Романсы и песни

Романсы и песни

Москва. Тверская улица

Расцвет творчества Гурилева пришелся на 1840-е гг. и был связан с вокальной лирикой — романсами и «русскими песнями», некоторые из которых несут на себе отпечаток цыганской исполнительской манеры (ряд песен исполнялся московскими цыганами).

Среди популярных романсов — «Оправдание», «И скучно, и грустно» на стихи Лермонтова, «Разлука» («На заре туманной юности») на стихи Кольцова. Его романсы, получившие признание еще при жизни композитора, широко исполнявшиеся в русском дворянском и разночинном быту, являются и в наше время не только репертуарными, но и составляют ту немногочисленную, к сожалению, часть отечественной вокальной лирики, которая продолжает звучать не только в концертах, но и в домах любителей пения.

В его романсах правдиво соединились меланхолическая грусть с непреодолимым стремлением вырваться из ее плена, задушевность интонации с порывистостью неожиданной решимости, самопогружения в глубины духовного «я» со взрывами скифского веселья.

Всего Гурилевым опубликовано около 90 авторских произведений в этом жанре (на стихи русских поэтов, как классиков, так и второстепенных авторов) и сборник Избранные народные песни (1849), включающий 47 образцов из песенного репертуара того времени .

Созданные им «русские песни» в сильнейшей степени впитывают черты «романсности», а, с другой стороны, — чисто русским песенным мелодизмом пронизаны лучшие его романсы. Ряд его произведений написан на стихи замечательного и любимого его поэта-песенника Алексея Кольцова, в них отразились лучшие черты художественного облика Гурилева, созвучные таланту поэта.

И скучно и грустно

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды.

Желанья. что пользы напрасно и вечно желать?

А годы проходят — все лучшие годы!

Любить. но кого же. на время — не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и всё там ничтожно.

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманием вокруг —

Восхождение звезды

Напомню, что первый томик стихов Светланы „Лирика” был издан в 2002 году, а в 2008 вышел первый музыкальный альбом „Жемчуга”. Вскоре несколько произведений с этого диска было включено в такие популярные в России сборники, как „Алфавит русского романса”, „Песни, романсы. Избранное”.

Я познакомилась со Светланой в 2009 году, когда уже шла работа над материалом для её второго музыкального альбома. Началось наше сотрудничество с записей рабочих версий песен и романсов. Постепенно подключались к процессу создания призведений новые композиторы, подыскивались серьёзные исполнители, писались аранжировки.

Весной 2011 года вышел новый сборник стихов поэтессы с тем же названием „Лирика”. И уже в мае на Втором фестивале создателей современного романса „Авторская романсиада” в номинации „Автор стихов” победила Светлана Ковалёва с романсом „Вы мне гадали по руке”. Вскоре романс „Вы мне гадали по руке” был опубликован в нотном сборнике „Звёздная россыпь романса” в издательстве „Музыка”.

Вслед за „Романсиадой” через несколько дней пришла новая победа Светланы: „Воля вольная” на музыку Вячеслава Семёнова – уже в моём исполнении – попала в число финалистов-победителей телеконкурса авторов романса „Романс – XXI век” телеканала „Россия – Культура”, который проходил в московском Дворце на Яузе. По результатам открытого голосования авторитетного жюри „Воля вольная” набрала наибольшее количество баллов! Безусловно, такие события окрыляют и авторов, и исполнителей.

Сайт Светланы, гостевая книга которого и до этого была полна восхищённых откликов посетителей, после столь престижных побед буквально „трещал по швам” от перегрузки из-за многочисленных поклонников творчества поэтессы. Конечно же, Светлана не стала почивать на лаврах, а продолжала писать: рождались новые песни, романсы, стихи. Одновременно продолжалась интенсивная студийная работа в Центре Павла Слободкина на Арбате: записи инструментов и вокала для нового альбома, который решено было назвать строкой из романса-победителя – „Всем ветрам скажу”.

Светлана Ковалёва неоднократно была приглашена на популярные радиопередачи Москвы и Санкт-Петербурга. Известные певицы: Галина Улетова, Галина Ковзель – рассказывали в радиоэфире о творчестве Светланы Ковалёвой и исполняли произведения на её стихи. В ротациях на радио Москвы и Питера побеждали „Я на белой рубашке золотом…” (музыка Е. Гора) в исполнении народной артистки России Надежды Бабкиной, „Потеряла утром я одну серёжку” (музыка С. Белоголова) в исполнении Алёны Петровской и др.

Весной 2012 года произошло очередное радостное событие в жизни поэтессы. На этот раз успех пришёл в Санкт-Петербурге: в БКЗ „Октябрьский” состоялся заключительный Гала-концерт конкурса исполнителей и авторов романса „Весна романса – 2012”, председателем оргкомитета которого является председатель фонда „Петербургский романс” Галина Ковзель. В концерте прозвучало 11 премьер романсов-победителей в исполнении талантливых молодых певцов северной столицы. Дипломы конкурса в номинации „Авторы романса” получили 5 романсов (!) Светланы Ковалёвой из готовящегося к выходу альбома, а Светлана дополнительно получила Гран-при в номинации „Авторы романса”. Гала-концерт прошёл замечательно – зал на 4000 мест не вместил всех желающих!

Наконец, длительная работа над музыкально-поэтическим альбомом „Всем ветрам скажу” была завершена (к слову, там и мне было предложено записать два произведения). Пришло время концерта-презентации, Светлана и Валерий Ковалёвы долго и тщательно готовились к этому событию. И вот 23 сентября 2012 года все исполнители собрались в Москве в Международном доме музыки. Концерт состоялся в прекрасном Светлановском зале, чудесная акустика которого обязана облицовке сибирской лиственницей – лучшим в мире „акустическим” деревом. Московская премьера альбома Светланы Ковалёвой стала красочным фейерверком блистательных исполнителей, среди которых были как признанные метры российской музыкальной сцены, начиная от народных артистов России Сергея Захарова и Надежды Бабкиной и заслуженной артистки России Галины Улетовой, так и трогательная Зара, непревзойдённая Галина Ковзель, которая выступила не только в роли исполнительницы, но и ведущей концерта, популярные исполнительницы романса Инна Разумихина и Юлия Зиганшина, оригинальный ретро-ансамбль „Бархатный сезон”, блестящий тенор Евгений Южин и очаровательная Алёна Петровская…

О каждой из этих ярких музыкальных индивидуальностей, в созвездии которых я оказалась, хотелось бы написать много восторженных слов, но формат статьи ограничивает. Мне выпала честь открывать московский концерт „Волей вольной”, а ещё я искренне благодарна Светлане за доверенную мне песню „Воронёнок”, которую она написала специально для сына. Все исполни-тели и музыканты вложили талант и сердце в московский концерт-презентацию Светланы!

А потом нас принимал Петербург, где 18 октября в Большом концертном зале „Октябрьский” состоялся Гала-концерт „День романса”, среди участников которого, с лёгкой руки Светланы, оказалась и я. Незабываемые впечатления, новые знакомства, изумительные музыкальные личности Санкт-Петербурга, среди которых артисты России Светлана Крючкова, Людмила Сенчина и Василий Герелло, популярные исполнители – Елена Ваенга, Лариса Луста и многие-многие другие, прекрасный эстрадно-симфонический оркестр под управлением Юрия Крылова.

Колоссальный проект Галины Ковзель и Нины Серебряной! Богатая тематика и жанровое разнообразие позволяют практически каждому исполнителю – в какой манере он бы ни пел – найти в творчестве Светланы что-то для себя. Поэтому песни и романсы на стихи Светланы Ковалёвой включают в свои концерты и записывают на сольных дисках не только участники нового альбома, но и все новые исполнители. Ноты произведений расходятся по театрам, домам культуры, даже школам – народ поёт эти произведения!

А народный артист России Сергей Захаров со сцены Светлановского зала заявил во всеуслышание, что хотел бы записать сольный диск с произведениями Светланы Ковалёвой и был бы признателен ей за такую возможность.

Я тоже не стала исключением – недавно закончила работу над своим сольным альбомом с лирическими песнями и романсами на стихи Светланы Ковалёвой, который выйдет вскоре под названием „Осень”.

Романсы и песни

Москва. Тверская улица

Расцвет творчества Гурилева пришелся на 1840-е гг. и был связан с вокальной лирикой — романсами и «русскими песнями», некоторые из которых несут на себе отпечаток цыганской исполнительской манеры (ряд песен исполнялся московскими цыганами).

Среди популярных романсов — «Оправдание», «И скучно, и грустно» на стихи Лермонтова, «Разлука» («На заре туманной юности») на стихи Кольцова. Его романсы, получившие признание еще при жизни композитора, широко исполнявшиеся в русском дворянском и разночинном быту, являются и в наше время не только репертуарными, но и составляют ту немногочисленную, к сожалению, часть отечественной вокальной лирики, которая продолжает звучать не только в концертах, но и в домах любителей пения.

В его романсах правдиво соединились меланхолическая грусть с непреодолимым стремлением вырваться из ее плена, задушевность интонации с порывистостью неожиданной решимости, самопогружения в глубины духовного «я» со взрывами скифского веселья.

Всего Гурилевым опубликовано около 90 авторских произведений в этом жанре (на стихи русских поэтов, как классиков, так и второстепенных авторов) и сборник Избранные народные песни (1849), включающий 47 образцов из песенного репертуара того времени .

Созданные им «русские песни» в сильнейшей степени впитывают черты «романсности», а, с другой стороны, — чисто русским песенным мелодизмом пронизаны лучшие его романсы. Ряд его произведений написан на стихи замечательного и любимого его поэта-песенника Алексея Кольцова, в них отразились лучшие черты художественного облика Гурилева, созвучные таланту поэта.

И скучно и грустно

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды.

Желанья. что пользы напрасно и вечно желать?

А годы проходят — все лучшие годы!

Любить. но кого же. на время — не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и всё там ничтожно.

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманием вокруг —

Единая коллекция
Цифровых образовательных ресурсов

Русская классическая музыка

«Прощание с Петербургом», романс на стихи Кукольника Н.

Описание романса на стихи Кукольника Н. «Прощание с Петербургом» Глинки М.И.

Романс написан в форме песни. В нем четыре куплета. Открывается и завершается он кратким необычайно простыми фортепианным проигышем. Все проникнуто нежным чувством. Обаяние этой музыки в ее абсолютной безыскусности. Цифры, отмечающие номера строф, соответствуют тому, как строфы расположены у Глинка. Эта последовательность отличается от порядка строф в стихотворном оригинале.

Этот романс был написан М. Глинкой задолго до того, как возникла идея создания цикла ?Прощание с Петербургом?. Сам композитор в своих ?Записаках? рассказал о том, как был написан этот романс и кто его вдохновил на его создание. Интересно сравнение ?Еврейской песни? Глинки с романсом Шумана ?Из еврейских песен? в его цикле ?Мирты?, созданном в один год с ?Прощанием с Петербургом? — 1840. Примечательно, что, помимо М. Глинки, романс на эти стихи написал А. Б. Щербачев (1902).

Болеро ? национальный испанский танец. По некоторым источникам, создан около 1780 года танцовщиком Себастьяном Сересо. Темп движения умеренный. Болер танцуют в сопровождении гитары и барабана, танцующие поют и отбивают на кастаньетах сложные триольные ритмы. Болеро привлекло внимание профессиональных комопзиторов, и этот танец стал появляться в начале XIX века у Бетховена, Мегюля, Вебера, затем у Обера, Мейрбера, Берлиоза. Русские композиторы также проявили интерес к болеро: у Глинки, жившего более двух лет в Испании?, помимо этого романса, болеро встречается в романсе ?Победитель?.

При жизни Глинки этот романс, помимо самого Глинки, изумительно исполнял Андрей Петрович Лоди (это его настоящая фамилия; сценический псевдоним ? Нестеров) Пению он обучался в Италии, позднее брал уроки пения у М. Глинки. В 1837?38 солист петербургского Большого театра, где выступал в партии Собинина в опере Глинки ?Жизнь за царя? (?Иван Сусанин?).

Этот романс ? трогательная убаюкивающая песня. Выдающимися исполнителями романса были С. Лемешев, Г. Нэлепп.

Песня написана по случаю открытия первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом. Паровоз тогда назывался пароходом. Эта песня — из самых известных врепертуаре Федора Шаляпина. Повторы строк сделаны для песенного варианта, в оригинальном стихотворении они отсутствуют. Это образец светлой жизнерадостной лирики. В ней все ? движение и порыв, буйное и горячее ожидание встречи, нетерпение, взволнованное биение сердца. В песне все подчинено этому настроению.

Эта фантазия написана в форме свободного сквозного балладного развития. Она не подчинена законам куплетной формы, по которым написаны все романсы Глинки. Это делает фантазию уникальным произведением не только в глинкинском музыкальном наследии, но и во всей русской музыке, по крайней мере, до середины XIX столетия.

В романсе пленяет слух то, как Глинка передает ритм и интонацию волн. Ясность мысли и чувства здесь вызывают в восприятии приятное ощущение жизненной свежести и светлости. Этот романс ? один из лучших в глинкинском цикле. Гибкость и плавность мелодической линии, выразительность ритмического рисунка, живописность насыщенной фортепианной фактуры, рисующей мерное движение волн, ? все это придает баркароле теплый, страстный, ?южный? колорит. Экспрессия вокальной партии усилена длительными распевами, вокализами, естественно вплетающимися в развитие мелодии. С большим артистизмом Глинка переосмысливает стиль итальянского bel canto.

?Рыцарский романс? прекрасен своим героическим духом, он полон силы и мужества, богатырских ?руслановских? настроений. Активный маршевый ритм этого романса сближает его с героическим антрактом к IV действию оперы Глинки ?Руслан и Людмила?.

Это лирическая картина русской весенней природы. В романсе преобладает интонация ?неисходною струей льющаяся песня?. Довольно часто у Глинки можно наблюдать выражение длящегося томительного душевного состояния, ?охваченности аффектом?, сосредоточенности внимания на каком-либо явлении выдержанным внутри тоном, вокруг которого сплетаются остальные голоса, повторами интонации или ?опеванием? характерного для данной мелодии тона посредством около него расположенных или им притягиваемых звуков.

Один из лучших романсов цикла. В отличие от большинства номеров цикла, внутри этого романс Глинка вводит эмоциональный контраст. Начинается романс четырехтактовым фортепианным вступлением, первые арпеджированные аккорды которого напоминают звучание арфы, хотя и эмоционально более взолнованное, чем свойственно этому инструменту. Фортепианное вступление устанавливает господствующий в первом и третьем куплете романса стиль аккомпанемента ? это простая гармония, образуемая арпеджио в правой руке на фоне мерно движущегося баса (левая рука).

Заключительная песня, по замыслу М. Глинки, должна была исполняться хором, как это было задумано и Н. Кукольником, о чем свидетельствует его сценарий всего действа. Однако, поскольку весь цикл написан для певца солиста, перед исполниетями, представлявшими этот цикл в камерной обстановке, где хор не предполагался, стояла дилемма: исполнять эту песню, как и все остальные в цикле, соло или не исполнять вовсе. В качестве традиционноо принято первое решение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: