Рисунки мертвые души гоголь

СОДЕРЖАНИЕ

К портретам персонажей «Мёртвых душ» Боклевский приступил, по-видимому, в середине 50-х годов, когда началось его сближение с кружком Островского. Публикация гоголевских типов из «Мёртвых душ» началась в 1875 году с журнала «Пчела». В 1882 году впервые появился в печати «Альбом гоголевских типов в рисунках художника П.Боклевского». Иллюстрированию Гоголя художник посвятил всю свою жизнь. Наиболее полно представлены рисунки П.М.Боклевского в Полном собрании сочинений Н.В.Гоголя, вышедшем в 1912 году под редакцией Овсяннико-Куликовского1.

Боклевский полностью отказывается от воспроизведения бытовых деталей, обстановки. Его главная задача – передать интеллектуальную скудость, нравственное убожество гоголевских типов. Поэтому художник ограничивается только портретами героев, концентрирует внимание на изображении их лиц.

В многочисленных портретах Чичикова Боклевский сумел передать и мягкую вкрадчивость Павла Ивановича и твёрдость его характера, скрытого под этой кажущейся мягкостью. Круглое лицо, цветущие щёки, полный подбородок, волосы, гладко и аккуратно зачёсанные, почтенные, лысеющие височки говорят о степенности благонамеренного человека. Плавные, круглые линии овала лица Павла Ивановича находятся в контрасте с острыми, косыми штрихами, резко вычерчивающими хищный нос, тонкие брови, хитрые глаза Чичикова. На губах «херсонского помещика» застыла заученная, любезная улыбка. Так художник создаёт образ осторожного хищника, человека, ведущего двойную игру.

Приторную любезность отъявленного плута замечательно передает эскизный портрет Чичикова во весь рост. Павел Иванович идет на зрителя. Он склонился в почтительном полупоклоне, на лице улыбка, в знак приятности он снял картуз и держит его в левой руке. Правая – у сердца, причем мизинец жеманно отставлен, так как Павел Иванович не чужд изящных манер. Коварные замыслы Чичикова выдают только походка да глаза в узких щелках. Павел Иванович едва переступает, он крадется, соблюдая осторожность вора. Его глаза, окруженные сетью морщинок, явно смеются над простаками, которые так легко доверяются ему.

Манилов представлен художником отдыхающим в послеобеденный час. Распустив галстук, расстегнув жилет, с неизменной трубкой с длинным чубуком, он нежится в мягком кресле. Манилов – деликатный, образованный барин. Поэтому пуховики располагают его к мечтательности. Он завёл глаза, запрокинул голову – унёсся фантазией под облака. Однако с подушек он не поднимается, пребывает в полной праздности, и зрителю ясно, что фантазии Манилова так же эфемерны, как дым, выходящий из его трубки.

Собакевич – помещик-кулак. В соответствии с фамилией художник придал его физиономии угрюмую свирепость цепного пса. Из-под нависших бровей на нас подозрительно глядят маленькие звериные глазки. Губы сложены в брюзгливую гримасу. Таков Собакевич в ряде погрудных изображений. Акварельный же портрет Собакевича в коричневом костюме с ногами, повёрнутыми носками внутрь, заставляет вспомнить о сходстве нашего героя с «медведем средней величины».

Коробочка – «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов». Акварельный портрет Коробочки представляет добродушную старушку небольшого роста, в чепце и капоте, в смешных вязаных башмачках. Круглая, мягкая фигура Настасьи Петровны, с какой-то тряпкой, повязанной на шее, удивительно напоминает плотно набитый куль или мешок – немаловажный атрибут домовитой помещицы. Боклевский часто придаёт гоголевским персонажам наружность, сходную с тем или иным животным. Это создаёт у зрителя дополнительные ассоциации, которые способствуют лучшему пониманию сущности образа. Так, не случайно Собакевич похож на медведя, а Чичиков – на хитрую лису. Коробочка Боклевского заставляет подумать о ком-либо из небольших грызунов, заботливых, домовитых зверьков, которые всё, что ни увидят, тащат в свою норку. В самом деле, у неё круглые, удивлённые глазки, треугольником поднятая верхняя губка, обнажающая резцы, и, наконец, коротенькие ручки, простодушно сложенные поверх выступающего брюшка, совсем как лапки мыши.

Плюшкин изображён у Боклевского высохшим, беззубым стариком с запавшим ртом, провалившимися щеками, одетым в лохмотья. Вместе с тем художник сумел придать фигуре скупца нечто грозное и зловещее. Это воплощение бесчеловечной, мертвящей алчности. Плюшкин живёт отшельником, в каждом человеке видит вора. На всех рисунках Боклевского он повёрнут спиной к зрителю, смотрит искоса, через плечо, брови настороженно подняты, мышиные глазки сверлят собеседника. Лучше всяких слов эта поза и этот взгляд рассказывают об отчуждённости от людей «заплатанного». Линии крючковатого носа и выступающего подбородка у Плюшкина почти сливаются. Это придаёт его физиономии нечто колдовское, страшное.

Образ Манилова в поэме «Мертвые души»

«Мертвые души» – это очень известное произведение Николая Васильевича Гоголя. Оно поражает всех, всех кто с ним сталкивается. Одним из персонажей поэмы является Манилов. Впоследствии именно отсюда и пошло понятие «маниловщина».

Это персонаж показан нам писателем, как мечтатель. Но все его представления не имеют никакого действия и результата. Мечтания бесплодны, рисунки воздушных замков в голове Манилова бесполезны. Его голова забита странными и бесполезными как для него, так и для людей идеями.

Так, смотря во двор, где был пруд,

И он поистине верит в то, что, таким образом, он заботится о бедном крестьянском люде. При этом такая забота есть только в его мечтах. На деле же все обстоит иначе. Манилова совсем не интересует их жизнь, как обстоят дела, его не волнуют доклады, которые говорит ему приказчик. Он просто живёт и считает должным пользование правом, которое дала ему природа, пользоваться крестьянами.

И вроде бы Манилов имеет даже приятную внешность, но, если задуматься

Чичиков предлагает купить у него мертвые души. Манилов оказывает ему любезную услугу и соглашается. Он даже решает их подарить, прописав имена собственной рукой на листе, после чего перевязав шелковой лентой. Как это назвать? Инфантильность, глупость? Он порхает по жизни глупцом, отгораживаясь от насущных проблем и трудностей.

Создавая такой неоднозначный персонаж, Гоголь дал нам возможность представить, как много таких «Маниловых» живут вокруг нас. Им не нужно ничего, кроме своих интересов, а интересы-то их по сути глупы, и не имеют никакого смысла ни для самого человека, ни для общества. Быть «Маниловым» – это выбор, но к чему он может привести. Есть люди, которые могли бы сказать, что такой подход в жизни даёт хорошие плоды и результаты? Наверное, нет. Ну, если не брать в расчёт самих «маниловцев».

Художники-иллюстраторы произведений Н. В. Гоголя

27.03.2014 00:00

Творчество Н. В. Гоголя всегда захватывало меня своим
необыкновенным сочетанием глубины, мудрости, остроты
видения и поэтической одухотворенности.
А. Лаптев, иллюстратор

И большой писатель, и настоящий художник способны чутко воспринимать настроения своей эпохи, интуитивно предвидеть назревающие перемены и кризисы. Свое видение они передают и посредством стиля и композиции литературного произведения, и средствами цветового или графического решения иллюстраций. Создавая художественный образ, творец сознательно или бессознательно предполагает его воздействие на публику. Художник пишет свои произведения кистью и красками, оживляя их оригинальными колерами, а писатель пользуется пером и словами, «раскрашивая» свое произведение неординарными оборотами или характерным почерком мастера. Смысл любого цельного произведения часто раскрывается именно благодаря симбиозу литературы и изобразительного искусства в разные периоды творчества.

На протяжении многих лет его творчество вызывало интерес у художников. К иллюстрированию гоголевских произведений обращались еще его современники А. Агин, П. Боклевский, П. Соколов и др. Особенное звучание эта тема приобрела в творчестве художников XX века. Марк Шагал иллюстрировал «Мертвые души», вышедшие в его оформлении в Париже в 1948 году.

Произведения Гоголя привлекали художников-иллюстраторов яркостью, точностью и колоритностью образов, особой живописностью литературного языка.

Широкую известность получили иллюстрации нескольких авторов, первыми из которых являются из П. Боклевский

Другой известный иллюстратор позапрошлого столетия Петр Петрович Соколов. В 1880-1890-е гг. создает цикл иллюстраций к «Мертвым душам» в технике акварели.

Также весьма распространенным до сегодняшнего дня является мнение, что одними из лучших иллюстраций к произведениям Гоголя за все время являются работы Александра Алексеевича Агина. При участии Е. Е. Бернардского Агин создал цикл иллюстраций к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя, которые имели немалый успех. Сила и обаяние рисунков А. А. Агина — в ярких типах, очерченных гротескно, но не теряющих жизненности.

Владимир Егорович Маковский. Как правило, он выбирал те моменты в литературном повествовании, которые позволяли ему наиболее полно раскрыть характер героев, показать конкретную обстановку, в которой они живут и действуют. Здесь, так же как и в живописи, проявил он свой искрящийся юмор, редкую одаренность в обрисовке персонажей, неизменную тягу к психологизму. Легкий штрих, мягкая растушевка отличают эти рисунки. С особой любовью иллюстрировал он произведения Н. В. Гоголя: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Старосветские помещики», «Мертвые души». К иллюстрированию «Мертвых душ» Маковский обращался неоднократно.

Познакомимся и мы сегодня с иллюстрациями к сочинениям гоголя поближе.

Альбом гоголевских типов в рисунках художника П. Боклевского СПб: Изд. Отто Кирхнера, 1894

В книге запечатлены 30 персонажей из гоголевских «Мертвых душ».

Кузьминский, Константин
Художник-иллюстратор А. А. Агин. Его жизнь и творчество М: Гос. изд-во, 1923

Данная книга посвящена жизни и творчеству известного художника-иллюстратора А. А. Агина.

Курбатов, В. Я.
Александр Алексеевич Агин Л: Художник РСФСР, 1979

Агин — один из тех, с кого начинала свою историю русская реалистическая иллюстрация.

Сто четыре рисунка к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» М: Книга, 1985

Факсимильное воспроизведение издания 1892 года с рисунками А. Агина к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Художник-иллюстратор П. М. Боклевский, его жизнь и творчество М: Тов. тип. Мамонтова, 1910

Книга посвящена жизни и творчеству художника-иллюстратора П. М. Боклевского, иллюстратора в том числе и произведений Гоголя.

Орлова, Т. В.
П. М. Боклевский М: Искусство, 1971

Виталий Горяев М: Сов. Художник, 1979

Альбом посвящен творчеству известного русского художника-графика Виталия Горяева.

Гоголь Н. В.
Мертвые души М: Фортуна ЭЛ, 2004

Издание «Фортуна Лимитед» продолжает серию «Книжная коллекция», в которой будут собраны лучшие образцы литературы и книжного искусства.

Гоголь Н. В.
Мертвые души М: ОАО «МУиК», 2009

Гоголь Н. В.
Ревизор М: Дет. лит., 2010

Гоголь Н. В.
Ночь перед Рождеством М: Студия «ТРИТЭ», 1995

Гоголь Н. В.
Нос М: РИПОЛ классик, 2011

Гоголь, Николай Васильевич
Невский проспект Калининград: Янтарный сказ, 2003

Издание посвящается трехсотлетию Санкт-Петербурга, красочно оформлено.

Гоголь Н. В.
Майская ночь, или Утопленница М: РОСМЭН-ПРЕСС, 2013

«Майская ночь, или Утопленница» — одна из самых сказочных и чарующих повестей Н. В. Гоголя.

Гоголь Н. В.
Сорочинская ярмарка М: РИПОЛ классик, 2010

Гоголь Н. В.
Портрет М: ООО «ТИД «Русское слово , 2008

Издание выходит к 200-летнему юбилею писателя.

RARUS’S GALLERY

Fine Books,Prints,Photographs & Icons

Забавная библиография

Сейчас на сайте

Ваше мнение

Гоголь Н.В. Похождения Чичикова или мертвые души. Издание А.Ф. Маркса, С.Петербург, 1900.

572 с. Текст по последней редакции академика Н.С.Тихонравова, с портретом Н.В.Гоголя, гравированным на стали, 10 гелиогравюрами и 355 иллюстрациями художников: В.А. Андреева, А.Ф. Афанасьева, Н.Н. Бажина, В.И. Быстренина, М.М. Далькевича, Ф.С. Казачинского, И.К. Маньковского, Н.В. Пирогова, С.С. Соломко и Н.Н. Хохрякова. Художественный отдел выполнен под наблюдением П.П. Гнедича и М.М. Далькевича. Подарочное иллюстрированное издание очень большого формата. В издательском полукожаном художественно-оформленном переплете с золотым обрезом, золотым и цветным тиснением на крышках и корешке. 36х28 см.

«Для настоящего издания был собран материал по нашим провинциальным захолустьям,-каждая мелочь, каждая деталь, каждый аксесуар чичиковской эпохи были тщательно проверены, зарисованы и сфотографированы.» Предоставить выполнение всех рисунков одному художнику оказалось немыслимым: работа затянулась бы на десятки лет. Кроме того, при значительном количестве иллюстраций, появилось бы некоторое однообразие в манере исполнения. Поэтому работа была разделена между несколькими художниками. Пейзаж был предоставлен г.г. Бажину и Хохрякову, а жанр г.г. Андрееву, Пирогову, г-же Самониш-Седковской и г. Соломко. Общее редактирование этими работами взяли на себя г.г. Гнедич и Далькович.

С искренней любовью отнеслись художники к своей задаче. Каждый из них выбрал эпизоды, наиболее подходящие к сущности его дарования, и в течение нескольких лет трудился над иллюстрациями. Рисунки делались и переделывались по многу раз, пока не удовлетворяли самих художников, что же касается их воспроизведения, то мы сделали всё, что возможно, чтобы достигнуть наибольшего совершенства. Клише изготовлены за границей; самые значительные рисунки воспроизведены гелиогравюрой, способом очень мало еще распространенным у нас вследствие его дороговизны. » А.Ф. Маркс. За непростую задачу иллюстрировать произведения Н.В. Гоголя художники XIX в. брались лишь несколько раз. «Мертвые души», как ключевое творение великого писателя, были удостоены роскошного издания, предпринятого А.Ф. Марксом. Настоящая книга выпущена форматом in folio и богато проиллюстрирована ведущими художниками своего времени. Необходимость подобного издания существовала давно, поскольку произведения многих зарубежных классиков неоднократно становились объектом интереса иллюстраторов. Отечественным же классикам повезло в этом смысле гораздо меньше, в особенности Гоголю – до выхода настоящей книги. Некоторые рисунки выполнены в технике гелиогравюры, дорогим и мало распространенным тогда способом.

Метод гелиогравюры – это высококачественный способ малотиражной полиграфической печати, позволяющий передать нюансы тоновых переходов. Гелиогравюры для настоящего издания печатались в Вене. Иллюстрации были выполнены целой группой художников. Различие их авторских манер вносило разнообразие и полифонию в иллюстративный ряд. Изображения реалистичны, им предшествовала тщательная подготоввка. В провинциальном захолустье находились и фиксировались (зарисовывались, фотографировались) те предметы быта, обстановки, мелочи, которые можно было соотнести с «чичиковской» эпохой и атмосферой «Мертвых душ». Самая сложная задача состояла в том, чтобы верно изобразить дух времени, передать характерные черты исторического периода.

Появление каждой новой серии иллюстраций к «Мертвым душам» возбуждало острые дискуссии, которые отражали не только очередной этап в развитии художественных вкусов общества, но и определенную динамику восприятия самой поэмы Гоголя, менявшегося от поколения к поколению. Первое графическое воплощение образов поэмы Гоголя принадлежит художнику Александру Алексеевичу Агину (1817–1875) и ксилографу Евстафию Ефимовичу Бернардскому (1819–1889). Однако их предприятие оказалось в конечном итоге не очень удачным. Н.В. Гоголь не дал разрешение на иллюстрирование «Мертвых душ», а выпущенные художниками самостоятельные рисунки к поэме не были изданы до конца и подверглись критике за излишнюю карикатурность. Рисунки к «Мертвым душам» Петра Михайловича Боклевского (1816–1897) (23 листа, гравированные на дереве И.С.Пановым) увидели свет в 1875 году на страницах журнала «Пчела». В 1895 году московский издатель и книготорговец В.Г. Готье выпустил альбом «Типы из поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души”», включивший 34 неизвестных рисунка Боклевского. Это издание было выполнено новым методом фототипии, обеспечивающим наиболее точную передачу оригинала.

В 1891 году в типографии Эдуарда Гоппе в Санкт-Петербурге был выпущен альбом «Акварели художника Петра Соколова к первой части “Мертвых душ” Н. В. Гоголя». Автором акварелей был младший современник Гоголя — Петр Петрович Соколов (1821–1899). Юбилейное издание «Мертвых душ», предпринятое в 1901 году Адольфом Федоровичем Марксом (1838–1904), фактически завершило большой этап в истории русской художественной иллюстрации. В 1901 году Маркс открыл новую типографию, которая стала одним из самых мощных и технически оснащенных полиграфических предприятий, что позволило обеспечивать высокое качество изданий. Иллюстрированное издание «Мертвых душ» стало одним из первых образцов продукции новой типографии. Художнику М.М. Далькевичу принадлежат, вероятно, одни из наиболее замечательных иллюстраций к этому новому изданию «Мертвых душ». Они исполнены черной акварелью или мягкой тушью, что придало изображениям объем, «фотографичны» и лишены карикатурности. Отличительной особенностью издания А.Ф. Маркса стало обилие пейзажей, послуживших важным дополнением к сюжетным иллюстрациям.

Гоголь Н.В. Похождения Чичикова или мертвые души. Издание А.Ф. Маркса, С.Петербург, 1900.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: