Романсы на стихи марины цветаевой

Архив новостей и событий феодосийского музея Марины и Анастасии Цветаевых
вернуться к последним новостям

12 февраля 2013 — Мероприятия музея в рамках программы по музейной педагогике в шк. № 10 г. Феодосии

Поэтесса Ирина Киселева показывает ребятам свою книгу
« Земное странствие звезды Ариадны»

Литературно-музыкальная композиция
«Марина Цветаева. Страницы жизни» в ОШ № 10

Литературно-музыкальная композиция «Марина Цветаева. Страницы жизни» и Презентация книги Ирины Киселевой «Земное странствие звезды Ариадны» — 12 февраля 2013 года в школе № 10 г. Феодосии была проведена литературно-музыкальная композиция «Марина Цветаева. Страницы жизни» и презентация книги Ирины Киселевой «Земное странствие звезды Ариадны».

Композиция была подготовлена научным сотрудником музея Марины и Анастасии Цветаевых Мариной Утробиной, заведующей отделом научно-информационной работы заповедника «Киммерия М.А.Волошина» Мариной Жариковой совместно с учителем русского языка и литературы 10 школы г.Феодосии Верой Правосудовой и учащимися 11 класса. Старшеклассники услышали рассказ о жизни и творчестве Цветаевой. Звучали песни и романсы на стихи Марины Цветаевой, а стихи поэтессы ребята читали на фоне инструментальных композиций, исполненных на гитаре.

Следующей частью мероприятия была презентация книги «Земное странствие звезды Ариадны» писательницы и поэтессы из Томска, кандидата филологических наук Ирины Киселевой.

Ирина Киселёва рассказала о создании книги, о работе над архивными данными, материалами мемориальных музеев, воспоминаниями людей, лично знавших Ариадну Эфрон. Книга написана в жанре эссе и носит характер художественно-документального повествования. Книга «Земное странствие звезды Ариадны» была подарена автором школе.

Справка: Ариадна Сергеевна Эфрон – писательница, переводчица, мемуарист, художница, искусствовед, поэтесса, одна из лучших представительниц эпистолярного жанра в России, автор уникальных воспоминаний о Марине Цветаевой. Благодаря ее подвижническому труду Цветаева «вернулась» на Родину – дочь принимала непосредственное участие в издании стихов и прозы матери. На судьбу Ариадны выпал особенно тяжкий крест: аресты, ссылки, лагеря, трагическая потеря горячо любимых родителей – всё это не сломило дух и веру Ариадны Эфрон. В своей жизни и творчестве она сохранила способность к состраданию, милосердию и великому терпению..

07 февраля 2013 — Творческая встреча с поэтом, прозаиком Т. Соловьёвой (г. Харьков) «Музыка моря»

Харьковская поэтесса Татьяна Соловьева
исполняет песни и романсы

В феодосийском музее Марины и Анастасии Цветаевых 7 февраля состоялась творческая встреча с поэтом, прозаиком, исполнителем песен, членом Харьковской областной организации Конгресса литераторов Украины Татьяной Соловьёвой «Музыка моря».

Татьяна Соловьёва исполнила песни и романсы на стихи Марины Цветаевой, Бориса Чичибабина, Льва Болдова, Леонида Шептовицкого, Виталия Ковальчука и др. поэтов. Ведущий вечера — Леонид Кудинов, ещё один гость из Харькова. Феодосийский поэт Александр Альянаки прочитал рассказ «Пророчество русалки» из нового сборника рассказов Т.Соловьевой «Музыка моря», куда вошли как ранее опубликованные, так и новые произведения, прямо или косвенно связанные с морем и музыкой – двумя «стихиями», созвучными душе автора.

Татьяна Соловьева — коренная харьковчанка. Имеет три специальности: инженер-физик, музыкант и психолог. Много лет работала в Центре детского творчества, Член Клуба песенной поэзии Харьковского Дома ученых с 1986 года. Свою первую книгу «Это – мы с вами» («Мемуаразмы») выпустила в 2002 году в соавторстве с В. Дмитренко. Литературный редактор поэтических альманахов Клуба творческого общения «Альтернатива» (2003) и «Жизнь: лики и гримасы» (2004). Автор сборника стихов «Мой блюз» (2005), сборника рассказов-хроник из жизни «Свет мой, зеркальце» (2008), а также сборников «Этюды» (стихотворения, рассказы, 2009) и «Ах, море!» (2011).

Экскурсия по залам музея Уголки цветаевского Крыма Гости цветаевского дома
—Феодосия Цветаевых
—Коктебельские вечера
—Гостиная Цветаевых
—Марина Цветаева
—Анастасия Цветаева
— «Я жила на Бульварной» (АЦ)
—Дом-музей М. и А. Цветаевых
—Феодосия Марины Цветаевой
—Крым в судьбе М. Цветаевой
—Максимилиан Волошин
—Василий Дембовецкий
— —Константин Богаевский
—Литературная гостиная
—Гостевая книга музея
Жизнь и творчество сестёр Литературный мир Цветаевых Музей открытых дверей
—Хронология М. Цветаевой
—Хронология А. Цветаевой
—Биография М. Цветаевой
—Биография А. Цветаевой
—Исследования и публикации
—Воспоминания А. Цветаевой
—Документальные фильмы
—Цветаевские фестивали
—Адрес музея и контакты
—Лента новостей музея
—Открытые фонды музея
—Музейная педагогика
—Ссылки на другие музеи

© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина»

Романсы на стихи марины цветаевой

Цикл романсов на стихи Марины Цветаевой написан Шостаковичем летом 1973 года. В июне композитор побывал в США. Там, в Эванстоне, на берегу озера Мичиган неподалеку от Чикаго, расположен Северо-Западный университет, в котором Шостаковичу торжественно вручили почетный диплом доктора изящных искусств. На обратном пути он побывал в Вашингтоне, где ему было сделано полное медицинское обследование. Результаты были неутешительны и ни в чем не расходились с выводами отечественной медицины: болезнь Шостаковича неизлечима, конец — только вопрос времени.

В Европу композитор возвращался на лайнере «Куин Элизабет». Из Лондона в тот же день отправился самолетом домой. После утомительного путешествия июль провел на подмосковной даче, а в августе поехал в Эстонию, в курортное местечко Пярну. Там и был создан цикл романсов на стихи Марины Цветаевой (1892—1941), великой и трагической русской поэтессы, в котором композитор отдал дань другой трагической и гениальной личности — Анне Ахматовой.

Для нового сочинения были выбраны стихи разных лет. Первому, «Моим стихам, написанным так рано, что и не знала я, что я — поэт» (май 1913), композитор дал свое название — «Мои стихи». Следующие — «Откуда такая нежность» (18 февраля 1916) и «Диалог Гамлета с совестью» (5 июня 1923) — остались с авторскими названиями. Стихотворение «Поэт и царь» (19 июля 1931) Шостакович разделил на два, сочинив №4, «Поэт и царь» и №5, «Нет, бил барабан». Стихотворение «Анне Ахматовой» (11 февраля 1915) завершило цикл. 27 декабря того же года в Малом зале Московской консерватории состоялась премьера произведения, определенного как «Шесть стихотворений для контральто и фортепиано, ор. 143» (Шостакович не любил определения «цикл» и никогда не давал его). Исполняла новое сочинение по просьбе автора ленинградская певица — меццо-сопрано Ирина Богачева, оставшаяся его лучшей исполнительницей. А буквально через несколько дней, в начале следующего, 1974 года, в любимом Доме творчества «Репино» был сделан вариант ор. 143а — для голоса и камерного оркестра.

Музыка

Один из любимых учеников и верных друзей Шостаковича композитор Юрий Левитин после премьеры сочинения писал: «От первой и до последней ноты автор держит публику в постоянном напряжении, силой своего таланта, могучей авторской волей ведя слушателей по неизведанным дорогам, лишь ему одному известным. В сюите шесть частей. и по содержанию и по форме довольно далеких друг от друга, но музыка объединяет их, производит впечатление необычайной цельности. Каждая часть начинается с яркой темы, которая потом развивается, видоизменяется, но все время присутствует, создавая напряжение и придавая законченность музыкальному образу. В первой — «Мои стихи» — это певучий, необыкновенно выразительный четырехтакт из неповторяющихся нот, в дальнейшем достигающий большой драматической силы. Во второй части таких тем две. Одна из них — повторяющаяся тихая фраза «Откуда такая нежность?». Третья часть — «Диалог Гамлета с совестью» — начинается и заканчивается скорбными аккордами хорального склада. Последующие разделы сюиты — «Поэт и царь» и «Нет, бил барабан. » — исполняются без перерыва, как бы дополняя друг друга. И, наконец, шестая часть — «Анне Ахматовой»; вдохновенное посвящение выдающейся русской поэтессе. »

Такой страницы не существует.

В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.

Вы не можете посетить текущую страницу по одной из причин:

  • просроченная закладка/избранное
  • неправильный адрес
  • кэш поисковой системы ссылается на несуществующий документ
  • у вас нет права доступа на эту страницу

Вы можете воспользоваться поиском по сайту или перейти на главную страницу сайта.

Вернуться на Домашнюю страницу

Если проблема повторится, пожалуйста, обратитесь к системному администратору сайта и сообщите об ошибке, описание которой приведено ниже.

«Мне нравится, что вы больны не мной» Цветаевой — любовный треугольник

«Мне нравится, что вы больны не мной» М.И. Цветаева

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами, —
За то, что вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не вами!

Любовная лирика поэтессы Марины Цветаевой по праву считается одним из бесценных открытий русской литературы серебряного века. Тонкая, ироничная, передающая всю полноту чувств, она позволят взглянуть на автора в ином ракурсе и найти ответы на многие вопросы, которые волнуют не только литературоведов, но и поклонников творчества Цветаевой.

Стихотворение «Мне нравится…», написанное в 1915 году и ставшее популярным благодаря одноименному романсу, блестяще исполненному певицей Аллой Пугачевой, долгие годы представляло собой литературную шараду. Биографы Марины Цветаевой пытались понять, кому же поэтесса посвятила столь проникновенные и не лишенные грусти строки. Кто именно вдохновил ее на то, чтобы написать столь проникновенное и глубоко личное произведение?

Ответ на эти вопросы лишь в 1980 году дала сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, которая рассказала, что это яркое и в чем-то даже философское стихотворение было посвящено ее второму мужу, Марвикию Минцу. К 1915 году обе сестры уже успели побывать замужем, однако их браки оказались неудачными. Каждая из женщин воспитывала ребенка, не мечтая больше о том, чтобы устроить личную жизнь. По воспоминаниям Анастасии Цветаевой, Маврикий Минц появился на пороге ее дома с письмом от общих знакомых и провел с сестрой поэтессы почти весь день. У молодых людей нашлось много тем для беседы, их взгляды на литературу, живопись, музыку и жизнь в целом совпали удивительным образом. Поэтому вскоре Маврикий Минц, плененный красотой Анастасии, сделал ей предложение. Но счастливого жениха ждало еще одно приятное знакомство. На сей раз с Мариной Цветаевой, которая в свои 22 года произвела на него неизгладимое впечатление не только как талантливая поэтесса, но и как очень привлекательная женщина.

Анастасия Цветаева вспоминает, что Маврикий Минц оказывал ее сестре знаки внимания, выражая свое восхищение и преклоняясь перед поэтессой. Ловя на себе его взгляд, Марина Цветаева краснела, словно юная гимназистка, и ничего не могла с этим поделать. Однако взаимная симпатия так и не переросла в любовь, так как к моменту знакомства поэтессы с Маврикием Минцем последний уже был обручен с Анастасией. Поэтому стихотворение «Мне нравится…» стало своеобразным поэтическим ответом на слухи и пересуды знакомых, которые даже заключали пари на предмет того, кто и в кого влюблен в семействе Цветаевых. Изящно, легко и по-женски элегантно Марина Цветаева поставила точку в этой пикантной истории, хотя и признавалась собственной сестре, что увлечена ее женихом не на шутку.

Сама же Анастасия Цветаева до самой смерти была убеждена, что ее сестра, влюбчивая по натуре и не привыкшая скрывать свои чувства, попросту проявила благородство. Блистательной поэтессе, к моменту знакомства с Маврикием Минцем успевшей опубликовать два сборника стихов и считающейся одной из самых перспективных представительниц русской литературы первой половины 20 века, ничего не стоило завоевать сердце любого мужчины, не говоря уже о «маленьком рыжем еврее со странной фамилией». Однако Марина Цветаева не пожелала причинять собственной сестре боль и разрушать наметившийся союз. Для себя же поэтесса из сложившейся ситуации извлекла весьма важный урок, на всю последующую жизнь, уяснив, что любовь и страсть, которая больше похожа на душевный недуг – отнюдь не идентичные понятия. Ведь болезнь проходит, а подлинные чувства сохраняются годами, что и подтвердил счастливый, но столь непродолжительный брак между Анастасией Цветаевой и Маврикием Минцем, который продлился всего 2 года. Человек, которому было посвящено стихотворение «Мне нравится…», скончался в Москве 24 мая 1917 года от приступа острого аппендицита, а его вдова так больше и не вышла замуж.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: