Реферат на тему: Сновиденческое пространство произведений на

Реферат на тему: Сновиденческое пространство произведений А.С.Пушкина

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Рассмотрим пространство Татьяниного сновидения. Героиня переходит через реку, что в народных мифологических представлениях связывалось с замужеством (см.: ПотебняА.А. Переправа через реку как представление брака), но не только с ним. Река — это своеобразный делимитатор (термин С.П.Ильева), то есть разграничитель, символизирующий деление мира на две части (достаточно вспомнить мифическую реку Стикс). В сказочной мифологии переход через реку означал ещё и смерть, то есть “иное бытие”. Жизнь в замужестве для девушки — это и есть “иное бытие”, иная жизнь, такая же неведомая, как и смерть. В сновидении Татьяны, таким образом, любовь и замужество соединяются с чем-то ужасным, грозящим гибелью. С этим связан и зеркально перевёрнутый свадебный обряд в сновидении героини. Она сама приходит к жениху (а не наоборот, как полагалось на свадьбе), при этом дом жениха находится в лесу, а лес в мифологических представлениях славян — чуждое, губительное пространство. Жених её — Онегин — оказывается хозяином “лесной нечисти”; образ Евгения демонизируется, он становится убийцей Ленского (что в следующей шестой главе подтвердится реальными событиями). Сновидение Татьяны наполнено сильными переживаниями, а “движения души” представлены динамичностью “действия”. В ряду исследуемых наблюдений особняком стоят видения Германна — героя повести “Пиковая Дама”. Строго говоря, снов Германн в произведении не видит. Пушкин описывает только какие-то полумистические-полуреальные видения, которые автор представляет читателю именно в таком качестве, а не как сновидения. Это важно потому, что перед нами — герой с болезненным сознанием, расстроенным “сказкой” о трёх картах, тайну которых он пытается выведать. Поэтому Германна тревожат не сны, которые нетрудно было бы отличить от реальности, а видения, происходящие как будто наяву, но слишком невероятные для того, чтобы быть правдой. С “тремя верными картами” связаны три видения Германна. Первое привиделось ему во время отпевания графини, когда покойная подмигнула Германну и тот упал в обморок на глазах у толпы (ср. со сном Самозванца в трагедии “Борис Годунов”). Второе видение — ночное явление герою покойной графини и раскрытие тайны трёх карт — функционально равно сновидению, так как играет роль предсказания, и читателю уже становится не вполне ясно — галлюцинация это или покойница являлась на самом деле. В повести нет чёткого ответа на вопрос, реально ли видение Германна, хотя весь ход дальнейших событий как будто подтверждает действительность происшедшего. И, наконец, третье видение — подмигивающая пиковая дама на карте (по определению М.М.Бахтина, это карнавального типа двойник покойной графини) — окончательно (и вполне реально) приводит Германна к сумасшествию. “Случай!”, “Сказка!” — таковы две оценки анекдота Томского о трёх картах, прозвучавшие в повести. “О всех дальнейших событиях, кончая чудесным выигрышем и злосчастной ошибкой героя, можно сказать “случай” или “сказка””, — указывает С.Г.Бочаров. Действие повести постоянно “двоится”; оно протекает одновременно и во внешнем мире, и в воображении героя, “и двойственность эта несёт в себе поражение Германна”.

Сновиденческое пространство произведений А.С.Пушкина Максим Осмоловский теоретический лицей № 1 г. Тирасполь Сегодня ни у кого не возникает сомнений в том, что Пушкин — самый “изученный” русский писатель. И нередко произведения великого классика представляются современным литературоведам “неперспективными” в исследовательском отношении: о Пушкине, кажется, сказано уже всё. Пушкиноведческая библиотека, как известно, в несколько тысяч раз превышает по объёму сочинения самого Александра Сергеевича. Тем не менее едва ли настанет день, когда о Пушкине будет сказано последнее слово. Постоянно пополняющийся арсенал методов литературоведческого анализа позволяет всякий раз по-новому подходить к интерпретации многократно прочитанных и, казалось бы, скрупулёзно изученных “хрестоматийных” произведений. “Борис Годунов”, “Евгений Онегин”, “Пиковая Дама”, “Капитанская дочка” — творения пушкинского гения, известные каждому школьнику. Что позволяет нам поставить их в один ряд и избрать их в качестве объекта исследования? В каждом из этих произведений герои видят сны, функция которых в структуре текста представляет для нас интерес. Обычно говорят о психологизме Достоевского, Толстого, Чехова, уделяют внимание эмоционально-психологическому складу героев этих писателей, но почему-то обходят стороной мастерство Пушкина-психолога. Задача настоящей работы — восполнить этот пробел, рассмотрев на примере данных произведений функциональные особенности сновидений, художественную роль и психологическую мотивацию последних. Попытаемся определить место сновидения в развитии сюжета каждого из перечисленных произведений. Внимательно читая текст, нетрудно заметить, что сны герои видят перед какими-либо решающими событиями. И связано это с тем, что в судьбе каждого героя сны играют роль пророчества, предсказания: такова первая и, несомненно, важнейшая функция сна в сюжете пушкинских произведений. Итак, что же предвещают сны героям? “Всё тот же сон! возможно ль? В третий раз! Проклятый сон!.” — это первые (!) слова, которые произносит в трагедии “Борис Годунов” Григорий Самозванец. И этот сон предвещает герою то, что с ним случится в скором будущем: .Мне снилося, что лестница крутая Меня вела на башню; с высоты Мне виделась Москва, что муравейник; Внизу народ на площади кипел И на меня указывал со смехом, И стыдно мне и страшно становилось — И, падая стремглав, я пробуждался. Характерно то, что пробуждение пушкинских героев происходит в кульминационный момент сновидений. Свои сны герои, как правило, не “досматривают”. Примечательна также эмоциональная наполненность сновидения: “.И стыдно мне и страшно становилось.” Падение в конце сна — тоже эмоция, хотя и видоизменённая и, очевидно, самая сильная, поскольку приводит к пробуждению. Отрицательная эмоциональность сна Григория перекликается с финалом трагедии, когда “кипящий” на площади народ “в ужасе (выделено мной. — М.О.) молчит” и отказывается приветствовать Григория — “Димитрия”, — это своеобразное предвестие “падения”. Иерархичность пространства сновидения (верх–низ), несомненно, связана с боязнью падения на глазах у смеющегося народа. При этом сам герой в своём сне пассивен: он оказывается на башне как бы не по своей воле — его “введёт” наверх лестница, — и точно так же подневольно стремительное падение самозванца.

Общедоступный т-р был тесно связан с передовыми рабочими Петербурга, учащимися Лиговских вечерних курсов, за его кулисами проходили собрания поэтов «Правды». В 1905 на базе Общедоступного т-ра Г. организовал Первый передвижной драматический театр (первый спектакль 7 марта 1905-«Маленький Эйольф» Ибсена, пост. Г.). Т-р существовал до 1928. Основу репертуара обоих т-ров составляли произведения Пушкина, Гоголя, Островского, Толстого, Чехова, Горького, Софокла, Шекспира, Шиллера, Мольера, Байрона, Ибсена, Шоу. Передвижной т-р объездил почти всю Россию, пропагандируя в самых отдалённых краях высокохудожеств. реалистич. репертуар, проникнутый гражданским пафосом. После поражения революции 1905 т-р Г. не избежал увлечения символизмом и мистицизмом (постановка пьес Бьёрнсона, Андреева, Метерлинка), но эти ошибки не подорвали основного демократич. и реалистич. направления его творчества. Художник глубокой мысли, яркого сценич. дарования, Г. создал на сцене Общедоступного и Передвижного т-ров выдающиеся сценич. образы (всего св. 100): Тихон («Гроза», 1903), Освальд («Привидения», 1904), Хлестаков (1907), Гамлет (1908), Пётр («Власть тьмы», 1908), Царь Фёдор (трилогия А. К

С3 Какую роль в стихотворении Пушкина играет мотив сна и пробуждения

У нас проблема. Публикация не найдена , но она была здесь ранее!

Причины: публикация перенесена в архив (скорее всего) ИЛИ она была удалена автором.

СОВЕТ: воспользуйтесь поиском и уточните ее наличие!
. или напишите в Отдел поддержки пользователей с проблемой. Должны помочь!

Роль поэта и поэзии в обществе на примере Александра Пушкина

Вопрос о роли поэтов и поэзии в общественной жизни был и остается актуальным. Для самих поэтов эта тема является одной из главных, потому что каждый из них, так или иначе, предается рефлексии на тему своего предназначения. С одной стороны, нельзя не признать, что поэтическое слово способно оказывать мощное воздействие на сердца и умы людей. С другой стороны, поэзия сама по себе не имеет какой-либо бытовой ценности, а потому некоторые сомневаются – так ли уж она важна в мире, где все оценивается через призму практической пользы.

Пушкин относился к поэтическому творчеству как к чему-то необычайно возвышенному и прекрасному. Подобно античным представлениям о поэтах как о жрецах, Пушкин видит себя, в первую очередь, как служителя муз, а не людей. Этот мотив прослеживается во многих его поэтических произведениях.

К примеру, стихотворение «Поэт и толпа» как нельзя лучше раскрывает, что

В его творчестве мы найдем неоднократное подтверждение этой мысли. В частности, в стихотворении «Пророк» поэт изображается как избранный на особое служение человек. Здесь Пушкин сравнивает поэта с пророком – то есть тем, кому ниспослан особый дар свыше, чтобы через слово пробуждать людей от греховного сна. Этот дар свыше понимается как серьезная ответственность и даже суровое испытание, потому что поэт часто сталкивается с одиночеством и непониманием людей. Так или иначе, основное назначение поэзии Пушкин видел именно в служении своему народу и своему отечеству.

Конспект урока литературы в 9 классе «Свободолюбивая лирика Пушкина»

Выбранный для просмотра документ Урок 32.docx

Тема. Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина.

проанализировать стихотворения «Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Узник» (1822), «Птичка» (1823), «Арион» (1827), «Анчар» (1828);

развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического текста;

воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

IІ. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Пущину».

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Вступительное слово учителя о «сквозной теме», эволюции темы, свободолюбивой лирике.

Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без неё он уже почти в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы. Свобода – основа творчества. Жизнь без свободы окрашивается в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от её всевластия, становится «святым провиденьем», когда сквозь её тучи брезжил луч свободы. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

Слово «свобода» и близкие по смыслу слова «вольность», «воля», «вольный» — ключевые слова пушкинского «словаря».

3.Работа с текстом оды «Вольность» (1817).

Ода «Вольность» провозглашает сочетание «вольности» с «мощными законами», основа «неправедной власти» — «сгущённая мгла предрассуждений» (т.е. церковно-религиозная система, что свидетельствует о влиянии на Пушкина либеральных идей Запада).

В этой оде Пушкин смотрит на мир как пристрастный, заинтересованный зритель. Он скорбит и негодует, потому что это мир, где свистят бичи, гремит железо кандалов, где на троне восседает «неправедная власть». Весь мир, а не только Россия, лишён свободы, вольности, а следовательно, нигде нет радости, счастья, красоты и блага. Стихотворение, конечно, отражает не только личный взгляд Пушкина – это взгляд просвещённых дворян, думавших о будущем России. Но ода «Вольность», как и другие «вольные» стихи, не сухой социальный манифест, пропагандирующий идею конституционной монархии. Идеал общественной свободы стал высокой поэтической истиной, открывшейся самому поэту. В «Вольности» к миру обращается поэт – глашатай вечных истин, «друг человечества».

— Как в этом стихотворении «работают» законы жанра?

— Какие оттенки пушкинского представления о тиранах подчёркнуты в перифразах: «Рабства грозный Гений», «Славы роковая страсть», «самовластительный злодей», «увенчанный злодей»?

— Что, в отличие от произведений 18 века, становится предметом описания в оде Пушкина? О чём это говорит?

— Найдите строчки, отражающие идею стихотворения.

— Что является основой свободы по Пушкину? (Пушкин страстно желает, чтобы мир услышал голос его свободной души и жил по закону, который принят им самим, — по закону свободы. Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В них он видит источник несвободы, «ужас мира» и «стыд природы», нарушение божественной гармонии.)

— Каковы особенности лексики стихотворения? С чем это связано?

— Каково настроение, чувство лирического героя? (Поэт – противник насилия. Свобода, с его точки зрения, не может быть достигнута в результате революции и заговора. Великую французскую революцию он называет «славной бедой» (казнённый Людовик – «мученик ошибок славных»), подчеркнув её разрушительный характер и одновременно указав на то, что революция – акт возмездия тиранам. Мрачная «диалектика» насилия над тиранами передана в словах об убийстве Павла I:

Падут бесславные удары…

Погиб увенчанный злодей.)

— Какую роль играют в «Вольности» два исторических микросюжета: казнь Людовика XVI и убийство Павла I?

— Чем заканчивается ода? (Тираноборческий пафос сливается в «Вольности» с апелляцией к разуму монархов, к чувству самосохранения. Пушкин завершает оду «поучением» — призывом, обращённым к царям:

Склонитесь первые главой

Под сень надёжную Закона,

И станет вечной стражей трона

Народов вольность и покой.)

4.Работа с текстом стихотворения «Деревня» (1819).

«Деревня» — пропаганда, направленная к лицам, обладающим властью совершать реформы.

В этом стихотворении представления о свободе и рабстве конкретизируются. Речь идёт уже не о тирании во всемирном масштабе, как в оде «Вольность», а о русском крепостном праве, не о свободе как абстрактной идее всеобщего блага, а о свободе русского крестьянства. Пушкинская деревня – это не какой-то исключительный «пустынный уголок» России, где

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде Невежества убийственный

«Барство дикое» и «Рабство тощее», увиденное в деревне, — явления, типичные для России. Во второй части поэт расширяет «географические» границы своих размышлений. Если сначала речь идёт о конкретной деревне, где поэт обрёл «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», то во второй части создаётся обширный образ русской деревни. Взором истины он видит всю Россию – страну деревень. Аллегорические образы «Барства дикого» и «Рабства тощего» подчёркивают, что речь идёт не о «плохом» барине и его крепостных, а о любом деревенском тиране и любом русском крестьянине-рабе. Поэт мечтает увидеть «народ неугнетённый», а торжество «Свободы просвещённой» связывает с волей царя.

— В чём отличие «Деревни» от «Вольности» в понимании свободы? (В «Деревне» заметны новые оттенки свободы. Это связано с усилением авторского «присутствия». В «Вольности» к миру обращается поэт – глашатай вечных истин, «друг человечества». В «Деревне» образ автора-поэта конкретнее: он подчёркивает, что приезд в деревню – акт его воли).

— Почему автор предпочитает деревню городу? (Он предпочёл спокойную деревенскую жизнь с её «мирным шумом дубрав» и «тишиной полей» суетной городской жизни с порочным двором Цирцей, «роскошными пирами», забавами и заблуждениями. Город – это «суетные оковы», мешающие постигать блаженство истины, слушать голос просвещённой мудрости «оракулов веков». Именно в деревне, где суету сменяет «праздность вольная, подруга размышленья», поэт учится «свободною душой Закон боготворить»).

— На какие три части делится стихотворение?

— Как в первой части – идиллического изображения природы – проявляется традиция сентиментальной литературы?

— Идиллия «Деревни» оказывается лишь иллюзией свободной и счастливой жизни, она отменяется второй часть стихотворения. Проанализируйте пейзаж в «Деревне». Докажите, что он увиден глазами человека со «свободной душой».

— Почему вторая часть, о «барстве диком», имеет выраженное публицистическое звучание?

— Можно ли считать революционным вопрос – призыв, заключённый в последней части?

— Как в стихотворении «работает» приём контраста?

5.Работа с текстом стихотворения «К Чаадаеву» (1818).

«К Чаадаеву» — в отличие от абстрактного изложения политических учений («Вольность»), здесь речь идёт о каких-то ожиданиях в пределах русской действительности, и хотя нельзя переоценивать революционность этого послания, нельзя не видеть в нём призыва к действию.

Послание «К Чаадаеву» — яркий лирический символ веры молодых друзей вольности. Стихотворение носит личный, даже интимный характер. Это связано с тем, что меняется адресат пушкинских слов о свободе. Если в «Вольности» и «Деревне» он взывает к необозримому миру, поражённому тиранией, и к России, к монарху, то теперь у его порыва к свободе «частный» адрес: Чаадаев, друг, единомышленник, к которому Пушкин обращается как бы перед лицом тех, кто связан и узами дружбы, и общей целью.

— Кого имеет в виду поэт в стихе «недолго нежил нас обман»?

— Как бы вы определили пафос стихотворения? С чем это связано?

— _ На какие три части можно разделить стихотворение? О чём эти части?

— Как понимается свобода в этом стихотворении? (Свобода и здесь предстаёт как цель высоких стремлений поэта и его друзей, как ответ на «Отчизны…призыванье». Но на первый план выходит внутренняя свобода, без которой Пушкин не мыслит достижения свободы общественной. Свобода – это «желанье», страсть, горящая в душе, вера, стремление к счастью. Ожидание свободы – такое же «томленье упованья», каким охвачен «любовник молодой», ждущий «минуты верного свиданья». Свобода связана с жизнью сердца, с представлениями о чести и долге, с «прекрасными порывами» нетерпеливой души.)

В каких строчках содержится основная мысль этого стихотворения?

— Как изменяется тема сна и пробуждения от сна в начале и в конце стихотворения?

— Какие языковые средства помогают поэту выразить свой призыв к подвигу?

— Что возникает в финале стихотворения? (Образ будущего. В котором небо подаст весть об обновлении России, о наступающей поре свободы («звезда пленительного счастья»), Россия, словно богатырь, «вспрянет ото сна», а свободные люди увековечат память о тех, кто страстно верил в свободу, «на обломках самовластья». Пушкин не имеет в виду падение монархии, «самовластье» — это тирания, деспотизм).

6.Работа с текстами стихотворений «Птичка» (1823), «Узник» (1822).

В стихотворении «Птичка» мотив свободы связан с гуманистической идеей дарования свободы, как бы предвосхищающей последующие призывы Пушкина освободить декабристов.

— Как в этих стихотворениях выражен мотив личной свободы?

— Какую роль в этом играют образы-символы птиц?

7.Работа с текстом стихотворения «Анчар» (1828).

В этом стихотворении Пушкин поднимается до широкого обобщения и исследования источников рабства и его пагубного влияния на развитие жизни.

Стихотворение может быть прочитано и как философская притча, отразившая мысли поэта о добре и зле, о власти и человеке, и как политическая аллегория (сам Пушкин протестовал против аллегорического истолкования стихотворения). В контексте современных экологических проблем символика «Анчара» приобретает новый смысл: вмешательство человека в жизнь природы, познание им разрушительной силы «смертной смолы» ведут к обострению конфликтов между людьми, к гибели человечества.

— Рабство как противопоставление свободе личности. Как это стихотворение углубляет размышления поэта о свободе?

— Каково отношение автора к героям стихотворения? Чем оно определяется?

— Какое звучание придаёт стихотворению обращение к легенде и легендарному образу дерева?

IV. Подведение итогов урока.

1.Выучить наизусть одно стихотворение по выбору.

2.Искать информацию по теме: «Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: