Русской женщине

Творчество Некрасова многогранно: это и свободолюбивая лирика, и произведения, посвященные детям, и стихотворения, раскрывающие красоту и величие Родины. Но произведения, которые поэт посвятил трагической судьбе русской женщины, заслуживают отдельного внимания.

Героиня поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Матрена Тимофеевна говорит:

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У бога самого.

Поэт с болью в сердце говорит о суровой доле женщины-труженицы, женщины-матери, женщины-страдалицы. В стихотворении «В дороге» рассказывается о загубленной жизни крепостной девушки. Маленькой девочкой взяли ее господа в барский дом, воспитали вместе с барышней. Благодаря милости барина она получила образование, а когда барин умер, новый владелец поместья воротил «ее на село &#151 знай-де место свое, ты, мужичка». Девушку насильно выдали замуж за крепостного мужика-извозчика. По существу это новелла в стихах &#151 рассказ ямщика, который хотя и не способен до конца понять настоящую причину жизненной драмы, все же приходит к выводу:

Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!

Перед нами не просто диалог седока с ямщиком, а горькая, трагическая песня.

Скучно! Скучно! .
Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой.

Удивительно, но многие стихотворения Некрасова стали народными песнями. Вот стихотворение «Тройка», рассказывающее о молодой красивой крестьянке, которой любуется автор.

Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается легкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.

Сердце девушки жаждет счастья, любви, но другая доля суждена ей:

Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь.
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.

Быстро увянет девичья красота от безрадостного, непосильного труда, от горьких слез, незаслуженных обид. На лице некогда прекрасной девушки «появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг».

Невыносимо тяжелым был труд женщины-крестьянки в летнее время: нещадно жжет солнце, но молодая крестьянка-мать жнет рожь, а у соседней полосы заходится от крика грудной ребенок. Таков мотив стихотворения «В полном разгаре страда деревенская. «

С благоговением писал Некрасов о матерях, рассказывая о печальной их судьбе. В трудных условиях большой крестьянской семьи растили детей русские крестьянки, отдавая им всю любовь своего материнского сердца.

О слезах матерей по погибшим детям говорится в стихотворении «Внимая ужасам войны». А поэма «Орина, мать солдатская» рассказывает о крестьянке, у которой умер сын-солдат, замученный в царской армии. Недолгой была радость Оринушки, когда сын пришел домой:

Воротился сын больнехонек,
Ночью кашель бьет солдатика,
Белый плат в крови мокрехонек!

Орина вспоминает, что ее Иванушка «здоровенный был детинушка», что его богатырское сложение удивляло самого генерала. Забрали сына в солдаты крепким парнем, а вернули калекой. Страшная картина медленной смерти Вани на руках безутешной матери заканчивается словами:

Мало слов, а горя реченька,
Горя реченька бездонная!

Поэма «Мороз, Красный нос» &#151 это также повесть о женской доле. Но в крестьянке Дарье мы видим тип «величавой славянки». Это трудолюбивая, духовно и внешне красивая женщина. Образ Дарьи передает все лучшее, чем славилась русская красавица:

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

Грустно, что жизнь Дарьи закончилась трагически. После смерти мужа груз забот становится непосильным для этой женщины. И вот ей пришлось отправиться в лес за дровами, чтобы согреть продрогших от холода детей. Героиня поэмы замирает, завороженная красотой зимнего леса, и засыпает. Ей суждено замерзнуть, и перед смертью на какой-то миг она ощущает себя счастливой, почувствовав наконец душевный покой.

В галерее женских образов, созданных Некрасовым, есть образы женщин из мира городской бедноты. Приехав в Петербург, поэт увидел противоречия большого города: пышность Невского проспекта и нищету окраин.

Еду ли ночью по улице темной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день &#151
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнет твоя тень.

В стихотворении даны жестокие подробности жизни бедняков, типичные для столицы. В заключении автор задается вопросами, ответов на которые не находит:

Где ты теперь?
С нищетой горемычной
Злая тебя сокрушила борьба?
Или пошла ты дорогой обычной,
И роковая свершилась судьба?
Кто ж защитит тебя.

Это стихотворение явилось смелым протестом против социальной несправедливости, против унижения достоинства обычного человека.

Интересным в творчестве Некрасова является его обращение к образам самоотверженных и бесстрашных жен декабристов. Екатерина Трубецкая и Мария Волконская принадлежали к кругам высшей знати. И вот эти молодые женщины отказались от роскоши светской жизни и отправились в Сибирь, в Забайкалье, к своим мужьям, чтобы делить с ними изгнание. Им пришлось преодолеть сопротивление родных, задержки и преграды в дороге, тяжесть зимнего пути, холод и одиночество.

Иркутский губернатор пытается задержать княгиню Трубецкую, пугая ее «острожным жестким сухарем и жизнью взаперти, позором, ужасом, трудом этапного пути». Однако на его слова: «И что же. бежите вы за ним, как жалкая раба», &#151 Екатерина Трубецкая отвечает:

Нет! Я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба &#151
Я буду ей верна!

Образы Трубецкой и Волконской воплощают героические черты характера русской женщины. Поэт хотел написать и о других женах декабристов, которые последовали за мужьями в Сибирь, но его замыслам не суждено было осуществиться.

Образ русской женщины в творчестве Н. А. Некрасова

В своем творчестве Некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов. При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом —кругом родового дворянства. Его творческая интуиция и поэтическое воображение способны проникнуть в душу и простой крестьянки, и жены декабриста, и даже падшей женщины. Некрасов остро ощущал несправедливость, которая выпала на долю русской женщины, какое бы положение в обществе она ни занимала, ведь даже женщины из высшего света находились в подчиненном положении и не имели никаких прав. Если женщина из народа изнемогала от непосильного труда, то дворянка — при внешнем благополучии — страдала от отсутствия свободы и должна была неукоснительно следовать писаным и неписаным законам своего круга.
Все героини Некрасова — женщины самоотверженные, сильные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы “Русские женщины” — княгини Трубецкая и Волконская. Привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, они, презрев осуждения света, зная, на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь. Лживое, пустое высшее общество для них — лишь “маскарад”, “нахальной дряни торжество”, где царят “подленькая месть” и ханжество, мужчины там — “сборище Иуд, а женщины — рабы”. Почему некрасовские героини выносят мужчинам столь строгий приговор? Да потому, что они, поддавшись на соблазны светской жизни, не пожелали разделить участь декабристов, пожертвовать собой во имя свободы, счастья и справедливости. Трубецкая и Волконская меняют суету света “на подвиг любви бескорыстной”, они так же, как и их мужья, хотят пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа: княгине Трубецкой “снятся стоны бурлаков на волжских берегах”, а Волконская, соприкоснувшись с жизнью народа и узнав широту его души, восклицает:

Ты любишь несчастного, русский народ!
Страдания нас породнили.

Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, ее несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. В стихотворении “Тройка” Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она полна озорства и веселья, ей не чужды девичьи игривые мечты. Она еще не знает, что ждет ее в жизни, и “жадно глядит на дорогу”, заигрывая с “проезжим корнетом”. Но Некрасов предрекает ей жалкое и убогое существование; ни красота, ни веселый нрав не помогут ей избежать тяжелой женской доли:

За неряху пойдешь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.

Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотворении “Еду ли ночью по улице темной”. Его героиня — жертва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. “С детства судьба невзлюбила тебя”, — говорит Некрасов. Сначала ее бил отец, потом —”• нелюбимый муж. Когда же она, презрев все условности общественной морали, открылась наконец настоящей, чистой любви, то и здесь ее настигают вопиющая жестокость и несправедливость людей, которые “именем страшным” ее назовут. Именно по вине таких “пустых и лживых” людей женщина встает на путь греха и порока, как это показано в стихотворении “Когда из мрака заблужденья. ”. Но в душе даже такой опустившейся женщи ны теплится искра божия; для Некрасова всегда есть надежда на то, что она воспрянет к новой жизни, сможет проклясть “ее опутавший порок” и “смело и свободно” вступить на честный путь.
Щемящей жалостью и горечью наполнены стихи поэта, посвященные женщине из народа. Вот как он пишет о несправедливости, которую терпит простая крестьянка:

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына-раба,
А третья — до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.

Поистине величественный и светлый образ русской женщины предстает перед нами в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Это — крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проходит в непосильном труде, — пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:

Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.

Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не могут сломить ее, она способна выстоять перед любыми испытаниями, и, несмотря ни на что, она не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Эпический тон повествования придает ее образу характер всеобщности. Некрасов осмысливает историю Матрены как судьбу русской крестьянки вообще и, рисуя ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь, на подлинную свободу и справедливость.
“Кто ж защитит тебя?” — обращается Некрасов к женщине в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаметен, но велик!

71762 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Разное / Образ русской женщины в творчестве Н. А. Некрасова

Смотрите также по разным произведениям Некрасова:

Русская женщина «Коня на скаку остановит…».

Русская женщина – сильная. И наверное сильнее всех других женщин. Не даром говорят, что она коня на скаку запросто остановит!

Никто…. Никто так, как русская, не сможет идти напролом ради близких и родных людей! И она все делает так, что время на часах ее начинает бояться. Сейчас расставим все по местам, чтобы вы не запутались в «паутинках непонимания».

Характер у женщины русской — такой!

Какой?

Она умеет совмещать и хрупкость, и силу в себе одной. Как она это совмещает? Если рядом с ней мужчина – она позволяет ухаживать за собой, защищать ее. Но как только к близким ей людям закрадываются проблемы – она забывает об опасности и «включает» силу (в физическом и в моральном смысле).

Она сметает все на своем пути, чтобы близких людей увести от беды! Время на часах готово остановиться от удивления. Но оно не останавливается, дальше наблюдая за храбростью и смелостью женщины русской.

Женщина, в которой течет русская кровушка, восхищает всех своей уникальностью. Она успевает и приготовить еду, и постирать, и убрать, и побегать по магазинам, и коммунальные заплатить…. Не ошибется тот, кто скажет, что она способна успеть абсолютно все!

Русские умеют плакать. Но слезы у них – это не средство для «вызова» жалости. Они успокаиваются при помощи слёз. Им легче думать с ними! Слёзы рождают креативные мысли. Женщина поплачет, слёзы вытрет и бежит решать проблемы, чтобы не оставлять ее решение на «далекое завтра». Помощи она не просит. Особенно – у мужчин. А подружки ей советом помогают. В принципе, совет – это все, что она считает позволительным в плане помощи.

Физическая работа никогда не пугает их (женщин России). Они могут работать и в поле, и в огороде, и где угодно (если потребуется). И с маникюром красивеньких ногтей они расставаться не собираются. Видите, как получается: красота, и труд легко совмещаются!

Лампочку вкрутить, мебель передвинуть, гвоздик вбить…. Все это под силу русской женщине! Кстати, такие вот «проделки» не лишают женственности русских женщин. Их не смутит и то, что смогут они сделать все это в красивом вечернем платье. Ни платье, ни самооценка в списке пострадавших не останутся.

Мужчины боятся русских женщин!

Некоторые считают, что они ведьмы с колдовской красотой…

Откуда такие выводы?

Вот и пример! Заболел, не дай Бог, мужчина какой-то чем-то серьезным. Он будет требовать внимания от женщины, заботы, тепла, жалости. Она все это ему даст, на ноги поставит. И даже тогда, когда болезнь будет отступать, мужчина будет строить из себя очень больного: будет жаловаться, будет больничные продлевать «до последнего шанса», будет включать пессимизм (выставляя его напоказ). Он ни за что не пойдет в магазин, ни за что не станет помогать по дому женщине в то время, когда он болеет.

Теперь смотрим на женщину, которая оказалась в такой же ситуации:

  • Она идет сама себе за лекарствами, потому что у мужчины появляется куча неотложных дел. Или он на то ссылается, что купит «что-нибудь ненужное».
  • Она идет в магазин, не глядя на температуру. Голова кружится, плохо ей, но она идет. И не для того, чтобы геройство свое показать. Она просто не любит, когда в семье недостаток. Думает в первую очередь о семье, а потом и о себе.
  • Она делает всю домашнюю работу и в самые тяжёлые минуты своего заболевания. Она знает, что это нужно, что никуда от этого не деться. Да и мужья не любят, когда беспорядок в квартире.
  • Она старается не ныть и не жаловаться, даже если ей больно физически. Она улыбнется, выпьет лекарство и ждет, пока оно подействует. Она не приносит себя в жертву ради других! Она просто умеет терпеть.
  • Она болеет, но делает все, чтобы за нее не переживали. Все делает! И оптимизм по поводу выздоровления вселяет, и говорит, что не боится всяких процедур и обследований. И близкие люди ей верят, потому что она не скрывает счастья по поводу того, что они с ней рядом.

Теперь понимаете, почему русских красавиц считают колдуньями?

Ни у одной нации таких «сокровищ» нет, хоть и есть у них масса преимуществ других. Но преимуществам русских можно позавидовать! Им и завидуют, как могут. Но «перенять» эти плюсы (в полной мере) не получается ни у кого!

«Русская женщина лихо коня на скаку реально остановит, и в избу горящую войдет!»….

Помните, что-то похожее было у Некрасова? Он оказался прав, посвятив эти строки женщинам русским.

А современность «переделала» их немного на собственный лад:

«Так слабой женщиной хочется побыть, но не судьба: то избы загораются, то кони убегают!».

Выходит, что слабой быть некогда!

Ответственность за все происходящее «протекает» в крови русских женщин. Душа их часто «мечется» между ответами на вопрос: «Побыть секундочку слабой или продолжить ту жизнь, к которой привыкла?». Побеждает всегда второй вариант. К первому не допускает русская гордость.

Мужчины в тайне многому учатся у женщин русских кровей!

Выдержка, терпение, сноровка, смелость, отважность, харизматичность, волевая сила…. И это еще не весь список того, что живет в женщинах этих…

Русская женщина — это тайная тайна!

Мысли женщин примерно такие: «Пока женщина загадка для мужчины – она будет очень ему интересна и небезразлична».

Но женщина не стремиться специально себя наделять таинственностью. Это, как бы, «живет» внутри нее, показываясь в реальности в нужный момент.

Работа — не в тягость для русской!

Ей, русской, ничего не стоит пойти на тяжелую мужскую работу, если она хочет заработать. И мужчина ее не остановит, не отговорит от этого шага.

А тот, кто пытается помешать ей каким-либо образом, уйдет из глубин ее русской женской души навсегда!

Урок по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»

Предыдущие два урока были посвящены творчеству Н.А. Некрасова. Вспомним, какова его основная тема, какие произведения поэта знакомы ученикам. (Тяжёлая жизнь русского народа: «Несжатая полоса», «Забытая деревня», «Крестьянские дети», «Железная дорога» и так далее.)

Поэма «Мороз, Красный нос» посвящена этой же теме, только она сужена, конкретизирована. (Тяжёлая жизнь русской женщины.) Это гимн во славу русской женщины. Вспомним восторженные слова поэта о ней. (Наизусть «Есть женщины в русских селеньях. ».)

Почему обыкновенная крестьянка вызывает восхищение поэта? (Трудолюбие, долготерпение, умение любить, искреннее веселье, способность не растеряться и действовать в сложной ситуации.)

Не случайно для своей музы Н.Некрасов избирает облик русской крестьянки. (Наизусть «Вчерашний день, часу в шестом. ».)

В другом стихотворении Некрасова есть такие строки:

Не русский — взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу.

Тема женщины — одна из главных тем творчества Н.А. Некрасова.

Сейчас мы приступаем к изучению поэмы, которая так и называется — «Русские женщины». Если бы мы не имели представления о её содержании, то могли бы подумать, что это своеобразное продолжение поэмы «Мороз, Красный нос». Однако, открыв первую страницу, мы читаем название главы: «Княгиня Трубецкая». Первоначально свою поэму Некрасов назвал «Декабристки». Казалось бы, это более точное заглавие. В чём же тогда смысл замены? Сам Некрасов объяснил это так: “Самоотвержение, выказанное ими, остаётся навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине”.

Обратите внимание: русской женщине, независимо от того, живёт ли она в крестьянской избе или в барской усадьбе, одета в холщовый сарафан или в бальное платье. Поэт видит в настоящей русской женщине такие качества, которые роднят княгиню с крестьянкой, которая “коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт”. Что же это за качества? На этот вопрос мы и должны ответить, изучив поэму.

Вспомним вместе с учениками, что им известно о восстании декабристов и об их жёнах.

В свою поэму Некрасов включает шутку Ростопчина:

В Европе сапожник, чтоб барином стать,
Бунтует, — известное дело!
У нас революцию сделала знать:
В сапожники, что ль, захотела?

Почему же у нас “революцию сделала знать”? Человек, который дорожит своей честью и достоинством, не может попирать честь и достоинство другого человека.

Жёны декабристов оказались достойны своих мужей. Сейчас трудно сказать с уверенностью, что побудило каждую из них порвать с прошлым и обречь себя на добровольное изгнание, из которого не все они вернутся. Подвижничество во имя любви? Супружеский долг? Сострадание к ближнему? Чувство справедливости? О многом можно только догадываться. А.И. Давыдова, вернувшись из ссылки, говорила: “Какие героини? Это поэты из нас героинь сделали, а мы просто поехали за нашими мужьями. ”

Наверное, в этом и есть величие их подвига, что они просто поехали за мужьями. Последуем и мы за этими женщинами, пройдём через те преграды, которые преодолели они.

Свой путь начинают они от порога родного дома.

“Бог весть, увидимся ли вновь. ” — размышляет княгиня, расставаясь с отцом. Оставляет ли Некрасов надежду на встречу?

Увы! Надежды нет.

Почему же “княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь”? Что заставляет её покинуть дом и родных? Читаем строфы I–III и найдём главные слова, которые нам это объяснят.

Это слово — долг. Мы ещё раз встретим его на страницах поэмы. Но есть и ещё одно слово, очень важное для понимания характера героини:

Далёк мой путь, тяжёл мой путь,
Страшна судьба моя,
Но сталью я одела грудь.
Гордись — я дочь твоя.

На какие же слова нам надо обратить внимание? Это слово “гордись” и однокоренное с ним “гордость” — они будут переходить со страницы на страницу. И, объясняя губернатору, зачем она следует за мужем, княгиня скажет:

Приняв обет в душе моей
Исполнить до конца
Мой долг, — я слёз не принесу
В проклятую тюрьму —
Я гордость, гордость в нём спасу,
Я силы дам ему!

Гордость и долг — вот два понятия, на которых держится поэма. Но для того чтобы исполнить долг, женщинам приходится вступать в борьбу с теми, кто им в этом мешает. А кто стремится им помешать? Царь и губернатор, выполняющий его волю.

Что необычно в поэме? Чем она напоминает драматическое произведение? Как построена?

Это диалог, но не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба. Какова цель губернатора, и какова цель княгини? (Читаем диалог.)

Губернатор хочет вернуть княгиню в Петербург, княгиня — как можно скорее отправиться дальше, к мужу. В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре — тот, чьи доводы убедительнее. Вспомним, какие доводы приводит губернатор, чтобы заставить княгиню вернуться, и проследим, как она отвергает их один за другим. Обязательно обратим внимание на то, что считает важным губернатор, а что — княгиня. (Прочитать вслух, отметить цитаты.)

2. Тяжёлая, неустроенная жизнь на каторге.

3. Соблазны столичной жизни.

Здесь — там. Как называется этот художественный приём? (Антитеза, противопоставление.)

В ответе княгини тоже есть противопоставление, только смысл его другой. Если губернатор сравнивает жизнь там и здесь, то княгиня — людей.

4. Уязвлённая гордость.

5. Отречение от прав.

6. Дорога вместе с каторжниками.

Какие из этих доводов губернатор считает наиболее важными? Самое важное (козырная карта) приберегается на конец. Являются ли эти доводы важными для княгини? Именно они и не вызывают у неё колебаний. Её система ценностей совсем другая.

Правда, губернатор не использует против Трубецкой ещё один довод, чтобы убедить её отказаться от своего решения. Женщинам было запрещено брать с собой детей (у Трубецкой их не было), и Волконская, уезжая, оставила малолетнего сына. Конечно, вечная разлука с детьми куда более страшна, чем угроза “нищей стать и женщиной простой”. Но, выбирая между мужем и сыном, Волконская скажет:

Да, ежели выбор решить я должна
Меж мужем и сыном — не боле,
Иду я туда, где я больше нужна,
Иду я к тому, кто в неволе!

Да и женщины могли бы привести в свою пользу ещё один очень важный довод. Ведь не только гордость и долг заставили их бросить привычную жизнь и ехать неизвестно куда. Любовь — чувство, которое наверняка было очень важным для решения отправиться в добровольное изгнание. Пример тому — Александрина Муравьёва. Некрасов хотел её сделать главной героиней поэмы, но успел написать всего две главы. И всё-таки поэт подчёркивает, что есть чувство выше и чище любви мужчины к женщине и женщины к мужчине:

О, если б он меня забыл
Для женщины другой,
В моей душе достало б сил
Не быть его рабой!
Но знаю: к родине любовь
Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б я.

Более того, величие подвига мужа возвышает любовь к нему. М.Н. Волконская, очень мало знавшая мужа до ссылки, говорит о том, что “лучшая сердца любовь” пришла к ней именно тогда, когда он был уже в тюрьме. Вот что пишет М.Н. Волконская в своих воспоминаниях: “Кто кладёт голову свою на плаху за свои убеждения, тот истинно любит отечество, хотя, может быть, и преждевременно затеял дело своё”.

Можно ли победить таких женщин? Кто же оказался сильнее: губернатор, за которым стоит царь, или слабые женщины? Найдите слова, которые помогут нам ответить на этот вопрос.

Старый генерал прослезился, осознав величие этих женщин.

Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся в Сибирь. Он написал только о двух из них — Е.И. Трубецкой и М.Н. Волконской. Трубецкой не довелось вернуться из Сибири и встретиться с родными. Она, как и А.Г. Муравьёва, похоронена там. А вот М.Н. Волконская вернулась и даже написала воспоминания. Ими и воспользовался Некрасов для создания второй главы поэмы.

Первая глава написана в форме диалога, а вторая имеет подзаголовок «Бабушкины записки». Совсем по-другому проводила Волконскую в далёкий путь её семья. Но даже проклятие отца не остановило княгиню. Почему? В её ответе мы найдём уже знакомое нам слово:

Старик говорил: — Ты подумай о нас,
Мы люди тебе не чужие:
И мать, и отца, и дитя, наконец, —
Ты всех безрассудно бросаешь,
За что же? — “Я долг исполняю, отец!”

М.Н. Волконская — дочь генерала Раевского, героя войны 1812 года. Любимица семьи, блиставшая в свете. Получила воспитание, характерное для того времени, которое никак не готовило женщину к трудностям жизни. В неё был влюблён сам А.С. Пушкин. Что же заставляет её всё бросить и ехать за мужем? Что же роднит этих княгинь с русскими крестьянками? (Три горькие доли имела судьба. )

Они повенчались не с рабами, они шли под венец с офицерами, чья карьера казалась блестящей, перед которыми были раскрыты двери не только самых лучших домов Петербурга, но и дворца. И вдруг эти женщины оказались жёнами каторжников. Как они приняли свою тяжёлую долю? (С гордостью, с сознанием выполненного долга.)

Пускай горька моя судьба —
Я буду ей верна!

Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся за своими мужьями. Но каждая из тех, кто разделил участь мужа, достойна того, чтобы о ней помнили. Согласны ли вы, что их можно назвать героинями?

Их подвиг и сейчас не оставляет равнодушными и привлекает внимание поэтов. (Звучит стихотворение Н.Коржавина «Зависть».)

Можем строчки нанизывать
Посложнее, попроще,
Но никто нас не вызовет
На Сенатскую площадь.

И какие бы взгляды мы
Ни старались выплёскивать,
Генерал Милорадович
Не узнает Каховского.

Хоть по мелочи биты мы
Чаще самого частого,
Но не будут выпытывать
Имена соучастников.

Мы не будем увенчаны.
И в кибитках, степями
Настоящие женщины
Не поедут за нами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector