Урок по теме: в

Урок для учащихся 6 класса. Использовано несколько методических приемов. Поможет учителю эффективно провести урок.

Скачать:

Вложение Размер
Урок 6 класс. Басни И.А.Крылова. 20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Иван Андреевич Крылов. Басня «Осёл и Соловей».

Цель: Продолжить знакомство с жизнью и творчеством И.А.Крылова.

Задачи: 1.формировать теоретические знания о басне как о литературном жанре и практическое применение этих знаний в процессе интерпретации басни.

2. Развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст.

3. Воспитывать стремление к расширению кругозора учащихся.

Оборудование : компьютер, презентация, портрет И.А.Крылова, фонохрестоматия к учебнику «Литература 6 класс» , иллюстрации (на случай выключения света).

Ход урока : 1. Организация класса .

2. Подготовка к уроку.

a) (Урок начинается со стихотворения, которое читает учитель)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Сокровищница мудрости народной

В них людям открывалась до конца,

И голос их, прямой и благородный,

К добру и правде призывал сердца.

Все знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

Учитель: О ком эти слова М. Исаковского.

Учащиеся : О И.А.Крылове.

Б) показ СЛАЙДОВ 1- 4 .

Учитель: Знакомы ли Вам эти иллюстрации?

Учащиеся: ( примерные ответы: Да, знакомы. Эти иллюстрации к басням Крылова…..)

В) показ СЛАЙДА 5.

Учитель: А знакома ли вам эта иллюстрация?

Учащиеся: (примерные ответы) Нет, не знакома. Вероятно это тоже басня. Это басня «Осел и Соловей».

Учитель: Попробуйте сформулировать из вышесказанного и показанного тему урока.

Учащиеся: И.А Крылов. Басня «Осёл и Соловей».

Учитель: Совершенно верно. Тема сегодняшнего нашего урока: Иван Андреевич Крылов. Басня «Осёл и Соловей». Откроем тетради и запишем тему урока в тетрадь.

Учитель: Откройте учебник страницы _______, полистайте и попытайтесь поставить для себя цели урока.

Учащиеся: (примерные ответы). Познакомиться с жизнью и творчеством И.А.Крылова. Познакомиться с басней «Осёл и Соловей». Научиться выразительному чтению басни. Найти в тексте средства выразительности речи.

Учитель: (обобщает и сообщает цели урока).

3. Изучение нового материала:

Б) Учитель: Прошло более 240 лет со дня рождения И.А.Крылова, а его басни актуальны и в наши дни, потому что они помогают нам узнать жизнь, помогают бороться с недостатками, учат любить свою Родину. Ни один литератор не пользовался такой славой, как И.А.Крылов и его басни.

В) Учитель: Какими были детские годы И.А.Крылова? Об этом нам расскажет Гассина Алена (индивидуальное задание)

Учитель: О том , как складывался творческий путь И.А.Крылова, нам расскажет Горбань Александр (индивидуальное задание)

Г ) Работа с учебником .

Учитель: А сейчас вы познакомитесь со статьей об И.А.Крылове (с.30-34)

Д) Составление плана к прочитанной статье и запись его в тетрадях.

Учитель: Прочитав статью учебника и использовав материал, подготовленный учащимися, составьте план и запишите его в тетрадь.

1.Рождение И.А.Крылова в бедной дворянской семье.

2. Роль отца в обучении маленького Крылова.

3. Разнообразные способности мальчика.

4. Забота матери об образовании сына и развитие его способностей.

5. Образованнейший человек своего времи.

Е) Беседа с классом.

— Какие способности проявил в детстве Крылов?

— Почему учение далось ему дорого?.

— Какова была роль матери в получении Крыловым образования?

— Как относился Крылов к матери?

— Благодаря каким качествам Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени?

Ж) Беседа с классом. Работа со словарём и тетрадью.

Учитель: Что было основным в творчестве И.А.Крылова?

Учитель: Вспомним, что такое басня? Посмотрим определение басни по словарю. Запишем в тетрадь. (Затем открываем СЛАЙД 10)

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

Учитель: А какие две части включает в себя басня?

Учащиеся: Повествование и мораль. (Открываем СЛАЙД 11)

Учитель: Что такое мораль? Найдем объяснение этому понятию в словаре. Затем запишем в тетрадь. ( Открываем СЛАЙД 12)

Мораль – это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.(По словарю )

Учитель: Назовите основные компоненты басни.

Учащиеся: (затрудняются). СЛАЙД 13.

Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

Сатира — злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить.

Олицетворение —наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,

Эзопов язык —умение замаскировать главную мысль .

Учитель: Откуда берет свои строки басня? СЛАЙД 14

З) Составление схемы:

Учитель: А сейчас посмотрите на все вышесказанное и записанное и составьте схему.

И) Знакомство с басней И.А.Крылова «Осёл и Соловей»

— инсценирование басни ( Алена, Саша, Денис)

— выразительное чтение самими учащимися

К) Работа над текстом басни .

Учитель: Какой жанр этого произведения?

Учитель: А сейчас вам нужно постараться доказать, что это произведение – басня. По ходу рассуждения вы построите домик из признаков жанра и выясните, что же является фундаментом.

Учащиеся находят: Аллитерацию – повторение согласных Р,Д , которые передают звуки мелодии Соловья; повторение гласных А, Е, И, которые передают очарование пения;

Метафора : тянул, переливался, отдавался, мелкой дробью рассыпался, которые показывают живость, разнообразие, музыкальность пения;

Сравнение со свирелью .

Эпитет : «томной» свирелью.

Находят повествование, мораль.

Л) Проверка схемы – домика.

Учитель: Что же явилось фундаментом в нашем домике?

Учитель: Какова мораль этой басни?

Учащиеся: «Избави Бог и нас от этаких судей».

Учитель: А если этот признак убрать? Что произойдет с жанром?

Учащиеся приходят к выводу, что это будет уже не басня, а стихотворение или сказка. Значит, главным признаком басни является мораль.

М) Рассказ учителя о том, как была написана басня. И.А.Крылов был приглашен на вечер к знатному вельможе, где читал свои басни. В конце этого вечера вельможа ему сделал замечание, чтобы Крылов поучился переводить басни у Дмитриева. Баснописец был обижен и написал такую басню, где изобразил в аллегорической форме героев.

Учитель: А сейчас проверим свои знания, полученные сегодня на уроке. Проведем тест. (Раздатка)

А)рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;

Б)краткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором главная мысль;

В)короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, группу лиц или общественное явление.

2.Средства художественной выразительности, используемые автором в басне:

3. Мораль басни служит для раскрытия:

А) характера героя ;

Б) главной мысли произведения ;

В) темы произведения.

4. Моралью басни «Осёл и Соловей» является :

А) сожаление об утраченном сыре ;

Б) осуждение глупости и тупости ;

В) поощрение хитрости.

5.Где находится мораль в басне «Осёл и Соловей»:

А) в начале басни;

Б) в конце басни;

В) вообще её нет.

Учитель: А теперь обменяйтесь тетрадочками и проверьте задание друг у друга (взаимопроверка)

5. Итоги урока. Выставление оценок.

6. Домашнее задание:

— Нарисовать иллюстрацию к басне.

— Выразительное чтение (наизусть)

— Ответить на вопрос №2 стр 43.

— Индивидуальное задание: Соловьеву Антону

история создания басни «Листы и Корни» (стр. 39-40 учебника);

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика рисования бабочки и узоров на ее крыльях в 1 классе.

Урок литературы в 5 классе по теме: И. А. Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок» разработан в соответствии с требованиями ФГОС и послужит хорошим подспорьем учителям литератур.

В сценарии урока использованы приёмы технологии развития критического мышления.

Презентация к уроку по литературеТема: «И. А. Крылов – великий русский баснописец».

Методическая разработка содержит подробное описание цели, задач и структуры урока-практикума по теме «А.И. Крылов «Кукушка и петух». Конспект отражает приемы обучения детей с умеренной и тяжелой умств.

Технологическая карта урока литературы в 5классе по теме » И.А.Крылов. Басни «Волк на псарне», «Ворона и Лисица» по учебнику В.Я.Коровиной.

Открытый урок по литературе в 6 классе — секрет басен Ивана Андреевича Крылова

— познакомить с наследием Крылова, показать актуальность басен;

— учить осознанному выразительному чтению;

— находить главную мысль басни, мораль,

— сопоставить басни И.А.Крылова, найти сходство и различие, уметь разгадывать

смысловую нагрузку слова, выражения, предложения;

— умение создавать монологическое высказывание;

— мотивировать предстоящую деятельность;

— развивать логическое мышление, артистические способности, память, внимание, речь

— учить анализировать произведение, исследовать, делать вывод, выделять главное;

— развивать коммуникативные навыки, речевую культуру поведения, творческое воображение;

— прививать нравственные ценности поведения, благородство помыслов и поступков,

уважение, терпимость друг к другу.

Методы: творческое чтение, эвристическая беседа, исследовательский метод.

1. Портреты Эзопа, Лафонтена, И.А. Крылова

2. Репродукция монускрипта 15 в.

3. Выставка рисунков по произведениям И.А.Крылова. «Люблю, где случай есть пороки пощипать»

4. «Облако желаний»

5. Высказывания о баснях Крылова И.А.

6. Мультимедийный урок.

Эзоп. Картина Диего Веласкеса (1639—1640) Жан де Лафонтен. Портрет работы Г. Риго. 1690 Портрет И.А. Крылова работы К.П.Брюллова

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.

2. Тему урока должны открыть дети. ( Какое задание было на дом? Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня?)

Презентация. Слайд №.1,2 . (Тема урока и эпиграф)

Целевая установка: Слайд №3 . Многие ли знают басни Крылова? Почему интересны всем? В чем секрет? Какова же цель урока? (Искать особенность, почему?)

3. Актуализация. Назовите умения по теме, которые пригодятся в жизни (уметь анализировать, внимательно читать, вдумчиво читать, делать выводы, высказывать свою точку зрения)

4. «Облако желаний» Посмотрите: цели поставлены, тема названа, эпиграф прочитан. Что вы хотели бы сегодня для себя на уроке? С какими мыслями вы пришли на урок?

5. Повторение материала, который нужен при работе с басней.

Кто является родоначальником басни? Кого еще знаете?

Что такое басня? Что лежит в основе басни? Кто является героями басен? Как называется прием? Дайте ему определение? Из каких частей состоит басня? Что такое мораль? Какой прием лежит в основе? (Все вышесказанное относится к любой басне.) Что же еще особенного есть в крыловской басне?) Можно ли творчество отделить от человека? Что это был за человек? (Портрет.)

6. Использование ИКТ. Мультфильм. Прослушивание басни. Эвристическая беседа. На кого похожи герои мультфильма? Почему?
Составление эйдос-конспекта.

Уроки литературы

5 класс

Презентации по литературе [485]
Печатные тесты по литературе [64]
Контрольные работы по литературе [35]
Интерактивная доска (литература) [1]

Урок по программе А. В. Гулина, А. Н. Романовой. Материал может быть использован на уроке внеклассного чтения, расширяющем представление учащихся о баснях, либо после изучения сказок о животных. Дети могут познакомиться с Панчатантрой, памятником санскритской прозы, сборником поучительных рассказов.

Целевая аудитория: для 5 класса

Конспект и презентация к уроку-дискуссии: «А. Платонов. Рассказ «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя, восприятие им окружающего мира».

Цели: анализ текста художественного произведения, обучение ведению диспута, развитие умения использования литературоведческих терминов, обучение монологическому аргументированному ответу.

УМК — учебник В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина «Литература: 5 класс»: Учеб.: В 2ч. – М.: Просвещение, 2013 г.

Необходимое оборудование: портрет писателя, презентация, фонохрестоматия к учебнику, компьютер, проектор, экран.

Целевая аудитория: для 5 класса

Не секрет, что современные школьники не любят читать, поэтому обобщающий урок по теме «Сказки» предлагаю провести в форме литературной игры «Конкурс знатоков сказок», позволяющей пятиклассникам увидеть свои успехи, достижения и осознать необходимость получения новых знаний. Игра-соревнование повысит интерес учащихся к предмету и будет способствовать формированию мотивации чтения.
Проведению такого урока должна предшествовать подготовительная работа: класс делится на 3 команды, каждая из которых получает задание – прочитать сказки, нарисовать иллюстрации, подготовить инсценировку и вопросы соперникам. Чтобы создать атмосферу праздника можно на урок пригласить родителей и обязательно позаботиться о приглашении в жюри коллег.
Разработка содержит подробный конспект урока, а также приложения (задания, протокол жюри, список сказок)

Целевая аудитория: для 5 класса

Презентация дополняет, расширяет и углубляет содержание работы на уроке литературы в пятом классе по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». Учащиеся знакомятся с лучшими произведениями живописи по данной теме. Репродукции картин В.Перова и И.Репина вызывают волнующие эмоции. Никто из учеников не может остаться равнодушным к героям картин и их жизни. Лучшие произведения литературы и живописи формируют самые ценные духовно-нравственные качества личности: сострадание, милосердие, справедливость, сопереживание, внимание к ближнему.

Разработка урока литературы по теме Басни Крылова

Цели урока:
1.дать учащимся понятие о басне как жанре художественной литературы, особенностях этого жанра на примере басни «Стрекоза и Муравей»; «Лебедь, Щука и Рак»
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать самостоятельность и инициативу, уважение к труду
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, аудиозапись басни, тетради, маркеры, схемы, листочки и конверты для голосования, портреты Крылова и Лафонтена, иллюстрации к басне
Работа со словами: нужда, удручить, вешний, мурава
Ход урока:

1.Организационный момент.
2. Побуждение к действию
Слово учителя: ребята, сегодня на уроке литературного чтения мы с вами познакомимся с известным баснописцем и.А. Крыловым и жанром БАСНЯ, а также с такими понятиями как инолсказание, аллегория и мороаль басни. И.А. Крылов переводил басни известного французского поэта Лафонтена, но настолько оригинально, что из нельзя было узнать. Крылов в свои переводы вдохнул дух русской жизни. Герои его басен стали народными, а выражения – крылатыми. К примеру, «Ты сер, а я приятель сед», «Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку», «А вы, джрузья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь», «У сильного всегда бессильный виноват» и многие другие
-Что же такое БАСНЯ и в чём ее особенности? Давайте запишем и запомним.
Басня – небольшой рассказ в стихах, в котором должы быть иносказание, аллегория и мораль
Иносказание – замаскированный способ выражения мыслей.
Аллегория – когда под животными подразумеваются люди.
Мораль — поучение
Работа по стратегии «Ключевые слова» (Учащиеся составляют свой небольшой рассказ, используя данные ключевые слова: работать, петь, плясать, лето, зима )
* Прослушивание 3-4 рассказов учащихся
3. Осмысление изученного материала
*Словарная работа: нужда, удручить, вешний, мурава
*Прослушивание басни (аудиозапись)
*Составление диаграммы Венна (сравнивание своего рассказа с басней Крылова: что общего и разного)
*Игра «На месте другого» (два ученика выступают в роли Стрекозы и Муравья, остальные задают им вопросы)
*Анализ басни:
-Какими словами Крылов показывает, что жизнь для Стрекозы – это лето, вечный праздник?
-Почему просьба Стрекозы для Муравья кажется странной?
Кто в нашей жизни Стрекоза, а кто Муравей?
-Докажите, что это басня, пользуясь записями в тетради.
-Найдите здесь иносказание, аллегорю и мораль.
4.Обратная связь (Рефлексия)
*Стратегия «Круглый сто Рауд Робин»(учащиеся на карточках голосования письменно высказывают свое мнение на утверждение, данное учителем: «Муравей поступил правильно, отказав в помощи Стрекозе» и голосуют «ДА», «НЕТ» — это надписи в конвертах для голосов)
*Подсчёт голосов, выводы

3.Изучение нового материала
*Чтение басни «Лебедь, Щука и Рак», стр. 118
*Словарная работа: воз, лад, мука, поклажа4. Закрепление нового материала
*Выразительное чтение басни.
*Анализ басни по вопросам:
-Найдите в басне мораль.
-Какую житейскую ситуацию имеет в виду автор?
-Были ли с вами в жизни такие случаи?
-Опишите житейскую ситуацию, где были бы уместны слова «воз и ныне там».
*Прослушать несколько вариантов придуманных детьми рассказов.

5.Домашнее задание: выучить басню крылова наизусть, стр117 + теоретический материал из тетради
6.Подведение итогов занятия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: