Разработка открытого урока по литературе в 9 классе по лирике на

«О доброй и мудрой Пушкинской сказке». Урок — театрализация. Обучение грамоте. 1 класс (1 – 4)

К урокам «Сказка о рыбаке и рыбке». А.С. Пушкин — сказочник. Из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. 2-й класс.

Литература 5 класс Методические советы под редакцией В.И. Коровина Глава А. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый. », «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Методический опыт. «Песнь о Вещем Олеге» А.С.Пушкина на уроках в начальной школе portal-slovo.ru

Из Единой коллекции ЦОР — к учебнику «Литература. Начальный курс», 5 класс (уроки: Литературная сказка, поэма «Руслан и Людмила» и др.)

«Сказка о царе Салтане…» А.С. Пушкина в музыке Н.А. Римского- Корсакова . Интегрированный урок литературы и музыки для 5 класса.

Из Единой коллекции ЦОР — к учебнику «Литература. Начальный курс», 6 класс («Песнь о вещем Олеге»)

«Негде, в тридевятом царстве». Урок — лабораторная работа по произведению А.С.Пушкина «Сказка о Золотом петушке», 9-й класс

Интегрированный урок в 8 классе (литература + история) Тема урока: Образ Пугачева. Крестьянская война 1773 – 1775 гг.

Любовная лирика Пушкина. Информационные технологии на уроках литературы.

Гений Пушкина и Чайковского в искусстве XIX века (на примере опер П.И. Чайковского “Евгений Онегин”, “Пиковая дама”, “Мазепа” по произведениям А.С. Пушкина).

«Что за прелесть эти сказки. » Внеклассное мероприятие по сказкам А.С. Пушкина

Цикл уроков по жизни и творчеству А.С.Пушкина / Пушкинское Болдино, Родословная семьи пушкиных, Лицеист Пушкин, Повести Белкина/

» ПЕРЕЧИТЫВАЯ ПУШКИНА СЕГОДНЯ» — Сборник методико — библиографических материалов Научно — методического отдела Тверской ОУНБ им. А.М. Горького,

К урокам. Сайт ученика 11А класса МОУ СОШ №96 , Виктора Дюкова

Презентация по литературе «А.С.Пушкин: основные мотивы лирики»
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Презентация предназначена для учащихся 9 классов и в помощь учителям литературы. Направлена на знакомство с основными мотивами лирики А.С.Пушкина и на обучение анализу стихотворного текста. Может быть использована для изучения лирики как на конкретном уроке, так и на уроке по закреплению пройденного материала.

Скачать:

Вложение Размер
a.s.pushkin_osnovnye_motivy_liriki.ppt 841.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация рассказывает об основных темах и мотивах цветаевской лирики, дает ключ в поэзии М.Цветаевой.

Материал представляет собой разработку урока литературы «Основные мотивы лирики С.Есенина» для обучающихся 1 курса образовательных учреждений , реализующих программы НиСПО .

Урок с использованием современных технологий.

В презентации представлен материал, сопровождающий лекцию учителя на уроке в 9 классе. Портреты адресатов лирики поэта.

Материал предназначен для самостоятельной работы в 9 классе (болеющим ученикам, тем. кто находится на карантине) и содержит теоретические сведения и вопросы по текстам произведений п.

Основные мотивы лирики Пушкина, названия стихотворений.

Статья может быть использована как материал к уроку литературы в 7 классе.

Разработка открытого урока для учащихся 5-го класса по литературе Поэтическое изображен

Тема урока: Поэтическое изображение родной природы и Родины в лирике С.А.Есенина

Цель урока: развитие этических качеств учащихся: чувства любви к Родине, к родной природе, гордости за свою землю.

Задачи урока:

Знакомство с творчеством поэта;

Формирование и развитие коммуникативной и информационной компетенции учащихся;

Развитие навыков выразительного, внимательного и вдумчивого чтения художественного произведения;

Формирование навыков литературного анализа художественного текста.

Проблема: учащиеся не умеют определять, при помощи каких художественных средств поэт выражает свою любовь к Родине, к родной природе.

Проблемный вопрос: Как поэт выражает свою любовь к родному краю, родной природе в художественном произведении?

Варианты решения:

Природа «живая»: имеет душу, своеобразный язык.

С.А. Есенин словесно рисует незабываемые картины родного края.

Поэт использует художественные средства (эпитеты, олицетворения).

Стихи С.А. Есенина создают незабываемый эмоциональный настрой.

Оптимальный вариант: С.А. Есенин любил родной край, свою родину – Россию. Он создал незабываемые поэтические картины родной земли, умело используя художественные средства (Эпитеты, олицетворения).

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».

Учитель:

Здравствуйте, уважаемые пятиклассники! Сегодня нам предстоит познакомиться со стихотворениями талантливого, всеми любимого русского поэта С.А. Есенина. Давайте мысленно перенесемся в березовую рощу, где слышен щебет птиц, где в чистом воздухе едва уловим аромат полевых цветов…(тихим голосом, слайд с музыкой и картинами русской природы).

Беседа по вопросам

-Какие чувства вы испытывали, слушая музыку? Какие картины вы видели?

Объяснение нового материала

-Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью, творчеством С.А. Есенина. Узнаем о том, где он родился, как учился любить свою родину.

На экране портрет писателя, фотографии, отчего дома Сергея Есенина, фотографии его родных, односельчан.

-Всю свою жизнь поэт испытывал любовь к «родным березкам», воспевал рассветы и закаты, увиденные мальчишкой на Рязанщине. Учащиеся зачитывают стихотворения известного русского поэта, рисующие картины родной природы.

Беседа по вопросам

-Какие особенности прочтения стихотворений о природе вы заметили?

-Какой общей темой можно объединить эти стихи?

-Какой видит природу С.А. Есенин?

Работа в группах

В предложенных отрывках предлагается найти слова, при помощи которых поэт прямо выражает свои чувства к родной природе.

-Какими качествами наделяет природу автор?

Учащиеся находят эпитеты, сравнения, называют их, но уже имеющихся знаний недостаточно. Пятиклассники обращают внимание на то, что природа в стихах С.А.Есенина оживает, сочувствует лирическому герою. Учащиеся затрудняются в определении этой художественной особенности стихотворений С.А. Есенина.

Один из учащихся знакомит одноклассников с новым термином – «олицетворение (учащиеся делают записи в своих тетрадях для работ по литературе).

Русский поэт Ф.И. Тютчев в своем стихотворении так написал:

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».

Как вы понимаете эти слова? Какие слова являются ключевыми?

Детям предлагается найти примеры олицетворений в разных стихотворениях С.А. Есенина, познакомить с ними своих одноклассников. К сожалению, в нашей школьной библиотеке сборники стихотворений С.А. Есенина черно-белые. Очень жаль. А давайте творчески подойдем к этой проблеме: предложим издательствам свою помощь в оформлении этих книг.

Работа в группах

Одна из групп получает задание подобрать иллюстрации к предложенным стихотворениям, обосновать свой выбор. Вторая группа создает обложку к сборнику стихов С.А. Есенина. Третья группа выписывает пословицы, поговорки о Родине, о любви к ней.

(группы создаются с учетом личностных особенностей учащихся, т.е. личностно-ориентированного подхода).

Выступление творческих групп

Беседа по вопросам

-Как вы можете выразить любовь к Родине, родной природе?

Учащиеся высказывают свои варианты. Например, сочинить стихотворение, написать сочинение о любви к отчему краю, нарисовать любимый уголок родной природы и др.

-А как Сергей Александрович выражает свою любовь к Отчизне? (поэт словесно рисует незабываемые картины родного края, используя при этом художественные средства: эпитеты, олицетворения).

-Природа в его стихах оживает, имеет душу, разговаривает своеобразным языком. Произведения С.А. Есенина создают незабываемый эмоциональный настрой у читателей.

Рефлексия

-Каково было ваше настроение в начале урока? Изменилось ли оно к концу урока? Кому бы вы хотели сказать спасибо, поблагодарить?

Каждый учащийся перед уроком получил берёзовые листочки темно-коричневого цвета, желтого и зеленого цветов. На ватмане нарисован березовый ствол. Учащимся предложено приклеить один из листочков: если урок был интересным, полезным – прикрепить зеленый листочек, если работа на уроке не принесла удовлетворения, учащийся ничего нового и интересного для себя не узнал – прикрепить темно-коричневый листочек, а если учащийся затрудняется в своей оценке – прикрепить желтый листочек.

Подведение итогов урока

-Урок прошел в теплой, дружеской атмосфере. Большое спасибо…за выразительное чтение стихотворений С.А. Есенина. Хочется поблагодарить членов творческих групп за… На «отлично» сегодня поработали…

Урок литературы в 9-м классе «Поэтический мир М.Ю. Лермонтова»

Разделы: Литература

Произведения М.Ю.Лермонтова изучаются на протяжении всего курса литературы. Программа 9 класса предполагает монографическое изучение творчества поэта, что подразумевает создание целостной концепции художественного мира М.Ю.Лермонтова. Многие согласятся с тем, что сделать это достаточно сложно в силу определенных факторов:

  • субъективизм лирики М.Ю.Лермонтова;
  • условность выделения в лирике поэта определенных тем и мотивов;
  • взаимопроникновение поэтических образов и символов;
  • трудность выделения временных этапов эволюции поэта;
  • постоянное творческое переосмысление раннее написанного (возврат поэта к темам ранней лирики).

Предлагаемое занятие (2-3 часа учебного времени) создает условия для формирования не только индивидуальной картины поэтического мира Лермонтова, построенной на эмоционально-чувственном восприятии, но и целостной концепции творчества поэта.
В системе уроков по творчеству Лермонтова в 9 классе данное занятие следует после изучения биографии поэта. В 10 классе запланировано изучение следующих тем: тема поэта и поэзии; философские мотивы; тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова.
Особенностью предлагаемого занятия является также и то, что отдельные этапы имеют смысловую законченность и могут применяться как самостоятельные, в зависимости от уровня подготовленности обучающихся и количества учебных часов по программе.

Оборудование урока: интерактивная доска, мультимедийная презентация.

Цели урока:

  • знать основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова;
  • понимать своеобразие художественного мира поэта;
  • совершенствовать навык анализа текста на уровне содержания (темы, мотивы, идеи) и формы (изобразительно-выразительные средства);
  • развивать основные рече-мыслительные умения (сравнение, обобщение, анализ, синтез);
  • развивать эмоционально-ценностные компетенции.

I. Создание субъективного представления о лирическом герое М.Ю.Лермонтова через восприятие художественного текста

1. Выразительное чтение стихотворений М.Ю.Лермонтова («Ангел», «Монолог», «Молитва», «Благодарность»). Чтение стихов сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации, подготовленной учащимися.

2. Заполнение учащимися таблицы после прочтения стихотворений.

Мое восприятие состояния лирического героя Ключевые слова и словосочетания из поэтических текстов

Рекомендации по работе с таблицей. Фронтальное озвучивание левой части таблицы для создания общего представления учащихся о состоянии лирического героя М.Ю.Лермонтова.

3. Работа с цитатой М.М.Дунаева, автора книги «Православие и русская литература».

Задание: выскажите свое мнение по цитате М.М.Дунаева, используя в качестве аргументов ключевые слова и словосочетания из таблицы.
«Как часто силой мысли в краткий час/ Я жил века и жизнию иной,/ И о земле позабывал, Не раз/ Встревоженный печальною мечтой,/ Я плакал, но все образы мои,/ Предметы мнимой злобы иль любви,/ Не походили на существ земных./ О нет! Всё было ад иль небо в них», – эти строки написаны Лермонтовы в 17 лет. «Ад иль небо», кромешный мрак и божественный свет, две столь противоположные крайности в душе, между которыми разрывается она, всякий раз являя в своих стремлениях то хаос смятения, то гармонию устремленности к Творцу, но чаще всего парадоксальное смешение того и другого… Противозначные полюса создают мощно напряженное пространство. Это полярное напряжение не успокаивает душу, но способно лишь сильнее взорвать боль, страдание, муку, терзание страстей. Любимые слова Лермонтова: страдание, страсть, мука».

Вывод: учащиеся приходят к пониманию противоречивости внутреннего мира лирического героя М.Ю.Лермонтова.

II. Определение основных тем и мотивов лирики Лермонтова через истолкование поэтических текстов

1. Работа в группах.

Задание: соотнесите каждое стихотворение с предложенными темами (мотивами).

  • «Письмо» (1829), «Чаша жизни» (1831), «И скучно и грустно» (1840), «Нет, я не Байрон…» (1836), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841)
  • «Монолог» (1829), «Пророк» (1841), «Исповедь» (1831), «Листок» (1841), «Как часто пестрою толпою окружен…» (1840)
  • «Жалобы турка» (1829), «Парус» (1832), «Жела­ние» (1832), «Кинжал» (1837), «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837)
  • «Бородино» (1827), «Прощай, немытая Рос­сия» (1840), «На севере диком…» (1841), «Ангел» (1831), «Нищий» (1830)
  • «Из-под таинственной, холодной полумаски…» (1841), «Утес» (1841), «Узник» (1837), «Сосед» (1837), «Пленный рыцарь» (1840)
  • «Я к вам пишу» (1840), «Кавказ» (1830), «Родина» (1841), «Соседка» (1840), «Тучи» (1840)

Основные темы и мотивы:

  • Тема судьбы поколения (отрицание существующей действительности, бездуховность общества)
  • Тема одиночества (мотив непонятости, усталости и безысходности)
  • Тема Родины (обращение к отечественной истории и поиск идеалов в прошлом)
  • Тема природа (природа как одухотворенная красота и как отражение трагических моментов жизни человеческой души)
  • Тема любви и дружбы (страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и понимания)
  • Тема самопознания (противоборство земных и небесных сил, богоборческие мотивы)
  • Тема избранности (судьба поэта и его творений)

2. Работа с интерактивной доской: предложенные темы выведены на экране, учащиеся оформляют результаты работы, вписывая названия стихотворений.

3. Фронтальная аналитическая работа.

В чем своеобразие каждой предложенной темы в лирике М.Ю.Лермонтова?
Всегда ли можно однозначно определить тему стихотворения? Почему?

Вывод: поэтический мир М.Ю.Лермонтова характеризуется сильным субъективным началом, и как следствие – условность выделения в лирике поэта определенных тем и мотивов и взаимопроникновение поэтических образов и символов.

III. Определение концепции мира и человека в лирике М.Ю.Лермонтова

1. Создание проблемной ситуации: все многообразие тем можно свести к нескольким. Каким?
Учащиеся предлагают свои варианты объединения тем.. Под руководством учителя все темы объединяются в три: «Я» и природа», «Я» и люди», «Я» и Творец».

2. Общее задание: составить монологическое высказывание на тему «Я» и природа», «Я» и люди», «Я» и Творец» с опорой на предложенные стихотворения и вопросы. Учащиеся выбирают близкую им тематическую группу стихотворений М.Ю.Лермонтова.

«Я» и природа «Я» и люди «Я» и Творец
Парус Дума Сон
Тучи Монолог Когда волнуется желтеющая нива…
Сосна Как часто пестрою толпою окружен… Молитва
Утес И скучно, и грустно… Благодарность
Листок Отчего Выхожу один я на дорогу…
Синие горы Кавказа… Нет, не тебя так пылко я люблю…
Когда волнуется желтеющая нива… Я не унижусь пред тобой…
Горные вершины…

Вопросы для 1-й группы:

  1. Каким предстает мир природы М.Ю.Лермонтова?
  2. Какие природные образы используются в стихотворениях М.Ю.Лермонтова и почему?
  3. Какие изобразительно-выразительные средства используются для создания поэтических образов?

Вопросы для 2-й группы:

  • Каким представлено поколение М.Ю.Лермонтова в данных стихотворениях?
  • Отождествляет ли себя поэт с данным поколением?
  • Как можно охарактеризовать любовное чувство лирического героя?
  • Какие изобразительно-выразительные средства используются для понимания состояния лирического героя?
  • В чем трагедия взаимоотношений лирического героя с миром?

Вопросы для 3-й группы:

  1. Каковы основные мотивы в стихотворениях?
  2. Какие изобразительно-выразительные средства раскрывают замысел поэта?
  3. В чем противоречивость состояния лирического героя?

Учащиеся озвучивают результаты коллективной деятельности. Регламент одного выступления 5 минут.

4. Вывод-обобщение (учащиеся выбирают один из вариантов задания)

Вариант А. Выбрать и прокомментировать цитату, которая, по вашему мнению, наиболее точно отражает своеобразие поэтического мира М.Ю.Лермонтова.
«Лермонтов никуда не приходит, а только уходит… Вы его вечно видите «со спины». Какую бы вы ему «гармонию» ни дали, какой бы вы ему «Рай» ни насадили, – вы видите, что он берется «за скобку двери»… «Прощайте! ухожу!» – сущность всей поэзии Лермонтова. Ничего, кроме этого. А этим полно все». (В.В.Розанов)
«Я – та особа, у которой бываю с наибольшим удовольствием… лучший мой родственник – я сам». (М.Ю.Лермонтов)

Вариант Б. Свое индивидуальное восприятие лирики М.Ю.Лермонтова учащиеся выражают в продуктивно – творческой деятельности: создание хокку, хайку, синквейна… (не исключается и традиционная поэтическая форма).

IV. Домашнее задание (на выбор):

  • Буклет «Концепция мира и человека в лирике М.Ю.Лермонтова».
  • Поэтический словарь М.Ю.Лермонтова (выбрать и оформить как словарную статью наиболее частотные слова из лирики М.Ю.Лермонтова, сопроводив их примерами из текста).
  • Мультимедийная презентация «Поэтический мир М.Ю.Лермонтова».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: