Роль пейзажа в рассказах а

Роль пейзажа в рассказах А.П.Чехова

Чехов одушевлял все, чего касалсд глазом: его пейзаж, не менее психологичен, чем люди.
Л.Н.Андреев

В конце XIX века в русской литературе широкое распространение получили рассказы и небольшие повести, пришедшие на смену романам Тургенева, Достоевского, Толстого. Активно использовал форму короткого произведения и А. П. Чехов. Ограниченность объема повествования требовала от писателя нового подхода к слову. В ткани новеллы не было места многостраничным описаниям, пространным рассуждениям, раскрывающим авторскую позицию. В связи с этим исключительно важным оказывается выбор детали, в том числе детали пейзажа, который не исчез со страниц даже самых маленьких зарисовок зрелого Чехова.

Изображение жизни не могло быть полным без описаний природы, но это не единственная причина использования их автором. Пейзаж создает эмоциональный фон, на котором развертывается действие, подчеркивает психологическое состояние героев, придает рассказанным историям смысл.

Для описания природы Чехов пользуется простыми и привычными приметами, часто ограничиваясь лишь одной-двумя фразами. Так, например, в рассказе «О любви» пейзаж вводится только в начале новеллы: «Теперь в окна было видно серое небо и деревья, мокрые от дождя. », ив самом конце: «. дождь перестал, и выглянуло солнце». Но, несмотря на скупость изобразительных средств, каждое событие оказывается ассоциативно связано с конкретными временами года, суток и погодой, потому что природа всегда так или иначе соотносится с настроением чеховских героев. Счастье учителя словесности из одноименного рассказа соединено в нашем восприятии с «дивно хорошим» летом, а внутренние переживания героя рассказа «Ионыч», доктора Старцева, ждущего свидания с Котиком, неотделимы от ночного кладбищенского пейзажа.

Короткий штрих в описании состояния природы может изменить на противоположное впечатление от произведения, придать отдельным фактам дополнительное значение, по-новому расставить акценты. Так, выглянувшее в конце упоминавшегося уже рассказа «О любви» солнце заставляет нас обрести надежду на преодоление людьми своей несвободы. Без этой детали произведение оставляло бы ощущение такой же безысходности, какая заключена в словах, завершающих рассказ «Крыжовник»: «Дождь стучал в окна всю ночь». Описание, «грустной августовской ночи» в «Доме с мезонином» создает предчувствие чего-то недоброго, хотя в тот момент мы не знаем, что пока еще счастливым влюбленным придется расстаться. Картина однообразно и глухо шумящего, равнодушного моря, изображенная в рассказе «Дама с собачкой», перебивает ход мыслей читателя, напоминая о высших целях бытия, о «человеческом достоинстве».

Сохраняя традиционную функцию пейзажа, необходимого для раскрытия характеров героев, Чехов пользуется приемом параллельного описания природы и душевного состояния персонажей. Когда Никитин, учитель словесности, чувствовал на душе неприятный «осадок», «шел дождь, было темно и холодно». Неуютность холодного темного леса с протянувшимися по лужам ледяными иглами соответствует тоскливым мыслям студента Ивана Великопольского, в то время как вид родной деревни, освещенной багровой полосой зари, возникает тогда, когда герой охвачен «сладким ожиданием счастья». Мягкий лунный свет отвечает трепетному состоянию уже упоминавшегося Старцева, подогревает в нем страсть; луна уходит за облака, когда тот теряет надежду и на душе его становится темно и мрачно. Чудный романтический пейзаж, нарисованный рассказчиком «Дома с мезонином», превращается в унылый вид местности, где взамен цветущей ржи и кричащих перепелов появляются «коровы и спутанные лошади», когда «трезвое, будничное настроение овладело» героем.

Кроме углубления психологического анализа пейзаж необходим для более образной характеристики обстановки, в которой разворачиваются события. В описании места действия повести «Палата № 6» лес репейника и крапивы, торчащие из забора острия гвоздей напоминают о колючей проволоке, подчеркивают сходство больницы с тюрьмой, предваряя рассказ о несвободе человека.

Духовному плену, в котором пребывают герои многих рассказов Чехова, противостоит чувство свободы, порождаемое образами родной природы. Бескрайний пейзаж, вызывающий мысли о величии и красоте родной земли в рассказе «Крыжовник», контрастирует с описаниям ограниченного мирка Николая Ивановича Чимши-Гималайского. После изображения суеты душной и тесной жизни «в футляре», в которую оказался погружен целый город, запуганный нелепым Беликовым так, что даже погода во время его похорон заставляет быть всех в калошах и с зонтами, в рассказе «Человек в футляре» вдруг, как окно в другой мир, возникает прекрасная сельская, залитая лунным светом картина» от которой веет свежестью и покоем.

Пейзаж полон жизни там, где есть возможность просвета в тусклом коловороте будней. Внезапное прозрение учителя словесности, пережившего упоение «мещанским счастьем», освещено ярким мартовским солнцем и озвучено шумом скворцов в саду, поэтому есть надежда, что бегство Никитина от пошлости состоится. Герой рассказа «Дама с собачкой» Гуров видит безжизненный пейзаж: «забор, серый, длинный, с гвоздями», напоминающий нам забор из «Палаты № 6», — и признает себя вечным пленником, которому «уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах». Тень решетки на полу палаты № 6 усиливает ощущение беспросветности положения доктора Рагина; зато, когда смерть разрывает сети, опутавшие его разум и волю, «стадо оленей, необыкновенно красивых и грациозных», проносится перед глазами умирающего, олицетворяя прорыв в иную реальность.

Смерть торжествует над жизнью и в повести «Черный монах», пейзаж в которой имеет особенное значение. Гибель сада Песоцкого, служащего символом полнокровной, многокрасочной жизни, подчеркивает ужас мира, позволяющего быть счастливым только сумасшедшему. На фоне естественной красоты картин русской природы, пронизывающих повествование, еще безумнее кажутся мысли магистра Коврина, одержимого манией величия; а осязаемая конкретность каждой детали описания, будь то тропинка во ржи, река на закате или обнаженные корни деревьев, контрастирует с абстракцией черного призрака.

В использовании пейзажа проявляется отношение Чехова к своим героям. Беликов ни разу не появляется на фоне природы. Николая Ивановича Чимшу-Гималайского окружают «канавы, заборы, изгороди». Это люди, потерявшие человеческий облик. Пока в душе доктора Старцева теплился огонек, рассказ о его жизни сопровождался описаниями природы; автор даже подарил ему любимый клен в саду. Похожий на языческого бога Ионыч больше не стоит такого подарка. Чем живее душа, тем созвучнее она существу природы. Органично вписаны в пейзаж старинной усадьбы сестры Волчаниновы, героини рассказа «Дом с мезонином», симпатичные автору так же, как и увидевший их рассказчик, сказавшиеся художником-пейзажистом. Неотделим от пейзажа в рассказе «Крыжовник» купающийся под дождем Иван Иваныч, слитность которого с природой подчеркнута движением качающихся на исходящих от него волнах белых лилий. Этому герою доверено высказывать самые близкие автору мысли.

Иван Иваныч, Буркин — хорошие люди. Увиденные их глазами спокойные реалистические пейзажи напоминают о прекрасном. Душа лунной ночью «кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звезды и все благополучно» («Человек в футляре»). «Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иваныч и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна» («Крыжовник»), «Буркин и Иван Иваныч вышли на балкон; отсюда был прекрасный вид на сад и на плес, который блестел теперь на солнце, как зеркало» («О любви»). Больной, охваченный страхом Коврин видит беспокойный импрессионистский пейзаж: «Бухта, как живая, глядела на него множеством голубых, синих, бирюзовых и огненных глаз и манила к себе» («Черный монах»). Потерявшему трезвое мировосприятие Никитину грезится нечто сюрреалистическое: «Тут он увидел дубы и вороньи гнезда, похожие на шапки. Одно гнездо закачалось, выглянул из него Шебалдин и громко крикнул: «Вы не читали Лес-синга!» («Учитель словесности»).

В рассказах писателя слова «сад», «дождь», «луна», «утро», «осень», «весна» и другие нужны не только для обозначения места и времени действия или погоды. Это символы, позволяющие наполнить произведения глубоким философским смыслом. Рассмотрим подробнее некоторые из таких деталей пейзажа.

Одним из сквозных образов творчества Чехова является дождь — символ беспросветности будничной жизни, неосуществимости истинного счастья. Непрерывный дождь, с разговоров о котором начинается рассказ «Душечка», так же однообразен и скучен, как и антрепренер Кукин, с чьего лица не сходит выражение отчаяния даже в день счастливой свадьбы. Дождь идет, когда учитель словесности Никитин начинает осознавать мнимость доставшегося ему счастья. Вид серого неба и мокрых деревьев предваряет повествование героя рассказа «О любви» Алехина о жизни, в которой счастье несовместимо с порядочностью. Шумом дождя сопровождается описание уродливого счастья помещика Чимши-Гималайского, достигнутого ценой потери живой души. Дождливая погода омрачает день похорон Беликова, ставшего мертвецом еще при жизни. В то же время интеллигентный, философски мыслящий Иван Иваныч, умеющий противостоять рутине обывательщины, с наслаждением подставляет лицо под ДОЖДЬ.

Образ сада также постоянно присутствует в рассказах Чехова. Это символ добра, красоты, человечности, осмысленности существования. Сад полон музыки счастья, это приют влюбленных, где даже тюльпаны и ирисы просят, «чтобы с ними объяснились в любви» («Учитель словесности»). Никитин и Манюся, Коврин и Таня, Художник и Мисюсь, Старцев и Екатерина Ивановна встречаются в садах, когда их души наполнены чистым, искренним чувством. Сад отзывчив к душевному состоянию героев, влияет на их настроение. Утомленный, с расшатанными нервами, Коврин попадает в холодный сад, затянутый едким дымом; но «взошло солнце и ярко осветило сад», и «в груди его шевельнулось радостное чувство, какое он испытывал в детстве, когда бегал по этому саду» («Черный монах»). Сад требует постоянного ухода, поэтому он символизирует и работу, движение, неразрывную связь поколений: «Но что больше всего веселило в саду и придавало ему оживленный вид, так это постоянное движение. От раннего утра до вечера около деревьев, кустов, на аллеях и клумбах, как муравьи, копошились люди с тачками, мотыгами, лейками. » («Черный монах»). В общем, сад — это идеал полноценного бытия: «Когда зеленый сад, еще влажный от росы, весь сияет от солнца и кажется счастливым. то хочется, чтобы вся жизнь была такою» («Дом с мезонином»). Поэтому гибель сада всегда символизирует смерть.

Символом смерти традиционно считается и луна. Лунный свет заливает множество пейзажей Чехова, наполняя их печальным настроением, покоем, умиротворением и неподвижностью, сходными с тем, что приносит смерть. За рассказом о смерти Беликова следует описание видного до горизонта поля: «и во всю ширь этого поля, залитого лунным светом, тоже ни движения, ни звука». Ковркн, незадолго до смерти любуясь наполненной лунным светом бухтой, поражается согласию цветов, мирному, покойному и высокому настроению. Луна освещает холодный труп доктора Рагина, узника палаты № 6. Но наиболее четко мысль о родстве луны и смерти выражена в рассказе «Ионыч», когда Старцев видит кладбищенский «мир, где так хорош и мягок лунный свет, точно здесь его колыбель», где «веет прощением, печалью и покоем».

Луна — многозначный символ. Отразившись в воде, она вызывает в душе прилив темной страсти, изменяет мироощущение, омрачает рассудок. В сумраке появляется перед Ковриным на берегу реки Черный монах, и его «бледное, страшно бледное, худое лицо» могло оказаться выглянувшей из-за туч луной. Если сад был символом светлой, возвышающей человека любви, то луна толкает к запретному чувству, побуждает к неверности. В рассказе «Дама с собачкой» Гуров с Анной Сергеевной делают первые шаги навстречу друг другу, поражаясь необычному сиреневому морю с идущей по нему от луны золотой полосой. Ольга Ивановна из рассказа «Попрыгунья», зачарованная «лунным блеском», бирюзовым цветом воды, «какого она раньше никогда не видела», решается на измену мужу. Неопытная Аня, героиня рассказа «Анна на шее», делает первый шаг на пути испорченной кокетки, когда «луна отражалась в пруде». Эротические фантазии овладевают возбужденным лунным светом Старцевым: «. перед ним белели уже не куски мрамора, а прекрасные тела, он видел формы, которые стыдливо прятались в тени деревьев, ощущал тепло, и это томление становилось тягостным. » («Ионыч»).

Так просто, естественно, немногословно Чехов рисует в своих рассказах пейзажи, не только составляющие единый и стройный образ русской земли, но и обогащающие произведения неисчерпаемой глубиной смысла.

купить мбор 5ф и другую огнезащиту от ООО «КРОСТ», в том числе маты прошивные базальтовые, огнезащитную краску. Полный ассортимент огнезащитных материалов.

Сочинение по рассказу А. П. Чехова «Дом с мезонином»

К рассказам А. П. Чехова как нельзя лучше подходят слова В.Г. Белинского, сказанные о малой прозе, Писатель словно «дробит жизнь по мелочи я вырывает листки из великой книги этой жизни. Соедините эти листки под один переплет, и какая обширная книга, какой огромный роман, какая многосложная поэма составилась бы из них!» Как правило, события, на которых строятся сюжеты чеховских рассказов, незначительные, обыкновенные, взятые из обычной повседневной жизни, но каждое событие психологично, предельно насыщено мыслями и переживаниями, которые вовлекают нас в свое движение. В рассказе «Дом с мезонином», одном из самых поэтических произведений писателя, перед нами старая, как мир, история влюбленных, которых разлучают. Обо всех событиях, происходящих в рассказе, нам рассказывает главный герой, и мы узнаем таким образом о его душевном состоянии.

Герой рассказа — художник-пейзажист, в душе которого назрел кризис, нравственный разлад: его труд не приносит ему удовлетворения, счастья, не заполняет его жизни сознанием того, что он делает нужное дело. У молодого человека пропадает желание работать, а потому он проводит свои дни в праздности: подолгу гуляет, читает все что под руку попадет, много спит. Во время одной из прогулок он знакомится с сестрами Волчаниновыми, и в его жизнь неожиданно врывается любовь.

Любовь окрылила художника. Его отношения с возлюбленной, младшей Волчаниновой, полны поэзии, но отчего-то в эту поэзию постоянно проникают тоскливые нотки. Мы еще не знаем, чем закончится эта история, но нас не покидает грустное чувство. В самом начале его навевает пейзаж: «Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею…», «…прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени ». И сам образ девушки, которую полюбил художник, окрашен грустью. Он говорит о Мисюсь, как называли ее родные, как о ребенке, ласково, бережно.Ее «худенькоетело», «тонкиеруки», «тонкаяшея», «печальные глаза» для него «трогательно прекрасны». Он любит и ее «слабость», и ее «праздность». Художник подозревает у Жени «недюжинный ум», восхищается широтой ее воззрений и видит в ней своего доброго гения. «…Мне страстно хотелось писать только для нее, — говорит он, — я мечтал о ней, как о своей маленькой королеве, которая вместе со мной будет владеть этими деревьями, полями, туманом, зарею, этой природой, чудесной, очаровательной, среди которой я до сих пор чувствовал себя безнадежно одиноким и ненужным…»

Женя также влюблена в молодого человека. Ее чувство искреннее, чистое. Она в том прекрасном возрасте, когда все в ней тянется навстречу добру и свету. Мисюсь смотрит на возлюбленного «нежно и с восхищением», ведь он «победил ее сердце своим талантом». Ей хочется, чтобы он «ввел ее в область вечного и прекрасного, в этот

высший свет, в котором, по ее мнению, …был своим человеком…». Но их общему счастью не суждено состояться.

Автор дает нам понять, что его герои обречены на разлуку, и грусть этой разлуки чувствуется во всем, даже самая светлая сцена в рассказе — сцена объяснения молодых людей — проникнута этим чувством. Печальное настроение подчеркивают блеклые полутона ночной природы: «на пруде едва светились бледные отражения звезд» и луна «еле-еле освещала дорогу».

Наутро Мисюсь с матерью спешно уехали к теге в Пензенскую губернию. Об этом художнику холодно сообщила старшая Волчанинова, Лида. Это она потребовала от Жени, чтобы та рассталась с художником, и робкая Мисюсь не осмелилась огорчить сестру своим неповиновением, о чем сообщила возлюбленному в записке. Именно Лида оказалась той злой силой, которая погубила счастье молодых людей, полюбивших искренне и нежно.

Лида Волчанинова — красивая и умная девушка с твердым характером, твердыми уб

В споре с художником Лида отстаивает свою точку зрения с напором, категорично заявляя, что «самую несовершенную из всех библиотек и аптечек » ставит выше всех пейзажей на свете. А художник придерживается противоположной точки зрения. Он спорит с Лидой, считая, что медицинские пункты и школы только -«прибавляют звенья к великой цепи », которой опутан народ.

По его убеждению, «миллионы людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх », «с раннего утра до потемок» они «гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей… рано старятся и умирают в грязи и вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет».

Весь ужас положения простых людей художник видит в том, что «им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своем образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить».

При существующих условиях, считает он, «медицинские пункты, школы, библиотеки, аптечки… служат только порабощению», внося в жизнь этих людей «новые предрассудки», увеличивая число их потребностей, необходимость платить за эти новые блага, а значит, «сильнее гнутьспину». Но Лида уверена: «нельзя сидеть сложа руки», и гордится тем, что живет на свое учительское жалованье.

Лида смотрит узко, но зато она деятельна, а художник смотрит шире, но он только мечтатель, грезящий о прекрасном будущем. Кто из них прав? Автор не встает прямо на сторону одного из спорящих, но он однозначно дает нам понять, что не душевное тепло, нелюбовь к человеку заставляют «неизменно строгую» девушку идти по пути « служения народу». Он не говорит прямо, что свой путь старшая Вол-чанинова избрала из тщеславия или от скуки, но это чувствуется во всем повествовании, и постепенно мы перестаем верить Лиде, как не верит ей и герой рассказа.

Лида настояла на том, чтобы Мисюсь увезли, чтобы сестра больше не встречалась с художником, и сделано это было якобы ради блага Жени, с тем же самоуверенным бездушием, с каким Лида творила все свои добрые дела.

А молодые люди оказались неспособными отстоять свое право на личное счастье. Они подчинились, смирились. Вместе с Мисюсь из жизни художника ушла радость, ушла поэзия, ушла красота. Постепенно чувства стали остывать, и он продолжил свою праздную «скучную» жизнь, лишь изредка вспоминая прелесть летней ночи и дом с мезонином, где жила его любимая девушка. Но в финале неожиданно звучит светлая нота, исполненная лиризма и дающая надежду на счастье. Пусть редко, но все же «в минуты, когда меня томит одиночество и мне грустно, — пишет художник, — …мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают, меня ждут и что мы встретимся… Мисюсь, где ты?»

В своих рассказах А. П. Чехов воплощал мечты о здоровом, осмысленном существовании, о духовной красоте человека, о труде как основе справедливой и честной жизни, но он также обладал даром открывать в нелегкой, безрадостной жизни утонченные натуры, находить героев с «пробуждением души». Этот дар с необыкновенной силой проявился в поэтическом рассказе «Дом с мезонином». Поведав грустную историю о любви и разлуке, автор на самом деле заставил нас задуматься о необходимости борьбы за правду и счастье, за искренность и красоту человеческих отношений, против бездушия, лицемерия, жестокости, против всего того, что уродует жизнь, губит в ней все самое светлое и прекрасное.

Идейно-художественное своеобразие рассказа А.П.Чехова «Дом с мезонином»

Рассказ «Дом с мезонином» (1896 г.) — необыкновенно лиричное произведение, в котором сочетаются проза и поэзия, свет и тень, далекое прошлое и настоящее. Важно, что рассказ ведется от лица самого художника, что оговорено в заголовке. Это означает, что все события даются с точки зрения наблюдательного, мыслящего человека, тонко чувствующего природу.

По форме чеховский рассказ – это воспоминание о прошлом. Поэтому повествователь поэтизирует свою любовь к Мисюсь. Именно это придает произведению лирический оттенок. Название рассказа примечательно — «Дом с мезонином» Оно подчеркивает, что речь пойдет о прошлом, о чем-то устаревшем. В ходе повествования утверждаются архаичные признаки. Но эта старина опоэтизирована, дорога Чехову: «Милый, наивный, старый дом, который, казалось, окнами своего мезонина глядел на меня, как глазами, и понимал всё». В описаниях дома настойчиво подчеркиваются признаки его старости, запустения: «старые амосовские печи», «старые ели», «иволга-старушка». Этот дом символизирует не только старый уклад жизни, но и семью, в которой нет счастья.

Рассказ отличает кольцевое время и пространство. Здесь нет единства событий, сюжетная линия ослаблена. Конфликт переносится во внутренний план. Действие рассказа происходит в дворянской усадьбе. Обитатели дома ведут тихую, праздную жизнь. Тяжелый, ленивый помещик Белокуров не может спастись от скуки ни видимостью деятельности, ни внешней деловитостью. Младшая дочь Екатерины Павловны Волчаниновой, Мисюсь, жадно читает книги. Художник, оказавшийся в этой усадьбе, осознает будничность жизни, в которой нет определенного дела.

В рассказе возникает образ старшей дочери – Лиды Волчаниновой. С момента ее появления Чехов якобы представляет читателю два отношения к современной общественной деятельности. Лидия по природе очень деятельна. Она активно занимается организацией земских больниц и школ для крестьян. Она уверена в том, что долг каждого образованного человека – оказывать посильную помощь народу. Ее девиз – «Надо бороться!»

В одно время проект создания земств был очень популярен. Многие верили, что «малые» дела: школы, больницы, аптеки – помогут со временем облегчить жизнь народа. Но сама история показала бесплодность подобных проектов. И художник, мыслящий более масштабно, чем Лидия, глубже смотрит в будущее. Он справедливо отмечает, что «малые дела» не решают вопрос, а «все более запутывают его». Они «при существующих условиях служат только порабощению. Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья». Художник считает, что народ нужно освободить, прежде всего, от тяжелого физического труда, предоставить людям свободу «для широкого проявления духовных способностей», поисков правды и смысла жизни: «Нужны не школы, а университеты».

В диалогах между героями разгораются ярые споры. Лидия убеждена в правоте дела, которому служит. Она делает здесь и сейчас все, что может: собирает средства для погорельцев, принимает больных, учит Мисюсь. На возражения художника она восклицает: «Правда, мы не спасаем человечества…но мы делаем то, что можем, и мы правы». В этом, безусловно, есть доля истины. Думаю, что во многом в ее деятельном желании помочь, принести пользу, гордом чувстве независимости видны юношеские порывы, максимализм, воля, смелость. Но нельзя не отметить, что Лидия обладает суровым, деспотичным нравом. Она хочет подчинить своим убеждениям жизнь всех близких людей. Трижды в рассказе повторяется фраза: «Лида опять говорила о земстве, о Балагине, о школьных библиотеках». Так создается впечатление топтания героини на одном месте.

Недостатки Лиды налицо. У нее нет гибкости мысли, сомнений в себе самой, самокритичности, зато есть непримиримость к любым другим мнениям. Этому соответствуют детали ее облика: строгое выражение лица, упрямый рот, громкий голос, поучающий тон. Жизнь героини становится косной. Со временем она утрачивает грацию, женственность.

Но это не означает, что автор принимает сторону художника. Мудрый писатель заставляет нас подумать и сравнить слова героев с их поведением, увидеть в них и высокое, и ущербное. Художник мечтает о больших преобразованиях, о справедливом укладе общества. Его волнуют серьезные вопросы смысла жизни, назначения искусства, роли образования. Художник, как никто другой, близок к природе. Он никого не поучает. Но он неприютен, живет в чужом доме. Художник недоволен собой и людьми. Он все время ощущает несбыточность своих мечтаний: «Я мечтал…владеть этими деревьями, полями, туманом, зарею, этой природой, чудесной и очаровательной, но среди которой я до сих пор чувствовал себя безнадежно одиноким и ненужным».

По иронии судьбы ему не дано владеть ни природой, ни своей судьбой, ни счастьем. В характере этого героя есть и нерешительность, пассивность. В нем нет энергии. Он на минуту поддается увлечению Мисюсь и в сразу же останавливает себя. Слишком быстро художником овладевает «будничное настроение». Возможная встреча с Мисюсь видится ему не как итог поисков или борьбы, а как дар судьбы, неведомых сил: «Мне почему-то начинает казаться, что мы встретимся».

Мисюсь — трогательная, нежная, с наивными рассказами о «домашних происшествиях» и тайнах, доверчивая девушка. Она по-детски послушна старшей сестре. Во многом это еще совсем ребенок. Ее детские черты подчеркнуты многими деталями, фразами: «по-детски касалась меня своим плечом, ходила обыкновенно в светлой рубашечке, ножки ее едва касались земли». Детским является и имя героини — Мисюсь.

Мисюсь во многом подражает матери. Она становится ускользающей мечтой художника, его очередной иллюзией. Финал рассказа открыт. В нем звучит сожаление об утраченном счастье: «Мисюсь, где ты. ». Это наводит читателя на размышление.

Важный художественный принцип рассказа – расположение света и тени. Особенно ярко он проявляется в пейзажных зарисовках. Художник смотрит под старым вязом на дом: «В окнах мезонина, где жила Мисюсь, блеснул яркий свет, потом покойный зеленый – эту лампу накрыли абажуром. Задвигались тени… Прошло около часа. Зеленый огонь погас, и не стало видно теней». Этот огонь – символ надежды. Уже в обозначении архитектуры дома есть конфликт: дом олицетворяет традиции, мезонин – пристройка, означающая новые времена. Но ни в настоящем, ни в прошлом нет истины, нет спасения для героев.

Этот рассказ производит глубокое впечатление. Он заставляет задуматься о смысле жизни, противоречиях и преградах на пути к заветной мечте, подводит к пониманию роли своей деятельности. Чехов мастерски сочетает в нем социальное, злободневное и лиричное, задушевное. Автор незримо присутствует в каждой строчке рассказа. Сталкивая разные жизненные позиции, он дает нам понять, что деятельность человека, если она не проникнута высокими целями, как и высокие цели без действия, не приведут его к счастью. Да, жизнь посылает человеку много испытаний и преград, но только каждому из нас самостоятельно предстоит менять свою судьбу к лучшему.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Чехов А.П. / Разное / Идейно-художественное своеобразие рассказа А.П.Чехова «Дом с мезонином»

Смотрите также по разным произведениям Чехова:

«Мисюсь, где ты?» (по рассказу А. П. Чехова «Дон с мезонином»)

Одну из особенностей рассказов А. П. Чехова литературовед В. Ермилов назвал «скромностью формы». Она заключается в умении писателя говорить о важных социальных проблемах как бы «мимоходом», сдержанно, в застенчивой манере, как будто главное совсем не в этом. Чехов никогда не претендовал на роль мессии, открывающего пути спасения человечества, не любил проповедничества и назидания. Но он не мог не думать о злободневных вопросах своего времени, не размышлять о вечных проблемах человечества. Его герои ищут пути к счастью, спорят о будущем страны, народа, но при этом они просто живут своей жизнью — скучают, влюбляются, мечтают. Таков и герой рассказа «Дом с мезонином», написанного в 1896 году.

Герой рассказа — художник, приехавший на лето в имение к знакомому помещику. В соседней усадьбе, в доме с мезонином, живет семья: старушка мать и две сестры. Старшая, Лида, увлечена земской деятельностью. Она служит учительницей в земской школе и — при хороших средствах — гордится тем, что «живет на собственный счет», получая двадцать пять рублей жалованья в месяц. Лида целиком поглощена земскими делами, борьбой с реакционной партией в уезде и, кроме школ, аптек, медицинских пунктов, для нее ничего не существует. Строгая, красивая, она кажется своей матери и младшей сестре Жене недосягаемым существом, как капитан для матросов. Женю в семье не считают взрослой, называют ее Мисюсь, потому что в детстве она так называла свою гувернантку.

Мисюсь, с ее наивной молодостью, пробуждающейся женственностью — один из самых обаятельных образов в чеховской прозе. Между художником и Мисюсь завязывается дружба, возникает влюбленность. Они близки друг другу своим поэтическим восприятием жизни; они могли бы быть счастливы. «Я мечтал о ней, как о своей маленькой королеве, которая вместе со мною будет владеть этими деревьями, туманом, зарею. » — признается художник. До встречи с этой девушкой герой чувствовал себя безнадежно одиноким и ненужным. Теперь все изменилось: «Я был полон нежности, тишины и довольства собою, довольства, что сумел увлечься и полюбить». Но непреклонная Лида разрушает счастье художника и Мисюсь. Она не терпит в нем пренебрежительного отношения к своей земской деятельности, его «безыдейности». Быстро и деловито она отсылает несчастную сестру куда-то далеко, к тетке, в Пензенскую губернию. Мисюсь, горько плача вместе с матерью, была не в силах огорчить своим неповиновением любимую сестру.

Рассказ, который ведется от имени художника, заканчивается его словами о том, что и через много лет ему вспоминается дом с мезонином, зеленый огонь в окне, и сам он, молодой, влюбленный: «А еще реже, в минуты, когда меня томит одиночество и мне грустно, я вспоминаю смутно, и мало-помалу мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают, меня ждут и что мы встретимся. Мисюсь, где ты?»

Эта заключительная фраза «Дома с мезонином» стала знаменитой; как мотив любимой мелодии, она была у всех на устах. Читатели чувствовали тонкую прелесть лирической грусти об ушедшем счастье, молодости, мечте. Материал с сайта //iEssay.ru

Но лирическая тема у Чехова сплетается с большой социальной темой. Она раскрывается в спорах между серьезной земской деятельницей и беззаботным художником. Ни герои Чехова, ни сам он не знают, каким путем идти к правде, как «разрубить цепь великую», хотя художник с его путаницей мыслей в стремлении к коренным, а не мелким решениям социальных вопросов ближе читателю, чем самоуверенная ограниченность Лиды. Трудно поверить в то, что Лидия Волчанинова действительно печется о всеобщем счастье, если она не смогла разглядеть даже счастья своей родной сестры.

В тонком сочетании грусти об утерянном счастье любви и тоски о всеобщем счастье — подлинная прелесть рассказа Чехова «Дом с мезонином». Его последняя фраза стала крылатой, а образ Мисюсь — образом самой красоты, молодости и чистоты жизни, отнятой у людей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: