Няне — А

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…

Дата создания: 1826 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Няне»

В старину воспитанием детей в дворянских русских семьях занимались не гувернеры, а няни, которых обычно подбирали из крепостных крестьян. Именно на их плечи ложились повседневные заботы о барских малышах, которых родители видели не более нескольких минут в день. Именно так протекало детство поэта Александра Пушкина, который практически сразу же после рождения был передан на попечение крепостной крестьянки Арины Родионовны Яковлевой. Эта удивительная женщина впоследствии сыграла в жизни и творчестве поэта очень важную роль. Благодаря ей будущий классик русской литературы смог познакомиться с народными сказками и преданиями, которые впоследствии нашли отражение в его произведениях. Более того, став взрослее, Пушкин доверял няне все свои секреты, считая ее своей духовной наперсницей, которая может и утешить, и подбодрить, и дать мудрый совет.

Арина Яковлева была закреплена не за конкретным поместьем, а за семьей Пушкиных. Поэтому когда родители поэта продали одно из своих имений, в котором проживала крестьянка, то забрали ее с собой в Михайловское. Именно здесь она прожила почти всю свою жизнь, изредка выезжая вместе с детьми в Петербург, где они проводили время с осени до весны. Когда Александр Пушкин окончил лицей и поступил на службу, его встречи с Ариной Родионовной стали редкими, так как поэт практически не бывал в Михайловском. Но в 1824 году он был сослан в родовое имение, где провел почти два года. И Арина Родионовна в этот непростой период жизни поэта была его самым верным и преданным другом.

В 1826 году Пушкин написал стихотворение «Няне», в котором выразил этой мудрой и терпеливой женщине свои признательность за все, что им вместе довелось пережить. Поэтому неудивительно, что с первых строк произведения поэт обращается к этой женщине достаточно фамильярно, но, вместе с тем, очень уважительно, называя ее «подругой дней моих суровых» и «дряхлой голубкой». За этими слегка ироничными фразами кроется огромна нежность, которую Пушкин испытывает к своей няне. Он знает, что эта женщина духовно намного ближе ему, чем собственная мать, и понимает, что Арина Родионовна беспокоится о своем воспитаннике, в котором души не чает.

«Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня», — с грустью отмечает поэт, понимая, что эта женщина до сих пор переживает о том, как же сложится его судьба. При помощи простых и емких фраз поэт рисует образ престарелой женщины, главной жизненной заботой которой по-прежнему остается благополучие «молодого барина», которого она по-прежнему считает ребенком. Поэтому Пушкин отмечает: «Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь». Поэт понимает, что его «старушка» каждый день проводит у окна в ожидании, когда же на дороге появится почтовая карета, в которой он приедет в родовое имение. «И медлят поминутно спицы в твоих морщинистых руках», — отмечает поэт.

Но при этом Пушкин понимает, что теперь у него совсем другая жизнь, и он не в состоянии бывать так часто в Михайловском, как того бы хотелось его старой няне. Поэтому, пытаясь оградить ее от постоянных тревог и волнений, поэт отмечает: «То чудится тебе…». Его последняя встреча с Ариной Родионовной произошла осенью 1827 года, когда Пушкин был проездом в Михайловском и даже толком не успел поговорить со своей кормилицей. Летом следующего года она скончалась в доме сестры поэта Ольги Павлищевой, и ее смерть очень сильно потрясла поэта, который впоследствии признался, что потерял своего самого верного и преданного друга. Арина Яковлева похоронена в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище, однако ее могила считается утерянной.

Урок литературы на тему «А.С. Пушкин «Няне»- поэтизация образа няни, мотивы грусти и одиночества». (5 класс)

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Открытый урок по литературе в 5-м классе.

Тема: А.С Пушкин «Няне»- поэтизация образа няни, мотивы грусти и одиночества. Цели урока:

продолжить изучение жизни и творчества А.С.Пушкина;

познакомить с жизнью няни Арины Родионовны; рассмотреть, какую роль она играла в жизни поэта;

развивать творческие способности и навыки выразительного чтения; развивать речь, логическое мышление, кругозор.

воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина, интерес к классической литературе; любовь и сострадание к ближнему.

мультимедийный проектор; презентация (Приложение 1); иллюстрации, оформленные учащимися.

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока

Учитель: Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством великого русского поэта. Посмотрите на слайд презентации и подумайте, о ком мы будем говорить? Слайд 2

О любимой няне Александра Сергеевича — Арине Родионовне

— Итак, няня! В одном из лицейских стихотворений («Сон») Пушкин, вспоминая о своей няне, называл её «мамушкой».

Ребята, что вы знаете о няне поэта?

С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, которые она замечательно рассказывала

С детских лет мы знаем о трогательной любви великого поэта к простой безграмотной крестьянке.

3.Сообшения учеников. Сведения из биографии поэта. Слайд 3,4,5

1 ученик. А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 г в Москве. Любому человеку нужна родительская любовь, и особенно — маленькому ребёнку . Но маленькому Пушкину этой любви не хватало. Его родителям почти всегда было некогда. Маму в обществе считали красавицей, папа — любил весёлые беседы, дружеские застолья, и поэтому они с удовольствием ездили на званые вечера и балы. Это потом родители стали гордиться его славой. А в семье больше обращали внимания на старшую сестрёнку Ольгу и младшего брата Льва. И маленькому Пушкину казалось, что он растёт нелюбимым сыном. К счастью, у отца было много книг на французском языке. Скоро главными его друзьями сделались книги. За несколько лет он перечитал всю библиотеку!

2ученик. Хорошо разговаривать на иностранных языках, но ещё важнее знать родной. Хорошо, что у Пушкина была няня Арина Родионовна и бабушка Марья Алексеевна.

Сначала Арина Родионовна нянчила старшую сестру, Ольгу. Но однажды, когда маленькому Пушкину было только несколько месяцев, он заплакал так, что никто не мог его остановить — ни мама, ни бабушка, ни приставленная к нему женщина. Тогда и позвали Арину Родионовну. И стоило ей прикоснуться к плачущему младенцу, как

он замолчал, а ещё через мгновение спокойно заснул. Тут-то все и поняли, что лучше не может няни, чем она.

Поэтому Арина Родионовна вынянчила обоих детей. По вечерам она пела им колыбельные песни, днём играла в ладушки, а ещё знала множество забавных историй, считалок, сказок. Саша часами слушал, как она пела или рассказывала ему сказки. Скоро маленький Пушкин тоже повторял их наизусть. А спустя десятилетия вспомнил и сам написал сказки, которые с тех пор знает каждый русский ребёнок.

Учитель: Слайд 9-1 О

Вглядитесь ещё раз в её лицо. «Это была старушка чрезвычайно почтенная, лицом полная, вся седая, страстно любящая своего питомца», Так говорили друзья поэта из Тригорского. Одиннадцать лет они жили душа в душу. «Томленье сна на очи упадало», и проплывали пред спящим мальчиком невиданные царства-государства, колдуны, избушки на курьих ножках .

От ужаса замрёт, не шелохнётся, едва дышит, не чувствуя ни рук ни ног. Этот момент и запечатлел художник В.Кузнецов на картине «Пушкин слушает сказки няни»’.

Учитель: Слайд 11. Прошли годы, Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. За свои смелые стихи Пушкин был сослан в село Михайловское, где поэт жил в течение двух лет в большой дружбе со своей няней Ариной Родионовной.

Пушкин вспоминал: слайд12,13 Мастерица ведь была

И откуда что брала!

А куды разумны шутки,

Небылицы, былины Православной старины .

Слайд 14. ,15.1.В письме из своей северной ссылки Пушкин писал брату Льву: «После обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма. Она единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно . ». Эти строки говорят о той огромной роли, которую играла в то время для Пушкина его няня. Для Пушкина Арина Родионовна была не просто доброй заботливой няней и талантливой сказочницей. Она была для него близким другом. Она была его первой слушательницей и критиком в годы ссылки. На рисунках мы видим А.С.Пушкина за работой или за чтением няне своих стихов.

А как любила Арина Родионовна друзей Пушкина!

Слайд 16. Её знали все близкие друзья Пушкина. Лицейский друг поэта И,И.Пущин вспоминал о встрече с Пушкиным в Михайловском 11 января 1825 года: « Прибежавшая старуха застала нас в объятьях друг друга . Не знаю, за кого приняла меня, только, ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая — и чуть не задушил ее в объятиях.» После того как волнения немного улеглись, Пушкин читал привезенные ему в подарок «Думы» Рылеева, «Горе от ума» А.С.Грибоедова, Прочел и свои стихи, а няня и Пушкин слушали. Именно этот момент мы видим на картине Н.Н.Ге» И. И.Пущин в гостях у Пушкина»

Светлой, доброй, любящей осталась няня в памяти его друзей.

Слайд 17 .Учитель: И вот, спустя полтора месяца по возвращении из ссылки, в 1826 году Пушкин пишет стихотворение «Няне», в котором навеки запечатлел свою мамушку ..

4. Самостоятельное чтение детьми. Учитель: Всё ли понятно?

5. Словарная работа. Слайд 18.-19

Светлица — в старину: светлая парадная комната в доме.

Горюешь, будто на часах — т. е. когда у человека плохое настроение, то кажется, что время тянется долго.

Вороты — устар. ворота.

Учитель: Ребята, к какому роду литературы относится произведение А.С.Пушкина «Няне»?

Слайд 20 .Дети: К жанру лирика, потому что выражены чувства автора.

Учитель: А вот какому жанру лирики оно принадлежит, вы узнаете сегодня на уроке. 4. Выборочное чтение. Слайд20

Какие чувства испытывает поэт, писавший эти строки? В каких словах проявляется его отношение к няне?

Дети: — С первых же строчек стихотворение волнует своей сердечностью. Любовь, нежность, забота выражаются автором щедро и открыто:

Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя

Как вы понимаете выражение подруга дней моих суровых? друг, способный разделить радости и горести

Мысленно возвращаясь туда:

«Одна в глуши лесов сосновых», поэт словно бы видит няню внутренним взором, угадывая все её передвижения:

«Давно, давно ты ждёшь меня».

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках

Учитель: Он уверен, что она помнит его, думает о нём? Дети: няня ждёт поэта:

Глядишь в забытые вороты На чёрный отдалённый путь» А в душе беспокойство о нём: «Тоска, предчувствие заботы Теснят твою всечасно грудь»

Учитель: Можно ли прийти к выводу, что герой остался самым близким человеком для няни? Как он называет её и почему именно так?

дети: Мы чувствуем огромную привязанность поэта к няне и её беззаветную любовь к нему. Он называет её «подруга», «голубка». А няня «ждёт», «горюет», «глядит в забытые вороты».

Каким настроением проникнуто это стихотворение? (Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое)

Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? (В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки.)

Учитель: На что похоже это стихотворение? дети: На письмо.

Учитель: — Верно, жанровая разновидность этого стихотворения — послание, т. е. стихотворение, адресованное кому-то. В данном случае — няне.

Этими чувствами поэт наделяет лирического героя. Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия.

Лирический герой не может быть рядом с ней и обращается к ней мысленно. Поэтому жанр стихотворения — послание. Слайд 22

Лирический герой — это условный образ человека в лирике. Обыкновенно близок к самому автору.

(запись в тетрадях)

В лирическом произведении и жанр, и композиция — все способствуют выражению настроения. А что такое композиция? Слайд 24

1 часть — обращение лирического героя к няне,

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов. В 3 части герой мысленно возвращается туда.

4 часть — беспокойство.

Это стихотворение не завершено. Оно обрывается на щемящей душу ноте — «то чудится тебе . »

Что же могло почудиться Арине Родионовне?

Может быть, новая встреча со своим любимцем. В послании «Няне» всего 12 строк, я бы назвала её хвалебной песнью всем няням, бабушкам, мамам. В ней любовь к тем, кто дал нам жизнь и вынянчил нас.

Учитель: Поэтом создан поразительно верный образ женской любящей души. В чувствах няни так много того, что близко каждой женщине — матери:

самоотверженная забота о своих детях и бесконечная любовь к ним, тоска в разлуке с ними, постоянные ожидания, встречи и горе одиночества. Ребята, раз поэт выражает свою любовь к няне, то значит какая это лирика?

дети: — Любовная лирика.

6.Учитель: С помощью каких средств художественной выразительности рисуется эта любовь и привязанность поэта к няне?

Средства художественной выразительности . Слайд 25-26

Слайд 27.МетафорическиЙ эпитет: «дней суровых» показывает, как поэту было трудно в ссылке, но его поддерживала няня (учитель подсказывает правильное название средства художественной выразительности)

Эпитет в форме инверсии: «голубка дряхлая моя» говорит о нежном, любящем отношении поэта к няне.

Эпитет: «одна в глуши лесов сосновых» подчёркивает одиночество няни. Повторы: «давно, давно ты ждёшь меня» говорят о том, как долго ждёт няня поэта.

Слайд 28 Сравнение: «горюешь, будто на часах» Олицетворение: «Медлят поминутно спицы»

Эпитеты: «глядишь в забытые ворот на чёрный отдалённый путь» Метафоры: «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь»

Повторы, сравнение, олицетворение, эпитеты, метафора, подчёркивают тоску няни, постоянное ожидание встречи и горе одиночества.

Учитель: — Шёпотом прочтите стихотворение. Что вы услышали? дети:

Аллитерация — «ждёшь, глушь, горюешь» мы слышим приглушённые звуки, шёпот. Эти звуки подчёркивают тишину ожидания.

Слайд 29 Учитель: — Какие краски вы бы взяли для рисунка к этому стихотворению? дети: — тёмные краски, т. к. дни суровые, «В глуши лесов», «чёрный путь». Лишь окно «светлицы» как светлое пятно на картине.

7. Подготовка к выразительному чтению.

Учитель: Как надо читать строки? И как дальше?

Учитель: — Ребята, каковы ваши впечатления от прочитанного стихотворения? (Ответы детей)

Учитель. — Прочтите это стихотворение выразительно. Так, чтобы все почувствовали огромную любовь поэта к няне.

(Выразительное чтение всего стихотворения детьми).

Учитель: — Прочтите строки из стихотворения Е.Серовой о няне А.С.Пушкина:

Арина Родионовна Какое имя-отчество! ..

Нам снято всё, что скрасило Поэта одиночество.

Учитель: — Вы согласны с этими строками?

Лишь на несколько лет пережил поэт свою 70-летшюю няню. Так и не довелось бедной старушке закрыть глаза своему любимцу и оплакать его. А может быть, это и к лучшему.

А.С. Пушкин. «У Лукоморья»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  1. Обобщить знания учащихся о Пушкине; познакомить с прологом “ У лукоморья”.
  2. Развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства.
  3. Воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес детей к классическому искусству.

    Портрет А.С. Пушкина, стенд о жизни Пушкина.
  1. Выставка книг А.С. Пушкина.
  2. Портрет композитора М.И. Глинки, ТСО – аудиокассета “Марш Черномора”.
  3. ТСО видеокассета “У лукоморья” – мультфильм.
  4. Рисунки с изображением сказочных персонажей, дуб, мягкая игрушка (домовой).

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

а) Упражнения на дыхание.
б) “Пятиминутка” (жужжащее чтение).

(Слайд 1). Сегодня наш урок посвящён А.С. Пушкину – солнцу русской поэзии. Вы уже читали сказки и стихи великого поэта. Для каждого русского человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, добрый советчик.

II. Проверка домашнего задания.

1. Обобщение. (Слайд 2). Что мы знаем о А.С. Пушкине (дети рассказывают о няне Пушкина, о лицее, о семье Пушкина).

А.С.Пушкин родился в Москве. Отец его происходил из старинного, обедневшего дворянского рода. Детство будущего поэта прошло в Москве. У него были старшая сестра и 2 младших брата. В доме Пушкиных любили бывать писатели, поэты. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали там свои произведения. Саша начал сочинять стихи, когда ему было 3 года.

Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Няня знала много сказок, песен, замечательно рассказывала, пела. Маленький Саша очень любил слушать.

– Нянюшка, голубушка, как приятно слушать твои певчие сказки!

Сказки, стихи Пушкина прекрасны. Читать их надо не спеша, представляя, как будто видишь всё, что рисует словами поэт.

2. Выставка книг (показ иллюстраций из книг).

а) Домашнее задание. Принести произведения А.С. Пушкина из домашней библиотеки (детская литература), (дети делают краткий анализ книг и выставляют на полку).
б) Беседа учителя.

– Всю жизнь рядом с нами находятся наши верные друзья – книги. Посмотрите на это великолепное издание. Давайте представим себе на минутку, что из этой книги исчезли все иллюстрации.

Как однообразно, скучно, невыразительно будет выглядеть такая книга!

(Слайд 3). Оформление книги – дело сложное, в котором принимают участие люди разных профессий, но главная роль принадлежит художнику-иллюстратору, который делает рисунки для книги. В этой роли художника-иллюстратора участвовали не только вы, но и ваши родители. Вам, как настоящим художникам, предстояла трудная, но увлекательная работа, (анализ детских рисунков).

– Ваши родители выполнили задание: нарисовать обложку к книгам А.С. Пушкина (сказки). Дети выставляют работы своих родителей с кратким комментированием. (Слайд 4).

– Кто же создаёт книжные иллюстрации? (Художник-иллюстратор.)

Физкультминутка (Йотированные гласные).

3. Чтение последней части с “Сказки о рыбаке и рыбке”. Дети читают “цепочкой”.

Учитель: – прочитав сказку, вы наверно, поняли, когда так говорят у разбитого корыта”? (Всё потерял, что было. Остался ни с чем.)

Обобщение: старуха осталась у разбитого корыта, а старик? Он, как и прежде, будет жить у самого синего моря. И если снова попадётся в его сети золотая рыбка, он поступит, как и в первый раз. Отпустит он рыбку золотую и скажет ей ласковое слово….. (дети говорят слова рыбки).

Физкультминутка “море волнуется”.

III. Основная часть урока.

1. Знакомство с новым материалом. (Слайд 5).

– Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями А.С. Пушкина. Представьте себе, что мы с вами попали на морской берег (включается аудиокассета “Шум моря”). Опишите, что вы услышали? (Кричат чайки, шум морской волны).

Молодцы! Я Вас сегодня приглашаю в волшебную страну! Представьте, что мы вдруг оказываемся у лукоморья, а там растёт огромный дуб. (На доске открывается изображение дуба.)

– Что означает слово “лукоморье”? (Лукоморье – изогнутый, как лук, берег моря; изгиб берега, залив.)
– Похож ли наш дуб на волшебный ? (Не очень.) Чего не хватает, чтобы можно было назвать его волшебным? (Какое ни будь чудо должно быть.)
– Посмотрите внимательно и вспомните какой писатель рассказал об этом дубе? (А.С. Пушкин.)
– Может кто помнит стихи Пушкина об этом дубе. (Ученик читает отрывок.)

2. Первичное чтение по частям с комментированием.

Изучаем пролог к поэме-сказке “Руслан и Людмила” (отрывок “У лукоморья”).

а) читаем, анализируем, дети прикрепляют “золотую цепочку кота”.
б) значение слов: леший, русалка, домовой, водяной, духи;
в) значение слов: витязи, старину;
г) краткий анализ сказки “Руслан и Людмила”.
Знакомство с композитором М.И. Глинкой (аудиокассета) “Марш Черномора” отрывок из оперы М.И. Глинки.
д) Знакомство с художником В. Васнецовым – репродукция картины “Иван Царевич на сером волке”.
е) Обобщение по отрывку “У лукоморья”

3. Работа над текстом. Чтение учащимися по частям с кратким комментированием.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.

– У лукоморья – это неизвестная, сказочная местность, изогнутый, как лук, берег моря, а на берегу – дуб, крепкий, красивый, могучий.

На доске дуб зелёный, золотая цепь, кот учёный.

Давайте, не будем спешить в волшебную сказочную страну. Сначала поговорим о чудесах, в которые все люди верят: о русалке, лешем, домовом, колдунах ….

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;

Так много волшебства…есть существа, которых нет в настоящей жизни… (поэтому эта поэма – сказка).

На столе рисунки: леший, русалка, избушка, водяной Мягкая игрушка – домовой.

Домовой, леший, водяной – это не люди, а духи. Их никто не видел, а только слышал: домовой стучит, возится за печкой; водяной – хозяин рек, озёр. Леший, лесовик, живёт в лесу, поёт песни без слов. Он любит качаться на деревьях. Леший свистит, ухает, хохочет, пугая людей, умеет подражать голосам животных и птиц. Ему подчиняются все ленные обитатели. Осенью он бушует в лесу, ломает деревья, гонит зверей. На зиму прячется под землёй, где и ждёт наступления весны.

Леший может быть высоким как дерево, а может быть ниже травы, укрываясь земляничным листочком.

Русалка – живёт на болотах. По ночам песни поёт, заманивает путников. Волосы у неё зелёные, как водоросли, расчёсывает она их гребешком из рыбьих костей.

Избушка на курьих ножках (Кто в ней живёт ?).

там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.

– Что за чудо: из моря выходят 30 витязей, точь в точь равны и голосом, и волосом , и лицом и ростом. А выходят они из моря на 1 час, и с ними дядька их морской. (Рисунок витязей, книга “Сказка о царе Салтане.)

Витязь – воин, солдат. Наши витязи были богатырями.

Богатырь – герой русских былин, воин, который отличается небывалой силой, мужеством, умом.

Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста, крепкого телосложения, сильный, смелый. (Как называли на Руси сильных, храбрых?).

Дядька в старину: воспитатель, старый солдат или слуга в дворянской семье. Наш дядька не простой солдат, а морской.

Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;

Физкультминутка “ветер дует”.

Сегодня мы изучаем вступление к поэме – сказке, а дальше события развиваются так: киевский князь Владимир выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг, веселье прерывается: раздаются сильные удары грома, воцаряется тьма. Когда снова становиться светло все, с ужасом, замечают, что Людмила исчезла! Это злой волшебник, Черномор, похитил её и унёс в свой ,заколдованный, замок.

Ребята А как вы себе представляете Черномора?

Злой, маленький, бородатый….

(Рисунок колдуна с богатырями, портрет М.И. Глинки, аудиокассета– запись “Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила”.)

Вот замечательный русский композитор М.И. Глинка, (портрет на доске), написал на сюжет этой поэмы – сказки оперу.

Кто знает, что такое опера?

(Музыкально – театральное произведение, где артисты поют). Давайте послушаем отрывок из оперы М.И. Глинки “Руслан и Людмила”, который называется “Марш Черномора”.

Итак, колдун с длинной бородой хочет понравиться Людмиле. Он наряжается в богатые в богатые одежды и идёт к ней, окружённый толпой слуг. Торжественно звучат трубы, возвещая о приближении хозяина замка. Музыка резкая, жёсткая, отрывистая.

Затем слышатся тихие, трепещущие звуки. Они поднимаются всё выше и выше и замирают наверху.

Вторая часть марша звучит светло, легко. В оркестре нежно и звонко играют колокольчики. Их звучание придаёт музыке волшебный, сказочный характер. Видимо, это великолепный замок Черномора, полный дивных чудес и сияние драгоценных камней, которыми щедро украшен замок.

(Вторую часть можно послушать на уроке музыки.)

– Понравилась вам музыка? Каким вы представили себе Черномора?

(Важный, гордый, но трусливый). С помощью звуков Глинка нарисовал портрет Черномора.

(Я увидела, как Черномор крадётся. А я увидела, как он важно идёт и грозно шагает, а слуги несут его бороду. Когда музыка звучала громко, она изображала Черномора злым, а когда тихо, т.е., как бы попискивала, то я видела его слабым и трусливым).

В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с бабаю – ягой
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух…там Русью пахнет!

С помощью красок мы можем изобразить любой сюжет, портрет. Так великий художник Виктор Васнецов написал картину “Иван Царевич на сером волке”.

Одной из самых любимых тем для художника является сказка. На полотнах Васнецова ожили для нас почти все герои русских народных сказок.

(Репродукция картины В. Васнецова “ Иван Царевич на сером волке”.) Царевна грустит в темнице, а ей служит волк. Иван – Царевич преодолевает все трудности, чтоб освободить её.

Баба – Яга живёт в избушке на курьих ножках, летает по белому свету в ступе, заметает следы метлой. Характер у Бабы – Яги вредный, но она может совершать и добрые дела. Служат ей лягушки, змеи, чётные коты, вороны.

(Рисунок Бабы – Яги, Кащея. Учебник “ИЗО в начальной школе” В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина.)

И я там был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…

Смотрите, какая сказочная картина получилась! Здорово!

А.С. Пушкин у лукоморья собрал вместе сказочных героев.

“Лукоморье”, изгиб морского берега, слово -то какое красивое!

Читала в древних летописях: “От Царьграда до Лукоморья 300 вёрст”. (Расстояние.)

“ Лукоморье – на синем море сказок, на острове Буяне…”. Пушкину тоже захотелось, также как и нам, попасть в сказочную страну. А почему бы и нет? Ведь он сказочник. И вот он садится под дуб, и (учебник “Русская азбука” 1 класс, иллюстрация) кот учёный свои сказки говорит ему. Одну из них Пушкин поведал нам, поэма – сказка “Руслан и Людмила” (книга).

А теперь я вам предлагаю внимательно посмотреть и послушать мультфильм “ У лукоморья”.

3. Просмотр видеофильма. Мультфильм “У лукоморья”.

IV. Итог урока. Обобщение, оценки.

– В прологе поэт утверждает, что и простонародное может быть прекрасным, в нём он отразил самые главные особенности народной сказки: как будто мозаику складывал поэт, сочиняя эти строчки. И каждый кусочек мозаики превратился в отдельную сказку. А отдельные картинки мозаики складывались в общую картину волшебных сказок.

Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное – любите Пушкина.

  1. Ворожейкина Н. И. “Рассказы по родной истории”, М.: Просвещение, 1998.
  2. Критская Е. Д. “Музыка”, М.: Просвещение, 2007.
  3. Кузин В. С., Кубышкина Э.И. “Изобразительное искусство в начальной школе”, М.: Дрофа, 2008.
  4. Пушкин А. С. “Руслан и Людмила”, М. : “Детская литература”,1985.
  5. Порудоминский В. “Первая Третьяковка”, М. : “Детская литература”,1978.

Урок-конспект по литературе: «А. С. Пушкин. Зимняя дорога» (4 класс)

Тема: А. С. Пушкин. «Зимняя дорога»

Цели:

• Продолжить знакомство учащихся с творчеством А. С. Пушкина;

• формировать навыки анализа лирического текста;

• развивать творческие способности учащихся;

• расширить лексический запас;

• развивать умение работать в группе, индивидуально;

• воспитывать чувство любви к русской поэзии;

• воспитывать чувство любви к родному краю.

Планируемые задачи:

• Уметь находить в стихотворении выразительные средства речи;

• уметь определять тематику, описывать лирического героя;

• развивать навыки выразительного чтения.

Оборудование: портрет А. Пушкина, кроссворд, музыкальная запись П. Чайковского «Времена года. Зима», колокольчики, наборные рисунки, запись романса А. Алябьева «Зимняя дорога», картина Саврасова «Зимняя дорога», лексический словарь.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Решение кроссворда:

1. Кто был хозяином умелого работника Балды?

2. Где бродил кот ученый?

3. Кто кричал Додону: «Царствуй, лежа на боку»?

4. Где родился поэт Пушкин?

5. Как звали няню поэта?

6. Кто сказал о Пушкине: «Ему лиру передаю»?

Чье имя было загадано в кроссворде?

На прошлых уроках мы с вами говорили о жизни и творчестве великого русского поэта А. С. Пушкина. А что еще вы помните о нем?

3. Объявление темы и целей урока

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А. Пушкина «Зимняя дорога». Но мы знаем, что выразительно прочитать стихотворение очень трудно. Для начала его нужно выучить наизусть. А что еще нужно сделать?

(понять тему стихотворения, точку автора, определить настроение, которое передает произведение, рассмотреть ритм, рифму)

Вот и мы попробуем заглянуть в мастерскую поэта, узнаем, как удается Пушкину передать настроение зимы.

4. Подготовка к восприятию темы

А) Составление кластера

Что вы знаете о зиме? Какие явления природы сопутствуют этому времени года?

Б) Восприятие музыкальной темы

Прежде, чем перейти к чтению, я хочу, чтобы вы прослушали один музыкальный отрывок.

Звучит музыкальная композиция: П. И. Чайковский «Времена года. Зима»

Что вы слышите? Какое время года рисует ваше воображение?

(Зима. Скрип полозьев, свист вьюги, треск льдинок под ногами)

Во времена Пушкина уже существовали автомобили? (Нет)

На чем передвигались люди по зимней дороге? (На санях, запряженных лошадьми)

5. Первичное знакомство с текстом

Закройте глаза и попробуйте мысленно нарисовать картину, которая возникает в вашем воображении.

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Что вам представляется? (картина зимней дроги, бесконечной, длинной)

Какое время года описывает автор? (ночь)

Какое настроение передают лирические строки? (печальное, грустное, одинокое)

Как вы думаете, в каком темпе нужно читать это стихотворение? Почему?

(Картина Саврасова «Зимняя дорога»)

6. Анализ текста

А) Самостоятельное чтение стихотворения

Б) Лексическая работа

Перечислите слова, которые кажутся вам непонятными.

Разъяснение слов с помощью словаря и иллюстраций:

• Тройка борзая – тройка лошадей, запряженная в сани. Тройка бежит быстро, легко, поэтому автор говорит о борзой тройке.

• Колокольчик однозвучный – к конной дуге привязывали колокольчик, который служил сигналом. Тройка лошадей мчится очень быстро, есть вероятность столкновения с людьми. А колокольчик позволял предупредить окружающих о том, что кто-то мчится в тройке.

На столе учителя несколько колокольчиков.

Возьмите один из колокольчиков, позвоните. Какие звуки вы слышите? Как бы звучал этот колокольчик на зимней пустынной дороге?

• Ямщик – тот, кто управляет лошадьми.

• Разгулье – веселое гуляние.

• Версты – старая русская единица измерения расстояния. В одной версте 1066 метров. А «полосаты версты» – потому что каждая верста отмечалась столбиком, раскрашенным в полосы черного и белого цвета.

Прочитайте стихотворение еще раз, обращая внимание на эти слова.

В) Анализ выразительных средств лирического произведения

• Перечислите все глаголы, которые встретились вам в тексте. Учитель записывает слова на доске. (пробирается, льет, бежит, гремит, слышится). Обратите внимание, что большинство глаголов «звуковые». Произнесите про себя эти слова. Что вы слышите? (звуки зимы, шорох, шум, гром) Для чего автор использует их? (Чтобы передать звучание зимней дороги)

• Найдите в первой строфе прилагательные вместе с теми словами, к которым они относятся.

Волнистые туманы – туман, похож на волны, который окутывает землю и небо.

Печальные поляны – поляны тихо светятся в лунном свете. Но стоит ночь, солнышка не видно, а потому природа печалится.

Какое настроение охватывает вас при прочтении этих строк? Зачем Пушкин дважды использует слово «Печальный, печально»?

Вспомните, как называется этот троп? (олицетворение)

• Найдите эпитеты во второй строфе. (Скучная дорога, тройка борзая, колокольчик однозвучный.)

Нарисуйте словесно картину, которая вам представляется. Почему дорога скучная?

Как вы понимаете слово «утомительно»? Подберите к нему синонимы (устало, напряженно).

• Найдите эпитеты в третьей строфе. (разгулье удалое, сердечная тоска)

Подберите синонимы к слову «удалое». (веселое, шумное, разухабистое, задорное)

Меняется ли общее печальное настроение от употребления слова «удалое»? Почему?

• Прочитайте последнюю строфу. Объясните, почему здесь практически нет глаголов? (Автор стремится передать одиночество и тишину, которая охватывает путника)

Для чего Пушкин в последней строфе дважды использует многоточие? (Чтобы передать бесконечность зимней дороги).

Г) Работа над интонационным строем произведения

Задание двум ученикам. Один читает стихотворение медленно, второй – быстро.

Какой темп выбран правильно? Объясните свой ответ.

Послушайте романс А. Алябьева на стихи Пушкина «Зимняя дорога». Обратите внимание на темп музыки, логические ударения.

7. Работа с образами

Учитель использует наборные рисунки и составляет картину по ответам учащихся.

Сейчас мы вслушаемся в музыку стихотворения и попробуем себя в роли художников. Обратите внимание на то, что Пушкин описывает ночь. Какие цвета нам понадобятся?

Учащиеся читают стихотворение, на полотне появляются образы луны, полян, тройки, верстовых столбов, ямщика, колокольчик.

8. Практическая работа в группах

Учащиеся на больших листах создают коллаж на тему стихотворения.

9. Подведение итогов и выставление оценок

10. Домашнее задание

1) Выучить стихотворение наизусть.

2) Нарисовать пейзаж по мотивам стихотворения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector