Разработка урока по литературе: Загадка композиции — Повестей Белкина — А

Цель урока — выявить композиционные особенности «Повестей Белкина» А.С. Пушкина .

  • Развивающая — развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.
  • Обучающая — развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.
  • Воспитывающая — воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.

Оборудование урока — слайд-презентация, тексты произведения, литературоведческие статьи.

Методические приемы — анализ текста, постановка проблемных вопросов, поиск ответов в проблемных группах.

ЭПИГРАФЫ К УРОКУ:

  • «Повести Белкина» — это «драгоценный памятник благородного образа мыслей и трогательного дружества» А.С. Пушкин.
  • «Пушкин…унес с собою…великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем». Ф.М. Достоевский.
  • «Повести Белкина — одна из вершин русской философской прозы.
  • «Вы не поверите, что я с восторгом, давно уже мною не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в 7 раз в своей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. На меня это новое изучение произвело сильное действие». Л. Н.Толстой.

— Ребята, сегодня у нас проблемный урок по «Повестям Белкина» А.С. Пушкина. Работать будем в проблемных группах, поэтому у вас будет преимущество коллективного содружества и коллективного мышления. Работая, вы можете опираться на предыдущие знания, использовать записи в тетрадях, обращаться к тексту, находить ответы в литературоведческих источниках. Важно наше приближение к истине.

На фоне музыки Свиридова «Метель» и слайд — презентации звучит слово учителя:

На протяжении нескольких уроков, изучая «Повести Белкина» А.С. Пушкина, мы убедились, что не так просты эти повести, в них что-то есть такое, что открывается лишь вдумчивому читателю. А.Ахматова видела в них грозные вопросы морали, и это уже говорит о философской прозе, о постановке главных проблем человеческого бытия. Мы убедились в том, что Пушкин создал совершенно необычную прозу: короткий рассказ с занимательным сюжетом, своего рода картинки жизни, за которыми умному, поверившему без оглядки в прочитанное, предстояло разобраться, открыть важнейшие вопросы человеческой жизни, познать ее философию.

Сегодня хотелось бы, чтобы мы все вместе сделали открытие, провели вместе с литературоведами небольшое исследование : в чем состоит загадка композиции цикла «Повестей Белкина» А.С. Пушкина.

Обратимся к подсказке С.Г. Бочарова (написано на экране) —

«Это не случайный набор произведений, а цикл, части которого связаны друг с другом. Повести возникали как связанные взаимно, одна с другой, словно части естественного, тяготеющие к единству».

Вопрос учителя к обучающимся

— Какие вы могли бы поставить вопросы по композиции данного цикла? Идет обсуждение в группах, затем следуют примерно следующие вопросы:

-Почему все эти повести объединены в цикл?

-Есть ли что-то общее в элементах композиции повестей данного цикла?

-Почему повести расположены именно в такой последовательности?

Почему их 5, а не 6 или 7 , например:

-Как образ Белкина объединяет все эти повести?

-Есть ли что-то общее в элементах композиции?

Оказывается, Пушкин написал свои повести не в той последовательности, в какой потом расположил их. Вам предлагается провести исследование : выяснить, зачем Пушкину понадобилось расположить повести, формируя сборник, не в том порядке, в каком они были написаны? Работая, проследите за особенностями экспозиции, завязки, расстановки действующих лиц, особенностями сюжетов, конфликтов, кульминаций, развязок повестей. Проверьте это в тексте, обратитесь за помощью к литературоведческим источникам тоже.

Учащиеся работают в группах 7-10 минут, затем следуют примерные ответы каждой группы.

1 группа: мы обнаружили, что между некоторыми повестями существует связь. Например, рассмотрим повести » Метель» и «Барышня — крестьянка». Их роднит композиция, расстановка образов сюжет, а именно. и в том, и в другом произведениях появляется молодой человек, военный, смущающий покой юной красавицы, в обеих повестях существует загадка, способствующая закручиванию интриги и приводящая в конце произведения к объяснению героев и счастливому финалу. Также во вступлении к повестям сам автор указывает, что эти две повести были рассказаны г. Белкину одним человеком, некой девицей.

2 группа: мы обнаружили общее в двух других повестях, а именно, в повести «Выстрел» и «Станционный смотритель». Здесь общие временные паузы, отделяющие важные части рассказа. Случайность, с которой всплывает конец рассказа, множественность рассказчиков.

В «Выстреле» автор конкретно указывает время, прошедшее с начала истории и до ее конца- более 10 лет. В «Станционном смотрителе» автор не указывает определенных дат. Но мы прекрасно понимаем, что описывается не менее чем десятилетняя жизненная история Дунечки, с которой мы встречаемся впервые, когда ей 14, а расстаемся, когда ее отец уже умер. А она стала взрослой, имеющей детей женщиной. Общей является и необычность развязок : в «Станционном смотрителе» рассказчик случайно от деревенского мальчишки узнает окончание грустной истории. В «Выстреле» рассказчик опять- таки случайно обнаруживает , что он и есть обидчик Сильвио и узнает о драматическом завершении конфликта. И остается только в центре цикла единственная, ни с чем не связанная повесть «Гробовщик», которую, выходит , он замкнул двумя пересекающимися повестями, он как бы отсек две последующие повести и сделал их первыми. Выходит, в основе композиции лежит принцип симметрии, значит, Пушкину было важно представить читателям не разрозненную группу произведений, а единое художественное целое. Также следует отметить остроту сюжета данных повестей, постепенное нарастание драматического напряжения. Тайны. Разъясняющиеся к концу, неожиданные, но глубоко оправданные, мотивированные развязки.

Вопрос учителя: почему это цикл? Вы ведь такой вопрос поставили перед собой , проведите исследование по данной проблеме.

Учащиеся работают в группах в течение 5-7 минут.

Ответы учащихся : повести объединены в цикл еще и потому, что есть общий рассказчик -г. Белкин. Вообще, в «Выстреле» рассказчиков 3 -это сам Белкин, Сильвио и граф.

В «Станционном смотрителе» — Белкин, смотритель и мальчишка. Но все повести объединяет один рассказчик.

С самого начала автор заявил, что читатель будет знакомиться с реальными событиями, имеющими место в повседневной жизни. Он добивался нетрадиционного отношения читателей к своей прозе, псевдоним помог устранить ему влияние своего имени на психологию читателя. Но в любой повести Пушкин старался обнаружить голос рассказчика, показать его причастность к событиям, доказать истинность происходящего. Намеренно сниженный , предельно простодушный образ Белкина, а также подробности его деревенской жизни призваны убедить читателя в полной достоверности происходящего. В литературоведении сохраняется интерес и споры к образу рассказчика и по сей день. Легкая мистификация очень удалась Пушкину, считают литературоведы. До А.Григорьева видели в этом образе лишь известный литературный прием маскировки подлинного авторства, заимствованный из европейской литературы. Григорьев высказал мысль, что Белкин является прозаическим отрицанием тревожившего поэта блестящего, страстного типа (Алеко, Сильвио, Онегин), говорил о белкинском процессе пушкинской натуры как об отрицательном явлении, об обмещанивании, то есть он первым попытался объяснить появление Белкина в творчестве Пушкина. Впоследствии появился ряд вопросов, составляющих проблему Белкина в пушкиноведении. Как-то: создавались ли повести как «Повести Белкина» или были ему только ему приписаны задним числом? Связан ли сам Белкин со всеми повестями необходимой внутренней связью или эта связь внешняя и случайная?

Современные литературоведы продолжают обращаться к образу Белкина, ищут новые подтверждения своим загадкам.

Очень интересна, на наш взгляд, концепция С.Бочарова :

«Рассказчик — это не Пушкин и не Белкин, это словно сама олицетворенная проза, ее собственное лицо». Также Бочаров считает, что в повестях Пушкин смиряет себя. Подчиняет свое авторское к новому голосу, олицетворяющему реальный мир.

Похожую точку зрения высказал друг Пушкина Вяземский : «Рассказ везде живой, но обдуманный и спокойный, может быть, слишком спокойный. Сдается, что Пушкин сторожил себя наложенною на себя трезвостью. Он будто силился отключить от себя и малейшее подозрение в употреблении поэтического напитка.

Вопрос учителя: какое влияние оказала западноевропейская литература на композицию, сюжет цикла повестей? Проведите исследование по данному вопросу.

Ответы учащихся после обсуждения в группах . Учащиеся обращаются к тексту, литературоведческим статьям.

Сделаны следующие открытия учащимися:

Пережив южную и Михайловскую ссылки, Пушкин стал уходить от романтизма и нередко подшучивать над этим течением и его сторонниками в своих произведениях. Достаточно вспомнить его шуточные замечания в романе «Евгений Онегин». В повестях Пушкин также отдает дань вышучиванию романтических штампов.

В основе каждой повести, если внимательно присмотреться, какой- то романтический, часто западноевропейский сюжет, который поэт обыгрывает на свой лад — снимает романтический лоск, придумывает вполне реальную жизненную концовку.

В » Выстреле» обыгрывается мотив кровной мести, но конфликт разрешается благополучно , счастливыми в конце повести оказываются герои, которые предпочли реальную обыденную жизнь пустому вынашиванию злобных планов.

В «Метели» влюбленные, не понятые своими родными, решают бежать. Но им мешает обычная непогода, потом смерть героя, казалось бы, должна была заставить героиню остаться одинокой. Но героиня находит свое счастье с другим, а тайное венчание, которое должно было повлечь за собой невыносимые страдания, приводит только к удачной развязке.

В «Гробовщике» очень типичный романтический герой В. Скотта и Шекспира. Пушкин рисует необычную ситуацию : к гробовщику приходят те , ради кого он трудится. Но в конце повести мы узнаем, что не было ничего ужасающе вызывающего в видениях героя, просто он выпил лишнего в гостях у стекольщика.

В «Станционном смотрителе» также очень типичная ситуация для западноевропейских сюжетов. Красивую девушку сманивает проезжий гусар. Исходя из логики развития романтического произведения, она должна была бы погибнуть. Но все происходит наоборот. Здесь трансформируется легенда о блудном сыне, представленная в немецких картинках на стене дома станционного смотрителя, не оживает в реальности.

В «Барышне- крестьянке» враждуют 2 семейства. И следуя романтической традиции, двое влюбленных не могли быть вместе, но в финале у Пушкина они вместе — и их ждет долгая семейная и счастливая жизнь.

Ученик — что- то еще их объединяет, какая-то общая философская мысль…

Учитель — да, действительно, и это, пожалуй, основное, что объединяет эти повести в единое целое. Попробуйте проследить философскую мысль Пушкина.

Учащиеся работают в группах 5-7 минут , затем следует ответ:

Мы обнаружили, что повести расположены по принципу градации — от повести к повести Пушкин ведет нас к своему идеалу, к которому он так стремился и в жизни, и в литературе. Давайте это проследим и выслушаем наши аргументы.

В «Выстреле» дано пустое, мелкое существование, здесь вся жизнь человека была подчинена жажде мести. Мы вместе с Пушкиным в недоумении : зачем была дана человеку жизнь?

В «Метели» герои следуют духу судьбы, доверяются Божьему промыслу. Это уже движение вверх, здесь нет места пустому существованию человека, но и активной позиции человека тоже нет.

В «Гробовщике», кажется, живая жизнь навсегда вытеснена смертью, но после кошмарного сна для гробовщика наступает пробуждение от власти денег, власти смерти. Способность избавиться от собственных пороков- это уже более высокая ступень в развитии человека.

В «Станционном смотрителе» Пушкин выносит суровый приговор уродливым социальным отношениям, которые разрушают живую жизнь, но которая все равно пробивается в любви главного героя к дочери, к чужим детям, ее обретает в конце концов и героиня.

В этой повести Пушкин от личных проблем переходит к социальным — и выносит им свой суровый приговор. Это уже движение от личного к социальному.

В «Барышне- крестьянке» наконец побеждены все предрассудки — и личные, и социальные — это уже прорыв в мир идеала, торжество живой жизни, к которой так стремился Пушкин.

Заключительное слово учителя

Обнимая весь мир человеческих отношений, не чуждаясь показывать темные стороны человеческой жизни, Пушкин, художник идеала, звал людей к идеалу: посмотрите, сколько у нас благородных, прекрасных героев! Гоголь сказал о нем :» Это русский человек в его развитии, в каком он , может быть, явится через 200 лет»

Этот срок близится к концу, а Пушкин и его герои по — прежнему являются недостижимыми образцами русского человека. Наш национальный гений и здесь оставил нам великую тайну, которую предстоит разгадывать.

«Пушкин…унес с собою…великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем», — Ф.М. Достоевский.

Пушкину были открыты тайны человеческой жизни, тайны космоса.

Домашнее задание: подготовиться к выполнению теста по творчеству А.С.Пушкина.

Приложение к уроку: «Загадка композиции «Повестей Белкина» А. С. Пушкина»

Разработка урока по литературе: «Загадка композиции «Повестей Белкина» А.С. Пушкина».

Опубликовано 29.03.2009 г.

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам — большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Все школьные сочинения по литературе

Пушкин «Повести Белкина» — сочинение

«Повести Белкина» сочинение.

Александр Пушкин — непревзойденный мастер поэзии и прозы. В 1831 году он написал цикл произведений «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Считается, что из-за отсутствия опыта написания городской прозы, писатель решил опубликовать повести анонимно, написав их от имени несуществующего Белкина.

Цикл составляют пять произведений: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка». Все повести составляют единое художественное целое, автор неслучайно объединил их в сборник. Структура сборника довольно сложная. В каждом произведении есть свой рассказчик, принадлежащий к определенной социально-культурной группе, глазами которого мы и видим происходящее.

Повествования рассказчиков собрал и объединил Белкин, а некий Издатель оценивает его собрание.

В цикле, как на ладони, представлены все социальные прослойки русского общества в лице их типичных представителей. Сюжеты повестей характерны для романтической прозы и являются своеобразной пародией на романтическую литературу. А. Пушкин не наделяет героев выдающимися индивидуальными особенностями, как персонажей других своих произведений. Автор внедряет героев в ситуации, так или иначе связанные с любовью. Сюжеты разворачиваются на фоне либо влюбленных героев, либо жаждущих влюбиться. Писатель иронизирует по поводу романтичных мечтаний персонажей, противопоставляя им окружающую действительность с ее реальными переживаниями.

Две первые повести — «Выстрел» и «Метель» — описывают романтические веяния, царившие среди дворянства 20-х гг., а также помещичью жизнь в военные годы. В «Выстреле» писатель задается вопросом — имеет ли человек право распоряжаться жизнью других. Автор размышляет над модным в те времена явлением — дуэлью, участие в которой считалось поистине романтическим поступком. А. Пушкин дает однозначный ответ на поставленный вопрос — человек не может вершить судьбы других, поэтому его герой выбирает прощение.

В «Метели» писатель размышляет над жизненным предназначением человека. А. Пушкин высказывает идею о том, что у каждого есть своя судьба, которой невозможно избежать. Судьба Владимира сложилась так, что обыкновенное природное явление — метель — оказало роковое влияние на ход всей его дальнейшей жизни. Для другой героини повести метель стала подарком судьбы, ведь она развела ее с одним мужчиной, но свела с другим, позволив обрести настоящую любовь.

Повесть «Гробовщик» окунает читателя в жизнь мелких ремесленников и торгашей.

Деньги для этих людей — единственная ценность. Главный герой Адриан Прохоров работает гробовщиком. Его абсолютно не интересует, какими людьми раньше были его клиенты, для него важно лишь то, насколько богатыми будут их похороны. А. Пушкин напоминает читателю о том, что жизнь и смерть всегда ходят рядом, и человеку стоит задуматься о своих поступках.

В повестях «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка» писатель рассуждает о непредсказуемости человеческой судьбы и мудрости жизни. Повести поднимают проблему личностного счастья, которую люди иногда решают за счет несчастья других.

В сюжетах цикла чувствуется напряжение, все секреты раскрываются только в конце, а развязка всегда неожиданна, но мотивированна — все это вызывает заинтересованность читателя с первой до последней строчки. Выход «Повестей Белкина» кардинально повлиял на развитие художественной прозы, став переломным событием в русской литературе.

Презентация к уроку по повести А.С. Пушкина «Выстрел»
презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме

Презентация содержит 30 слайдов для проведения урока по повести А.С. Пушкина «Выстрел» в 6 классе. В работе представлен познавательный материал о дуэлях, история создания повести, краткое содержание, теоретический материал по литературоведению, иллюстрации. Заканчивается презентация тестом для проверки усвоения материала учащимися.

Скачать:

Вложение Размер
a.s._pushkin._vystrel.ppt 2.39 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №181 г.Н. Новгорода А.А. Самченко

О.А. Кипренский. «Портрет Пушкина». 1827 г.

Дуэлью назывался поединок между дворянами, который проводился по строго установленным правилам. Существовали так называемые дуэльные кодексы, в которых был детально прописан порядок проведения поединков.

Например,»Дуэльный кодекс» Ф. В. Дурасова (1908 год) содержит 5 частей с 500 пунктами.

Дуэль начиналась с вызова. Ему предшествовала ссора. Серьезная обида могла быть смыта только кровью. Причем оскорбленный получал право выбора оружия и рода дуэли. Остальное решал жребий и секунданты.

Неумение пользоваться оружием не могло рассматриваться как основание для отказа от дуэли.

В 18 веке дуэльным оружием нередко служили шпаги, позднее чаще стали использоваться пистолеты.

Осень 1830 года А.С. Пушкин провел в селе Болдино Нижегородской губернии. Из-за вспыхнувшей холеры он был вынужден задержаться здесь. А.С. Пушкину пришлось прожить в Болдино 3 месяца. За это время он закончил роман «Евгений Онегин», написал несколько драматических сцен, около 30 лирических стихотворений, «Повести Белкина».

В «Повестях Белкина» Пушкин показывает жизнь такой, какой она была в то время, ничего не выдумывая, не украшая ее. Он рассказывает о жизни разных классов и сословий русского общества «Повести Белкина» — цикл, состоящий из пяти повестей: «Выстрел» «Метель» «Гробовщик» «Станционный смотритель» «Барышня – крестьянка»

Рассказчик во время своей службы познакомился с загадочным человеком по имени Сильвио. Сильвио открывает свою тайну. (Рассказывает о своей первой дуэли с графом). Сильвио поставил себе цель : отомстить графу, ведь во время первой дуэли соперник был спокоен, т.к. ему было нечего терять, и главный герой не стал стрелять. Сильвио хотел увидеть страх в глазах графа.

Первая часть повести носит автобиографический характер. Во время дуэли 1822 года в Кишинёве с офицером Зубовым Пушкин так же, как и герой его повести, завтракал черешней, глядя на целящегося в него противника.

На балу Сильвио узнаёт, что граф женится. И тут он понимает, что теперь-то сопернику есть ради чего жить. Он решает воспользоваться своим правом выстрела и вновь вызывает графа на дуэль. Он видит, что графу теперь действительно страшно, что он хочет жить, и не стреляет.

Главным персонажем повести «Выстрел» является Сильвио . Он предстает перед нами как храбрый, умный, честный, добивающийся поставленной цели человек. В Гусарском полку он имел сильное влияние на молодых офицеров, но после случая, когда герой отказывается вызвать на дуэль своего обидчика, теряет свой авторитет. Причиной отказа от дуэли послужило нежелание подвергать свою жизнь опасности, не отомстив врагу. Мы видим человека, кардинально изменившего свою жизнь, полностью подчинив ее планам мести.

Композиция – последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения. Повесть состоит из 2-х глав. 1-ая глава: Здесь идет речь о первой дуэли Сильвио с графом, в ней же автор рассказывает о самом Сильвио. 2-ая глава: В ней говорится о второй дуэли Сильвио с графом, идет рассказ офицера о графе.

1.Повесть “Выстрел” А) начинает цикл “Повести Белкина” Б) находится в середине цикла. В) завершает цикл “Повести Белкина”.

2 .“Ему было около тридцати пяти лет…к тому же его обыкновенная угрюмость и злой язык…какая-то таинственность.” Это описание А) графа; Б) рассказчика; В) Сильвио.

3.Композиция — это А) перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычайная последовательность слов в предложении. Б) последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения. В) короткий текст или цитата перед текстом, выражающий основную идею, настроение всего сочинения.

4. Сильвио не выстрелил во второй раз в графа А) потому что испугался; Б) потому что увидел смятение и робость графа; В) потому что пожалел жену графа.

5.Слово дуэль происходит от слова А) война; Б) битва В) два.

Система уроков по «Повестям Белкина» А. С. Пушкина

Предлагаю вашему вниманию систему уроков по изучению сборника А. С. Пушкина «Повести покойного И. П. Белкина». «Повести Белкина» я изучаю всегда в 6 классе целиком (за исключением повести «Гробовщик»). Считаю недопустимым фрагментарное изучение таких произведений. Если изучают «Станционный смотритель», то почему не изучается «Метель» или «Выстрел»? Каждое из этих произведений заслуживает самого пристального внимания. Каждое даёт возможность изучить эпоху Пушкина. Так, на примере повести «Станционный смотритель» мы знакомимся со способами передвижения в пушкинское время, «Барыщня-крестьянка» знакомит с русской усадьбой, «Выстрел» — с правилами дуэли. Все эти бытовые комментарии важны для последующего изучения русской литературы первой половины 19 века. Как читать произведения, если не знаешь, кто такой «бретёр», что такое отъезжее поле и т.д.? При изучении повести «Метель» мы знакомимся с музыкой Г. Свиридова, получается замечательный интегрированный урок, ребята словесно рисуют музыку, соотносят её с фрагментами повести. После некоторых уроков предлагаю написать небольшие сочинения, поразмышлять над прочитанным. На этой странице вы найдёте темы этих сочинений и даже образцы.

  1. История создания «Повестей Белкина». Исторический комментарий. «Станционный смотритель».
  2. «Станционный смотритель». Идейное содержание повести.
  3. Повесть «Метель». Авторская ирония в описании любви Владимира и Марьи Гавриловны.
  4. Смысл названия повести. Стихотворение «Бесы» и музыка Свиридова.
  5. Мир русской усадьбы в повести Пушкина «Барышня-крестьянка».
    «Бедная Лиза» Карамзина и «Барышня-крестьянка» Пушкина.
  6. Повесть «Выстрел» и образ Сильвио
  7. Обобщающий урок-игра по повести Пушкина «Барышня-крестьянка».

По причинам большого объёма материала (25 страниц) у меня нет возможности опубликовать на одной странице все материалы. Поэтому предлагаю ознакомиться с выдержками, а целиком скачать материал

Фрагменты из кинофильма «Станционный смотритель»

  1. Вступление. О своём первом впечатлении, о вопросах, которые возникли при чтении повести.
  2. Какие проблемы поднимает автор и как их разрешает?
  3. Какую роль играют библейские картинки?
  4. Какую роль играют портреты Дуни и Самсона Вырина?
  5. Какие черты скрыты за внешностью героев?
  6. Говорящие детали и символы в повести.
  7. К каким выводам приводит нас Пушкин?
  8. Ваше отношение к героям и поставленным проблемам.

Тема: Повесть А.С .Пушкина «Метель».

1. Тема — превратности любви. Именно эту тему развивают фабула и сюжет
новеллы.

2. Фабула — цепь событий в их причинно-следственной связи.
Фабула «метели» анекдотична.

Традиционный набор элементов:

— Богатая невеста — бедный жених.

— Препятствие — запрет родителей

— Влюблённые: «первая» невеста — «блестящий» жених.

— Тайное препятствие — узы брака

а) за счёт «фигуры умолчания» в новелле создаётся «таинственная ситуация»: до самой развязки не известно, что узнал Владимир на дворе священника, каков секрет «полусумасшедшего письма», в чём причина молчания Бурмина. Тайна объясняется только в самом конце новеллы.

Б) Сюжет изложен от лица помещика Белкина, «наложившего на них одни и тот же отпечаток своего простодушного взгляда на вещи». Самому Белкину он рассказан девицей К.И.Т, уездной барышней.

4. Система персонажей в 1-ой части новеллы:

протагонисты — антагонисты — помощники

Марья Гавриловна и Владимир – Гаврила Гаврилович и Прасковья Петровна – Священник, корнет, землемер, молодой улан, кучер Терёшка, горничная, крестьяне

Тема: Мир русской усадьбы в повести Пушкина «Барышня-крестьянка.

Урок «Мир русской усадьбы» предлагаю начать с экскурсии по усадьбе. Такой культурологический комментарий упростит работу на уроке, поможет ребятам понять то, что осталось непонятно.

Викторина на знание повести.

— как звали отца Алексея Берестова? (Иван Петрович)

— Что читал Иван Петрович Берестов? (Сенатские Ведомости)

— Как звали отца Лизы Муромской? (Григорий Иванович)

— Кто из помещиков был англоманом? (Муромский)

— Как звали гувернантку Лизы Муромской? (Мадам Жаксон)

— Сколько лет было Лизе? (17)

— Где жили Берестовы? (В Тугилове)

— Где жили Муромские? (В Прилучине)

— К кому на именины ходила Настя? (к поваровой жене в Тугилово)

— Во что играл Алексей Берестов с крестьянками? (В горелки)

— Как звали собаку Алексея? (Сбогар)

— Чьей дочерью представилась Лиза? (Василия-кузнеца)

— Что было изображено на перстне Алексея? (Мёртвая голова)

— Что читала Лиза-Акулина? ( «Наталью, боярскую дочь» Карамзина)

История жизни Ивана Петровича Берестова.

Иван Петрович Берестов в молодости служил в гвардии. Берестов выходит в отставку в начале 1797 года.

Уехав в свою деревню, женился на бедной дворянке, возможно, по воле родителей, и не относился к жене с любовью и заботой; т.к. жена его, когда умирала в родах, он находился на охоте.

«Хозяйственные упражнения скоро его утешили». Берестов строит новый дом. Деньги, вложенные в строительство фабрики, быстро возвратились, доходы утроились. Берестов стал одним из богатых помещиков губернии, отправил сына, подросшего к тому времени, учиться в столицы, а потом в университет, по всей вероятности, Геттингенский. Сам же принимал гостей, занимался лошадьми, собаками, ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей», и сам записывал расход.

История жизни Григория Ивановича Муромского.

Он был близким родственником графу Пронскому, имел значительное состояние. Возможно, он жил в городе. Именно такие люди, не знающие цену затраченному на работу времени, не представляющие, как хлеб родится, беспечно проматывали в столицах состояние, проигрывали в карты, устраивали балы. Муромский служил, но, вероятно, недолго. Возможно, он ездил за границу, где и заразился англоманией.

После смерти жены Муромский уехал с дочерью в деревню. Его проказы: английский сад, костюмы английских жокеев на конюхах, содержание «Мисс

Жаксон», — всё это оборачивалось новыми долгами, к тому же крестьяне имения, заложенного Григорием Ивановичем в Опекунский совет, должны были выплачивать проценты на сумму, которую помещик благополучно тратил.

Тема: А. С. Пушкин «Выстрел».

Слово учителя о прототипах.

Н. Прототип — существующий в реальной действительности человек, жизнь и характер которого положены писателем в основу созданного им образа.

В облике Сильвио искали черты отдельных современников Пушкина

— «художественная портретность с подполковником Липранды».

— «отчасти повторение личной судьбы Байрона».

Немало дошло до наших дней воспоминаний и рассказов о людях, в равной степени могли быть прототипами героев Пушкина. Интересный случай, характеризующий «хладнокровных храбрецов» этой поры, приводит в своих воспоминаниях декабрист Гангеблов, рассказывая о поручике Шеффлере, который «мало дорожил жизнью»:

Когда офицеры заспорили о точном расстоянии между возведённой ночью батареей и вражеской крепостью, Шеффлер решил помирить их и «направился к цели, помахивая белым платком. Турки, приняв его за парламентёра, не мешали; но когда Шеффлер, достигнув самой крепости, зашагал в обратный путь, но только не по прямой уже линии, а зигзагами, за ним посыпался град пуль. Присоединившись к нам, он объявил, что насчитал 299 шагов».

Сочинение на тему: «В чём смысл названия повести Пушкина «Метель»?»

Образец: Образ метели в повести — это образ, олицетворяющий высшие, необъяснимые, неподвластные человеку силы. Метель у Пушкины — это сама судьба.

Трижды возникает образ метели в повести, объединяя все события в ней, объясняя всё в судьбах героев. Образ метели-судьбы тесно связан с образом Божьего храма.

Нет Божьего благословения — нет пути. Один из героев, Владимир, обречён блуждать в жизненной метели и потерпеть неудачу. Марью Гавриловну же метель-судьба соединяет с её суженым, которого «Конём не объедешь».

И Бурмин, подобно Марье Гавриловне, тоже следует Божьему промыслу. Он тоже «заблудился» в метели и оказался у церкви. Пройдя через испытания Отечественной войной, он стал по-иному относиться к своему непростительному поступку. Но судьба всё расставила по своим местам. По ходу повести утверждается главное значение всепроникающего образа метели. Именно он переводит повесть Пушкина в разряд произведений о человеческой судьбе, о способности слышать голос судьбы. Как сказал Баратынский, «Всех благ возможных тот достиг, кто дух судьбы своей постиг».

Урок-игра по «Повестям Белкина» А. С. Пушкина

  1. Н.Н.Полянских. Повесть Пушкина «Станционный смотритель» ст. в журнале «Литература в школе» N 5-99 стр.50
  2. В.Влащенко. Проблема отцов и детей в прозе Пушкина. Ст. в газете «Литература» N35-99 г. Cтp. 11
  3. А.Г.Гукасова «Повести Белкина» А.С.Пушкина. М: Издательство академии пед. наук, 1949г.
  4. В.П.Полухина, «Методические рекомендации к учеб. хрестоматии лит-туры 6 кл.» М. «Просвещение» 1992г.
  5. Турьянская Б.И. и др. литература в 6 кл. : Урок за уроком. — М: Русское слово, 1999г.
  6. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим. Вопросы и задания по лит-ре. : 6 кл. -М.:Просвещение, 1996г.
  7. А.Репин. «Метель» Пушкина: план анализа. Ст. в газете «Лит-ра» N9-2000 стр.4
  8. В.Влащенко. Тайный пафос рассказа. Интерпретация нравственно-духовный смысла «Метели». Ст. в газете «Лит-ра» N 21-91 стр.6
  9. Л.Клипина, И.Барабашкина «Метель» Пушкина и музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести. Ст. в газете «Лит-ра» 27-2000 стр.14
  10. О.Павлова «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина и «Барышня-крестьянка» Пушкина. Ст. в газете «Лит-ра» N 2-2001 стр.13
  11. П.Е.Панкратова, Обобщающий урок в 5-м кл. по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» ст. в газете «Лит-ра» N 35-99 стр.12
  12. О.А.Ерёмина. Мир русской усадьбы в повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» ст. в журнале «Литература в школе» N 1-99 стр.48

Наталья Геннадьевна (Monday, 09 September 2013 10:59)

Инесса Николаевна!Часто захожу на сайт и нахожу нужный материал. Такой талант! Богатейший материал. Спасибо! Удачи Вам!

Надежда (Monday, 01 December 2014 12:31)

Уважаемая Инесса Николаевна! Хочется хочется сказать Вам огромное спасибо за Ваш труд, за Ваши наработки! Богатейший материал! Позволяет очень разнообразить урок! Спасибо Вам!

Лерочка (Tuesday, 03 November 2015 15:17)

Не очень. Я конечно понимаю, это заняло очень много времени, но там говорится только о «Стационном смотрителе». Почему про другие повести написано очень мало?

Лариса (Sunday, 07 February 2016 19:57)

Спасибо большое. Вы такая умница, дай Бог вам здоровья.

Перова Инесса Николаевна (Wednesday, 09 November 2016 07:28)

Уважаемый ал-р. Ваш комментарий я не публикую, так как очень много ошибок. Если бы Вы попробовали его грамотно написать — с удовольствием.
Итак, отвечу.
Во-первых, думаю, это не тот сайт, на котором надо прятать своё имя за ником.
Во-вторых, Вы читали, что я тут написала? Какой «разбор» Вы тут увидели? Тут пример сочинения ученика, игра, фрагменты фильма.
В-третьих, думаю, что Вы чем-то обижены на учителей, а жаль, не надо чесать всех под одну гребёнку, в каждой профессии есть разные люди.
В-четвёртых, с чего Вы взяли, что все что-то «передирают», учась в педе?
И в итоге жаль, что такое негативное сознание. Надо всё-таки видеть и хорошее.
Понравилось, что «читаете так, как некоторые курят».

Элеонора (Thursday, 09 November 2017 08:50)

Уважаемая Инесса Николаевна! Вы мой учитель в создании сайта (потому что пользуясь Вашими великолепными разработками, я научилась делиться своими. Приглашаю)) https://eleo13.jimdo.com/). Бесконечно Вам благодарна. С удовольствием воспользуюсь системой уроков по «Повестям Белкина». Желаю Вам здоровья, творческих успехов, благодарных коллег и учеников.

Элеонора Высочанская (Saturday, 11 November 2017 15:32)

Позволила себе оформить вашу систему уроков в презентации. Ссылка на архив https://yadi.sk/d/KoHGFwFg3Pc4AN
Большое Вам спасибо

Перова Инесса Николаевна (Saturday, 11 November 2017 17:01)

Спасибо! Интересно посмотреть.

Алёна (Thursday, 21 November 2019 06:23)

Доброе утро. Хотела выразить слова благодарности за вашу работу. Каждый раз нахожу для уроков что-то интересное, от чего можно оттолкнуться. Благодарю.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: