Сахалин в творчестве чехова

ЧЕХОВ Антон Павлович
17(29) января 1860, Таганрог — 2(15) июля 1904, Баденвейлер, Южная Германия;
похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище
Биография

Семья, учеба

Антоша Чехонте Родился в многодетной семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки; учился в классической гимназии, одновременно помогая отцу в торговле. К гимназическим годам относятся первые литературные опыты Чехова — водевили, сцены, очерки, анекдоты и т.п. Некоторые из них он посылает в редакции столичных юмористических журналов.
После поступления на медицинский факультет Московского университета (1879) литературный труд становится для Чехова основным источником заработка: с этого времени его “юмористические мелочи” регулярно публикуются на страницах массовых иллюстрированных журналов под разнообразными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезенки и др.)

После окончания университета (1884) Чехов, работая уездным врачом, продолжает “многописание”: основным жанром в его творчестве этого периода является традиционный для массовой периодики короткий рассказ — сценка, этюд, набросок, — основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни. Рассеянные по периодике, написанные в рамках определенного объема и к установленному сроку, призведения этого времени составили сборники “Пестрые рассказы” (1886) и “Невинные речи” (1887).

Вхождение в “большую” литературу

Художественные открытия Чехова Новый этап в творческой
биографии Чехова — “вхождение в литературу” — связан с началом его регулярного сотрудничества в газете А. С. Суворина “Новое время” (с 1886) , где произведения Чехова впервые появились под его настоящим именем, и выходом сборника “В сумерках” (1887) , выделенного критикой из общего потока массовой беллетристики (признавалась несомненная талантливость писателя, его способность немногими штрихами рисовать картины природы и человеческие типы, создавать поэтическое настроение) . В том же 1887 пьесой “Иванов” (поставлена на сцене театра Корша) Чехов подвел итог своим ранним драматургическим поискам, начатым еще в гимназические годы, и одновременно заложил основу поэтики нового драматического искусства.
Внимание критики, читательские симпатии и, главное, поддержка со стороны ведущих литераторов
(Д. В. Григоровича, А. Н. Плещеева, В. Г. Короленко) были расценены Чеховым как приглашение к
профессиональной литературной деятельности, что потребовало от него пересмотра собственного
отношения к литературным занятиям как способу заработка или веселой забаве. В повести “Степь” ,
опубликованной в 1888 в журнале “Северный вестник” , обозначились главные художественные открытия Чехова: отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающего авторскую мировоззренческую позицию; воссоздание окружающего мира, преломленного эмоциональным человеческим восприятием; передача душевного состояния персонажей через “случайные” реплики и жесты.

Поездка на Сахалин

В 1890 Чехов прерывает успешно начатую литературную работу и отправляется в длительное путешествие через Сибирь на остров Сахалин для “изучения быта каторжников и ссыльных” . Творческим итогом путешествия становится книга “Остров Сахалин” (1895) , написанная в жанре “путевых записок” ; в ее основу легли не только личные впечатления от многочисленных встреч, но и собранные им на острове статистические данные.

Литературная репутация

В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых
писателей России — его произведения регулярно появляются в журналах “Северный вестник” и “Русская мысль” (с 1892) , газетах “Новое время” (до 1893) и “Русские ведомости” ; выходят отдельные издания и сборники (“Рассказы” , 1888; “Хмурые люди” , 1890; «Повести и рассказы” , 1894) , которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах. Не отрицая растущий талант Чехова, критика оказывается по большей части неспособной принять особенности его “объективной” (как он сам характеризовал ее) художественной манеры, обвиняет писателя в равнодушии к социальным проблемам, в отсутствии прямых авторских оценок и мировоззрения в целом, в том, что он пишет “с холодной кровью” , в излишнем “фотографизме” и т.д. ; в высказываниях героев усматривает позицию писателя: так, слова старого профессора об отсутствии у него “общей идеи” (повесть “Скучная история” , 1889) воспринимались как авторское признание и проецировались на все творчество Чехова. Исключение составила повесть “Палата N6” (1892) , за которой было признано бесспорное общественное значение. В целом же за Чеховым
закрепилась репутация писателя, чуждающегося социальных проблем, — бытописателя и мастера тонкого психологического анализа.

Проблематика рассказов

В многочисленных рассказах этого времени Чехов обращается к
исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма (“Огни” , 1888) , социального дарвинизма (“Дуэль” , 1891), радикального народничества (“Рассказ неизвестного человека” , 1893) ; решает волновавшие общество вопросы семейных отношений (“Три года” , “Супруга” , “Ариадна” , все 1895) , аномальных явлений психики (“Черный монах” , 1894) и др.

Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова — “хмурые” , скучные, живущие “в сумерках” люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически — они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.

Последний период творчества

В конце 1890-х — начале 1900-х гг. Чехов — признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии — о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т.д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам “художественной объективности” , Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта (“Моя жизнь” , 1896; “Мужики” , 1897; “В овраге” , 1900).

Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе “Дом с мезонином” (1896) , “маленькой трилогии” “Человек в футляре” , “Крыжовник” , “О любви” (1898) . В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают “тоску по идеалу” , переживают стремление к новой, лучшей жизни (“По делам службы”, 1898; “Архиерей” , 1902; “Невеста” , 1903).

Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.

Значение творчества

Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 века. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.

Сочинения:
Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Т. 1-18. Сочинения. Т. 1-12. Письма. М., 1974-1983.

Список литературы:
1) Громов М. П. Чехов. — М., 1993 г.
2) Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. — М., 1972 г.
3) Чехов в воспоминаниях современников. — М., 1960 г.
4) Чехов М. П. Вокруг Чехова. — М., 1985 г.
5) Чудаков А. П. Мир Чехова: возникновение и утверждение. — М., 1986г.

Сахалин в творчестве чехова

1860, 17 (29 января) – родился в Таганроге в семье купца Павла Георгиевича Чехова. Детство прошло в Таганроге.
Отец Ч., Павел Егорович Чехов, родился в 1825 г. в с. Ольховатке Острогожского уезда, Воронежской губ., в семье крепостных помещика А. Д. Черткова. В 1841 г. дед Ч., Егор Михайлович Чехов, откупил на волю все семейство. В 1844 г. П. Е. Чехов переехал в Таганрог; работал в торговом деле купца И. Е. Кобылина, «по конторской части».
Мать Ч., Евгения Яковлевна Морозова, родилась в 1835 г. в г. Моршанске, в семье купца-суконщика Якова Герасимовича Морозова, из рода крепостных.

1868–1879 – учеба в Таганрогской гимназии.

1876–1878 – первые литературные опыты. Чехов живет в Таганроге (с братом Иваном, а потом один), зарабатывая уроками деньги на жизнь и плату за обучение в гимназии.

1879–1884 – учеба на медицинском факультете Московского университета.

1880 – первые опубликованные произведения Чехова.
9 марта – «Письмо к ученому соседу» напечатано в журнале «Стрекоза», № 10, под заглавием «Письмо донского помещика Степана Владимировича N к ученому соседу д-ру Фридриху». Подпись: «. въ» (т. е. Чехов).
Работа в юмористических журналах «Стрекоза», «Осколки», «Будильник».

1884, 10 марта – рассказ «Жалобная книга» напечатан в журнале «Осколки», № 10. Подпись: А. Чехонте.
11 августа – рассказ «Хирургия» напечатан в журнале «Осколки», № 32. Подпись: А. Чехонте.

1886 – выход сборника «Пестрые рассказы».

1887 – выход сборника «В сумерках». За этот сборник Академия наук присуждает писателю Пушкинскую премию.

1888, 25 января – рассказ «Спать хочется» напечатан в «Петербургской газете», № 24. Подпись: А. Чехонте. На этом рассказе прекратилось сотрудничество Чехова в газете.
25 февраля – повесть «Степь (История одной поездки)» напечатана в журнале «Северный вестник», № 3. Подпись: Антон Чехов. Это итог раннего творчества Чехова.

1890, , январь – приезжает в Петербург и останавливается на квартире А. С. Суворина (Мал. Итальянская, д. 18, кв. 14).
Апрель-декабрь – поездка на остров Сахалин. Итогом поездки стала книга «Остров Сахалин» (1894 г.).

1892, 9 мая – напечатан рассказ «В ссылке».
Март – переезд в подмосковное имение Мелихово.

1898, 17(29 октября) – первое представление «Чайки» в Александринском театре в Петербурге.

1898, сентябрь – напечатан рассказ «Ионыч» в «Ежемесячных литературных приложениях к журналу „Нива“», № 9.
17(29 декабря) – премьера «Чайки» в Московском Художественном театре. Начало сотрудничества с Московским Художественным театром.

1900 – избран почетным академиком Российской академии наук.

1901 – женитьба на Ольге Леонардовне Книппер.

1903–1904 – создание и постановка пьесы «Вишневый сад» на сцене Московского Художественного театра.

1904 – умер на немецком курорте Баденвейлер; 9(22) июля – похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Поездка А. П. Чехова на Сахалин

Сахалинские мотивы в творчестве Чехова. Поиски настоящей правды, желание преодолеть томительное бездействие, осознать цель и назначение человека определяют многое не только в творчестве Чехова, но и в его биографии. Поездка Чехова на Сахалин в 1890 г. — закономерный результат всей предшествующей деятельности писателя, попытка ответить на вопрос: как быть и что делать передовой интеллигенции в затхлой, тюремной обстановке. Его очерки, собранные в книгу «Остров Сахалин», — гневное и смелое слово писателя-гуманиста, разоблачившего весь ужас всероссийской каторги с характерной для нее «предельной степенью унижения человека, дальше которой нельзя уже идти». Традиции Чехова были продолжены Александром Солженицыным, создавшим уже на материале, более близком нам, потрясающую книгу «Архипелаг ГУЛАГ».

По признанию самого Чехова, поездка на Сахалин способствовала его возмужанию, усиливая острое недовольство окружающей действительностью, слишком спокойной и безмятежной по сравнению с впечатлениями, сложившимися о каторге.

Путешествие на Сахалин имело для Чехова очень большое значение. Писатель стал глубже воспринимать весь ужас тогдашней русской действительности, напоминающей тюрьму. Это ощущение особенно ясно было выражено Чеховым в повести «Палата № 6» (1892). Там нет ни единого слова о Сахалине, но именно сахалинская поездка вдохновила писателя на произведение, направленное против любых попыток примириться с обстановкой, когда нормальное признается ненормальным, когда доктор Рагин — здоровый, мыслящий человек — может быть заключен в палату для умалишенных.

Антон Павлович Чехов

Великий русский прозаик и драматург Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в Таганроге в патриархальной купеческой семье.

Детство и юность

С ранних лет маленький Антон помогал отцу в лавке. Когда семья Чеховых переехала в Москву, Антон был вынужден остаться в Таганроге, чтобы закончить обучение в гимназии, в которую он поступил в 1868 году. Чтобы иметь средства на жизнь, молодой Чехов подрабатывал репетиторством. По окончании гимназии Чехов приехал в Москву и поступил в Московский университет на медицинский факультет, где тогда преподавали Склифосовский, Захарьин и другие медицинские светила.

В 1884 году Чехов начал свою лечебную практику в должности уездного доктора.

Первые шаги в творчестве

Тяга к творчеству пробудилась у Чехова еще в юношеские годы. Он принимал активное участие в создании гимназического журнала, публикуя свои юморески. В студенческие годы творил для журналов «Стрекоза» и «Зритель» под псевдонимом Антоша Чехонте. В 1882 году стал сотрудничать с петербургским журналом «Осколки», а в 1884 году увидела свет его первая книга рассказов «Сказки Мельпомены», затем появились «Пестрые рассказы», «Хмурые люди», «В сумерках».

Поездка на Сахалин

Антон Чехов в эти годы находится в мучительных творческих метаниях и жаждет почерпнуть новые знания. В поисках себя и личного творческого пути он уезжает на остров Сахалин — место царской ссылки. Это был настоящий подвиг писателя. Трудный путь через всю страну, жизнь на Сахалине в тяжелых условиях, изучение жизни и характеров каторжан и собственноручно проведенная Чеховым перепись населения острова – все это ярко отразилось на его творческом сознании. По возвращении в Москву Чехов пишет книгу «Остров Сахалин», где красочно описывает свои впечатления. Отголоски сахалинского периода жизни прослеживаются и в рассказах «В ссылке», а также в «Палата № 6». На Сахалине здоровье Чехова сильно ухудшилось, наступило обострение туберкулеза.

Театральные работы

Конец 80-х годов стал периодом плодотворной работы Чехова для театра. В это время из-под пера писателя вышли пьесы «Иванов», «Свадьба», «Леший», «Юбилей».

Мелиховский период

В 1892 году Антон Павлович переселяется в купленное им имение Мелихово, где оказывает местным крестьянам врачебную помощь, строит школу для детей, участвует в переписи населения. В мелиховский период родились самые знаменитые произведения Чехова: «Попрыгунья», «Чайка», «Учитель словесности», «Три сестры», «Вишневый сад», «Дядя Ваня».

Последние годы

В 1898 Чехов уезжает в Ялту, где живет в доме, частыми гостями в котором бывали Лев Толстой, Иван Бунин, Максим Горький. Спустя три года писатель женится на Ольге Книппер — актрисе МХАТа. В эти годы писатель готовит собрание своих сочинений, которое печатается в издательстве Маркса.

В 1904 году Чехов резко заболевает и отправляется на курорт Банденвейлер в Германии. Но лечение не приносит результата, и 2 июня 1904 года великий русский писатель скончался.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector