Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Завершилось пребывание Святейшего Патриарха Кирилла в Иордании

Святейший Патриарх Кирилл принял участие во встрече Предстоятелей и делегаций Поместных Православных Церквей в Аммане

Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Амман

В День защитника Отечества Святейший Патриарх Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены

В Неделю о Страшном Суде Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма Собора Московских святых в Бибиреве г. Москвы

Архив

Митрополит Волоколамский Иларион: Многие наши писатели, композиторы, художники реально участвовали в жизни Церкви

25 июня 2016 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, стал писатель, литературный критик Игорь Золотусский.

Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир».

В последнее время много говорится о важности сохранения и распространения русского языка. Не так давно было создано общество российской словесности, и на открытии этого общества Президент России Владимир Владимирович Путин говорил о том, что сохранение русского языка является вопросом национальной безопасности.

О том, что такое русский язык, что такое русская литература, почему мы должны изучать литературу, какова духовная составляющая русской литературы мне хотелось бы поговорить в сегодняшней передаче. У меня в гостях — писатель, литературный критик Игорь Золотусский.

Здравствуйте, Игорь Петрович!

И. Золотусский: Здравствуйте, владыка!

Конечно, масштаб нашего разговора очень обширен. Но, тем не менее, представить себя и свою жизнь без русской литературы я не могу. Я люблю русскую литературу, люблю ее творцов и считаю, что именно они являют собой образ идеала, который русская литература всегда отстаивала и к которому устремлялась.

Я думаю, что если бы не русская литература, моя жизнь была бы другой, как и жизнь многих моих сверстников. Наше поколение, к которому я принадлежу, воспитывалось, прежде всего, на уроках русской литературы, которую в школе преподавали замечательные прекрасные учителя. Мы их любили и верили им. Мама мне читала вслух «Войну и мир», когда я болел, и музыка языка, мышления, музыка устремления внутрь человека, звучит во мне и сейчас.

Митрополит Иларион: Мы с Вами принадлежим к разным поколениям, но мы оба — выходцы из советской России. Я думаю, что много из того, что Вы сказали, в полной мере относится и к моему детству и юности, потому что мне мама тоже читала «Войну и мир», и не только «Войну и мир». Моя мама — писатель. Она открыла мне мир русской литературы очень рано. С раннего возраста я начал читать серьезную литературу. Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Н.С. Лесков — всех этих авторов я перечитал еще в детстве.

В школьные годы, конечно, запоминающимися были уроки русской литературы. У нас была замечательная учительница Альбина Александровна Муравина. Она до сих пор жива, в преклонных летах сейчас. Она рассказывала нам о русской литературе, о писателях, поэтах. Нас заставляли учить наизусть стихотворения русских поэтов. И то, что тогда было выучено, осталось на всю жизнь.

Сейчас спорят о том, как нужно преподавать русскую литературу в школе. Существует мнение, что учитель должен выбирать между классикой и современной литературой: взять ли для изучения, допустим, роман Пушкина «Капитанская дочка» или какое-нибудь произведение современного автора.

Святейший Патриарх Кирилл высказал твердую позицию, что в школьном образовании должен быть некий золотой канон русской литературы — произведения, которые ученики должны прочитать обязательно. И это как раз относится к русской классике, к таким писателям, как Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. Конечно, должна быть и некая составляющая по усмотрению учителя. Но этот золотой канон должен быть обязательно прочитан всеми учениками.

И. Золотусский: Да, я согласен со словами Святейшего Патриарха и должен добавить к тому, что сказал Владимир Владимирович Путин по поводу национальной безопасности, что классика составляет золотой запас нашей страны, народа и вообще каждого и нас. Это золотой запас, который не лежит глубоко под землей, а выходит в люди и тратится, обогащая человека, возвышая его, помогая ему преодолеть пороки, грехи, соблазны.

Русская литература, выходя к людям, к слушателям, к читателям, к учащимся, будь то школа или университет, делает святое дело. Я Вам должен сказать, что именно она привела меня, в частности, и многих из моего поколения к вере в Бога. И это очень серьезно. Вы назвали Н.С. Лескова, я очень люблю этого писателя. Если сравнить его с другими писателями, то, скажем, если Достоевский изображал, точнее, погружался в бездну греха, чтобы оттуда вывести человека, Лесков погрузился, можно сказать, в глубину святости русского человека. Находясь в окружении великой русской литературы, среди ее творцов, среди ее книг, ее влияния, я живу, можно сказать, в мире этого великого явления русского духа.

Митрополит Иларион: Вы долгие годы посвятили исследованию жизни и творчества Н.В. Гоголя. Ваши книги о Гоголе, телевизионные передачи, где Вы о нем рассказываете, известны многим нашим телезрителям. Но далеко не все знают, что Гоголь был глубоко верующим человеком и что среди его литературного наследия немало страниц посвящено Христу, христианству и роли Церкви в жизни тогдашнего российского общества. Все, конечно, знают Гоголя как автора «Мертвых душ», «Ревизора», «Вечеров на хуторе близ Диканьки», сатирической литературы. У меня дома стоит на полке собрание сочинений и писем Гоголя, изданное по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. У Вас, конечно, есть это издание, и его особенность в том, что в него включены фрагменты, изъятые в советские годы по идеологическим причинам. Два тома я принес сегодня в студию. Основная часть этого огромного массива, который включен в собрание, как раз размышления на духовные темы.

Конечно, очень интересно соприкасаться с миром нашего великого писателя и размышлять над его личным восприятием Церкви и российского общества. Я сейчас зачитаю одну небольшую цитату из сочинения Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». Цитата Вам, конечно, хорошо известна, но, может быть, не все наши телезрители ее знают. Гоголь пишет о Церкви: « мы вообще плохо знаем нашу Церковь. Духовенство наше не бездействует. Я очень знаю, что в глубине монастырей и в тишине келий готовятся неопровержимые сочинения в защиту Церкви нашей. Но дела свои они делают лучше, чем мы: они не торопятся и, зная, чего требует такой предмет, совершают свой труд в глубоком спокойствии, молясь, воспитывая самих себя, изгоняя из души своей все страстное, похожее на неуместную, безумную горячку, возвышая свою душу на ту высоту бесстрастия небесного, на которой ей следует пребывать, дабы быть в силах заговорить о таком предмете». Вот с каким глубоким уважением Гоголь говорит о Церкви.

И. Золотусский: Гоголь был глубоко верующим человеком, причем веровал он в лоне Церкви в отличие от других, которые как бы считают это своим индивидуальным делом. В.Г. Белинский в своем знаменитом письме к Гоголю как раз осудил эту книгу, цитату из которой Вы привели. Он говорил, что русский народ не верит в Бога, что Гоголь преувеличивает, и Русская Церковь не представляет душу русского народа. Довольно грубое высказывание по поводу всего народа и всей Церкви. Гоголь ответил на это письмо. Его письмо опубликовано в этом полном собрании сочинений. Но мало кто из читателей знает об ответе Гоголя. Потому что всегда этот эпизод с письмом Белинского рассматривается как монолог: Белинский сказал и все, поставлена на этом деле точка, и он прав навеки. Это неправда, потому что ответ Гоголя пространный, я бы сказал, очень милосердный по отношению к Белинскому, который заблудился с точки зрения Гоголя, и в частности, в отношении Церкви.

В этой книге есть еще слова, где Гоголь пишет о подвиге Русской Церкви, которая жизнью своей, кровью своих святителей удержала душу русского народа, спасла ее. И вот эту грубо западную точку зрения на Русскую Церковь, которую высказал Белинский, Гоголь опроверг, причем опроверг всем сердцем, всей душой, примером своей судьбы. У него есть такие слова: «Блестит вдали какой-то луч спасения: святое слово — Бог — любовь». Разве не о любви говорит нам наша Церковь, а через нее — Господь?

Многие читавшие Гоголя считают, что он смеялся над человеком, что он даже казнил его. Н.А. Некрасов про него писал: «Питая ненавистью грудь, уста вооружив сатирой, проходит он тернистый путь с своей карающею лирой». Ничего подобного не было. Смех Гоголя не карает. Смех Гоголя не только снисходителен к человеку — он жалеет человека. Он хочет, чтобы человек стал лучше. И, в конце концов, к кому он приводит своего небезызвестного Чичикова? К Богу. Чичиков пускается в путь, чтобы собирать деньги на строительство Церкви.

Митрополит Иларион: В письме к Жуковскому Гоголь опять касается роли Церкви и влияния Европы на Россию. Он говорит: «По мне, безумна и мысль ввести какое-нибудь нововведение в Россию, минуя нашу Церковь, не испросив у нее на то благословенья. Нелепо даже и к мыслям нашим прививать какие бы то ни было европейские идеи, покуда не окрестит их она светом Христовым». По-моему, очень точные и пророческие слова.

И. Золотусский: Пророческие, и очень своевременно для нас с Вами.

Митрополит Иларион: Хочу еще обратить внимание на его сочинение, которое называется «Размышление о Божественной литургии». Вы сказали, что Гоголь был не просто верующим, но он был верующим в лоне Церкви. А что значит быть в лоне Церкви? Быть в лоне Церкви — это участвовать в церковной жизни, то есть, прежде всего, в богослужении. И мы видим на примере многих наших писателей, композиторов, художников, что они реально участвовали в жизни Церкви.

Мне приходилось много заниматься творчеством П.И. Чайковского. Изучая его биографию, я перечитал всю его переписку с баронессой фон Мекк. В своих письмах он часто упоминает, что вчера был на заутрене, сегодня пошел на Литургию, позавчера отстоял службу в таком-то храме, то есть видно, что человек постоянно посещал храм, слушал церковное пение.

Гоголь тоже очень часто бывал в храме на Божественной литургии. И он написал одно из самых проникновенных сочинений во всей русской литературе, посвященных богослужению — «Размышление о Божественной литургии». Это, конечно, не вполне самостоятельное сочинение. Он очень многое заимствовал из классических византийских толкований на Литургию, но всему этому он придал некий автобиографический дух и, завершая эту книгу, он говорит о том, какое преображающее действие оказывает Литургия на верующего. Гоголь пишет: «Действие Божественной литургии над душой велико: зримо и воочию совершается, в виду всего света, и скрыто. И если только молившийся благоговейно и прилежно следит за всяким действием, , — душа приобретает высокое настроение, заповеди Христовы становятся для него исполнимы, иго Христово благо и бремя легко. По выходе из храма, где он присутствовал при божественной трапезе любви, он глядит на всех, как на братьев». Вот слова, которые говорят о внутреннем преображении человека. И, несомненно, сам писатель его испытал.

И. Золотусский: Да, конечно. Я хочу Вам напомнить знаменитую повесть Гоголя «Шинель», где чиновники издеваются над бедным Башмачкиным, так зовут этого героя, сыплют ему на голову бумажки, говоря, что это «снег». И он, человек кроткий, спрашивает их: «Зачем вы меня обижаете?» И молодой чиновник, который только поступил в департамент, содрогается, потому что в этом вопросе ему слышатся слова: «Я — брат твой». В светской литературе этот крик христианской души впервые прозвучал у Гоголя. Я считаю, что, может быть, даже с Гоголя начинается христианизация светской русской литературы. И недаром он говорил, что литература — это незримая ступень к христианству. Лучше не скажешь.

Митрополит Иларион: Спасибо, Игорь Петрович, за наш интересный разговор. Надеюсь, что мы сможем продолжить его в наших следующих передачах.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Завершилось пребывание Святейшего Патриарха Кирилла в Иордании

Святейший Патриарх Кирилл принял участие во встрече Предстоятелей и делегаций Поместных Православных Церквей в Аммане

Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Амман

В День защитника Отечества Святейший Патриарх Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены

В Неделю о Страшном Суде Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма Собора Московских святых в Бибиреве г. Москвы

Архив

Митрополит Волоколамский Иларион: Многие наши писатели, композиторы, художники реально участвовали в жизни Церкви

25 июня 2016 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, стал писатель, литературный критик Игорь Золотусский.

Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир».

В последнее время много говорится о важности сохранения и распространения русского языка. Не так давно было создано общество российской словесности, и на открытии этого общества Президент России Владимир Владимирович Путин говорил о том, что сохранение русского языка является вопросом национальной безопасности.

О том, что такое русский язык, что такое русская литература, почему мы должны изучать литературу, какова духовная составляющая русской литературы мне хотелось бы поговорить в сегодняшней передаче. У меня в гостях — писатель, литературный критик Игорь Золотусский.

Здравствуйте, Игорь Петрович!

И. Золотусский: Здравствуйте, владыка!

Конечно, масштаб нашего разговора очень обширен. Но, тем не менее, представить себя и свою жизнь без русской литературы я не могу. Я люблю русскую литературу, люблю ее творцов и считаю, что именно они являют собой образ идеала, который русская литература всегда отстаивала и к которому устремлялась.

Я думаю, что если бы не русская литература, моя жизнь была бы другой, как и жизнь многих моих сверстников. Наше поколение, к которому я принадлежу, воспитывалось, прежде всего, на уроках русской литературы, которую в школе преподавали замечательные прекрасные учителя. Мы их любили и верили им. Мама мне читала вслух «Войну и мир», когда я болел, и музыка языка, мышления, музыка устремления внутрь человека, звучит во мне и сейчас.

Митрополит Иларион: Мы с Вами принадлежим к разным поколениям, но мы оба — выходцы из советской России. Я думаю, что много из того, что Вы сказали, в полной мере относится и к моему детству и юности, потому что мне мама тоже читала «Войну и мир», и не только «Войну и мир». Моя мама — писатель. Она открыла мне мир русской литературы очень рано. С раннего возраста я начал читать серьезную литературу. Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Н.С. Лесков — всех этих авторов я перечитал еще в детстве.

В школьные годы, конечно, запоминающимися были уроки русской литературы. У нас была замечательная учительница Альбина Александровна Муравина. Она до сих пор жива, в преклонных летах сейчас. Она рассказывала нам о русской литературе, о писателях, поэтах. Нас заставляли учить наизусть стихотворения русских поэтов. И то, что тогда было выучено, осталось на всю жизнь.

Сейчас спорят о том, как нужно преподавать русскую литературу в школе. Существует мнение, что учитель должен выбирать между классикой и современной литературой: взять ли для изучения, допустим, роман Пушкина «Капитанская дочка» или какое-нибудь произведение современного автора.

Святейший Патриарх Кирилл высказал твердую позицию, что в школьном образовании должен быть некий золотой канон русской литературы — произведения, которые ученики должны прочитать обязательно. И это как раз относится к русской классике, к таким писателям, как Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. Конечно, должна быть и некая составляющая по усмотрению учителя. Но этот золотой канон должен быть обязательно прочитан всеми учениками.

И. Золотусский: Да, я согласен со словами Святейшего Патриарха и должен добавить к тому, что сказал Владимир Владимирович Путин по поводу национальной безопасности, что классика составляет золотой запас нашей страны, народа и вообще каждого и нас. Это золотой запас, который не лежит глубоко под землей, а выходит в люди и тратится, обогащая человека, возвышая его, помогая ему преодолеть пороки, грехи, соблазны.

Русская литература, выходя к людям, к слушателям, к читателям, к учащимся, будь то школа или университет, делает святое дело. Я Вам должен сказать, что именно она привела меня, в частности, и многих из моего поколения к вере в Бога. И это очень серьезно. Вы назвали Н.С. Лескова, я очень люблю этого писателя. Если сравнить его с другими писателями, то, скажем, если Достоевский изображал, точнее, погружался в бездну греха, чтобы оттуда вывести человека, Лесков погрузился, можно сказать, в глубину святости русского человека. Находясь в окружении великой русской литературы, среди ее творцов, среди ее книг, ее влияния, я живу, можно сказать, в мире этого великого явления русского духа.

Митрополит Иларион: Вы долгие годы посвятили исследованию жизни и творчества Н.В. Гоголя. Ваши книги о Гоголе, телевизионные передачи, где Вы о нем рассказываете, известны многим нашим телезрителям. Но далеко не все знают, что Гоголь был глубоко верующим человеком и что среди его литературного наследия немало страниц посвящено Христу, христианству и роли Церкви в жизни тогдашнего российского общества. Все, конечно, знают Гоголя как автора «Мертвых душ», «Ревизора», «Вечеров на хуторе близ Диканьки», сатирической литературы. У меня дома стоит на полке собрание сочинений и писем Гоголя, изданное по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. У Вас, конечно, есть это издание, и его особенность в том, что в него включены фрагменты, изъятые в советские годы по идеологическим причинам. Два тома я принес сегодня в студию. Основная часть этого огромного массива, который включен в собрание, как раз размышления на духовные темы.

Конечно, очень интересно соприкасаться с миром нашего великого писателя и размышлять над его личным восприятием Церкви и российского общества. Я сейчас зачитаю одну небольшую цитату из сочинения Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». Цитата Вам, конечно, хорошо известна, но, может быть, не все наши телезрители ее знают. Гоголь пишет о Церкви: « мы вообще плохо знаем нашу Церковь. Духовенство наше не бездействует. Я очень знаю, что в глубине монастырей и в тишине келий готовятся неопровержимые сочинения в защиту Церкви нашей. Но дела свои они делают лучше, чем мы: они не торопятся и, зная, чего требует такой предмет, совершают свой труд в глубоком спокойствии, молясь, воспитывая самих себя, изгоняя из души своей все страстное, похожее на неуместную, безумную горячку, возвышая свою душу на ту высоту бесстрастия небесного, на которой ей следует пребывать, дабы быть в силах заговорить о таком предмете». Вот с каким глубоким уважением Гоголь говорит о Церкви.

И. Золотусский: Гоголь был глубоко верующим человеком, причем веровал он в лоне Церкви в отличие от других, которые как бы считают это своим индивидуальным делом. В.Г. Белинский в своем знаменитом письме к Гоголю как раз осудил эту книгу, цитату из которой Вы привели. Он говорил, что русский народ не верит в Бога, что Гоголь преувеличивает, и Русская Церковь не представляет душу русского народа. Довольно грубое высказывание по поводу всего народа и всей Церкви. Гоголь ответил на это письмо. Его письмо опубликовано в этом полном собрании сочинений. Но мало кто из читателей знает об ответе Гоголя. Потому что всегда этот эпизод с письмом Белинского рассматривается как монолог: Белинский сказал и все, поставлена на этом деле точка, и он прав навеки. Это неправда, потому что ответ Гоголя пространный, я бы сказал, очень милосердный по отношению к Белинскому, который заблудился с точки зрения Гоголя, и в частности, в отношении Церкви.

В этой книге есть еще слова, где Гоголь пишет о подвиге Русской Церкви, которая жизнью своей, кровью своих святителей удержала душу русского народа, спасла ее. И вот эту грубо западную точку зрения на Русскую Церковь, которую высказал Белинский, Гоголь опроверг, причем опроверг всем сердцем, всей душой, примером своей судьбы. У него есть такие слова: «Блестит вдали какой-то луч спасения: святое слово — Бог — любовь». Разве не о любви говорит нам наша Церковь, а через нее — Господь?

Многие читавшие Гоголя считают, что он смеялся над человеком, что он даже казнил его. Н.А. Некрасов про него писал: «Питая ненавистью грудь, уста вооружив сатирой, проходит он тернистый путь с своей карающею лирой». Ничего подобного не было. Смех Гоголя не карает. Смех Гоголя не только снисходителен к человеку — он жалеет человека. Он хочет, чтобы человек стал лучше. И, в конце концов, к кому он приводит своего небезызвестного Чичикова? К Богу. Чичиков пускается в путь, чтобы собирать деньги на строительство Церкви.

Митрополит Иларион: В письме к Жуковскому Гоголь опять касается роли Церкви и влияния Европы на Россию. Он говорит: «По мне, безумна и мысль ввести какое-нибудь нововведение в Россию, минуя нашу Церковь, не испросив у нее на то благословенья. Нелепо даже и к мыслям нашим прививать какие бы то ни было европейские идеи, покуда не окрестит их она светом Христовым». По-моему, очень точные и пророческие слова.

И. Золотусский: Пророческие, и очень своевременно для нас с Вами.

Митрополит Иларион: Хочу еще обратить внимание на его сочинение, которое называется «Размышление о Божественной литургии». Вы сказали, что Гоголь был не просто верующим, но он был верующим в лоне Церкви. А что значит быть в лоне Церкви? Быть в лоне Церкви — это участвовать в церковной жизни, то есть, прежде всего, в богослужении. И мы видим на примере многих наших писателей, композиторов, художников, что они реально участвовали в жизни Церкви.

Мне приходилось много заниматься творчеством П.И. Чайковского. Изучая его биографию, я перечитал всю его переписку с баронессой фон Мекк. В своих письмах он часто упоминает, что вчера был на заутрене, сегодня пошел на Литургию, позавчера отстоял службу в таком-то храме, то есть видно, что человек постоянно посещал храм, слушал церковное пение.

Гоголь тоже очень часто бывал в храме на Божественной литургии. И он написал одно из самых проникновенных сочинений во всей русской литературе, посвященных богослужению — «Размышление о Божественной литургии». Это, конечно, не вполне самостоятельное сочинение. Он очень многое заимствовал из классических византийских толкований на Литургию, но всему этому он придал некий автобиографический дух и, завершая эту книгу, он говорит о том, какое преображающее действие оказывает Литургия на верующего. Гоголь пишет: «Действие Божественной литургии над душой велико: зримо и воочию совершается, в виду всего света, и скрыто. И если только молившийся благоговейно и прилежно следит за всяким действием, , — душа приобретает высокое настроение, заповеди Христовы становятся для него исполнимы, иго Христово благо и бремя легко. По выходе из храма, где он присутствовал при божественной трапезе любви, он глядит на всех, как на братьев». Вот слова, которые говорят о внутреннем преображении человека. И, несомненно, сам писатель его испытал.

И. Золотусский: Да, конечно. Я хочу Вам напомнить знаменитую повесть Гоголя «Шинель», где чиновники издеваются над бедным Башмачкиным, так зовут этого героя, сыплют ему на голову бумажки, говоря, что это «снег». И он, человек кроткий, спрашивает их: «Зачем вы меня обижаете?» И молодой чиновник, который только поступил в департамент, содрогается, потому что в этом вопросе ему слышатся слова: «Я — брат твой». В светской литературе этот крик христианской души впервые прозвучал у Гоголя. Я считаю, что, может быть, даже с Гоголя начинается христианизация светской русской литературы. И недаром он говорил, что литература — это незримая ступень к христианству. Лучше не скажешь.

Митрополит Иларион: Спасибо, Игорь Петрович, за наш интересный разговор. Надеюсь, что мы сможем продолжить его в наших следующих передачах.

Русское литературоведение наших дней. Книги,статьи и мысли о русской классической литературе.

Группа посвящена знаменитым русским литературоведам нашего времени. Таким,как Валентин Непомнящий,Игорь Золотусский,Владимир Воропаев,Игорь Волгин,Николай Скатов,Олег Михайлов и многим другим.

Для всех,кто интересуется трудами и мыслями русских литературоведов наших дней.

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Екатерина Смоленский запись закреплена
Elissar AL запись закреплена

Записываем интервью: съемочная группа в гостях у поэта, прозаика и литературоведа Иосифа РУХОВИЧА. Рабочий процесс. Тележурналист Диана АЛЕЙШИ задает Иосифу Рафаиловичу остроактуальные вопросы: о состоянии современного русского языка, о причинах гонений на русский язык и все русское, об Украине, о новых романах «Два начала» и «Сук, на котором сидишь»
Оператор и режиссер Екатерина БАБЧЕНКО
#Рухович #писатель #интервью #романы #Россия #Украина #Донецк #Донбасс

Elissar AL запись закреплена

Вышли в свет две книги Иосифа Руховича «Два начала» и «Сук, на котором сидишь».

РУХОВИЧ Иосиф Рафаилович – поэт, прозаик, литературовед.
Член Союза писателей России, действительный член Академии Российской литературы.
По «рабочей» специальности – инженер-строитель. Кандидат технических наук.
Показать полностью…
Писать стихи начал рано, публиковаться поздно – «отвлекала» наука. Первая публикация в 1989 г. (не считая студенческих и юношеских забав) – стихотворение «Таруса» в районной газете «Октябрь». С 90-х годов активно печатается в московских журналах, альманахах, газетах. Основные направления поэзии – интимная, пейзажная и философская лирика.
С 2000-х годов в журналах и альманахах появляются рассказы и новеллы.
Большую часть жизни жил и работал в Украине, в г. Донецке. С 2007 г живёт в Подмосковье.

«Необычная и очень интересная книга. Я бы даже сказал приключенческая, но без острых фабульных ходов. Приключения мысли! На наших глазах разворачиваются процессы зарождения, развития и оформления идей. Автору удивительно удаются даже научные построения, а тут и наука и литературоведение, органично вплетены в высокохудожественную ткань романа.
Это первая книга из задуманной автором трилогии о Времени, проступающего выпукло и объёмно через живущих непосредственно в нём, без привычной оценки «глядя назад». Мы проживаем становление характеров, чувств и мышления героев от детства до начальной зрелости. Роман охватывает пятидесятые-семидесятые годы прошлого века.
И, конечно, это роман о любви! Давно не видел столь трепетных, чистых и, в то же время, реалистически объёмных сцен и описаний! Находятся слова без привычной уже скабрезности и натуралистичности. И какие слова! Язык – и русский, с весьма богатой лексикой, и художественный – простой и оригинальный. Автор продолжает традиции русской классики и в тоже время остросовременен. В тексте проплывают поэтические строчки, а некоторые лирические части незаметно ритмически организованы. Особо хочется отметить юмор и иронию – неброские, не выпячивающиеся, органично свойственные стилю автора и мышлению героев.
Книга интересна всем, но особенно интеллектуалам. Может быть она пробудит, наконец, интерес к художественной литературе у молодёжи?
Наша литература дождалась настоящей здоровой современной прозы.»

Пётр Гулдедава,
действительный член
Академии русской литературы

Михаил Армалинский запись закреплена
Юлия Иванова запись закреплена
Виктория Савушкина запись закреплена

Абсолютно всех приглашаем послушать современных поэтов, музыкантов! Ждём и гостей вечера, а так же участников свободного микрофона!
«ПОЭТЫ В СЕНТЯБРЕ» — ОСЕННЕЕ ШОУ ПОЭТОВ РИФМОС
24 СЕНТЯБРЯ/18:30
официальная группа https://vk.com/rifmos
Музыкально-поэтическое шоу современных поэтов и музыкантов.
Показать полностью…
ЧТО БУДЕТ?
современная авторская поэзия от лица талантливых чтецов столицы
музыкальные номера удивительных исполнителей
однозначно неоднозначный поэтический вечер
поэтический квиз
призы/викторины/конкурсы
свободный микрофон для любого желающего покорить сцену
награждение «Короля поэтов» и «Лучшего музыканта вечера»
к участию приглашаются авторы из других городов
ЛУЧШАЯ ПОЭТИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА ОСЕННЕЙ СТОЛИЦЫ!

КОГДА ЖЕ? 24 СЕНТЯБРЯ 18-30,
А где? Легендарный клуб»Китайский летчик Джао Да», м.Китай-город, Лубянский пр.,д.25, с.1 НА ГЛАВНОЙ СЦЕНЕ

Анастасия Микеева запись закреплена

«Лоскутик и Облако» как маркскисткая интерпретация сюжета о змееборчестве

Вопреки распространенному мнению сюжет сказочной повести советской писательницы Софьи Леонидовны Прокофьевой «Лоскутик и Облако» не является оригинальным. Это старый сюжет, переосмысленный на новом историческом этапе. Произведение представляет собой интерпретацию старинного распространенного сюжета о змееборчестве, осмысленного как переход от капитализма к социализму.
Показать полностью…

Сопоставление содержания детской повести и сюжета о змееборчестве, изложенного в фольклоре, подтверждает это. Краткое содержаение повести С.Л. Прокофьевой:

Король Фробениус I присвоил себе всю воду в городе. Несмотря на опасность высохнуть в город, оставшийся без воды, прилетает Облако. Ранее в этом городе были реки, дожди и ручьи. Облако знакомится с девочкой по имени Лоскутик. Дворец короля Фробениуса I — «был самый мокрый дворец на свете. Самый влажный, самый отсыревший, даже, смею утверждать, самый заплесневевший». Именно во дворце находится подземный источник с водой, которая теперь спрятана. Облако решает выпустить источник под королевским троном, чтобы наполнить реки. Во время народого восстания прилетает старая бабка Грозовая Туча, идет дождь. Вода освобождается:

«Потом молния ударила в королевский дворец, а следом в него полетели шаровые молнии. Раздался взрыв и дворец осел, а потом развалился, и в небо ударила тугая струя воды.
Это освободился источник, который был спрятан под дворцом.»

Так в сказочной форме описывается смена политического режима.

Об этом мы читаем у Проппа. Вот что он говорит о водяном змее в «Исторических корнях волшебной сказки»:
1) «Водяные змеи управляют водами у народов всего мира у народов всего мира и на дальнейших ступенях развития.»
2) «Как возникает мотив борьбы с ним? Внешне, со стороны сюжета, появляется мотив злоуотребления змеев своей властью. Как существо водяное, он или задерживает воду и создает засуху или, наоборот, выхаркивает такое количество воды, что создает потоп.»
3) «Но дело меняется с переходом к регулярному земледелию и скотоводству и к образованию ранней государственности. Эта ступень создает антропоморфных богов. Земледельцу важно, чтобы его боги управляли водой. Его боги имеют человеческий вид. Божественные существа, некогда считавшиеся священными, имеют вид звериный. С переходом божественности от зверя к богу боги убивают зверей. Они вырывают из их рук власть, они отнимают управление водой и сами начинают ею управлять так, как это нужно скотоводу и земледельцу.»
4) «В «Ригведе» одно значений змея Вритры, побежденного мощным богом Индрой, совершенно ясно: он задерживатель рек. Реки текут только потому, что Индра убил Вритру и выпустил их.»
5) «Китайский морской змей живет на дне моря в дворце из прозрачных камней, с дверями из хрусталя.»
6) «В Древнем Китае из хозяина стихии змей превратился в царя или императора стихий по образцу китайского императора.»

Такие основные черты водяного змея, представление о котором универсально для всех народов.

И хотя это произведение об угнетении широких народных масс, сюжет о змееборчестве легко прослеживается. Если сопоставить водяного змея и борьбу с ним и сюжет сказки, то сходство налицо. Под рационализированной марксистской трактовкой данного сюжета отчетливо виден первоначальный сюжет о змееборчестве, где король является змеем, облако — змееборцем, а дворец — водоемом, местом жизни змея:

«На том месте, где прежде стоял трон, открылась чёрная квадратная дыра. Послышался отдалённый грохот, перешедший в плеск и журчание. Король заглянул в чёрный колодец.
— Сюда, сюда, моя водичка! — пробормотал он, потирая руки. — Иди сюда,, моё золотце! Все мечтают о тебе: сухие глотки, пересохшие кишки. Ты снишься всем: людям и птицам, собакам, деревьям. Но ты моя, только моя.
— Ваше величество, — озабоченно сказал Слыш, заглядывая в колодец через плечо короля. — Вы не замечаете, что воды с каждым годом становится всё меньше? Подземный источник, после того как вы заперли его, роет себе новое русло. Он уходит всё глубже и глубже под землю.»

Причиной змееборчества является удержание змеем воды.

«. на спинке трона был королевский герб — золотое ведро с надписью: «Вода принадлежит королю»».

Король-змей является королем, как хозяин вод в китайском мифе превращается в императора вод.

И как при переходе от первобытно-общинного строя к аграрной стадии убивается змей, старый хозяин вод, так и при переходе от капитализму к социализму убивается король-змей, хозяин и воплощение капитализма. Контроль переходит от старых богов к новым на новом историческом витке.

В.Я Пропп: «Таков народный миф, использованный буддийскими монахами в своих целях, точно так же, как и христианская религия использовала змееборчество в своих целях, заставляя Георгия убить змея и обратить в христианство освобожденый им от змея народ.»

Таким образом, народный миф о змееборстве был использован не только буддийскими монахами и христианской религией, но и новой марксисткой идеологией.

Сопоставление содержания детской повести и сюжета о змееборчестве, изложенного в фольклоре, подтверждает это. Краткое содержаение повести С.Л. Прокофьевой:

Король Фробениус I присвоил себе всю воду в городе. Несмотря на опасность высохнуть в город, оставшийся без воды, прилетает Облако. Ранее в этом городе были реки, дожди и ручьи. Облако знакомится с девочкой по имени Лоскутик. Дворец короля Фробениуса I — «был самый мокрый дворец на свете. Самый влажный, самый отсыревший, даже, смею утверждать, самый заплесневевший». Именно во дворце находится подземный источник с водой, которая теперь спрятана. Облако решает выпустить источник под королевским троном, чтобы наполнить реки. Во время народого восстания прилетает старая бабка Грозовая Туча, идет дождь. Вода освобождается:

«Потом молния ударила в королевский дворец, а следом в него полетели шаровые молнии. Раздался взрыв и дворец осел, а потом развалился, и в небо ударила тугая струя воды.
Это освободился источник, который был спрятан под дворцом.»

Так в сказочной форме описывается смена политического режима.

Гоголь в Диканьке (fb2)

Добавлена: 09.01.2016 Версия: 1.0.
ISBN: 978-5-9265-0398-9 Кодировка файла: utf-8
Издательство: Алгоритм Город: Москва

[url=https://coollib.net/b/333270]
[b]Гоголь в Диканьке (fb2)[/b]
[img]https://coollib.net/i/70/333270/cover.jpg[/img][/url]

Аннотация

Знаменитый исследователь жизни и творчества Н. В. Гоголя Игорь Золотусский приглашает в увлекательное путешествие по местам великого писателя. Это Васильевка, Диканька, Сорочинцы на его родной Украине, Петербург, Рим, Москва… По своей натуре Гоголь был путником, любил дорогу, в частых поездках чувствуя себя как дома. В дороге происходит действие и многих его произведений, начиная с «Сорочинской ярмарки» и заканчивая «Мертвыми душами». «Ну, любезные», – с этими словами на последних страницах поэмы садится в свою коляску Чичиков, покидая губернский город NN. Отправимся в путь и мы – на автобусе, машине, поезде.
Книга предназначена для старших школьников, преподавателей литературы и всех, кому нравятся путешествия и великая русская литература.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: