Рисунки к произведениям пушкина карандашом

Рисунков А.С.Пушкина множество. Несколько сот портретов: близких людей, друзей, знакомых, государственных деятелей, исторических лиц, литераторов, автопортреты. Есть иллюстрации к собственным произведениям. Единичные пейзажные зарисовки. Наброски птиц, лошадей, деревьев. Великолепные по своей ритмике, пластике росчерки, порой даже переходящие в изображения. Рисунки покрывают рукописи поэта. Некоторые из них находятся на отдельных листах, вне текста. Пушкин очень ревниво относился к полиграфическому оформлению изданий своих произведений. Находясь в ссылке, он не раз писал брату и друзьям о том, каким бы хотел видеть оформление будущих книг. В его рукописях часто встречаются виньетки, концовки, проекты обложек ( иногда тщательно продуманные, как, например, обложка к драмам 1830 года), наброски иллюстраций. Тонкий знаток пушкинской графики А.М.Эфрос так определяет её содержание: «. Это дневник в образах, зрительный комментарий Пушкина к самому себе, особая запись мыслей и чувств, своеобразный отчёт о людях и событиях».

«. некоторые писательские рисунки так прочно вошли в наше сознание, что мы уже просто не в состоянии представить себе, скажем, творчество Пушкина без всяких этих росчерков, виньеток, профилей и ножек. Да и внешний облик Пушкина мы знаем, кажется, гораздо лучше по его самоизображениям, чем по портретам Кипренского или Тропинина, и с его современниками знакомимся большей частью по той портретной галерее, которую он оставил в своих набросках». (Дуганов Р. Рисунки русских писателей XVII – начала XX века. – М.: «Советская Россия», 1988)

Среди бессвязного маранья
Мелькали мысли, замечанья,
Портреты, числа, имена
Да буквы, тайны письмена.
А.С.Пушкин «Альбом Онегина» *

Известно около шестидесяти автопортретов Пушкина. Они – важнейшая часть его графики. Поэт на протяжении всей жизни с пристрастием вглядывался в свои черты и подмечал в них тончайшие нюансы происходивших перемен. Его зарисовки, в основном не предназначавшиеся для чужого глаза, далёкие от самообольщения, способны поведать многое.

Это типичный для графики Пушкина профильный портрет. Лист с ним вклеен в альбом сестёр Ушаковых, молодых приятельниц поэта. Как и в других автопортретах, Пушкин не стремится приукрасить своё лицо. Он знает, что внешней красотой не обладает, и не прочь даже пококетничать этим («потомок негров безобразный», «мой арапский профиль. его освищет Мефистофель»). Неотразимое обаяние лицу придают озаряющие его ум, одухотворённость, непосредственность. «Подлинные черты живого пушкинского лица, – говорит о портрете А.М.Эфрос, – переданы с лаконичной уверенностью и великолепной стремительностью штриха, сообщающей всему рисунку ту вдохновенность, какой нет ни в одном из портретов Пушкина, написанных художниками-профессионалами, – даже в лучшем из них, в портрете, сделанном Тропининым».

Два портрета находятся на одном листе, один под другим. Они сделаны Пушкиным по возвращении из ссылки. Вверху юный Пушкин. Его облик ничем не омрачён. На жизнь он смотрит беззаботно. Ниже изображён человек молодых, но уже зрелых лет. «. Это Пушкин, утративший былую отвагу, обретший недоверчивость к людям», – пишет Т.Г.Цявловская. Юношеская мягкость, непосредственность в выражении лица исчезли. Черты несколько заострились, взгляд стал настороженней, подбородок твёрже, появилась складочка у губ. За этими переменами – пережитые в ссылке разочарования и потери: сначала разлука с друзьями, потом вынужденное уединение в деревне, тяжёлые отношения с отцом, под надзором которого состоял поэт в Михайловском. Наконец – катастрофа 1825 года, аресты, казнь, ссылка дорогих и близких людей. Контрастирующая параллельность портретов на одном листе вполне созвучна характерным сопоставлениям в стихах поэта того времени: разочарования и надежды, прошлое и настоящее, воспоминания и мысли о будущем.

Рисунок родился под колонкой цифр каких-то денежных расчётов. В лице поэта усталость, подавленность. «Если бы надо было искать специального завершения для всей огромной автобиографической серии, – пишет А.М.Эфрос, – то нельзя было бы подобрать ничего более выразительного. Пусть такой графический финал — случайность, но он знаменателен. Он верен и глубок. Этот незавершённый профиль, рождённый денежной арифметикой 1836 года, – подлинный символ последнего отрезка пушкинской жизни. «

Графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова – жена начальника Пушкина по Одессе. Это о ней сказал он в стихотворении «К морю»:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.

Воспроизводимый здесь портрет нарисован на большом листе бумаги. Это самый большой, смелый и уверенный из всех тридцати набросков Елизаветы Ксаверьевны, сделанных Пушкиным. Выразительность и кокетливость подвижного лица Воронцовой делали её неотразимо привлекательной, хотя в основе своей черты её не были красивы. Пушкин лица её не идеализировал. Но он передал одно из главных очарований Воронцовой – красивую посадку её головы и тонкую, длинную шею, которую старательно оттушевал, найдя точные соотношения линий.

Не раз рисовал Пушкин Наталью Николаевну – насчитывается четырнадцать её портретов, с 1830 по 1836 год. Этот портрет самый выразительный, самый психологический и самый красивый. Именно по этому пушкинскому портрету мы представляем себе облик жены Пушкина – лучше, чем по единственному портрету её, современному годам её брака с Пушкиным, акварели Александра Брюллова. Редкий для Пушкина портрет в три четверти, погрудный. Резко оттеняет он чёрной штриховкой чистый овал её лица, гибкую шею и широкие плечи. Красивые пропорции лица, чуть косящий глаз, некоторая неправильность бровей. Грустное выражение лица.

Эстетическое чувство побуждало Пушкина и обложки к своим рукописям превращать в художественные композиции. Так возникла целая серия титульных листов. Все они отмечены удивительной гармонией и некоей монументальностью. «Кавказский пленник». Пейзаж Северного Кавказа. Бештау. Витиеватые росчерки при заглавии («Кавказ» – название поэмы в первой редакции).

Голова Дадона и комическая голова скопца, щит с копьём и кольчуга со шлемом, крепость со сторожевой вышкой и корабль на воде, а в центре в большем масштабе – фигура золотого петушка, объединяющая лист.

В графическом наследии Пушкина есть серия рисунков, возникающих среди черновиков поэм, стихотворений, драм. Эти «иллюстрации» интересны психологически. Рисунки на полях стихотворения «Странник», сохраняя в себе непосредственность и эскизность, обладают чертами подлинных иллюстраций. Помимо погрудного изображения странника с широко раскрытыми глазами и протянутой к его лицу рукой, зримо выражающего стихи:
Тогда: «Не видишь ли, скажи, чего-нибудь»,-
Сказал мне юноша, даль указуя перстом.
Я оком стал глядеть болезненно-отверстым.

– поэт сделал и выразительную композицию: странник в угнетённой позе и жена, рассудительно урезонивающая его.

Рисунок занимает весь большой лист рукописи. Экспозиция «Каменного гостя». Тайное возвращение Дон Гуана из ссылки. Дон Гуан под деревом выжидает темноты, чтобы «Усы плащом закрыв, а брови шляпой. «, войти в город, откуда он изгнан. В перспективе – очертания Мадрида. Крепостная стена. Вдали высокие силуэты церковных шпилей. Рисунок сделан не в творческом порыве, а во время переписывания драмы. Быть может, подобная иллюстрация представлялась воображению поэта, когда он думал об издании «Каменного гостя».

Источники: Н.Петропавловская. Рисунки Пушкина.; Т.Г.Цявловская. Рисунки Пушкина.

Рисунки к произведениям пушкина карандашом

Иван Яковлевич БИЛИБИН — Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», «Сказке о золотом петушке», «Сказке о рыбаке и рыбке», к поэме «Руслан и Людмила»

Иллюстрации И.Я. Билибина к сказкам Пушкина ( Салтан под окнами терема, Встреча с Царевной — Лебедь, Пир горой, Чудо-остров; Дадон получает петушка, Дадон встречает Шамаханскую царицу; Эскизы костюмов и декорации к «Сказке о золотом петушке» — Царь Дадон, Шамаханская царица, Дворец Дадона и др., иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке» )

Билибин И.Я. — Фронтиспис к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина, 1905; Разворот «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина. По изданию 1962 г.; Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина, 1905; Фронтиспис к «Сказке о золотом петушке» А.С.Пушкина; Иллюстрационный разворот «Сказки о золотом петушке» А.С.Пушкина. По изданию 1962 г.

Иллюстрации к сказкам Пушкина («Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Лукоморье», «Кот ученый», «Тридцать три богатыря», «Царевна-лебедь», «Колдун несет богатыря»)

Картины по сказкам Пушкина. И.Канаев /»Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»/

«Руслан и Людмила» — Фронтиспис-виньетка, ч/б. Гравюра М. Иванова по рисунку И. Иванова. Эскиз виньетки А. Н. Оленина. 1820 г. (см. стр. 191)

«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» /Крупнейшая коллекция иллюстраций, тексты произведений, энциклопедия литературных героев, удобный поиск. Алфавитный указатель. Иллюстрации по главам/

Отдельные иллюстрации к произведения Пушкина на одной странице( Скупой рыцарь, Пир во время чумы, Барышня — крестьянка, Станционный смотритель, Метель, Бесы, Евгений Онегин, Моцарт и Сальери) художников Бенуа, Врубеля, Сурикова, Фаворского, Добужинского, Самокиш — Судковской, Милашевского и др.

Иллюстрации : Умирающий Борис Годунов и царевич Федор. Иллюстрация В. Фаворского к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»; Руслан и живая голова. Иллюстрация В. Дудорова к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»; Дон Гуан и дон Карлос. Иллюстрация В. Фаворского к «Каменному гостю» А. С. Пушкина; «Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». Иллюстрация А. Пластова к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и др.

Рисунки к произведениям пушкина карандашом

Накануне закрытия пушкинской выставки талантливейший, культурнейший художник М. В. Добужинский прочел в выставочном зале насыщенный содержанием, пронизанный пиэтетом к поэту доклад о рисунках Пушкина.
Оговориться надо, что разсказывая о том, что открылось ему в рисунках Пушкина, М. В. Добужинский подходит к ним не как к дилетантским упражнениям, а как к подлинно-художественным произведениям. В Пушкине — рисунки котораго поражают художника совершенством и технической виртуозностью, М. В. Добужинский видит товарища того же братства, в котором состоит он сам.
Долгое время о рисунках Пушкина ничего не было известно. Первыми обратили на них внимание Анненков и Якушкин, разбиравшие много лет после смерти поэта его бумаги. Отдельными листами многие из них показаны были на юбилейных выставках в Петербурге и Москве в 1880 и 1889 г.г. Немалое количество их воспроизведено в многотомном пушкинском издании С. А. Венгерова. Некоторые рисунки Пушкина настолько технически закончены, что естественно считать их результатом внимательной работы и продолжением предшествовавших им других рисунков, судьба которых неизвестна — они исчезли безследно. Пушкин учился рисованию в лицее, но преподававший в царскосельском лицее рисование художник С. Чириков, аттестовал его, как «последняго по успехам». В выпускном же его аттестате имелось под графой рисование такая пометка: «отличных дарований, но тороплив и неосмотрителен. Успехи неощутительны».
Но время Пушкина — время расцвета целой плеяды выдающихся русских художников, живописцев и ваятелей. И Пушкин, едва он вышел на широкую дорогу своей недолгой жизни, подружился с Брюлловым (который позднее написал портрет его жены), откликался восторгом на каждое новое произведение Кипренскаго, Тропинина, бывал часто на выставках, навещал художников в их мастерских…
Английскому художнику Дау, писавшему его портрет, он посвятил прекрасныя строфы, начинающияся словами: «Зачем твой дивный карандаш рисует мой арапский профиль?» С Кипренским, автором самаго распространеннаго портрета — его связывали годы дружбы. В годы Пушкина, жизнь его среды, весь ея быт складывались под знаком искусства. Создавался неповторимый в своей красоте Петербург, русские вельможи строили, коллекционировали, обставляли свои дворцы не только богато, но и с большим вкусом, и с большим тщанием выбирая для своих палат предметы, отмеченные печатью подлиннаго искусства. Конечно, интерес к искусству, к которому далеко не все могли приобщиться органически, порождал и моду, и мода, в свою очередь влекла за собой снобизм, и что для одних было потребностью духа, то для других было только более или менее ловким подражанием, старанием не отставать от других.
Для Пушкина рисование с годами стало подлинной духовной потребностью, — если оно и было в ранние его годы только шалостью пера, только разсеянным блужданием пера или карандаша по полям рукописи. Позднейшие рисунки Пушкина, к которым в последние годы художники стали относиться, как к самостоятельному творчеству, далеко не всегда являются лишь иллюстрациями к теме того произведения, которым поэт был в данное время поглощен. Многие рисунки на полях рукописей никакого отношения к теме их и не имели. Пушкин выражал в них мысли, глухо бродившия еще как бы «в другом этаже» его духа, быть может безсознательно прокладывали путь новаго произведения, еще только зачинавшагося в недрах его творческой души. Или же, искала в рисунках выхода другая, томившая его волна чувств, которых он почему либо не мог выразить в слове, в стихе.
Гете — отлично владевший карандашом и кистью, Виктор Гюго — всепризнанный превосходный рисовальщик, Гоголь — талантливый рисовальщик, Жуковский — один из лучших офортистов своего времени, Лермонтов — даже колебавшийся между тяготением к живописи и литературе, яркие примеры тому, что в многоодаренных, избранниках Божиих, уживается этот волнующий наше воображение и таинственный параллелизм творческих сил…
Пушкин много изощрялся в карикатурах, в автопортретах, при чем очень любил изображать себя ряженым монахом в клобуке, арапом в чалме, в кавказской папахе, Наполеоном, Робеспьером, с кудрями до плеч — иллюстрацией к образу Ленскаго… Набрасывал на полях рукописей, на отдельных листках — портреты женщин, которыми увлекался и которых любил — Раевской, Воронцовой, сестер Ушаковых, Гончаровой, Ризнич, Каллипсо и друг. Портреты людей, которым удивлялся — Наполеона, Вольтера, Байрона, Данте. Но едва ли не большинство его рисунков — все же иллюстрации к теме той поэмы, повести, которую он писал, или собирался к ним приступить. В рукописи «Цыган» на полях изображение медведя, по мнению М. В. Добужинскаго, замечательнаго по живости рисунка. Также, впрочем, совершенны и рисунки лошадей, схемы лошадиных движений. В рукописи «Каменнаго гостя», фигура Дон Жуана, в рукописи «Евгения Онегина» — тоскующая Татьяна с обнаженным плечом.
Тема поэтическаго произведения вызывает у Пушкина потребность уточнить ее графическим аккомпанементом, или графический набросок предшествует словесной форме зажегшей его мысли. Специалисты графики найдут в чрезвычайно интересном этюде М. В. Добужинскаго, который, вероятно, скоро появится в печати, в более полном виде чрезвычайно тонкия сопоставления почерка Пушкина, «вольно льющейся линией его письма» и его рисунка…
Посетители парижской выставки могли по выставленным в витринах рукописным листам, собственноручным письмам Пушкина убедиться в своеобразии этой «вольно-льющейся линии» — такой как будто скользяще-легкой, и данной гению для огненных мет в человеческих сердцах.

А. Даманская. М. В. Добужинский о рисунках Пушкина // Сегодня. 1937. № 112, 24 апреля.

Подготовка текста © Лариса Лавринец, 2002.
Публикация © Русские творческие ресурсы Балтии, 2002.

Урок литературы по теме «Рисование и литература. Рисунки Пушкина». 9-й класс

Класс: 9

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • знакомство с творчеством Пушкина-художника;
  • расширение понятия «набросок», «иллюстрация» к литературному произведению;
  • ознакомление с классификацией и спецификой пушкинского рисунка;
  • развитие способностей к более глубокому осмыслению прочитанного через рисунок.

Задачи

  • расширить знания о творческом таланте А.С. Пушкина;
  • ввести понятие «набросок» к литературному произведению;
  • познакомить учащихся с разновидностями пушкинского рисунка;
  • рассмотреть, проанализировать наброски и иллюстрации к изученным произведениям А.С. Пушкина.

Слайд 1

Вводное слово учителя. Объявление темы урока: «Рисование и литература. Рисунки Пушкина»

Слайд 2

Рисование, сопровождающее писательский труд, – явление достаточно распространенное и, возможно, едва ли не закономерное для определенного типа творческой личности.
Рисунки в рукописях, например, оставили: Поль Валери, Стендаль, Кафка, Уильям Блейк, Виктор Гюго, Мериме, Жорж Санд, Анатоль Франс, Анри Мишо и многие другие зарубежные писатели и поэты.
Известны рисунки таких авторов русской литературы, как: Батюшков, Жуковский, Лермонтов, Гоголь Тургенев, Достоевский, Гумилев, Андрей Белый, Маяковский и др.

Слайд 3

Александр Сергеевич Пушкин был великим русским писателем, поэтом и, что знают немногие, художником. Пушкин-рисовальщик, помимо громадного литературного наследия, оставил человечеству не менее значимое наследие графическое. Более нескольких тысяч рисунков, из которых большинство приходится на портретные изображения и художественные наброски.

Слайд 4

На заметку:

Набросок – небольшое по размеру произведение живописи, графики или скульптуры, которое создано художником для мгновенного отображения на холсте увиденного или созданного собственным замыслом во время творческой работы. Набросок может выполняться по памяти, из воображения или с натуры. При этом чаще всего используется карандаш, что некоторым образом относит его к эскизу. Располагался набросок на листах черновых рукописей и лишь изредка на отдельных листах, в альбомах друзей, открытках и письмах.
Пушкин делал иллюстрации к своим рукописям, также Пушкин делал просто наброски и некоторые даже дарил друзьям.

Слайд 5

Пушкин думал стихами, размышлял ими – как поэт и вспоминал, анализировал, шутил и сердился рисунками и своими набросками – как художник. Слово сменялось графическим образом. Рисунки либо повторяли текст – подчеркивали его, либо вторили ему – усиливали смысл и глубину, либо отталкивались от него, давали продолжение идее.

Слайд 6

Первое упоминание о пушкинских рисунках в пушкиноведческой литературе мы встречаем у П.В.Анненкова, который заметил, что рисунки в рукописях Пушкина «обыкновенно повторяют содержание написанной пьесы, воспроизводя ее».
В последние годы исследование рисунков Пушкина по сути дела выросло в особую отрасль пушкиноведения, которая пытается нащупать некие новые пути осмысления творческого процесса, проникнуть в таинство рождения поэтического слова.

Слайд 7

«Пушкинский рисунок появлялся в творческих паузах: в малых перерывах стихописания, в минуты критической остановки, во время коротких накоплений или разрядов поэтической энергии Заминка разрешалась рисунком Чем короче были паузы – тем мимолетнее рисунки и тем меньше их. Они множились, дробились, увеличивались, когда остановка крепла Знаком капитуляции было появление и разрастание рисунков Пушкинский рисунок – дитя ассоциации, иногда близкой, иногда очень далекой, с почти разорванной связью, но он всегда укладывается в один из ассоциативных рядов, тянущихся вдоль возникающего стихотворения».
Вышеприведенное высказывание исследователя А. М. Эфроса обычно принималось за истину последующими исследователями, ни разу не было подвергнуто критике и стало своего рода штампом и излюбленной цитатой всех пишущих о пушкинском рисунке. Однако далеко не все рисунки, встречающиеся на листах с рукописным текстом, можно отнести к созданным во время творческого процесса.

Слайд 8

1899 г. в VI номере «Русского вестника» появляется статья Г. П. Георгиевского «Семь рисунков Пушкина», в которой автор отмечал: «Не так легко найти связь большинства пушкинских рисунков со словесным творчеством Пушкина, еще труднее приурочить портреты к лицам знакомых поэта Рисунки Пушкина должны стать самостоятельным предметом для изучения».

Слайд 9

Пушкин любил определение «быстрый» и часто им пользовался. Все его иллюстрации начертаны быстро, с легкостью. Поэт и сам признавался, что его рисункам часто сопутствует смятение, душевное волнение, что в такие минуты рука его чертит машинально, « забывшись».По своему расположению в рукописях Пушкина рисунки неразрывно связаны с текстом. Так же, как и стихотворения, рисунки Пушкина посвящались друзьям, какому-то событию.

Слайд 10

Рисунки Пушкина можно классифицировать следующим образом:

  • портреты, автопортреты
  • зарисовки событий
  • пейзажи и интерьерные зарисовки
  • наброски к произведениям
  • титульные листы произведений
  • перерисовки
  • отдельные детали, предметы, животные

Слайд 11

В архивах Пушкина обнаружено великое множество портретов и автопортретов.
Пушкин изображал себя по-разному: молодым юношей и пожилым человеком с лысиной на макушке, в крестьянской рубахе и в кавказской бурке. Он рисует себя то карикатурно, то серьезно, будто вглядываясь в собственное изображение.

Слайд 12

В 1820 году Александр Сергеевич на отдельном листке бумаги изобразил себя юношей с рассыпанными по плечам кудрями, а ниже – себя же, уже немолодым со скорбной складкой у рта и с поредевшими волосами. Свой последний автопортрет Пушкин нарисовал в феврале 1836 года.

Слайд 13

По утверждению С. Я. Гессена, «Портретное сходство в рисунках Пушкина обыкновенно весьма условно. За беглым наброском его можно только, с большей или меньшей долей вероятия, угадывать оригинал». Автор рецензии соглашается с тем, что пушкинскую графику изучать необходимо и «значение ее доказано А. М. Эфросом совершенно бесспорно. Но за ней должно остаться только значение дополнительных иллюстраций к тем документам, к тем письменным материалам, на которых строится творческая или политическая биография поэта. Переоценка значения пушкинской графики влечет за собой ложные и ничем не обоснованные выводы, приводя подчас к подмене документальной биографии поэта продуктами творческого воображения исследователя».

Возврат к Слайду 10 «Классификация»

Слайд 14 Зарисовки событий (по ссылке)

В пушкинских рукописях нередки вырванные страницы. Это – следы вынужденной расправы. Пушкин уничтожал «предательские» стихи и рисунки. Но если раньше казалось, что он это делал решительно, чтобы не сказать – панически, то ныне это представляется иначе. В критические минуты отечественной истории и своей биографии он действительно изымал из рукописей разные вещи, однако он совершал такие операции расчетливо. Он вырывал и вымарывал только то, что могло его выдать сразу, что было понятным и очевидным для любого глаза. То же, что ему казалось прикрытым, завуалированным, сколько-нибудь зашифрованным, он оставлял и продолжал беречь. Это относится, в частности, и к известному венгеровскому листу с виселицами, и к отдельной странице с «эскизами разных лиц, замечательных по 14 декабря 1825 года». Последним по времени основным вкладом в группу политических рисунков Пушкина были изображения казни декабристов, открытые в черновиках «Полтавы».

Возврат к Слайду 10 «Классификация»

Слайд 15

Пушкин рисовал также пейзажи.
Первый рисунок карандашом датируется 1821 г., это кишиневский пейзаж, сделанный Пушкиным из окна своей комнаты в доме Инзова. О виде, открывавшемся из этого окна, писал Н. В. Берг в 1855 г.: «. Из окон, которые принадлежали ему , самый лучший вид в городе. Место очень высоко. Вдали горы с белеющимися кое-где домиками какого-то села. Говорят, прежде, около Инзова дома был огромный сад и службы. Теперь не осталось ничего. Дом стоит отдельно, один-одинешенек, и подле него две сироты – акации. ». Эти акации и изображены как на рисунке Пушкина, так и на позднейших рисунках дома Инзова.
В 1828 году – «Осенний пейзаж» и «Лесной пейзаж». Были и другие…

Слайд 16

Пушкин рисовал героев своих произведений, делал наброски к произведениям.

Слайд 17 Зарисовки к «Сказке…»

Рисунки были сделаны в рукописях. Так, например, рисунки «Балда Бесенокъ Попъ талаконный лобъ Старый бесъ» были найдены на листе 45 сшитой жандармами тетради 2376 Б.
Они являются иллюстрациями Пушкина к его «Сказке о попе и работнике его Балде», находящейся в этой же рукописи. Сказка эта датирована самим Пушкиным 13 сентября 1831 г. Конечно, и рисунки к ней надо датировать сентябрем 1831 г., когда Пушкин с молодой женой высиживал в Царском Селе холерный карантин.
Рисунок говорит о произведении, рукопись произведения дает возможность открыть рисунок.

Слайд 18 Зарисовки к поэме «Медный всадник»

Слайд 19

В 1829 году в «Невском альманахе» печатались отдельные главы из романа «Евгений Онегин».

Вот перешедши мост Кокушкин,
Опершись…о гранит,
Сам Александр Сергеич Пушкин
С мосье Онегиным стоит.
Не удостоивая взглядом
Твердыню власти роковой,
Он к крепости стал гордо задом:
Не плюй в колодец, милый мой!

Художник А.Нотбек по предложенной Пушкиным картине сделал свой рисунок. Поэт остался недоволен рисунком. Этим рисунком, где поэт и герой стоят рядом, Пушкин хотел подчеркнуть, что Онегин это не Пушкин, а что он «добрый приятель» поэта, который говорит:

Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной…

Поэт реалистического метода изображения действительности, А.С.Пушкин «не случайно заботился, чтобы читатель не ставил знак равенства между ним и Онегиным…, а по романтической традиции, склонен был отождествлять автора с героем…»

Возврат к Слайду 10 «Классификация»

Слайд 20 «Титульные листы к произведениям»

Слайд 22

Рисунки великого поэта изучали на протяжении десятилетий многие исследователи, искусствоведы. Наброски, зарисовки, иллюстрации были размещены в хронологическом порядке, каждый рисунок снабжен краткой аннотацией, включающей в себя необходимые сведения: дату и место создания, ссылку на текст, находящийся рядом, размеры рисунка, технику исполнения и архивный шифр. В некоторых случаях рисунки прокомментированы и атрибутированы. Указывается также первое воспроизведение рисунка в печати.

На данный момент вышло 4 книги Пушкинской серии:

  1. «Адресаты лирики Пушкина»
  2. «Друзья души моей»
  3. «Быстрый карандаш»
  4. «Края Москвы, края родные».

Изучение рисунков Пушкина продолжается. Есть еще неразгаданные тайны этой стороны творческого таланта Пушкина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: