Романсы на стихи пушкина список

Романсы

Столкновение двух вольных стихий искусства — музыки и поэзии рождает немало выдающихся шедевров: песни, романсы, оперы. При этом стихотворение, чтобы стать основой музыкального произведения, должно быть по-особому мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных слов, которые легко поются. Тогда музыка и поэзия становятся неотъемлимой частью друг друга.

Михаил Глинка, будучи сам превосходным исполнителем, тонко чувствовал, какие именно стихотворения современных ему русских поэтов необходимо брать за основу романсов; какими музыкальными средствами передать суть того, что вкладывали в свои произведения поэты.

Всего Глинка создал около 80 произведений для голоса с фортепиано (романсы, песни, арии, канцонетты), вокальные ансамбли, вокальные этюды и упражнения, хоры.

Выделяются его романсы на слова Пушкина (в т.ч. «Не пой, красавица, при мне», «Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желанья», «Ночной зефир»),

В. Жуковского (баллада «Ночной смотр»), Е. Баратынского («Не искушай меня без нужды»), Н. Кукольника («Сомнение» и цикл из 12 романсов «Прощание с Петербургом»).

Композитор питал пристрастие к элегическим стихам Жуковского, трогавшим его до слёз. Мечтая в сумерках за фортепиано, он, быть может, и написал такие печальные романсы на слова любимого поэта, как «Светит месяц на кладбище» и «Бедный певец».

Но наибольшую любовь как у певцов, так и у слушателей справедливо завоевали романсы на стихи А.С. Пушкина «В крови горит огонь желанья» и «Я помню чудное мгновенье».

Критик А.Н. Серов говорил, что они представляют собой «две жемчужины музыкальные, вызванные двумя жемчужинами поэтическими». «Изумительно яркая, кипучая страстность, — писал он, вспоминая пение Глинки, — «пылала в каждом звуке коротенькой мелодии: «В крови горит огонь желанья».

Другим образчиком соединения талантов двух корифеев русской культуры — Пушкина и Глинки — стал романс «Я помню чудное мгновение». В этом произведении слово и музыка слились настолько, что почти невозможно произнести пушкинские строки и не услышать музыку Глинки.

Примечательно, что история создания этого романса мистическим образом повторяет историю написания стихотворения. Пушкин посвятил свои стихи А.П. Керн. Глинка был знаком с ее дочерью — Е.Е. Керн. Знакомство перешло в глубокую взаимную привязанность. Нежные чувства, которые питал Глинка к Керн, пробуждали музыкальное воображение композитора. С мыслями о ней были сочинены несколько пьес, в том числе поэтичнейший «Вальс–фантазия». Для Керн Глинка написал и романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи, посвященные ее матери.

Другой романс Глинки «Не пой, красавица, при мне» был создан с подачи русского писателя, дипломата и музыканта А.С. Грибоедова. Глинка встретился с Грибоедовым летом 1828 г. Они много говорили о музыке. Грибоедов сыграл как-то слышанную им мелодию грузинской песни. Она понравилась Глинке и вскоре он развил ее в законченную пьесу, а затем исполнил в присутствии Пушкина своим друзьям.

Один из современников вспоминал: «[Глинка] играл на фортепьяно грузинскую мелодию со свойственным ему выражением и искусством. На замечания присутствующих, что ей не достает стихов… для всеобщей известности, Пушкин написал…стихотворение». Так возник романс «Не пой, красавица, при мне».

Романсы на стихи пушкина список

В 1937 году вся страна торжественно отмечала столетие со дня гибели Пушкина (1799—1837). Готовились большие празднества, был издан шеститомник сочинений великого поэта. Многие композиторы также отмечали эту дату — скорее по велению сердца, а не в связи с государственными заказами. Шапорин всегда наряду с Блоком любил Пушкина. И появление пяти романсов на его стихи в этот юбилейный год не было данью официозу.

По некоторым данным сочинять романсы на стихи Пушкина композитор начал еще в 1934 году. В это время Шапорин, приближавшийся к своему 50-летию, жил в Демьянове — старинной усадьбе недалеко от Клина, в доме, ранее принадлежавшем брату любимого ученика Чайковского Сергея Танеева В. И. Танееву. В уютном деревянном двухэтажном доме с дровяным отоплением, керосиновыми лампами и свечами, зажигавшимися по вечерам в гостиной, все хранило традиции старины и создавало атмосферу пушкинского времени.

Шапорин отобрал для своего цикла пять стихотворений. Отбор оказался весьма многозначительным. Первым номером цикла стал романс — «Зачем крутится ветр в овраге» — отрывок из неоконченной поэмы «Езерский» (1832—1833). Следующий номер композитор назвал «Расставание», хотя у Пушкина последнее из обращенных к графине Елизавете Ксаверьевне Воронцовой стихотворений названо «Прощание» (1830). Еще одно стихотворение — «Под небом голубым» (у Пушкина — «На смерть госпожи Ризнич», 1826). И последние, самые значительные по содержанию — «Заклинание» (1830) и «Воспоминание» (1828). «Основная тема цикла — излюбленная композитором тема воспоминаний, ставшая определяющей для всей его вокальной лирики, — пишет исследователь творчества Шапорина. — Цикличность же как композиционный прием помогает показать «рост» чувств лирического героя. Тема воспоминаний во всех ее оттенках от трепетной лирики до мощи страстного чувства проходит от одного романса к другому, достигая своей трагической кульминации в последнем произведении цикла, строки которого могли бы служить эпиграфом и к данному циклу и к большинству других:

Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток.

Но в этом стихотворении есть и куда более значимые слова:

И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.

Первый из романсов, написанный на XI строфу неоконченной поэмы «Езерский», которую Пушкин оставил ради «Медного всадника», посвящен Д. Шостаковичу.

Лирическим центром цикла стало «Заклинание». Его композитор посвятил памяти своей дочери Аленушки, умершей в 1932 году, на двенадцатом году жизни:

О, если правда, что в ночи,
Когда покоятся живые
И с неба лунные лучи
Скользят на камни гробовые,
О, если правда, что тогда
Пустеют темные могилы, —
Я тень зову, я жду Леилы:
Ко мне, мой друг, сюда, сюда!

Музыка

Романсы на стихи Пушкина — жемчужина вокальной лирики Шапорина. Их отличает глубочайшая выразительность, философичность, общее элегическое настроение, которое в отдельные моменты перерастает в подлинную трагедийность. Первый и последний романсы — своего рода пролог и эпилог.

«Заклинание» — одна из самых ярких страниц творчества Шапорина и, по утверждению исследователей, лучшее воплощение этого стихотворения Пушкина в русской музыке (до того к нему обращались Римский-Корсаков, Блуменфельд, Метнер, Кюи). Глубоко переданы в нем страстный порыв к недостижимому, боль и тоска по ушедшей жизни. Единая линия развития стремится к призыву «Сюда, сюда!». Пластичная мелодия романса как бы рождается из нервно пульсирующей партии фортепиано. При этом особую напряженность музыке придает несовпадение размеров двудольной вокальной партии и трехдольного аккомпанемента. Три строфы стихотворения воплощены по-разному: во второй строфе плавный характер мелодии сменяется декламационным, более гибко отражающим каждое слово. Заключительная строфа музыкально более развита. Кульминация наступает на строках «Хочу сказать, что все люблю я, что все я твой: сюда, сюда!»

Иллюстрация: Иван Айвазовский. «Прощание Пушкина с Черным морем», 1877.

Романсы на стихи пушкина список

30 августа в Большом зале Научно-культурного центра состоялся концерт памяти С. С. Гейченко «Мелодии связующая нить. ». Инициатором этого литературно-музыкального действа стал московский композитор Б. В. Зайцев, с давних пор сотрудничающий с Пушкинским Заповедником. Концерт был подготовлен к 110-летию со дня рождения прославленного Хранителя, а прозвучал в Пушкинских Горах на излете месяца, когда исполнилось 20 лет со дня его кончины. Ниже публикуем рассказ Бориса Васильевича Зайцева о том, как складывалась программа памятного вечера.

Впервые я приехал в Михайловское летом 1983 года, тогда и состоялось моё знакомство с прекрасной, поэтичной природой Михайловского, Тригорского, Петровского и других мест. А главное, мне посчастливилось встретиться с удивительным человеком -С. С. Гейченко, пережившего в своей жизни «все виды горя, страха, ужаса», но и испытавшего «радость труда, открытия, созидания нового в науке и искусстве» и воссоздавшего, в труднейших условиях после войны, заново музей-заповедник А. С. Пушкина, а затем многие годы его сохранявший. В 1983 году за большие заслуги в развитии культуры ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда, первому из всех многочисленных музейных работников страны.

После знакомства Семена Степановича с моими песнями и романсами на стихи А. С. Пушкина и других русских поэтов я почти каждый год по его приглашению приезжал с концертами в Михайловское, где выступали выдающиеся музыканты, артисты нашей страны, зарубежных стран и куда приезжали не только отечественные и зарубежные почитатели поэта, но и деятели культуры, руководители зарубежных государств. Я был благодарен Семену Степановичу за его приглашения и, позже, посвятил ему романс «Простите верные дубравы» на стихи А. С. Пушкина. Романс впоследствии звучал во многих концертах в исполнении известных артистов России и зарубежных стран — Артура Эйзена, других исполнителей. 24 марта 2004 года в Москве на международном концерте «Русский романс» в Международном Доме музыки этот романс с успехом исполнила испанская певица Ана Луиса Эспиноса в сопровождении Национального Академического оркестра народных инструментов им. Н. П. Осипова.

В 1985 году на фирме «Мелодия» мне удалось издать пластинку «Приют, сияньем муз одетый», в авторском исполнении С. С. Гейченко его новелл о А. С. Пушкине и моими романсами на стихи поэта. Эти романсы в виде пластинки были переизданы журналом «Русский язык за рубежом» (1988, №1) в качестве учебного пособия для зарубежных студентов, изучавших русский язык.

В преддверии празднования двухсотлетия со дня рождения поэта мною был подготовлен концерт «А. С. Пушкин в Михайловском» (литературно-музыкальная композиция по новеллам С. С. Гейченко и с моей музыкой), с участием артистов Большого театра и других театров, Национального Академического оркестра народных инструментов им Н. П. Осипова. Концерт прошел с успехом, был записан и передан на хранение в фонд Гостелерадио, а затем неоднократно транслировался радиостанциями нашей страны. Романсы на стихи А. С. Пушкина в течение нескольких лет транслировались также радиостанцией «Голос России» для зарубежных слушателей: Испании, Франции и других стран.

В настоящее время мною готовится к изданию литературно-музыкальный сборник стихотворений А. С. Пушкина, А. А. Дельвига, Д. В. Давыдова, И. С. Никитина, А. А.Фета, И. А. Бунина, а также стихотворения зарубежных поэтов, творчество которых вызывало интерес у Пушкина – Ф. Вийона, Т. Тассо, Д. — Г. Байрона и др., мои песни на стихи этих поэтов. Завершается работа по созданию телевизионного литературно-музыкального фильма «Пушкин в Михайловском».

В год 110-летия со дня рождения С. С. Гейченко родилась идея проведения памятного вечера в Пушкинском Заповеднике «Мелодии связующая нить. » В программу концерта вошли песни и романсы композиторов Б. Шереметева, М. Глинки, А. Даргомыжского, Г. Свиридова, Б. Зайцева, фрагменты литературно-музыкальной композиции «Пушкин в Михайловском» по новеллам С. С. Гейченко (в исполнении автора). На участие в концерте согласились народный артист России, солист Большого театра, профессор Петр Глубокий и Наталья Колычева (фортепиано).

Римский -Корсаков

Жизнь и творчество русского композитора

Список сочинений Римского-Корсакова:

Оперы

«Псковитянка» (либретто Римского-Корсакова, при участии В. В. Стасова, М. П. Мусоргского, В. В. Никольского, по одноименной драме Л. А. Мея, 1868—72, пост. 1873, Мариинский т-р, Петербург; 2-я ред. 1876—78; 3-я ред. 1891—92, заключит. хор — 1894, пост. 1895, Панаевский т-р, Петербург, силами Об-ва муз. собрании),
«Майская ночь» (либретто Римского-Корсакова, по одноим. повести Н. В. Гоголя, 1878—79, пост. 1880, Мариинский т-р, Петербург),
«Снегурочка» (либретто Римского-Корсакова, по одноим. пьесе А. Н. Островского, 1880—81, пост. 1882, там же),
«Млада» (либретто Римского-Корсакова, С. А. Гедеонова, В. А. Крылова, 1889—90, пост. 1892, там же),
«Ночь перед Рождеством» (либретто Римского-Корсакова, по одноим. повести Гоголя, 1894—95, пост. 1895, там же),
«Садко» (сценарий H. M. Штрупа и Стасова, либретто Римского-Корсакова и В. И. Бельского, 1893—96, пост. 1897, Моск. частная рус. опера),
«Моцарт и Сальери» (текст А. С. Пушкина, 1897, пост. 1898, Моск. частная рус. опера),
«Боярыня Вера Шелога» (либретто Римского-Корсакова, 1898, Моск. частная рус. опера),
«Царская невеста» (либретто И. Ф. Тюменева, по одноим. драме Мея, 1898, пост. 1899, Моск. частная рус. опера),
«Сказка о царе Салтане» (либретто Бельского, по сказке Пушкина, 1899—1900, пост. 1900, Моск. частная рус. опера),
«Сервилия» (либретто Римского-Корсакова, по одноим. драме Мея, 1900—01, пост. 1902, Мариинский т-р, Петербург),
«Кащей бессмертный» (либретто Римского-Корсакова, при участии Софьи Николаевны Римской-Корсаковой, по сюжету Е. М. Петровского, 1901—02, пост. 1902, Моск. частная рус. опера),
«Пан воевода» (либретто Тюменева, 1901—03, пост. 1904, Частная опера А. А. Церетели, Петербург),
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (либр. Бельского, 1902—04, пост. 1907, Мариинский т-р, Петербург),
«Золотой петушок» (либретто Бельского, по сказке Пушкина, 1906—07, пост. 1909, Оперный т-р Зимина, Москва);

кантаты

«Свитезянка» (сл. А. Мицкевича, для сопрано, тенора, смешанного хора, ор. 44, 1897),
«Песнь о вещем Олеге» (сл. Пушкина, для тенора, баритона, муж. хора., ор. 58, 1899),
«Из Гомера» (прелюдия-кантата, для сопрано, меццо-сопрано, контральто, жен. хора, ор. 60, 1901);

для оркестра

симфонии (1-я, es-moll, op. 1, 1861—65, окончат, ред. — e-moll, 1884; h-moll, без op., не окончена, 1866—69; 2-я, “Антар”, позже — симф. сюита ор. 9, 1868, окончат, ред. 1897, ред. «нового» изд. 1903; 3-я, G-dur, op. 32, 1873, окончат. ред. 1886; эскиз скерцо для 4-й, 1884),
«Увертюра на темы трёх русских песен» (D-dur, op. 28, 1866,окончат, ред. 1880),
музыкальная картина «Садко» (ор. 5, 1867, окончат. ред. 1891— 1892),
«Сербская фантазия» (Фантазия на сербские темы, ор. 6, 1867, окончат. ред. 1889),
«Сказка» (ор. 29, 1879—80),
Симфониетта на русские темы (a-moll, ор. 31, 1884—85, переделана из неопубл. Струн. квартета),
«Малороссийская фантазия» (без op., не окончена),
«Испанское каприччио» («Каприччио на испанские темы», ор. 34, 1887),
сюита «Шехеразада» (ор. 35, 1888),
«Светлый праздник» («Воскресная увертюра», ор. 36, 1888),
«Над могилой» (прелюдия памяти М. П. Беляева, ор. 61, 1904),
«Дубинушка» (со смеш. хором ad libitum, без op., 1905—06),
«Здравица» (А. К. Глазунову, без op., 1907),
«Неаполитанская песенка» (без op., 1907);

для инструмента с opкестром

концерт для фортепиано (cis-moll, op. 30, 1883),
Фантазия для скрипки (ор. 33, 1886),
Мазурка на 3 польские темы для скрипки (без op., 1888; ред. для скр. и фп. 1893),
Серенада для виолончели (ор. 37, 1893);

для инструмента с дух. оркестром

концерт для тромбона (без op., 1877),
концертштюк для кларнета (без op., 1877),
вариации на тему Глинки для гобоя (без op., 1878);

камерно-инструментальные ансамбли

фортепианное трио c-moll (без op., 1897, черновая партитура, ред. М. О. Штейнберга),
струнный квартет F-dur (op. 12, 1875),
фуга «В монастыре» (4-я часть из струн. Русского квартета, без op., 1876; первые 3 части переработаны в симфониетту на рус. темы),
4 вариации на хорал, для струнного квартета (без op., 1885),
1-я часть из коллективного струн. квартета на тему B-la-f (без op., 1886),
Хоровод (3-я часть из коллективного струн, квартета Именины, без op., 1887),
струн. квартет G-dur (без op., 1897),
Allegro B-dur (из коллективного струн. квартета Пятницы, без op., 1899),
тема и 4-я вариация (из коллективных Вариаций на русскую тему, для струн. квартета A-dur, без op., 1899),
квинтет B-dur для фп., флейты, кларнета, валторны, фагота (без op., 1876),
секстет A-dur для 2 скр., 2 альтов и 2 влч. (без op., 1876),
Канцонетта и Тарантелла для 2 кларнетов (без op., без даты),
2 дуэта для 2 валторн (без op., без даты),
Ноктюрн для 4 валторн (без op., предположит. 1888);

для фортепиано

6 вариаций на тему BACH (Вальс, Интермеццо, Скерцо, Ноктюрн, Прелюдия и фуга, ор. 10, 1878),
4 пьесы (Экспромт, Новелетта, Скерцино, Этюд, ор. 11, 1876—77),
3 пьесы (Вальс, Романс, Фуга, ор. 15, 1875— 1876),
6 фуг (ор. 17, 1875),
2 пьесы (Прелюдия-экспромт, Мазурка, ор. 38, 1894—97),
вариации (1-я, 2-я, 6-я, 11-я, 13-я, 16-я, 19-я) и пьесы (Колыбельная, Маленькая фуга на тему BACH, Тарантелла, Менуэт, Трезвон, Комическая фуга) из коллективных Парафраз на неизменную тему (без op., 1878),
фуги и фугетты (без op., 1875—76),
Allegretto C-dur (без op., 1895),
Прелюдия G-dur (без op., 1896),
Тема и 1-я вариация из коллективных вариаций на русскую тему (без op., 1899),
фуга C-dur в 4 руки (перелож. фуги C-dur в 2 руки, без op., 1875),
Вариации на тему Миши (без op., предположит. 1878—79),
Песенка (Andantino) из армейского сб. “Арцункнер” (“Слёзы”, без op., 1901),
Финал из коллективной Шутки-кадрили в 4 руки (без op., 1890);

для хора с оркестром

Стих об Алексее, божием человеке (ор. 20, 1878),
Подблюдная песня Слава (ор. 21, 1880);

для хора a cappella

два 2-гол. жен. хора на сл. М. Ю. Лермонтова (ор. 13, 1875),
4 вариации и фугетта на тему рус. песни «Надоели ночи»,
для 4-гол. жен. хора (ор. 14, 1875),
6 хоров (тетр. 1—2, ор. 16, 1875—76, с фортеп. ad libitum),
2 хора (op. 18, 1876),
Русские народные песни, переложенные на народный лад для женского, мужского и смешанного хора без сопровождения (тетр. 1—3, ор. 19, 1879),
четыре 3-гол. хора для муж. голосов (ор. 23, 1876),
Разбойничья песня «Ты взойди, взойди, солнце красное», сл. народные, для муж. хора (без op., 1884),
2 хора для детских голосов (без op., 2-й—1884);

камерно-вокальные ансамбли с оркестром

2 трио для женских голосов («Горный ключ», сл. Майкова, op. 52-bis, 1905; Стрекозы, сл. А. К. Толстого, ор. 53, 1897; также перелож. для голосов с фп.);

камерно-вокальные ансамбли с фортепиано

2 дуэта (ор. 47, 1897),
2 дуэта (ор. 52, 1897—98);

для голоса с фортепиано

79 романсов (ор. 2, 3, 4, 1866; ор. 7, 1867; ор. 8, 1870; ор. 25, 1877; ор. 26, 1882; ор. 27, 1883; ор. 39, 40, 41, 42, 1897; цикл «Весной», ор. 43, 1897; цикл «Поэту», ор. 45, 1898; цикл «У моря», ор. 46, 1897; ор. 50, 55, 1897—98),
2 ариозо для баса («Анчар», «Пророк», сл. Пушкина, 1897);

обработки народных песен (для голоса с фортепиано)

сборники 100 русских народных песен (ор. 24, 1875—76),
40 народных песен, собранных Т. И. Филипповым и гармонизованных Н. А. Римским-Корсаковым (без op., 1875—82);

дуxовныe сочинения

собр. духовно-муз. соч. (8 номеров из Литургии Иоанна Златоуста, ор. 22, 1884),
собр. духовно-муз. перелож. (ор. 22, 1884),
двойной хор Тебе бога хвалим (без op., 1883);

переработки собственных сочинений

музыка к драме Мея “Псковитянка”, сюита из 5 номеров (без op., 1877),
сюита из оперы “Снегурочка” (без op.),
сюита из оперы-балета “Млада” (без op., 1890),
«Ночь на горе» «Триглаве»,
конц. перелож. для орк. 3-го акта оперы-балета “Млада” (исп. 1901, изд. 1902),
сюита из оперы “Ночь перед Рождеством” (без op.),
муз. картинки к “Сказке о царе Салтане” (в т. ч. «Три чуда», ор. 57, 1899),
сюита из оперы “Пан воевода” (ор. 59, 1904),
Введение и Свадебное шествие из оперы “Золотой петушок” (1907),
4-я вариация A-dur из коллективных “Вариаций на русскую тему” (без op., 1901);

инструментовка собственных камерно-вокальных сочинений

2 дуэта (ор. 47, 1897—1905),
романсы «Ель и пальма» (сл. Г. Гейне, пер. М. И. Михайлова, 1888),
«В тёмной роще замолк соловей», «Тихо вечер догорает», «Ночь» (сл. И. С. Никитина, А. А. Фета, А. Н. Плещеева, черновой автограф, 1891, изд. под ред. М. О. Штейнберга), «Пророк» (сл. Пушкина, 1899), «Нимфа» (сл. Майкова, 1905), «Анчар» (сл. Пушкина, 1906), «Сон в летнюю ночь» (сл. Майкова, 1906);

редакция и оркестровка произведений других авторов, в том числе

«Иван Сусанин» и “Руслан и Людмила” Глинки (ред.; совм. с М. А. Балакиревым и А. К. Лядовым, 1877—81; совм. с А. К. Глазуновым, 1904),
«Каменный гость» Даргомыжского (оркестровка, 1-я ред. 1870, 2-я ред. 1897—1902),
«Князь Игорь» Бородина (завершение, ред., оркестровка; совм. с Глазуновым, 1887—90),
романсы Бородина,
«Хованщина» (завершение, ред., оркестровка, 1881—83),
«Борис Годунов» (ред., оркестровка, 1895—96),
«Ночь на Лысой горе» (обр. и оркестровая ред., 1886),
фрагменты из «Саламбо» (оркестровка),
«Женитьба» (подготовка к изд., 1906) Мусоргского.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: