Русские поэты с другого ракурса

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ РАДИО «РАКУРС»

Пользуясь этой ссылкой http://www.rakurs.ru/pr/em.htm , Вы сможете вновь услышать голос радио РаКурс . С чем и поздравляем членов Союза литераторов, работавших на радиостанции: Олега Чилапа , Лару Садовскую, Раду Терновник, Нину Давыдову, Владимира Капгера , а также приходивших на эфиры в качестве гостей музыкантов, поэтов, прозаиков, публицистов, авторов-исполнителей, литературоведов.

Музыкально-информационная РАДИОСТАНЦИЯ «РАКУРС»

Для тех, кто не знает: Музыкально-информационная РАДИОСТАНЦИЯ «РАКУРС »б ыла учреждена АО «Курс» и функционировала в Москве с 16 марта 1994 года по 31 декабря 1997 года. «Ракурс» унаследовал большую часть коллектива и общую некоммерческую направленность от радиостанции « SNC », которая была одной из первых в России негосударственных радиостанций (с 4 января 1991 г. по 30 сентября 1992 г. 1260 КГц). «Ракурс» — была одна из немногих в Москве радиостанций, не следующих традиционным форматам коммерческого радио. Формат «Ракурса» может быть только приблизительно определен как Rock / Talk – Public Radio . Основа своеобразия «Ракурса» — уникальность его эфира.

В литературных программах звучало то, чего нельзя было найти больше нигде в эфире. Так же обстояло дело и с общественными программами. – «Ракурс» демонстрировал свою, отличную от общепринятой точку зрения, исходя не из политических доктрин, а из простого здравого смысла. Ведущие радио «Ракурс» общались с радиослушателями на русском литературном человеческом языке с человеческими интонациями. Диапазон музыкальных пристрастий включал в себя джаз, отечественный и зарубежный рок всех направлений, симфоническую музыку, советскую авторскую и массовую песню, этническую музыку и многое другое (в зависимости от программы). «Ракурс» первым из московских радиостанций начал проводить в своем эфире регулярные прямые полноценные концерты из своей концертной студии. В организации эфира журналисты «Ракурса» стремились к сочетанию лучших традиций отечественного и зарубежного радиовещания прошлых лет и современной манеры подачи материала. На волнах радио «Ракурс» звучали театральные, литературные, исторические передачи, программы для детей и родителей, программы в стиле «ретро», аналитические и общественно-политические обзоры. Частыми гостями радиостанции являлись деятели культуры, литераторы, популярные актеры московских театров, поэты, экономисты и политические деятели. За время своей работы радио «Ракурс» не только сохранило тот выделяющий его из всего московского радиоэфира стиль, но и расширило как тематические границы своих программ, так и возрастные рамки своей аудитории.

Из Олега Чилапа

«Как я придумал национальный праздник», альманах «Словесность 2009» и «Словесность 2011»): Сотрудники московской независимой радиостанции » РаКурс » всегда были на стороне демократии. И в предвыборные месяцы, оставаясь не ангажированной, наша станция держала курс на Солнце – по-древнеегипетски Ра, – а значит, и на победу реформаторских сил … К роме того, по нашему стойкому убеждению совершенно необходимо подчёркнуто бережное отношение к истории и культуре. А посему предлаем : день рождения Пушкина Александра Сергеевича – отечественного поэта – объявить национальным праздником (можно и не считать этот день выходным, но праздничным – непременно!).

(литературный альманах «Словесность» 2011)

добавить стихотворение в закладки?

Слова, фразы с которыми у вас ассоциируется стихотворение. (до 5 фраз, каждое новое слово (фразу) вводить через запятую без пробелов).

Поставить автору 5+
У вас на счету 0 Лир
Разместить на главной странице
У вас на счету 0 Лир

С другого ракурса!

Смотрю я на банальную картину
На суету, в которой все живем
Как из детей, мы, беззаботных и не винных
Озлобленнее стали, с каждым днем

Нам телевизор разум затемняет
В учреждениях, всячески нам врут
Не верите? Подумайте-ка, сами!
Лишь просветленный человек, меня поймет

Я раньше, то же думал, так же
Что нужно много денег добывать
И за иллюзию земного счастья
На не приятной мне работе, жилы драть

Со временем, я темп свой успокоил
Свободнее стал, и в мыслях, и делах
Не давно, озарение пришло такое
Что захотел оставить след свой, на века…

Не тот, в котором есть тщеславие
И из груди, когда гордыня прёт
Хочу открыть дорогу людям к правде
Что б дальше сами шли вперёд!

Я верю, что еще остались люди
Способные меня, хоть капельку понять
С другого ракурса, на мир наш многолюдный
Взглянуть! Как в детстве, беззаботней стать!

Я наблюдаю множества реакций
Становится мне грустно от того
Ведь вы же, можете летать, как Птицы
Иль предпочтете ползать, всё равно?!……..

04 февраля 2011 года, 15 часов 00 минут

За стихотворение голосовали: Vavilon: 5 ;

  • Currently 5.00/5

Рейтинг стихотворения: 5.0
1 человек проголосовал

Жуковский и Батюшков — первые русские поэты-романтики

Заря русского романтизма связана с именами Жуковского и Батюшкова. Они олицетворяют начальный (1801–1815 гг.) период, в отличие от зрелого (1815–1825 гг.) и периода последекабристского развития. Однако творчество и мироощущение этих поэтов настолько различно, что трудно ставить их рядом и сравнивать в рамках одного начального периода, настолько различны их цели, устремления, темпераменты.

В стихах обоих поэтов еще ощущается властное влияние прошлого — эпохи сентиментализма, но если Жуковский еще глубоко укоренен в ней, то Батюшков

В лице Жуковского романтизм делал еще свои первые робкие шаги, отдавая дань сентиментальной и меланхолической тоске, смутным, едва уловимым сердечным томлениям, одним словом, тому сложному комплексу чувств, который в русской критике получил название «романтизм средних веков».

Совсем иная атмосфера царит в поэзии Батюшкова: радость бытия, откровенная чувственность,

Жуковского по праву считают ярким представителем русского эстетического гуманизма. Чуждый сильным страстям, благодушный и кроткий Жуковский находился под заметным влиянием идей Руссо и немецких романтиков. Вслед за ними он придавал большое значение эстетической стороне в религии, морали, общественных отношениях. Искусство приобретало у Жуковского религиозный смысл, он стремился увидеть в искусстве «откровение» высших истин, оно было для него «священным». Для немецких романтиков характерно отождествление поэзии и религии. То же самое мы находим и у Жуковского, который писал: «Поэзия есть Бог в святых мечтах земли». В немецком романтизме ему особенно близким было тяготение ко всему запредельному, к «ночной стороне души», к «невыразимому» в природе и человеке. Природа в поэзии Жуковского окружена тайной, его пейзажи призрачны и почти нереальны, словно отражения в воде:

Как слит с прохладою растений фимиам!

Как сладко в тишине у брега струй плесканье!

Как тихо веянье зефира по водам

И гибкой ивы трепетанье!

Чувствительная, нежная и мечтательная душа Жуковского как будто сладко замирает на пороге «оного таинственного света». Поэт, по меткому выражению Белинского, «любит и голубит свое страдание», однако страдание это не уязвляет его сердце жестокими ранами, ибо даже в тоске и печали его внутренняя жизнь тиха, безмятежна и гармонична. Поэтому, когда в послании к Батюшкову, «сыну неги и веселья», он называет поэта-эпикурейца «родным по Музе», то трудно поверить в это родство. Скорее мы поверим добродетельному Жуковскому, который дружески советует певцу земных наслаждений: «Отвергни сладострастья погибельны мечты!»

Ужели в истинах печальных

Угрюмых стоиков и скучных мудрецов,

Сидящих в платьях погребальных

Между обломков и гробов,

Найдем мы жизни нашей сладость?

От них, я вижу, радость

Летит, как бабочка от терновых кустов.

Для них нет прелести и в прелестях природы,

Им девы не поют, сплетаясь в хороводы;

Для них, как для слепцов,

Весна без радости и лето без цветов.

Подлинный трагизм редко звучит в его стихах. Лишь в конце его творческой жизни, когда он стал обнаруживать признаки душевного недуга, под диктовку было записано одно из его последних стихотворений, в котором отчетливо звучат мотивы тщеты земного бытия:

Ты помнишь, что изрек,

Прощаясь с жизнию, седой Мельхиседек?

Рабом родился человек,

Рабом в могилу ляжет,

И смерть ему едва ли скажет,

Зачем он шел долиной чудной слез,

Страдал, рыдал, терпел, исчез.

Романтизм в России связан с общенациональным подъёмом, начавшимся после войны 1812 года. Русская литература, влившись в общеевропейское литературное развитие, начала активно восполнять прежнее отставание. Поэтому для нее характерно не только быстрое прохождение, но и зачастую совмещение различных стадий, которые в других странах переживались поэтапно.

И в творчестве Жуковского и Батюшкова мы видим, как переплелись предромантические тенденции с тенденциями классицизма и Просвещения: сомнения во всесильной роли разума, культ чувствительности, природы, элегический меланхолизм сочетались с классической упорядоченностью стилей и жанров, умеренной назидательностью и борьбой с излишней метафоричностью ради «гармонической точности».

«Эхо» А. Пушкин

Дата создания: 5 сентября — 9 октября 1831 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Эхо»

Вплоть до 19 века русская поэзия носила развлекательный характер. Литераторы того времени сочиняли оды по случаю знаменательных событий и представляли свои стихи на светских раутах, что считалось достаточно модным и престижным событием. Однако очень скоро поэзия приобрела социальные черты и стала затрагивать те аспекты жизни, которые не принято было открыто обсуждать в высшем свете. Поэты стали превращаться в бунтарей и изгоев, а их стихи сносили в общество смуту и раздор.

Александр Пушкин стал одним из первых русских литераторов, который не только нарушил светские правила, но и задался вопросом о роли поэта в современном обществе. В своем творчестве он неоднократно поднимал эту важную для себя тему, и каждый раз отмечал, что современный поэт в состоянии изменить мировоззрения людей и открыть перед ними правду, какой бы нелицеприятной и жестокой она ни была.

Однако Пушкина волновал не только вопрос значимости поэта и его общественной роли. Будучи человеком достаточно самолюбивым и очень болезненно воспринимающим критику в свой адрес, классик русской литературы понимал, что высший свет еще не готов к подобным стихотворным откровениям. Несмотря на свой поэтический дар, Пушкин постоянно становился объектом насмешек со стороны более богатых и титулованных соотечественников, которые по-прежнему считали поэзию развлечением и не хотели признать тот очевидный факт, что она уже давно является мощным рычагом для управления общественным сознанием. Конечно, часть передовых и просвещенных людей того времени это осознавала, хотя и воспринимала творчество Пушкина двояко. Кто-то открыто восхищался его смелыми и дерзкими стихами, другие же, наоборот, их осуждали. Поэта не удовлетворял ни тот, ни другой вариант, так как он мечтал о славе, до конца еще не осознавая, что его стихи опережают время и будут оценены по достоинству намного позже. Не находя должной общественной поддержки и постоянно сталкиваясь с цензурой, в 1831 году Пушкин написал стихотворение «Эхо», в котором поднял вопрос о роли поэта в обществе в несколько ином ракурсе.

Русских литераторов и себя, в частности, автор сравнил с эхом, которое рождает «на всякий звук свой отклик в воздухе пустом». Эта фраза, в частности, свидетельствует о том, что современные поэты, остро чувствующие общественные перемены, выражают свои мысли и чувства по поводу происходящего в стихах. Они чутко реагируют на любые события, трансформируя их в своем сознании в поэтические строки и давая оценку, пусть и не всегда объективную, но достаточно искреннюю. Однако смысл этих стихов понятен далеко не всем, а их важность и необходимость в обществе ставится под сомнение. Рассказывая об особенностях эха, автор отмечает, что оно откликается на любой звук, однако это явление остается совершенно незамеченным и игнорируется теми, кому адресованы подобные послания. «Тебе ж нет отзыва… Таков и ты, поэт!», — резюмирует Пушкин, подчеркивая тем самым, что рассчитывать на достойное к себе отношение со стороны общества ему не приходится.

Автор, не понаслышке знакомый с тем, как легко и быстро царская власть расправляется с инакомыслящими людьми, не боится очередной ссылки или же государева гнева. Гораздо больше Пушкина волнует то, что сливки русского общества, которые в состоянии изменить государственный строй и, в частности, повлиять на отмену крепостного права, предпочитают закрывать глаза на очевидные факты и не откликаться на призывы поэта. Более того, именно светское общество является той своеобразной лакмусовой бумажкой, по которой Пушкин безошибочно определяет, как именно к его творчеству относится царская семья. Поэтому поэт с завидной регулярностью попадает в опалу, и перед ним закрываются двери аристократических домов Москвы и Петербурга. Но стоит опубликовать что-либо из любовной лирики, как Пушкина засыпают приглашениями на балы и в светские салоны. Эта тенденция раздражает поэта, которые понимает, что ему отведения роль эха, которое слышит общество, но предпочитает не воспринимать всерьез.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: