Рылеев К

Кондратий Федорович Рылеев [18(29).9.1795, с. Батово, ныне Гатчинский район Ленинградской области, — 13(25).7.1826, Петербург], русский поэт-декабрист. Из мелкопоместной дворянской семьи. Учился в Петербургском 1-м кадетском корпусе (1801-1814). Участник заграничных походов русской армии (1814, 1815). В 1818 году вышел в отставку, служил заседателем Петербургской уголовной палаты (с 1821 года), правителем канцелярии Российско-американской компании (с 1824 года). В 1823 году стал членом Северного общества декабристов, возглавив затем наиболее радикальную и демократическую его часть. В своих политических взглядах Рылеев эволюционировал от умеренных конституционно-монархических к республиканским. Сыграл ведущую роль в организации восстания 14 декабря 1825 года. Казнён в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания.

Литературную известность принесла Рылееву сатира «К временщику» (1820) — гневное обличение аракчеевских порядков. Дальнейшее формирование творческих принципов Рылеева связано с Вольным обществом любителей российской словесности, членом которого он стал в 1821 году. В 1823-1825 годах Рылеев совместно с А. А. Бестужевым выпускал ежегодный альманах «Полярная звезда». В 1821-1823 годах Рылеев создал цикл исторических песен «Думы» (отдельное издание 1825): «Олег Вещий», «Мстислав Удалый», «Смерть Ермака», «Иван Сусанин», «Петр Великий в Острогожске», «Державин» и др. Обращаясь к героическому прошлому России, поэт переосмысляет его в духе собственных гражданских идеалов.

Декабристским вольнолюбием и предощущением грядущей судьбы этого движения проникнуто центральное произведение Рылеева — поэма «Войнаровский» (отдельное издание 1825). Мысли о высоком гражданском служении отчизне Рылеев вкладывает в исповедь главного героя поэмы, сосланного в Сибирь за участие в мятеже против Петра I, поднятом Мазепой. Противоречивость историзма Рылеева сказалась в романтической идеализации Мазепы и Войнаровского, в отступлении от исторической правды во имя пропаганды декабристских идей. Хотя Пушкин ценил поэму Рылеева выше его «Дум», в «Полтаве» он спорит с концепцией истории, выраженной в «Войнаровском». В незаконченной поэме «Наливайко» (отрывки опубликованы в 1825 году) Рылеев обращается к теме национально-освободительной борьбы украинского казачества 16 века против шляхетского засилья. Наиболее полным выражением гражданского пафоса в лирике Рылеева явилось стихотворение «Я ль буду в роковое время. » («Гражданин»). В агитационно-сатирических песнях («Ах, где те острова. «, «Царь наш, немец русский. «, «Уж как шёл кузнец. «, «Ах, тошно мне и в родной стороне. » и др.), написанных совместно с А. А. Бестужевым, звучали ненависть к самодержавно-крепостническому строю и прямые призывы к его свержению.
С. М. Александров.

/ Биографии / Рылеев К.Ф.

Смотрите также по Рылееву:

Доклад: Рылеев К.Ф.

Рылеев Кондратий Федорович

18(29).9.1795, с. Батово, ныне Гатчинский район Ленинградской области, — 13(25).7.1826, Петербург

Родился 18 сентября (29 н.с.) в с.Батово Петербургской губернии в семье армейского офицера, небогатого помещика. Получил образование в кадетском корпусе (1801 — 14) в Петербурге, выпущен прапорщиком в артиллерию и направлен в армию, находившуюся в заграничном походе. Пребывание в Германии, в Швейцарии и особенно во Франции не прошло бесследно для молодого офицера.

Участник заграничных походов русской армии (1814, 1815).

Победа над Наполеоном побуждает его взяться за перо, появляются оды: «Любовь к Отчизне» (1813), «Князю Смоленскому» (1814).

С 1817, переведенный в Россию, Рылеев служит в Воронежской губернии. Как и другие передовые офицеры, он тяготился аракчеевскими порядками в армии, поэтому в 1818 уходит в отставку и переезжает в Петербург (1820).

Служил заседателем Петербургской уголовной палаты (с 1821), правителем канцелярии Российско-американской компании (с 1824). В 1823 стал членом Северного общества декабристов, возглавив затем наиболее радикальную и демократическую его часть. В своих политических взглядах Рылеев эволюционировал от умеренных конституционно-монархических к республиканским.

В Петербурге сближается со столичными литераторами, становится членом «Вольного общества любителей российской словесности». Особое место в творчестве поэта занимает поэтический цикл «Думы» (1821 — 23), целью которых было «напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории. «.

Сыграл ведущую роль в организации восстания 14 декабря 1825. КазнЕн в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания.

Литературную известность принесла Рылееву сатира «К временщику» (1820) — гневное обличение аракчеевских порядков. Дальнейшее формирование творческих принципов Рылеева связано с Вольным обществом любителей российской словесности, членом которого он стал в 1821. В 1823-25 Рылеев совместно с А. А. Бестужевым выпускал ежегодный альманах «Полярная звезда». В 1821-23 Рылеев создал цикл исторических песен «Думы» (отдельное изд. 1825): «Олег Вещий», «Мстислав Удалый», «Смерть Ермака», «Иван Сусанин», «Петр Великий в Острогожске», «Державин» и др. Обращаясь к героическому прошлому России, поэт переосмысляет его в духе собственных гражданских идеалов.

Декабристским вольнолюбием и предощущением грядущей судьбы этого движения проникнуто центральное произведение Рылеева — поэма «Войнаровский» (отдельное издание 1825). Мысли о высоком гражданском служении отчизне Рылеев вкладывает в исповедь главного героя поэмы, сосланного в Сибирь за участие в мятеже против Петра I, поднятом Мазепой. Противоречивость историзма Рылеева сказалась в романтической идеализации Мазепы и Войнаровского, в отступлении от исторической правды во имя пропаганды декабристских идей.

Хотя А. С. Пушкин ценил поэму Рылеева выше его «Дум», в «Полтаве» он спорит с концепцией истории, выраженной в «Войнаровском». В незаконченной поэме «Наливайко» (отрывки опубликованы в 1825) Рылеев обращается к теме национально-освободительной борьбы украинского казачества 16 в. против шляхетского засилья. Наиболее полным выражением гражданского пафоса в лирике Рылеев явилось стихотворение «Я ль буду в роковое время. » («Гражданин»). В агитационно-сатирических песнях («Ах, где те острова. «, «Царь наш, немец русский. «, «Уж как шел кузнец. «, «Ах, тошно мне и в родной стороне. » и др.), написанных совместно с А. А. Бестужевым, звучали ненависть к самодержавно-крепостническому строю и прямые призывы к его свержению.

Стихи, поэмы и думы Рылеева

В литературном движении 10-20-Х годов XIX века важное место занимает творчество поэтов-декабристов – Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера, Раевского и многих других, чьи имена вошли в историю русской литературы как имена ближайших преемников Радищева.

Наиболее ярким и талантливым среди поэтов-декабристов был Кондратий Федорович Рылеев.

В декабре 1825 года главным зданием в Петербурге стала Петропавловская крепость: сюда свозили государственных преступников, участников восстания декабристов. Почти шестьсот человек привлекли

Насильственно оборвалась жизнь поэта. Рылеева мы можем безоговорочно назвать поэтом-гражданином, в творчестве которого жизнь и поэзия слились в одно целое. Незадолго до восстания декабристов Рылеевым было написано небольшое, но очень сильное стихотворение «Гражданин». В нем поэт призывает выполнить свой гражданский долг и вместе с тем предостерегает тех, кто «с хладнокровием бросает

Они раскаются, когда народ, восстав,

Застанет их в объятьях праздной неги.

Такие политические стихи, как «Видение», «Гражданское мужество», «Я ль буду в роковое время… »», поэмы «Войнаровский», «Наливайко», думы, агитационные песни, выводят Рылеева на первое место в литературном движении 10-20-х годов XIX века.

Особое место занимают несколько песен, сложенных им в соавторстве с А. А. Бестужевым: «Ты скажи, говори…», «Ах, тошно мне… «, «Уж как на небе две радуги… », «Как идет кузнец да из кузницы…» и другие. Своеобразие этих песен в том, что они очень близки по своему складу к народным. Они передают думы народа, порабощенного царской тиранией, барами и чиновниками:

И в родной стороне;

Видно, век вековать.

Нигде и ни в ком не находит народ правды: грабят его господа «без стыда», еще тяжелее народу от царских поборов:

Нас поборами царь

Иссушил, как сухарь, –

То дороги, То налоги

Разорили нас вконец.

Однако и в крайней беде народ не падает духом, он верит в свои силы и способности:

А что силой отнято

Силой выручим мы то.

Особое место в творчестве Рылеева занимает поэтический цикл «Думы», который создавался в 1821-1823 гг., а в 1825 г. был издан отдельной книгой. В предисловии к этой книге Рылеев объяснил происхождение и особенности жанра составляющих ее стихотворений и цель, которую он стремился достигнуть: «Напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти – вот верный способ для привития народу сильной привязанности к родине…»

Центральное место в думах занимают образы борцов за независимость родины и свободу народа, борцов против деспотизма и угнетения. Поэт восхищается мужеством Святослава, Мстислава Удалого, Дмитрия Донского, Ермака, Ивана Сусанина. Особенно дорог ему Волынский, воплощение «доблести гражданской», «отчизны верный сын», «заклятый враг постыдного неправосудья . Не возникает сомнения, что мысли, которые высказывает Волынский: «Славна кончина за народ. За истину святую. И казнь мне будет торжеством!», его готовность, «любовью к родине дыша», стать «за страждущих – железной грудью», – все это были убеждения самого Рылеева.

Свой идеал поэта, «правды верного жреца», «поклонника пламенного добра», «органа истины священной», который «выше всех на свете благ Общественное благо ставил Святую добродетель славил», всегда оставался «гонимых обороной И зла непримиримым врагом», Рылеев воплотил в думе «Державин».

Следует заметить, что установка на поучение, на воспитание положительным примером помешала исторически верному изображению в думах событий и деятелей прошлого. Но огромная популярность рылеевских дум свидетельствовала о своевременности этих произведений и действенности средств, к которым обратился поэт.

Особое место в цикле занимает «Иван Сусанин», единственная дума Рылеева, в центре которой стоит не царь, не князь, не вельможа, мнящий принести темным безмолвным массам свободу, просвещение, а человек из народа, который служит правому делу так, как он его понимает. Сусанин – самый исторически правдивый характер из всех, которые мы видим в думах. Думу «Иван Сусанин» высоко ценил Пушкин. Глинка создал оперу «Иван Сусанин».

Общенародной известностью пользовалась дума «Смерть Ермака», которая стала народной песней («Ревела буря, гром гремел»).

В 1823 г. создается поэма «Войнаровский», отразившая значительные изменения, происходившие в творчестве Рылеева. В ней уже нет того слияния автора с героем, в уста которого поэт вкладывает свои мысли и убеждения, которое было характерно для дум. Поэт и герой уже по-разному смотрят на происходящее, по-разному оценивают его. Содержание поэмы составляет теперь повествование, ход событий, которым она посвящена. Своеобразие рылеевской поэмы отметил Пушкин: «Рылеева «Войнаровский» несравненно лучше всех его «Дум», – писал он, – слог его возмужал и становится истинно-повествовательным, чего у нас почти еще нет».

Ободренный высокой оценкой, которую получила у Пушкина первая поэма, Рылеев начинает поэму «Наливайко», посвященную борьбе за национальную независимость украинского казачества с панской Польшей в конце XVI века. Поэма осталась незаконченной. Судя по сохранившимся отрывкам, большое место в ней должно было занять изображение картин народной жизни и быта, участия народных масс в национально-освободительной борьбе. В главном герое поэмы подчеркнута его близость к народу, готовность отдать жизнь борьбе за освобождение народа от иноземного ига.

Герой поэмы «Наливайко» – гетман, который поднял меч за свой край:

Могу ли равнодушно видеть

Мой жребий: ненавидеть

Равно тиранов и рабов.

Гетман Наливайко предвидел трагический исход, однако это не остановило его. В поэме есть как бы пророческие слова главного ее героя:

Известно мне: погибель ждет

Того, кто первый восстает

На утеснителя народа –

Судьба меня уж обрекла.

Но где, скамей. когда была

Без жертв искуплена свобода?

Погибну я за край родной,

Я это чувствую я знаю,

Эти же слова можно отнести и к самому Рылееву. Декабрист Н. А. Бестужев увидел в них указание на «будущий жребий» поэта, и Рылеев согласился с ним. «Верь мне, – сказал он, – что каждый день убеждает меня в необходимости моих действий, в будущей погибели, которою мы должны купить нашу первую попытку для свободы России». Высшая доблесть и заслуга перед народом в его глазах – это деятельность борца за освобождение собственной страны.

На стихах Рылеева воспитывались последующие поколения борцов за свободу России. Имя Рылеева было для них, по выражению Огарева, «доблестным заветом и путеводною звездою».

Сочинение Стихи, поэмы и думы К. Ф. Рылеева

Сусанин — самый исторически правдивый характер из всех, которые мы видим в думах. Думу «Иван Сусанин» высоко ценил Пушкин. Глинка создал оперу «Иван Сусанин».
Общенародной известностью пользовалась дума «Смерть Ермака», которая стала народной песней («Ревела буря, гром гремел»).
В 1823 г. создается поэма «Войнаровский», отразившая значительные изменения, происходившие в творчестве Рылеева. В ней уже нет того слияния автора с героем, в уста которого поэт вкладывает свои мысли и убеждения, которое было характерно для дум. Поэт и герой уже по-разному смотрят на происходящее, по-разному оценивают его. Содержание поэмы составляет теперь повествование, ход событий, которым она посвящена. Своеобразие рылеевской поэмы отметил Пушкин: «Рылеева «Войнаровский» несравненно лучше всех его «Дум», — писал он, — слог его возмужал и становится истинно-повествовательным, чего у нас почти еще нет».
Ободренный высокой оценкой, которую получила у Пушкина первая поэма, Рылеев начинает поэму «Наливайко», посвященную борьбе за национальную независимость украинского казачества с панской Польшей в конце XVI века. Поэма осталась незаконченной. Судя по сохранившимся отрывкам, большое место в ней должно было занять изображение картин народной жизни и быта, участия народных масс в национально-освободительной борьбе. В главном герое поэмы подчеркнута его близость к народу, готовность отдать жизнь борьбе за освобождение народа от иноземного ига.
Герой поэмы «Наливайко» — гетман, который поднял меч за свой край:

Могу ли равнодушно видеть
Порабощенных земляков?
Нет, нет! Мой жребий: ненавидеть
Равно тиранов и рабов

Гетман Наливайко предвидел трагический исход, однако это не остановило его. В поэме есть как бы пророческие слова главного ее героя:

Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителя народа —
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной,
Я это чувствую, я знаю.

Эти же слова можно отнести и к самому Рылееву. Декабрист Н. А. Бестужев увидел в них указание на «будущий жребий» поэта, и Рылеев согласился с ним. «Верь мне, — сказал он, — что каждый день убеждает меня в необходимости моих действий, в будущей погибели, которою мы должны купить нашу первую попытку для свободы России». Высшая доблесть и заслуга перед народом в его глазах — это деятельность борца за освобождение собственной страны.
На стихах Рылеева воспитывались последующие поколения борцов за свободу России. Имя Рылеева было для них, по выражению Огарева, «доблестным заветом и путеводною звездою». .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector
Название: Рылеев К.Ф.
Раздел: Биографии
Тип: доклад Добавлен 10:11:41 23 августа 2005 Похожие работы
Просмотров: 7135 Комментариев: 20 Оценило: 38 человек Средний балл: 3.5 Оценка: 4 Скачать