Романсы на стихи лермонтова список

Он продолжает создание русской музыкальной классики (после Глинки), но его творчество отличается своими особенностями. Его внимание было направлено не на героическую линию, а на конкретного, простого человека, на его переживания, страдания. Художники стремились выявить пороки общества и, критиковали его. Социальная тема была очень важна.

Даргомыжский отразил в музыке явление жизни не обобщённо, как Глинка, а конкретно раскрывая характер. Впервые в музыке создается жанр бытовой психологической драмы. Эта задача требовала новых выразительных средств. Даргомыжский стремился передать психологию через речь человека. Речевая интонация стала главным выразительным средством.

Вокальные жанры у Даргомыжского самые главные: 4 оперы: “Эсмеральда”, “Торжество Вакха”, “Русалка”, “Каменный гость”. Около 100 романсов и песен. Создает новые жанры: сатирический романс и т. д. На стихи Курочкина и Вейнберга: “Червяк”, “Титулярный советник”. Создал комедийные сценки, тип лирического монолога (самые яркие на стихи Лермонтова.) Написал 3 одночастные увертюры: “Баба яга”, “Украинский казачок”, “Фантазия на финские темы”.

Родился в тульской губернии. Отец чиновник, мать поэтесса. В 1834 году встретился с Глинкой, подружился. Глинка убедил его серьезно изучить теорию и отдал ему тетради Дена.

Стиль ещё не сложился. Лучшие романсы в этот период на стихи Пушкина: “Ночной зефир”, “В крови горит огонь желанный…” (совпадают с глинкинскими.) Опера “Эсмиральда” написана по роману Гюго: “Собор парижской богоматери”. Тут проявился драматизм свойственный Даргомыжскому. Долго не удавалось поставить оперу. Только в 1847г. поставили.

Первые выезды заграницу: Вена, Брюссель, Париж, города Германии. В письмах к отцу критиковал то, что видел и слышал. Исполнял свои произведения и получил известность.

Творческая зрелость. Вернулся на родину и работал над “Русалкой”. Писал романсы на стихи Пушкина. Но появились и другие жанры: комедийные сценки, романсы лирического монолога. Обращается к поэзии Лермонтова, Кольцова. Много песен написал о тяжёлой женской доле. “Русалку” писал лет 16. В 1855 закончил и в 56 поставил. Неудачно. Отношение к опере было двойственно. Поддержал Даргомыжского Серов. Но неудачная постановка подействовала: Д. Впал в депрессию. Общался с друзьями- певцами.

Открылся литературный журнал “Искра”. Курочкин был поэтом и переводчиком, он открыл журнал и пригласил к себе Даргомыжского.

Вторая заграничная поездка: Варшава, Лейпциг, Брюссель, Париж. Имел всё больший и больший успех.

Последний период. Возобновил постановку “Русалки”. В 67г. Д. стал председателем русского муз. Общества петербургского отделения. Подружился с композиторами могучей кучки. В 60-х появляются новые жанры. 3 симфонические увертюры. Написал “Каменного гостя”. Не успел закончить. Завершил Кюи. Оркестровал Римский-Корсаков.

Романсы и песни

Даргомыжский обращался к поэтам, многих из которых использовал и Глинка: Дельвиг, Кольцов, Павлов, Пушкин. Лирика Лермонтова у Даргомыжского важную роль. Это новейшая поэзия. У Даргомыжского появляются новые вокальные жанры, связанные с его, так сказать, принципиальной направленностью. Это романсы сатирические, совсем новые, их не было у Глинки. Это скорее песни. Даргомыжский писал их в момент сотрудничества с литературным журналом “Искра” на стихи Курочикина и Вейенберга. “Титулярный Советник” и “Червяк” — это сатирические сценки, в которых Даргомыжский делает ремарки. Есть и комические сценки. На стихи Пушкина — Мельник, где есть даже 2 действующих лица. Черты театрализованности. Появляются и лирические монологи: “Мне скучно и грустно”. Старый капрал — классическая песня, построенная как театральная сцена, в которой Даргомыжский хотел использовать хор.

Если Глинка отражал в музыке общий характер, настроение стиха, то Даргомыжский подходит к стиху более конкретно, как бы выделяя отдельные детали, поэтому вокальные партии у него более речитативные, есть речевые интонации, в вокальных партиях меньше пластичности. Это особенно заметно в сатирических романсах.

Для Глинки характерны куплетные формы, которые отражают общее настроение, а у Даргомыжского очень мало куплетной формы, т.к. все постоянно меняется, музыка меняется вслед за текстом. Романс “Ночной зефир струит эфир” (на Пушкина) есть и у Глинки, и у Даргомыжского. У Глинки форма АВАВА, а у Даргомыжского – рондо с контрастными эпизодами.

“Мне минуло 16 лет” на Дельвига. Это бесхитростный романс, который очень точно выражает настроение юной девушки. C-dur. Пример широкой песенной мелодии.

“Мне грустно” на Лермонтова. Элегия. D-moll.

“Старый капрал” на Курочкина. Жанр — драматическая сцена. Монолог старого капрала, приговоренного к смерти за оскорбление молодого офицера. Состоит из нескольких разделов, в конце каждого из них рефрен. В вокальной партии много речитативности: “В ногу, ребята, раз, два” (рефрен). 2-й куплет – “Я оскорбил офицера”. Каждый куплет более драматический, чем предыдущий. В конце Даргомыжский вводит хор: “В ногу, ребята, раз, два”. Его обычно исполняет фортепиано.

“Червяк” на Курочкина. Сатирическая сцена. Высмеивание чинопочитания. Главное – вокальная партия. Фортепианная партия очень скромная. Смена интонаций – C-dur-As-dur. “Какое счастье”.

“Титулярный советник” на Вейнберга. B-dur. Музыка идет за каждым словом текста. Сквозная форма. 1-й раздел – B-dur, 2-й раздел – пьяный советник.

“Ночной зефир” на Пушкина. Один из лучших романсов Даргомыжского. В этом романсе заключено отличие стиля Даргомыжского от Глинки. У Глинки обобщенное отражение текста, объективное, форма 3-х-5-ти частная (АВАВА). Даргомыжский подходит к стихам более конкретно и делает из романса сцену. Получается форма рондо. Есть рефрен c-moll: “Ночной зефир струит эфир”.

1-й эпизод. Резкий контраст. C-dur. Сценка. “Вот взошла луна золотая”. Серенада. В фортепианной партии изображается перебор гитарных струн. Даргомыжский конкретизирует картину.

2-й эпизод. Опять контраст. Серенада кавалера перед дамой. “Сбрось мантилью, ангел милый”. Смена темпа. Тоже есть переборы струн.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов

Псевдонимы —въ, Ламвер, Гр. Диарбекир, Lerma
Дата рождения 15 октября 1814 года
Дата смерти 27 июля 1841 года
Род деятельности поэт
Годы творчества 1828—1841
Направление Романтизм, реализм
Жанр Поэзия, проза

Михаил Юрьевич Лермонтов — русский поэт XIX века, прозаик и драматург, художник (графика, акварель), офицер. Является классиком русской литературы и часто признаётся вторым поэтом в неофициальной иерархии (после А. С. Пушкина). Некоторые даже считают, что Лермонтов превзошёл Пушкина.

Содержание

[править] Биография

Родился в ночь со 2-го на 3 октября (по новому стилю — с 14-го на 15-е) 1814 года в Москве, в доме около Красных ворот. Его родители, капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831) и Мария Михайловна Лермонтова (в девичестве — Арсеньева) (1795—1817), были дворянами. Род Лермонтовых шотландского происхождения и восходит к барду и предсказателю XIII века Томасу Лермонту (Рифмачу). Основателем русского рода Лермонтовых стал Джордж Лермонт, воевавший в Cмутное время на стороне поляков и попавший в плен при осаде крепости Белой. Затем Лермонт сделался офицером в армии князя Дмитрия Пожарского. В 1621 году царь Михаил Фёдорович Романов пожаловал Джорджу Лермонту 8 деревень в Галическом уезде Заболоцкой волости. Лермонт стал называться Юрием Андреевичем, царь приказал ему обучать «рейторскому строю новокрещенных немцев старого и нового выезда, равно и татар» (немцами тогда назывались все западные иностранцы). Лермонт был поручиком или ротмистром, погиб во время войны с поляками зимой 1633—1634 года [1] [2] [3] [4] .

По материнской линии Лермонтов принадлежал к роду Столыпиных (бабушка поэта Елизавета Алексеевна Арсеньева носила в девичестве именно эту фамилию). Знаменитый премьер-министр Российской империи Пётр Аркадьевич Столыпин был Лермонтову троюродным братом, хотя родился на 48 лет позже. Племянник Елизаветы Арсеньевой Аркадий Дмитриевич завёл самого известного из своих детей в 40 лет, состоя во втором браке [2] [5] .

Весной 1815 года семья возвратилась в поместье Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии, принадлежавшее Елизавете Алексеевне Арсеньевой. 24 февраля (по новому стилю — 8 марта) 1817 года, когда её сыну было только два года, 21-летней скончалась от туберкулеза болезненная с детства мать Лермонтова [6] [1] .

«…была песня, от которой я плакал… Ее певала мне покойная мать»

Мария Лермонтова обладала музыкальными способностями и часто играла на фортепиано, посадив сына к себе на колени [1] . Она также рисовала. Отец же Лермонтова писал стихи [7] . Сам Лермонтов ещё в детстве увлекался лепкой фигур [1] , а его первый сохранившийся рисунок относится к десятилетнему возрасту [8] .

Переживая смерть дочери, Елизавета Алексеевна приказала снести в Тарханах большой барский дом. На его месте была построена церковь Марии Египетской. Затем последовала ссора отца и бабушки будущего писателя (Елизавета Алексеевна с самого начала не одобряла любовь своей дочери к Юрию Лермонтову и пыталась помешать их свадьбе) (см. подробнее Отношения Лермонтова с его отцом).

В 1820-м и в 1825 годах Михаил Лермонтов ездит на Кавказ вместе с бабушкой (иногда указывают, что Лермонтов ездил на Кавказ в 1818 году, но этот факт не имеет строгого документального подтверждения) [9] . Поездка 1825 года оказала большое влияние на мальчика. (См. подробнее Лермонтов на Кавказе и Пребывание Лермонтова на Дону).

Летом, ещё тринадцатилетним, он написал в уездном городе Чембары (недалеко от Тарханов) поэму «Черкесы». Начал Лермонтов именно с поэмы, его первое стихотворение «Осень» было явно создано именно осенью того же года [1] [10] . (См. подробнее Ранние поэмы Лермонтова).

Несмотря на неизбежное для начинающего поэта влияние, уже в ранних стихах просматривается собственный стиль Лермонтова. Так, стихотворение 1829 года «Монолог» («Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете…») [11] исследователи считают предваряющим идею, «образный и поэтический строй» стихотворения 1838 года «Дума» («Печально я гляжу на наше поколенье…») [12] [13] . Образ из строки «Монолога» («И нам горька остылой жизни чаша…») позже стал основой для отдельного стихотворения «Чаша жизни» (1831) [14]

1 сентября 1828 года Лермонтов был зачислен в Благородный пансион при Московском университете (как полупансионер, то есть ночевал дома). В этом пансионе в разное время воспитывались Денис Фонвизин, Василий Жуковский, Александр Грибоедов, Владимир Одоевский и другие. Поэт и его бабушка переехали с Поварской на Малую Молчановку, где по соседству жила семья Лопухиных — Александр Лопухин, его дочери Мария, Варвара и Елизавета, сын Алексей. Как впоследствии писал друг и родственник поэта А. П. Шан-Гирей, «они были… как родные и очень дружны с Мишелем, который редкий день там не бывал». В марте 1829 года начал выходить альманах Благородного пансиона «Цефей», где Лермонтов печатал некоторые свои ранние произведения. Он был также активным участником рукописной газеты «Утренняя заря», где опубликовал свою поэму «Индианка», которую затем сжёг и она не сохранилась [15] [16] [1] .

Лето Лермонтов провёл в усадьбе бабушки Середниково под Москвой. За экзаменами в декабре («испытания в языках и науках») последовали «испытания в искусствах». Михаил прочитал стихотворение Жуковского «Море» и сыграл на скрипке [17] [1] .

29 марта (по новому стилю — 10 апреля) 1830 года император Николай I приказал закрыть Благородный пансион и сделать из него гимназию. Лермонтов, как и многие другие, находясь в старшем отделении, подал прошение об отчислении и был отчислен 16 (по новому стилю — 28) апреля [1] .

В 1829 году Лермонтов, знавший, помимо обязательного для дворян французского, английский и немецкий, испытывал большой интерес к творчеству Фридриха Шиллера. Лермонтов перевёл фрагмент из переложения Шиллером шекспировского «Макбета», стихотворение великого немецкого драматурга и поэта «К Эмме» (под названием «К Нине») [18] , первую половину его стихотворения «Встреча» [19] , балладу «Перчатка» (через два года вышел знаменитый перевод Жуковского) [20] , двустишие «Дитя в люльке» [21] . Эти переводы носят ученический характер, они содержат вольности, пропуски и даже ошибки. В последующем Лермонтов не переводил произведений Шиллера, и тот не оказал влияния на творчество поэта в зрелые годы [18] (ранее трагедия Шиллера «Дон Карлос» повлияла на поэму «Преступник») [1] . Однако, переводя «К*» Шиллера, Лермонтов превратил двухстрочную классическую «спокойную» надпись в резкую четырёхстрочную эпиграмму [22] [23] .

В собственной «Балладе» Лермонтова («Над морем красавица-дева сидит…») юный поэт соединил сюжеты «Перчатки» и «Ныряльщика» (в переводе Жуковского — «Кубок») Шиллера [24] . Уже тогда начал складываться подход Лермонтова — не переводить произведения с иностранных языков, а создавать на их основе собственные.

В том же году, в стихотворении «Жалобы турка», Лермонтов, прикрывшись названием, высказал свои переживания происходящим в родной стране [1] .

Ещё в 1829 году Лермонтов решил обратиться к драматургии [1] . (См. подробнее Драматургия Лермонтова).

В 1830 году он пишет стихотворение «Предсказание», которое посвящено судьбе русской монархии.

В сентябре 1830 года Лермонтов стал студентом Московского университета. 18 июня 1832 года Лермонтов покинул университет, не завершив обучение. После этого уезжает в Петербург, где пытается снова поступить в университет. В итоге там поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В то время он пишет известное стихотворение «Парус».

Кобзон в Госдуме спел романс на стихи Лермонтова

Депутаты Госдумы не остались в стороне от важной культурной даты в России — 200-летия со дня рождения Михаила Лермонтова . Иосиф Кобзон исполнил романс «Выхожу один я на дорогу», написанный на стихи великого русского поэта.

Депутаты на утреннем заседании затронули тему юбилея Лермонтова, его значение для отечественной, русской культуры. Спикер Сергей Нарышкин предложил «иным образом», вспомнил эту дату и предоставил трибуну Иосифу Кобзону. Певец и депутат рассказал о лермонтовских чтениях, проходящих в юбилейные дни в Тарханах, передает Интерфакс.

«А сейчас я исполню его последнее стихотворение, написанное в ночь перед дуэлью — «Выхожу один я на дорогу», — сказал Кобзон.

Романс был исполнен а-капелла (без музыкального сопровождения) и, судя по аплодисментам, депутатам это выступление очень понравилось.

Напомним, Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года по новому стилю. Сегодня в России отмечают юбилей со дня его рождения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы»

В честь дня рождения великого поэта, которому исполнилось ровно 200 лет, мы публикуем его сочинение о столице, написанное им в школе юнкеров

Михаил Юрьевич Лермонтов во время учебы в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, как все студенты того времени, тоже писал сочинения на уроках словесности. Например, в 1834 году, незадолго до того, как вышел из училища в чине лейб-гвардии корнета, наваял вот это, назвав «Панорама Москвы » (читайте далее)

«Проклятие Лермонтова» висит над Россией второй век

О демоническом влиянии Лермонтова на нашу действительность предупредил россиян известный астролог Павел Глоба. Он заявил, что 2014 год для России совершенно особый, непростой, переломный. Ведь это 200-летие Михаила Лермонтова! На первый взгляд ну и что такого? 200-летие Пушкина пережили, и неплохо. Чем Лермонтов-то страшнее? А вот, оказывается. (читайте далее)

В Середниково прозвучали романсы на стихи Лермонтова

ТК МИР, 15.10.2014

Москва, 15 октября. В России отмечают 200-летие со дня рождения Михаила Лермонтова. Поэт погиб, не дожив даже до 27 лет. За свою короткую творческую карьеру, помимо прозы, он создал около трех десятков поэм и примерно четырех сотен стихотворений, многие из которых легли в основу школьной программы и музыкальных произведений. Шедеврами насладилась корреспондент телеканала «МИР 24» Анастасия Янина.

Романсы на стихи своего предка Михаил Лермонтов слышит впервые. Он не пошел по стопам прародителя и не стал поэтом. Правнучатый племянник — крупный бизнесмен. Здесь он — почетный гость.

В усадьбе Середниково, где русский классик провел свое детство, салонная атмосфера. Все как тогда в XIX веке: дамы в боа, мужчины в строгих костюмах и классическая музыка.

Эта встреча — посвящение Лермонтову от народного артиста России Сергея Безрукова и его Московского губернского театра. Аудиокнига со стихами и романсами — как способ доказать: поэт XIX века актуален и в XXI.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Путин в день рождения Лермонтова посетил «Тарханы»

«Лермонтов потрясающий, уникальный в своих мыслях, взглядах и философии поэт. Он не стал прошлым. В любом его стихотворении, столько современной правды», — считает Безруков.

Стихотворение «Валерик» Сергей Безруков предлагает читать уже в младших классах — чтобы понять, что такое война, кровь и что такое мир. Актриса театра и кино Валерия Ланская также надеется, что ее любовь к Лермонтову окажется заразительной. Поскольку классика, по ее мнению, это основа основ.

«Услышав сегодня наше прочтение Лермонтова, возможно, кто-то из молодых людей заинтересуется его творчеством и пойдет в Дом книги, чтобы приобрести томик с произведениями поэта. Надеюсь, что молодежь начнет читать классику, а не будет тратить время, сидя в Интернете», — сказала Валерия Ланская.

Лермонтовские вечера проведут и в Москве. Шампанским угощать не обещают, а духовный голод утолят. К следующему юбилею классика планируют снять фильм по мотивам драмы «Маскарад». Главную роль — Арбенина — скорее всего, сыграет Сергей Безруков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector