Раздел третий

Наряду с романтизмом важнейшим событием периода 1812-1825 гг. является постепенное становление реализма. Реалистический метод отражения действительности вырастал из лучших традиций, завещанных XIX веку Кантемиром и Фонвизиным, Радищевым и Державиным. Его подготовляли идейными и творческими исканиями просветители «Вольного общества» и своей поэтической практикой — Жуковский и Батюшков. Реализм вырастал из поэзии революционных романтиков, выразившей существенные черты социального, гражданского существа человека. В арсенале реализма были высокие идеи, которыми обогатили литературу Радищев и его последователи, Рылеев и его сподвижники, а также богатейший опыт мировой классики. Становление реализма обусловливалось социально-историческими причинами, порождавшими потребность в переходе литературы от эмоционально-эстетических оценок жизни к воспроизведению ее во всей истине. Реализм призван был решать задачи более глубокого и всеохватывающего познания действительности на базе образного мышления.

Развитие реализма — процесс, история, движение, борьба. Он явился итогом непрестанных поисков, опытов, накопления навыков и художественных средств в творчестве большого ряда писателей и поэтов, которых, говоря словами И. С. Тургенева, «изучение человеческой физиономии, чужой жизни, интересует больше, чем изложение собственных чувств и мыслей», которым творчески приятнее рисовать образ человека или вещи, чем горячо высказывать то, что они ощущают при виде человека или вещи * . В деятельности таких писателей, творивших во взаимодействии, спорах и борьбе с деятелями сентиментального, классицистического и романтического направлений, совершалось становление реализма, формировались отдельные элементы, разрабатывалась тематическая и образная основа нового искусства, наконец, достигали классического совершенства отдельные жанры реализма.

* ( И. С. Тургенев. Перв. собр. писем. СПб, 1884, стр. 295.)

Романтизм и реализм в литературе XIX веке

«Начало нового века» — так называется стихотворение Фридриха Шиллера, написанное в 1801 г. Пламенный немецкий просветитель, восторженно утверждавший в своих драмах веру в непрерывный прогресс человечества, неуверенно и даже в каком-то смятении встречал новое, XIX столетие:

Где приют для мира уготован?

Где найдет свободу человек?

Старый век грозой ознаменован,

И в крови родился новый век.(Перевод В. Курочкина.)

«Гроза» — это Великая французская революция 1789 — 1794 гг. «Кровь» — это войны, которые вел в те годы Наполеон. Старая феодально-крепостническая Европа была до основания потрясена этими событиями. В наше время даже трудно представить, каким глубоким, поистине историческим был переворот в сознании современников.

Но вспомним, какой долгой была ночь средневековья. Более тысячелетия! Сменялись десятки поколений — социальный уклад оставался неизменным. А церковь внушала верующим, что он и не может быть иным.

Парижане, взявшие 14 июля 1789 г. Бастилию, дали наглядный урок всем народам. Оказывается, вековые порядки можно изменить и создать государство без короля и дворянских привилегий.

Не пропали усилия мыслителей XVIII в. Настойчиво, упорно просветители расшатывали веру в незыблемость старого режима, неустанно внушали они своим современникам, что на смену отжившему, обветшалому, утратившему всякий здравый смысл порядку вещей должен прийти новый, разумный, достойный человека — самого совершенного творения природы.

Но жизнь оказалась сложнее, чем это представлялось Дефо, Вольтеру, Лессингу, Филдингу, молодому Шиллеру.

Новое буржуазное общество было устроено значительно лучше прежнего, но оно отнюдь не было похоже на царство разума, обещанное просветителями XVIII в. И неизбежно наступило разочарование.

Все старое было поколеблено, а новое еще не определилось. Пересматривались прежние взгляды, менялись оценки, ожесточенные споры шли между сторонниками старого и нового.

В этой общественной атмосфере на рубеже XVIII — XIX вв. возникло новое явление духовной жизни — романтизм.

Романтизм составил целую эпоху в истории европейской культуры. На протяжении нескольких десятилетий он господствовал в литературе, музыке, живописи. Направление это сложное, многогранное и охватывает явления, внешне как будто непохожие.

Поэт Байрон создал образы Гяура и Каина — необычных героев, людей большой страсти и трагической судьбы, одиноких и неприкаянных. Мы говорим : это романтизм.

Читая роман Гюго «Собор Парижской богоматери», мы поражаемся тому, как ярко, контрастно изображены его герои, как остро сталкиваются добро и зло, и говорим: это романтический исторический роман.

В романтизме причудливо сочетаются исключительность героев, индивидуализм, глубокий интерес к прошлому, стремление и умение зримо передать колорит отдаленных времен (историзм), влечение к необычному, к экзотике (нетипичность, исключительность обстоятельств) и, наконец, задушевность, лиризм, какое-то особое, до этого неизвестное в литературе проникновение в глубины человеческой души.

О романтиках часто говорят, что они противопоставляют действительности несбыточную мечту, подменяют жизнь сказкой. Это верно, но надо обязательно разобраться, в чем смысл этого противопоставления.

Байрон писал, что ему «ненавистен род людской» и он хотел бы найти забвение вдали от него:

Когда б я мог, расправив крылья,

Как голубь к радостям гнезда,

Умчаться в небо без усилья,

Прочь, прочь от жизни — навсегда!(Перевод В. Брюсова.)

Это не значит, что Байрон — человеконенавистник, как его нередко называла буржуазная критика. «Он любил человечество, — писал В. Г. Белинский, — но презирал и ненавидел людей, между которыми видел себя одиноким и отверженным».

Байрон не принимал нового, буржуазного строя и не чувствовал уважения к старой, дворянской аристократии.

Именно потому, что романтики презирали весь существующий буржуазный уклад жизни, они считали его предметом, недостойным поэтического изображения.

По мнению В. Гюго, драма неинтересна, если она, как простое плоское зеркало, отражает серую скуку жизни. Она должна быть зеркалом «концентрирующим», превращающим «мерцанье в свет, а свет — в пламя!».

В своих драмах В. Гюго не изображал современников. Как и другие романтики, он рисовал своих героев по контрасту с тем, что видел вокруг себя в буржуазной Франции XIX в.

Торгаш был пошлым и мелочным. Романтики изображали большие чувства, могучие страсти, необычные подвиги. Буржуа был холодным, бездушным, расчетливым. Романтики раскрывали богатство души человеческой, неустанно напоминая о том, как трагически одинок настоящий человек в окружающем мире.

Тема одиночества пронизывает романтическую лирику. Вспомним стихи Гейне, известные нам по переводу М. Ю. Лермонтова:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И пальма ей снится тоже одна на утесе горючем. Одиноки Каин и Манфред у Байрона, Конрад Валленрод у Мицкевича, Рюи Блаз и Трибуле у Гюго. Неприкаянно чувствуют себя странствующие музыканты Гофмана.

Конечно, в разных странах романтизм имел свои особенности. Например, главное содержание романтизма Италии и Польши — протест против иноземного гнета и борьба за национальное освобождение.

Страстно выражая свое отношение к миру, романтики не скрывали своих общественных позиций. Все они презирали буржуазное общество, но идеалы их нередко резко противостояли друг другу.

Романтикам казалось, что буржуазная революция принесла лишь новое зло, разрушив патриархальную простоту нравов. Некоторые романтики поэтому идеализировали прошлое или даже искали утешения в религии. В творчестве таких писателей, как Шатобриан и Новалис, консервативные взгляды приходили в столкновение с глубокими прозрениями художника, видевшего сложность и противоречивость новой эпохи.

Другие романтики — П. Б. Шелли, В. Гюго, Ж. Санд, А. Мицкевич, Г. Гейне, презирая буржуазный мир, еще более решительно отметали все старое, отжившее, исторически обреченное и звали вперед, даже если они весьма смутно представляли себе облик грядущего.

Романтизм главенствовал в европейской литературе многие десятилетия. Это был важный этап в развитии культуры человечества. Бурно расцвела лирика. Отказавшись от сковывающих правил классицизма, романтики покоряли читателей богатством интонаций, многообразием поэтических форм, проникновенностью в передаче человеческих чувств. Романтики создали исторический роман. Они пробудили интерес к национальной культуре, к устному народному творчеству.

Они добились больших успехов в искусстве перевода на родной язык художественных произведений других народов. В литературе романтизма мир предстал более сложным и многозначным, чем это казалось просветителям.

Но жизнь шла. В Европе побеждал капитализм. В Англии и Франции эта победа была особенно наглядной и очевидной.

И уже нельзя было ограничиваться романтическими проклятиями по адресу «металла с желтыми глазами» (золота).

Поколение писателей, выступившее в начале 30-х годов XIX в., понимало, что нужно глубоко и серьезно разобраться в тех реальных отношениях, которые складывались в обществе. На смену романтизму и в споре с ним формируется реализм — искусство большой правды.

Да, очень непоэтично общество, все интересы которого сводятся к прибыли, умножению собственности. Его можно было презирать, питать к нему отвращение, но оно реально существовало. И литература больше не могла игнорировать эту реальность.

«Правда, горькая правда» — эти слова Дантона реалист Стендаль поставил эпиграфом к первой части своего романа «Красное и черное». Романтическая писательница Жорж Санд так сравнивала свой метод с методом реалиста Бальзака: она рисует людей такими, какими бы она хотела их видеть, а Бальзак изображал их такими, какие они есть.

Реалисты середины XIX в. стремились объективно разобраться в сложности и противоречивости окружающего мира, перед которым романтики часто чувствовали себя растерянно.

Бальзак видел свою задачу не только в том, чтобы стать «смелым изобразителем человеческих типов», «счетчиком профессий, летописцем добра и зла», но и в том, чтобы «уловить скрытый смысл огромного скопища типов, страстей и событий».

Реализм XIX в. мы называем критическим. Белинский отметил главные его черты: правдивость деталей, типичность характеров, типичность обстоятельств.

Романтики чаще всего изображали исключительных героев в необычных обстоятельствах. Реалисты XIX в. с почти научной точностью исследуют связь человека с окружающей средой. Типичный характер — это социальный характер. Вкусы человека, его интересы и стремления, взгляды на мир обусловлены особенностями среды, в которой он вырос и живет.

Романтики отвергали современное зло, но нередко изображали его абстрактно. Борьба между добром и злом идет во многих романах В. Гюго и Ж. Санд. Реалисты XIX в. Диккенс, Теккерей, Стендаль, Бальзак раскрыли социальный смысл зла; они поняли, что зло не существует вообще, оно в буржуазном образе жизни, в материальной зависимости человека.

Читателю становится ясно, что, например, владелец фирмы «Домби и сын» в одноименном романе Ч. Диккенса был черствым и бессердечным не по природе своей; таким его сделали деньги, честолюбие собственника, думающего только о наживе.

Победа реализма в XIX в., конечно, не могла быть простым возвращением к художественной манере реалистов-просветителей XVIII в.

Просветителям, казалось, что победа человеческого разума, распространение культуры, просвещение приведут к устранению всякого зла на земле. Реалисты XIX в. трезвее, беспощаднее и точнее изображали жизнь.

Там, где просветители видели борьбу разума и невежества, писатели XIX в. обнаруживали классовую борьбу.

Правда, они не создавали уже таких героических образов, как Робинзон Крузо или Фауст, но романтики научили реалистов тоньше, богаче изображать человеческую личность. В литературе критического реализма человек предстал во всей сложности и противоречивости своего душевного мира.

Особенно велика здесь заслуга Ф. Стендаля, замечательного реалиста-психолога. Современная зарубежная литература многими нитями связана с традициями романтизма и реализма XIX в.

Романтизм и реализм — больше, чем направления в литературе

МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — термин, функционирующий в лат. амер. критике и культурологии на разл. смысловых уровнях. В узком смысле понимается как течение в лат. амер. лит ре 20 в.; иногда трактуется в онтологич. ключе как имманентная константа лат. амер. худож.… … Энциклопедия культурологии

МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, тенденция в изобразительном искусстве 20 в., занимающая промежуточное положение между сюрреализмом (см. СЮРРЕАЛИЗМ) и традиционалистскими стилями типа классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) или романтизма (см. РОМАНТИЗМ) . Для… … Энциклопедический словарь

МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — тенденция в изо искусстве 20 в., занимающая промежуточное положение между сюрреализмом и традиционалистскими стилями типа классицизма или романтизма. Для представителей магического реализма (напр., Бальтюс, представители американского… … Большой Энциклопедический словарь

Магический реализм — один из самых “блуждающих” искусствоведческих и литературоведческих терминов XX в. Впервые был употреблен в 1923 немецким искусствоведом Францем Роо для характеристики новых явлений в немецкой живописи и некоторое время использовался в этом… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

Магический реализм — (от лат. magia волшебство, чародейство) В XX в. на почве представлений о широких, далеко не исчерпанных возможностях искусства возникло понятие магического реализма. Его в 1914 г. использовал русский художник В. Кандинский при характеристики… … Эстетика. Энциклопедический словарь

Реализм (живопись) — У этого термина существуют и другие значения, см. Реализм. Эдуар Мане. «Завтрак в мастерской» (1868) Реализм эстетическая позиция, с … Википедия

Реализм — (от лат. realis вещественный, действительный) творческий принцип, позволяющий художнику, писателю поэту таким образом воссоздавать в своих произведениях различные виды объективных и субъективных реалий, внешних форм и внутренних, глубинных,… … Эстетика. Энциклопедический словарь

Реализм и экспрессионизм — существенно различаются по принципам художественного постижения мира. В классическом реализме, которому свойственно стремление к многообразному охвату действительности, сущность жизненных явлений раскрывалась через их индивидуализированное… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, художественные тенденции, родственные магическому реализму (см. МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ), включающие больше ирреальных, сверхъестественных мотивов. Близок сюрреализму (см. СЮРРЕАЛИЗМ), но в отличие от последнего строже… … Энциклопедический словарь

Магического реализма — Магический реализм это жанр искусства, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира. В современном значении этот термин скорее описательный, чем точный. Первоначально термин «магический реализм» использовался немецким… … Википедия

Реализм в литературе второй половины XIX века

Вторая половина XIX века характеризуется появлением такого течения, как реализм. Он следовал сразу за романтизмом, появившимся в первой половине этого столетия, но при этом кардинально отличавшимся от него. Реализм в литературе демонстрировал типичного человека в типичной ситуации и старался максимально правдоподобно отразить действительность.

Основные признаки реализма

Реализм обладает определенным набором признаков, которые показывают отличия от романтизма, предшествовавшего ему, и от натурализма, следующего за ним.
1. Типизация образом. Объектом произведения в реализме всегда выступает обыкновенный человек со всеми его достоинствами и недостатками. Точность в изображении деталей характерных для человека, вот ключевое правило реализма. Однако авторы не забывают о таких нюансах, как индивидуальные особенности, и они гармонично вплетаются в цельный образ. Это отличает реализм от романтизма, где персонаж индивидуален.
2. Типизация ситуации. Ситуация, в которой оказывается герой произведения, должна быть характерной для описываемого времени. Уникальная ситуация больше характерна для натурализма.
3. Точность в изображении. Реалисты всегда описывали мир таким, какой он являлся, сводя мировосприятие автора к минимуму. Совершенно иначе поступали романтики. Мир в их работах демонстрировался через призму их собственного мироощущения.
4. Детерминизм. Ситуация, в которой оказались герои произведений реалистов, это только результат поступков совершенных в прошлом. Герои показываются в развитии, которое формируется окружающим миром. Ключевую роль в этом выполняют межличностные отношения. На личность персонажа и его поступки влияет множество факторов: социальных, религиозных, нравственных и прочих. Нередко в произведении происходит развитие и изменение личности под влиянием социально-бытовых факторов.
5. Конфликт: герой – общество. Этот конфликт не является уникальным. Он характерен и для предшествующих реализму течений: классицизм и романтизм. Однако только реализм рассматривает максимально типичные ситуации. Он интересуется взаимоотношением толпы и индивида, сознания массы и отдельного человека.
6. Историзм. Литература в XIX века демонстрирует человека неотрывно от среды и периода истории. Авторы изучали стиль жизни, нормы поведения в обществе на определенном этапе, прежде чем писать твои произведения.

История возникновения

Считается, что уже в эпоху Возрождения начинает зарождаться реализм. К характерным для реализма героям относят такие масштабные образы, как Дон Кихот, Гамлет и прочих. В этот период человек представляет как венец творения, что не характерно для более поздних периодов его развития. В эпоху Просвещения появляется просветительский реализм. В качестве главного персонажа выступает герой из низов.
В 1830-х выходцами из круга романтиков формируется реализм как новое литературное направление. Они стремятся не изображать мир во всей его многогранности и отказываются от привычных романтикам двух миров.
Уже к 40-м годам критический реализм становится ведущим направлением. Однако на начальном этапе формирования этого литературного направления новоиспеченные реалисты все еще используют остаточные характерные для романтизма черты.

К ним можно причислить:
• культ эзотерики;
• изображение ярких нетипичных личностей;
• использование элементов фантастики;
• сегрегация героев на положительных и отрицательных.
Именно поэтому реализм писателей первой половины столетия часто подвергался критике со стороны писателей конца в XIX века. Однако именно на раннем этапе формируются основные черты этого направления. В первую очередь – это конфликт характерный для реализма. В литературе бывших романтиков четко прослеживается противопоставление человека и социума.
Во второй половине XIX реализм приобретает новые формы. И не зря этот период именуется «триумфом реализма». Социальная и политическая ситуация способствовала тому, что авторы начали изучать природу человека, а также его поведение в определенных ситуациях. Начали играть большую роль социальные связи между индивидами.
Огромное влияние на развитие реализма имела наука того времени. В 1859 году публикуется работа Дарвина « Происхождение видов». Позитивистская философия Канта также делает свой вклад в художественную практику. Реализм в литературе XIX века приобретает аналитический изучающий характер. При этом писатели отказываются от анализа будущего, оно их мало интересовало. Акцент делался на современности, которая и стала ключевой темой отражения критического реализма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector