Родина, анализ стихотворения Лермонтова, сочинение

Справочная информация для школьков:

Лермонтов Михаил Юрьевич – представитель плеяды наиболее выдающихся и заслуженных поэтов и писателей России.
Годы жизни: 1814-1841.
Наиболее известные труды и произведения:
«Хаджи-Абрек» («Библиотека для Чтения», 1835, том IX);
«Бородино» («Современник», 1837, т. VI);
«Песня про царя Ивана Васильевича» («Литературные Прибавления» к «Русскому Инвалиду», 1838, № 18; с подписью -в);
«Дума» («Отечественные записки», 1839, т. I);
«Бэла» (там же, т. II);
«Ветка Палестины» (там же, т. III);
«Три Пальмы» (там же, т. IV);
«Фаталист» (там же, т. VI);
«Дары Терека» (там же, т. VII);
«Тамань» (там же, 1840, т. VIII);
«Воздушный корабль» (там же, т. X);
«Ангел» («Одесский Альманах», 1840);
«Последнее новоселье» («Отечественные записки», 1841, т. XVI);
«Парус» (там же, т. VIII);
«Спор» («Москвитянин», 1841, ч. 3);
«Сказка для детей» («Отечественные записки», 1842, т. XX).
После смерти поэта появились:
«Измаил-Бей» («Отечественные записки», 1843, т. XXVII);
«Тамара» (там же);
«На смерть Пушкина» (альманах Герцена «Полярная звезда» на 1856 год; «Библиографические Записки», 1858, № 20; до стиха: «И на устах его печать») и многое другое.
Отдельные издания:
«Герой нашего времени» (СПб., 1840; здесь же впервые «Максим Максимыч» и «Княжна Мери»; 2 изд., 1842; 3 изд., 1843);
«Стихотворения» (СПб., 1840; впервые: «Когда волнуется желтеющая нива», «Мцыри» и др.);
«Сочинения» (СПб., 1847, издание Смирдина); то же (СПб., 1852; изд. Глазунова); то же (СПб., 1856; изд. его же);
«Демон» (Б., 1857 и Карлсруэ, 1857);
«Ангел смерти» (Карлсруэ, 1857);
«Сочинения» (СПб., 1860, под редакцией С. С. Дудышкина; впервые помещён по довольно полному списку «Демон», дан конец «На смерть Пушкина» и др.; 2 изд., 1863);
«Стихотворения» (Лпц., 1862);
«Стихотворения, не вошедшие в последнее издание сочинений» (В., 1862);
«Сочинения» (СПб., 1865 и 1873 и позднее, под редакцией П. А. Ефремова; к изд. 1873 вступительная статья А. Н. Пыпина).

«Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение

Стихотворение «Родина» было создано Лермонтовым в начале 1841 года, а в этом же году в июле месяце поэт был убит на дуэли. Стихотворение посвящено теме Отечества, которая была близка и дорога ему. Причиной написания стихотворения послужили взгляды на жизнь, которые не соответствовали взглядам общества того времени. В стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов объявил виновниками гибели Пушкина светское общество, в нем выражены боль утраты и негодование от имени российского народа. Последние строки были восприняты при царском дворе призывом к революции, за это Лермонтов был арестован и сослан на Кавказ. Через небольшой перерыв вторично сослан в эти же места. Все это время поэт в опале у императора. Поэт-изгнанник тоскует по родине, в этот период Лермонтов сильно меняется нравственно. Общество для него утратило смысл, привлекательность, появилась «черная меланхолия на лице», зато природа приковала его внимание.

В стихотворении «Родина» Лермонтов говорит о любви к русскому народу и заявляет о своей кровной связи с ним, а также о любви к природе. Он вместе с народом переживает его горести и радости, поэтому его любовь «странная». Она противоречит нормам той жизни: нелюбовь к господам, самодержавию, крепостничеству и любовь к простому люду, природе. Лермонтов смог постичь недостатки общества того времени и смог понять, что спасти от ложного пути, по которому идет страна, может только народ. Лермонтов равнодушен к воинской славе, к заветным преданиям темной старины. И тоска, и любовь к родной стороне читается в следующих строках: «Но я люблю, — за что, не знаю сам — ее степей холодное молчанье. » Любовь и патриотизм звучат в стихотворении «Родина».

Проводя анализ стихотворения «Родина», можно сказать, что стихотворный язык его выразителен. Страдания русского человека поэт испытывал как свои личные, поэтому и выражал свою мысль через личное восприятие. Используются эпитеты, которые отражают душевное переживание, меньше применяется метафор. Читается стихотворение проще за счет непринужденной формы разговорной речи.

Главная мысль стихотворения: «Люблю отчизну я, но странною любовью!» Тема любви к родине подчеркнута повтором глаголов, обозначающих отношение поэта: «но я люблю», «люблю скакать в телеге», «люблю дымок» и т. д. Состоит стихотворение из двух частей, они различаются по размеру и концепции. Вступление начинается торжественно, поэт признается в любви к Отечеству. Строфы меняются, начинается описание красот русской природы. В стихотворении четко прослеживается понятие: родина и государство. Здесь нет обличительных строк, зато есть лирические ноты с тоном грусти. Чувствуется горечь, боль и обида за страну и народ, который не проснется от рабства. В стихотворении выражены чувства поэта-изгнанника. Его можно назвать смелым вызовом, который обличает самодержавную Россию. Между строк можно прочитать обращение к следующим поколениям любить Россию такой, какая она есть. Стихотворение при жизни поэта не было опубликовано.

Тема родины из широкого плана переходит в более узкий, поддерживаясь лексикой самого стихотворения. Лексика первых шести строк имеет слова обобщающие (реки, леса, степи). Лексика второй половины конкретна, слова выражены в единственном числе (изба, обоз, чета берез). Естественно меняется и структура. В начале стихотворения используется шестистопный ямб (14 строк), затем рифмовка свободно меняется.

Про стихотворение «Родина» Белинский отметил, что фразы поэта отличаются алмазной крепостью, громовой силой, исполинской энергией. Перед нами раскрыт поэтом живой поэтический образ России. Основное содержание стихотворения — русская природа и непростая жизнь народа в России.

Мысли о Родине в стихотворениях Лермонтова

Лермонтов — поэт русский в душе, в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни», — писал Белинский. Но патриотизм Лермонтова имел ряд особенностей, связанных с характером эпохи, в которую он жил. Если начало XIX века вдохновляло на воспевание воинской доблести России, а начало 20-х годов позволяло видеть действительных героев, готовых на подвиг ради счастья родины, то в 30-е годы официальные идеологи исказили самое понятие «патриотизм», требуя от всех граждан России любить в ней «православие, самодержавие и народность». Поэтому в лирике Лермонтова истинное чувство любви к отечеству противопоставляется «казенному патриотизму». Лермонтов ненавидел самодержавный полицейский строй России, угнетение народа; в его творчестве выражается осуждение официальной «немытой России»-«страны рабов, страны господ». По существу, вся обличительная лирика Лермонтова — это тоже патриотическая лирика, проповедующая любовь к родине «враждебным словом отрицанья».

Большое место в поэзии Лермонтова занимает и прямое выражение любви к родине. Оно заметно и в раннем творчестве, но особенную силу приобретает в последние четыре года жизни. В раннем творчестве проявляется прежде всего любовь к родной природе. Воспевая ее, поэт с живейшей симпатией говорит и о простом народе. Мысли о родине неизбежно рождают у него мысль о свободе. В стихотворении «Прекрасны вы, поля земли родной» он пишет:

  • . Степь раскинулась лиловой пеленой,
  • И так она свежа, и так родня с душой,
  • Как будто создана лишь для свободы.

Характерно, что уже в юношеских стихотворениях Лермонтов рисует картины деревенской, крестьянской России. Он вспоминает широкие села в утренней дымке, «кучи хижин небольших», «балалайки звук народный» («Солнце», «Романс», «Два брата»). Завершением и итогом многолетних задушевных дум Лермонтова о своей стране явилось стихотворение «Родина» — одно из лучших не только в лирике Лермонтова, но и во всей русской поэзии. Незадолго до его создания Лермонтов пишет внешне противоположное по мысли и чувству стихотворение «Прощай, немытая Россия». В нем он без сожаления прощается с «официальной» Россией — темницей, где ни один человек не чувствует себя свободным и каждый может подвергнуться полицейской слежке. Николаевская Россия — это «страна рабов, страна господ».Вот почему она не вызывает любви и симпатии поэта. Иногда нам кажется, что Лермонтов осуждает и народ за его покорность (имеется в виду строчка: «И ты, послушный им народ»).

Но в этих словах скрывается не столько осуждение, сколько боль при мысли о том, что народ темен, не просвещен, что рабское положение выработало в нем привычку покоряться силе. Почти в то же самое время Лермонтов высказывает аналогичную мысль в разговоре со славянофилом Ю. Т. Самариным. Самым ужасным в положении России он считает, что в ней «огромное количество людей терпеливо страдает, а другое — страдает, не сознавая этого»1. Не обвинение народа слышится здесь, а боль, досада. Та же боль, какая слышна у Пушкина в стихотворении «Свободы сеятель пустынный». Пушкин с горечью пишет, что порабощенный народ привык к ярму и бичу, что он пока остается глухим к голосам, требующим свободы для него же. У Пушкина даже более резко, чем у Лермонтова, говорится о «послушном народе» как о стаде, не умеющем ценить «дары свободы». Вековая темнота, покорность крестьянства вызывали горькие мысли и у писателей 60-х годов, Некрасова, Салтыкова-Щедрина и др.

Интересно, что в стихотворении «Прощай, немытая Россия» Лермонтов ни разу не сказал слова «родина», как бы отказываясь считать николаевскую Россию своей отчизной. Но любовь к народу несомненна: не любя народа и родины, нельзя думать и писать о них с такой искренней болью.

Отрицая официальную николаевскую Россию, Лермонтов в стихотворении «Родина» обращает свой взор к другой отчизне. Стихотворение «Родина», кроме первой строфы, ясно по мысли, основной смысл его доступен нам. Поэтому не следует слишком подробно анализировать стихотворение на уроках, так как это может разрушить эмоциональную приподнятость, которая возникает после чтения стихотворения. Важно найти нужный тон и суметь тактично и мягко пояснить трудное, не прикасаясь к словам и образам, понятным без лишних объяснений. Подробно остановиться можно лишь на первом четверостишии, трудном и вызывающем споры и различные толкования. Полезно привлечь дополнительный материал, чтобы показать глубокий смысл следующих двух четверостиший.

Анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова

Ведущая тема стихотворения

Традиционным для творчества М.Ю. Лермонтов является обращение к историческим событиям своей родины, к ратным подвигам своего народа. Глубокий анализ стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова предполагает обязательное принятие во внимание этого факта. Стихотворение Лермонтова «Бородино» представляет собой отклик поэта на события 1812 года. Оно написано в год 25-летия победы русского народы в войне с французами. Произведение раскрывает тему родины в понимании человека из народа.

Сюжет стихотворения «Бородино»

Сюжет стихотворения – это повествование о Бородинском сражении от лица солдата, принимавшего участие в Отечественной войне 1812 года. Рассказ простого солдата вызван вопросом представителя молодого поколения о той битве:

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?»

Подробное описание событий Бородинского сражения участник боя начинает с сожаления о том, что прошли те героические времена, и нынешнее поколение уступает в отваге и благородстве тем, кто не щадил жизней на Бородинском поле:

«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы! »

Весь рассказ солдата пронизан неподдельной гордостью за смелость народа, частью которого он является, восхищением его отвагой.

Примечательно, что в процессе повествования рассказчик использует как местоимение «я», так и местоимение «мы» («Забил заряд я в пушку туго», «Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою»). Это говорит о том, что восприятие солдатом себя сливается с восприятием русского народа в целом. Он говорит от лица всех солдат, выражая истинный народный дух, народное чувство любви к Отечеству.

Композиция лирического произведения

Стихотворение открывается строфой, представляющей собой вопрос представителя нового поколения о значении Бородинской битвы для России. Это своеобразное вступление, за которым следует основная часть произведения – рассказ о Бородинском сражении от лица его непосредственного участника. Повествование солдата имеет кольцевую композицию. Оно начинается с того, что рассказчик выражает искреннее восхищение воинами, выжившими и павшими, оказавшимися в центре боевых событий. Далее идет подробное описание Бородинского боя, а также чувств, которые испытывали в момент сражения солдаты. Завершается рассказ участника битвы тем же, с чего начался – восхищением подвигом солдат во имя Родины:

«Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Художественно-выразительные средства стихотворения

Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.

При создании речевого образа рассказчика Лермонтов в изобилии включает в его монолог просторечные слова и выражения: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке». Употребление просторечной лексики способствует созданию истинно народного образа рассказчика и подчеркивает народный характер войны.

Наряду с низкой лексикой в стихотворении используются слова высокого стиля: «на поле грозной сечи ночная пала тень», «ликовал», «сверкнув очами». Это подчеркивает величие боя, его особую значимость в истории страны.

Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:

«Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»

Бесспорно также величие солдат, не щадивших жизней во имя Отечества, о чем также свидетельствуют риторические восклицания: «Богатыри – не вы!».

При описании полковника автор применяет сравнение, чтобы показать его отношение к долгу и к подчиненным: «Слуга царю, отец солдатам». Всего с помощью нескольких слов перед читателем вырисовывается образ справедливого, благородного и великодушного командира, который, погибнув на поле брани, оставил добрые воспоминания о себе у солдат.

В кульминационном описании сражения Лермонтов не скупится на выразительные средства. Здесь применены и сравнения: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени». И олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». Главную по значению позицию среди художественно-выразительных средств занимает гипербола, ведь она призвана показать необъятный масштаб событий Бородинского сражения:

«Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел. »

В описании характера сражения используются эпитеты, подчеркивающие отвагу русской армии: «русский бой удалый», «наш рукопашный бой».

Идея стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова

Подробный анализ «Бородино» Лермонтова с точки зрения тематики и сюжета произведения, его композиционных и художественных особенностей, а также образа лирического героя позволил выявить идею произведения. Она заключается в утверждении силы и мощи русского народа, который является истинным творцом истории. Своим произведением автор утверждает, что победа в Отечественной войне 1812 года – заслуга простых солдат, народа, объединившегося в деле защиты Родины, а не высоких политиков и полководцев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: