Романсы Рахманинова

Подписывайтесь на Обновления

Подписаться
Subscribe to TwebSA by Email

Романсы Рахманинова по популярности соперничают с его фортепианными произведениями. Рахманиновым написано около 80 романсов. Большинство из них написано на тексты русских поэтов-лириков второй половины 19 века и рубежа 20 века и всего лишь немногим более десятка на стихи поэтов 1-й половины 19 в. – Пушкина, Кольцова, Шевченко в русском переводе.

Обращаясь зачастую к стихотворениям невысокого поэтического достоинства, Рахманинов «прочитывал» их по-новому и в музыкальном воплощении придавал им новый, неизмеримо более глубокий смысл. Романс он трактовал как область выражения лирических чувств и настроений. В нескольких романсах Рахманинова связь с народной песней и городской бытовой музыкой. К жанру русской лирической песни («песня-романс») Рахманинов обращается в ранний период творчества, в 90-е гг. При этом жанр трактуется преимущественно в драматическом плане. Примером может служить песня-романс «Полюбила я на печаль свою» (стихи Шевченко, в переводе Плещеева). Песня связана с темой солдатчины, а по стилю – с плачами. Драма одинокой женщины-солдатки выразительно, правдиво воплощена в этом романсе. В основу мелодии положена терцовая попевка. Драматичные, надрывные распевы в кульминациях усиливают близость вокальной партии к плачу.

Совершенно особое место в вокальной лирике Рахманинова занимает «Вокализ», написанный в 1915 г. (посвящен великой певице Неждановой). Элементы народного песенного стиля органично вливаются здесь в мелодику, отмеченную яркой индивидуальностью. О связи «Вокализа» с русской протяжной песней говорит широта мелодии, неторопливый характер ее развития, гармонический язык. ( Вокализ написан в простой 2-хчастной форме).

Как продолжение жанра «восточной песни», характерного для творчества русских композиторов 1-й половины 19 в. и кучкистов, может рассматриваться романс «Не пой, красавица, при мне» (сл. А.С. Пушкина). В отличие от Глинки и Римского-Корсакова, обращавшихся к тому же стихотворению, Рахманинов придал ему страстно-патетическое звучание. В романсе сочетается песенное и декламационное звучание. Основная тема романса, задумчивая и печальная, сначала появляется в фортепианном вступлении. Однообразно повторяющаяся «ля» в басу , хроматически нисходящее движение средних голосов с красочными сменами гармоний придают музыке вступления восточный колорит.

Романсы лирико-пейзажного характера образуют одну из важнейших областей вокальной лирики Рахманинова. Пейзажный элемент или сливается основным психологическим содержанием или контрастирует ему. Некоторые из этих произведений выдержаны в праздничных, акварельных тонах, проникнуты спокойным, созерцательным характером, отличаются тонкостью и поэтичностью, например, «Островок» на стихи английского поэта-романтика П. Шелли в переводе К. Бальмонта.

«Сирень» (сл. Бекетовой) – одна из драгоценнейших жемчужин рахманиновской лирики. Музыка этого романса отмечена исключительной естественностью и простотой, замечательным слиянием лирического чувства и образов природы. Ощущение покоя возникает благодаря пентатонической окраске.

Романс «Здесь хорошо» (сл. Галиной) также принадлежит к выдающимся образцам светло-созерцательных лирических произведений Рахманинова. В этом романсе с большой ясностью обнаруживается характерная для зрелого романсного стиля композитора текучесть музыкального развития, порождающая ее особую цельность. Романс построен «на одном дыхании». Музыка романса отличается особой одухотворенностью и выразительностью.

В романсах Рахманинова образы природы привлекаются не только для выражения тихих, созерцательных настроений. Порой они помогают воплотить бурные, страстные чувства. Тогда рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся широтой формы, сочностью красок, блеском и сложностью фортепианного изложения. В таком стиле написан романс «Весенние воды» (сл. Тютчева). Это музыкальная картина русской весны, поэма восторженных, радостных чувств. В вокальной партии господствуют призывные мелодические обороты. Блестящая концертирующая партия фортепиано очень содержательна и играет чрезвычайно важную роль. Уже вступительная фраза фортепианной партии воссоздает атмосферу весны, рождая образ весенних потоков. Эта фраза развивается на протяжении почти всего романса.

Composer and Pianist ELDAR BABAEV
Prelude №10

Единая коллекция
Цифровых образовательных ресурсов

Русская классическая музыка

Романсы

«Вокализ» — одно из самых известных произведений С. Рахманинова. Об исполнении этого романса в доме композитора (в эмиграции) и об отношении самого композитора к этому своему сочинению рассказал один из крупнейших скрипачей XX века Н. Мильштейн. Рассказ о конкретном «Вокализе» предваряется кратким очерком истории жанра вокализа; приводятся примеры вокализов в западной и русской музыке. Этот романс существует в нескольких авторских версиях. Романс посвящен его первой исполнительнице А. Неждановой (приводятся воспоминания А. Неждановой).

«Островок» — один из романсов ор. 14. Романс создавался в трудный период в жизни С. Рахманинова. При этом известно, что композитор по-своему судил о житейских трудностях: он большую пользу в том, что они заставляют усиленно работать. Обращается внимание на важное сходство этого романса с другим романсом — «Сон», ор. 8, ? 5. Рассказ о романсе включает в себя сведения об отношениях С. Рахманинова и К. Бальмонта, автора стихов романса. На эти же стихи свой романс написал С. Танеев, что естественно дает повод для сравнения этих двух произведений.

Этот романс один из собранных композитором под ор. 8. Он написан на стихи А. Плещеева (перевод из Т. Шевченко). Романс продолжает исконно русскую традицию песни-романса и имеет очевидное родство с традицией русских народных плачев-причитаний. Для выразительной передачи духа этого рода русской народной музыки С. Рахманинов использует особые композиторские приемы (о них речь в описании романса).

«Сирень» — один из романсов ор. 21. Время создания романса — счастливый период в жизни С. Рахманинова: женитьба и жизнь в любимой Ивановке. Для полной и всесторонней оценки вокального произведения необходимы ведения не только о музыке и композиторе, но также о поэте (они приводятся в описании). Романс близок эстетике символизма, но не полностью совпадает с нею. Рассказывается также о А. Неждановой, первой исполнительнице романса.

С. Рахманинов написал два разных романса с названием «Сон». Данный романс отражает удивительное сходство реального состояния и настроения С. Рахманинова в момент написания данного романса с тем, что описывается в стихотворении А. Плещеева, являющимся переводом из Г. Гейне. Музыкальные средства, которыми создана атмосфера мечты и иллюзии. Тема сна и мистический мотив сна-смерти, сна-успокоения широко разработан в русской литературе и живописи, и романс С. Рахманинова рассматривается в контексте этих философских и эстетических идей.

Сергей Рахманинов

Биография Рахманинова
Творческий путь
Музыкальные произведения
Фотографии
Современники
Рахманинов и современность
Рахманинов и Тамбов
Интернет о Рахманинове
Памятники композитору
Конкурсы им. Рахманинова
Новости
На Тамбовщине после реконструкции открылся музей Сергея Рахманинова
Панихида в Софийском кафедральном соборе Новгорода
Новгородский памятник композитору Рахманинову
Памятник Рахманинову установят к юбилею Тамбова
Лунгин снимет фильм о Рахманинове
25 августа в Тамбове будет открыт памятник композитору С.В. Рахманинову
Тамбовские ученые выпустили музыкальный компьютерный альбом о Рахманинове
Тамбовские меломаны поставят памятник Рахманинову
Неизвестные страницы жизни и творчества Сергея Рахманинова на научной конференции
Воронеж: презентация книги о Сергее Рахманинове
все новости о Рахманинове

В годы, предшествующие Первой Мировой войне, русское искусство было проникнуто предчувствиями назревающих мировых потрясений. Неизбежность неслыханных перемен ощущали все, в том числе и Рахманинов. В эти годы в его музыке, например, во Втором и в Третьем фортепианных концертах, в вокально-симфонической поэме «Колокола», все чаще слышатся мятежные, тревожные звуки. Никогда еще образ колокольного звона не был таким трагическим и мятежным, как в двух последних частях «Колоколов». В годы Первой Мировой войны создана «Всенощная» Рахманинова (1915) — большой цикл для хора без сопровождения на темы древних церковных напевов. «Всенощная» оказалась последним крупным сочинением, созданным на родине.

Живя за границей, Рахманинов не забывал о Родине. Он очень внимательно следил за развитием советской культуры. Отношение Рахманинова к большевистскому режиму было непоколебимо отрицательным

В течение ряда лет Рахманинов не создал ни одного произведения. Когда же он вернулся к творчеству, то обратился к воспоминаниям о родной земле и народным русским песням («Три русские песни для хора с оркестром», 1926). Наиболее известными из творений композитора, написанных в эмиграции, являются четыре концерта для фортепиано, «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром, три симфонии, «Симфонические танцы». Самое замечательное произведение, созданное им в конце жизни, — Третья симфония (1936) — русская по духу и музыкальным образам. Но все эти поздние сочинения отмечены глубоким трагизмом, пронизаны любовью к России. Рахманинов до конца жизни оставался русским композитором.

В эмиграции Рахманинов почти прекратил свои дирижёрские выступления, хотя в Америке его приглашали занять пост руководителя Бостонского симфонического оркестра, а позже оркестра города Цинциннати. Но он не согласился и лишь изредка вставал за дирижёрский пульт, когда исполнялись его собственные сочинения.

В России менее всего известны другие произведения Рахманинова, связанные с возрождением русской духовной музыки. На рубеже XIX-XX веков в России возникает национальное движение «Новое русское возрождение» по определению А. Блока. В то время в обществе пробудился интерес к художественному наследию русского средневековья (к зодчеству, иконам, фрескам), на этой волне многие композиторы обращаются к древнерусской музыке. В этом русле создаются хоровые циклы Рахманинова – «Литургия Иоанна Златоуста» (1910) и «Всенощная» (1915).

Ко времени создания «литургии» Рахманинов был автором трёх фортепианных концертов, трёх опер и двух симфоний. Но, по признанию композитора, над редкой вещью он работал с таким удовольствием. Основываясь на традициях русской литургии, Рахманинов создаёт концертное произведение, где, в отличие от «Всенощной», практически не использует подлинные распевы. Он смело соединяет интонации народного и профессионального искусства, создаёт впечатляющий образ древнего культового пения.

В своём творчестве Рахманинов стремился отразить духовную жизнь России во взаимосвязи прошлого и настоящего. Поэтому он и обращался к хоровым произведениям, своеобразным массовым действам, где можно было передать глубину народной психологии (примером тому могут служить его кантаты «Весна» и «Колокола»).

Интересна история создания Рахманиновым романсов. Она началась с заочной переписки композитора и писательницы М. Шагинян. Она хотела, чтобы Рахманинов начал писать музыку на стихи настоящих поэтов, и подготовила для него целый сборник. Первоначально Шагинян подписывала свои письма музыкальной нотой ре и лишь со временем раскрыла свой псевдоним. Об этой увлекательной истории она рассказала в своих воспоминаниях. До сих пор особой популярностью пользуются романсы Рахманинова «Сирень», «Здесь хорошо», «Маргаритки».

В годы Второй Мировой войны Рахманинов дал в США несколько концертов и весь денежный сбор направил в фонд Советской Армии, чем оказал ей весьма существенную помощь. «Верю в полную победу», — писал он. По-видимому, это повлияло на лояльное отношение советского правительства к памяти и наследию великого композитора.

Всего за шесть недель до смерти Рахманинов выступал с первым концертом Бетховена и со своей «Рапсодией на тему Паганини». Приступ болезни (молниеносная форма рака) заставили прервать концертную поездку. Скончался Рахманинов 28 марта 1943 года. Перед смертью на его имя пришла телеграмма от советских композиторов, поздравлявших его с семидесятилетием. Великий русский композитор умер, а музыка его осталась с нами. По счастью, не только в нотах, но и на грампластинках, запечатлевших его собственное, неповторимо прекрасное исполнение.

Музыка Рахманинова и сегодня волнует и радует миллионы слушателей, она увлекает силой и искренностью выраженных в ней чувств, красотой и подлинно русской широтой мелодий.

Когда звучит музыка Рахманинова, кажется, будто слышишь страстную, образную, убеждающую речь. Композитор передаёт упоение жизнью – и музыка льётся бесконечной, широкой рекой (Второй концерт). Порой же она бурлит подобно стремительному вешнему потоку (романс «Весенние воды»). Рахманинов рассказывает о тех минутах, когда человек наслаждается покоем природы или радуется красоте степи, леса, озера, — и музыка становится особенно нежной, светлой, какой-то прозрачной и хрупкой (романсы «Здесь хорошо», «Островок», «Сирень»). В «музыкальных пейзажах» Рахманинова, как и в описаниях природы у его любимого писателя А. П. Чехова или в картинах художника И. И. Левитана, тонко и одухотворённо передано обаяние русской природы, скромной, неяркой, но бесконечно поэтичной. Немало у Рахманинова и страниц, полных драматизма, тревоги, мятежного порыва. Чуткий художник отразил предгрозовые настроения, характерные для русского общества накануне революции 1905 г.

Романсы Рахманинова

СИРЕНЬ

Музыка Сергея Рахманинова
Слова Екатерины Бекетовой

По утру, на заре,
По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень,
Где теснится сирень,
Я пойду свое счастье искать…
В жизни счастье одно
Мне найти суждено,
И то счастье в сирени живет;
На зеленых ветвях,
На душистых кистях
Мое бедное счастье цветет.

Уноси мое сердце в звенящую даль…: Русские романсы и песни с нотами / Сост. А. Колесникова. – М.: Воскресенье; Евразия +, Полярная звезда +, 1996.

Наиболее известный романс на стихи Екатерины Андреевны Бекетовой (1855-1892). На это стихотворение есть также романс А. В. Щербачева.

НОТЫ ДЛЯ ГОЛОСА И ФОРТЕПИАНО (3 листа):

Три века русского романса. Для голоса и фортепиано. Учебное пособие для вокалистов и концертмейстеров в четырех томах. Том 3. Прозоровский — Слонимский. СПб.: «Композитор • Санкт-Петербург», [2007].

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: