Реферат на тему: Вольнолюбивая лирика Пушкина

Реферат на тему: Вольнолюбивая лирика Пушкина

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Вольнолюбивая лирика Пушкина ПЛАН РЕФЕРАТА IЦель работы. II 1 Южная ссылка. 2. Отказ от романтизма, развитие реализма в лирике Пушкина. 3. Анализ стихотворений, написанных после Декабристского восстания. III Глубокое философское осмысление свободы Пушкиным. Передо мною лежит замечательная книга «Ваш Пушкин», написанная под редакцией Николая Скатова. В ней, главным образом, повествуется о жизни Александра Сергеевича и опубликованы его произведения. Большое впечатление на меня произвела статья, где описывается жизнь Пушкина в ссылке. Для того, чтобы лучше понять мироощущение Александра Сергеевича в этот тяжелый для него период, необходимо проанализировать написанные им вольнолюбивые стихотворения, что я и хочу изложить в своем реферате. Пушкина надо сослать в Сибирь» — негодовал Александр I. Разумеется, императора, возглавившего заговор против отца, болезненно задел намек об этом в «Вольности». И все же его в большей степени возмущало не это, а такие стихи, как «Сказки» и «К Чаадаеву». Формально то, что мы называем южной ссылкой, значилось служебным перемещением. Но по сути это была именно ссылка: Пушкина удаляли из столицы, отправляли под надзор. Он уехал из Петербурга в мае 1820 года — чтобы вернуться в 1826. На 5 лет он оказался исключен не только из светской жизни столицы, но и во многом из жизни литературных кружков и сообществ. Служебными обязанностями чиновник Пушкин перегружен не был, но эта была только относительная свобода. Поэт Пушкин ощущал себя изгнанником — и это не могло не сказаться в его творчестве. Впервые в 1821 году в радостном, светлом мироощущении Пушкина звучит трагическая нота, появляются мотивы пустоты и одиночества. Однако не следует забывать, что 1820-22 годы — расцвет романтизма в творчестве поэта, а самоощущение романтика слагается из чувств одиночества, преждевременной старости души, борьбы с враждебным миром и собственной «судьбой жестокой» Стихотворение 1824 года «К Морю» завершает романтический период пушкинского творчества. Оно как бы стоит «на стыке» двух периодов, так как в нем присутствуют и романтические образы, и черты реализма. Это прощание и с реальным Черным морем, с которым расстается поэт (в 1824 году Пушкина высылают из Одессы в Михайловское, под надзор родного отца), и с морем как романтическим символом абсолютной свободы, и с самим романтизмом, и с собственной юностью. События 14 декабря 1825 года стали для Пушкина, как и для большинства мыслящих людей его поколения, тем рубежом, который разделил историю России на «до» и «после», трагически завершил период либеральных надежд, ознаменовавших все царствование Александра 1. В стихотворении 1827 года «Арион» Пушкин подводит итог духовным исканиям декабристов, всей их деятельности, оценивает их дело. В аллегорической форме воссоздает он события недавнего прошлого: Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали На руль склонясь, наш кормщик умный В молчании правил грузный челн; А я — беспечной веры полн — Пловцам я пел. Каждый герой этого стихотворения занят своим, важным делом, и задача певца — петь пловцам, нести Слово о них. Именно поэтому закономерным кажется таинственное спасение певца.

Имитация великих образцов далеко не всегда удавалась Брюсову, далекому от пушкинской ясности. Тем не менее ясность, гуманность, гражданственность лирики Пушкина благотворно влияли на творчество поэта нового века в целом. Через Пушкина Брюсов воспринял и продолжил многие черты гражданской поэзии начала XIX столетия: вольнолюбивую окраску образов славянской древности и республиканской античности, революционную символику. К фразеологии и стилистике пушкинской «Деревни» и рылеевских «Дум» близки славянизмы политической лирики Брюсова: «Когда вы под ярмом клонили молча выи», «Прими доспех на рамена», «Се высшей истины черед»; в русле той же традиции тираноборец Гармодий и суровый Брут («Знакомая песнь»). Обращение Брюсова к Пушкину немедленно отметил такой чуткий критик, как Блок, писавший в рецензии на «Stephanos» («Венок», 1906): «Ясно, что он рукоположен Пушкиным, это поэт пушкинской плеяды».[762] Другим русским поэтом, неизменно привлекавшим Брюсова и как ученого, и как художника, был Тютчев. Брюсов написал первую научную биографию Тютчева, полемически направленную против славянофильской легенды, окружавшей личность поэта

Черты романтизма и реализма в лирике А.С.Пушкина

Романтизм и реализм как направления в литературе

  1. Характеристика романтизма как литературного
    направления XVIII — начало XIX века. Этапы развития русского романтизма. Его особенности
  2. Характеристика реализма как литературного направления XIX — начало XIX века

Развитие романтизма в лирике А.С.Пушкина

В творчестве поэта это развитие традиций позднего Г.Р.Державина, H.М.Карамзина, романтических исканий В.А.Жуковского и К.Н. Батюшкова.

  • Эпикурейские мотивы. Радостное упоение жизнью
  • акцентирование внимания на душевных переживаниях романтического героя:
  • появление свободолюбивых мотивов в лирике.

2. Петербургский и михайловский периоды:

  • творчество поэта приобретает характер исповеди,
  • элегия — как способ реализации романтических идей:
  • противоречивость любовных переживаний.
  • тема свободы начинает превалировать, основными становятся нравственные проблемы общества, возникшие в результате революционных преобразований в Европе:
  • осознание бесплодности иллюзий и мечтаний,взгляд на мир глазами скептика, разуверившегося в изменении общества, разочарование в высоких
    чувствах и надеждах:
  • прощание с романтизмом:

Отражение реалистических тенденций в лирике поэта

1. Реалистическое видение мира в его естественном
развитии:

«Разговор книгопродавца с поэтом», «Зимний вечер».

2. Преодоление мировоззренческого кризиса, определение новых задач поэзии — «глаголом жечь сердца людей»:

3. Новая творческая задача: глубокое осознание объективной реальности, необходимости изображения жизни во всей ее сложности, в ее развитии и противоречии

Вольнолюбивая лирика Пушкина — (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

Вольнолюбивая лирика Пушкина
ПЛАН РЕФЕРАТА
I Цель работы.
II 1 Южная ссылка.

2. Отказ от романтизма, развитие реализма в лирике Пушкина. 3. Анализ стихотворений, написанных после Декабристского восстания. III Глубокое философское осмысление свободы Пушкиным.

Передо мною лежит замечательная книга «Ваш Пушкин», написанная под редакцией Николая Скатова. В ней, главным образом, повествуется о жизни Александра Сергеевича и опубликованы его произведения. Большое впечатление на меня произвела статья, где описывается жизнь Пушкина в ссылке. Для того, чтобы лучше понять мироощущение Александра Сергеевича в этот тяжелый для него период, необходимо проанализировать написанные им вольнолюбивые стихотворения, что я и хочу изложить в своем реферате.

Пушкина надо сослать в Сибирь» — негодовал Александр I. Разумеется, императора, возглавившего заговор против отца, болезненно задел намек об этом в «Вольности». И все же его в большей степени возмущало не это, а такие стихи, как «Сказки» и «К Чаадаеву».

Формально то, что мы называем южной ссылкой, значилось служебным перемещением. Но по сути это была именно ссылка: Пушкина удаляли из столицы, отправляли под надзор. Он уехал из Петербурга в мае 1820 года — чтобы вернуться в 1826. На 5 лет он оказался исключен не только из светской жизни столицы, но и во многом из жизни литературных кружков и сообществ. Служебными обязанностями чиновник Пушкин перегружен не был, но эта была только относительная свобода. Поэт Пушкин ощущал себя изгнанником — и это не могло не сказаться в его творчестве. Впервые в 1821 году в радостном, светлом мироощущении Пушкина звучит трагическая нота, появляются мотивы пустоты и одиночества. Однако не следует забывать, что 1820-22 годы — расцвет романтизма в творчестве поэта, а самоощущение романтика слагается из чувств одиночества, преждевременной старости души, борьбы с враждебным миром и собственной «судьбой жестокой»…

Стихотворение 1824 года «К Морю» завершает романтический период пушкинского творчества. Оно как бы стоит «на стыке» двух периодов, так как в нем присутствуют и романтические образы, и черты реализма. Это прощание и с реальным Черным морем, с которым расстается поэт (в 1824 году Пушкина высылают из Одессы в Михайловское, под надзор родного отца), и с морем как романтическим символом абсолютной свободы, и с самим романтизмом, и с собственной юностью. События 14 декабря 1825 года стали для Пушкина, как и для большинства мыслящих людей его поколения, тем рубежом, который разделил историю России на «до» и «после», трагически завершил период либеральных надежд, ознаменовавших все царствование Александра 1. В стихотворении 1827 года «Арион» Пушкин подводит итог духовным исканиям декабристов, всей их деятельности, оценивает их дело. В аллегорической форме воссоздает он события недавнего прошлого: Нас было много на челне;

Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчании правил грузный челн;
А я — беспечной веры полн
Пловцам я пел.

Каждый герой этого стихотворения занят своим, важным делом, и задача певца петь пловцам, нести Слово о них. Именно поэтому закономерным кажется таинственное спасение певца. Дело этих людей живо, пока певец не изменил себе: Я гимны прежние пою.

Утверждение верности прежним идеалам и друзьям звучит в послании «Во глубине сибирских руд». Философское понимание свободы не уводит Пушкина от «прежних гимнов», от былых идеалов. Оно лишь помогает более глубоко осознать жизнь. Пришло понимание, что свободу никому нельзя принести в дар, как мечталось в юности, что свобода начинается с постоянной духовной работы; и ни о какой политической свободе нельзя говорить, пока не обретено духовное освобождение. Глубокое философское осмысление свободы дано в стихотворении 1828 года «Анчар». В первой же строфе «Анчара» возникает образ «часового». Часовой стоит на границе, охраняет один мир от другого, особого мира, мира Анчара. Это мир абстрактного зла, ибо яд Анчара изливается вовне не из мести, а от его переизбытка: «Яд каплет сквозь его кору».

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет.

Тигр — воплощение жестокости; но это жестокость оправданная, понятная: он разрывает жертву и поедает ее, но он убивает оттого, что голоден. Зло Анчара именно абстрактное зло, страшное своею беспричинностью. По сути, привычному человеческому миру противостоит антимир. Стихотворение построено на антитезе: первая его часть о самом «древе яда» отчетливо противопоставлена второй, сюжетной, которая начинается с подчеркнутого противопоставления: Но человека человек…

В этой строчке намеренно убраны сословные перегородки: ведь перед лицом «антимира» и господин, и слуга прежде всего — люди, которые должны бы вместе противостоять злу, идущему извне. И сила зла, сила Анчара именно в том, что перед ним не люди, а хозяева и рабы. Одного лишь «властного взгляда» достаточно рабу, чтобы пойти на смерть и за смертью. Мы привыкли сочувствовать рабам и проклинать угнетателей. Есть ли сочувствие к рабу у Пушкина? Нет, «бедный раб», покорный взгляду царя и умирающий » ног непобедимого владыки» вызывает скорее презрение. Он так же отвратителен поэту, как и его господин, ибо смирение раба есть клеймо его духовного рабства; как и чувство вседозволенности, руководящее «владыкой». Духовная свобода не имеет ничего общего ни со вседозволенностью, ни с безволием. Так, через духовное рабство, входит в мир людей яд Анчара: А царь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

Свобода в понимании Пушкина обретает абсолютное значение. Она превышает по значимости все сущее в мире: «На свете счастья нет, но есть покой и воля».

Ваш Пушкин. Собрание сочинений в одном томе под ред. Н. Н. Скатова, Е. А. Богатырева и др. М. , издательский центр «Классика», 1999.

А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 2-х томах. М. , издательский центр «Классика», 1999.

Вольнолюбивая лирика Пушкина

Вольнолюбивая лирика Пушкина ПЛАН РЕФЕРАТА IЦель работы. II 1 Южная ссылка. 2. Отказ от романтизма, развитие реализма в лирике Пушкина. 3. Анализ стихотворений, написанных после Декабристского восстания. III Глубокое философское осмысление свободы Пушкиным. Передо мною лежит замечательная книга «Ваш Пушкин», написанная под редакцией Николая Скатова. В ней, главным образом, повествуется о жизни Александра Сергеевича и опубликованы его произведения. Большое впечатление на меня произвела статья, где описывается жизнь Пушкина в ссылке. Для того, чтобы лучше понять мироощущение Александра Сергеевича в этот тяжелый для него период, необходимо проанализировать написанные им вольнолюбивые стихотворения, что я и хочу изложить в своем реферате. Пушкина надо сослать в Сибирь» — негодовал Александр I. Разумеется, императора, возглавившего заговор против отца, болезненно задел намек об этом в «Вольности». И все же его в большей степени возмущало не это, а такие стихи, как «Сказки» и «К Чаадаеву». Формально то, что мы называем южной ссылкой, значилось служебным перемещением. Но по сути это была именно ссылка: Пушкина удаляли из столицы, отправляли под надзор. Он уехал из Петербурга в мае 1820 года — чтобы вернуться в 1826. На 5 лет он оказался исключен не только из светской жизни столицы, но и во многом из жизни литературных кружков и сообществ. Служебными обязанностями чиновник Пушкин перегружен не был, но эта была только относительная свобода. Поэт Пушкин ощущал себя изгнанником — и это не могло не сказаться в его творчестве. Впервые в 1821 году в радостном, светлом мироощущении Пушкина звучит трагическая нота, появляются мотивы пустоты и одиночества. Однако не следует забывать, что 1820-22 годы — расцвет романтизма в творчестве поэта, а самоощущение романтика слагается из чувств одиночества, преждевременной старости души, борьбы с враждебным миром и собственной «судьбой жестокой» Стихотворение 1824 года «К Морю» завершает романтический период пушкинского творчества. Оно как бы стоит «на стыке» двух периодов, так как в нем присутствуют и романтические образы, и черты реализма. Это прощание и с реальным Черным морем, с которым расстается поэт (в 1824 году Пушкина высылают из Одессы в Михайловское, под надзор родного отца), и с морем как романтическим символом абсолютной свободы, и с самим романтизмом, и с собственной юностью. События 14 декабря 1825 года стали для Пушкина, как и для большинства мыслящих людей его поколения, тем рубежом, который разделил историю России на «до» и «после», трагически завершил период либеральных надежд, ознаменовавших все царствование Александра 1. В стихотворении 1827 года «Арион» Пушкин подводит итог духовным исканиям декабристов, всей их деятельности, оценивает их дело. В аллегорической форме воссоздает он события недавнего прошлого: Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали На руль склонясь, наш кормщик умный В молчании правил грузный челн; А я — беспечной веры полн — Пловцам я пел. Каждый герой этого стихотворения занят своим, важным делом, и задача певца — петь пловцам, нести Слово о них.

Именно поэтому закономерным кажется таинственное спасение певца. Дело этих людей живо, пока певец не изменил себе: Я гимны прежние пою. Утверждение верности прежним идеалам и друзьям звучит в послании «Во глубине сибирских руд». Философское понимание свободы не уводит Пушкина от «прежних гимнов», от былых идеалов. Оно лишь помогает более глубоко осознать жизнь. Пришло понимание, что свободу никому нельзя принести в дар, как мечталось в юности, что свобода начинается с постоянной духовной работы; и ни о какой политической свободе нельзя говорить, пока не обретено духовное освобождение. Глубокое философское осмысление свободы дано в стихотворении 1828 года «Анчар». В первой же строфе «Анчара» возникает образ «часового». Часовой стоит на границе, охраняет один мир от другого, особого мира, мира Анчара. Это мир абстрактного зла, ибо яд Анчара изливается вовне не из мести, а от его переизбытка: «Яд каплет сквозь его кору». К нему и птица не летит, И тигр нейдет. Тигр — воплощение жестокости; но это жестокость оправданная, понятная: он разрывает жертву и поедает ее, но он убивает оттого, что голоден. Зло Анчара — именно абстрактное зло, страшное своею беспричинностью. По сути, привычному человеческому миру противостоит антимир. Стихотворение построено на антитезе: первая его часть о самом «древе яда» отчетливо противопоставлена второй, сюжетной, которая начинается с подчеркнутого противопоставления: Но человека человек В этой строчке намеренно убраны сословные перегородки: ведь перед лицом «антимира» и господин, и слуга прежде всего — люди, которые должны бы вместе противостоять злу, идущему извне. И сила зла, сила Анчара именно в том, что перед ним не люди, а хозяева и рабы. Одного лишь «властного взгляда» достаточно рабу, чтобы пойти на смерть и за смертью. Мы привыкли сочувствовать рабам и проклинать угнетателей. Есть ли сочувствие к рабу у Пушкина? Нет, «бедный раб», покорный взгляду царя и умирающий » ног непобедимого владыки» вызывает скорее презрение. Он так же отвратителен поэту, как и его господин, ибо смирение раба есть клеймо его духовного рабства; как и чувство вседозволенности, руководящее «владыкой». Духовная свобода не имеет ничего общего ни со вседозволенностью, ни с безволием. Так, через духовное рабство, входит в мир людей яд Анчара: А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы. Свобода в понимании Пушкина обретает абсолютное значение. Она превышает по значимости все сущее в мире: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Библиография Ваш Пушкин. Собрание сочинений в одном томе под ред. Н.Н.Скатова, Е.А. Богатырева и др. М., издательский центр «Классика», 1999. А.С.Пушкин. Полное собрание сочинений в 2-х томах. М., издательский центр «Классика», 1999.

Гармонические стихи обвивают твое сердце, как нежная возлюбленная, образ смело обнимает тебя, в то время как мысль тебя целует». Строки эти можно, может быть с еще большим правом, отнести к лирике Пушкина. Пушкин явил России и миру образец такого эстетического освоения действительности, когда, по выражению Маркса, «чувства стали теоретиками». Маркс употребил это выражение, размышляя о духовном богатстве человека будущего, о полном развитии и гармонии его способностей к теоретическому и художественному постижению мира, по законам логики и по законам красоты. Законы красоты непременно включают в себя законы логики. Прекрасное это и Истинное и Доброе вместе. В этом-то и кроется причина того, почему поэзия может оказывать такое могучее воздействие на общество. В Пушкине вообще удивительно то, как рано, еще на лицейской скамье, осознал он, сколь велико общественное призвание поэзии, сколь богаты, не раскрыты еще возможности поэзии в ее воздействии на общество. В лице Пушкина поэзия впервые явилась выразителем и возбудителем общественного мнения в России, воспитателем художественного, эстетического вкуса общества

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: