Разработка урока по литературе: Загадка композиции — Повестей Белкина — А

Цель урока — выявить композиционные особенности «Повестей Белкина» А.С. Пушкина .

  • Развивающая — развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.
  • Обучающая — развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.
  • Воспитывающая — воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.

Оборудование урока — слайд-презентация, тексты произведения, литературоведческие статьи.

Методические приемы — анализ текста, постановка проблемных вопросов, поиск ответов в проблемных группах.

ЭПИГРАФЫ К УРОКУ:

  • «Повести Белкина» — это «драгоценный памятник благородного образа мыслей и трогательного дружества» А.С. Пушкин.
  • «Пушкин…унес с собою…великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем». Ф.М. Достоевский.
  • «Повести Белкина — одна из вершин русской философской прозы.
  • «Вы не поверите, что я с восторгом, давно уже мною не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в 7 раз в своей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. На меня это новое изучение произвело сильное действие». Л. Н.Толстой.

— Ребята, сегодня у нас проблемный урок по «Повестям Белкина» А.С. Пушкина. Работать будем в проблемных группах, поэтому у вас будет преимущество коллективного содружества и коллективного мышления. Работая, вы можете опираться на предыдущие знания, использовать записи в тетрадях, обращаться к тексту, находить ответы в литературоведческих источниках. Важно наше приближение к истине.

На фоне музыки Свиридова «Метель» и слайд — презентации звучит слово учителя:

На протяжении нескольких уроков, изучая «Повести Белкина» А.С. Пушкина, мы убедились, что не так просты эти повести, в них что-то есть такое, что открывается лишь вдумчивому читателю. А.Ахматова видела в них грозные вопросы морали, и это уже говорит о философской прозе, о постановке главных проблем человеческого бытия. Мы убедились в том, что Пушкин создал совершенно необычную прозу: короткий рассказ с занимательным сюжетом, своего рода картинки жизни, за которыми умному, поверившему без оглядки в прочитанное, предстояло разобраться, открыть важнейшие вопросы человеческой жизни, познать ее философию.

Сегодня хотелось бы, чтобы мы все вместе сделали открытие, провели вместе с литературоведами небольшое исследование : в чем состоит загадка композиции цикла «Повестей Белкина» А.С. Пушкина.

Обратимся к подсказке С.Г. Бочарова (написано на экране) —

«Это не случайный набор произведений, а цикл, части которого связаны друг с другом. Повести возникали как связанные взаимно, одна с другой, словно части естественного, тяготеющие к единству».

Вопрос учителя к обучающимся

— Какие вы могли бы поставить вопросы по композиции данного цикла? Идет обсуждение в группах, затем следуют примерно следующие вопросы:

-Почему все эти повести объединены в цикл?

-Есть ли что-то общее в элементах композиции повестей данного цикла?

-Почему повести расположены именно в такой последовательности?

Почему их 5, а не 6 или 7 , например:

-Как образ Белкина объединяет все эти повести?

-Есть ли что-то общее в элементах композиции?

Оказывается, Пушкин написал свои повести не в той последовательности, в какой потом расположил их. Вам предлагается провести исследование : выяснить, зачем Пушкину понадобилось расположить повести, формируя сборник, не в том порядке, в каком они были написаны? Работая, проследите за особенностями экспозиции, завязки, расстановки действующих лиц, особенностями сюжетов, конфликтов, кульминаций, развязок повестей. Проверьте это в тексте, обратитесь за помощью к литературоведческим источникам тоже.

Учащиеся работают в группах 7-10 минут, затем следуют примерные ответы каждой группы.

1 группа: мы обнаружили, что между некоторыми повестями существует связь. Например, рассмотрим повести » Метель» и «Барышня — крестьянка». Их роднит композиция, расстановка образов сюжет, а именно. и в том, и в другом произведениях появляется молодой человек, военный, смущающий покой юной красавицы, в обеих повестях существует загадка, способствующая закручиванию интриги и приводящая в конце произведения к объяснению героев и счастливому финалу. Также во вступлении к повестям сам автор указывает, что эти две повести были рассказаны г. Белкину одним человеком, некой девицей.

2 группа: мы обнаружили общее в двух других повестях, а именно, в повести «Выстрел» и «Станционный смотритель». Здесь общие временные паузы, отделяющие важные части рассказа. Случайность, с которой всплывает конец рассказа, множественность рассказчиков.

В «Выстреле» автор конкретно указывает время, прошедшее с начала истории и до ее конца- более 10 лет. В «Станционном смотрителе» автор не указывает определенных дат. Но мы прекрасно понимаем, что описывается не менее чем десятилетняя жизненная история Дунечки, с которой мы встречаемся впервые, когда ей 14, а расстаемся, когда ее отец уже умер. А она стала взрослой, имеющей детей женщиной. Общей является и необычность развязок : в «Станционном смотрителе» рассказчик случайно от деревенского мальчишки узнает окончание грустной истории. В «Выстреле» рассказчик опять- таки случайно обнаруживает , что он и есть обидчик Сильвио и узнает о драматическом завершении конфликта. И остается только в центре цикла единственная, ни с чем не связанная повесть «Гробовщик», которую, выходит , он замкнул двумя пересекающимися повестями, он как бы отсек две последующие повести и сделал их первыми. Выходит, в основе композиции лежит принцип симметрии, значит, Пушкину было важно представить читателям не разрозненную группу произведений, а единое художественное целое. Также следует отметить остроту сюжета данных повестей, постепенное нарастание драматического напряжения. Тайны. Разъясняющиеся к концу, неожиданные, но глубоко оправданные, мотивированные развязки.

Вопрос учителя: почему это цикл? Вы ведь такой вопрос поставили перед собой , проведите исследование по данной проблеме.

Учащиеся работают в группах в течение 5-7 минут.

Ответы учащихся : повести объединены в цикл еще и потому, что есть общий рассказчик -г. Белкин. Вообще, в «Выстреле» рассказчиков 3 -это сам Белкин, Сильвио и граф.

В «Станционном смотрителе» — Белкин, смотритель и мальчишка. Но все повести объединяет один рассказчик.

С самого начала автор заявил, что читатель будет знакомиться с реальными событиями, имеющими место в повседневной жизни. Он добивался нетрадиционного отношения читателей к своей прозе, псевдоним помог устранить ему влияние своего имени на психологию читателя. Но в любой повести Пушкин старался обнаружить голос рассказчика, показать его причастность к событиям, доказать истинность происходящего. Намеренно сниженный , предельно простодушный образ Белкина, а также подробности его деревенской жизни призваны убедить читателя в полной достоверности происходящего. В литературоведении сохраняется интерес и споры к образу рассказчика и по сей день. Легкая мистификация очень удалась Пушкину, считают литературоведы. До А.Григорьева видели в этом образе лишь известный литературный прием маскировки подлинного авторства, заимствованный из европейской литературы. Григорьев высказал мысль, что Белкин является прозаическим отрицанием тревожившего поэта блестящего, страстного типа (Алеко, Сильвио, Онегин), говорил о белкинском процессе пушкинской натуры как об отрицательном явлении, об обмещанивании, то есть он первым попытался объяснить появление Белкина в творчестве Пушкина. Впоследствии появился ряд вопросов, составляющих проблему Белкина в пушкиноведении. Как-то: создавались ли повести как «Повести Белкина» или были ему только ему приписаны задним числом? Связан ли сам Белкин со всеми повестями необходимой внутренней связью или эта связь внешняя и случайная?

Современные литературоведы продолжают обращаться к образу Белкина, ищут новые подтверждения своим загадкам.

Очень интересна, на наш взгляд, концепция С.Бочарова :

«Рассказчик — это не Пушкин и не Белкин, это словно сама олицетворенная проза, ее собственное лицо». Также Бочаров считает, что в повестях Пушкин смиряет себя. Подчиняет свое авторское к новому голосу, олицетворяющему реальный мир.

Похожую точку зрения высказал друг Пушкина Вяземский : «Рассказ везде живой, но обдуманный и спокойный, может быть, слишком спокойный. Сдается, что Пушкин сторожил себя наложенною на себя трезвостью. Он будто силился отключить от себя и малейшее подозрение в употреблении поэтического напитка.

Вопрос учителя: какое влияние оказала западноевропейская литература на композицию, сюжет цикла повестей? Проведите исследование по данному вопросу.

Ответы учащихся после обсуждения в группах . Учащиеся обращаются к тексту, литературоведческим статьям.

Сделаны следующие открытия учащимися:

Пережив южную и Михайловскую ссылки, Пушкин стал уходить от романтизма и нередко подшучивать над этим течением и его сторонниками в своих произведениях. Достаточно вспомнить его шуточные замечания в романе «Евгений Онегин». В повестях Пушкин также отдает дань вышучиванию романтических штампов.

В основе каждой повести, если внимательно присмотреться, какой- то романтический, часто западноевропейский сюжет, который поэт обыгрывает на свой лад — снимает романтический лоск, придумывает вполне реальную жизненную концовку.

В » Выстреле» обыгрывается мотив кровной мести, но конфликт разрешается благополучно , счастливыми в конце повести оказываются герои, которые предпочли реальную обыденную жизнь пустому вынашиванию злобных планов.

В «Метели» влюбленные, не понятые своими родными, решают бежать. Но им мешает обычная непогода, потом смерть героя, казалось бы, должна была заставить героиню остаться одинокой. Но героиня находит свое счастье с другим, а тайное венчание, которое должно было повлечь за собой невыносимые страдания, приводит только к удачной развязке.

В «Гробовщике» очень типичный романтический герой В. Скотта и Шекспира. Пушкин рисует необычную ситуацию : к гробовщику приходят те , ради кого он трудится. Но в конце повести мы узнаем, что не было ничего ужасающе вызывающего в видениях героя, просто он выпил лишнего в гостях у стекольщика.

В «Станционном смотрителе» также очень типичная ситуация для западноевропейских сюжетов. Красивую девушку сманивает проезжий гусар. Исходя из логики развития романтического произведения, она должна была бы погибнуть. Но все происходит наоборот. Здесь трансформируется легенда о блудном сыне, представленная в немецких картинках на стене дома станционного смотрителя, не оживает в реальности.

В «Барышне- крестьянке» враждуют 2 семейства. И следуя романтической традиции, двое влюбленных не могли быть вместе, но в финале у Пушкина они вместе — и их ждет долгая семейная и счастливая жизнь.

Ученик — что- то еще их объединяет, какая-то общая философская мысль…

Учитель — да, действительно, и это, пожалуй, основное, что объединяет эти повести в единое целое. Попробуйте проследить философскую мысль Пушкина.

Учащиеся работают в группах 5-7 минут , затем следует ответ:

Мы обнаружили, что повести расположены по принципу градации — от повести к повести Пушкин ведет нас к своему идеалу, к которому он так стремился и в жизни, и в литературе. Давайте это проследим и выслушаем наши аргументы.

В «Выстреле» дано пустое, мелкое существование, здесь вся жизнь человека была подчинена жажде мести. Мы вместе с Пушкиным в недоумении : зачем была дана человеку жизнь?

В «Метели» герои следуют духу судьбы, доверяются Божьему промыслу. Это уже движение вверх, здесь нет места пустому существованию человека, но и активной позиции человека тоже нет.

В «Гробовщике», кажется, живая жизнь навсегда вытеснена смертью, но после кошмарного сна для гробовщика наступает пробуждение от власти денег, власти смерти. Способность избавиться от собственных пороков- это уже более высокая ступень в развитии человека.

В «Станционном смотрителе» Пушкин выносит суровый приговор уродливым социальным отношениям, которые разрушают живую жизнь, но которая все равно пробивается в любви главного героя к дочери, к чужим детям, ее обретает в конце концов и героиня.

В этой повести Пушкин от личных проблем переходит к социальным — и выносит им свой суровый приговор. Это уже движение от личного к социальному.

В «Барышне- крестьянке» наконец побеждены все предрассудки — и личные, и социальные — это уже прорыв в мир идеала, торжество живой жизни, к которой так стремился Пушкин.

Заключительное слово учителя

Обнимая весь мир человеческих отношений, не чуждаясь показывать темные стороны человеческой жизни, Пушкин, художник идеала, звал людей к идеалу: посмотрите, сколько у нас благородных, прекрасных героев! Гоголь сказал о нем :» Это русский человек в его развитии, в каком он , может быть, явится через 200 лет»

Этот срок близится к концу, а Пушкин и его герои по — прежнему являются недостижимыми образцами русского человека. Наш национальный гений и здесь оставил нам великую тайну, которую предстоит разгадывать.

«Пушкин…унес с собою…великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем», — Ф.М. Достоевский.

Пушкину были открыты тайны человеческой жизни, тайны космоса.

Домашнее задание: подготовиться к выполнению теста по творчеству А.С.Пушкина.

Приложение к уроку: «Загадка композиции «Повестей Белкина» А. С. Пушкина»

Разработка урока по литературе: «Загадка композиции «Повестей Белкина» А.С. Пушкина».

Опубликовано 29.03.2009 г.

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам — большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Игра-викторина по «Повестям Белкина» (6 класс)

Притих зал. Зажжены свечи…Поднимается занавес, открылась литературно-музыкальная гостиная, объявлено начало литературной игры…Наши ученики стали актерами, режиссерами, художниками, зрителями…Пока не догонят высокие свечи, мы вместе – творцы.

В последнее время мы ,учителя литературы, часто сетуем на то, что дети не хотят читать ,увлечены компьютером и телевизором. Что мы можем сделать для того, чтобы дети захотели читать, и не только читать- перечитывать снова и снова? Ответ известен- нужно заинтересовать. Но как? Я решила попробовать организовать игру на литературном материале. На первом уроке, посвященном творчеству Виктора Петровича Астафьева , я предложила ученикам 5 класса сыграть, и они с радостью согласились. Текст рассказа «Васюткино озеро» читали очень внимательно, тщательно готовились к игре. Получив аванс, я сама выступила в роли спонсора, и игра состоялась. Надо было видеть горящие глаза болельщиков, волнение игроков! Вот поистине радостные минуты для любого учителя! Были и огорчения. Кто-то читал внимательно, а вот во время игры растерялся, забыл нужное слово. Я успокоила ребят, настроив их на то, что эта игра далеко не последняя , и в будущем учебном году мы обязательно проведем игру по творчеству Пушкина.

И вот игра состоялась.

Музыкальное оформление- вальс Г.В. Свиридова из кинофильма «Метель». Сцена украшена портретом Пушкина, оборудованы стенды с иллюстрациями учащихся к произведениям поэта.

Ведущий. Начинаем игру, посвященную творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Тема сегодняшней игры- «Повести Белкина». Это цикл повестей. Все они объединены именем вымышленного рассказчика Ивана Петровича Белкина. Вопросы будут касаться только двух повестей: «Метель» и «Станционный смотритель», то есть именно тех, которые изучались и есть в хрестоматиях. Таким образом, все игроки будут в равных условиях.

Порядок игры такой: перед каждым туром выбираем тройку игроков ( сначала из 6 «А», потом из 6 «Б» класса) из числа тех ребят, кто ответил на вопросы для разминки. Я буду задавать вопросы для разминки, жюри определит, кто первым поднял руку и правильно ответил на вопрос. Верно ответивший ученик занимает место у барабана. В случае нарушения дисциплины учащимся из одного класса право ответить на вопрос разминки предоставляется следующему классу, и , таким образом , шансов для участия в игре у класса-нарушителя становится меньше. Если никто из класса не сможет ответить на вопрос разминочного тура, то я прочитаю строчку из уже изученного вами стихотворения А.С. Пушкина, и игроком становится тот, кто сможет быстро и правильно его продолжить. Условия ясны?

Итак, выбираем игроков от 6 «А». Отвечает только 6 «А»!

Вопрос первый. Вам известно, что «Повести Белкина» — это цикл повестей. Сколько повестей написал Пушкин , объединив их этим названием? Перечислите их.

Вопрос второй. (по повести «Станционный смотритель». Чем была занята Дуня в тот момент, когда гусар Минский ворвался в комнату , требуя немедленно лошадей?

Вопрос третий. (по повести «Метель»). Возлюбленный Марьи Гавриловны после неудавшегося похищения невесты отправился в армию. Впоследствии он был тяжело ранен и скончался в Москве. О его ранении Марья Гавриловна узнает из газет. В каком бою он был ранен? Около какого населенного пункта?

Игроков прошу занять места возле барабана. Начинаем 1-й тур.

Прошу игроков подставиться. Вопрос первого тура по повести «станционный смотритель». (На табло слово из восьми букв.)
Из какого города ехал Минский в Петербург?

Театральная заставка. (Во время пауз ребята могут показать мини-инсценировки по произведениям А.С. Пушкина, прочитать стихи или послушать романсы на стихи поэта.)

Начинаем отбор игроков для второго тура от 6 «Б» класса.

Вопрос первый. (по повести «Метель»). Как называлось село, куда направлялся Владимир , чтобы обвенчаться с Марьей Гавриловной?

Вопрос второй. (По повести «Станционный смотритель»). В последний приезд в дом старого смотрителя автор не застал в живых хозяина. Оказалось, что старик год как умер, а в домике его поселились новые жильцы: муж с женою и сынишкой. Кем по профессии был новый хозяин дома?

Вопрос третий. (По повести «Метель»). В какое платье была одета Марья Гавриловна в тот день, когда Бурмин отыскал ее у пруда для решительного объяснения?

Игроки занимают места возле барабана.

Прошу их представиться. Начинаем 2-й тур. Вопрос второго тура по повести «Метель» . (На табло слово из восьми букв.) Послушайте отрывок: «Метель не утихала. Ветер дул навстречу , как будто силясь остановить молодую преступницу. Они насилу дошли до конца сада. На дороге сани дожидались их. Кучер Владимира помог барышне и ее девушке усесться и уложить узлы и…» Вопрос: что еще взяла с собой Марья Гавриловна , намереваясь навсегда покинуть родительский дом?

Игра со зрителями. (Вопрос касается произведения «Метель» .) (На табло из десяти букв.) Как называлось поместье Гаврилы Гавриловича Р., отца Марьи Гавриловны?

Финал. Прошу финалистов подойти в барабану. Вопрос финального тура по произведению «Станционный смотритель» . (На табло два слова соответственно по шесть и пять букв.)

Вопрос: На протяжении всей повести Пушкин только один раз упоминает имя и фамилию своего героя. Как же звали станционного смотрителя?

Награждение победителя финала, всех участников игры памятными призами. Если есть желание, то победитель принимает участие в суперигре с суперпризами.

Суперигра. (На табло два слова по семь букв каждое.) Разрешается открыть (назвать) четыре буквы. Вопрос по повести «Станционный смотритель.»: Смотритель не смирился с потерей дочери , он решил отправиться в Петербург и найти ее. Остановившись у своего сослуживца, вскоре старик узнал, что ротмистр Минский в Петербурге и живет в…

Вопрос: Как называлось место, где жил Минский? Что это был за дом?

Повести покойного Ивана Петровича Белкина
» От издателя

Взявшись хлопотать об издании Повестей И. П. Белкина, предлагаемых ныне публике, мы желали к оным присовокупить хотя краткое жизнеописание покойного автора и тем отчасти удовлетворить справедливому любопытству любителей отечественной словесности. Для сего обратились было мы к Марье Алексеевне Трафилиной, ближайшей родственнице и наследнице Ивана Петровича Белкина; но, к сожалению, ей невозможно было нам доставить никакого о нем известия, ибо покойник вовсе не был ей знаком. Она советовала нам отнестись по сему предмету к одному почтенному мужу, бывшему другом Ивану Петровичу. Мы последовали сему совету, и на письмо наше получили нижеследующий желаемый ответ. Помещаем его безо всяких перемен и примечаний, как драгоценный памятник благородного образа мнений и трогательного дружества, а вместе с тем, как и весьма достаточное биографическое известие.

Милостивый Государь мой ****!

Почтеннейшее письмо ваше от 15-го сего месяца получить имел я честь 23 сего же месяца, в коем вы изъявляете мне свое желание иметь подробное известие о времени рождения и смерти, о службе, о домашних обстоятельствах, также и о занятиях и нраве покойного Ивана Петровича Белкина, бывшего моего искреннего друга и соседа по поместьям. С великим моим удовольствием исполняю сие ваше желание и препровождаю к вам, милостивый государь мой, всё, что из его разговоров, а также из собственных моих наблюдений запомнить моту.

Иван Петрович Белкин родился от честных и благородных родителей в 1798 году в селе Горюхине. Покойный отец его, секунд-майор Петр Иванович Белкин, был женат на девице Пелагее Гавриловне из дому Трафилиных. Он был человек не богатый, но умеренный, и по части хозяйства весьма смышленый. Сын их получил первоначальное образование от деревенского дьячка. Сему-то почтенному мужу был он, кажется, обязан охотою к чтению и занятиям по части русской словесности. В 1815 году вступил он в службу в пехотный егерский полк (числом не упомню), в коем и находился до самого 1823 года. Смерть его родителей, почти в одно время приключившаяся, понудила его подать в отставку и приехать в село Горюхино, свою отчину.

Повести Белкина: Метель

Краткое содержание повести

В 1811 г. в поместье своем проживал с женой и дочерью Машей Гаврила Гаврилович Р. Был он гостеприимен, и многие пользовались его гостеприимством, а некоторые приезжали ради Марьи Гавриловны. Но Марья Гавриловна была влюблена в бедного армейского прапорщика по имени Владимир, проводившего отпуск в своей деревне по соседству. Молодые влюбленные, считая, что воля родителей препятствует их счастью, решили обойтись без благословения, то есть венчаться тайно, а потом броситься к ногам родителей, которые, конечно же, будут тронуты постоянством детей, простят и благословят их. План этот принадлежал Владимиру, но и Марья Гавриловна наконец поддалась его уговорам о бегстве. За ней должны были приехать сани, чтобы отвезти её в соседнее село Жадрино, в котором было решено венчаться и где Владимир уже должен был её ожидать.

В назначенный для побега вечер Марья Гавриловна была в сильном волнении, отказалась от ужина, сославшись на головную боль, и рано ушла к себе. В условленное время она вышла в сад. На дороге дожидался её кучер Владимира с санями. На дворе бушевала метель.

Сам же Владимир весь этот день провел в хлопотах: ему необходимо было уговорить священника, а также найти свидетелей. Уладив эти дела, он, сам правя в маленьких санях в одну лошадь, отправился в Жадрино, но, едва выехал он за околицу, как поднялась метель, из-за которой Владимир сбился с пути и проплутал всю ночь в поисках дороги. На рассвете только добрался он до Жадрина и нашел церковь запертою.

А Марья Гавриловна утром как ни в чем не бывало вышла из своей комнаты и на вопросы родителей о самочувствии отвечала спокойно, но вечером с ней сделалась сильная горячка В бреду повторяла она имя Владимира, говорила о своей тайне, но слова её были столь несвязны, что мать ничего не поняла, кроме того, что дочь влюблена в соседского помещика и что любовь, должно быть, была причиной болезни. И родители решили отдать Машу за Владимира. На приглашение Владимир отвечал сумбурным и невразумительным письмом, в котором писал, что ноги его не будет в их доме, и просил забыть о нем. А через несколько дней уехал он в армию. Происходило это в 1812 г., и через некоторое время имя его было напечатано в числе отличившихся и раненных под Бородином. Эта новость опечалила Машу, а вскоре скончался Гаврила Гаврилович, оставив её своей наследницей. Женихи кружились вокруг нее, но она, казалось, была верна умершему в Москве от ран Владимиру.

«Между тем война со славою была окончена». Полки возвращались из-за границы. В имении Марьи Гавриловны появился раненый гусарский полковник Бурмин, который приехал в отпуск в свое поместье, находившееся неподалеку. Марья Гавриловна и Бурмин чувствовали, что нравились друг другу, но что-то удерживало каждого от решительного шага. Однажды Бурмин приехал с визитом и нашел Марью Гавриловну в саду. Он объявил Марье Гавриловне, что любит её, но не может стать её мужем, так как уже женат, но не знает, кто его жена, где она и жива ли. И он рассказал ей удивительную историю, как в начале 1812 г. ехал он из отпуска в полк и во время сильной метели сбился с дороги. Увидев вдалеке огонек, направился к нему и наехал на открытую церковь, около которой стояли сани и в нетерпении ходили люди. Они вели себя так, как будто ждали именно его. В церкви сидела молодая барышня, с которой Бурмина поставили перед налоем. Им двигало непростительное легкомыслие. Когда обряд венчания кончился, молодым предложили поцеловаться, и девушка, взглянув на Бурмина, с криком «не он, не он» упала без памяти. Бурмин беспрепятственно вышел из церкви и уехал. И вот теперь он не знает, что сделалось с его женою, как её зовут, и не знает даже, где происходило венчание. Слуга, бывший с ним в то время, умер, так что нет никакой возможности отыскать эту женщину.

«Боже мой, Боже мой! — сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, — так это были вы! И вы не узнаете меня?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Г-жа Простакова
То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник
Скотинин
Митрофан по мне.

Недоросль