Развитие понятия о реализме

В литературоведении по сегодняшний день для термина «реализм» не существует определенного четкого толкования. Под понятием « реализм» часто имеются в виду стиль литературы, который носит универсальный характер, ориентирующийся на осветление общественной жизни в ее объективной сущности.

Понятие реализма в литературе

Этот стиль характеризируется отображением реальности такой, какой она является на самом деле, без каких-либо эстетических наполнений и метафор.

В разные времена реализм приобретал новые творческие методы, что объясняется также непосредственным влиянием власти и исторической эпохи на литературу.

Реализм Золотого века

Впервые, реализм начал находить свое отображение в произведениях авторов Золотого века. Выдающимися образцами реализма в литературе стали произведения Л.Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Однако родоначальником его принято считать Пушкина.

Позднее творчество поэта , в частности « Борис Годунов» и « Евгений Онегин», насыщено острой проблематикой общественности того периода. Произведения М. Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя также можно отнести к реалистической подачи.

Так «Герои нашего времени» и «Мертвые души» являются не чем иным, как острой критикой социального строя и ложных жизненных приоритетов общества. (Реализм в романе «Герой нашего времени»)

Реализм Золотого века относят к категории просветительного реализма, который в первую очередь характеризуется новшеством тенденций, которые путем их приема в литературе, сказывают свое влияние на жизнь общественности в целом.

Социальный реализм в СССР

С течением времени мы можем наблюдать видоизменения реализма и новые тенденции использования его приемов литературе. Так реализм в 20х годах XX века становится неотъемлемой частью советской пропаганды в искусстве, и в литературе в частности.

К сожалению, метод, который еще в XIX веке выступал, как единственная возможность выразить свое гражданское несогласие и критическое отношение к общественной жизни, превратился в инструмент идеологического влияния на нацию в руках советского правительства.

Новая форма реализма, которая приобрела название «социальный реализм» первоначально носила рекомендательный характер, который позже перерос в обязательный. Представители социального реализма в своих произведениях подчеркивали преимущества коммунистической системы.

Реализм выражался в том, что на конкретном историческом событии — революция, свержение монархии, установление власти Советов, авторы утверждали принципы марксисткой философии. Некоторые литературные критики не относят социальный реализм к общепринятому классическому понятию реализма.

Данный прием не обладает основной особенностью реализма – объективностью. Советские коммунистические писатели смотрели на события с выгодной для власти точки зрения, и в идеологической форме преподносили их в своих произведениях.

Ярким примером социалистического реализма является творчество М.Горького, большинство произведений которого было смоделировано под общепринятую идеологическую систему общества.

Критический реализм

Как и в любом другом тоталитарном государстве, в СССР существовала группа авторов, которые выражали открытое несогласие с политикой государства. Методом критического реализма, который был присущ писателям Золотого века, продолжают пользоваться литераторы — диссиденты.

Они смотрят на политические события и на жизнь общества с объективной точки зрения. Критический реализм присущ фактически все поэтам Серебряного века.

Также он ярко выражен в романе М. Булгакова « Мастер и Маргарита» — на основе реальных исторических фактов писатель смог отобразить все недостатки как власти, так и социалистического общества.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Жанровые особенности романа Евгений Онегин: переход от романтизма к реализму
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspАвтор на страницах Евгения Онегина: воплощение идеалов Пушкина

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Реализм в литературе

Следует отметить, что 20–30-е годы XIX века не только эпоха бурного расцвета романтизма. В это же время в русской литературе развивается новое, самое могучее и плодотворное направление – реализм. «Стремление сделаться естественною, натуральною, – отмечал Белинский, – составляет смысл и душу истории литературы нашей».

Это стремление ясно обозначилось еще в XVIII в., особенно в произведениях Д. И. Фонвизина и А. Н. Радищева.

В первые десятилетия XIX в. реализм восторжествовал в баснях Крылова и бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума», проникнутой, по выражению Белинского, «глубокою истиною русской жизни».

Подлинным основоположником реализма в русской литературе явился А. С. Пушкин. Автор «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова», «Медного всадника» и «Капитанской дочки», он сумел постигнуть самую суть важнейших явлений русской действительности, которая предстала под его пером во всем многообразии, сложности, противоречивости.

Вслед за Пушкиным к реализму приходят все крупнейшие писатели первой половины XIX в. И каждый из них развивает достижения Пушкина-реалиста, добивается новых побед и успехов. В романе «Герой нашего времени» Лермонтов пошел далее своего учителя Пушкина в изображении сложной внутренней жизни человека, в углубленном анализе его душевных переживаний. Гоголь развивал критическую, обличительную сторону пушкинского реализма. В его произведениях – прежде всего в «Ревизоре» и «Мертвых душах» – быт, нравы, духовная жизнь представителей правящих классов показаны во всей их неприглядности.

Глубоко и правдиво отражая важнейшие особенности действительности, русская литература тем самым все больше отвечала интересам и чаяниям народных масс. Народный характер русской литературы сказался также и в том, что интерес к жизни и судьбе народа становился в ней все более глубоким и острым. Это ясно проявилось уже в позднем творчестве Пушкина и Лермонтова, в произведениях Гоголя, а с еще большей силой – в поэзии Кольцова и творческой деятельности писателей так называемой «натуральной школы».

Эта школа, сформировавшаяся в 40-х годах, представляла собой первое в русской литературе объединение писателей-реалистов. Это были еще молодые писатели. Сплотившись вокруг Белинского, они поставили своей задачей изображать жизнь правдиво, со всеми ее темными и мрачными сторонами. Старательно и добросовестно изучая повседневную жизнь, они открывали в своих рассказах, очерках, повестях такие стороны действительности, которых почти не знала прежняя литература: подробности быта, особенности речи, душевные переживания крестьян, мелких чиновников, обитателей петербургских «углов». Лучшие произведения писателей, связанных с «натуральной школой»: «Записки охотника» Тургенева, «Бедные люди» Достоевского, «Сорока-воровка» и «Кто виноват?» Герцена, «Обыкновенная история» Гончарова, «Деревня» и «Антон Горемыка» Григоровича (1822–1899) – подготовили расцвет реализма в русской литературе второй половины XIX в.

Источник: Детская энциклопедия. Том 11. Язык и литература. – М.: Просвещение, 1968, стр. 249.

Реализм в литературе. Характерные черты и представители направления

Реализмом принято называть направление в искусстве и литературе, представители которого стремились к реалистичному и правдивому воспроизведению действительности. Иными словами, мир изображался как типичный и простой со всеми его достоинствами и недостатками.

Общие черты реализма

Возникновение реализма

Реализм в литературе как форма художественного создания возник еще в эпоху Возрождения, развивался в эпоху Просвещения и проявил себя как самостоятельное направление только в 30-х годах 19 века. К первым реалистам в России относят великого русского поэта А.С. Пушкина (его иногда даже называют родоначальником данного течения) и не менее выдающегося писателя Н.В. Гоголя с его романом «Мертвые души». Что касается литературной критики, то в ее пределах термин «реализм» появился благодаря Д. Писареву. Именно он ввел термин в публицистику и критику. Реализм в литературе 19 века стал отличительной чертой того времени, располагая своими особенностями и характерными чертами.

Особенности литературного реализма

    Писатели в своих произведениях отображали существенные стороны действительности объективно, но вместе с тем делали это с свойственной только им высотой и истинностью личности автора.

Представители реализма в литературе многочисленны. К самым известным и выдающимся относятся такие писатели, как Стендаль, Ч. Диккенс, О. Бальзак, Л.Н. Толстой, Г. Флобер, М. Твен, Ф.М. Достоевский, Т. Манн, М. Твен, У. Фолкнер и многие другие. Все они работали над развитием творческого метода реализма и воплощали в своих произведениях самые яркие его черты в неразрывной связи со своими уникальными авторскими особенностями.

Реализм в литературе Серебряного века

В конце XIX- начале XX века продолжали плодотворно работать Л.Толстой, А.Чехов, В.Короленко, те, кто завоевал себе имя в предыдущие годы, как мастера реалистического направления отечественной литературы.

Новые тенденции в развитии реализма и как течения в в Серебряном веке, и как литературного направления проявились в творчестве М.Горького, И.Бунина, Л. Андреева, А.Куприна и др.

Для творчества М.Горького этого периода характерно смешение направлений (реализма и романтизм ). Даже реалистические произведения писателя в той или иной степени отражают черты, характерные для романтизма (необычный герой – босяк, контраст как художественный прием – «Челкаш», «Дед Архип и Ленька», «Мальва» и др.). Однако писатель постепенно отходит от изображения босяка как бунтаря, от идеализации босячества («Проходимец»). В 1899 году Горький публикует роман «Фома Гордеев», в котором показана смена поколений в буржуазной семье. Тема, характерная и для европейской литературы («Будденброки» Т.Манна). Пьесой «На дне» автор откликается на запросы современности – о смысле жизни, о правде и лжи, о назначении человека.

Угасание старого помещичьего уклада, оскудение дворянских гнезд – одна из тем прозы И.Бунина («Байбаки», «Антоновские яблоки», «Суходол»). Многие рассказы писателя посвящены быту деревни. И здесь для Бунина характерен трезвый, острый взгляд, который позволяет ему не любоваться народом или говортить о тяжелой жизни крестьян. Эго волнуют темы-проблемы: распад крестьянской семьи, косность, патриархальность, жизнь, подчас лишенная смысла («Деревня», «Танька», «Перевал», «На хуторе»).

Новые темы вносит в литературу Серебряного века А.Куприн . Как известно, писатель опробовал множество профессий, поэтому его рассказы так полны правдой жизни. Это и тема бесчеловечности буржуазного миропорядка («Молох»), жизнь цирковых артистов («В цирке», «Дурной каламбур»), лишенная смысла жизнь армейских офицеров («Поединок»), трагическая сила любви, которая выше окружающего мира («Олеся»).

Жестокости и мерзости жизни противопоставлены прекрасные человеческие характеры, красота простых человеческий чувств и отношений («Гамбринус», «Листригоны»). Любовь и социальное неравенство по-новому раскрыты в повести «Гранатовый браслет».

Тема преображения человека, проявления в нем лучших качеств, осознания себя личностью звучит во многих произведениях Л.Андреева. Его ранние рассказы часто называют «святочными», т.е. при реалистичном содержании в рассказах Андреева происходит чудо человеческого преображения («Баргамот и Гераська»), что обогащает реализм как течением Серебряного века. Простой, на первый взгляд, сюжет рассказа «Петька на даче» (приезд подростка-мастерового на дачу к хозяевам матери) отчасти объясняет события 1917 года – бездну в социальном плане между хозяевами жизни и тех, кто на них работает. Рассказ «Жизнь Василия Фивейского» — мятеж против нелепо устроенной человеческой жизни, которая обрекает людей на утраты и страдания. Ужас войны показан в рассказе «Красный смех». Знаменитый «Рассказ о семи повешенных» позволяет автору не только исследовать тему неминуемой смерти, ожидания казни, не только осудить судебную систему, но и отрицательно вы сказаться против терроризма как такового, потому что ужас смерти есть не только у тех, кого собирались убить, но и у того, кто собирался убить

Помимо названных авторов, широко известными в реализме Серебряного века были произведения Б.Зайцева, В.Вересаева, П.Боборыкина, Н.Гарина-Михайловского, И.Шмелева, Н.Телешова и др.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: