Живая Русь» в поэме «Мертвые души»

Поэма Гоголя «Мертвые души» была создана в середине 19 века. Все мы знаем, что этот период в истории Российской Империи ознаменовался окончанием эпохи крепостничества. Что ожидало дальше нашу страну в это время? На этот вопрос и постарался ответить в своей знаменитой поэме Николай Васильевич.

Произведение можно воспринимать неоднозначно: на первый взгляд Русь постает перед нами в некотором карикатурном образе на ту действительность, которая была присуща в государственной жизни. Но на самом деле, автор изобразил полноту поэтической насыщенности жизни на Руси.

Описание Живой руси в поэме

Гоголь описывает Русь как многострадальное, бедное государство, которое истощили все ранее пережитые препятствия и собственный алчный народ. Однако гоголевская Русь полна сил и энергии, которые еще теплятся в ее душе, она бессмертная и полна могущества.
С большим писательским мастерство в поэме изображен русский народ.

Мы знакомимся с обездоленными крестьянами, бесправными людьми, великими тружениками, которые вынуждены терпеть гнет таких помещиков, как Манилов, Собакевич и Плюшкин. Приумножая богатство помещиков, они живут в нужде и бедноте. Крестьяне – безграмотные и забитые – однако никак не «мертвые».

Обстоятельства заставили их приклонить свои головы, но не окончательно покориться. Гоголь описывает истинно русских людей – трудолюбивых, смелых, выносливых, которые долгие года, не смотря на утеснения, сохранили свою личность и продолжают лелеять жажду свободы. Русский народ в произведении является отображением своего государства. Он не мириться с рабским положением: некоторые крестьяне решаются на побеги от своих помещиков в Сибирскую глушь и на Поволжье.

В десятой и одиннадцатой главе Гоголь поднимает тему крестьянского бунта – группа заговорщиков убила помещика Дробяжкина. Никто из мужиков на судебном заседании не выдал убийцу – это говорило в первую очередь о том, что народу было свойственно понятие чести и достоинства.

Описание жизни крестьянства приносит нам понимание того, что Русь в поэме Гоголя – по-настоящему живая, полна внутренних сил! Писатель свято верит в то, что наступит момент когда святая и праведная Русь скинет из себя таких алчных гнилых личностей подобных Плюшкину, Собакевичу и другим, и засияет новыми огнями чести, справедливости и свободы.

Отношение Гоголя к России

В период создания поэмы «Мертвые души», несмотря на отмену крепостного права, надежд на то, что Русь все же воскреснет в своем былом величии оставалось мало. Однако, огромный патриотизм, любовь к своему народу и непоколебимая вера в могущество Руси, позволили Гоголю реалистично описать ее великое будущее. В последних строках, Гоголь сравнивает Русь с трехглавой птицей, летящей навстречу своему счастью, которой уступают дороги все остальные народы и государства.

Образ Руси и крестьян в поэме – это единственные «живые» персонажи, которые находясь в заточении «мертвых душ» все же смогли устоять и продолжить свою борьбу за существование и за свободу. Торжество свободной Руси автор планировал более подробно описать во втором томе своего произведения, которому , к сожалению, так и не судилось увидеть мир.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Мертвые души Гоголя: жанр, сюжет, характеристика героев
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspГуманистический идеал Гоголя: двойной смысл его произведений

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Живая Россия в поэме Гоголя «Мертвые души»

Современник А. С. Пушкина, Н. В. Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые сложились в России после неудачного первого революционного выступления – выступления декабристов в 1825 году. Обращаясь в произведениях к важнейшим историческим проблемам своего времени, писатель пошел дальше по пути реализма» который был открыт Пушкиным и Грибоедовым. В. Г. Белинский писал: «Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскую действительность».

Н. В. Гоголь был наделен даром необычайной наблюдательности,

Обобщение, к которому гоголевская художественная мысль всегда тяготела, получает в «Мертвых душах» новую форму. «Мне хочется в этом романе показать… всю Русь», – писал он в письме Пушкину.

Н. В. Гоголь ненавидел крепостное право, поэтому в поэме «Мертвые души» он гневно изобличает крепостничество, которое ведет к обнищанию

«Мертвые души» – это поэма о России. Автор удачно выбрал сюжет и сумел воплотить свой замысел. Понятие «мертвые души» многообразно преломляется в поэме, постоянно переходя из одной смысловой плоскости в другую (мертвые души – как умершие крепостные и как духовно омертвевшие помещики и чиновники). Однако с понятием омертвления человеческой души связана надежда на горячо желаемое возрождение. Поэтому мы можем говорить о том, что главной тревогой и заботой автора была именно живая Россия.

Герой поэмы Павел Иванович Чичиков побывал во многих местах, видел бескрайние русские просторы, встречался с чиновниками, помещиками и крестьянами. Он видит убогую крестьянскую Русь с покосившимися избами. Да и помещичьи усадьбы не отличаются большим порядком. Всего много у Плюшкина, но добро и хлеб гибнут без пользы людям, хозяину и государству. Манилов бесхозяйственный, беззаботный, его усадьба заброшена. Ноздрев – игрок и пьяница, его хозяйство в полном упадке, никому не приносит пользы. А ведь на этих помещиках держится царское самодержавие. Прочна ли опора? Счастлив ли народ? Богато ли такое государство?

В поэме миру угнетателей – «мертвых душ» противопоставлен многострадальный русский народ, нищая, но полная скрытой жизни и внутренних сил Русь.

Родина – это прежде всего народ. Н. В. Гоголь с большим мастерством изобразил в поэме простых русских людей. С первых же строк произведения мы видим двух мужиков у двери кабака. Они пришли утопить вековое горе в вине, они еще не знают, что делать, как изменить жизнь, но у них уже зародилась ненависть к угнетателям.

Читая поэму, мы знакомимся с крепостными помещиков Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина. Это бесправные люди, но все они, живые и мертвые, предстают перед нами великими тружениками. Эти крепостные своим трудом создали богатство помещикам, только сами живут в нужде, мрут, как мухи. Они безграмотны и забиты, они не пытаются что-либо сделать для улучшения своей жизни. Слуга Чичикова Петрушка, кучер Селифан,дядя Митяй и дядя Миняй, Прошка, девочкаПелагея, которая «не знает, где право, где лево», – все они бесправные, приниженные, дошедшие до отупения. Узок духовный мир этих людей. Их поступки вызывают горький смех. Петрушка, читая книгу, следит затем, как из отдельных букв получаются слова, дядя Митяй и дядя Миняй не могут развести лошадей, запутавшихся в постромках; плюшкинские Прошка и Мавра забиты до крайности.

Свойством душевного склада Гоголя, качеством его психологии и интеллекта было восприятие «всей громадно несущейся жизни сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы», – писал Ф. М. Достоевский. Но сквозь эти «слезы», в этой социальной подавленности Гоголь увидел живую душу «бойкого народа» и расторопность ярославского мужика. Он с восхищением и любовью говорил о способностях народа, его смелости, удали, трудолюбии, выносливости, жажде свободы.

«Русский человек способен ко всему и привыкнет ко всякому климату. Пошли его жить на Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу».

Крепостной богатырь, плотник Пробка, «в гвардию годился бы». Он исходил с топором за поясом и сапогами на плечах все губернии. Каретник Митяй создавал экипажи необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме.

Талантливый сапожник Максим Телятников – «что шилом кольнет, то и сапоги, то и спасибо».

Еремей Скороплехин одного оброку приносил по пятьсот рублей! Однако «…нет житья русскому человеку, все немцы мешают, да русские помещики шкуру дерут».

Крепостные показаны хорошими работниками, с увлечением они выполняют всякое дело, с таким же увлечением отда^ ются веселью.

Гоголь ценил в народе природный талант, живой ум, острую наблюдательность: «Как метко все, что вышло из глубины России …бойкий русский ум, что не лезет в карман за словом, не высиживает его, как наседка, а влепливает сразу, как пашпорт, на вечную носку».

Гоголь видел в русском слове, в русской речи отражение характера своего народа.

В поэме показаны крестьяне, которые не мирятся со своим рабским положением и бегут от помещиков на окраины России.

Абакум Фыров, не выдержав гнета неволи у помещика Плюшкина, бежит на широкий волжский простор. Он «гуляет шумно и весело на хлебной пристани, подрядившись с купцами». Но нелегко ему ходить с бурлаками, «таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню». В песнях бурлаков Гоголь слышал выражение тоски и стремления народа к другой жизни, к прекрасному будущему: «Еще доселе загадка, – писал Гоголь, – этот необъятней разгул, который слышится в наших песнях, несется куда-то мимо жизни и самой песни, как бы сгорая желанием лучшей отчизны, по которой тоскует со дня создания человек».

Тема крестьянского бунта возникает в девятой и десятой главах. Крестьяне сельца Вшивая Спесь, Боровки и Задирайлово убили заседателя Дробяжкина. Судебная палата дело замяла, так как Дробяжкин мертвый, пусть будет в пользу живых. Но среди мужиков не нашли убийцу, не выдали мужики никого.

Капитан Копейкин искалечен на войне. Он не мог работать и поехал в Петербург хлопотать себе помощь, но ему вельможа велел ждать, а когда надоел ему Копейкин, то грубо ответил: «Ищи сам средства для жизни», да еще пригрозил вызвать исправника. И пошел капитан искать средства в дремучие леса, в шайку разбойников.

Неспокойно в крепостническом государстве. Полна скрытой жизни и внутренних сил Русь «с другого боку», и неизвестно, чем обернется «разгул широкой жизни» народной… Не видят этого равнодушные очи помещиков и правителей, занятых своими мелкими интересами, чуждых любви к родине, отмахивающихся от патриотов советами «искать сами себе средств»…

Ну, что ж, Россия найдет средства сдвинуть с места свою бедную, бесприютно раскинувшуюся на широчайших пространствах жизнь. Гоголь не знает, какие это будут средства, но искренне верит в силы русского народа и великое будущее России: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросано и неприютно в тебе, открыто, пустынно и ровно все в тебе; …но какая же непостижимая… сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается твоя тоскливая… песня? Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть места, где развернуться и пройтись ему?»

Горячая вера в скрытые до времени, но необъятные силы своего народа, любовь к родине позволили Гоголю представить ее великое и прекрасное будущее. В лирических отступлениях он рисует Русь в символическом образе «необгонимой птицы-тройки», воплощающей могущество неисчерпаемых сил Родины. Думой о России кончается поэма: «Русь, куда же несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный… воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Россия мертвых душ в поэме гоголя

В поэме «Мертвые души» Гоголь хотел показать «всю Русь». В ней писатель воссоздает разнообразные типы российских помещиков, праздно живущих в своих дворянских усадьбах, рисует сатирическими красками образы чиновников, взяточников и воров, сосредоточивших в своих руках государственную власть. Автор выводит здесь и нового человека &#151 нарождающегося буржуа, дельца, приобретателя, И всех этих героев он определяет как «мертвые души». Но позади «мертвых душ» выступают души живые. Это русский народ, с которым писатель связывал надежды на лучшее будущее России. Поэтому гоголевская поэма заканчивается символическим образом птицы-тройки. В ней содержится итог многолетних размышлений Гоголя о судьбе России, о настоящем и будущем ее народа. Ведь именно народ противостоит миру чиновников, помещиков, дельцов, как живая душа &#151 мертвой.

Почему же мысль о русском народе наполняет душу писателя радостью, почему язвительная, гневная сатира уступает место высокой патетике? Наверное, потому, что писатель видел в темном и забитом русском народе необъятные силы, огромные потенциальные возможности. Значит, основная мысль поэмы &#151 в стремительном беге России вперед, в движении к счастливому будущему русского народа. Несмотря на господство в эпоху Гоголя «мертвых душ» над живыми, он видит неудержимое движение России к лучшему.

Кто же движет ее? На фоне мертводушия маниловых, коробочек, плюшкиных особенно рельефно выделяется бойкий и живой русский ум, народная удаль, широкий размах души. Именно эти качества, по мнению Гоголя, являются основой национального русского характера. И они нашли воплощение в образах богатырей Степана Пробки, Абакума Фырова. Причем о Степане и его возможной судьбе размышляет несостоявшийся помещик Чичиков, который приобрел его как «мертвую душу». Но этот русский богатырь, «что и в гвардию годился бы», предстает более живым, чем здравствующие люди с мертвыми душами. Эта умершие или придавленные крепостническим гнетом крестьяне трудолюбивы и талантливы. Слава замечательного каретника Михеева жива в памяти людей и после его смерти. Даже Собакевич с невольным уважением говорит о том, что тот славный мастер должен только на государя и работать.

В скупых, лаконичных строчках поэмы встают перед нами искалеченные судьбы людей из народа. Спивается чудо-сапожник Максим Телятников, который хотел обзавестись своим домиком да лавчонкой. Но, заплатив барину порядочный оброк, этот талантливый мастер был обманут поставщиком гнилой кожи. Бессмысленна и нелепа смерть Григория Доезжай-не-доедешь, который от тоски заворотил в кабак, а потом прямо в прорубь. Горька и унизительна судьба беглых крепостных Плюшкина, которые обречены всю жизнь скрываться от полиции. Выбор у них невелик: сидеть в тюрьме или пристать к другим господам и работать у них. Грамотный дворовый человек Попов, мыкающийся без паспорта, постоянно подвергается допросам и унижениям и сам горько издевается над своей судьбой. Запоминается в поэме образ Абакума Фырова, который полюбил вольную жизнь, пристав к бурлакам. Ведь тяжелейший каторжный труд бурлацкой ватаги иногда завершался шумным и веселым праздничным гуляньем с песнями и хороводами. Именно здесь во всю ширь проявляется народная удаль, размах русской души.

Но писатель видит, что эти замечательные качества народа задавлены и изуродованы крепостным рабством, властью мертводушных помещиков и чиновников. Поэтому Гоголь не идеализирует русское крестьянство. О его вопиющем невежестве, узости духовного мира говорят, например, образы бестолковых дяди Митяя и дяди Миняя, которые никак не могут развести лошадей, запутавшихся в постромках, или образ дворовой девчонки Пелагеи, которая «не знает, где право, где лево». Юмористически описывает автор в начале поэмы глубокомысленный разговор двух мужиков, рассуждающих о том, доедет ли колесо до Москвы или до Казани. Стремление к мыслительной деятельности превращается в глупое пустословие, ибо жизнь крестьян так скудна и ничтожна, что не дает им достаточного материала для размышлений. Вызывает смех и «благородное побуждение к просвещению» крепостного слуги Чичикова Петрушки, потому что его привлекает не содержание книг, а сам процесс чтения. Гоголь пишет, что ему было все равно, что читать: похождения влюбленного героя, букварь, молитвенник или химию. Эти эпизоды являются ярким показателем неразвитости, убожества духовного мира значительной части дворового крепостного крестьянства. О том же свидетельствует образ кучера Селифана, который спьяну произносит пространные речи, адресованные лошадям.

Живая Россия в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Н. В. Гоголь ненавидел крепостное право, поэтому в поэме «Мертвые души» он гневно обличает крепостничество, которое ведет к обнищанию страны, к экономической и культурной отсталости ее, к вымиранию крестьянства. «Мертвые души» — это поэма о России. Автор удачно выбрал сюжет и сумел показать всю Русь. Герой поэмы Чичиков Павел Иванович побывал во многих местах России: и у помещиков, и у чиновников, встречался с крестьянами, видел бескрайние российские просторы. Русь убогая с хатами, покосились. Да и помещичьи усадьбы не отличаются большим порядком. Всего во Плюшкина, но добро и хлеб гибнут без пользы для людей, хозяина и государства. Манилов бесхозных, беззаботный, его усадьба запущена. Ноздрев — игрок и пьяница, его хозяйство в полном упадке, никому не приносит пользы. А на этих помещиках держится царское самодержавие. Или прочная опора? Счастлив народ? Или богатое государство? Нет, здесь все построено на угнетении народа.

В поэме мира угнетателей — «мертвых душ» — противопоставлен талантливый многострадальный русский народ, противопоставлена бедная, но полная скрытого жизни и внутренних сил Русь. Родина — это прежде народ. Н. В. Гоголь с большим мастерством изобразил в поэме простых русских людей. С первых строк произведения мы видим двух мужиков у дверей кабака. Они пришли утопить вековое горе в вине, они еще не знают, что делать, как изменить жизнь, но в них уже зародилась ненависть к угнетателям. Читая поэму, мы знакомимся с крепостными помещиков Манилова, Коробочки, Ноздрев, Собакевича, Плюшкина. Это бесправные люди, их продавали господа, как вещи. Но все люди, живые и мертвые, предстают перед нами великими тружениками. Эти крепостные своим трудом создали богатство помещикам, но сами живут в нищете, мрут, как мухи. Они безграмотны и забиты самими же помещиками, не пытаются что-нибудь сделать для улучшения своей жизни. Так, слуга Чичикова Петрушка, кучер Селифан, дядя Митяй и дядя Миня, Прошка, девочка Пелагея, которая «не знает, где справа, где слева», — все они бесправные, униженные, дошли до отупения. Узкий духовный мир этих забитых людей. их поступки вызывают горький смех. Петрушка, читая книгу, следит за тем, как из отдельных букв получаются слова, дядя Митяй и дядя Миня не могут развести лошадей, запутавшихся в постромки; плюшкинськи Прошка и Мавра забиты до крайности.

Но и в этой социальной подавленности Гоголь увидел живую душу «живого народа» и расторопность ярославского мужика. Он с восхищением и любовью говорил о способностях народа, его смелость, упорство, трудолюбие, выносливость, стремление к свободе. «Русский человек способен ко всему и привыкнет ко всякому климату. Отправь его жить на Камчатку, и дай только тепи рукавицы, он похлопайте руками, топор в руки и пошел ставить себе новый дом. Крепостной богатырь, плотник Пробка, «в гвардию годился бы». Он прошел с топором за поясом и сапогами на плечах все губернии. Каретник Митяй делал экипажи необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. Талантливый сапожник Максим Телятников — «что шилом кольнет, то и сапоги, то и спасибо». Еремей Скоропльохин только оброка приносил по пятьсот рублей! Да и «. плохо на свете! Нет жизни русскому человеку, все немцы мешают », и русские помещики кожу дерут. Крепостные показаны хорошими работниками, с увлечением выполняют всякую дело, с таким же увлечением отдаются веселью. Гоголь ценил в народе природный талант, живой ум, острую наблюдательность: «Как метко все, что вышло из глубины Росии . живой русский ум, что не лезет в карман за словом, не высиживает его, как наседка, а улиплюе сразу, как паспорт, на вечное ношение. Гоголь видел в русском слове, в русском языке отпечаток характера своего народа. В поэме показаны крестьяне, не мирятся со своим рабским положением и бегут от помещиков на окраины России.

Абакум Фиров, не выдержав притеснения и неволе у помещика Плюшкина, бежит на широкий волжский простор. Он «гуляет громко и весело на хлебной пристани, пидрядившись с купцами. Но нелегко ему ходить с бурлаками, «вытягивая лямку под одну бесконечную, как Русь, песню». В песнях бурлаков Гоголь слышал выражение тоски и стремление народа к другой жизни, к прекрасному будущему: «Еще до сих пор загадка, — писал Гоголь, — этот необъятный разгул, что слышится в наших песнях, несется куда мимо жизни и саму песню, ‘будто сгорая желанием лучшей отчизны, по которой тоскует со дня создания человек ». Тема крестьянского бунта возникает в девятой и десятой главах. Крестьяне сел Вшивая Тщеславие, Боровко и Задирайлово убили заседателя Дробьяжкина. Судебная палата дело замяла, потому что Дробьяжкин мертв, пусть будет в пользу живых. Но среди мужиков не нашли убийцу, не выдали мужики никого. Капитан Копейкин искалечен на войне. Он не мог работать и поехал в Петербург хлопотать себе помощь, но ему вельможа велел ждать, а когда надоел ему Копейкин, то грубо ответил: «Ищи сам средства для жизни», и еще пригрозил вызвать исправника. И пошел капитан искать их в дремучие леса, в шайку разбойников. Неспокойно в крепостной государстве. Полная скрытого жизни и внутренних сил Русь «с другой стороны», и неизвестно, чем обернется «разгул широкого жизни» народного . Не видят этого равнодушные глаза помещиков и правителей, занятых своими мелкими интересами, чуждых любви к родине, что отмахиваются от патриотов советами «искать самим себе средств» .

Ну что ж, Россия-найдет средства сдвинуть с места своем бедном жизнь, бездомные раскинулось на широких просторах. Гоголь не знает, какие это будут средства, он не знает, как люди смогут сделать родину и себя счастливыми, но в поэме автор выражает уверенность в силах русского народа и большом будущем России: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудесного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросано и беспризорные в тебе, открыто, пустынно и ровно все в тебе; . но какая непостижимая . сила притягивает к тебе? Почему слышится и звучит твоя тоскливая . песня? Предсказывал этот необъятный простор? Разве здесь, в тебе не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Разве здесь не быть богатырю, когда есть места, где развернуться и пройтись ему? »Палка вера в скрытые до времени, но необъятные силы своего народа, любовь к родине позволили Гоголю представить ее великое и прекрасное будущее. В лирических отступлениях он рисует Русь в символическом образе птицы-тройки, которого нельзя опередить. Этот образ воплощает мощь неисчерпаемых сил родины. Думой о России заканчивается поэма. «Русь, куда же мчишся ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудесным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорвано . воздуха; летит мимо все, что есть на земле, и, глядя окоси, отступаются и дают ей дорогу другие народы и государства ». Прошло немало лет с тех пор, как написана поэма. И мы видим, как знал русский народ Н. В. Гоголь, как любил необъятную Русь и верил в ее великое будущее.

найдет средства сдвинуть с места своем бедном жизнь, бездомные раскинулось на широких просторах. Гоголь не знает, какие это будут средства, он не знает, как люди смогут сделать родину и себя счастливыми, но в поэме автор выражает уверенность в силах русского народа и большом будущем России: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудесного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросано и беспризорные в тебе, открыто, пустынно и ровно все в тебе; . но какая непостижимая . сила притягивает к тебе? Почему слышится и звучит твоя тоскливая . песня? Предсказывал этот необъятный простор? Разве здесь, в тебе не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Разве здесь не быть богатырю, когда есть места, где развернуться и пройтись ему? »Палка вера в скрытые до времени, но необъятные силы своего народа, любовь к родине позволили Гоголю представить ее великое и прекрасное будущее. В лирических отступлениях он рисует Русь в символическом образе птицы-тройки, которого нельзя опередить. Этот образ воплощает мощь неисчерпаемых сил родины. Думой о России заканчивается поэма. «Русь, куда же мчишся ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудесным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорвано . воздуха; летит мимо все, что есть на земле, и, глядя окоси, отступаются и дают ей дорогу другие народы и государства ». Прошло немало лет с тех пор, как написана поэма. И мы видим, как знал русский народ Н. В. Гоголь, как любил необъятную Русь и верил в ее великое будущее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: