Романсы на стихи цветаевой список

Архив новостей и событий феодосийского музея Марины и Анастасии Цветаевых
вернуться к последним новостям

12 февраля 2013 — Мероприятия музея в рамках программы по музейной педагогике в шк. № 10 г. Феодосии

Поэтесса Ирина Киселева показывает ребятам свою книгу
« Земное странствие звезды Ариадны»

Литературно-музыкальная композиция
«Марина Цветаева. Страницы жизни» в ОШ № 10

Литературно-музыкальная композиция «Марина Цветаева. Страницы жизни» и Презентация книги Ирины Киселевой «Земное странствие звезды Ариадны» — 12 февраля 2013 года в школе № 10 г. Феодосии была проведена литературно-музыкальная композиция «Марина Цветаева. Страницы жизни» и презентация книги Ирины Киселевой «Земное странствие звезды Ариадны».

Композиция была подготовлена научным сотрудником музея Марины и Анастасии Цветаевых Мариной Утробиной, заведующей отделом научно-информационной работы заповедника «Киммерия М.А.Волошина» Мариной Жариковой совместно с учителем русского языка и литературы 10 школы г.Феодосии Верой Правосудовой и учащимися 11 класса. Старшеклассники услышали рассказ о жизни и творчестве Цветаевой. Звучали песни и романсы на стихи Марины Цветаевой, а стихи поэтессы ребята читали на фоне инструментальных композиций, исполненных на гитаре.

Следующей частью мероприятия была презентация книги «Земное странствие звезды Ариадны» писательницы и поэтессы из Томска, кандидата филологических наук Ирины Киселевой.

Ирина Киселёва рассказала о создании книги, о работе над архивными данными, материалами мемориальных музеев, воспоминаниями людей, лично знавших Ариадну Эфрон. Книга написана в жанре эссе и носит характер художественно-документального повествования. Книга «Земное странствие звезды Ариадны» была подарена автором школе.

Справка: Ариадна Сергеевна Эфрон – писательница, переводчица, мемуарист, художница, искусствовед, поэтесса, одна из лучших представительниц эпистолярного жанра в России, автор уникальных воспоминаний о Марине Цветаевой. Благодаря ее подвижническому труду Цветаева «вернулась» на Родину – дочь принимала непосредственное участие в издании стихов и прозы матери. На судьбу Ариадны выпал особенно тяжкий крест: аресты, ссылки, лагеря, трагическая потеря горячо любимых родителей – всё это не сломило дух и веру Ариадны Эфрон. В своей жизни и творчестве она сохранила способность к состраданию, милосердию и великому терпению..

07 февраля 2013 — Творческая встреча с поэтом, прозаиком Т. Соловьёвой (г. Харьков) «Музыка моря»

Харьковская поэтесса Татьяна Соловьева
исполняет песни и романсы

В феодосийском музее Марины и Анастасии Цветаевых 7 февраля состоялась творческая встреча с поэтом, прозаиком, исполнителем песен, членом Харьковской областной организации Конгресса литераторов Украины Татьяной Соловьёвой «Музыка моря».

Татьяна Соловьёва исполнила песни и романсы на стихи Марины Цветаевой, Бориса Чичибабина, Льва Болдова, Леонида Шептовицкого, Виталия Ковальчука и др. поэтов. Ведущий вечера — Леонид Кудинов, ещё один гость из Харькова. Феодосийский поэт Александр Альянаки прочитал рассказ «Пророчество русалки» из нового сборника рассказов Т.Соловьевой «Музыка моря», куда вошли как ранее опубликованные, так и новые произведения, прямо или косвенно связанные с морем и музыкой – двумя «стихиями», созвучными душе автора.

Татьяна Соловьева — коренная харьковчанка. Имеет три специальности: инженер-физик, музыкант и психолог. Много лет работала в Центре детского творчества, Член Клуба песенной поэзии Харьковского Дома ученых с 1986 года. Свою первую книгу «Это – мы с вами» («Мемуаразмы») выпустила в 2002 году в соавторстве с В. Дмитренко. Литературный редактор поэтических альманахов Клуба творческого общения «Альтернатива» (2003) и «Жизнь: лики и гримасы» (2004). Автор сборника стихов «Мой блюз» (2005), сборника рассказов-хроник из жизни «Свет мой, зеркальце» (2008), а также сборников «Этюды» (стихотворения, рассказы, 2009) и «Ах, море!» (2011).

Экскурсия по залам музея Уголки цветаевского Крыма Гости цветаевского дома
—Феодосия Цветаевых
—Коктебельские вечера
—Гостиная Цветаевых
—Марина Цветаева
—Анастасия Цветаева
— «Я жила на Бульварной» (АЦ)
—Дом-музей М. и А. Цветаевых
—Феодосия Марины Цветаевой
—Крым в судьбе М. Цветаевой
—Максимилиан Волошин
—Василий Дембовецкий
— —Константин Богаевский
—Литературная гостиная
—Гостевая книга музея
Жизнь и творчество сестёр Литературный мир Цветаевых Музей открытых дверей
—Хронология М. Цветаевой
—Хронология А. Цветаевой
—Биография М. Цветаевой
—Биография А. Цветаевой
—Исследования и публикации
—Воспоминания А. Цветаевой
—Документальные фильмы
—Цветаевские фестивали
—Адрес музея и контакты
—Лента новостей музея
—Открытые фонды музея
—Музейная педагогика
—Ссылки на другие музеи

© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина»

Марина Цветаева: ее стихи о порочной любви привлекли Эльдара Рязанова

К 120-летию поэтессы «Вокруг ТВ» вспоминает картины, в которых прозвучали ее произведения.

8 октября исполняется 120 лет со дня рожденияМарины Цветаевой. Вероятно, это один из самых популярных в наше время поэтов, по крайней мере, стихи Цветаевой постоянно звучат в современных фильмах. Мы решили вспомнить самые известные из них.

«О бедном гусаре замолвите слово»

Рассказывая о стихах Цветаевой, звучащих в кино, нельзя не вспомнить о фильме «О бедном гусаре замолвите слово», где исполняется один из самых известных романсов «Серые шинели» («Романс Настеньки»). В его основу легло стихотворение «Генералам двенадцатого года», которое юная Марина Цветаева в 1913 году посвятила мужу Сергею Эфрону, белому офицеру, в котором видела продолжение тех самых бравых генералов Отечественной войны. Хотя литературоведы считают, что посвящение условно, а на самом деле все стихотворение написано о том самом Тучкове-четвертом (Александр Тучков был четвертым, младшим братом в семье, за что и получил свое прозвище) – герое войны, чью гравюру хранила Цветаева. На это указывает, например, тот факт, что в черновиках «вы» написано с большой буквы.

В 1982 году на экраны вышел фильм Эдуарда Хагагортяна «Государственная граница. Восточный рубеж», в котором звучит песня «Марш офицеров» на музыку Валерия Челнокова. В основу песни легло стихотворение Марины Цветаевой «Дон», написанное в 1918 году. Здесь звучит романс «Горечь! Горечь! Вечный привкус», написанный Мариной Ивановной в 1917 году – в самое непростое для России время. Эта песня больше всего известна в исполнении Эдиты Пьехи, хотя композицию исполняли и другие певцы, например, ВИА «Веселые ребята».

Одна из самых известных песен на стихи Цветаевой звучит в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс», который вышел в 1984 году. Всем хорошо знаком романс на музыку Андрея Петрова «Под лаской плюшевого пледа» в исполнении Валентины Пономаревой. Интересно, что в основу романса легло стихотворение из цикла «Подруга», который Цветаева посвятила своей любовнице Софье Парнок. Эти порочные отношения породили множество красивейших стихов о любви, звучавших в советских фильмах. Кстати, сама Парнок тоже была поэтессой. Биографы Цветаевой говорят, что в Софье ее поразило сочетание женственности и ребячества, наивности и греховности. Эти отношения настолько захватили Цветаеву, что она, будучи на тот момент женой и матерью, начала ощущать себя мужчиной и даже стихи писала от лица пылко влюбленного юноши. «Под лаской плюшевого пледа» — как раз одно из них.

Некоторые приписывают Цветаевой и текст романса «Любовь – волшебная страна», который звучит в этом же фильме, но на самом деле это знаменитое стихотворение написал сам Рязанов.

Эльдар Рязанов по-особому относится к творчеству Цветаевой, а ее стихи звучат во многих его фильмах. Не обошлась без цветаевской поэзии и знаменитая «Ирония судьбы». В картине песню «Мне нравится, что вы больны не мной» исполняетАлла Пугачева, а само стихотворение было написано в 1915 году и посвящено Маврикию Александровичу Минцу – будущему мужу сестры Цветаевой Александры, причем, этот факт долго оставался тайной, и открыла ее сама Александра. Маврикий Александрович оказывал Марине Ивановне знаки внимания, приклонялся перед ее талантом, а она принимала это за симпатию, хотя на тот момент он уже был обручен с Александрой. Сестра поэтессы уверена: Цветаева без труда могла бы завоевать сердце Минца и отменить помолвку, но не стала делать этого из-за благородства и молча переживала свое чувство.

Марина Цветаева с сестрой

В фильме также звучит песня «Благославляю вас» в исполнении Пугачевой. Стихотворение, которое легло в ее основу, было написано Цветаевой для Софьи Парнок после их расставания. Кстати, биографы до сих пор гадают, что послужило причиной к разрыву отношений, которые длились три года: мнение общества обеих женщин не волновало, они жили вместе и не скрывали отношений, в их романе было много страсти, истерик и стихов, но обе, измотав друг друга, устали и разошлись. Цветаева вернулась к мужу, но, по мнению биографов, на протяжение всей жизни выбирала для себя потом слабых любовников, чтобы чувствовать себя мужчиной рядом с ними.

«Долгое прощание»

Звучат стихи Цветаевой и в фильме Сергея Урсуляка «Долгое прощание». Песню «Моя маленькая» исполняет актриса Полина Агуреева, а написана она на стихотворение «Ландыш, ландыш белоснежный». Эти стихи Цветаева посвятила актрисе Софье Голлидэй, она была влюблена в нее после разрыва с другой Соней – Парнок. Отношения с Голлидэй были нежными, дружескими, совсем не такими, как с Парнок. Интересно, что, вступив в интимную связь друг с другом, женщины параллельно влюблялись в мужчин, причем порой в одних и тех же. Любовь к мужчинам оказалась сильнее, и Сонечка разорвала отношения с Цветаевой.

Марина Ивановна об этом рассуждала так: «Сонечка от меня ушла— в свою женскую судьбу. Ее неприход ко мне был только ее послушанием своему женскому назначению: любить мужчину — в конце концов все равно какого — и любить его одного до смерти.
Ни в одну из заповедей — я, моя к ней любовь, ее ко мне любовь, наша с ней любовь— не входила. О нас с ней в церкви не пели и в Евангелии не писали».

Что же касается стихотворения «Ландыш, ландыш белоснежный», то, услышав его впервые, Сонечка попросила высечь эти слова на своем могильном камне. Она умерла молодой, но эта просьба выполнена так и не была.

Конечно, это далеко не все фильмы, в которых звучат стихи Цветаевой. Многих, наверное, удивит, что самые красивые романсы о любви, которые мы знаем с детства и которые звучали в советских картинах, были посвящены Цветаевой женщинам и рассказывают о запретной, греховной любви. Но поэзия, как известно, очищает и превозносит даже греховные чувства, и поэтому уже неважно, когда и зачем были написаны эти стихи. Важно, что они продолжают жить и стали украшением замечательных фильмов.

Романсы на стихи цветаевой список

Цикл романсов на стихи Марины Цветаевой написан Шостаковичем летом 1973 года. В июне композитор побывал в США. Там, в Эванстоне, на берегу озера Мичиган неподалеку от Чикаго, расположен Северо-Западный университет, в котором Шостаковичу торжественно вручили почетный диплом доктора изящных искусств. На обратном пути он побывал в Вашингтоне, где ему было сделано полное медицинское обследование. Результаты были неутешительны и ни в чем не расходились с выводами отечественной медицины: болезнь Шостаковича неизлечима, конец — только вопрос времени.

В Европу композитор возвращался на лайнере «Куин Элизабет». Из Лондона в тот же день отправился самолетом домой. После утомительного путешествия июль провел на подмосковной даче, а в августе поехал в Эстонию, в курортное местечко Пярну. Там и был создан цикл романсов на стихи Марины Цветаевой (1892—1941), великой и трагической русской поэтессы, в котором композитор отдал дань другой трагической и гениальной личности — Анне Ахматовой.

Для нового сочинения были выбраны стихи разных лет. Первому, «Моим стихам, написанным так рано, что и не знала я, что я — поэт» (май 1913), композитор дал свое название — «Мои стихи». Следующие — «Откуда такая нежность» (18 февраля 1916) и «Диалог Гамлета с совестью» (5 июня 1923) — остались с авторскими названиями. Стихотворение «Поэт и царь» (19 июля 1931) Шостакович разделил на два, сочинив №4, «Поэт и царь» и №5, «Нет, бил барабан». Стихотворение «Анне Ахматовой» (11 февраля 1915) завершило цикл. 27 декабря того же года в Малом зале Московской консерватории состоялась премьера произведения, определенного как «Шесть стихотворений для контральто и фортепиано, ор. 143» (Шостакович не любил определения «цикл» и никогда не давал его). Исполняла новое сочинение по просьбе автора ленинградская певица — меццо-сопрано Ирина Богачева, оставшаяся его лучшей исполнительницей. А буквально через несколько дней, в начале следующего, 1974 года, в любимом Доме творчества «Репино» был сделан вариант ор. 143а — для голоса и камерного оркестра.

Музыка

Один из любимых учеников и верных друзей Шостаковича композитор Юрий Левитин после премьеры сочинения писал: «От первой и до последней ноты автор держит публику в постоянном напряжении, силой своего таланта, могучей авторской волей ведя слушателей по неизведанным дорогам, лишь ему одному известным. В сюите шесть частей. и по содержанию и по форме довольно далеких друг от друга, но музыка объединяет их, производит впечатление необычайной цельности. Каждая часть начинается с яркой темы, которая потом развивается, видоизменяется, но все время присутствует, создавая напряжение и придавая законченность музыкальному образу. В первой — «Мои стихи» — это певучий, необыкновенно выразительный четырехтакт из неповторяющихся нот, в дальнейшем достигающий большой драматической силы. Во второй части таких тем две. Одна из них — повторяющаяся тихая фраза «Откуда такая нежность?». Третья часть — «Диалог Гамлета с совестью» — начинается и заканчивается скорбными аккордами хорального склада. Последующие разделы сюиты — «Поэт и царь» и «Нет, бил барабан. » — исполняются без перерыва, как бы дополняя друг друга. И, наконец, шестая часть — «Анне Ахматовой»; вдохновенное посвящение выдающейся русской поэтессе. »

Инна Разумихина: «Учусь любить сильнее». Лирические романсы Инны Разумихиной.

В Вашем репертуаре есть целые циклы песен Анны Ахматовой Цветаевой. близка поэзия Серебряного века?

— Русская поэзия, конечно, близка мне мной как русский язык земля, поэзия Серебряного века просто впорхнула как двери. открыла сборничек стихи Марины Цветаевой. мне. Сразу появились песни. для себя поэзию Серебряного века.

— На чьи еще стихи Вы поете романсы?

— В моем репертуаре песни Александра Блока, Сергея Есенина, Осипа Мандельштама. Романсы стихи поэтов современности: Иосифа Бродского, Беллы Ахмадулиной Концертмейстер, является еще композитором (Марк Гройзбург – прим. ред.). Несколько песен специально для меня. Например, романс «Любовь твоя» Максимилиана Волошина. Самые песенные стихи сама пишу музыку Собираю песни современных композиторов русских поэтов. И, конечно, если то хочу сказать, что люблю и исполняю старинные романсы.

— Какими качествами, взгляд, должен обладать исполнитель романса? особый вид искусства.

— Думаю, трогать душу. Исполнение романса требует голосовых затрат, сколько большой эмоциональной отдачи, способности предельно крупными мазками, или иное интимное чувство. Баянова (румынская эстрадная певица, исполнительница русских песен заслуженная артистка РФ, народная артистка России – прим. ред.) говорила мне что для того, чтобы петь романс, нужна душевная перестройка. что она имела переход обыденности истончения человеческих чувств. Может быть, поэтому, когда романс, мне кажется, сама учусь любить сильнее

Какое настроение необходимо, чтобы петь французский шансон? Французский шансон – французская песня. песня тоже бывает разной. Какое настроение. Да, наверное, просто надо любить этот стиль. шансон потому, что люблю французских шансонье: Эдит Пиаф, Жака Бреля, Шарля Азнавура. Люблю манеру мне очень нравится французская эстрада тем, что как правило, исполнение, музыка – все выражено художественном уровне. случайного жеста, случайного взгляда. и песни: точное исполнение по мысли передача эмоций. Кстати, это продиктовано еще что многие французские шансонье были профессиональными актерами.

Вы видите себя учителя? Вы преподавать?

Да, себя педагога. Только это очень нравится, когда случаются консультации, что могу уже дать начинающему, ищущему себя исполнителю.

Прозвучали последние аккорды. овациями. Благодарный зритель будет ждать новых выступлений прекрасной певицы Инны Разумихиной

Досье. Инна Разумихина родилась Ржеве. сцене появилась конкурсе эстрадной песни «Ялта-91», где получила приз зрительских симпатий. Окончила Государственное музыкальное училище по специальности «Певица». по работала ведущей артисткой «Экспромт» под руководством Людмилы Ивановой и в «Театре Музыки под руководством Елены Камбуровой. десять лет записала три сольных альбома. Певица постоянно расширяет свой творческий диапазон. Сейчас в более ста произведений: русские романсы, песни кино, баллады поэтов Серебряного века, французский шансон, лирические романсы, неаполитанские песни, песни собственного сочинения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: