Романтические поэмы Пушкина

Перед русским романтизмом, освоившим мелкие стихотворные жанры, встала задача создания эпических форм, в частности поэмы. Она была решена Пушкиным, завершившим в 1820 г. свою первую поэму «Руслан и Людмила». Она так и осталась единственным в русской литературе произведением, которое соответствовало теоретическим представлениям в «Словаре древней и новой поэзии» (1821) Николая Остолопова: «Поэма романтическая есть стихотворческое повествование о каком-либо происшествии рыцарском, составляющем смесь любви, храбрости, благочестия и основанном на действиях чудесных».

Необыкновенный успех и такие же споры вокруг поэмы объясняются ее новаторством на уровне и содержания, и формы, что определено Белинским как предчувствие нового мира творчества. Своей поэмой на уровне времени ее создания Пушкин решал проблему народности.

Поэма написана в духе народных сказок, сказочны детали (живая и мертвая вода), из истории Карамзина взяты исторические сведения (на Киев нападают печенеги; происхождение Финна связано с ремаркой: финские чародейства подробно описываются в северных сказках); внимание к этнографической и бытовой картинам Но сюжет создан Пушкиным, а все герои -воображаемые, приключения — придуманные; просторечия же, встречающиеся в поэме, были не смелой новизной, а рецидивом шуточно-волшебных сказок.

Новаторство поэмы: герои наделены жизненными чертами, что не встречается до Пушкина; образ автора-рассказчика; иронический тон повествования. Поэма была обращена не в прошлое, а к будущему, что очень скоро отозвалось в первой главе «Евгения Онегина» (друзья Людмилы и Руслана«, т. е. новое поколение читателей).

Южные поэмы — следующая ступень в развитии пушкинского романтизма. Пушкин причисляет себя к тем романтикам, которым присущи поэтическое новаторство, нарушение отживших форм и традиций. Именно в таком духе написаны «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы».

Проблема героя: Пушкин ставит целью не изображение своего внутреннего мира в виде исповеди, а создание характера с чертами, присущими молодежи двадцатых годов, а именно: «равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, преждевременную старость души» (в письме Горчакову в 1822г.): Эта новая задача требовала иной формы, отличной от общеизвестного представления о байроновских образцах. Поэтому жанр Пушкин определит как повесть.

Главная тема — поиски свободы. В этом причина бегства Пленника из привычной (европейской) жизни. Родственность душевных устремлений героя и вольных горцев подчеркнута в поэме. Описание природы и нравов дополняет характеристику героя. Для Пушкина — «черкесы, их обычаи и нравы занимают большую и лучшую часть повести».

Центральный эпизод — объяснение Пленника с Черкешенкой. Трагическая развязка заложена в характерах героев: Пленник еще не исцелился от прежней любви, любовь Черкешенки наивна. Противоречия намечены резко — слова Черкешенки «Свободу, родину забудь» Пленник принять не может. Успокоение души, усыпление чувств не для него. Отсюда берет начало будущий характер Онегина.

Отдавая дань проблеме народности на уровне ее тогдашнего понимания, Пушкин во все южные поэмы вводит народную песню. Ее эволюция может служить еще одним доказательством развития творчества Пушкина от романтизма к реализму.

Другой особенностью пушкинского романтизма (как романтического направления, требующего необычного, экзотичного места событий) становится образ Востока, по-разному присутствующий в южных поэмах. Восточный колорит подчинялся для него следующим требованиям: «Слог восточный был для меня образцом, сколько возможно нам, благоразумным, холодным европейцам. Европеец и в упоении восточной роскоши должен сохранить вкус и взор европейца» (в письме Вяземскому 1825 г.). Так в «Бахчисарайском фонтане» — исторические неточности и условность «восточного колорита», изображение Крыма вообще на основе фантазии и личных впечатлений, а не историко-археологических разысканий.

Осенью 1824 г. уже в Михайловском Пушкин закончил поэму «Цыганы». Герой продолжает Пленника из первой южной поэмы. Вторжение его, .европейца, в жизнь племени, чуждого цивилизации, приводит к гибели героини. Алеко, как и Пленник, имел некоторые автопортретные черты (выбор имени). Прошлое героя также неизвестно, но конфликт в прошлом очерчен точно: его преследует закон. Авторское отношение к герою исключительно новаторское — осуждение индивидуализма и эгоизма. Современные Пушкину романтики, как Жуковский и Рылеев, не приняли Алеко как героя романтической поэмы, хотя и по разным причинам (для Жуковского Алеко жесток, для Рылеева «низок» — ходит, т. е. выступает с медведем). В своем романтизме Пушкин обогнал современные представления.

Характеристика Земфиры не совпадает с характеристикой. Совершенно новым характером является старый цыган. Он проповедует гуманистические идеалы, которые вдохновляли пушкинских современников — лучших представителей эпохи. Его речи умудренного жизнью человека отражают опыт не только индивидуальный, но и коллективный.

Особенностью поэмы явилась ее новая форма. Если «Руслан и Людмила» -поэма в шести песнях с посвящением и эпилогом, «Кавказский пленник» — повесть в двух частях с посвящением и эпилогом, то эта поэма представляет драматический диалог. Таким образом в самой форме выступает драматическая природа поэмы.

Чувство современности руководило Пушкиным при создании поэмы. Она рассказывала о современном человеке и для современного человека. Отказ от цивилизации не мог сделать героя счастливым. Причина зла — в отношениях человека к человеку, в извечных его страстях.

«Цыганы» — не только последняя из южных поэм, но и завершающая, самая зрелая. «Пушкин исчерпал романтическую тему» (Томашевский).

Весело провести праздник и создать позитивное настроение поможет ведущий на день рождения. С тамадой любое праздничное мероприятие, превратится в яркий и красочный фонтан положительных эмоций.

«Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина

Летом 1821 года во время кишиневской ссылки Пушкин несколько недель странствовал с табором цыган. Под впечатлением от тех дней он начал писать поэму «Цыганы», которую завершил в конце 1824 года в Михайловском. Впервые отрывки из поэмы были опубликованы в альманахе «Полярная звезда», затем в «Северных цветах». Ознакомиться с полным текстом «Цыган» читатели смогли только в 1827 году, когда произведение вышло отдельным изданием.

«Цыганы» завершают цикл «южных» поэм Пушкина. Это практически последнее произведение поэта, написанное в романтическом стиле. В нем отразился творческий кризис автора, глубинные изменения его мировоззрения. Основная тема поэмы – развенчание романтического героя. Но поэт не нашел, чем можно заменить привычные идеалы, потому так мрачен финал произведения.

Мотив бегства от цивилизации к свободным дикарям был в то время довольно популярен. В «Цыганах» Пушкин показал, насколько подобная идея фальшива и утопична. Герой поэмы Алеко – изгнанник, преследуемый законом. Но юноша не только хочет избежать ответственности за совершенное преступление. Алеко разочаровался в цивилизации, возненавидел городскую жизнь. Среди цыган он ищет свободу и искренность чувств.

Такая завязка сюжета типична для романтического произведения. Автор ничего не сообщает о прошлом Алеко, о преступлении, которое он совершил. Читатель может лишь догадываться об этом по отдельным моментам. Ясно, что Алеко – человек образованный, поскольку осведомлен о судьбе Овидия. Наверняка он хорошо знает городскую жизнь, о которой отзывается следующим образом: «Толпы безумное гоненье или блистательный позор».

Алеко легко принимает примитивный быт цыган, быстро вписывается в их кочевую жизнь. «Изодранные шатры», «убогий ужин», лохмотья одежд и необходимость ходить по селам с ручным медведем, чтобы заработать на хлеб, его не пугают. Любовь прекрасной Земфиры и желанная свобода должны сделать Алеко полностью счастливым. Но этого не произошло.

Героем владеет «тайная грусть», причину которой даже сам Алеко не понимает. Это тоска по привычной жизни, комфорту, общению с образованными людьми. На самом деле Алеко так и не стал частью цыганской вольницы, потому что не понял и не принял суть этой воли – свободу чувств и поступков.

Героини поэмы Земфира и Мариула не имеют никаких нравственных обязательств перед мужчинами и детьми. Они слепо следуют своим желаниям, повинуются страстям. Пушкин намеренно создал образ матери Земфиры, которая оставила дочь ради новой любви. В цивилизованном обществе этот поступок вызвал бы всеобщее порицание, но Земфира не осуждает мать. Она поступает так же.

Цыгане не считают измену грехом, потому что никто не в силах удержать любовь. Для старика поступок дочери обычен. Но для Алеко – это покушение на его права, которое не может остаться безнаказанным. Убийство Земфиры и ее возлюбленного ясно показывает, что в душе герой поэмы так и не стал цыганом. «Я не таков», – признает Алеко.

Старик называет юношу гордым человеком, злым и смелым в противовес мирным и «робким душою» соплеменникам. Он ясно определяет причину поступка Алеко – эгоизм. «Ты для себя лишь хочешь воли», – обвиняет убийцу отец Земфиры. Считая себя свободным, Алеко не желает видеть свободными других.

Впервые Пушкин изобразил изгнание романтического героя не только из цивилизованного общества, но также из мира свободы. Алеко совершает преступление не против предрассудков и традиций, а против общечеловеческих ценностей. Его ревность и жестокость не вызывают сочувствия читателей. Герой оказывается эгоистом и убийцей.

Одновременно поэт разрушает романтический ореол цыганской воли. Красочно описанные подробности быта показывают нищету и невежество дикого народа, а свобода любви и действий не приносит им счастья. Такой поворот сюжета и оценка поступков героев позволили критикам назвать поэму «нетипичной».

Композиционно произведение построено вокруг цыганской песни Земфиры, которая не случайно занимает центральное место, так как является кульминацией конфликта. Поэма состоит из одиннадцати частей. Девять из них написаны четырехстопным ямбом, а песнь Земфиры – двустопным анапестом. Еще одна песня «Птичка божия не знает…» написана четырехстопным хореем.

Кроме двух песен, в поэме есть еще два рассказа старого цыгана: о сосланном поэте и о неверной жене Мариуле. Они служат развитию сюжета и хорошо раскрывают характеры героев. Части произведения имеют совершенно разную форму. Здесь есть повествование от лица автора, описания природы и быта цыган, диалоги. Все части мастерски соединены в одно целое и последовательно реализуют замысел поэта.

«Цыганы» не имели большого успеха в России, хотя некоторые фразы поэмы стали крылатыми. Произведение было восторженно принято европейской публикой. Именно «Цыганы» вдохновили Мериме написать «Кармен», а Рахманинова – свою первую оперу «Алеко». Песню «Птичка божия не знает…» переложили на музыку 32 композитора. Она вошла во многие детские книги и хрестоматии.

Поэма А.С. Пушкина «Цыганы» как романтическая поэма (по программе Б.Ладыгина). 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7

Цели и задачи:

  • Актуализировать знания учащихся о романтизме как литературном направлении, его отличительных чертах, об особенностях пушкинского романтизма.
  • Познакомить учащихся с периодом южной ссылки в жизни Пушкина.
  • Показать особенности поэмы “Цыганы” как романтической поэмы (приемы раскрытия характера героев, своеобразие разрешения проблемы человеческой свободы в поэме, изобразительно – выразительные средства).
  • Используя фрагменты оперы С.Рахманинова “Алеко”, показать приемы создания характера Алеко в музыкальном произведении.
  • Провести сопоставительную характеристику образа Алеко в литературном и музыкальном произведениях.
  • Продолжать развивать умение учащихся давать сопоставительную характеристику героя на основе текста произведения, умение определять авторскую позицию, находить изобразительно – выразительные средства, умение логически строить устный ответ.
  • Продолжать развивать навыки учащихся слушать, воспринимать и интерпретировать поэтическое произведение.
  • Способствовать формированию понимания личной свободы, формированию музыкального вкуса.

Оборудование:

  • Иллюстрации к поэме “Цыганы” К.А. Клементьевой (“Цыганский табор”, “Алеко и Земфира”, “Алеко убивает Земфиру”)
  • Запись . Е.Дога. Музыка из кинофильма “Табор уходит в небо” (“Дорога”)
  • Запись. Ария Алеко из оперы С.Рахманинова “Алеко”

Методы и приемы: эвристический, беседа, словесное рисование, комментированное чтение

Ход урока

I. Приветствие, оргмомент

II. Учитель: На прошлом уроке вы познакомились с новым для вас понятием – романтизм.

Что такое романтизм? Когда развивалось данное направление? Кто был наиболее видным представителем романтизма? Какие исторические события послужили причиной для развития романтизма на Западе? Каковы отличительные особенности романтизма? Как развивался романтизм в России? В чем отличие русского романтизма от западноевропейского?

— Сегодня мы будем говорить о поэме А.С. Пушкина “Цыганы”.

Какую направленность имеет это произведение? В чем заключается особенность пушкинского романтизма?

(Учащиеся, исходя из знаний, полученных на прошлом уроке, наверняка отметя, что у А.С.Пушкина был свой взгляд на романтизм как литературное направление.)

III. Вы сказали, что у Пушкина были свои взгляды на романтизм как литературное направление. И это верно. Действительно, для Пушкина главным было создание образа современного героя, который жил интересами современного героя, который жил интересами и волнениями своего века, также для него была важна идея свободы, но больше всего Пушкина, как романтика, волновало необыкновенное, как в человеке, так и в нации, в природе. Романтический период в творчестве Пушкина был коротким, но какую бы южную поэму мы ни взяли, будь “Кавказский пленник” или “Братья – разбойники”, “Бахчисарайский фонтан” или “Цыганы”, мы обязательно увидим черты романтизма.

— Скажите, почему Пушкин поднимает тему человеческой свободы и смысла человеческого существования именно в романтической поэме “Цыганы”? Ведь он мог с успехом написать реалистическую поэму.

Более полно мы сможем ответить на этот вопрос в конце нашего урока. Запишите тему сегодняшнего урока. Поэма А.С. Пушкина “Цыганы” как романтическая поэма”.

IV. — Где происходят события? (В цыганском таборе.)

— Почему Пушкин выбрал именно эту нацию? (Она для него была “необыкновенной”.)

— Слово учителя. У Пушкина были особенные отношения с цыганами. Дело в том, что находясь в южной ссылке почти три года (с сентября 1820 г. по август 1823 г.), Пушкин среди незнакомого ему народа, изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь. Он знал много цыганских песен и очень любил их. Содержание одной из песен молдавских цыган он изложил так: “Мы люди смирные, девы наши любят волю – что тебе делать у нас”. Эти слова он хотел предпослать поэме в качестве эпиграфа. Поэма Пушкина достаточна биографична. Действительно, летом 1821 года Пушкин странствовал с цыганским табором в Молдавии, о чем он и написал в эпилоге поэмы. Пушкин был влюблен в цыганку, которая была брошена своей матерью на попечение отца. Цыганка, в которую был влюблен Пушкин, убежала из табора, а позднее была зарезана ревнивым цыганом. Поэтому автобиографичность поэмы отразилась и в именах. Сравните имена: Алеко – Александр – имя Пушкина, Мариулой названа жена старого цыгана, а Земфирой, в которую по преданию влюбился в таборе Пушкин – главная героиня поэмы.

Сейчас вы прослушаете мелодию. Попытайтесь мысленно нарисовать картины, которые предстают перед вами. (Учащиеся слушают запись темы Е.Дога из кинофильма “Табор уходит в небо” — “Дорога”.)

— Какие картины возникли в вашем воображении? Совпадают ли они с описанием Пушкина в первых строках поэмы?

— Прочитайте (Учащиеся читают отрывок “Цыганы шумною толпой – Ночным подернутое паром”.)

— Какие изобразительно – выразительные средства использует Пушкин для того, чтобы показать нам живописность, романтическую приподнятость описания?

— Какие слова являются ключевыми?

— Итак, какова жизнь цыган? В чем ее привлекательность? (Цыгане ведут кочевую, вольную жизнь и в этом ее привлекательность.)

— Как появляется в таборе Алеко? Что заставляет Алеко присоединиться к цыганскому табору? Найдите в тексте эпизод. Прочитайте. (“Но вот она. За нею следом – Его преследует закон”.)

— Какая отличительная черта романтизма здесь проявляется?

— Что Алеко ищет, а что находит в цыганском таборе? От чего бежит? Найдите в тексте.

— Совпадает ли позиция автора и Алеко в осуждении “неволи душных городов”?

— Каково значение песни “Птичка божия не знает…” для понимания характера Алеко, его конфликта с обществом?

— Как намечается конфликт между Алеко и Земфирой?

— Можем ли мы сказать, что здесь представлен конфликт между цыганским табором и европейским обществом? Какие особенности цыганского табора отмечает Пушкин?

— Каковы особенности европейского “городского общества”?

— В чем выражается конфликт цыганского табора и светского общества? (В поведении героев, в их отношениях друг к другу.)

— Слово учителя. Но Пушкина интересует не личная драма Алеко и Земфиры, а драма общественная. С этой точки зрения Алеко и Земфира воплощают обобщенные характеры людей, сложившихся в цыганском таборе и светском обществе. Автор не рассказывает нам истории их жизни до описываемых событий, но об убежден, что разные общественные уклады формируют разные характеры.

— А каков основный конфликт поэмы?

(Внутренний. Алеко волен как племя цыган, но нет радости, нет покоя, наоборот, нарастет чувство печали, тоски, тревоги. Свобода и любовь – главные ценности жизни, к которым стремится Алеко. Но он страдает от внутренних противоречий, которые вызваны невозможностью отбросить все ценности цивилизованного общества, смирить свои страсти).

— Мы сказали, что Алеко свободолюбив, ему присуща способность к глубокой страсти. Очевидно, что он образован.

— Какие еще черты характера присущи Алеко? Приведите примеры из текста.

— Имел ли Алеко право убивать человека? Имеет ли вообще право человек убивать другого?

— С какой исторической личностью сближает Алеко черта славолюбия?

— Давайте сопоставим образы Алеко и старого цыгана. Какими качествами наделен старик цыган?

— Что помогает понять эпизод “Рассказ старика цыгана об изгнаннике Овидии”? Как относятся к изгнаннику, его судьбе старик цыган и Алеко?

— История Овидия похожа на историю Алеко?

— Но существует различие в этих историях. Какое? Прочитайте.

— Как понимает человеческую свободу Алеко и старый цыган? Подтвердите текстом. Одна половина класса охарактеризует человеческую свободу с позиции Алеко, а другая с позиции старого цыгана.

— Итак, в понимании свободы Алеко должен быть нацелен только на себя, Алеко нужна свобода только для него. Т.е. у Алеко индивидуалистическое понимание свободы. Старик же цыган признает естественное право каждого человека на свободу, т.е. у цыгана гуманистическое понимание свободы.

— Каково понятие свободы у Земфиры?

— Прослушайте арию Алеко из оперы С.Рахманинова “Алеко”.

Слово учителя. Эта опера была написана девятнадцатилетним Рахманиновым за 17 дней. Рахманинов был вдохновлен гением Пушкина и потому взялся за работу с увлечением. Произведения Пушкина вдохновили многих композиторов.

Вспомните, какие композиторы положили в основу своих музыкальных произведений сюжеты Пушкина.

— Опера “Алеко” была экзаменационной работой Рахманинова при окончании консерватории. Экзаменационная комиссия во главе с Чайковским поставила Рахманинову высшую оценку. Премьера состоялась 9 мая 1893 г. в московском Большом театре и имела огромный успех. До сих пор все ведущие театры мира ставят оперу “Алеко”.

— При прослушивании обратите внимание на музыкальную интонацию, тип певческого голоса.

БЕСЕДА ПОСЛЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ.

— Сопоставимы ли литературный и музыкальный образы?

— Какую развязку получает сюжет?

— Что вы можете сказать об образе Алеко, сравнив начало поэмы и конец?

— Какой приговор выносит старый цыган Алеко? От чьего имени? Прочитайте.

— Чем подчеркнут в языке поэмы коллективный характер этого приговора?

— Как проявляется авторская позиция в поэме?

V. — Как переводится слово “романтизм” с французского?

Показываю иллюстрации К.А. Клементьевой.

— Соответствуют ли данные иллюстрации поэме А.С. Пушкина именно как романтической поэме?

VI. Итог. Пушкин развенчивает идею “байронического героя”. Он сказал новое слово в литературе, показал невозможность для цивилизованного, образованного человека вернуться в мир природы, не тронутой “просвещением”. Появление цивилизованного человека в мире “детей природы” привело к драме.

Домашнее задание. Нарисовать иллюстрацию к одному из эпизодов поэмы. Письменно доказать, что поэма содержит черты романтизма.

Примечание: Предыдущий урок полностью был посвящен теме “Романтизм как литературное направление”

Презентация на тему: А.С. Пушкин «Цыганы» (1824г.)

А.С. Пушкин «Цыганы» (1824г.)

Кто в силах удержать любовь?А. С. Пушкин А.Пушкин начал работу над «Цыганами» в январе 1824г. В Одессе. Он набросал план поэмы и 30 стихов –черновиков к ней.Кончил поэму уже а Михайловском, в ссылке. Но сюжет связан не с Одессой и не с Михайловским, а с Кишинёвым.

Летом 1821г. А.Пушкин, находясь в Молдавии, странствовал с цыганским табором несколько месяцев, изучал быт и жизнь цыган, их обычаи, язык. Таким образом, романтическая поэма во многом автобиографична. Можно усмотреть даже сходство имён Алеко –Александр, по преданию, опальный поэт был влюблён в одну из цыганок.

Именно с такими цыганами встречался во время южной ссылки молодой Пушкин. Дени Раффе. «Кочующие цыгане в Молдавии». Литография 1837 года.

Однако главный герой Алеко и Пушкин – это не одно и то же лицо. Лишь некоторые мысли героя и поэта совпадают. В этом проявилось нарастание реалистических тенденций в творчестве А.Пушкина. Поэт создает обобщённый образ молодого человека начала 20в. Докажите, что поэма — произведение романтическое.

К 1824г. в России были подавлены волнения, свирепствовала цензура. А Пушкина интересует внутренний мир человека. Обращение к внутреннему миру героев – это тоже признак романтизма.Назовите героев поэмы.

Расскажите об Алеко.Это индивидуалист. Он не в ладу с законом, внутренне опустошён, враждует с обществом и бежит от него сюда, на волю, к цыганам. Алеко ищет свободы не в обществе, а среди цыган, где нет цивилизации.

Жалеет ли Алеко, что покинул цивилизованное светское общество?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: