Парус (Лермонтов)

← Челнок (По произволу. ) Парус
автор Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841)
Он был рождён для счастья. →
См. Стихотворения 1832 . Дата создания: 1832, опубл.: 1841 [1] . Источник: ФЭБ (1954) • Стихотворение №310 (ПСС 1989).

Парус

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.

5 Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит.
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
10 Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Примечания

Здесь воспроизведено по автографу — ИРЛИ, оп. 1, № 21а (казанская тетрадь), л. 11 об. Другой автограф — ГПБ, собрание рукописей Лермонтова, № 18 (в письме к Марии Александровне Лопухиной от 2 сентября 1832 г. В автографе разночтение в ст. 9: «Струя под ним светлей лазури»). Копия, совпадающая с автографом казанской тетради, — ИРЛИ, оп. 1, № 15 (тетрадь XV), л. 10 об.

Датируется 1832 годом, не раньше первой половины августа и не позднее 2 сентября, так как включено в упомянутое выше письмо к М. А. Лопухиной.

Первый стих — «Белеет парус одинокий» — совпадает со стихом 19 строфы XV главы I поэмы А. А. Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». Первая глава этой поэмы вышла отдельным изданием (анонимно) в Москве в 1828 году, а в 1832 году стало известно имя автора.

Анализ стихотворения Лермонтова М.Ю. «Парус»

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит.
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

М.Ю.Лермонтов начал писать необыкновенно рано. Знаменитый «Парус» — создание семнадцатилетнего поэта.
Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями.
«Парус» — стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения.
Центральный образ стихотворения тоже двух планов : это и реальный парус, что «белеет в тумане моря голубом», и одновременно человек с определённой судьбой и характером.
В композиции чувствуется двойное движение: парус углубляется в просторы морской стихии. Это внешний сюжет стихотворения. Другое движение связано с нашим пониманием тайны паруса : от вопросов 1 строфы к сочувственным восклицаниям второй, от них к узнаванию самого страстного и заветного желания паруса и оценке этого желания.
В 1 строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусом, который белеет , не сливаясь с морем. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы:
Что ищет он в стране далёкой,
Что кинул он в краю родном?
Антитеза ищет – кинул, далёкой – родном вводит в стихотворение контраст , который служит основой композиции в данном произведении.
Стих звучит легко и плавно, обилие звуков Л, Р, Н, М и пропуск одного и того же ударения в первых двух строках передают лёгкое колыханье морской волны во время штиля.
Но вот море меняется. Набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус, «мачта гнётся и скрипит». Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой: преобладающими становятся С, Т, Ч, Щ. Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет не было счастья и что счастье для него вообще невозможно:
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит.
Одиночество и простор не несут освобождения от мучительных вопросов, встреча с бурей не даёт счастья. Буря не избавляет парус от томительности существования, но буря всё же предпочтительнее умиротворения и гармонии. Эта мысль звучит в последней строфе стихотворения.
И снова стихает и голубеет море, светит солнце. Но эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго. Мысль автора контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Резкие переходы от одного состояния к другому, смена контрастных пейзажей подчёркивает разновременность событий, непохожесть их друг на друга. Парус, однако, во всех случаях противостоит окружению. Контрасты пейзажей выявляют противостояние паруса любой среде, открывают его мятежность, неутомимость его движения, вечное несогласие паруса с миром.
Природа в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописна. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых (туман), лазурных (море), золотых (лучи солнца), белых (парус).
Главного героя стихотворения поэт характеризует двумя эпитетами : «одинокий» и «мятежный». Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, отсюда лёгкая грусть в самом начале стихотворения. Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе – мятежный!
Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.

141703 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Стихотворения / Анализ стихотворения Лермонтова М.Ю. «Парус»

Смотрите также по произведению «Стихотворения»:

«Парус», анализ стихотворения Лермонтова

Знаменитое стихотворение «Парус» написано в 1832 году в Петербурге. 17-летний Лермонтов создал его во время одной из прогулок по берегу Финского залива. В первоначальном варианте первая строка звучала: «Белеет парус отдаленный». Окончательный вариант этой строки был заимствован из поэмы «Андрей, князь Переяславский» А. А. Бестужева-Марлинского.

В стихотворении нашли отражение личные переживания юноши. Незадолго до этого он покинул Московский университет, оставив мечту стать филологом. По настоянию любимой бабушки Лермонтов переехал в Петербург, намереваясь поступить в юнкерскую школу. Перед поступлением молодой человек много размышлял о своем прошлом и возможной будущей судьбе – эти мысли и чувства легли в основу произведения.

Стихотворение молодого поэта отличает не только яркая образность, мелодичность и поэтическая красота, но и отраженная в нем глубина переживаний и чувств, удивительная зрелость мысли.

Композиционно стихотворение состоит из трех строф. Композиция четко разделяет парус и лирического героя: в каждой строфе две первые строки рисуют меняющийся морской пейзаж, а две последующие строки отображают внутреннее состояние и чувства наблюдающего за парусом лирического героя. Лермонтов использует многоточие для разделения описания природы и строк, посвященных психологическому состоянию героя.

Образы стихотворения аллегоричны. Для обозначения жизни поэт использовал традиционный образ моря, символизирующий жизненные перипетии, а парус – символ самого человека, его души. Конфликт «парус – море» переходит в конфликт «человек – жизнь». Человек, брошенный в житейское море, бесконечно одинок среди таких же барахтающихся в нем людей.

В «Парусе» авторское «я» спрятано, но его легко угадать за местоимением «он»: в отличие от слова «парус», употребленного лишь в первой строке, оно встречается в тексте шесть раз.

В первой строфе образы паруса и лирического героя объединены словом «одиночество». Одиночество героя вызвано разочарованием в жизни, горечью каких-то утрат; он задается мучительным вопросом: как достичь внутренней гармонии.

Во второй строфе герой ищет спасение от одиночества в борьбе со стихией, но, «увы», встреча с бурей не приносит счастья – счастье невозможно найти извне, оно заключено внутри человека.

В третьей строфе наперекор умиротворенной, гармоничной картине мира герой стремится обрести душевный покой в обновлении жизни, в очистительной буре.

Наряду с мотивом одиночества, Лермонтов поднимает в «Парусе» неизменно интересующую его тему – проблему цели и смысла человеческого бытия.

«Парус», являясь лирической новеллой по жанру, относится к пейзажно-символическим стихотворениям и имеет глубокий философский смысл. Пейзаж в произведении отображает внутренний мир поэта.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки (первая и третья строки каждой строфы оканчиваются женской рифмой, для второй и четвертой строк применена мужская рифма).

Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет в «Парусе» повторы, в том числе анафору (что ищет, что кинул), синтаксический параллелизм, инверсию (парус одинокой, стране далекой, в тумане моря голубом). Поэт широко использует олицетворения (ветер свищет, играют волны), метафоры (струя светлей лазури), эпитеты (луч солнца золотой). Насыщенность глаголами придает стихотворению динамизм. Для передачи контраста, на котором построена композиция стихотворения, Лермонтов прибегает к антитезе (стране далекой – краю родном, кинул – ищет).

Для изображения меняющейся картины морского пейзажа поэт использует звукоподражание: в первой строфе с помощью преобладания звуков «л», «н», «м», «р» создается эффект мерного покачивания волн во время штиля; изменение моря (шум волн и свист ветра) передается путем превалирования звуков «с», «т», «щ», «ч».

В стихотворении в образе паруса виден сам поэт, его душа. «Парус» — стихотворение Лермонтова о самом себе, ведь настоящий Поэт всегда остается «одиноким» и «мятежным», а его свободолюбивая душа, полная тревожной неуспокоенности, жаждет вечных поисков, жаждет бури.

«А он, мятежный, просит бури…» (М.Ю. Лермонтов «Парус»). Урок литературы в 6-м классе

Разделы: Литература

Цели:

  • Продолжить знакомство с личностью М.Ю. Лермонтова
  • Совершенствовать умения анализировать художественное произведение.

Задачи:

  • Через знакомство с фактами биографии поэта дать представления о его талантливости, необычности. Подвести к пониманию основных мотивов творчества М.Ю.Лермонтова.
  • Осознать символические значения образов в стихотворении “Парус”
  • Закреплять знания о художественных приёмах: эпитет, олицетворение. Познакомить с таким приёмом как инверсия.
  • Формировать навыки сопоставительного анализа текста с другими видами искусства.
  • Воспитывать внимание к слову.
  • Развивать воображение, творческие способности.

Материал к уроку: портрет М.Ю.Лермонтова, репродукция акварельного рисунка М.Ю.Лермонтова «Парус», аудиозапись романса А.Варламова» Парус», технологические карты, маленькие изображения паруса.

Сегодня на уроке разговор у нас пойдёт об очень интересном человеке, М.Ю.Лермонтове, и о его стихотворении, которое называется довольно просто — “Парус”. Для названия нашего урока я взяла строчку из этого стихотворения. Почему именно эту и к чему или кому можно отнести данные слова? К концу урока, я думаю, мы ответим на эти вопросы. Но для этого надо быть очень внимательными, думать, не бояться высказывать свои мысли.

1 часть. М.Ю.Лермонтов. Вы знаете его как автора известного стихотворения.

Рассказ заранее подготовленных учеников:

Жизнь его была очень короткой (27 лет) и очень трагичной. Она полна противоречий. Русский литератор Александр Иванович Герцен так сказал о нём: “Жизнь Лермонтова, хотя он обладал полной материальной независимостью, была тем не менее сплошной цепью страданий, о чём красноречиво говорят его стихотворения”. Страдания испытал он ещё в детстве, хотя у него вроде бы было всё: хороший дом, хорошие учителя, близкий человек-бабушка. Но не было рядом тех, кого он больше всего любил: мамы и отца (рано умерла мама, отец и бабушка не могли найти общий язык, и маленький Лермонтов разрывался между ними. В результате стал жить с бабушкой в её имении Тарханы, тяжело переживая разлуку с отцом, хотя бабушка окружала любимого внука заботой и лаской).

С детства он обладал массой талантов: писал стихи, владел иностранными языками, хорошо рисовал, играл на скрипке, флейте, фортепьяно. Но при этом часто болел. И бабушка возила его на Кавказ для лечения минеральными водами.

Впечатления от этих поездок остались у него на всю жизнь, нашли отражения во многих его произведениях, причём не только литературных.

Он вырос, окружённый любовью, получил прекрасное образование и попал в “Школу юнкеров”. Здесь была строгая дисциплина, муштра, военные упражнения, пошлые разговоры. Лермонтов не хотел подстраиваться под них, участвовать в кутежах, в грубых шутках. Он оставался собой, чувствуя себя белой вороной, чужим, одиноким. Время, проведённое здесь, он сам назовёт “страшным”. Спасением для него была поэзия. Когда он станет взрослым, судьба вновь вернёт его на Кавказ, дважды он будет сослан сюда. Первый раз за смелое стихотворение “На смерть поэта”, написанное после гибели Пушкина, второй раз за участие в дуэли, на которой он защищал свою честь(недалеко от места дуэли Пушкина). Здесь же на Кавказе он найдёт свою смерть. Опять дуэль. На этот раз закончившаяся гибелью поэта. Всю свою короткую жизнь он не знал покоя, не раз испытывал разочарования в людях и в окружающей действительности. Отсюда его смелые стихи, которые так не нравились царю и придворным. Отсюда же его одиночество. Поэт так и не создал семьи. Не смог. Не успел. Он не по своей воле превратился в странника, человека, не имеющего своего дома, вынужденного жить в чужих краях, и мотив странствия — один из основных у Лермонтова.

Проверим, как вы слушали меня, что вы запомнили. Интересно, умеете ли вы подбирать нужные слова.

Подвиньте к себе карточки и выполните первое задание. Выберите нужные слова из предложенных вам в тексте, лишние вычёркивайте.

Технологические карты

Этап урока Задание Оценка
1 этап.

Цель: Знакомство с личностью М.Ю.Лермонтова.

Осознание основных мотивов его творчества Внимательно прослушать рассказ о поэте.

Выбрать нужные слова из предложенных вам в тексте(они написаны в скобках), лишние вычёркнуть.

М.Ю.Лермонтов – (интересный, талантливый, обычный) человек. Он (поэт, художник, архитектор, музыкант). В его жизни было много (страданий, разочарований, весёлых дней). Поэт практически постоянно ощущал (своё одиночество, радость от встреч с друзьями). Мотив (странствия, покоя)- основной в его творчестве. 2 этап

Цель: Проанализировать стихотворение М.Ю.Лермонтова “Парус” Подобрать(записать) синонимы к слову МЯТЕЖНЫЙ –

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой. 3 этап

Цель: сопоставить стихотворение с музыкальным произведением Прослушайте романс А. Варламова “Парус”, написанный на стихи Лермонтова. Подумайте над вопросом (устно):

Какое состояние паруса, его одиночество или мятежность, передаёт композитор средствами музыки, а певец – высотой голоса, темпом, сменой интонации? 4 этап

Цель: Сформулировать основные мысли стихотворения “Парус” Закончить фразы(письменно):

В стихотворении “Парус” звучит протест против.

Стихотворение наполнено желанием. Запишите домашнее задание:

Выразительное чтение наизусть стихотворения “Парус”и (по желанию) письменно составить рассказ Паруса о самом себе.

— Зачитаем, что у вас получилось.( поставьте себе оценку)

2 часть. Стихотворение “Парус” написано Лермонтовым в 1932 г., ему всего 18 лет, или уже 18 (зная, что прожить ему суждено 27).

Оно может показаться простым, вроде бы понятным с первого раза, но до сих пор исследователи творчества Лермонтова ведут споры, в чём главный смысл этого произведения.

Мы видим два образа.

Какие?(море и парус)

Эти образы волновали поэта и раньше. Напоминаю, что Лермонтов был художником не только слова. Вот как он изобразил подобную картину красками.

Обратимся к образу моря. Работаем с текстом

— Какое оно? (зачитывают слова)- Можно сказать, что оно разное?

(Да, образ моря на протяжении стихотворения меняется. Сначала туманное, потом бурное, затем спокойное). Получается, что поэт, рисуя морской пейзаж, совмещает несовместимое: картины бури и штиля на море.(приём антитезы, противопоставления)

— Зачем он это делает?

Море у многих поэтов в стихах символизирует жизнь. Слышали выражение “море жизни”? И вот среди этого огромного и такого непредсказуемого моря мы видим парус, маленький парус, песчинку на фоне огромного моря.

Парус. Главный образ. Это заявлено в названии.

— Найдите эпитеты, характеризующие парус.

Одинокий. Обратите внимание, чтобы выделить это слово, автор ставит его в конец строки. “Белеет парус одинокий”- так звучит эта фраза, а правильно было бы сказать: “одинокий парус белеет” (это приём- инверсия. Он используется специально для выделения отдельного слова, важного для автора)

Известно, что Лермонтов сначала назвал парус “отдалённым” и только потом поменял это слово на “одинокий”.

Почему он остановил свой выбор именно на последнем слове?

Какое слово больше подходит к описанию живого предмета? Одиночество — это состояние души человека)

-Что важно, значит, было подчеркнуть поэту? (под парусом подразумевается человек)

— Как называют такой приём в литературе? (олицетворение)

Одинокий. Может быть, Лермонтов обращает наше внимание на то, что даже в огромном мире, среди многих людей можно оказаться одиноким.

Мятежный. Подберите к этому слову синонимы. Это второе задание в ваших карточках.

Проверим. ( тревожный, бурный, неспокойный, протестующий).Эти слова снова вполне подходят к описанию качеств человека.

Прочитаем последнюю строфу стихотворения. Она напечатана у вас в карточках.

Подчеркните три главных, ключевых слова. Это ещё одно задание на карточках.

Слова: мятежный, буря, покой.( поставьте себе оценку)

Парус у Лермонтова просит бури.

— Что это значит? Почему ему не хочется покоя? От чего он бежит? (от однообразия жизни, от людей, которых всё в окружающей действительности устраивает, от самой этой действительности). И в этом его мятежность “Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит”

— Кого напоминает этот парус? (самого Лермонтова)

Но не только его.

7 лет назад на Сенатскую площадь вышли смелые люди, которые не хотели мириться с беззаконием, царящим в стране. Это были декабристы. Они хотели перемен в стране, которой живут, хотели счастья для людей. У большинства из них итак всё было: деньги, высокие чины. Но они не могли жить спокойно, они думали о других, зная, что могут лишиться всего, что имеют. Так и получилось. Мятеж был подавлен, многих арестовали, некоторых казнили. Так может быть и о них это стихотворение.

3 часть. А сейчас мы прослушаем романс, Александра Варламова на стихи Лермонтова “Парус”. Исполняет Сергей Лемешев.

Будете слушать, думайте над вопросом:— Какое состояние паруса, его одиночество или мятежность, передаёт композитор средствами музыки, а певец – высотой голоса, темпом, сменой интонации?-этот вопрос у вас написан на карточках в 3 части

— Какое же состояние. .( поставьте себе оценку)

Возвращаемся к нашим картам. Последнее задание. Допишите фразы:

В стихотворении “Парус” звучит протест против. (покоя, равнодушия, смирения)

Стихотворение наполнено желанием..(жить, бороться, действовать, думать не только о своём благополучии).

Зачитаем. Мы сформулировали с основные мысли поэта. (поставьте себе оценку)

— Как называют основные мысли произведения?(идея)

Вернёмся к формулировке темы нашего урока.

Почему я выбрала именно эту строчку? О чём и о ком мы сегодня говорили?

Не забывайте: в стихах отражается сам автор, его личность. Я думаю, что вы запомните Лермонтова и как автора прекрасных стихов, и как яркую личность. Читайте стихи, и вы познакомитесь со множеством интересных людей.

А я хочу подарить вам на память о сегодняшнем уроке по изображению паруса. Пусть он напоминает вам, что жить не стоит на месте, надо двигаться, идти вперёд, преодолевая преграды, и может, даже радуясь им.

Оценки вам поставлю, посмотрев, что написано на картах. Сдайте их.

Запишите домашнее задание: наизусть выразительное чтение и (по желанию) письменно составить рассказ Паруса о самом себе

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: