Реализм в произведении Пушкина Медный всадник

Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» была написана в 1833 году в эпоху становления реализма. В эту эпоху литература была точная, достоверная, правдивая и жизнеподобная, поэтому уже из предисловия читатель понимает, что произведение реалистическое, т.к. Пушкин описывает, что оно основано на реальных событиях: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине». Реалистический герой – обобщенный образ, типичный представитель конкретной эпохи. Евгений – бедный, заурядный, «человек, каких много».

В поэме «Медный всадник» Пушкин сообщает буйство Невы во всей сложности, что характерно для реалистического произведения:

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг как зверюга остервенясь,

На град кинулась.

Пушкин использует много эпитетов, сравнивает реку со зверем и вором. Эти средства художественной выразительности подчеркивают эмоциональное напряжение и трагичность описываемого бедствия.

Также Пушкин ослепительно и реалистично описал следующий день после наводнения, когда люди, оправившись от беды, живут своей жизнью, идут на службу, подсчитывают ущерб. Лишь Евгений не может оправиться после потрясения. Он уходит из квартиры, живет на пристани, питается тем, что подадут, и вскоре умирает.

Пушкин А — Медный всадник (чит.Д.Журавлев)

МЕДНЫЙ ВСАДНИК
Петербургская повесть

Читает Дмитрий Журавлев

Осенью 1833 года Пушкин вторично побывал в Болдино. И вновь болдинская осень была удивительно плодотворной. За шесть недель, проведенных в имении, Пушкин написал две сказки, «Историю Пугачева», множество лирических стихотворений и одно из величайших своих созданий «Медный всадник».
Поэма писалась легко. Она была готова за три недели. (Поэт начал ее девятого октября, а 31 была дописана последняя строка.) Но легкость эта была обманчивой. Ведь замы¬сел своей поэмы Пушкин вынашивал много лет. Его давно привлекала титаническая фигура Петра. Знакомясь с историей его царствования, Пушкин восторженно записывает в своем дневнике: «Петр Великий один — целая всемирная история».
Форма поэмы отливалась медленно. Пожалуй, прошло, более пяти лет с того времени (это было осенью 1828 года), когда Пушкин впервые подумал о фальконетовском «медном всаднике».
Мысль о создании поэмы была навеяна беседами с Адамом Мицкевичем в часы их прогулок по Петербургу. Петр! Россия! Петербург! Эти мысли наполняли гордостью сердце поэта, рождали грандиозные замыслы. Тема близости Петра и России — одна из главнейших в поэме. Она находит свое наиболее полное выражение во «Вступлении». Перед нами Петр — основатель Петербурга, зодчий, творец. Пожалуй, только в «Медном всаднике» с такой невиданной силой обнаружились любовь поэта к великому городу, его восторг «Петра твореньем».
По форме и мыслям, вложенным в поэму «Медный всадник», это — одно из наиболее совершенных и глубоких философских произведений Пушкина. История тесно переплетается в нем с современностью, реалистическое изобра¬жение конкретных явлений и лиц — с историческими философскими размышлениями.
Вся поэма строится на противопоставлении главных героев: Петра и одного из многих тысяч жителей Петербур¬га — мелкого дворянина Евгения. Ее кульминационным моментом является столкновение этих героев, олицетворяющих собой два различных мировоззрения. Исход их борьбы заранее предрешен всем ходом исторических событий. Носителем великих сил, несомненно является герой поэмы Пушкина – Петр. Пушкин закрывает глаза на жестокие методы, которыми Петр вводил Новое, не забывает о «железной узде», которой Петр «Россию поднял на дыбы». Но в «Медном всаднике» для поэта главное — другое. Пушкина волнует творческая энергия Петра, его гениальные устремления, его грандиозные планы. Поэтому наибольшее внимание он уделяет его созидательной деятельности. Для Пушкина «кумир на бронзовом коне» — носитель высшей государственной мудрости, деятель невиданного масштаба, человек, творящий для будущего, для потомков.
«Эта поэма,— писал о пушкинском «Медном всаднике» Белинский — апофеоза Петра Великого, самая смелая, ка¬кая могла только прийти в голову поэту, вполне достойному быть певцом великого преобразователя».

Народный артист РСФСР Дмитрий Николаевич Журавлев — один из крупнейших мастеров художественною слова. Вот уже четвертое десятилетие он с успехом выступает на многих концертных эстрадах нашей страны. Репертуар Журавлева обширен; он включает в себя произведения русской и зарубежной классики, а также стихи и прозу советских и зарубежных писателей и поэтов. Дмитрий Николаевич Журавлев — артист большой культуры, редкого сценического обаяния. Его исполнитель¬ской манере присущи яркая эмоциональность, философская углубленность, умение проникать в самую сущность авторского замысла, придавать исполняемому произведению глубоко современное звучание.
«Медный всадник» Александра Пушкина — одна из наиболее интересных и значительных работ в репертуаре чтеца.

Своеобразие жанра поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»

Подзаголовок «Медного всадника» — «Петербургская повесть» — прост и в простоте своей обманчив. В первой половине XIX века стихотворными повестями называли «байронические поэмы» или пародии на них. (Вспомним «Шильонского узника» В. А. Жуковского или «Кавказского пленника» того же А. С. Пушкина). «Пространственная привязка» означала не более чем «прописку» героев и событий по месту действия, Пушкина же сочинение во многом строится вопреки «байронической поэме», а атмосфера жизни северной столицы играет в нём не просто фоново, но глубоко смысловую роль. Попытка возвести жанровую родословную «Медного всадника» к какому-либо поэтическому виду, уже разработанному к тому времени русской литературой, вряд ли увенчается успехом. Скорее этому произведению придется искать аналогичное в прозе. Именно у неё Пушкин заимствовал разработанный до мелочей канон повести.

Судя по первой черновой рукописи «Медного всадника», пушкинское стремление как бы отдалиться от традиций и классицисткой и «байронической» поэм неслучайно. Автор внутренне сопротивлялся их тяге к героизации, к интонации воспевания кого бы то ни было:

Мне скажут может быть опять,

Зачем ничтожного Героя

Взялся я снова воспевать.

В центре внимания автора стоит «маленький человек» с его «маленькими» мечтами, заботами и проблемами. Пушкин намеренно подчёркивает его непримечательность; в не вошедших в конечный вариант произведения строках автор писал:

Как все, о деньгах думал много.

Как все, сгрустнув, курил табак,

Как все, носил мундирный фрак.

Евгений ничем не отличается от остальных жителей Петербурга, он не строит грандиозных планов, не совершает героических подвигов, он живёт обычной жизнью, тихо мечтая о семейном счастье:

Приют смиренный и простой

И в нём Парашу успокоит.

Наряду с героем меняется и образ автора: перед нами уже не всеведущий певец свершающихся событий, а доверительный повествователь, неторопливый собеседник, далёкий от обладания конечными истинами мира и потому не декларирующий их, а различающий вместе с читателями. Меняется и угол зрения на жизнь. Вместо просторного, лишенного незначительных деталей художественного пространства перед нами достоверная, до мельчайших подробностей воссоздаваемая картина совершенного бытия.

Всё это образует структурные границы стихотворной повести. Конечно, в «Медном всаднике» присутствуют и элементы исторической поэмы: Пушкин описывает реальное наводнение, произошедшее в 1803 году, в одном из эпизодов появляется «покойный царь», неназванный Александр I. Документальность отмечена в авторском «предисловии» и в «примечаниях». Но наводнение для Пушкина не просто яркий исторический факт, он взглянул на него как на своеобразный «документ» петровской эпохи. К тому же сам Петр I не появляется в поэме как исторический персонале (он «кумир на бронзовом коне» — изваяние, обожествленная статуя). Пушкин ничего не говорит и о времени его царствования. Автора более интересуют итоги деяний Петра, их роль в судьбе «маленьких людей».

В результате повествовательное начало в «Медном всаднике» оказывается гораздо активнее лирического поэмного. Вход в его мир автор открывает не торжественным вступлением, а небольшим суховатым предисловием со ссылкой на газетно-журнальные источники: происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В, Н. Верхом. Если последовать этому совету Пушкина, можно удостовериться в том, что известия эти первоначально печатались в «Северной пчеле» и принадлежали перу Фаддея Булгарина, что придаёт пушкинскому предуведомлению второй, неявно-полемический смысл, возможный только потому, что не подвиги героев, не мощное дыхание эпоса и свобода лирической стихии, а бедная, рядовая, «нормальная» жизнь, оторванная от величия истории и вместе с тем вопреки собственной воле оказавшаяся полем приложения грандиозных исторических, всечеловеческих сил, находится в центре внимания автора «Медного всадника».

Пушкинское жанровое определение как бы предупреждало, что читателю предстоит погрузиться в мир бытовых отношений «обыкновенного героя», но в недрах чиновничьего быта таится зародыш петербургского мифа, и обыденность чревата философскими обобщениями. Д. Д. Благой считает, что в «контрасте двух Петербургов» выражается глубокое осмысление Пушкиным «сложной исторической диалектики петровских преобразований». Действительно, то, что в «Медном всаднике» образ автора и образ Евгения разведены композиционно, не отождествлены (как в традиционных поэмах), даёт возможность выявить позицию автора, отношение Пушкина к неоднозначным социально-историческим характерам.

«Медный всадник» концентрировал раздумья А. С. Пушкина над итогами петровских государственных преобразований, над их историческими следствиями. Писатель пришёл к выводу, что исторически необходимое для России упрочение российской государственности не принесло счастья простым людям и потому вызвало социальные потрясения.

История россии в произведении пушкина медный всадник

Поэма была написана в Болдине осенью 1833 г. В рукописях ее начало помечено 6 октября, конец &#151 31 октября. Полностью поэма не была разрешена Николаем I к печати, и лишь ее начало Пушкин напечатал в «Библиотеке для чтения», 1834, кн. XII, под названием: «Петербург. Отрывок из поэмы» (от начала и кончая стихом «Тревожить вечный сон Петра», с пропуском четырех стихов, начиная со стиха «И перед младшею столицей»). О запрещении «Медного всадника» Пушкин писал в своем дневнике 14 декабря 1833 г. Он пробовал изменить строки, на которых остановилось внимание Николая I, но бросил исправления, не доведя их до завершения. Переделывал все эти места уже Жуковский после смерти Пушкина и напечатал поэму в томе 5 «Современника», 1837 г.

Поэма явилась результатом размышлений Пушкина об историческом значении реформ Петра и развитии новой, послепетровской России. Поэта волновала мысль о том, что поступательное движение истории вызывает жертвы в лице таких людей, как Евгений, деклассированный дворянин, обреченный на гибель всем ходом вещей. Жестокое столкновение исторической необходимости с обреченностью частной личной жизни и натолкнуло Пушкина на разработку сюжета, намеченного уже в неоконченной поэме «Езерский». Возможно, что тема наводнения и памятника Петру вызвана произведениями Мицкевича, упоминаемыми в примечаниях: «Олешкевич» и особенно «Памятник Петра Великого» («Дзяды»). В последнем стихотворении Мицкевич описывает себя с другим поэтом, в котором узнавали Пушкина, у памятника Петру, причем русский поэт в беседе с Мицкевичем так истолковывает аллегорию памятника: «Уж пьедестал готов, летит медный царь, царь-кнутодержец, в тоге римлянина, вскакивает конь на гранитную стену, останавливается на краю и вздымается на дыбы». И поэт, сравнивстатую с застывшим водопадом, заключил: «Скоро блеснет солнце свободы и западный ветер согреет эту страну: что же будет тогда с водопадом?» Отрицательному отношению Мицкевича к Петру Пушкин противопоставил свое, положительное, и в этом можно видеть полемическую цель Пушкина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector