костры, мы стали бывать там. Образовался круг друзей и единомышленников. Савельева Наталья Владимировна

Теперь он огромен. Москва и Таруса, Александров и Болшево, Ивановская область и Башкирия, Крым, Чехия, Франция, Германия, Америка, Казахстан… И конечно, Елабуга.

Почти везде побывали. До Елабуги вот долго не получалось добраться. Словно мешало что-то, не пускало. Так же долго не могли подняться и на гору Кучук-Енышары в Коктебеле, на могилу Максимилиана Волошина.

И вот два года назад, в конце лета, как раз в памятные дни мы с мужем наконец оказались в этом удивительном городе.

Я представляла его мрачным горестным местом. Но город открылся нам иначе — очень красивый, тихий, невероятно чистый. Только в пасмурные дни небо становилось низким и немного прижимало к земле.

Город-музей. Шишкин, Бехтерев, Надежда Дурова. Огромный цветаевский комплекс. Памятники воинской славы. Храмы. Чёртово городище. А какая синяя величественная Кама, и Тойма рядом!

И Петропавловское кладбище. Точное место погребения Марины Цветаевой по-прежнему остаётся неизвестным. Но оно здесь — под рябинами и соснами, под серыми неподвижными облаками. Когда мы подошли к памятнику, хлынул внезапный ливень и буквы на нём исчезли, словно их смыло. Потом они снова проявились.

Мы бродили по городу, любовались поздними цветами, побывали во всех музеях, даже давали интервью… Но главными оставались цветаевские маршруты и адреса.

Дом, где совершилась трагедия.

Соседние дома, сохранившиеся с 40-х годов прошлого века. Главный из них — тот, в котором Марина Ивановна покупала молоко. Мы даже познакомились с праправнуком хозяйки этого дома.

Здание бывшего библиотечного техникума, куда привели эвакуированных с пристани.

Бывшее здание НКВД — туда вызывали Марину Цветаеву.

Теперь почти не остаётся сомнений, что уход из жизни поэта не был самоубийством. В крайнем случае — самоубийство вынужденное, по принуждению. На эту тему уже были наши публикации в «Учительской газете» — Наталья Савельева, Юлий Пустарнаков «Неосуществлённое пророчество» (8 апреля 2008 года) и «”Отсроченная” смерть» (9 декабря 2008 года).

Тихая красивая Елабуга стала поистине трагической. Купеческий шишкинский городок на Каме, который завораживает, в 30–40-е годы превратился в лагерное и расстрельное место. Во время Великой Отечественной войны, в дни эвакуации, сюда направляли всех неблагонадёжных и обречённых. Остальных высаживали с парохода раньше, в Чистополе. Не случайно Марина Ивановна боялась своего паспорта — специальной пометки в нём.

Кто может знать, где будет его последнее пристанище?

Мемориальный комплекс Марины Цветаевой

Одним из самых примечательных имен в русской литературе по справедливости считается имя поэтессы Марины Цветаевой. Ее жизнь, творчество, трагическая судьба — все интересно и все заслуживает внимания. Родившись в Москве, поскитавшись по миру, Цветаева отошла в мир иной именно в Елабуге, навсегда связав свое имя с этим городом. В 1941 г. Марина Ивановна была эвакуирована вместе с сыном Георгием в Елабугу, но, не прожив здесь и месяца, она покончила жизнь самоубийством.

До сих пор много тайн связано с ее могилой — у каменной ограды на окраине Петропавловского кладбища. Местом захоронения ее останков считается участок, указанный сестрой Марины — Анастасией Цветаевой, где в 1970 г. было установлено гранитное надгробие. Сегодня вблизи дома, где Марина Цветаева провела свои последние дни, расположен мемориальный комплекс, посвященный памяти выдающейся поэтессы.

Дом Бродельщиковых, куда Цветаева была определена на постой, сохранился довольно хорошо. Здесь установлена мемориальная доска. В 1992 г. был открыт литературный музей имени великой поэтессы. Однако только в последнее десятилетие в Елабуге по-настоящему отдают дань памяти Цветаевой. Именно в 2000-х гг. в городе был образован целый комплекс памяти Марины Ивановны Цветаевой.

Мемориальный комплекс состоит из множества элементов и мест, связанных с именем поэтессы. Это не только дом памяти (дом Бродельщиковых), в котором воссоздан быт при жизни поэтессы, и литературный музей, но также и целая площадь ее имени с бронзовым бюстом на гранитном постаменте — «памятник не смерти, но бессмертия». Кроме этого, в комплекс входят библиотека Серебряного века, одноименное кафе, в котором постоянно проводятся литературные чтения и другие культурные мероприятия, а также музей «Портомойня».

Музей «Портомойня» — не совсем обычный — это старинная прачечная, интерьер и особенности которой воссоздали вполне реалистично.

Этот музей не связан с именем Марины Цветаевой, его относят к мемориальному комплексу поэтессы скорее по территориальной близости — музей расположен напротив дома Бродельщиковых. Дом памяти Цветаевой был выкуплен из частной собственности в 2005 г. Сегодня он разделен на два помещения, названных «кухня» и «зала». Интерьер здесь небогатый, но очень уютный, он полностью передает атмосферу того времени, когда в нем жила поэтесса.

Литературный музей имени Марины Цветаевой был открыт еще раньше — в 2004 г. Здесь четыре зала с разными экспозициями. Для музейной коллекции организаторам пришлось выкупить личные вещи Цветаевой и ее семьи — это и драгоценная брошь Марины Ивановны, и пудреница ее дочери Ариадны, и серебряные столовые приборы, которыми пользовалась семья поэтессы. Помимо этого — немало рукописей и прижизненных изданий книг, множество документов и писем Цветаевой.

Практическая информация

Добраться до мемориального комплекса Марины Цветаевой очень легко — он расположен в центральной части Елабуги на пересечении улиц Казанская и Малая Покровская. Удобнее всего посетить комплекс в составе групповой экскурсии с гидом. Стоимость входа в дом памяти, музеи и другие памятные места стоит уточнить заранее.

Время работы: ежедневно, кроме понедельника, с 9:00 до 18:00.

Адрес: Республика Татарстан, г. Елабуга, пересечение ул. Казанской и Малой Покровской.

Зеркало треснуло

«Зеркала» (Россия, 2013, режиссер — Марина Мигунова, в ролях: Виктория Исакова, Роман Полянский, Виктор Добронравов, Александра Мошкова, Евгений Князев, Игорь Писменный, Владимир Сычев)

1911 год. Коктебель. Кружок художников, артистов и поэтов, объединившийся вокруг Максимилиана Волошина. Эллинийские мистерии на галечном крымском берегу. Белые тоги. Мечта о возрождении Древней Греции у подножия Кара-Дага. На этом живописном фоне взбалмошная девятнадцатилетняя Марина Цветаева (Виктория Исакова) влюбляется в больного чахоткой гимназиста Сережу Эфрона (Роман Полянский). Скажет ему, с присущей ей дерзостью и безапелляционностью: «Вам не надо выздоравливать. Вы сразу подурнеете». Трогательно улыбнется, и блеснет шальная лукавая искорка под ее смешными круглыми очками.

1922 год. Чехия. Цветаева с дочерью Ариадной (Алей) приезжает в Прагу к Эфрону. На этот момент они женаты уже 10 лет, их вторая дочь Ирина в возрасте трех лет умерла от голода в 1917 году. Сойдя с поезда, бросив свои жалкие узелки, Цветаева кинется по пражскому перрону к мужу, но близоруко перепутает его. Этот случайный поцелуй станет началом ее романа с другом Эфрона — Константином Радзевичем. Романа, странного, бурного и болезненного. Болезненного для всех в первую очередь и для самой Цветаевой. Женщина-поэт сама доведет себя до последнего предела. От самоубийства Цветаеву спасет только беседа с католическим священником, который соврет ей, что в юности он сам прошел через нечто подобное.

Начало 30-х — Цветаева в Париже. Полунищее существование в облупленной мансарде. Унизительная бедность. Попытка самоубийства дочери Али, доведенной до отчаяния домашней тиранией матери. Связи Эфрона с ОГПУ и участие его в убийстве советского разведчика предателя Игнатия Рейсса. Затем Эфрон и Аля уезжают в СССР. Одинокая Цветаева в Париже смотрит в маленьком заштатном кинотеатре старый французский фильм «Мадонна спальных вагонов», где на 12 секунд в роли заключенного смертника мелькнет Сергей Эфрон. Страшная истерика по окончании сеанса.

Конец 30-х. Цветаева и ее четырнадцатилетний сын Георгий (Мур) возвращаются в Советский Союз. Когда на просьбу матери не читать советских газет Мур скажет: «Я лучше про электрификацию почитаю», Цветаева потащит его в общий прокуренно-пьяный вагон с криком: «Вот она, твоя электрификация!». Далее Цветаевы будут жить всей семьей на богатой даче НКВД в подмосковном Болшеве. Затем арест дочери и мужа, тесная комната в коммуналке, испуганно-раздавленный Пастернак. Начало войны, эвакуация и трагическое самоубийство Цветаевой в Елабуге. И только смерть Мура на фронте в 1944-м останется за кадром.

Первая полноценная попытка перенести на экран жизнь Марины Цветаевой, женщины сложной судьбы и тяжелого нрава. Жизненных коллизий, выпавших на ее долю, хватило бы на многочасовое полотно типа «Жизни Клима Самгина», но на данный момент дело ограничилось обычной кинопостановкой. Сценарий был написан Анастасией Саркисян, ученицей Юрия Арабова, и представляет собой некие, вырванные из плавного течения жизни, главы из биографии поэта, далекие, по существу, от привычного хрестоматийного изложения. Очень многое остается за кадром. Арабов также поучаствовал в создании сценария, что не смогло не отразиться на конечном результате. «Зеркала», как говорится, совершенно в его духе кино. Исторически почти верное, но обладающее странным труднообъяснимым послевкусием. Сложно представить, как отнесутся к происходящему на экране те, кто с биографией Цветаевой совсем не знаком. Недаром авторы намеренно избегают слова «байопик». «Зеркала» не столько стремятся следовать букве правды, сколько пытаются мифологизировать героиню, придать ей надмирные черты гения, раздавленного жерновами сложных времен. Следуя замыслу, авторы выхватывают самые трагичные эпизоды из жизни Цветаевой. Коктебельский пролог не случаен. В любительской постановке «Медеи» изначально видна судьба самой героини. Недаром в какой-то момент кажется, что в «Зеркалах» актеры сознательно переигрывают, словно живут на сцене древнегреческого театра. Те немногие цветаевские стихи, что звучат в фильме, также исполнены отнюдь не благостным настроением. Создается стойкое ощущение «перегибов на местах», сознательного утрирования происходящего, прогулки по темной стороне человеческого сознания. Мы видим не столько Цветаеву-поэта, сколько женщину, постоянно тиранящую своих близких. Возможно, именно из такого сора и растут гениальные произведения.… Не стоит исключать и исключительно женский взгляд на Цветаеву, представленный в «Зеркалах». В любом случае Марина Цветаева является тем персонажем, к которому еще не раз будет возвращаться кинематограф. И каждый раз по-новому ее образ будет отражаться в зеркалах авторского восприятия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: