Русские басни крылова

Самым крупным выразителем сатирической линии в развитии русской поэзии был Крылов. Он сложился как писатель задолго до романтической эпохи и разделял многие положения просветительской идеологии. Крылов был сторонником изображения человека в рамках тех социальных отношений, которые характеризуют данное общество. Характер человека зависит от его социальной роли в общественном устройстве и может быть понят только в соответствии с этой ролью. Этим принципам Крылов остался верен до конца.

До французской революции Крылов возлагал, как и другие просветители, большие надежды на разум, широкое образование и воспитание дворян, на внедрение в их умы разумных общественных понятий. Такое умственное просвещение способно было, по его мнению (и тут он далеко не одинок), преобразовать все общество. Если большинство дворян поймет выгоды разумного поведения, не будет притеснять крепостных, позаботится о социальных нуждах бедняков, поставит общественный долг выше эгоистических, корыстных вожделений и т. д., то возникнет государство справедливости и процветания.

Но вот свершилась французская революция. Крылов, как и другие передовые люди, столкнулся с тем, что предсказания просветителей не сбылись. Надо было пересмотреть прежние позиции, извлекая уроки из истории. Перед ним встал вопрос: почему история «не послушалась» просветителей, почему она обманула их надежды?

В начале XIX века Крылов обратился к жанру басен, связанному с народной культурой. В своих баснях он дал ответы на злободневные жизненные проблемы.

Опыт французской революции и Просвещения отразился, например, в басне «Лягушки, просящие Царя». Лягушки сами не знают, чего они хотят. Они исходят не из своего практического опыта, а из теоретических представлений, которые кажутся им разумными. Однако реальная жизнь опровергает их теории. Лягушкам кажется, что с царем они заживут прекрасно, но на проверку выходит, что они приговорили себя к жесточайшему террору («нынешний их Царь глотает их, как мух», «им нельзя. Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно. «).

Крылов прояснил ту истину, что история движется по своим законам, а не по «логическим», «головным» предписаниям людей, что попытки навязать истории некие «разумные» требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения.

Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то, спрашивается, какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую деятельность приводит к застою, косности, рутине.

В басне «Пруд и река» Пруд, ведя беззаботную жизнь, погруженный в пустое философствование, осуждает Реку, занятую делом:

– А, философствуя, ты помнишь ли закон? Река на это отвечает, Что свежесть лишь вода движеньем сохраняет.

Итак, человек обязан – на то ему и дан разум – применять его, а не застывать в неподвижности, подобно Пруду. Закон жизни – движение, а не леность ума и сердца. Разуму надо лишь отвести должное, подобающее место в человеческой деятельности, не преуменьшая и не преувеличивая его возможностей. Позиция Крылова – исключение крайностей. Он против как ленивых Прудов, неразумных мудрецов («Ларчик»), так и против «дерзновенных умов», действующих наперекор реальности.

На протяжении истории, считает баснописец, складываются этические представления людей. Они вырабатываются в их деятельности. Поэтому в качестве критерия оценки всего социального устройства Крылову служат те моральные принципы, которые сформировались в многовековом опыте народа. Крылов в своих баснях отдает явное предпочтение «низам», а не «верхам», («Листы и Корни» и другие басни). По его мнению, фундамент национальной жизни построен трудом народа, а следовательно, мораль народа наиболее ясно выражает его понятие о жизни и об обществе. К этическому опыту народа Крылов постоянно обращается с помощью пословиц, поговорок, в которых народная мудрость закреплена в отточенной афористической форме.

Пользуясь морально-нравственными критериями, сложившимися в народной среде, Крылов подвергает критике современный ему социальный строй. В целом, с его точки зрения, отношения внутри дворянского общества не согласуются с народной нравственностью, они противоречат ей. Однако Крылов полагает, что, каким бы данный общественный механизм ни был, он явился результатом исторического развития, и его недостатки могут быть изжиты только на почве дальнейшей его эволюции. Содействовать этому призваны все сословия.

Предметом художественного постижения в баснях Крылова стала обыденная, исторически возникшая жизнь нации, в басенную сатиру Крылова мощным потоком хлынуло народное просторечие. Тем самым был восполнен пробел карамзинской реформы литературного языка и «школы гармонической точности», как назвал Пушкин поэзию Жуковского и Батюшкова. Крылов высветил народные этические нормы, продвинул вперед самосознание нации и обогатил литературный язык формами устной народной речи.

Русские басни крылова

Ива́н Андре́евич Крыло́в (2 февраля 1769, Москва — 9 ноября 1844, Санкт-Петербург) — известный русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии, ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности!

. Басня — один из древнейших литературных жанров, достигший в России расцвета благодаря именно — Ивану Андреевичу Крылову! Легкость, юмор, философия, превосходный язык, интересные сюжеты — и вот уже более 200 лет афоризмы Крыловских басен живут в народе. Часто слышны: — «у сильного всегда бессильный виноват», и «ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!», не обходится и без Моськи, «знать, она сильна, что лает на Слона!».
Нельзя сказать, что сегодня нет выбора хороших изданий басен Крылова, но иллюстрации Альфонса Жаба заслуживают отдельного внимания, как великолепный образец книжного искусства модерна! Это русский советский художник по праву зовется мастером линии, пятна и композиции. Его работы так органичны, контурные рисунки, минимальными средствами передана пластика животных, изящная цветовая гамма — сложная приглушенная палитра, близкие к натуральным оттенки — так и веет от работ природой! Все иллюстрации прокрыты чисто, в свете, без сложной игры теней и полутонов, с изяществом и выверенностью, придающие объем и неповторимость!

Литературная викторина «Басни И.А. Крылова». 5–6-й классы

Разделы: Литература

Оформление:

  • портрет И. А. Крылова;
  • эпиграфы (на доске): «Крылов! Это имя нам дорого с детства» (В. И. Лебедев-Кумач) «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» (И. А. Крылов) «Его басни переживут века!» (К. Н. Батюшков)
  • Кто не слыхал его живого слова?
    Кто в жизни с ним не встретился своей?
    Бессмертные творения Крылова
    Мы с каждым годом любим все сильней.
    Со школьной парты с ними мы сживались,
    В те дни букварь постигшие едва.
    И в памяти навеки оставались
    Крылатые крыловские слова.
    Сокровищница мудрости народной
    В них людям открывалась до конца,
    И голос их, прямой и благородный,
    К добру и правде призывал сердца.
    Все знал и видел ум певца пытливый,
    Всего сильней желая одного,
    Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
    Народ его и родина его.

    Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки И.А. Крылова», как любовно его называет народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

    Разминка — словарная работа.

    Задание: подобрать антонимы.

    • Доброта — жестокость, патриотизм — безразличие, нелюбовь к Родине, трудолюбие — лень, безделье; Скромность — гордость, высокомерие
    • Честность — лживость, враньё, хитрость, вежливость — грубость, неучтивость, ответственность — беззаботность, беспечность; жадность — щедрость
    • Смелость — трусость, робость, отзывчивость — равнодушие, безразличие, ум — глупость; дружелюбие — вражда.

    Найди свою пару.

    Задание: прослушав начало одного выражения, отыскать его продолжение.

    1. А ларчик::просто открывался
    2. Чтоб музыкантом быть::так надобно уменье
    3. Знать, она сильна::что лает на слона
    4. Оглянуться не успела::как зима катит в глаза
    5. Хоть видит око::да зуб неймёт
    6. Чем кумушек считать трудиться::не лучше ль на себя, кума, оборотиться
    7. Наделала синица славы::а море не зажгла
    8. А Васька слушает::да ест
    9. А вы, друзья, как ни садитесь::всё в музыканты не годитесь
    10. Когда в товарищах согласья нет::на лад их дело не пойдет
    11. Ты виноват уж тем::что хочется мне кушать
    12. Сыр выпал. с ним была плутовка такова

    Найди свою вещь.

    Задание: среди предметов выбрать любой и объяснить, какому герою (из какой басни) он принадлежит, что делал с ним герой.

    1. Очки (несколько пар) — Мартышка («Мартышка и очки»)
    2. Ноты — Мартышка, Осёл, Козёл, Мишка («Квартет»)
    3. Ларец (шкатулка с замочком) — Механик («Ларчик»)
    4. Сыр — Ворона («Ворона и Лисица»)
    5. Виноград — Лисица («Лисица и виноград»)
    6. Тарелка с ухой — Демьян («Демьянова уха»)

    Задание: нарисовать иллюстрацию к басне.

    Игра со зрителями (одновременно).

    Задание: в отрывке из басни Крылова «Дуб и трость» автор использовал 32 буквы русского алфавита. Найдите недостающую букву. (Ъ)

    Не только солнца я препятствую лучам,
    Но, посмеиваяся и вихрям, и грозам,
    Стою и твёрд и прям.
    Как будто б ограждён ненарушимым миром.
    Тебе всё бурей — мне всё кажется зефиром.
    Хотя б уж ты в окружности росла,
    Густою тению ветвей моих покрытой,
    От непогод бы я быть мог твоей защитой;
    Но вам в удел природа отвела
    Брега бурливого Эолова владенья.
    Конечно, нет совсем у ней о вас раденья.

    Вопросы на засыпку.

    Задание: за 1 минуту дать правильный ответ.

    1. Сколько очков купила Мартышка? (с полдюжины, т.е. 6)
    2. От кого Ворона получила сыр? (от бога)
    3. Как далеко находился Ягнёнок от Волка? (ниже по ручью от Светлости его шагов я на сто пью)
    4. На чём играла Мартышка в квартете? ( я — прима; 1-ая скрипка)
    5. Что съел Васька у Повара? (пирог, курёнка, жаркое)
    6. Сколько тарелок с ухой съел Фока? (4)
    7. На каком дереве сидела Ворона? (ель)
    8. Каков возраст Ягнёнка? (мне отроду нет году)
    9. Кто была соседкой Моськи? (Шавка)
    10. Сколько времени добиралась Лисица до винограда? (Пробившись попусту час целый)

    Басни Ивана Андреевича Крылова написаны почти 200 лет назад, и неудивительно, что при всей их ясности и простоте, встречаются в них слова и выражения, непонятные современным детям.

    Давайте попробуем разобраться, что означают, например, слова:

    1. Альт — музыкальный смычковый инструмент, немного больше скрипки. («Достали нот, баса, альта, две скрипки», басня «Квартет»).
    2. Бас — контрабас или виолончель, музыкальный смычковый инструмент, формой похожий на скрипку, но значительно больше. (басня «Квартет»).
    3. Квартет — ансамбль из четырех музыкантов, музыкально произведение для четырех исполнителей. («А, все-таки, квартет нейдет на лад», басня «Квартет»).
    4. Лесть, льстить — угождать, хвалить, иногда незаслуженно и с целью угодить человеку, расположить его к себе. («Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна:», басня «Ворона и Лисица»).
    5. Удручена — огорчена, опечалена. («Злой тоской удручена», басня «Стрекоза и Муравей»).
    6. Неймет — не имеет («Хоть видит око, да зуб неймет», басня «Лисица и виноград»).
    7. Мурава — молодая трава. («До того ль , голубчик, было в мягких муравах у нас:», басня «Стрекоза и Муравей»).
    8. Овчарня — хлев (помещение) для овец. («Думая попасть в овчарню, попал на псарню», басня «Волк на псарне»).
    9. Плутовка, плут — ловкий обманщик, нечестный человек, особенно в мелочах («С ним была плутовка такова», басня «Ворона и Лисица»).

    Разминка — словарная работа.

    Задание: подобрать антонимы.

    • доброта — жестокость
    • патриотизм — безразличие, нелюбовь к Родине
    • трудолюбие — лень, безделье
    • скромность — гордость, высокомерие.
    • честность — лживость, враньё, хитрость
    • вежливость — грубость, неучтивость
    • ответственность — беззаботность, беспечность
    • жадность — щедрость.
    • смелость — трусость, робость
    • отзывчивость — равнодушие, безразличие
    • ум — глупость
    • дружелюбие — вражда.

    Найди свою пару.

    Задание: прочитав начало одного выражения, отыскать его продолжение.

    1. А ларчик::просто открывался
    2. Чтоб музыкантом быть::так надобно уменье
    3. Знать, она сильна::что лает на слона
    4. Оглянуться не успела::как зима катит в глаза
    5. Хоть видит око::да зуб неймёт
    6. Чем кумушек считать трудиться::не лучше ль на себя, кума, оборотиться
    7. Наделала синица славы::а море не зажгла
    8. А Васька слушает::да ест
    9. А вы, друзья, как ни садитесь::всё в музыканты не годитесь
    10. Когда в товарищах согласья нет::на лад их дело не пойдет
    11. Ты виноват уж тем::что хочется мне кушать
    12. Сыр выпал. с ним была плутовка такова

    Найди свою вещь.

    Задание: среди предметов выбрать любой и объяснить, какому герою (из какой басни) он принадлежит, что делал с ним герой.

    1. Очки (несколько пар) — Мартышка («Мартышка и очки»)
    2. Ноты — Мартышка, Осёл, Козёл, Мишка («Квартет»)
    3. Ларец (шкатулка с замочком) — Механик («Ларчик»)
    4. Сыр — Ворона («Ворона и Лисица»)
    5. Виноград — Лисица («Лисица и виноград»)
    6. Тарелка с ухой — Демьян («Демьянова уха»)

    Игра со зрителями.

    Задание: в отрывке из басни Крылова «Дуб и трость» автор использовал 32 буквы русского алфавита. Найдите недостающую букву. (Ъ)

    Вопросы на засыпку.

    Задание: за 1 минуту дать правильный ответ.

    1. Сколько очков купила Мартышка? (с полдюжины, т.е. 6)
    2. От кого Ворона получила сыр? (от бога)
    3. Как далеко находился Ягнёнок от Волка? (ниже по ручью от Светлости его шагов я на сто пью)
    4. На чём играла Мартышка в квартете? ( я — прима; 1-ая скрипка)
    5. Что съел Васька у Повара? (пирог, курёнка, жаркое)
    6. Сколько тарелок с ухой съел Фока? (4)
    7. На каком дереве сидела Ворона? (ель)
    8. Каков возраст Ягнёнка? (мне отроду нет году)
    9. Кто была соседкой Моськи? (Шавка)
    10. Сколько времени добиралась Лисица до винограда? (Пробившись попусту час целый)

    Словарь Крылова.

    1. Альт — музыкальный смычковый инструмент, немного больше скрипки. («Достали нот, баса, альта, две скрипки», басня «Квартет»).
    2. Бас — контрабас или виолончель, музыкальный смычковый инструмент, формой похожий на скрипку, но значительно больше. (басня «Квартет»).
    3. Квартет — ансамбль из четырех музыкантов, музыкально произведение для четырех исполнителей. («А, все-таки, квартет нейдет на лад», басня «Квартет»).
    4. Лесть, льстить — угождать, хвалить, иногда незаслуженно и с целью угодить человеку, расположить его к себе. («Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна:», басня «Ворона и Лисица»).
    5. Удручена — огорчена, опечалена. («Злой тоской удручена», басня «Стрекоза и Муравей»).
    6. Неймёт — не имеет («Хоть видит око, да зуб неймет», басня «Лисица и виноград»).
    7. Мурава — молодая трава. («До того ль , голубчик, было в мягких муравах у нас:», басня «Стрекоза и Муравей»).
    8. Овчарня — хлев (помещение) для овец. («Думая попасть в овчарню, попал на псарню», басня «Волк на псарне»).
    9. Плутовка, плут — ловкий обманщик, нечестный человек, особенно в мелочах («С ним была плутовка такова», басня «Ворона и Лисица»).

    Русские басни крылова

    Крылов Иван Андреевич (1769-1842 гг.)

    Русский писатель, баснописец. Родился в семье отставного армейского офицера. Служил мелким чиновником в казенной палате. Самостоятельно изучил французский и итальянский языки. С 1789 г., выйдя в отставку, Крылов печатает в купленной им типографии сатирический журнал «Зритель», вступив в полемику с «Московским журналом» Карамзина.

    Служил домашним учителем в семье князя Голицына и был его секретарем. В 1805 г. Крылов перевел две басни Лафонтена, и с этого началась его деятельность баснописца, которую он продолжал до конца своих дней, несмотря на немалый успех в драматургии («Модная лавка» и «Урок дочкам», «Пирог»)

    В1812—1841 гг. Крылов служил помощником библиотекаря императорской Публичной библиотеки.

    В годы войны с Наполеоном Крылов выступил как патриот, а после войны отстаивал интересы простого человека, высмеивая пороки светского общества; предметом осмеяния были многочисленные людские недостатки, особенно эгоизм и глупость, чванливость и тщеславие.

    Анализ басен И.А. Крылова в 5-м классе

    Обучение школьников анализу художественных произведений начинается с 5-го класса. При этом учителю важно учитывать возрастные особенности учащихся и, избегая сложностей, вводить и повторять необходимые теоретико-литературные понятия.

    Анализ строится на основе целостного восприятия и выразительного чтения учащимися художественных произведений, в частности, басен И.А. Крылова, например, «Стрекоза и Муравей», «Петух и Жемчужное зерно».

    Используем приём сопоставления басен И.А. Крылова с литературным источником — баснями Эзопа. Покажем учащимся самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений. С этой целью даём задание: сравните басню Эзопа, древнегреческого баснописца, жившего в VI веке до нашей эры, «Муравей и жук» и басню Крылова «Стрекоза и Муравей».

    Объясним, что сравнить литературные произведения — значит выяснить, что у них общего, чем они отличаются.

    В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зёрнышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности.

    Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришёл он просить у муравья корму.

    Сказал муравей: “Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму”.

    Эзоп (VI в. до н.э)

    Стрекоза и Муравей
    Попрыгунья Стрекоза
    Лето красное пропела:
    Оглянуться не успела,
    Как зима катит в глаза.
    Помертвело чисто поле;
    Нет уж дней тех светлых боле,
    Как под каждым ей листком
    Был готов и стол, и дом.
    Всё прошло: с зимой холодной
    Нужда, голод настаёт;
    Стрекоза уж не поёт:
    И кому же в ум пойдёт
    На желудок петь голодный!
    Злой тоской удручена,
    К Муравью ползёт она:
    “Не оставь меня, кум милой!
    Дай ты мне собраться с силой
    И до вешних только дней
    Прокорми и обогрей!”
    “Кумушка, мне странно это:
    Да работала ль ты в лето?” —
    Говорит ей Муравей.
    “До того ль, голубчик, было?
    В мягких муравах у нас
    Песни, резвость всякий час,
    Так, что голову вскружило”.
    “А, так ты…” — “Я без души
    Лето целое всё пела”. —
    “Ты всё пела? Это дело:
    Так поди же, попляши!”
    И.А. Крылов (1808)

    Объясним учащимся значение слова “мурава” — трава, отсюда муравей; травушка-муравушка — народно-поэтическое выражение.

    Примерные вопросы для анализа

    — Почему эти басни можно сравнивать?

    — Какая басня написана стихами, какая — прозой?

    — Кто герои басен?

    — Почему слова “Стрекоза”, “Муравей” Крылов написал с прописной буквы как имена собственные?

    — Найдите в басне Крылова слова и выражения, особенности природы, на основании которых можно сказать, что эта басня русская.

    — Какие качества человека иносказательно изображают и высмеивают обе басни?

    — В каких словах выражена мораль (нравоучение) басен?

    Обобщая ответы учащихся, скажем, что в баснях рассказывается о похожем поведении героев, об их одинаковых нравственных качествах: лени, легкомысленном отношении к жизни, поэтому их можно сравнивать.

    Басня Эзопа написана прозой, Крылова — стихами. Герои — насекомые, но вместо ленивого жука Крылов создаёт образ ленивой и легкомысленной, стремящейся только к развлечениям Стрекозы. Предложим учащимся подобрать синонимы к слову легкомысленность: несерьёзность, беспечность, поверхностность, бездумность, верхоглядство, ветреность.

    У Эзопа жук сочувствует муравью, потому что тому приходится много трудиться летом, но ленивец не задумывается, зачем это нужно; у Крылова Стрекоза в вихре веселья вообще не замечает, что кто-то трудится даже летом. В баснях показано преимущество трудолюбия и опасность праздности и лени.

    В басне Эзопа зима пришла с дождями, что характерно для Греции, южной страны. У Крылова настоящая русская зима, снежная и холодная. Он использует характерные для русского фольклора постоянные эпитеты: лето красное, злая тоска, чисто поле. Скажем учащимся, что Крылов взял сюжеты у Эзопа, но создал подлинно русскую, народную басню.

    Баснописцы всегда рассказывают о том, что волнует общество, высмеивают отрицательные качества людей, чтобы они избавлялись от своих недостатков. Поэтому из содержания басни всегда вытекает нравоучение (мораль). В этих баснях, которые мы рассматриваем, нравоучение вытекает из содержания и выражается в последних словах у Эзопа и двух последних строчках у Крылова без поучающего суждения.

    Чаще всего нравоучение (мораль) выделяется в басне как самостоятельная её часть и располагается либо в конце, либо в начале басни. Читаем басню Крылова «Петух и Жемчужное зерно», выделяем нравоучение (мораль).

    В баснях часто действуют животные, растения, предметы, явления природы, но под ними подразумеваются люди. Животные, растения, предметы, явления природы наделяются в баснях, как и в сказках, качествами человека: даром речи, чувствами и мыслями.

    — Вспомним, как называется приём наделения животных, растений, предметов, явлений природы качествами и свойствами человека?

    (С понятием олицетворение пятиклассники знакомятся при изучении мифов и сказок.)

    — Укажите олицетворения в басне Крылова «Стрекоза и Муравей» (“помертвело чисто поле”, “зима катит в глаза”, “говорит ей Муравей” и др.)

    Подчеркнём, что олицетворение является одним из постоянных художественных приёмов в сказках, баснях и других литературных произведениях.

    Нравственные качества людей в баснях иносказательно изображаются в образах животных: хитрость в виде лисы, жадность, жестокость выступают в обличии волка, коварство — в виде змеи и др. Хитрость, жадность, лень — всё это отвлеченные понятия. Художественный приём изображения отвлечённых понятий в конкретных образах (животных, растений, предметов, явлений природы) называют аллегорией (иносказанием). Аллегорией мира на Земле является белый голубь, аллегорией надежды человека — якорь и др. Существует ещё одно название аллегории (иносказания) — эзопов язык.

    Критик В.Г. Белинский писал, что в баснях Крылова “нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, действуют в них, но есть люди, и притом русские люди”. В воспроизведении национально-народного колорита и заключается новаторство Крылова-баснописца. Он смело вводит народное просторечие и устно-поэтическую лексику, бытовые детали, утверждает народную точку зрения.

    Точные и краткие изречения (афоризмы) из его басен вошли в сокровищницу русского языка.

    — Какое выражение из басни «Стрекоза и Муравей» стало афоризмом?

    Крылов создавал и оригинальные басни, в которых действуют не только животные, но и люди.

    Прочитайте басню «Волк на псарне» сначала про себя, затем выразительно вслух. (Можно организовать чтение по ролям.)

    Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, в чей огород брошен камень. Вместе с тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни.

    Так, басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк — это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне — это Кутузов.

    — Сравните внешний вид волка и его речи.

    — Почему псарня для волка “стала адом”? В чём смысл этого сравнения?

    — Определите, какие отрицательные качества человека иносказательно изображены в басне.

    — Какими чертами обладает Ловчий?

    Обобщая ответы учащихся, обратим их внимание на то, что несоответствие внешнего вида и речей волка свидетельствует о его коварстве (злонамеренности, прикрытой показной доброжелательностью).

    Скажем, что Волк воспринимает псарню как ад (по Библии — место наказания и вечных мучений грешников). Иными словами, волк сам осознаёт правомерность наказания за причинённое зло и пытается избежать его хитростью.

    Ловчий (главный из псарей) изображён смелым, мудрым человеком, наделённым жизненным опытом:

    Ты сер, приятель, а я сед,
    И волчью вашу я давно натуру знаю.

    Домашнее задание. Прочитайте басни в учебнике-хрестоматии. Определите, какие отрицательные черты людей высмеивает автор? В каких словах выражена мораль басен? Какие слова стали афоризмами?

    Закрепление изученного материала можно провести в виде самостоятельной работы учащихся на следующем уроке (небольшие басни даются на карточках для анализа в виде письменной работы).

    — Прочитайте басню Эзопа «Петух и алмаз» и И.А. Крылова «Петух и Жемчужное зерно». В чём состоит сходство и различие этих басен? Запишите свои суждения.

    Петух и алмаз
    Петух разгребал по обыкновению своему навозную кучу и, вырывши алмаз, подумал: ежели б золотых дел мастер сию блестящую безделку нашёл, то она б ему очень пригодилась; а мне бы ячменное зерно во сто мер лучше сего было. (Эзоп (VI в. до н. э.))

    Петух и Жемчужное зерно
    Навозну кучу разрывая,
    Петух нашёл Жемчужное зерно
    И говорит: “Куда оно?
    Какая вещь пустая!
    Не глупо ль, что его высоко так ценят?
    А я бы, право, был гораздо боле рад
    Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,
    Да сытно”.
    .
    Невежи судят точно так:
    В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
    И.А. Крылов (1808)

    Следует объяснить значение слов невежа (грубый, невоспитанный человек) и невежда (малообразованный, малосведущий человек).

    Басни Крылова
    «Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: