Роман — Евгений Онегин — энциклопедия русской жизни — В

» Роман » Евгений Онегин » — энциклопедия русской жизни » В . Г . Белинский

«Евгений Онегин» есть поэма историческая», — утверждает Белинский. Действительно, в романе дано исторически конкретное изображение характеров русских людей и общественной жизни. Белинский связывает появление и содержание романа с ростом самосознания русского общества. Рост этот вызван историческими событиями’ 1812-1825 годов. Великий критик чувствовал декабристский характер романа, поэтому и назвал его «поэмой исторической». Самого же Пушкина он считал «представителем впервые пробудившегося общественного самосознания» (8 статья). Общественным классом — носителем пробудившегося самосознания в эпоху 20-х годов Белинский считал передовое культурное дворянство, класс, «который по своему образу жизни и обычаям представляет более развития и умственного движения» (8 статья). В 9-й» статье Белинский еще раз подчеркнул исторический характер произведения: «Итак, в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил общество в одном из фазисов образования, его развития. «

В своем романе Пушкин раскрывает жизнь, интересы и нравы русского дворянства.
Прежде всего наше внимание привлекают мыслящие дворянские интеллигенты В романе они представлены образами Онегина, Ленского, Татьяны Лариной. Что отличает их? Онегин не хочет жить так, как живет окружающая его «посредственность», и он, и Ленский, и Татьяна не хотят жить, как заурядные, довольные собой люди.

Ленский и Онегин «не знают, чего им хочется, но знают, чего им не хочется». Их не удовлетворяют разговоры о «псарне и вине». Им интересны философские вопросы о жизни и смерти, о природе явлений. С Татьяной их роднит одиночество и чуждость. дворянской среде. В письме к Онегину Татьяна признается: «Я здесь одна. Никто меня не понимает, рассудок мой изнемогает, и молча гибнуть я должна». Почему эти’ герои одиноки? Потому что они стоят на голову выше той среды, в которой живут. По своему образованию, интеллекту, глубине чувств они значительно превосходят других. Что читал Онегин? Руссо, экономиста А. Смита, историю «от Ромула до наших дней», Байрона. Среди его знакомых Каверин, сам Пушкин. Ленский-воспитанник Геттингенского университета — «рассадника вольнодумства». Роднит их благородство душ. Ленский смотрит на взаимоотношения людей как на братство, верит в родство душ. Татьяна уверена, что на добро люди должны отвечать добром. Понятие’ чести-одно из основных в ее «моральном кодексе». Юная Татьяна заканчивает свое-послание к Онегину словами: «Но мне порукой ваша честь, и смело ей себя вверяю»; «взрослая» Татьяна так же просто и прямо признается Онегину: «Я вас люблю- к чему лукавить? Но я другому отдана и буду век ему верна». Будет верна, хотя и отдана. Будет, потому что дала пред алтарем слово Богу, людям, себе. Ее понятие чести не позволит ей насушить данное слово.

Онегин отличает Ленского и Татьяну, верит в их чистоту, искренность. Роднит этих героев и их критическое отношение к миру, к обществу, их передовые взгляды.. Роднит их и многое другое: они умеют видеть прекрасное жизни, глубоко чувствуют природу, ее прелесть. Их объединяет и трагическая судьба: Ленский убит на дуэли, Татьяна томится в свете, Онегин остается на распутье.
Эти люди не могут быть счастливы. Образами Онегина и Ленского поднимается главная проблема романа — трагедия русского интеллигента, который оторван от народа, который не знает, куда ему идти. Поэтому «силы этой богатой натуры (Онегина) остались без. приложения, жизнь без смысла, а роман без конца» (Белинский).

Татьяна отличается от Онегина и Ленскогосвоей близостью к национальному, русскому. Пушкин дает нам ненавязчивую, но достаточно полную, яркую характеристику петербургской знати, московских дворян, деревенских помещиков. Это самодовольные пошляки, обыватели, люди, стоящие на невысоком моральном уровне. Они ведут пустую, праздную жизнь (поэтому Онегин и бежит из Петербурга). Чтобы иметь представление о поместных дворянах, достаточно обратить внимание на их «говорящие» фамилии: Скотинин, Буянов, Петушков и т. д. их разговоры — «о псарне и вине», однако их «классовая сущность» прекрасно проявляется в реакции на новшества Онегина в деревне: «Да он опаснейший чудак!»

Приведем еще одну цитату из Белинского: «Разгадать тайну народной психеи для поэта — значит уметь равно быть верным действительности при изображении и низших, и средних, и высших сословий». В своей «энциклопедии» Пушкин показывает нам и жизнь крестьян и трудового народа. Судьба няни; утренний Петербург, по которому едет в карете Онегин, возвращающийся с бала; бурлаки; нищая Россия с серыми избами, которые видит Онегин, плывя по Волге; девушки, собирающие ягоды V. при этом поющие, чтобы не съесть барской ягоды,-вот они, картины жизни простого народа, в которые вглядывается читатель
«Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа», — заметил Гоголь. Богатство души простых людей (образ няни), своеобразие и поэтичность народных обычаев и преданий (сон Татьяны, картины святок) -все это является отражением «духа народа» в романе.

А. С. Пушкин дает в своем произведении великолепные картины русской природы.
Наконец, огромно значение образа автора в романе: это передовой человек свое-‘ то времени, нашедший свое предназначение в творческом труде. А язык, которым написан роман, говорит о том высоком уровне культуры, которого достигло русское общество (в лице лучших его представителей, коим и является А. С. Пушкин) к концу первой четверти XIX века.

«Первая истинно национально-русская поэма в стихах была и есть «Евгений Онегин» Пушкина. В ней народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении» (Белинский). Под истинной народностью литературы критик понимал не только отражение «духа и склада» народа, но и выдвижение важных для всей нации вопросов и решение их в прогрессивном духе, в соответствии с требованиями времени. Перечислим лишь некоторые из проблем, поднятых в романе: смысл жизни, взаимосвязь личности и общества, взаимоотношение передовой дворянской интеллигенции и народа, современный герой — «лишний человек», мораль и нравственность, экономика и политика, культура и просвещение, отношение к литературе и искусству, проблемы творчества и т. д.

Трудно переоценить значение романа «Евгений Онегин»; поистине это «энциклопедия русской жизни.

купить мбор 5ф и другую огнезащиту от ООО «КРОСТ», в том числе маты прошивные базальтовые, огнезащитную краску. Полный ассортимент огнезащитных материалов.

Роман „Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни» — В. Белинский

Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Это его самое крупное, самое популярное произведение, оказавшее сильнейшее влияние на судьбу русской литературы. Работая над романом, поэт писал Вяземскому: «Я пишу теперь не роман, а роман в стихах — дьявольская разница». В посвящении поэт пишет:

Прими собранье пестрых глав.

Полусмешных, полу печальных,

Небрежный плод моих забав.

В самом деле, стихотворная форма придает «Евгению Онегину» черты, отличающие его от прозаического произведения. Поэт не только повествует о том или ином событии, он сообщает и особое чувство сопричастности всему. Его герои не просто действующие лица, они его приятели, любимые друзья: Онегин, добрый мой приятель.

. Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью.

Мы чувствуем переживания автора, он незримо присутствует в каждой строфе. Особенно ослепительно и отчетливо звучит его звук в многочисленных лирических отступлениях:

Замечу кстати: все поэты —

Любви мечтательной друзья.

Бывало, милые предметы

Мне снились, и личность моя

Их образ тайный сохранила.

Благодаря поэтической форме, все в романе овеяно особой музыкальностью, будь это простая бытовая картинка:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга,—

или лирическое отступление:

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

Пушкин создает особую форму для своего лирического романа. Стихи в нем не текут непрерывным потоком, как почти во всех его поэмах, а разбиты на небольшие строфы. «Онегинская строфа» состоит из четырнадцати строк и по форме напоминает сонет. Строфа помогает автору с легкостью переходить от одной темы к другой, от рассказа к лирическому излиянию или размышлению.

Сюжет романа очень прост: Татьяна полюбила героя с первого взгляда, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Несмотря на взаимную любовь, герои не могут быть сообща, быть счастливыми. А виноваты в этом они сами, их собственные ошибки, их неумение найти правильный путь в жизни.

Простой сюжет выливается у Пушкина в высокую поэзию, ставшую для нас неотъемлемой частью нашей жизни. Строки романа знакомы с детства, они на слуху. Их перечитываешь с истинным наслаждением, радуясь встрече с ними, как с добрыми друзьями:

Мой дядя самых честных правил.

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше придумать не мог. —

«Скажи: которая Татьяна?»

«Да та, которая грустна

И молчалива, как Светлана,

Вошла и села у окна».

Роман повествует нам не только о несостоявшейся любви и счастье героев. Он — полное описание жизни РФ первой четверти XIX века. Недаром Белинский называл его «энциклопедией русской жизни». Полушутливо, полусерьезно, а порой и драматично автор рассказывает нам о жизни петербургского общества, его привычках, времяпрепровождении, моде, вкусах, интересах:

Служив отлично — благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

Мы узнаем из романа, что носили, где и когда прогуливались, что ели наши предки:

Надев просторный боливар,

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе.

Вошел: и пробка в потолок,

Вина кометы брызнул ток;

Пред ними roast-beef окровавленный,

И трюфли, роскошь юных лет,

И Страсбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым.

Картины жизни Петербурга сменяются деревенскими сценами, и все очень логично, без натяжек и условностей. Деревенская жизнь льется неспешно: в застольях да чаепитиях, неторопливых разговорах:

Их разговор благоразумный

О сенокосе, о вине,

О псарне, о своей родне,

Конечно, не блистал ни чувством,

Ни поэтическим огнем,

Ни остротою, ни умом.

Ни общежития искусством;

Но разговор их милых жен

Гораздо меньше был умен.

Последняя глава романа драматична. Герои убеждаются в невозможности счастья. Но слова Татьяны звучат почти гимном верности русской женщины:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Эта фраза станет ключевой на многие годы в русской литературе. Многие героини русской литературы смогут сообщить словами Пушкина о себе. И мне кажется, что весь роман писался ради этих замечательных слов.

Роман «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни

“Евгений Онегин» есть поэма историческая”,— утверждал Белинский. Действительно, в романе изображены конкретные характеры русских людей и общественная жизнь. Белинский связывал появление романа и его содержание с ростом самосознания русского общества. Рост этот вызван историческими событиями 1812—1825 годов. Великий критик чувствовал декабристский характер романа, поэтому и назвал его “поэмой исторической”. Самого же Пушкина он считал “представителем впервые пробудившегося общественного самосознания”. 06щественным классом -*— носителем пробудившегося самосознания в эпоху 20-х годов XIX века — Белинский считал передовое культурное дворянство, класс, “который по своему образу жизни и обычаям представляет более развития и умственного движения”. В статье Белинский еще раз подчеркнул исторический характер произведения: “Итак, в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил общество в одном из фазисов его образования, его развития. ”
В своем романе Пушкин раскрывает жизнь, интересы и нравы русского дворянства.
Прежде всего наше внимание привлекают мыслящие дворянские интеллигенты. В романе они представлены образами Онегина, Ленского. Татьяны Лариной. Что отличает их? Онегин не хочет жить так, как живет окружающая его “посредственность”. И Ленский, и Татьяна тоже.не хотят жить как заурядные, довольные собой люди.
Ленский и Онегин “не знают, чего им хочется, не знают, чего им не хочется”. Их не удовлетворяют разговоры о “псарне и вине”. Им интересны философские вопросы о жизни и смерти, о природе явлений. С Татьяной их сближает одиночество, они чужды дворянской среде. В письме Онегину Татьяна признается: “Я здесь одна. Никто меня не понимает, рассудок мой изнемогает, и молча гибнуть я должна”. Почему эти герои одиноки? Потому, что они стоят на голову выше той среды, в которой живут. По своему образованию, интеллекту, глубине чувств они значительно превосходят других. Что читал Онегин? Руссо, экономиста А. Смита, историю “от Ромула до наших дней”, Байрона. Среди его знакомых Каверин, сам Пушкин. Ленский — воспитанник Геттингенского университета — “рассадника вольнодумства”. Роднит их благородство душ. Ленский смотрит на взаимоотношения людей как на братство, верит в родство душ. Татьяна уверена, что на добро люди должны отвечать добром. Понятие чести — одно из основных в ее “моральном кодексе”. Юная Татьяна заканчивает свое послание к Онегину словами: “Но мне порукой ваша честь, и смело ей себя вверяю”; “взрослая” Татьяна так же просто и прямо признается Онегину: “Я вас люблю — к чему лукавить? Но я другому отдана и буду век ему верна”. Будет верна, хотя и отдана. Будет, потому что дала перед алтарем слово Богу, людям, себе. Ее понятие чести не позволит ей нарушить-данное слово.
Онегин отличает Ленского и Татьяну, верит в их чистоту, искренность. Роднит этих героев и их критическое отношение к миру, обществу, их передовые взгляды. Они умеют видеть прекрасное в жизни, глубоко чувствуют природу, ее прелесть. Их объединяет и трагическая судьба: Ленский убит на дуэли, Татьяна томится в свете, Онегин остается на распутье.
Эти люди не могут быть счастливы. Образами Онегина и Ленского поднимается главная проблема романа — трагедия русского интеллигента, который оторван от народа, который не знает, куда ему идти. Поэтому “силы этой богатой натуры (Онегина) остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца” (Белинский).
Татьяна отличается от Онегина и Ленского своей близостью к национальному, русскому духу, своей искренностью.
Пушкин дает нам ненавязчивую, но достаточно полную, яркую характеристику петербургской знати, московских дворян, деревенских помещиков. Это самодовольные пошляки, обыватели, люди невысоких моральных, устоев. Они ведут пустую, праздную жизнь (поэтому Онегин и бежит из Петербурга). Чтобы иметь представление о поместных дворянах, достаточно обратить внимание на их “говорящие” фамилии: Скотинин, Буянов, Петушков и т. д. Их разговоры — “о псарне и вине”, однако их “классовая сущность” прекрасно проявляется в реакции на новшества Онегина в деревне: “Да он опаснейший чудак!”
Приведем еще одну цитату из Белинского: “Разгадать тайну народной психеи — для поэта — значит уметь равно быть верным действительности при изображении и низших, и средних, и высших сословий”. В своем романе Пушкин изображает жизнь крестьян и трудового народа. Это и судьба няни; и бурлаки, и нищая Россия с серыми избами, которые видит Онегин, плывя по Волге; и девушки, собирающие ягоды и при этом поющие, чтобы не съесть барской ягоды; это и картины утреннего Петербурга, по которому едет в карете Онегин, возвращающийся с бала.
“Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа”,— заметил Гоголь. Богатство души простых людей (образ няни), своеобразие и поэтичность народных обычаев и преданий (сон Татьяны, картины святок) — все это является отражением “духа народа” в романе.
.А. С. Пушкин дает в своем произведении великолепные картины не только жизни простого народа, но и русской природы.
Наконец, огромно значение образа автора в романе: это передовой человек своего времени, нашедший свое предназначение в творческом труде. А язык, которым написан роман, говорит о том высоком уровне культуры, которого достигло русское общество (в лице лучших его представителей, каким является и А. С. Пушкин) к концу первой четверти XIX века.
“Первая истинно национально-русская поэма в стихах была и есть Евгений Онегин Пушкина. В ней народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении” (Белинский). Под истинной народностью литературы критик понимал не только отражение “духа и склада” народа, но и выдвижение важных для всей нации вопросов и решение их в прогрессивном духе, в.соответствии с требованиями времени. Смысл жизни, взаимосвязь личности и общества, взаимоотношение передовой дворянской интеллигенции и народа, современный герой — “лишний человек”, мораль и нравственность, экономика и политика, культура и просвещение, отношение к литературе и искусству, проблемы творчества и т. д. — это проблемы, поднятые в романе. Значение романа “Евгений Онегин” велико, поистине это “энциклопедия русской жизни”.

21862 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Роман «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни

Смотрите также по произведению «Евгений Онегин»:

Роман «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни». Художественное своеобразие романа

Велико и прекрасно поэтическое наследие Пушкина, и одно из центральных, если не самое главное, мест занимает в нем роман в стихах “Евгений Онегин”. Особое значение романа для нас состоит в том, что поэт дал в нем сконцентрированное описание всех сторон русской действительности того времени. “В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества! “Онегин” можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”,— писал Белинский.

Как полно и вместе с тем художественно обрисован светский Петербург и Петербург трудовой, ярко предстает патриархально-дворянская Москва, поместная деревня и панорама всей Руси: “селенья, грады и моря”, общественная жизнь и частный семейный быт, театры, балы, народные святочные гаданья, работа крепостных девушек в саду помещичьей усадьбы, кутящая “золотая” молодежь в модном столичном ресторане и крестьянин, едущий на дровнях по первому снегу, прекрасные пейзажи времен года и многое, многое другое.

Ничего, хоть сколько-нибудь подобного такому широчайшему охвату всех сторон русской жизни не было еще ни в одном произведении русской литературы до Пушкина.

“Евгений Онегин” — роман о пушкинском сегодняшнем дне, о людях пушкинского поколения и их судьбах. В образе Евгения Онегина наиболее полно отразились черты, которые являлись отличительными для молодежи начала XIX века.

В светской обстановке постоянного лицемерия, неверной дружбы и игры в любовь, где жизнь “однообразна и пестра, и завтра то же, что вчера”, не могли быть счастливы люди с совестью и острым умом. Разочарование толкает Онегина на бегство в деревню, подальше от светской суеты, к “уединенным полям, прохладе сумрачной дубравы, журчанью тихого ручья”, но и здесь он не находит дела, способного увлечь его, и очень скоро убеждается,

“Что и в деревне скука та же,

Хоть нет ни улиц, ни дворцов,

Ни карт, ни балов, ни стихов”.

Другой представитель молодежи начала XIX века — Владимир Ленский. Пылкий и восторженный романтизм Ленского — явление в своем роде не менее характерное для передовой молодежи пушкинского времени, чем охлаждение и скептицизм Онегина. “Возвышенные чувства” и “девственные мечты” Ленского, его наивная вера в мир совершенства — результат полной оторванности от реальной русской действительности, к встрече с которой Владимир был совершенно не приспособлен, за что и поплатился жизнью.

Однако Россия — это не только две столицы, и поэта не может удовлетворить показ лишь светского дворянства. Он ведет нас в провинцию и рисует широкую панораму российской помещичьей жизни. Но и это, в основном, затхлое болото, как, например, доставшееся Евгению по наследству родовое гнездо,

“Где деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил”.

Даже в семье Лариных, которую Пушкин описывает с определенной симпатией, ощущается та же затхлая атмосфера. Сам бригадир Дмитрий Ларин “. был добрый малый,

В прошедшем веке запоздалый;

Но в книгах не видал вреда;

Он, не читая никогда,

Их почитал пустой игрушкой. ”

Что же вызывает тогда сочувствие и даже симпатию Пушкина к такой заурядной мелкопоместной дворянской семье? Ответ один: ее патриархальные порядки и быт тесно связаны с образом жизни народа. Сам Пушкин, истинно народный поэт, относится ко всему народному с глубокой любовью и нежностью. Вот почему семья Лариных, где с благоговением предавались “привычкам милой старины”, идеализирована в романе. Однако, оставаясь поэтом-реалистом, автор рисует не только лирический среднерусский пейзаж, не только поэтические картины из крестьянской жизни: гадания в полночь на женихов, народные песни, но и ее тяготы: девушек, которых заставляют петь эти песни, чтобы, не дай Бог, при сборе ягод не полакомились ими, прошедшую жизнь старой няни Татьяны, которая и “не слыхала про любовь” и была выдана замуж в тринадцать лет. Все это дает нам довольно яркое и живое представление об истинном положении народа.

Эту же свою привязанность ко всему народному, к русскому Пушкин переносит и на Татьяну, свой самый любимый женский образ, в чем неоднократно и сам признается. Любит он ее за близость к простому народу, за русскую душу, за национальную гордость. Пушкин вывел в образе Татьяны идеал русской женщины, в которой “все тихо, просто”, женщины с чувствительной душой и горячим любящим сердцем. Татьяна необычна в дворянской среде, и все же это типичный образ, так как она — человек русский всем своим существом. Это и отличает ее от Онегина и Ленского, давая ей большие преимущества перед ними. “. У ней и в отчаянии, и в страдальческом сознании, что погибла ее жизнь, все-таки есть нечто твердое и незыблемое, на что опирается ее душа. Это ее воспоминания детства, воспоминания родины, деревенской глуши. И этого не мало. Тут соприкосновение с родиной, с родным народом”.

Прослеживая жизненный путь своей героини, Пушкин вновь возвращает нас во вторую столицу России, в Москву, на рауты, в салоны величавых дворцов, к обществу, где порядочным человеком считается тот,

“Кто в двадцать лет был франт иль хват,

А в тридцать выгодно женат;

Кто в пятьдесят освободился

От частных и других долгов,

Кто славы, денег и чинов

Спокойно в очередь добился”.

И вновь встают перед читателем картины жизни “светской черни”, тонко подмеченные и выведенные Пушкиным в романе.

Однако, говоря о “Евгении Онегине” как о романе-энциклопедии, где отразились все характерные черты жизни России начала XIX века, нельзя не вспомнить о X главе произведения, в которой дана широкая панорама политической жизни страны того времени и которую Пушкин не смог опубликовать и даже был вынужден зашифровать ее по политическим и цензурным соображениям. Как можно было напечатать в России стихи, где с презрением показан и едко высмеян сам государь-император?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: