Роль пейзажа в повести Лермонтова «Тамань»

В «Тамани» Печорин выступает как первое лицо, его речевая характеристика переплетается со стилем самого Лермонтова и иногда очень трудно отграничить стиль героя от стиля автора. На уроке рекомендуется подобрать в речи Печорина слова и примеры, убеждающие в образованности героя; в остальных же случаях лучше говорить не о речевой характеристике Печорина, а о языке и стиле повести «Тамань». Раскрытию характера героев и идеи повести подчинен пейзаж. Работа над первым описанием природы: «Полный месяц светил на камышевую крышу. » — позволит сделать вывод, что пейзаж является не только реалистическим фоном действия, но и участвует в его развитии. Кроме того, пейзаж помогает ярче, глубже показать душевное состояние героя, его переживания, а также раскрыть важные стороны его характера.

Так, картина взволнованного моря, на которое смотрит Печорин, оттеняет тревожное настроение героя и в то же время еще более волнует его: глядя на взволнованное море, Об погружается в воспоминания. Пейзаж здесь не только гармонирует с настроением героя, но порождает его. Описание морской стихии подчеркивает отвагу, смелость, вольность Янко. Здесь картина природы способствует выявлению основных качеств характера человека.

Подчеркивая зарисовками природы психологическое состояние действующих лиц, Лермонтов не вводит в описание эмоциональных эпитетов или восклицаний, а отбирает и своеобразно показывает определенные, совершенно реальные предметы. Так, тревожное состояние Печорина, следующего ночью за слепым, подчеркивается пейзажной зарисовкой, в которой нет никаких упоминаний о переживаниях героя, но предметы показаны в состоянии, предвещающем бурю и непогоду: луна начала одеваться тучами, туман поднимался на море, валуны грозили потопить корабль, фонарь на корме едва светился.

Наконец, пейзаж в повести «Тамань» является для автора средством выразить отношение к происходящему и изображенному, он лиричен. Небольшие пейзажные зарисовки позволяют судить, что в природе Лермонтов видел подлинную красоту и совершенство, что вместе со своим героем он мечтал о жизни вольной и свободной, как море, возвышенной и чистой, как небо, светлой, и ясной, как звезды, сверкавшие «на темно-синем своде». Лиризм ощущается в подтексте, в «Тамани» он нигде не прорывается прямыми авторскими отступлениями и высказываниями, как в повестях «Бэла» или «Княжна Мери», но чувствуется и в незавершенности показа судеб героев, оставляющей место для раздумий читателя. И в контрасте вольной жизни контрабандистов с жизнью едущего «по казенной надобности» офицера, и в способе обрисовки контрабандистов.

Известна высокая оценка А. П. Чеховым языка повести «Тамань». Действительно, языковое мастерство Лермонтова достигает здесь такого совершенства, что в заключение урока необходимо хотя бы кратко остановиться на нем. В частности, можно показать ясность, простоту и лаконизм описаний. Наиболее целесообразно обратиться к описанию местоположения жилища контрабандистов. Приводим его:

  • «Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона. «Суда в пристани есть,- подумал я: завтра отправлюсь в Геленджик».

Давая это описание, автор (Печорин), желая нарисовать место, где будет жить, и подчеркнуть временный характер своего поселения на квартире, не стремится высказать какое-нибудь чувство или вызвать его у читателя. Здесь нет ни одной лишней детали. Хата с камышовой крышей, обрыв к берегу моря, ограда из булыжника, взволнованное море, оттеняющее силуэты стоящих в пристани кораблей,- вот предметы, которые в той или иной степени нужны для показа дальнейших событий, действий и размышлений героя. На камышовой крыше Печорин увидит девушку-контрабандистку. Возле забора («ограды из булыжника») он притаится, наблюдая за слепым.

По крутой и узкой тропинке обрыва слепой будет спускаться к морю. Луна осветит силуэты кораблей, а следовательно, покажет возможность скорого отъезда Печорина в Геленджик из Тамани. Все описание, рисуя реальную обстановку действия, подчеркивает случайность остановки героя в «гнезде честных контрабандистов».

Лаконизм и конкретность — отличительное свойство стиля большинства описаний в романе «Герой нашего времени»- выражается здесь в отказе Лермонтова от эмоциональных и метафорических эпитетов: эпитет превращается в конкретное красочное определение, либо характеризующее цвет предмета («белые стены», «темно-синие волны», «черные снасти», «бледная черта небосклона»), либо указывающее иной материальный признак его («камышовая крыша», «ограда из булыжника»).

В творческой лаборатории М. Ю. Лермонтова

К истории создания романа «Герой нашего времени»

Недолгая, но яркая жизнь Лермонтова до сих пор полна загадок и продолжает волновать нас. Как много успел совершить он и сколько замыслов осталось не исполнено из-за преждевременной гибели поэта. Необычайна и судьба лермонтовского наследия. При жизни поэта были изданы лишь две книги: «Герой нашего времени» и сборник, включающий 26 стихотворений и две поэмы. Многие лермонтовские автографы и рисунки разошлись среди друзей, сослуживцев и родственников поэта и бы- ли собраны и опубликованы позднее.

Некоторые из них утеряны безвозвратно. И все-таки благодаря неустанным поискам и исследованиям лермонтоведов ныне мы располагаем шеститомным академическим собранием сочинений Лермонтова и обширным материалом о жизни и творчестве поэта — «Лермонтовской энциклопедией».

Одним из необычайных явлений в русской литературе стал роман «Герой нашего времени». Он вышел отдельным изданием в Петербурге весной 1840 года. Маленькая книга объемом всего семь печатных листов вот уже на протяжении полутора веков служит объектом многочисленных исследований и споров и нисколько не потеряла своей жизненной остроты и в наши дни. Споры ведутся об образе Печорина, об идеях и стиле написания романа. Но в одном все единодушны: что это удивительный русский роман, совершеннейшее прозаическое произведение. «Никто еще не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозою»,— отозвался о «Герое нашего времени» Гоголь, а Белинский отметил: «Вот книга, которой суждено никогда не стариться, потому что при самом рождении ее она была вспрыснута живою водою поэзии».

Творческая история создания романа «Герой нашего времени» восстановлена лишь в общих чертах. Известно, что в основу его легли впечатления Лермонтова от поездки на Кавказ в 1837 году, куда он был сослан за стихи на смерть Пушкина, а сам роман создавался в Петербурге в период с 1838 до начала 1840 года. К сожалению, ни в письмах Лермонтова, ни в его заметках нет каких-либо сведений, касающихся работы над романом. Крайне скудно и рукописное наследие, не позволяющее полностью сопоставить с рукописью текст романа.

Все необычно в этой книге, начиная с композиции. Роман состоит из пяти вполне самостоятельных и законченных повестей, объединенных одним героем. Если следовать хронологии событий, то эти повести должны располагаться в следующем порядке: «Тамань» (Печорин едет из Петербурга в действующий отряд), «Княжна Мери» (Печорин после экспедиции отдыхает в Пятигорске), «Бэла» (за дуэль с Грушницким Печорина переводят на «линию» в крепость), «Фаталист» (он отлучается на две недели в казачью станицу), «Максим Максимыч» (спустя пять лет проездом в Персию Печорин встречается на Кавказе с Максимом Максимычем и офицером-повествователем). И завершаются эти события сообщением о смерти героя на обратном пути из Персии, приведенным в предисловии к «Журналу Печорина».

Но Лермонтов нарушает эту последовательность и подчиняет ее другой задаче — всесторонне раскрыть характер Печорина сначала с чужих слов, потом через описание встречи с ним, а далее через дневник самого Печорина. И цикл самостоятельных повестей превращается в увлекательный психологический роман, чтение которого, по словам Белинского, доставляет нам истинное наслаждение: «. взгляд наш упал на первую страницу — и страницы начали одна за другой переворачиваться под рукою. »

« . . .У него (Лермонтова) не было чрезмерного авторского самолюбия; он не доверял себе, слушал охотно критические замечания тех, в чьей дружбе был уверен и на чей вкус надеялся». Шан-Гирей.

«. Возьмите повесть Лермонтова «Тамань», в ней не найдешь ни слова, которое можно было бы выбросить или вставить; вся она от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом; какой чудный язык, как легко, кажется, написано. Но загляните в первую рукопись: она вся перемарана, полна вставок, отметок на отдельных бумажках, наклеенных облатками в разных местах. » Д. Григорович.

«Герой нашего времени» — единственный роман, который успел написать Лермонтов. Но сохранились сведения об авторских замыслах написать несколько романов из разных эпох русской жизни, имеющих между собой связь и некоторое единство. Остается только сожалеть, что мы никогда не узнаем, чего бы достиг его гений. И здесь уместно привести высказывание Л. Н. Толстого: «Вот кого жаль, что так рано умер. Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог! Он начал сразу как власть имеющий».

По С. В. Чекалину. «Лермонтов»

Вопросы и задания

  1. Каковы основные мотивы лирики Лермонтова?
  2. Вступают ли лирические жанры в соприкосновение друг с другом? Приведите примеры и объясните, как это происходит (например, послание и лирический рассказ, романс и элегия, элегия и ода). (См. Словарь в конце учебника.)
  3. Определите своеобразие стихотворений о поэте и поэзии А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
  4. Какие поэмы Лермонтова Вам известны? Каковы их темы, сюжеты?
  5. Каковы конфликты лермонтовских романтических поэм и чем они отличаются от пушкинских?
  6. Каковы особенности композиции романа «Герой нашего времени»?
  7. Каков характер Печорина? Он «герой» или «злодей»? Осуждает или оправдывает Печорина автор?
  8. Сопоставьте характеры и судьбы Печорина и Онегина. Подготовьте рассуждение на эту тему.
  9. Подготовьте (на выбор) характеристику одного из героев — Грушницкого, Княжны Мери, Веры, Вулича, Вернера, Максима Максимыча и др.
  10. Какую роль играют эти персонажи в раскрытии характера главного героя?
  11. Почему лермонтовский роман называют психологическим?
  12. Какое место в романе «Герой нашего времени» занимает каждая повесть?
  13. Подготовьте устное высказывание на тему «Мотивы лирики Лермонтова» или «Критика о романе «Герой нашего времени» (на выбор).
  14. Проанализируйте одну из сцен свидания Печорина и Веры, Печорина и Мери, Печорина и Бэлы (на выбор).
  15. Можно ли «Героя нашего времени» отнести к шедеврам русской литературы XIX века? Кто из героев этого произведения кажется самой интересной или самой загадочной личностью? Проанализируйте одну из сцен, эпизоды, которые характерны для этого произведения.
  16. Постарайтесь на одной из сцен или эпизоде показать особенности стиля Лермонтова (психологизм, ясность, лаконизм и другие черты, о которых говорили современники Лермонтова и наши современники).
  17. Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с Грушницким, Вернером, Верой, княжной Мери?
  18. Меняется ли характер Мери, Веры на протяжении их взаимоотношений с Печориным?
  19. Что пишет Н. Добролюбов о Печорине? Каково мнение В. Белинского? К какой точке зрения присоединились бы Вы?

Составьте небольшую сравнительную таблицу по приведенному образцу.

. Что такое Онегин? . Он является в романе человеком , которого убили воспитание и светская жизнь, которому все пригляделось, все приелось. Не таков Печорин. Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях.

Перед вами другой человек, с более страстной душой, с более широким самолюбием. Этот имеет в себе как будто от природы все то, что для Онегина составляет предмет забот. Он не хлопочет о туалете и наряде: он светский человек и без этого. Ему не нужно подбирать слова и блистать мишурным знанием: и без этого язык у него как бритва.

Самый большой файловый архив рунета! Рефераты, курсовые работы, дипломы, контрольные работы, эссе, доклады и многое другое!

Все под рукой! Меню:

Безвозмездно

Архив безвозмездных (скачать бесплатно) рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ.

Безвозмездные (скачать бесплатно) работы предназначены для просмотра возможностей и демонстрации структуры заказываемого реферата, курсовой, контрольной или дипломной работы. Администрация сайта не комментирует содержание бесплатных работ. Для заказа реферата, курсовой работы или диплома по интересующей Вас тематике заполните форму, приведенную ниже безвозмездной (бесплатной) работы.

Анализ главы «Тамань» (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» — произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе необычно. Во-вторых, эти части расположены не по хронологии, как традиционно принято. Они разбиты на две части: рассказ о жизни Печорина глазами постороннего человека («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу Печорина») и дневник самого Печорина, раскрывающий его внутреннюю жизнь(«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Такой принцип был выбран автором неслучайно. Он способствует наиболее глубокому, полному и психологически тонкому анализу героя.

В произведении нет единого сюжета. Каждая повесть отличается своими героями и ситуациями. Их связывает лишь фигура основного персонажа – Григория Александровича Печорина. То мы видим его во время службы на Кавказе, то он оказывается в захолустном городишке Тамань, то отдыхает в Пятигорске на минеральных водах. Везде герой создает экстремальную ситуацию, подчас с угрозой для его жизни. Печорин не может жить обыденной жизнью, ему нужны ситуации, раскрывающие его огромные способности.

«Тамань» — первая глава дневника Печорина. Именно с этой части мы начинаем видеть внутренний мир героя. В начале повести Печорин как бы кратко описывает нам содержание главы: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить». Сюжет главы достаточно прост. Печорин по служебным делам приезжает в Тамань и останавливается у странных людей. Здесь живет загадочная девушка-ундина и слепой мальчик. Видя в их поведении какую-то загадку, Печорин пытается разгадать ее. Для этого ночью он устраивает слежку за героями. В итоге он выясняет, что девушка и слепой мальчик связаны с контрабандистами. Проникнув в их тайну, Печорин чуть не поплатился за это жизнью: ундина пыталась его утопить.

В этой главе начинает вырисовываться внутренний облик Печорина. Здесь появляются наметки тех качеств, которые более подробно будут раскрываться в других частях дневника. Из «Тамани» мы еще не можем составить себе представление о жизненной философии Печорина, но уже начинаем понимать, что это за характер. В этой главе проявляется потребность героя в ярких жизненных впечатлениях, нестандартных ситуациях. Ничто не вынуждало его следить за ундиной и слепым мальчиком, и только возможность интересного события, обещание загадки заставило Печорина ввязаться в данную ситуацию.
Печорин пустился в опасную авантюру с одной лишь целью – «достать ключ этой загадки». В связи с этим в нем проснулись многие его положительные качества: дремавшие силы, воля, собранность, отвага и решимость. Но эти качества он растрачивает совершенно бесцельно, применяя их не там, где следовало бы: «Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости…Я уперся коленкою в дно, схватил ее одной рукой за косу, другой за горло, она выпустила мою одежду, и я мгновенно сбросил ее в волны».
Печорин абсолютно не думает о других. Он заботится лишь о своих интересах и развлечениях. Поэтому часто герой коверкает или даже ломает судьбы других людей, вмешиваясь в них из любопытства. Об этом он сам рассуждает в конце повести: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»

Когда тайна этих людей была раскрыта, обнажилась бесцельность решительных действий Печорина. И снова скука, равнодушие, разочарование. «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобностью. » — с горькой иронией думает Печорин.

В «Тамани» мы наблюдаем переплетение романтического повествования с реалистическим. Романтически Лермонтов описывает пейзаж, например, бушующее море: «Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив…» Здесь описание стихии помогает раскрыть романтический образ Янко, для которого «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Реалистически дана обрисовка характеров и быта вольных контрабандистов. Вот как дан портрет Янко: из лодки «вышел человек в татарской шапке, но острижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож».

Образу жизни контрабандистов соответствует и обстановка, в которой они живут: «Я зашел в хату, — две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю мебель. На стене ни одного образа – дурной знак! В разбитое стекло врывался морской ветер». В этом описании сочетаются реалистические и романтические черты.

В описании контрабандистов романтизм связан с их вольным образом жизни, их силой, ловкостью, отвагой. Но реалистически показывается их скудный духовный мир. Получается, что деньги определяют отношения этих людей. Янко и ундина становятся жестокими, когда начинают делить краденое добро. Слепой получает от них только медную монету. А старухе Янко приказывает передать, «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь».

«Тамань», в числе остальных повестей романа, отличает лаконизм и точность языка. Внутренние переживания, сложные психологические ситуации раскрываются очень простым и доступным языком. Повесть совсем небольшая, но очень емкая по содержанию. Таким образом, «Тамань» является важной частью романа «Герой нашего времени», она начинает глубокое раскрытие внутренней характеристики героя и всего поколения молодых дворян 30-х годов 19 века.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Анализ главы «Тамань» (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Смотрите также по произведению «Герой нашего времени»:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: