Главные образы романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин»

Роман в стихах «Евгений Онегин» – чуть ли не самое известное произведение Александра Сергеевича Пушкина. Его знают не только в России, но и по всему миру. Роман является откликом на социальные волнения, которые происходили в России того времени: новые прогрессивные идеи, назревающая революция, свобода мысли, противоборство старого и нового.

Герои романа являются характерными для того времени людьми. Каждый воплощает определенную идею и взгляды на жизнь, будь то городские представители высшего света, мелкие помещики, либо простой народ.

Он получил образование, говорил на иностранных языках, жил в культурной столице России, но ему казалось, что он создан для чего – то другого. Тогда он решает переехать в деревню, сменить быт, обстановку, навести свои порядки. Но занимаясь устройством деревенского быта, он никак не может успокоиться. Онегин не может

На фоне Онегина Ленский кажется живым, подвижным, легким, немного наивным и незащищенным. Он не избегает любви, а, наоборот, с жаром бросается изливать свои чувства, он дорожит дружбой, он верит в доброту и привязанность. Он настоящий романтик. Его смерть – символичное явление, она ярко характеризует позицию автора о том, что возвышенным, одухотворенным поэтам-романтикам приходится тяжело при столкновении с реальность.

Женские герои романа также противопоставлены друг другу. Спокойная, рассудительная, искренняя Татьяна и кокетливая, немного глупая, легкомысленная Ольга. Образ Татьяны противопоставляется также образу Онегина. Она гораздо сильнее его, нравственнее, благородней. Пушкин наградил Татьяну такими качествами, которые сделали ее образ исключительно положительным.

Белинский назвал «Евгения Онегина» энциклопедией русской жизни. Это произведение затрагивает не только политическую и социальную обстановку России, но еще и знакомит читателя с душевными переживаниями. Богатый язык, душевность, любовь, красота – все передано невероятно точно и живо.

Охарактеризуйте произведение «Евгений Онегин» Александра Пушкина как социально-психологический роман в стихах

Немало литературоведов старались определить жанр романа «Евгений Онегин». Его называли и социально-бытовым, и социально-психологическим, и социально-аналитическим, даже «энциклопедией» русской жизни. И каждое определение в определенной мере является справедливым, но перечисленными жанрами можно определить и другие произведения, которые совсем не похожи на роман Пушкина. Доверимся автору, который в посвящении назвал это произведение «свободным романом». И в самом деле, первое, что поражает каждого читателя этого романа,- свобода. Она ощущается во всем. Стихи романа легкие, непринужденные, будто автор совсем не прилагал усилия, чтобы создать их. А между тем, роман — подвижницкая работа, подвиг на протяжении семи лет. А грандиозное здание, которое состоит из тысяч стихотворных строк, вышло удивительно легким и изысканным. Строительство этого здания стало возможным благодаря открытию Пушкина — особой «онегинской» строфе. На первый взгляд, открытие это формальное, но именно оно дает возможность не только удерживать всю конструкцию, а и изменять ее, достраивать, вмещать разнообразнейшее содержание.

Поэтический язык романа связан с обобщающей ролью романа в стихах. И для автора это был определенный итог, поэтому язык приобретает афористичность.

В романе «Евгений Онегин» представлены все уровни русской жизни: здесь и высший мир Петербурга, и дворяне-отшельники, и провинциальное общество, и крепостные Ленских, и общественная жизнь (театр, балы), и частный, семейный быт, и народные гадания, и «золотая молодежь», и крестьянин, который едет в город, и разнообразные картины природы. Энциклопедический охват русской действительности стал возможным благодаря особому приему — наличия образа автора. Автор-рассказчик выступает в разных лицах: он друг и хороший знакомый Онегина, покровитель и защитник Татьяны, поэт, который экспериментирует с новыми принципами изображения действительности, он свидетель событий, которые происходят в романе. Образ автора оказывает содействие расширению временных и пространственных границ романа, создает атмосферу свободной сюжетной и композиционной активности. Автор обращается к читателям, направляет их внимание, объясняет события, т.е. налаживает взаимодействие автора и читателя.

Герой и автор постоянно меняются местами. Именно лирические отступления и выполняют функцию создания «энциклопедии русской жизни». Афористичность языка позволяла показать в произведении не только внешнюю жизнь, а и ее глубинную сущность. Иногда автор, как политик, обращает внимание на причину разорения помещиков, обеднения крестьян. Понимает, что нельзя старыми методами выйти из экономического кризиса, размышляет о демократизме Запада. Его интересует и состояние современного ему образования, и судьба женщины в обществе. Автор не скован заданной темой, он свободен в своих раздумьях и потому является интересным собеседником.

Роман начинается внутренним монологом Онегина, из которого читатель получает определенное представление о внутреннем мире героя. А потом слово берет автор и рассказывает об условиях формирования этого внутреннего мира. Из рассказа о прошлом героя читатель узнает, что Онегин — типичный представитель петербургской «золотой молодежи», что никаких «романтических» условий жизни этот юноша не знал. Типичное в герое романа ощутили современники поэта, один из критиков первой главы романа так и заметил, что «героев», подобных Онегину, «встречаем дюжинами на всех больших улицах». Такими же типичными возникают и сельские помещики, и светское общество Петербурга и Москвы.

Тем не менее Онегин — характер индивидуальный. Раскрыть именно индивидуальность Онегина Пушкину помогает принцип контраста. Онегин не только противопоставляется «миру», но и героям, близким к нему,- Ленскому, Татьяне. На принципе контраста строил Пушкин и образ Татьяны.

Вывод. Героев романа Пушкина называли «типичными исключениями», так как они, олицетворив важнейшие черты характеров, не потеряли своей индивидуальности. Романом «Евгений Онегин» начался процесс расцвета русской литературы, который вывел ее на видное место в мировом литературном процессе. Проблема, которую поставил Пушкин в романе,- человек и современность, «герой современности» — станет одной из ведущих в русской литературе ХIХ столетия.

Опорные понятия: социальный роман, роман в стихах, психологический тип, индивидуальность героя, условия формирования характера.

Please verify you are a human

Access to this page has been denied because we believe you are using automation tools to browse the website.

This may happen as a result of the following:

  • Javascript is disabled or blocked by an extension (ad blockers for example)
  • Your browser does not support cookies

Please make sure that Javascript and cookies are enabled on your browser and that you are not blocking them from loading.

Reference ID: #ee20b9e0-59bb-11ea-8adb-69a817061d2c

«Евгений Онегин», анализ романа Александра Пушкина

Первые строки романа в стихах «Евгений Онегин» легли на бумагу в мае 1823 года во время кишиневской ссылки. В основном произведение было окончено в сентябре 1830 года, но работу над текстом Пушкин не прекращал до своей трагической дуэли. Можно сказать, что это был труд всей его жизни, который Александр Сергеевич назвал «подвигом».

За семь лет несколько раз менялся замысел произведения, менялся и сам автор. Если в первых главах чувствуется сильное влияние романтизма на творчество Пушкина, то в конце романа поэт предстает перед читателями реалистом. В целом «Евгений Онегин» – картина русской жизни, где представлены Петербург, Москва и провинция, а также все сословия – от высшего света до крестьянства.

Роман «Евгений Онегин» в некотором роде является энциклопедией России первой четверти XIX века. Внимательно его читая, можно узнать меню ресторанов того периода, репертуары театров, народные обычаи, светские манеры, капризы моды и многое другое.

Сама форма произведения (роман в стихах) была новаторской. До этого русская литература не знала похожих образцов. Первоначально в «Евгении Онегине» было девять глав, но, по требованию цензуры, Пушкин убрал одну из них, опубликовав отдельные ее части под названием «Отрывки из путешествия Онегина».

Для своего произведения поэт разработал особую стихотворную строфу, которая получила название «онегинской». В ней четырнадцать строк, написанных четырехстопным ямбом: три четверостишия и заключительная пара. Первое четверостишие имеет перекрестную рифмовку и задает тему, второе с парной рифмовкой эту тему развивает. В третьем четверостишии с опоясанной рифмой наступает кульминация фрагмента, которая получает завершение в итоговом двустишии. Онегинской строфой написано все произведение, кроме песни девушек, писем Татьяны и Евгения.

Пушкин беседует с читателем непринужденно, сочетая повествование о судьбе героев с краткими или довольно пространными лирическими отступлениями. Автору с легкостью удается разговорный тон, в котором присутствуют все оттенки речи: шутки, размышления, признания, жалобы.

Поражает разнообразие рифм в романе:

  • традиционные: любовь – кровь;
  • глагольные: хранила – ходила;
  • составные: и я – меня;
  • с иностранными словами: дыша – entrechat;
  • и даже с инициалами: стекле – О. да Е.

Пушкин почти не прибегает к метафорам и гиперболам, применяя в основном эпитеты. И этого оказывается достаточно для создания неповторимых картин русской природы, описания балов, театральных представлений, деревенского быта и городской жизни.

В романе есть три главных героя: Онегин, Татьяна и Автор. Причем, образ Автора не следует ассоциировать с самим Пушкиным. В нем отразились многие черты поэта, но все же – это литературный персонаж. Перед читателем предстает образ человека мудрого, жизнелюбивого, чуть ироничного, доброго и обаятельного. Он выступает свидетелем описываемых событий, а иногда – их участником.

Поэт создал роман о своем современнике, типичном молодом дворянине. Портрет Онегина легко узнаваем. Модные гостиные того времени были заполнены такими молодыми людьми: скучающими франтами с острым умом и холодным сердцем. Получив воспитание и образование, пушкинский герой ведет светскую жизнь, заполненную бесконечными развлечениями и любовными романами, но пустую и однообразную.

Особенность Евгения в том, что такое бесцельное существование его не устраивает. «Томясь душевной пустотой» он отгораживается от света, пытается что-то изменить в своей жизни. Чтение, пробы пера, хозяйственные реформы в поместье показывают его стремление быть полезным. Но Онегин с детства не приучен к работе: «труд упорный ему был тошен». Поэтому он так и остался скучающим созерцателем.

Отвергнув ложные ценности светского общества, Евгений не нашел для себя ценности подлинные – любовь и дружбу. Столкнувшись с настоящими чувствами, он не может их распознать, не выдерживает испытания дружбой Ленского и любовью Татьяны. Вступив в борьбу с общественным мнением, Онегин остается от него зависимым. Его недостойное поведение на именинах Татьяны – холодный расчет и тщеславие, а согласие на дуэль – следствие эгоизма и страха перед сплетнями. Только убийство Ленского пробуждает в Онегине человеческие чувства, а любовь к Татьяне – завершает перерождение героя.

Романтическая восторженность и наивная вера в дружбу, а также благородство отличают Ленского от рационального скептика Онегина. Но у этих героев есть и нечто общее. Пылкий идеалист Ленский, как и Евгений, получил европейское воспитание. Он тоже чувствует себя лишним в провинциальном обществе, бежит от него. Вовсе не случайно эти молодые люди сошлись. Оба – незаурядные личности, поэтому им интересно друг с другом.

Самый любимый персонаж Пушкина – Татьяна Ларина. Она стала первой в русской литературе героиней с подчеркнуто национальным характером. Татьяна – «русская душою», воспитанная на народных традициях и обычаях, представляется автору «милым идеалом». Она любит природу, старинные сказки и предания, следует народным обрядам.

Эта простая провинциальная барышня, воспитанная на романах, наделена «сердцем пламенным и нежным», высокой нравственностью, чувством долга и сильной волей. Татьяна, как и Онегин, чувствует себя чужой в водовороте провинциальных мелких интриг и сплетен. Она «странная» и совсем не похожа на свою сестру – милую простушку Ольгу.

Как чистая и открытая девушка стала изысканной светской дамой, Пушкин не показывает. До последнего монолога «новая» Татьяна остается загадкой. Жаль, что ей так и не удается понять Онегина, поверить в его любовь. Фальшь и мелочность высшего света смогли отравить даже ее, заразить той болезнью, от которой мучительно избавлялся Евгений.

Пушкин стремится представить своих героев реальными персонажами. Для этого он использует несколько приемов: описывает известные места, упоминает знаменитых современников – Каверина, Истомину, Вяземского. Рассуждения на злободневные темы, прямое обращение к читателю создают атмосферу реальности, обостряют восприятие, заставляют сопереживать героям.

Простая любовная драма в изложении Пушкина превращается в философские размышления о судьбах поколений, о месте человека в жизни, об ответственности за близких людей. Открытый финал и многочисленные недосказанности в ходе повествования заставляют задуматься над образом мыслей и поступками героев, чтобы «превосходным образом воспитать в себе человека».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector